Некоторые особенности деятельности органов внутренних дел СКФО по предупреждению преступлений (на примере Чеченской Республики)

(Исаев М. Х.) («Российский следователь», 2010, N 22)

НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ СКФО ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ПРЕСТУПЛЕНИЙ (НА ПРИМЕРЕ ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ) <*>

М. Х. ИСАЕВ

——————————— <*> Isaev M. X. Certain peculiarities of activity of agencies of internal affairs of Northern caucasus federal district with regard to prevention of crimes (at the example of the Chechen Republic).

Исаев Муслим Хасанбекович, заместитель министра — начальник штаба МВД по Чеченской Республике, подполковник милиции, соискатель ВНИИ МВД России.

В статье дана характеристика состояния криминальной ситуации на территории Чеченской Республики в настоящее время, рассмотрены некоторые особенности деятельности органов внутренних дел республики по предупреждению преступлений. Рассмотрены отдельные факторы, обусловливающие состояние преступности в Чеченской Республике, а также степень их влияния и проявления в различных сферах жизнедеятельности чеченского общества.

Ключевые слова: преступление, фактор преступности, бандформирования, терроризм, экстремизм, предупреждение преступности.

The article contains characteristics of the state of criminal situation on the territory of the Chechen Republic at present, considers certain peculiarities of activity of agencies of internal affairs with regard to prevention of crimes, considers certain factors substantiating the state of criminality in the Chechen Republic and also the level of their influence and manifestation in various spheres of life activity of the Chechen society.

Key words: crime, factor of criminality, band formations, terrorism, extremism, prevention of criminality.

Обстановка совершения преступлений, определяя особенности элементов их криминологической характеристики, оказывает тем самым опосредованное влияние и на особенности предупредительной деятельности. Социальные и природные условия, характеризующие среду, обстановку на определенной территории, в одинаковой мере определяют особенности как совершаемых здесь преступлений, так и деятельности по их предупреждению. Выявление и описание детерминант преступности и особенностей предупредительной деятельности, связанных с социальными и природными факторами того или иного типа местности, создают предпосылки для выработки наиболее адаптированных методов к реальным условиям предупредительной работы. А подобное описание не может быть достаточно информативным без использования данных об образе жизни населения в том или ином типе социальных поселений. Под социальной средой понимают экономические, бытовые и духовные условия жизни людей, окружающие их предметы и объекты производственного и культурно-бытового назначения, имеющие социальную сущность. Структурным компонентом социальной среды является также организационно-управленческая среда <1>. ——————————— <1> Антонян Ю. М. Социальная среда и формирование личности преступника. М., 1975. С. 8.

В зависимости от климатических условий, национального состава населения, характера элементов природной и социальной среды, некоторых других факторов, определяющих особенности криминологической характеристики совершаемых преступлений, система предупреждения преступности в отдельно взятой административно-территориальной единице может иметь свои особенности. Вооруженный конфликт 1994 — 1999 гг. и обострившийся в связи с ним социально-экономический кризис в Чеченской Республике стали мощным стимулятором преступности, выплеснувшейся далеко за пределы республики. Целый комплекс неблагоприятных обстоятельств политического, исторического и религиозного характера сформировали в республике уникальный криминальный анклав, доходы которого извлекались из незаконной торговли нефтепродуктами, похищений людей, бандитизма, разбоев, грабежей <2>. ——————————— <2> Шинкин И. А. Криминологическая характеристика преступности на территории Чеченской Республики. Ростов н/Д, 2006. С. 5.

В настоящее время можно с уверенностью констатировать, что перечисленные острые проблемы во многом нашли свое разрешение. Действиями федеральных сил разгромлены крупные бандформирования, уничтожены лидеры сепаратизма и полевые командиры, успешно проведены выборы в местные органы власти, в результате чего в республике в настоящее время полноценно действуют органы исполнительной, законодательной и судебной власти. Принята в ходе референдума Конституция республики, в которой закреплены федеративные отношения Чеченской Республики в составе Российской Федерации. Кроме того, укрепляются правопорядок и общественная безопасность в регионе. Одним из признаков демократического правового государства является принуждение к исполнению законов. Кровавые распри и конфликты могут быть остановлены и прекращены под давлением прочного, постепенно и неуклонно устанавливающегося государственного порядка. Для достижения этого не требуется ни насилия, ни репрессий: необходимо убедить общество, что правительство решительно настроено на принятие реальных мер по утверждению власти закона. В этой связи решающее значение имеет стабилизация социально-политической и экономической ситуации, которая, в свою очередь, также неизбежно приведет к нормализации криминальной обстановки. Анализ данных официальной статистики свидетельствует о том, что криминальная ситуация на территории Чеченской Республики в последние годы характеризуется некоторым снижением общего количества зарегистрированных преступлений. Благодаря принимаемым мерам оперативная обстановка в Чеченской Республике по линии общеуголовной преступности фиксирует снижение количества зарегистрированных тяжких и особо тяжких уголовных проявлений, преступлений, совершенных против жизни и здоровья, в том числе с применением оружия. Так, в первом полугодии 2010 г. на территории Чеченской Республики зарегистрировано 2377 преступлений, что на 9,1% меньше, чем за январь — июнь 2009 г. (2614). Сократилось число зарегистрированных преступлений как по линии криминальной милиции (1508 преступлений; на 11,4%), так и по линии милиции общественной безопасности (869 преступлений; на 4,7%). Уровень преступности в расчете на 100 тыс. человек уменьшился в сравнении с АППГ на 23,5 пункта и составил 186,4 преступления. Количество зарегистрированных особо тяжких преступлений сократилось на 29,7% (213 против 303 за АППГ). Удельный вес особо тяжких преступлений в общем массиве преступности по сравнению с АППГ сократился на 2,6% и составил 9,0%, при этом на 2,6% возрос удельный вес тяжких преступлений, который составил 21,0%. Сократилось количество зарегистрированных умышленных убийств (56 против 78 за АППГ). Значительно снизилось количество фактически совершенных за 6 месяцев текущего года убийств (16 против 39 за АППГ; — 59,0%) <3>. ——————————— <3> Комплексный анализ оперативной обстановки на территории Чеченской Республики и результатов оперативно-служебной деятельности МВД по Чеченской Республике за 6 месяцев 2010 г. // Штаб МВД по ЧР. Грозный, 2009. С. 28 — 29.

В результате принятых мер количество зарегистрированных на территории Чеченской Республики преступлений, совершенных с применением оружия, сократилось на 29,0% (71 против 100 за АППГ), в том числе огнестрельного — на 31,2% (64 преступления против 93), совершенных с использованием взрывчатых веществ и взрывных устройств — на 22,2% (14 против 18 преступлений за АППГ) <4>. ——————————— <4> Там же. С. 33 — 34.

В результате проведения на территории Северо-Кавказского региона России контртеррористических операций основные силы незаконных вооруженных формирований были разгромлены, десятки главарей бандформирований уничтожены или задержаны. Вместе с тем остатки бандподполья, скрывающиеся в горных районах Чеченской Республики, а также в сопредельных субъектах СКФО, несмотря на понесенные значительные потери, не оставляют попыток дестабилизировать ситуацию, помешать процессу возрождения республики. В связи с этим борьба с терроризмом и экстремизмом остается главным направлением оперативно-служебной деятельности органов и подразделений МВД по Чеченской Республике. Данная работа проводится в соответствии с положениями федерального законодательства, под руководством Оперативного штаба в Чеченской Республике и Антитеррористической комиссии Чеченской Республики (председатель — глава Чеченской Республики Герой России Р. А. Кадыров), которыми реализуются решения по борьбе с терроризмом и экстремизмом, принятые Национальным антитеррористическим комитетом и Федеральным оперативным штабом. Также на территории Чеченской Республики функционируют органы по руководству и координации деятельности силовых и правоохранительных структур — Объединенная группировка войск (сил) в Северо-Кавказском регионе и Временная объединенная группировка органов и подразделений внутренних дел МВД России. Указанная деятельность осуществляется совместно с администрациями населенных пунктов, руководством образовательных учреждений, мусульманским духовенством, при широком использовании возможностей СМИ. В целях своевременного выявления и пресечения экстремистской деятельности осуществляется взаимодействие с Комитетом по делам молодежи Правительства Чеченской Республики по вопросам подготовки и проведения профилактических мероприятий антиэкстремистской и антитеррористической направленности. Принимаются меры по выявлению и пресечению противоправной деятельности организаций и отдельных лиц, осуществляющих пропаганду идей экстремизма, терроризма, социальной, расовой, национальной ненависти и вражды, призывающих к насильственному свержению конституционного строя Российской Федерации и Чеченской Республики. Ежедневно отслеживается информация, публикуемая на экстремистском сайте «Кавказ-Центр» (URL: http://www. kavkazcenter. com/russ). По результатам проведения мониторинга указанного сайта сотрудниками центра по противодействию экстремизму КМ МВД по Чеченской Республике за 6 месяцев 2010 г. выявлено шесть преступлений экстремистского характера (видеозаписи — обращения участников и главарей бандгрупп, призывающие к осуществлению террористической деятельности на территории Российской Федерации, в том числе по отношению к сотрудникам правоохранительных органов, пропагандирующие идеи межрелигиозной вражды) (0 за АППГ) <5>. ——————————— <5> Там же. С. 37.

Основной наиболее эффективной мерой предупреждения терактов, вооруженных нападений, захватов заложников и других особо тяжких преступлений как на территории Чеченской Республики, так и других сопредельных субъектов Российской Федерации является активная работа по обнаружению и ликвидации остатков бандгрупп, действующих в Северо-Кавказском регионе России. Учитывая, что распространенным способом действий бандформирований является перемещение в соседние субъекты РФ и скрытное пребывание на их территории, осуществляется обмен оперативной информацией и проведение совместных мероприятий с ОВД субъектов Российской Федерации, сопредельных с Чеченской Республикой. Действуя в рамках выполнения совместных планов и решений, органы и подразделения МВД по Чеченской Республике во взаимодействии с другими силовыми и правоохранительными структурами продолжали проведение специальных, оперативно-розыскных и профилактических мероприятий в районах ЧР, в полосе административной границы и на сопредельной территории республик Дагестан и Ингушетия, направленных на выявление и нейтрализацию главарей, участников и пособников бандподполья. В январе — июне 2010 г. выявлено 4 и задержано 3 вербовщика молодежи в бандгруппы (за АППГ выявлено 3 вербовщика, из которых 1 задержан). Склонено к явке с повинной 23 члена НВФ (52 за АППГ), в том числе 13 участников и 10 пособников бандформирований <6>. ——————————— <6> Там же. С. 36.

За 6 месяцев текущего года на территории Чеченской Республики не допущено совершения террористических акций (за январь — июнь 2009 г. — 1), в результате совместных оперативно-розыскных и специальных контртеррористических мероприятий задержано 110 участников бандформирований (171 за АППГ), в том числе 38 участников и 72 пособника бандподполья <7>. ——————————— <7> Там же. С. 33 — 34.

На сегодняшний день не будет ошибочным утверждение, что деятельность экстремистского бандподполья окончательно утратила признаки широкомасштабного и скоординированного вооруженного противостояния. В последнее время она все больше приобретает общеуголовную сущность. На проходившем 1 апреля 2010 г. в г. Махачкале Республики Дагестан совещании с главами субъектов Северо-Кавказского федерального округа Президентом РФ Д. А. Медведевым с положительной стороны был отмечен опыт Чеченской Республики по противодействию терроризму и экстремизму, принято решение о его распространении в других субъектах СКФО. Приведенные данные свидетельствуют о снижении криминальной напряженности в Чеченской Республике, однако успокаиваться пока преждевременно, существует еще много нерешенных политических, социально-экономических, межнациональных и религиозных проблем, которые продуцируют преступность. Наиболее существенной социально-экономической проблемой и объективным фактором распространения преступности в Чеченской Республике остается значительное количество трудоспособных граждан, не имеющих работы. Так, по данным органов статистики, по состоянию на 1 июня 2010 г. каждый пятый житель Чеченской Республики состоял в государственных учреждениях службы занятости населения и имел статус безработного, а это 56,1% экономически активного населения ЧР (288,6 тыс. из 514,2 тыс. человек). Только за май 2010 г. получили статус безработного 13,4 тыс. человек. Трудоустроено 7831 человек, что в 2 раза меньше, чем в мае 2009 г. <8>. ——————————— <8> Социально-экономическое положение Чеченской Республики в январе — мае 2010 г. Отчет территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Чеченской Республике. Грозный, 2010. С. 71.

Молодежь, не имеющая возможности трудоустроиться, является объектом пристального внимания лидеров бандгрупп, всеми возможными путями вовлекающих ее в свою преступную деятельность. В поисках средств к существованию граждане зачастую вынуждены заниматься нелегальными, противозаконными видами деятельности, связанными с кустарной переработкой нефтепродуктов, продажей лома металлов, торговлей, в том числе контрафактной продукцией, частным извозом и так далее. Особую тревогу вызывает то обстоятельство, что в республике сложилась крайне сложная ситуация с трудоустройством молодых специалистов, которые для реализации собственных амбиций могут под влиянием неблагополучных факторов встать на путь преступления. А ведь известно, что страдающие от безработицы люди, не имеющие возможности обеспечить свои семьи, становятся особенно восприимчивы к проповедям религиозных экстремистов и склонны к совершению всех видов преступлений. При этом необходимо учитывать сложившийся веками менталитет чеченского народа с сильными родовыми связями. Менталитет горских народов во многом определяет характер скрытой безработицы. На Северном Кавказе мужчины, в силу устоявшихся традиций, не могут позволить себе официального признания неспособности, даже по объективным причинам, прокормить свою семью. Поиск возможностей решения указанной проблемы зачастую приводит их в криминальную среду. За счет таких лиц, особенно из числа молодежи, пополняются ваххабитские общины и незаконные вооруженные формирования. Все эти причины являются благодатной почвой для агитации и вербовки молодежи боевиками в свои ряды. Следует также отметить низкий образовательный уровень молодежи, особенно в горной части республики. За время конфликта в Чеченской Республике выросло поколение войны — молодые люди, которым к началу боевых действий исполнилось 8 — 15 лет и которые в настоящее время достигли 18 — 25-летнего возраста. К сожалению, они не жили в условиях развитой экономики, нормального функционирования государственных институтов, большинство из них не получили сколько-нибудь серьезного образования. Соответственно, ценности, связанные с приобретением профессии, карьерным ростом, легальным заработком, без чего невозможна эффективная социальная адаптация к современным условиям, для них малозначимы. Несомненно, что по мере восстановления объектов экономики, создания новых рабочих мест с достойной оплатой труда количество лиц, вовлекаемых в преступную и террористическую деятельность, будет неуклонно снижаться. Недаром французский философ-просветитель и правовед Шарль Монтескье наряду с мерами наказания и воспитания указывал также на предупредительное значение, которым обладает рост благосостояния граждан <9>. ——————————— <9> Монтескье Ш.-Л. О духе законов. Избранные произведения. М., 1955. С. 18 — 73.

Главным препятствием на пути окончательной нормализации обстановки в республике остается продолжающаяся деятельность организованных преступных групп и остатков бандформирований террористической и уголовной направленности. В целях увеличения своего влияния на жителей республики боевики, совершая дерзкие скоротечные обстрелы военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов, стремятся подорвать авторитет федерального и республиканского руководства, показать его неспособность контролировать ситуацию в регионе <10>. ——————————— <10> Шепилов М. П. Особенности обеспечения правопорядка и законности в Чеченской Республике // Профессионал. 2008. N 4. С. 15.

В наиболее общих чертах помимо вышеперечисленных к криминогенной мотивационной группе преступного поведения отдельной категории лиц можно отнести такие факторы, как: — религиозные противоречия и разногласия, религиозный фанатизм, псевдорелигиозный экстремизм, основанные на личной заинтересованности с целью поддержания престижа, завоевания авторитета, лидерства с агрессивной окраской, этнонациональные противоречия, перерастающие в конфликты; — наличие внутригрупповой поддержки противоправного поведения; — ярко выраженное стремление к самоидентификации и традиционализму. Названные факторы предопределяют стремление чеченцев к суверенитету, сохранению внутреннего единства и самобытности, осознанию своей этнокультурной общности. Стремление к традиционализму как необходимому условию сохранения национальной культуры не может не оказывать влияния на поведенческие установки не только самих представителей этноса, но в качестве ответной реакции и людей других национальностей. Ориентированность личности на собственную этническую принадлежность приводит к гиперболизации этничности, что, в свою очередь, порождает социальные конфликты, средством разрешения которых становится преступление. С учетом этого религиозный экстремизм способен порождать как общеуголовную преступность, так и преступления против общественной безопасности и общественного порядка (терроризм, захват заложников, создание незаконного вооруженного формирования и др.). Перечисленные выше факторы, предопределяющие или обусловливающие состояние преступности в Чеченской Республике, проявляют себя в той или иной степени в различных сферах жизнедеятельности чеченского общества. Степень влияния указанных факторов зависит от состояния этих сфер, происходящих в них процессов и основных тенденций развития. В этой связи необходима оценка интенсивности выраженности этих тенденций и их направленности, что даст возможность выработать направления деятельности правоохранительных органов по стабилизации криминальной ситуации в Чеченской Республике.

——————————————————————