Терроризм и наркобизнес

(Дончу А., Мардарь А.) («Наркоконтроль», 2010, N 3)

ТЕРРОРИЗМ И НАРКОБИЗНЕС <*>

А. ДОНЧУ, А. МАРДАРЬ

——————————— <*> Donchu A., Mardar’ A. Terrorism and narcotic business.

Дончу А., декан юридического факультета Европейского университета Республики Молдова, доцент.

Мардарь А., г. Кишинев.

В статье обосновывается, что наркобизнес является одним из источников финансирования терроризма, приводятся подтверждающие это фактические данные, а также излагаются меры, принимаемые в Республике Молдова по предотвращению незаконного оборота наркотиков.

Ключевые слова: наркобизнес, терроризм, наркотерроризм, организованная преступность, наркотики.

The article substantiates the idea that narcotic business is one of sources of financing terrorism, presents supporting facts and describes the measures taken in the Republic of Moldova aimed at prevention of illegal turnover of drugs.

Key words: narcotic business, terrorism, narcotic terrorism, organized crime, drugs.

Терроризм как одно из самых опасных проявлений преступности утвердился в качестве глобальной проблемы мирового сообщества. За последние десятилетия терроризм мутировал и превратился в особо жестокий вид преступности. Не в последнюю очередь этому способствовало и налаживание комплексной и достаточно эффективной системы финансирования террористических организаций. Из всех связей между терроризмом и другими формами преступности связь между незаконным оборотом наркотиков и организацией террористических и радикальных группировок является самой сильной, или по крайней мере наиболее задокументированной. В настоящее время терроризм пересекается с разными видами организованной преступности — торговлей оружием, торговлей людьми, коррупцией, отмыванием денег и, не в последнюю очередь, наркобизнесом. Главный интерес для террористов представляет именно доход, получаемый от преступного бизнеса. Естественно, что и для обычных преступников главным интересом является доход, но разница кроется именно в том, что преступники преследуют цель личного обогащения, а террористы используют данные доходы для финансирования террористической деятельности. Хотя не исключены случаи, когда некоторые члены террористических организаций используют средства, полученные от преступной деятельности, в целях улучшения личного благосостояния. 9 декабря 1994 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла Резолюцию о мерах по ликвидации международного терроризма, в которой акцентируется озабоченность «по поводу возрастающих и опасных связей между террористическими группами и торговцами наркотиками и их полувоенными бандами, которые прибегают к любым видам насилия, тем самым создавая угрозу конституционному строю государств и нарушая основные права человека». Примерно по отношению к половине из 28 организаций, официально классифицированных Госдепартаментом США как террористические, имеются данные о связях с наркобизнесом. В Южной Америке это три организации, базирующиеся в Колумбии: Армия Национального Освобождения (Ejercito Zapatista de Liberacion Nacional — EZLN), Революционные Вооруженные Силы Колумбии (Fuerzas Armadas Revolucionarias de Colombia — FARC), Объединенные Силы Самообороны Колумбии (Autodefensas Unidas de Colombia — AUC) и одна из Перу — Светлый Путь (Sendero Luminoso). Колумбийские и перуанские группировки, вовлеченные в производство наркотиков, контролируют зоны выращивания коки, лаборатории по переработке и каналы трафика, устанавливая своеобразный налог от 100 до 500 долларов США на килограмм кокаина. Также существуют данные, что FARC и EZLN осуществляют перевозку и распространение наркотиков, обменивают наркотики на оружие. В Европе баскская организация ЭТА имеет связи с наркобизнесом. Ее члены вовлечены в разные незаконные операции, в том числе и торговлю наркотиками. Существуют данные, которые дают повод предполагать, что и Ирландская Республиканская Армия ранее могла быть причастна к некоторым операциям с наркотиками. Бывшие боевики и группировки из Албанской Армии Освобождения очень хорошо позиционированы для использования и прикрытия «балканского пути» трафика наркотиков в Европу из Афганистана и Пакистана. Представители руководства США, ссылаясь на разведданные, утверждали, что с 2002 г. албанские экстремисты используют деньги, полученные за обеспечение перевозки наркотиков, для перевооружения. Ни для кого не секрет, что наркобизнес — сверхприбыльный вид деятельности. Он является, по сути, многомиллиардной индустрией, производимые продукты которой даже не нуждаются в продвижении и рекламе — сам так называемый западный образ жизни и строжайшие запреты на употребление наркотиков являются идеальной и бесплатной рекламной кампанией для наркобизнеса. Как это ни странно, именно запрет на продажу и употребление наркотиков делает этот бизнес очень прибыльным. Например, цена производства одного килограмма опия в Афганистане составляет 30 — 70 долларов США, т. е. 3 — 7 центов за грамм. Продается же грамм в США уже примерно за 40 долларов, т. е. цена продажи приблизительно в 550 раз выше, чем цена производства. Здесь кроется огромнейший финансовый потенциал, недосягаемый для легального бизнеса даже в идеальных условиях. По данным ООН, годовой оборот наркотиков оценивается в 317 миллиардов долларов и сравним с годовым бюджетом такой страны, как Германия. Интересен тот факт, что 44% продаж наркотиков приходится на Северную Америку, 33% на Европу, а на Африку всего лишь 4%. Эти факты объясняют мотив особого интереса исламских террористических организаций в поддержке наркобизнеса — путем распространения наркотиков они подрывают моральные принципы и здоровье общества своих идеологических врагов. Исламистские радикалы имеют отрицательное отношение к потреблению наркотиков, но возможность использования доходов от их сбыта в целях финансирования джихада оправдывается необходимостью таким образом «изнутри ослабить Запад». Исламистские террористические организации имеют ряд преимуществ, которые делают их очень привлекательными для представителей наркобизнеса. Так, исламистские организации (например, «Аль-Каида») базируются в труднодоступных регионах Пакистана и Афганистана. Отсутствие контроля со стороны правоохранительных органов делает эти регионы очень привлекательными для выращивания маковых культур и их переработки. Кроме того, террористические организации имеют разветвленную сеть ячеек и последователей в странах транзита наркотиков и в странах конечного назначения, т. е. уже существует практически готовая система транспортировки и сбыта наркотиков, которая изначально имеет наиболее высокий уровень собственной безопасности, чем другие сети. Это обусловлено, во-первых, идеологической преданностью (транспортировка и распространение наркотиков делаются не столько ради денег, сколько ради уничтожения противника) и, во-вторых, скрытностью и закрытостью этих сетей, а также строгим отбором членов локальных ячеек. Истоки сотрудничества между террористами и наркобизнесом лежат в 80 — 90-х годах XX в. Еще в 1994 г. представитель Интерпола Икбал Хусейн Ризви заявил в интервью агентству «Рейтер», что торговля наркотиками стала основным средством финансирования терроризма. Расследование террористических актов 11 сентября 2001 г. в США стало отправной точкой для переосмысления отношений между терроризмом и наркобизнесом и даже послужило поводом для введения в обиход нового термина — «наркотерроризм». Само понятие «наркотерроризм» было впервые использовано президентом Перу Белаунде Терри в 1986 г. В дальнейшем этому явлению был посвящен ряд крупных работ зарубежных авторов <1>, но, пожалуй, самое ясное и всеобъемлющее определение наркотерроризму дал американец Грегори Петракис. Он выделил 3 направления наркотерроризма: ——————————— <1> См., напр.: Федоров А. В. Рецензия на книгу Роберта Б. Чарльза «Наркотики и терроризм». США. Филадельфия: Издательство «Челси Хауз». Компания «Хайц Кросс Коммюникейшнс» // Наркоконтроль. 2006. N 2. С. 46 — 47.

1) радикальные и террористические организации используют торговлю наркотиками для поддержки своих политических убеждений; 2) государства поддерживают операции «наркотики в обмен на оружие» и другие операции с наркотиками для усиления своих финансовых и политических возможностей и поддержки нестабильности; 3) организованные преступные группы, вовлеченные в торговлю наркотиками, используют террористические тактики (взрывы бомб, похищения людей, убийства) для увеличения доходов. Но, как заметил австралийский криминолог Грант Уордлоу: «Наркотерроризм появился как сильнейшее оружие в пропагандистской войне, осуществляемой правительствами стран против террористов, радикальных элементов, организованной преступности, наркоторговцев и даже против других государств». Понятие «наркотерроризм» относится не только к террористическим организациям, которые частично финансируются из незаконного оборота наркотиков, но и к организованным преступным группам, занимающимся наркобизнесом и зачастую пытающимся запугать государственную власть путем осуществления террористических актов. Одним из самых ярких примеров тому стал колумбиец Пабло Эскобар, лидер Медельинского картеля, который в 80-х и 90-х годах прошлого столетия контролировал почти весь экспорт наркотиков из Колумбии в США. Стоит отметить, что в этот период колумбийский кокаин занимал 80% рынка наркотиков США. Начав как мелкий преступник, организовывая разные криминальные схемы зарабатывания денег (кража автомобилей, разбойные нападения, похищение и убийство людей), используя свой талант лидера и беспредельную жестокость, Эскобар сумел очень быстро создать могущественный преступный картель и стать одним из богатейших людей планеты (примерное состояние — 30 миллиардов долларов США по подсчетам Forbes в 1989 г.). В то же время организованную преступность и терроризм, как представляется, правильнее всего рассматривать как два разных феномена. Террорист, по нашему мнению, — это человек с ясными политическими целями, предполагающими устранение власти или изменение политической ситуации в каком-либо регионе или стране, и имеющий определенный набор представлений о мерах для реализации своих целей. Участники же организованных преступных сообществ в большинстве случаев сопротивляются политическим потрясениям и стремятся к благоприятным для их деятельности условиям относительной стабильности. В отличие от террористов, пропагандирующих стремление к «идеальному государству», ради которого отдельные из них готовы отдать свои жизни, преступники не видят смысла в самопожертвовании, у них нет чувства «победы» или «поражения», как у террористов, они действуют согласно поставленным целям, которые должны быть реализованы с максимальной выгодой и минимальным риском. В общих чертах система организованной преступности не направлена против существующего государственного строя как такового, она является параллельной организационной моделью со своими законами и правилами, иерархией и вооруженными силами. В отличие от террористической организации, чей смысл существования — прямая конфронтация с государством, существование преступной организации зависит от деятельности внутри государства и от проникновения криминальных элементов в политическую, экономическую и социальную сферы. Террористические и криминальные организации идут разными путями к разным целям. Тем не менее это не мешает их путям пересекаться и создавать опасные и выгодные альянсы. Конечно, было бы ошибочно утверждать, что все террористические организации сотрудничают с организованной преступностью, как было бы ошибочно утверждать, что терроризм финансируется в большей степени из наркобизнеса. Да, существует связь и есть доказательства причастности некоторых террористических и радикальных организаций к торговле наркотиками, но эти доказательства не полны. И этому есть свои причины. Государства и спецслужбы, исходя из принципа разумности и оберегая своих сотрудников под прикрытием и другие источники, дозированно и осторожно делают публичными секретные данные о связях между наркоторговлей и международным терроризмом. Некоторые аналитики и журналисты ставят под сомнение масштаб и даже само существование связей между наркобизнесом и терроризмом, но факты говорят сами за себя, и невозможно отрицать, что при существовании взаимовыгодных условий эти две отрасли преступности будут обязательно сотрудничать. Республика Молдова, будучи полноправным и ответственным членом международного сообщества, постоянно принимает все доступные организационные и юридические меры по предотвращению распространения наркотиков. Законодательные механизмы, используемые в Республике Молдова, — это прежде всего Уголовный кодекс <2> и Кодекс о правонарушениях <3>. В момент принятия в 2002 г. Уголовный кодекс Республики Молдова (далее — УК РМ) представлял собой уже достаточно хороший правовой документ, тем не менее практика его применения выявила много недостатков. Особенно это касается преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков. УК РМ в редакции 2002 г. имел всего три статьи (ст. 217 «Незаконный оборот наркотических, психотропных веществ или их аналогов», ст. 218 «Незаконное назначение или нарушение правил оборота наркотических или психотропных веществ» и ст. 219 «Организация или содержание притонов для потребления наркотических или психотропных веществ»), которые относились к обороту наркотиков. При этом ст. ст. 218 и 219 были редко востребованы. В результате ст. 217 УК РМ получилась громоздкой и обобщала все возможные составы преступлений, связанных с оборотом наркотиков. В практике появились проблемы с квалификацией преступлений и индивидуализацией наказаний. Также некоторые специалисты критиковали эту статью из-за несоответствия стандартам Совета Европы в отношении прав человека. Молдавский Парламент, приняв к сведению все замечания, изменил в 2005 г. ст. 217 УК РМ, одновременно добавив шесть новых статей, индивидуализирующих разные составы преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков. ——————————— <2> См.: Закон Республики Молдова от 18 апреля 2002 г. N 985 «Уголовный кодекс Республики Молдова» // Мониторул Офичиал. 2002. N 128-129/1012. <3> См.: Закон Республики Молдова от 24 октября 2008 г. N 218 «Кодекс Республики Молдова о правонарушениях» // Мониторул Офичиал. 2009. N 3-6/15.

Вступление в силу Кодекса о правонарушениях в 2009 г. ознаменовало конец эпохи использования Кодекса об административных правонарушениях, доставшегося в наследство от Молдавской ССР. Правонарушения, связанные с наркотиками, установлены в четырех статьях (ст. ст. 85 — 88) этого Кодекса. Также были приняты: Закон от 6 мая 1999 г. N 382-XIV «Об обороте наркотических, психотропных веществ и прекурсоров» <4>; Закон от 6 декабря 2001 г. N 713 «О контроле и предупреждении злоупотребления алкоголем, незаконного потребления наркотиков и других психотропных веществ» <5>; Постановление Правительства от 17 марта 2007 г. N 314 «Об утверждении Плана действий по борьбе с наркоманией и наркобизнесом на 2007 — 2009 годы» <6>. В настоящее время ждет утверждения Национальная стратегия по борьбе с наркотиками на 2010 — 2017 годы, выработанная согласно рекомендациям Евросоюза. ——————————— <4> См.: Закон Республики Молдова от 6 мая 1999 г. N 382-XIV «Об обороте наркотических, психотропных веществ и прекурсоров» // Мониторул Офичиал. 1999. N 73-77/339. <5> См.: Закон Республики Молдова от 6 декабря 2001 г. N 713 «О контроле и предупреждении злоупотребления алкоголем, незаконного потребления наркотиков и других психотропных веществ» // Мониторул Офичиал. 2002. N 36-38/208. <6> См.: Постановление Правительства от 17 марта 2007 г. N 314 «Об утверждении Плана действий по борьбе с наркоманией и наркобизнесом на 2007 — 2009 годы» // Мониторул Офичиал. 2007. N 43-46/339.

Организационными мерами, предпринятыми Республикой Молдова, являются создание Межведомственной комиссии по борьбе с наркоманией и наркобизнесом, целью которой определены взаимодействие, сотрудничество и оперативный обмен информацией между органами, наделенными функциями по борьбе с наркоманией, — Министерством внутренних дел, Генеральной прокуратурой, Службой информации и безопасности, Таможенной службой, Пограничной службой, Министерством здравоохранения, и создание в составе Министерства здравоохранения Постоянного комитета по контролю за наркотиками, регулирующего деятельность, связанную с законным оборотом наркотиков в Республике Молдова. Республика Молдова не представляет интерес для наркоторговцев как рынок сбыта из-за небольшой численности населения, но географическое расположение делает ее очень привлекательной для наркотрафика. Вступление Румынии в Евросоюз в 2006 г. означало, что государственная граница Румынии и Республики Молдова становится границей ЕС. Привлекательность территории страны для переправки наркотиков подтверждается и одним из самых громких уголовных дел с момента провозглашения независимости Республики Молдова. В марте 2008 г. в Кишиневе были задержаны двое граждан Турции, которые перевозили в микроавтобусе 200 кг героина стоимостью свыше 10 миллионов долларов США. В результате следственных мероприятий были задержаны и несколько сотрудников полиции, которые, как позже было доказано в суде, помогали в беспрепятственном передвижении курьеров по территории страны.

——————————————————————