Развитие законодательства в сфере противодействия незаконному обороту наркотиков

(Хатаева М. А.) («Административное право», 2010, N 3)

РАЗВИТИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В СФЕРЕ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ НЕЗАКОННОМУ ОБОРОТУ НАРКОТИКОВ

М. А. ХАТАЕВА

Хатаева М. А., кандидат юридических наук, научный сотрудник отдела административного законодательства и процесса Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации.

В современном обществе, в котором большинство товаров перемещается свободно, существует реальная возможность активного развития социально опасных явлений. Одной из серьезных проблем XXI века международного характера является незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и связанное с ним незаконное потребление указанных средств и веществ. Об этом, в частности, свидетельствуют положения Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 12.05.2009 N 537 (пункт 37) <1>. ——————————— <1> СЗ РФ. 2009. N 20. Ст. 2444.

Количество потребителей наркотиков в мире увеличивается с каждым годом. По оценкам экспертов ООН, в мире насчитывается 172 — 250 млн. человек в возрасте от 15 до 64 лет, которые хотя бы раз употребляли наркотики <2>. Российская Федерация как неотъемлемая часть мирового сообщества в полной мере испытывает на себе растущую наркоугрозу. Ситуацию наглядно иллюстрируют данные официальной статистики о зарегистрированных лицах, употребляющих наркотики не в медицинских целях. Так, в 2001 году таких лиц было зарегистрировано 496419, в 2002 году — 498745, в 2003 году — 495620, в 2004 году — 493647, в 2005 году — 500508, в 2006 году — 517839 <3>. Кроме того, в настоящее время незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров представляет угрозу экономической безопасности России и других стран мира, что подтверждают данные об увеличении за прошедшие 10 лет уровня преступности, связанной с незаконным оборотом наркотиков, более чем в пять раз <4>. ——————————— <2> См.: Всемирный доклад УНП ООН о наркотиках за 2009 год. С. 15 // Режим доступа: http://www. unodc. orq/pdf/WDR_2004/ Executive Summary russian. pdf. <3> См. подробнее: Иванов В. П. О наркоситуации в Российской Федерации // Наркоконтроль. 2008. N 3; СПС «КонсультантПлюс». <4> См. подробнее: Хатаев А. Ц. Мировой наркобизнес // Международная жизнь. N 1. 2009; СПС «КонсультантПлюс».

Приведенные данные свидетельствуют о том, что ситуация с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров в Российской Федерации приобрела тенденцию к обострению. Распространение наркомании происходит нарастающими темпами. Это обусловливает необходимость поиска и реализации адекватных и эффективных мер противодействия их незаконному обороту. В качестве одной из таких мер выступает оптимизация законодательства в рассматриваемой сфере. При этом особый акцент будет сделан на мерах административно-правового воздействия. Правоотношения в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров регулируются отраслевым законодательством, в частности гражданским, уголовным, административным. Значительное влияние на развитие отношений в рассматриваемой сфере оказывает международное право. В настоящей статье будет дана характеристика всех указанных областей. Сложившаяся международно-правовая база, регулирующая взаимодействие Российской Федерации с другими государствами в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, включает в себя несколько сотен международных договоров различного уровня (межгосударственные, межправительственные <5>, межведомственные <6>). ——————————— <5> См.: Межправительственные соглашения о сотрудничестве в сфере борьбы с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров между Россией и Индией (г. Москва, 12 ноября 2007 г.); Республикой Никарагуа (г. Нью-Йорк, 21 сентября 2004 г.); США (г. Москва, 25 сентября 2009 г.); Восточной Республикой Уругвай (г. Москва, 2 июля 2002 г.); Словенией (г. Москва, 15 мая 2001 г.); Боливарианской Республикой Венесуэла (г. Москва, 14 мая 2001 г.); Республикой Эквадор (г. Нью-Йорк, 24 сентября 1999 г.); Ирландией (г. Москва, 15 сентября 1999 г.); Лаосской Народно-Демократической Республикой (г. Вьентьян, 14 мая 1999 г.); Республикой Нигерией (г. Москва, 13 мая 1999 г.); Вьетнамом (г. Ханой, 22 октября 1998 г.); Колумбией (г. Боготе, 26 ноября 1997 г.); Исламской Республикой Пакистан (г. Бишкек, 10 октября 1997 г.); Республикой Панама (г. Боготе, 27 ноября 1997 г.); с Мексиканскими Соединенными Штатами (г. Мехико, 20 мая 1996 г.); Боливией (г. Москва, 26 июля 1996 г.); Китаем (г. Пекин, 25 апреля 1996 г.); Республикой Куба (г. Москва, 23 мая 1995 г.); Бразилией (г. Москва, 11 октября 1994 г.); Республикой Мальта (г. Валлетте, 21 апреля 1993 г.) и др. <6> См.: Межведомственные соглашения о сотрудничестве в сфере борьбы с незаконным оборотом наркотических средств и их прекурсоров между Федеральной службой Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков и МВД и Министерством юстиции Боливарианской Республики Венесуэла (г. Санкт-Петербург, 15 августа 2009 г.); МВД Арабской Республики Египет (г. Каир, 23 июня 2009 г.); Вице-министерством по социальной защите и контролируемым веществам (КОНАЛТИД) Республики Боливия (г. Москва, 16 февраля 2009 г.); Агентством по борьбе с наркотиками Республики Филиппины (г. Манила, 3 августа 2007 г.); МВД Республики Ангола (г. Москва, 31 октября 2006 г.); Центральным комитетом по контролю за наркотиками Союза Мьянма (г. Москва, 3 апреля 2006 г.); МВД Королевства Испания (г. Мадрид, 9 февраля 2006 г.).

Особое место занимают соглашения о сотрудничестве государств в борьбе с незаконным оборотом наркотиков, заключенные в рамках государств — участников СНГ <7>. ——————————— <7> В частности, Российская Федерация заключила межправительственные и межведомственные соглашения: с Азербайджаном (между МВД, 19 апреля 1996 г.), Арменией (между МВД, 12 мая 1993 г.), Беларусью (между МВД, 30 сентября 1997 г.), Грузией (между МВД, 21 марта 1994 г.), Молдовой (между МВД, 8 июля 1993 г.), Таджикистаном (между МВД, 23 сентября 1993 г.), Туркменией (между МВД, 31 июля 1992 г.), Казахстаном (межправительственное Соглашение о сотрудничестве от 12 октября 1998 г., Соглашение между МВД от 9 января 1993 г.), Киргизией (межправительственное Соглашение о сотрудничестве от 10 октября 1997 г., между МВД от 25 апреля 1992 г.), Украиной (межправительственное Соглашение о сотрудничестве от 19 ноября 1998 г., между МВД от 23 февраля 1992 г.), Узбекистаном (межправительственное Соглашение о сотрудничестве от 12 марта 1997 г.).

В целях эффективного контроля за распространением наркотических средств и психотропных веществ были приняты три международные Конвенции: Единая конвенция о наркотических средствах 1961 года <8>, Конвенция о психотропных веществах 1971 года <9>, Конвенция ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 года <10>. ——————————— <8> СЗ РФ. 2000. N 22. Ст. 2269. <9> См.: Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. Вып. XXXV. М., 1981. С. 416 — 434. <10> См.: Сборник международных договоров СССР и Российской Федерации. Вып. XLVII. М., 1994. С. 133 — 157.

Названные Конвенции содержат базовые положения, достаточно конкретные и определенные, позволяющие ориентировать на них национальное право в соответствующей его части и обеспечивать более эффективное его воздействие на процесс преодоления наркотизма. Это уже не свод деклараций и общих, не вполне определенных установлений, а «международно-правовой акт, содержащий стройную систему сконцентрированных воедино норм, являющихся в совокупности правовым фундаментом борьбы с наркотизмом в мировом масштабе» <11>. ——————————— <11> См.: Гасанов Э. Г. Борьба с наркотической преступностью: Международный и сравнительно-правовой аспекты. М., 2000. С. 60.

Конвенция о психотропных веществах 1971 года устанавливает международную систему контроля за такими веществами, как галлюциногены, симпатомиметические средства амфетаминного типа, барбитураты, а также снотворные, транквилизирующие и анальгезирующие средства. Одни из этих веществ вообще запрещены к использованию, другие выдаются лишь по рецептам. В Конвенции зафиксированы положения, согласно которым рецепты должны выписываться в строгом соответствии с медицинской практикой, этикетки препаратов должны снабжаться указаниями об их употреблении и необходимыми предостережениями. Конвенция предусматривает меры против злоупотребления и указывает на необходимость лечения, реабилитации и социальной реинтеграции наркоманов. Предусмотрено также, что в качестве альтернативы наказанию или дополнительно к нему лица, злоупотребляющие психотропными веществами, могут быть подвергнуты принудительному лечению. Конвенция о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 года была принята специальной конференцией ООН. Основным побудительным мотивом ее принятия явилась необходимость укрепления и дополнения мер, предусмотренных двумя предыдущими Конвенциями ООН. При этом основной упор сделан на укрепление эффективности юридических средств международного сотрудничества. В частности, оговорено, что Конвенция не исключает какой-либо уголовной юрисдикции, устанавливаемой любой стороной в соответствии с ее национальным законодательством. Особо подчеркивается, что при осуществлении своих обязательств по данной Конвенции стороны принимают необходимые меры, в том числе организационного и законодательного характера, соответствующие основополагающим статьям их внутренних законодательных систем. Одним из наиболее важных положений указанной Конвенции является установление контроля за веществами, часто используемыми при незаконном изготовлении наркотических средств или психотропных веществ. Речь идет о прекурсорах наркотических средств и психотропных веществ. В Конвенции 1988 года обозначены лишь общие меры контроля, согласно которым предполагается, что правительства для претворения в жизнь общих положений Конвенции должны разработать собственные конкретные меры контроля. Большое значение придается налаживанию межгосударственных связей в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров. Согласно статье 38 Единой конвенции о наркотических средствах 1961 года с поправками, внесенными в нее в соответствии с Протоколом 1972 года, и статье 20 Конвенции о психотропных веществах 1971 года сторонам указанных Конвенций надлежит принимать все возможные меры, направленные на предотвращение злоупотребления наркотическими средствами или психотропными веществами, раннее выявление, лечение, воспитание, восстановление трудоспособности, возвращение в общество лиц, употребляющих указанные средства и вещества, а также наблюдение за ними после окончания их лечения. В соответствии с этим Российская Федерация, будучи участником международных Конвенций в рассматриваемой сфере, должна иметь соответствующее законодательство, регулирующее правовые и организационные направления по контролю за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров. Основополагающим правовым документом в российском антинаркотическом законодательстве является Конституция Российской Федерации <12>. В соответствии со статьей 71 Конституции РФ регулирование оборота (в частности, производства) наркотических средств и психотропных веществ отнесено к ведению Российской Федерации. В рамках реализации Конституции Российской Федерации был принят Федеральный закон от 08.01.1998 N 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» <13> (далее — Закон о наркотических средствах), что повлекло необходимость внесения изменений в другие нормативные акты» <14>. ——————————— <12> См.: Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // СЗ РФ. 2009. N 4. Ст. 445. <13> СЗ РФ. 1998. N 2. Ст. 219. <14> В частности, были внесены изменения в Указ Президента РФ от 22.02.1992 N 179 «О видах продукции (работ, услуг) и отходов производства, свободная реализация которых запрещена»; Федеральный закон от 08.08.2001 N 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»; Постановление Правительства РФ от 31.07.1998 N 864 «Об установлении государственных квот, в пределах которых осуществляются производство, хранение и ввоз (вывоз) наркотических средств и психотропных веществ» (документ утратил силу в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 22.06.2009 N 508 «Об установлении государственных квот на наркотические средства и психотропные вещества»); Постановление Правительства РФ от 16.03.1996 N 278 «О порядке ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из Российской Федерации наркотических средств, сильнодействующих и ядовитых веществ»; Постановление Правительства РФ от 06.08.1998 N 892 «Об утверждении Правил допуска лиц к работе с наркотическими средствами и психотропными веществами»; Постановление Правительства РФ от 30.06.1998 N 681 «Об утверждении Перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации»; и др.

Указом Президента РФ от 11.03.2003 N 306 «Вопросы совершенствования государственного управления в Российской Федерации» <15> был сформирован Государственный комитет Российской Федерации по противодействию незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ, впоследствии Государственный комитет Российской Федерации по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, преобразованный затем в Федеральную службу Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН России). ——————————— <15> СЗ РФ. 2003. N 12. Ст. 1099.

ФСКН России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики, нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также в области противодействия их незаконному обороту <16>. ——————————— <16> См. подробнее: Указ Президента Российской Федерации от 28.07.2004 N 976 «Вопросы Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков» // СЗ РФ. 2004. N 31. Ст. 3234.

Развивая положения Закона о наркотических средствах, Правительство Российской Федерации принимает необходимые документы в области контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров <17>. ——————————— <17> К ним относятся: Постановление Правительства РФ от 18.06.1999 N 647 «О порядке дальнейшего использования или уничтожения наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также инструментов и оборудования, которые были конфискованы или изъяты из незаконного оборота либо дальнейшее использование которых признано нецелесообразным»; Постановление Правительства РФ от 30.11.1999 N 1318 «О совершенствовании деятельности Правительственной комиссии по противодействию злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту» (документ утратил силу в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 07.03.2008 N 156 «О признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации»); Постановление Правительства РФ от 28.07.2000 N 577 «О порядке представления сведений о деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и регистрации операций, связанных с этой деятельностью» (документ утратил силу в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 04.11.2006 N 644 «О порядке представления сведений о деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и регистрации операций, связанных с оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров»); Постановление Правительства РФ от 22.03.2001 N 221 «Об утверждении Перечня инструментов и оборудования, находящихся под специальным контролем и используемых для производства и изготовления наркотических средств, психотропных веществ, и Правил разработки, производства, изготовления, хранения, перевозки, пересылки, отпуска, реализации, распределения, приобретения, использования, ввоза на таможенную территорию Российской Федерации, вывоза с таможенной территории Российской Федерации, уничтожения инструментов и оборудования, находящихся под специальным контролем и используемых для производства и изготовления наркотических средств, психотропных веществ»; Постановление Правительства РФ от 21.06.2002 N 454 «О лицензировании деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ» (документ утратил силу в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 04.11.2006 N 648 «Об утверждении Положения о лицензировании деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ»); Постановление Правительства РФ от 03.09.2004 N 454 «О запрещении культивирования на территории Российской Федерации растений, содержащих наркотические вещества»; Постановление Правительства РФ от 23.01.2006 N 31 «О создании, ведении и использовании единого банка данных по вопросам, касающимся оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также противодействия их незаконному обороту».

В целях реализации правительственных решений министерства утверждают ведомственные нормативные правовые акты в рассматриваемой области <18>. ——————————— <18> В частности, Приказ Минэкономразвития России от 28.09.2000 N 46 «О порядке представления сведений о деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и регистрации операций, связанных с этой деятельностью»; Приказ Минэкономразвития России от 11.01.2001 N 7 «О выдаче копий лицензий на ввоз (вывоз) наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ»; и др.

Важное положение среди нормативных правовых актов, регулирующих вопросы противодействия незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, отводится Уголовному кодексу Российской Федерации <19> (далее — УК РФ). Так, частью 2 статьи 188 УК РФ предусмотрена уголовная ответственность за перемещение через таможенную границу Российской Федерации наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, инструментов и оборудования, находящихся под специальным контролем и используемых для производства и изготовления наркотических средств и психотропных веществ (контрабанда). ——————————— <19> См.: Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ // СЗ РФ. 1996. N 25. Ст. 2954.

В главе 25 УК РФ «Преступления против здоровья населения и общественной нравственности» раскрыты основные составы преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ. К ним относятся: незаконные приобретение, хранение, перевозка, изготовление, переработка без цели сбыта наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов в крупном и особо крупном размере (статья 228); незаконные производство, сбыт или пересылка наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов (статья 228.1); нарушение правил производства, изготовления, переработки, хранения, учета, отпуска, реализации, продажи, распределения, перевозки, пересылки, приобретения, использования, ввоза, вывоза либо уничтожения наркотических средств или психотропных веществ либо веществ, инструментов или оборудования, используемых для изготовления наркотических средств или психотропных веществ, находящихся под специальным контролем, а также культивирования растений, используемых для производства наркотических средств или психотропных веществ, повлекшее их утрату, если это деяние совершено лицом, в обязанности которого входит соблюдение указанных правил (статья 228.2); хищение либо вымогательство наркотических средств или психотропных веществ (статья 229); склонение к потреблению наркотических средств или психотропных веществ (статья 230); незаконное культивирование запрещенных к возделыванию растений, содержащих наркотические вещества, в частности посев или выращивание запрещенных к возделыванию растений, а также культивирование сортов конопли, мака или других растений, содержащих наркотические вещества (статья 231); организация либо содержание притонов для потребления наркотических средств или психотропных веществ (статья 232); незаконная выдача либо подделка рецептов или иных документов, дающих право на получение наркотических средств или психотропных веществ (статья 233); незаконные изготовление, переработка, приобретение, хранение, перевозка или пересылка в целях сбыта, а равно незаконный сбыт сильнодействующих или ядовитых веществ, не являющихся наркотическими средствами или психотропными веществами, либо оборудования для их изготовления или переработки (статья 234). В соответствии со статьей 116 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации <20> (далее — УИК РФ) злостным нарушением осужденными к лишению свободы установленного порядка отбывания наказания является употребление наркотических средств или психотропных веществ. ——————————— <20> См.: Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 08.01.1997 N 1-ФЗ // СЗ РФ. 1997. N 2. Ст. 198.

В соответствии с частью 3 статьи 18 УИК РФ к лицам, осужденным к ограничению свободы, аресту, лишению свободы, больным наркоманией, учреждениями, исполняющими указанные виды наказаний, по решению медицинской комиссии применяется обязательное лечение. В Российской Федерации помимо уголовной ответственности за нарушения в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров предусмотрена также административная ответственность. В частности, в статье 6.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях <21> (далее — КоАП РФ) установлена административная ответственность за незаконные приобретение, хранение, перевозку, изготовление, переработку без цели сбыта наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов. Кроме того, Федеральным законом от 19.05.2010 N 87-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу культивирования растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры» <22> (далее — Закон N 87-ФЗ), вступающим в действие с 18 ноября 2010 года, предусмотрена административная ответственность за незаконное приобретение, хранение, перевозку без цели сбыта растений либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества. ——————————— <21> См.: Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ // СЗ РФ. 2002. N 1 (ч. 1). Ст. 1. <22> СЗ РФ. 2010. N 21. Ст. 2525.

Потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток (ст. 6.9 КоАП РФ). Административная ответственность в соответствии со статьей 6.13 КоАП РФ предусмотрена также за пропаганду либо незаконную рекламу наркотических средств, психотропных веществ или их прекурсоров. В соответствии с подпунктом «б» пункта 3 статьи 5 Закона N 87-ФЗ — за пропаганду либо незаконную рекламу растений либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их прекурсоры. Нарушение юридическим лицом правил производства, изготовления, переработки, хранения, учета, отпуска, реализации, продажи, распределения, перевозки, пересылки, приобретения, использования, ввоза, вывоза либо уничтожения инструментов или оборудования, используемых для изготовления наркотических средств или психотропных веществ, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от 50000 до 100000 рублей с конфискацией инструментов или оборудования, используемых для изготовления наркотических средств или психотропных веществ, или без таковой либо административное приостановление деятельности на срок до 90 суток с конфискацией инструментов или оборудования, используемых для изготовления наркотических средств или психотропных веществ, или без таковой (статья 6.15 КоАП РФ). В соответствии со статьей 6.16 КоАП РФ нарушение правил производства, изготовления, переработки, хранения, учета, отпуска, реализации, распределения, перевозки, приобретения, использования, ввоза, вывоза либо уничтожения наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от 100000 до 200000 рублей с конфискацией наркотических средств, психотропных веществ или их прекурсоров или без таковой либо административное приостановление деятельности на срок до 90 суток с конфискацией наркотических средств, психотропных веществ или их прекурсоров или без таковой. Кроме того, в соответствии с подпунктом «б» пункта 4 статьи 5 Закона N 87-ФЗ административная ответственность по статье 6.16 КоАП РФ будет наступать за указанные действия в отношении растений либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры. Непринятие должностным лицом мер по обеспечению установленного режима охраны посевов, мест хранения и переработки растений, включенных в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, и конопли, а равно мер по уничтожению пожнивных остатков и отходов производства, содержащих наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры, влечет наложение административного штрафа (статья 10.4 КоАП РФ). В соответствии с подпунктом «б» пункта 5 статьи 5 Закона N 87-ФЗ с 18 ноября 2010 года административная ответственность по статье 10.4 КоАП РФ будет распространяться на должностных лиц, не принявших мер по обеспечению установленного режима охраны посевов и мест хранения наркосодержащих растений. Непринятие землевладельцем или землепользователем мер по уничтожению дикорастущих растений, включенных в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, и дикорастущей конопли после получения официального предписания уполномоченного органа влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 1500 до 2000 рублей; на должностных лиц — от 3000 до 4000 рублей; на юридических лиц — от 30000 до 40000 рублей (статья 10.5 КоАП РФ). Вместе с тем в соответствии с подпунктом «б» пункта 6 статьи 5 Закона N 87-ФЗ административная ответственность, предусмотренная статьей 10.5 КоАП РФ, будет действовать в отношении землевладельцев, не предпринявших мер по уничтожению дикорастущих наркосодержащих растений. Пунктом 7 статьи 5 Закона N 87-ФЗ вводится административная ответственность в виде административного штрафа, налагаемого на граждан в размере от 1500 рублей или административного ареста на срок до 15 суток; на юридических лиц — от 100000 до 300000 рублей за незаконное культивирование наркосодержащих растений (статья 10.5.1). В соответствии с частью 3 статьи 12.27 КоАП РФ лишение водительских прав на срок от полутора до двух лет предусмотрено за невыполнение требования Правил дорожного движения о запрещении водителю употреблять алкогольные напитки, наркотические или психотропные вещества после дорожно-транспортного происшествия, к которому он причастен, либо после того, как транспортное средство было остановлено по требованию сотрудника милиции, до проведения уполномоченным должностным лицом освидетельствования в целях установления состояния опьянения или до принятия уполномоченным должностным лицом решения об освобождении от проведения такого освидетельствования. Потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо потребление иных одурманивающих веществ на улицах, стадионах, в скверах, парках, в транспортном средстве общего пользования, а также в других общественных местах влечет наложение административного штрафа в размере от 1000 до 1500 рублей (часть 3 статьи 20.20 КоАП РФ). Появление в состоянии опьянения несовершеннолетних, а равно распитие ими пива и напитков, изготавливаемых на его основе, алкогольной и спиртосодержащей продукции, потребление ими наркотических средств или психотропных веществ в общественных местах влечет наложение административного штрафа на родителей или иных законных представителей несовершеннолетних в размере от 300 до 500 рублей (статья 20.22 КоАП РФ). Гражданский кодекс Российской Федерации <23> (далее — ГК РФ) также предусматривает меры, принимаемые к лицам, злоупотребляющим наркотическими средствами. Так, в соответствии со статьей 30 ГК РФ гражданин, который вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами ставит свою семью в тяжелое материальное положение, может быть ограничен судом в дееспособности в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством. Над ним устанавливается попечительство. ——————————— <23> См.: Гражданский кодекс Российской Федерации (часть 1) от 30.11.1994 N 51-ФЗ // СЗ РФ. 1994. N 32. Ст. 3301; Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 N 14-ФЗ // СЗ РФ. 1996. N 5. Ст. 410.

Кроме того, статья 1077 ГК РФ предусматривает ответственность за вред, причиненный гражданином, ограниченным в дееспособности вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами. В соответствии с частью 2 ст. 1078 ГК РФ причинитель вреда не освобождается от ответственности, если сам привел себя в состояние, в котором не мог понимать значения своих действий или руководить ими, употреблением спиртных напитков, наркотических средств или иным способом. Проведенный анализ правового регулирования в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров показывает, что в Российской Федерации действует достаточно стройная система нормативных правовых актов, регулирующих вопросы контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также противодействия их незаконному обороту. Однако, несмотря на это, законодательство в рассматриваемой сфере требует постоянного совершенствования, адекватного современным реалиям. Из принятых в целях совершенствования контроля за незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров нормативных правовых актов в период с 2006 по 2010 г. необходимо отметить следующие. 1. Федеральный закон от 25.10.2006 N 170-ФЗ «О внесении изменений в статью 1 Федерального закона «О наркотических средствах и психотропных веществах» <24> (далее — Закон N 170-ФЗ). ——————————— <24> СЗ РФ. 2006. N 44. Ст. 4535.

Рост незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ в мире и связанное с этим увеличение немедицинского (незаконного) потребления указанных средств и веществ сделали контроль за ними одним из приоритетов в государственной политике многих стран. В пункте 2 статьи 4 Закона о наркотических средствах определена государственная политика Российской Федерации в области противодействия их незаконному обороту, одним из принципов которой, как и во многих зарубежных странах, является приоритетность мер по профилактике наркомании и правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ, стимулирование деятельности, направленной на антинаркотическую пропаганду. В связи с этим основной идеей принятого Закона N 170-ФЗ является определение таких понятий, как «профилактика наркомании» <25> и «антинаркотическая пропаганда» <26>. ——————————— <25> Профилактика наркомании — совокупность мероприятий политического, экономического, правового, социального, медицинского, педагогического, культурного, физкультурно-спортивного и иного характера, направленных на предупреждение возникновения и распространения наркомании (статья 1 Закона о наркотических средствах). <26> Антинаркотическая пропаганда — пропаганда здорового образа жизни, в том числе физической культуры и спорта, направленная на формирование в обществе негативного отношения к наркомании (статья 1 Закона о наркотических средствах).

Включение дефиниций «профилактика наркомании» и «антинаркотическая пропаганда» в Закон о наркотических средствах конкретизирует эти понятия и позволяет упорядочить деятельность различных ведомств и организаций, направленную на профилактику распространения наркомании среди населения Российской Федерации <27>. ——————————— <27> См.: Костенников Д. В. Комментарий к Федеральному закону от 25.10.2006 N 170-ФЗ «О внесении изменений в статью 1 Федерального закона «О наркотических средствах и психотропных веществах» // Наркоконтроль. 2006. N 4; СПС «КонсультантПлюс».

Представляется, что внесенные Законом N 170-ФЗ изменения позволят обеспечить целенаправленную активизацию антинаркотической деятельности, а также будут способствовать более полному и своевременному выявлению и привлечению к лечению и социально-медицинской реабилитации лиц, злоупотребляющих наркотическими средствами и психотропными веществами и больных наркоманией. Реализация этих мер позволит остановить рост, а в последующем и уменьшить спрос населения на наркотические средства и психотропные вещества, находящиеся в незаконном обороте. Анализируя внутригосударственный зарубежный опыт противодействия наркомании, необходимо отметить, что при всей специфике наркоситуации в разных странах ключевым направлением выступает именно профилактика наркомании. В США на протяжении последних десяти лет из федерального бюджета на противодействие распространению наркотиков выделено примерно 33 млрд. долларов, из них 17 млрд. предназначалось на реализацию программ, связанных с профилактикой наркомании <28>. ——————————— <28> См. подробнее: Целинский Б. П. Перспективы профилактики наркомании // Профилактика наркомании в учреждениях образования: законодательный аспект. М., 2004. С. 49.

В Германии приоритетным направлением является разработка и осуществление комплекса мероприятий в целях сокращения внутреннего спроса на наркотики. Согласно Плану действий в отношении наркотиков и наркомании (Aktionsplan Sucht und Drogen) <29>, принятому Правительством Германии 25.06.2003, политика Германии в области противодействия незаконному распространению наркотиков и наркомании проводится по четырем основным направлениям: предупреждение (prevention), консультирование и терапия (Beratung und Therapie), оказание помощи для выживания (Uberlebungshilfe), меры по сокращению предложения (Repression und Angebotsreduzierung). ——————————— <29> См. подробнее: Костенников Д. В., Баранов О. В. Организация профилактики наркомании и реализация программ «снижения вреда» (зарубежный опыт) // Наркоконтроль. 2006. N 2; СПС «КонсультантПлюс».

2. Федеральный закон от 22.07.2008 N 136-ФЗ «О внесении изменений в статьи 5 и 28 Федерального закона «О наркотических средствах и психотропных веществах» <30> (далее — Закон N 136-ФЗ). ——————————— <30> СЗ РФ. 2008. N 30 (ч. 1). Ст. 3592.

Международная практика в сфере оказания взаимной помощи государствами при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий показывает, что регулярно возникает необходимость как в получении гуманитарной помощи, так и в ее направлении иностранным государствам. До принятия Закона N 136-ФЗ Законом о наркотических средствах не был урегулирован вопрос вывоза наркотических средств и психотропных веществ в случае оказания гуманитарной помощи при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий, а также при оказании помощи при чрезвычайных ситуациях, за исключением случаев пересылки наркотических средств и психотропных веществ в качестве гуманитарной помощи в адрес конкретных субъектов Российской Федерации в соответствии с решениями Правительства Российской Федерации. В соответствии с Федеральным законом от 04.05.1999 N 95-ФЗ «О безвозмездной помощи (содействии) Российской Федерации и внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и об установлении льгот по платежам в государственные внебюджетные фонды в связи с осуществлением безвозмездной помощи (содействия) Российской Федерации» <31> и Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.12.1999 N 1335 «Об утверждении Порядка оказания гуманитарной помощи (содействия) Российской Федерации» <32> статус лекарственных средств, ввозимых для гуманитарных целей на территорию Российской Федерации, подтверждается выдачей соответствующего удостоверения. ——————————— <31> СЗ РФ. 1999. N 18. Ст. 2221. <32> СЗ РФ. 1999. N 50. Ст. 6221.

Ранее в соответствии со статьей 28 Закона о наркотических средствах ввоз (вывоз) наркотических средств, психотропных веществ осуществлялся только государственными унитарными предприятиями при наличии лицензии на указанный вид деятельности, а также сертификата на право ввоза (вывоза) и разрешения на ввоз (вывоз) для каждого случая пересечения таможенной границы, выдаваемых компетентными федеральными органами исполнительной власти и специально уполномоченными органами. Таким образом, осуществление вывоза наркотических средств и психотропных веществ в качестве гуманитарной помощи, а также при оказании помощи при чрезвычайных ситуациях в более короткие сроки с соблюдением необходимых и достаточных мер контроля не представлялось возможным. В связи с указанными обстоятельствами основная идея Закона N 136-ФЗ заключалась в допущении вывоза наркотических средств и психотропных веществ в случаях оказания гуманитарной помощи (содействия) или помощи при чрезвычайных ситуациях. Вместе с тем, по мнению разработчиков Закона N 136-ФЗ, порядок вывоза наркотических средств и психотропных веществ, предназначенных для оказания гуманитарной помощи (содействия) или помощи при чрезвычайных ситуациях, должен устанавливаться Правительством Российской Федерации, т. е. на подзаконном уровне. Представляется, что установление порядка ввоза наркотических средств и психотропных веществ путем установления отсылочной нормы к подзаконным актам может привести к необоснованному расширению подзаконного нормотворчества, что приведет к расширению дискреции полномочий и, как следствие, повышению коррупциогенности. В связи с этим целесообразно закрепить основные положения порядка вывоза наркотических средств и психотропных веществ в Федеральном законе «О наркотических средствах и психотропных веществах», согласовав нормы с Таможенным кодексом Российской Федерации от 28.05.2003 N 61-ФЗ <33>. ——————————— <33> СЗ РФ. 2003. N 22. Ст. 2066.

3. Федеральный закон от 25.12.2008 N 278-ФЗ «О внесении изменения в статью 28 Федерального закона «О наркотических средствах и психотропных веществах» <34> (далее — Закон N 278-ФЗ), основная идея которого заключается в усилении контроля за порядком ввоза (вывоза) изъятых из незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров. ——————————— <34> СЗ РФ. 2008. N 52 (ч. 1). Ст. 6233.

Представляется целесообразным закрепление на законодательном уровне в качестве условия получения разрешения на вывоз (ввоз) изъятых из незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров от федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в сфере оборота указанных средств. Однако сомнение вызывает законодательное закрепление наименования конкретного федерального органа исполнительной власти, а именно федерального органа исполнительной власти по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ. Подобная детализация может создавать препятствия для ситуационного реагирования. Для устранения указанного недостатка считаем целесообразным заменить формулировку «и на основании разрешения, выдаваемого федеральным органом исполнительной власти по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ» на «и на основании разрешения, выдаваемого федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ». 4. Федеральный закон от 18.07.2009 N 177-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием контроля за оборотом прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ» <35> (далее — Закон N 177-ФЗ), целью которого является введение дифференцированных мер контроля за оборотом прекурсоров на территории Российской Федерации. ——————————— <35> СЗ РФ. 2009. N 29. Ст. 3614.

Как показывает анализ зарубежных правовых актов в сфере контроля за оборотом веществ, часто используемых при незаконном изготовлении наркотических средств и психотропных веществ, принцип дифференциации мер контроля, применяемых в сфере оборота указанных веществ, законодательно закреплен во всех странах Европейского союза. Более того, такой принцип является конвенционным, поскольку именно Конвенция Организации Объединенных Наций о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ, введя понятие веществ, часто используемых при незаконном изготовлении наркотических средств и психотропных веществ, разделила их на различные таблицы. За последнее десятилетие в Республике Казахстан, Республике Беларусь, Республике Таджикистан, Украине были приняты законы, регулирующие оборот прекурсоров, а также порядок их импорта и экспорта <36>. В перечисленных государствах на законодательном уровне создан правовой механизм, позволяющий ограничивать оборот прекурсоров путем внесения в перечень наркотических средств отдельной группы «прекурсоры» (которая, в свою очередь, также делится на несколько разделов в зависимости от степени общественной опасности). ——————————— <36> См. подробнее: Закон Республики Казахстан от 10.07.1998 N 279-1 «О наркотических средствах, психотропных веществах, прекурсорах и мерах противодействия их незаконному обороту и злоупотребления ими»; Закон Республики Беларусь от 22.05.2002 N 102-3 «О наркотических средствах, психотропных веществах и их прекурсорах»; Закон Республики Таджикистан от 10.12.1999 N 873 «О наркотических средствах, психотропных веществах и их прекурсорах»; Закон Украины от 15.02.1995 N 60/95-вр «О наркотических средствах, психотропных веществах и прекурсорах».

До принятия Закона N 177-ФЗ реализуемые в Российской Федерации меры контроля за оборотом прекурсоров были одинаковы и не зависели от степени общественной опасности незаконного использования конкретного прекурсора, что не только не соответствовало принципам Конвенции ООН 1988 года и общепринятой мировой практике, но и не способствовало повышению эффективности контроля за оборотом прекурсоров. В целях ранжирования прекурсоров по степени общественной опасности их незаконного оборота Закон N 177-ФЗ разделяет Список IV Перечня: таблица прекурсоров, оборот которых в Российской Федерации ограничен и в отношении которых устанавливаются особые меры контроля (Таблица I); таблица прекурсоров, оборот которых в Российской Федерации ограничен и в отношении которых устанавливаются общие меры контроля (Таблица II); таблица прекурсоров, оборот которых в Российской Федерации ограничен и в отношении которых допускается исключение некоторых мер контроля (Таблица III). При этом к каждой из таблиц устанавливаются собственные меры контроля <37>. ——————————— <37> В частности, к особым мерам контроля за оборотом прекурсоров, внесенных в Таблицу I Списка IV, относятся: лицензирование деятельности, связанной с производством, переработкой, хранением, реализацией, приобретением и использованием прекурсоров, в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности; установление ограничений на допуск лиц к работе, непосредственно связанной с прекурсорами; установление правил производства, переработки, хранения, реализации, приобретения, использования и уничтожения прекурсоров; установление требований об отчетности о деятельности, связанной с оборотом прекурсоров; лицензирование внешнеторговых операций с прекурсорами; установление требований по обеспечению безопасности деятельности, связанной с оборотом прекурсоров, и исключению доступа к ним посторонних лиц; регистрация в специальных журналах любых операций с прекурсорами. К общим мерам контроля за оборотом прекурсоров, внесенных в Таблицу II Списка IV, относятся: установление правил производства, переработки, хранения, реализации, приобретения, использования и уничтожения прекурсоров; установление требований об отчетности о деятельности, связанной с оборотом прекурсоров; лицензирование внешнеторговых операций с прекурсорами; установление требований по обеспечению безопасности деятельности, связанной с оборотом прекурсоров, и исключению доступа к ним посторонних лиц; регистрация в специальных журналах любых операций с прекурсорами. К мерам контроля за оборотом прекурсоров, внесенных в Таблицу III Списка IV, относятся: установление требований об отчетности о деятельности, связанной с оборотом прекурсоров; лицензирование внешнеторговых операций с прекурсорами; установление требований по обеспечению безопасности деятельности, связанной с оборотом прекурсоров, и исключению доступа к ним посторонних лиц; регистрация в специальных журналах любых операций с прекурсорами.

Учитывая, что неотъемлемой составляющей противодействия незаконному обороту наркотиков и их прекурсоров является деятельность компетентных органов, связанная с проведением оперативных мероприятий, рассматриваемым Законом N 177-ФЗ были внесены изменения в статью 36 Закона о наркотических средствах, расширяющие перечень контролируемых средств и веществ, используемых в оперативно-розыскной деятельности без лицензии, за счет прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ. К числу нововведений рассматриваемого Закона следует отнести также включение в статью 28 Закона о наркотических средствах положения, согласно которому «до осуществления вывоза прекурсоров федеральный орган исполнительной власти по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ направляет в соответствующий компетентный орган страны, в которую осуществляется вывоз, предварительное уведомление о вывозе прекурсоров в порядке, установленном международными договорами Российской Федерации, в том числе Конвенцией Организации Объединенных Наций о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 года». Рассматриваемым Законом N 177-ФЗ внесены изменения в статью 36 Закона о наркотических средствах, согласно которым использование наркотических средств и психотропных веществ воинскими частями и подразделениями федеральных органов исполнительной власти, в которых законодательством предусмотрена военная или правоохранительная служба, при участии в вооруженных конфликтах, оперативно-боевых мероприятиях, выполнении боевых и учебно-боевых задач осуществляется без лицензии в порядке, установленном соответствующим федеральным органом исполнительной власти по согласованию с федеральным органом исполнительной власти по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ. Однако текст Закона N 177-ФЗ не содержит конкретных наименований наркотических средств и психотропных веществ, необходимых для обеспечения деятельности воинских частей и подразделений федеральных органов исполнительной власти. Представляется, что реализация законодательного решения без подробного указания наименований наркотических средств и психотропных веществ, необходимых для обеспечения деятельности указанных субъектов, повлечет бесконтрольный оборот наркотических средств и психотропных веществ и создаст почву для коррупционных злоупотреблений. 5. Федеральный закон от 19.07.2007 N 134-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О наркотических средствах и психотропных веществах» и статью 17 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» <38> (далее — Закон N 134-ФЗ). ——————————— <38> СЗ РФ. 2007. N 30. Ст. 3748.

«Закон N 134-ФЗ решает ряд задач по совершенствованию правового регулирования оборота наркотических средств и психотропных веществ, а также по обеспечению более эффективного противодействия их незаконному обороту. В частности, указанный Закон нормативно закрепляет возможность переработки изъятых из незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в Список I Перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, для последующего использования полученных из них препаратов в медицинских, ветеринарных, научных, учебных и иных целях, предусмотренных Законом о наркотических средствах. Если ранее переработка предусматривала лишь рафинирование (очистку от посторонних примесей), повышение концентрации в препарате наркотических средств или психотропных веществ, либо получение веществ, не являющихся наркотическими средствами или психотропными веществами, то в настоящее время внесенные Законом N 134-ФЗ изменения позволяют на основе одних наркотических средств и психотропных веществ получать в результате их переработки другие наркотические средства и психотропные вещества» <39>. ——————————— <39> Федоров А. В. Государственно-правовая антинаркотическая политика Российской Федерации и изменения в законодательстве о контроле за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и противодействии их незаконному обороту // Наркоконтроль. 2007. N 3; СПС «КонсультантПлюс».

Следует отметить, что за рубежом использование изъятых из незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ в легальных целях является обычной практикой. Закон N 134-ФЗ установил правовые основы для производства наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в Список I, в целях получения на их основе аналитических (стандартных) образцов. При этом впервые вместо использования общего понятия стандартного образца как образца вещества (материала) с установленными по результатам исследований значениями одной или более величин, характеризующих состав или свойства этого вещества, в Законе N 134-ФЗ закреплено понятие (определение) аналитических (стандартных) образцов наркотических средств и психотропных веществ как препаратов, состав которых в установленном порядке подтвержден сертификатом качества и которые предназначены для использования их в научной, учебной, экспертной и оперативно-розыскной деятельности. Также указанным Законом N 134-ФЗ закреплены положения, устанавливающие государственную монополию на изготовление (производство) аналитических (стандартных) образцов наркотических средств и психотропных веществ <40>. ——————————— <40> Там же.

Указанные изменения, внесенные в законодательство, позволят наладить выпуск в Российской Федерации аналитических (стандартных) образцов наркотических средств и психотропных веществ, которые до этого времени не производились российской промышленностью, а закупались за рубежом. Организация изготовления и использования отечественных аналитических (стандартных) образцов наркотических средств и психотропных веществ не только способна обеспечить значительную экономию средств, но и позволит существенно расширить сеть химико-токсикологических лабораторий и тем самым создать условия для проведения медицинского освидетельствования с использованием инструментальных (лабораторных) средств исследования на предмет выявления факта потребления наркотических средств и психотропных веществ, существенно расширит возможности экспертно-криминалистического обеспечения противодействия незаконному обороту наркотиков. Кроме того, Закон N 134-ФЗ, внеся изменения в статью 28 Закона о наркотических средствах, создал условия для выполнения принятых на себя Российской Федерацией международных обязательств, связанных с осуществлением обмена между компетентными органами Российской Федерации и иностранных государств образцов наркотических средств и психотропных веществ, изъятых из незаконного оборота, в целях использования их в оперативно-розыскной и экспертной деятельности. В частности, Соглашением о сотрудничестве государств — участников Содружества независимых государств в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров (Минск, 30 ноября 2000 года) одной из форм сотрудничества определен обмен новыми образцами изымаемых наркотиков и прекурсоров, находящихся в незаконном обороте. 6. Федеральный закон от 25.11.2008 N 220-ФЗ «О внесении изменений в статью 17 Федерального закона «О наркотических средствах и психотропных веществах» <41> (далее — Закон N 220-ФЗ), основная цель которого — законодательно закрепить запрет на приватизацию предприятий, занимающихся производством и изготовлением наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в список Перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.1998 N 681. ——————————— <41> СЗ РФ. 2008. N 48. Ст. 5515.

Пунктом 1 статьи 17 Закона о наркотических средствах установлено, что производство наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в Список II, осуществляется государственными унитарными предприятиями и государственными учреждениями, находящимися в федеральной собственности. Кроме того, установлен запрет приватизации указанных предприятий и учреждений. Пункт 2 статьи 17 Закона о наркотических средствах устанавливает, что изготовление наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в Список II, осуществляется государственными или муниципальными унитарными предприятиями и государственными учреждениями. В Российской Федерации всего четыре государственных унитарных предприятия занимаются производством и изготовлением наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в Список II. Из них два государственных унитарных предприятия не производят субстанции, а только изготавливают готовые к использованию формы наркотических средств, психотропных веществ или содержащие их лекарственные средства. Сто семьдесят муниципальных унитарных предприятий имеют лицензии на деятельность, связанную с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в Список II. Данные муниципальные унитарные предприятия выпускают наркотические лекарственные средства в малых объемах и малых дозировках (для детей), а также по оригинальной рецептуре. По мнению разработчиков Закона N 220-ФЗ, в связи с тем что эти предприятия занимаются только изготовлением готовых лекарственных форм из закупаемых субстанций, существует опасность их приватизации и сокращения объемов изготовления отечественных наркотических и психотропных лекарственных средств в связи с перепрофилированием предприятий на выпуск ненаркотических лекарственных средств. Следует отметить, что установление правовой нормы, касающейся исключения возможности приватизации и иных форм разгосударствления, не позволит защитить имущество, используемое для изготовления наркотических средств и психотропных веществ, от отчуждения его из государственной или муниципальной собственности иным способом. Обеспечение сохранности этого имущества может быть достигнуто лишь путем полного изъятия его из гражданского оборота либо ограничением его в обороте. 7. Федеральный закон от 19.05.2010 N 87-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу культивирования растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры». Закон N 87-ФЗ направлен на совершенствование вопросов правового регулирования наркосодержащих растений, а также установления уголовной и административной ответственности за их нелегальный оборот. В частности, Законом N 87-ФЗ внесены изменения в статьи 188, 228, 228.1, 229 УК РФ, статью 151 УПК РФ и статьи 6.8, 6.13 КоАП РФ, установившие ответственность за преступления и административные правонарушения за незаконный оборот наркосодержащих растений, а также их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры. Законом N 87-ФЗ наркосодержащие растения исключены из Списка I Перечня. Внесенное изменение корреспондирует с положениями Единой конвенции о наркотических средствах 1961 года, в соответствии с которой наркосодержащие растения не включены ни в один из приложенных к Конвенции списков наркотических средств. Кроме того, Законом N 87-ФЗ к хранению, перевозке, пересылке, реализации, приобретению, использованию, ввозу (вывозу) наркосодержащих растений, а также их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, установлены меры контроля, аналогичные тем, которые устанавливаются в отношении наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, содержащихся в них. Указанные меры контроля не распространяются на конкретные сорта наркосодержащих растений, культивирование которых разрешено для промышленных целей. Законодательством некоторых государств (например, Армении, Азербайджана, Таджикистана) предусмотрены меры как уголовной <42>, так и административной ответственности <43> за незаконный оборот наркосодержащих растений. ——————————— <42> См.: статья 273 УК Республики Армения «Незаконный посев или выращивание запрещенных к возделыванию растений, содержащих наркотические, психотропные, сильнодействующие или ядовитые вещества»; статья 237 УК Азербайджанской Республики «Незаконное культивирование растений, содержащих наркотические вещества»; статья 204 УК Республики Таджикистан «Незаконное культивирование запрещенных к возделыванию растений, содержащих наркотические вещества». <43> См.: статья 110.1 «Незаконный посев или выращивание конопли или опийного мака», статья 110.2 «Непринятие мер, направленных на обеспечение контроля за наркосодержащими посевами» Кодекса Республики Армения об административных правонарушениях; статья 42.2 Кодекса Республики Таджикистан об административных правонарушениях «Незаконное культивирование запрещенных к возделыванию растений, содержащих наркотические вещества».

8. Федеральный закон от 28.06.2009 N 122-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» <44> (далее — Закон N 122-ФЗ). ——————————— <44> СЗ РФ. 2009. N 26. Ст. 3120.

Основная цель Закона N 122-ФЗ состоит в дополнении КоАП РФ новой статьей 6.16, устанавливающей административную ответственность за нарушение правил производства, изготовления, переработки, хранения, учета, отпуска, реализации, распределения, перевозки, приобретения, использования, ввоза, вывоза либо уничтожения наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров. До принятия Закона N 122-ФЗ административная ответственность за нарушение правил оборота веществ, инструментов и оборудования, используемых для изготовления наркотических средств и психотропных веществ, была предусмотрена статьей 6.15 КоАП РФ. Однако ответственность за нарушение правил оборота самих наркотических средств и психотропных веществ предусмотрена статьей 228.2 УК РФ в случаях, если нарушение правил повлекло их утрату, либо совершено из корыстных побуждений, либо повлекло по неосторожности причинение вреда здоровью человека или иные тяжкие последствия. Следует отметить, что предметом преступления, предусмотренного статьей 228.2 УК РФ, помимо наркотических средств и психотропных веществ, являются также вещества, инструменты, оборудование, используемые для их изготовления, находящиеся под специальным контролем. При этом нарушение правил оборота веществ, инструментов или оборудования, используемых для изготовления данных наркотических средств или психотропных веществ, без каких-либо последствий образует состав административного правонарушения. Таким образом, налицо сложившийся правовой вакуум в отношении квалификации и наказуемости деяния, выражающегося в нарушении правил оборота самих наркотических средств и психотропных веществ, не повлекшего их утрату или иные последствия <45>. ——————————— <45> См.: Пояснительная записка к проекту Федерального закона N 263879-4 «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» (об установлении административной ответственности за нарушения правил оборота наркотических средств и психотропных веществ), внесенная Государственным Собранием — Курултаем Республики Башкортостан // СПС «КонсультантПлюс».

Правила оборота наркотических средств и психотропных веществ установлены Законом о наркотических средствах в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 1.3 КоАП РФ, согласно которому установление административной ответственности по вопросам, имеющим федеральное значение, в том числе административной ответственности за нарушение правил и норм, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными актами РФ, отнесено к ведению Российской Федерации. Вопрос об установлении административной ответственности за нарушение правил оборота наркотических средств и психотропных веществ, не повлекшее их утрату или иные последствия, требовал разрешения на федеральном уровне, в связи с чем и был разработан, а в последующем принят Закон N 122-ФЗ. Введение административной ответственности за нарушение правил оборота наркотических средств и психотропных веществ будет способствовать восполнению правового пробела в части установления административной ответственности за правонарушения в сфере оборота наркотических средств и психотропных веществ, если эти нарушения не содержат признаков уголовно наказуемых деяний. 9. Федеральный закон от 24.07.2007 N 210-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» <46> (далее — Закон N 210-ФЗ). ——————————— <46> СЗ РФ. 2007. N 31. Ст. 4007.

Законом N 210-ФЗ введена в действие часть 3 статьи 12.27 КоАП РФ, предусматривающая административную ответственность за невыполнение требования Правил дорожного движения о запрещении водителю употреблять алкогольные напитки, наркотические или психотропные вещества после дорожно-транспортного происшествия, к которому он причастен, либо после того, как транспортное средство было остановлено по требованию сотрудника милиции, до проведения уполномоченным должностным лицом освидетельствования в целях установления состояния опьянения или до принятия уполномоченным должностным лицом решения об освобождении от проведения такого освидетельствования. Ответственность за потребление наркотических средств и психотропных веществ лицами, управляющими транспортными средствами, предусмотрена законодательством большинства зарубежных стран. К примеру, согласно статье L.235-1 Дорожного кодекса Франции всякий водитель или ученик водителя, в отношении которого при взятии анализа крови будет подтверждено, что он до дорожно-транспортного происшествия или непосредственно после него употреблял растение или вещество, классифицируемое как наркотик, будет подвергнут наказанию в виде лишения свободы на срок до двух лет и штрафу в размере до 4500 евро. Кроме того, к виновному могут быть применены следующие дополнительные наказания: временный запрет до двух лет на управление транспортным средством; аннулирование водительских прав до трех лет; наказание в виде общественных работ и др. <47>. ——————————— <47> См. подробнее: Власов И. С., Голованова Н. А., Кубанцев С. П., Меньших А. А., Чернухина Л. С. Уголовное законодательство зарубежных стран в борьбе с наркоманией // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. 2008. Первый выпуск (N 12). С. 102.

В соответствии со статьей 255 УК Канады за данное преступление установлен минимальный размер наказания. Если преступление совершено впервые, суд назначает наказание в виде штрафа в размере не менее 600 канадских долларов. В случае повторного совершения данного преступления суд обязан применить наказание в виде лишения свободы на срок не менее 14 дней, а за каждое последующее преступление — лишение свободы на срок не менее 90 дней <48>. ——————————— <48> Там же. С. 131.

Административная ответственность за употребление лицом алкоголя, наркотиков после дорожно-транспортного происшествия, к которому он причастен, либо после того как транспортное средство было остановлено по требованию сотрудника милиции, до проведения уполномоченным должностным лицом освидетельствования в целях установления состояния опьянения или до принятия уполномоченным должностным лицом решения об освобождении от проведения такого освидетельствования, предусмотрена статьей 130 Кодекса Украины об административных правонарушениях от 07.12.1984 N 8073-х (в последней редакции от 21.01.2010) <49>. Такое административное правонарушение влечет за собой установление административной ответственности в виде лишения лица права управления транспортным средством на срок от двух до трех лет либо административный арест на срок от десяти до пятнадцати суток. ——————————— <49> Ведомости Верховной Рады Украинской ССР (ВВР). 1984. Приложение к N 51. Ст. 1122.

Лишение специального права как мера административного взыскания предусмотрено статьей 6.8 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях от 21.04.2003 N 194-з <50> (в последней редакции от 28.12.2009) за управление транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения либо в состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных, токсических либо других одурманивающих веществ, а также отказ от прохождения в установленном порядке проверки (освидетельствования) на предмет определения состояния алкогольного опьянения либо состояния, вызванного употреблением наркотических средств, психотропных, токсических либо других одурманивающих веществ либо употреблением указанных средств и веществ до проверки (освидетельствования), проводимой уполномоченным лицом. ——————————— <50> Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2003. N 63. Ст. 2/946.

Кроме того, в соответствии со статьей 18.16 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях за рассматриваемые правонарушения предусмотрена административная ответственность в виде штрафа в размере от пятнадцати до сорока базовых величин. 10. Федеральный закон от 22.07.2008 N 126-ФЗ «О внесении изменения в статью 28.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» <51> (далее — Закон N 126-ФЗ). ——————————— <51> СЗ РФ. 2008. N 30 (часть 1). Ст. 3592.

Закон N 126-ФЗ дополнил статью 28.7 КоАП РФ нормой, в соответствии с которой в случаях, если после выявления административного правонарушения в области незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров осуществляются экспертиза или иные процессуальные действия, требующие значительных временных затрат, проводится административное расследование. Необходимость принятия соответствующих изменений была обусловлена недостаточностью сроков, отведенных КоАП РФ на осуществление производства по делам об административных правонарушениях в сфере оборота наркотических средств и психотропных веществ до момента направления дела об административном правонарушении должностному лицу, уполномоченному его рассмотреть. До принятия рассматриваемых изменений указанный срок мог составлять не более трех суток, что являлось недостаточным с учетом того, что производство по делам об указанных административных правонарушениях сопряжено с проведением ряда экспертиз, многие из которых требуют существенно больших временных затрат. В частности, химические экспертизы изъятых веществ или других предметов; медицинское освидетельствование лиц на предмет наркотического опьянения; экспертизы, связанные с определением признаков пропаганды и незаконной рекламы наркотических средств, психотропных веществ или их прекурсоров; ботанические, агротехнические экспертизы по делам, связанным с непринятием мер по обеспечению режима охраны посевов и мер по уничтожению дикорастущих растений, включенных в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, а также конопли; фармацевтические, технические, почерковедческие и другие экспертизы. Кроме того, необходимо было время для получения объяснений свидетелей, понятых, лиц, в отношении которых осуществляется производство по делам об административных правонарушениях. Изменения, внесенные Законом N 126-ФЗ, позволяют осуществлять производство по делам об административных правонарушениях до одного месяца с момента возбуждения дела об административном правонарушении, а в исключительных случаях — до двух месяцев (часть 5 статьи 28.7 КоАП). Проведенный анализ принятых нормативных правовых актов в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров позволяет сделать вывод об их обоснованности. Вместе с тем изучение общественных отношений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, показывает наличие множества неурегулированных вопросов. К ним относятся введение Перечня аналогов наркотических средств и психотропных веществ, подлежащих контролю в Российской Федерации; направление на медицинское освидетельствование лиц, находящихся в состоянии наркотического опьянения либо потребивших наркотические средства и не являющихся участниками дорожного движения; контроль производства прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ и др. Кроме того, в совершенствовании нуждается институт административной ответственности за правонарушения в рассматриваемой сфере. Следует отметить, что при разработке нормативных правовых актов в сфере оборота наркотических средств и психотропных веществ необходимо учитывать положительный опыт правового регулирования оборота наркотических средств и психотропных веществ зарубежных стран и применять его с учетом криминологической, юридической, этической и психологической ситуации в Российской Федерации. При таких условиях, на наш взгляд, реализация разрабатываемых нормативных правовых актов в значительной степени способна повысить эффективность государственного контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров.

Библиографический пристатейный список

1. Иванов В. П. О наркоситуации в Российской Федерации // Наркоконтроль. 2008. N 3; СПС «КонсультантПлюс». 2. Власов И. С., Голованова Н. А., Кубанцев С. П., Меньших А. А., Чернухина Л. С. Уголовное законодательство зарубежных стран в борьбе с наркоманией // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. 2008. Первый выпуск (N 12). 3. Гасанов Э. Г. Борьба с наркотической преступностью: Международный и сравнительно-правовой аспекты. М., 2000. 4. Костенников Д. В., Баранов О. В. Организация профилактики наркомании и реализация программ «снижения вреда» (зарубежный опыт) // Наркоконтроль. 2006. N 2; СПС «КонсультантПлюс». 5. Костенников Д. В. Комментарий к Федеральному закону от 25.10.2006 N 170-ФЗ «О внесении изменений в статью 1 Федерального закона «О наркотических средствах и психотропных веществах» // Наркоконтроль. 2006. N 4; СПС «КонсультантПлюс». 6. Федоров А. В. Государственно-правовая антинаркотическая политика Российской Федерации и изменения в законодательстве о контроле за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и противодействии их незаконному обороту // Наркоконтроль. 2007. N 3; СПС «КонсультантПлюс». 7. Хатаев А. Ц. Мировой наркобизнес // Международная жизнь. 2009. N 1; СПС «КонсультантПлюс». 8. Целинский Б. П. Перспективы профилактики наркомании // Профилактика наркомании в учреждениях образования: законодательный аспект. М., 2004.

——————————————————————