Социально-психологические проблемы внедрения инноваций в работу с персоналом органов внутренних дел

(Лефтеров В. А.) («Юридическая психология», 2010, N 4)

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ВНЕДРЕНИЯ ИННОВАЦИЙ В РАБОТУ С ПЕРСОНАЛОМ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ <*>

В. А. ЛЕФТЕРОВ

——————————— <*> Lefterov V. A. Social-psychology problems of introduction of innovations into work with personnel of agencies of internal affairs.

Лефтеров Василий Александрович, доктор психологических наук, доцент, начальник научно-исследовательского центра психотренинговых технологий Донецкого юридического института МВД Украины.

Статья посвящена анализу существующих социально-психологических проблем и барьеров на пути продвижения позитивных инноваций в деятельность органов внутренних дел Украины. Анализируются типичные проявления ретроградства в милиции, а также обосновывается необходимость и возможность внедрения в работу с персоналом милиции психологических тренинговых технологий, способствующих реализации прогрессивных реформ и изменений в системе ОВД.

Ключевые слова: инновации, реформирование органов внутренних дел, работа с персоналом ОВД, человеческий фактор, борьба с ретроградством и консерватизмом, психологические тренинги.

The article deals with analysis of existing social-psychology problems and barriers on the way of promotion of positive innovations into activity of agencies of internal affairs of Ukraine. The author analyses typical features of misoneism in militia and also substantiates the necessity and possibility of introduction into work with personnel of militia of psychological training technologies promoting realization of progressive reforms and changes in the system of agencies of internal affairs.

Key words: innovations, reformation of agencies of internal affairs, work with personnel of the agencies of internal affairs, human factor, struggle with misoneism and conservatism, psychological trainings.

Консерватор — человек, которому кажется, что ничто никогда не было создано впервые.

Ю. Тувим

Надо идти вперед, все вперед, с жизнью, которая никогда не останавливается.

Э. Золя

Актуальность проблемы. Инновационные процессы, происходящие в последнее время в Украине, являются обязательным условием построения демократического правового государства, экономического роста и развития социальной инфраструктуры. Однако проблема реакции на изменения и нововведения в нашей стране стоит до сих пор остро, поскольку на протяжении многих предшествующих десятилетий в стране царила относительная социальная стабильность, рассматривавшаяся с идеологической точки зрения как высшее достижение. И сегодня многие люди просто не умеют жить в быстро меняющемся мире. К сожалению, это относится и к современным политическим элитам, которые зачастую декларируют желание и готовность смело внедрять позитивные инновации и реформы, но в действительности делают это весьма сдержанно и неэффективно. На протяжении всего периода независимости Украины происходят существенные изменения в органах внутренних дел. Проводимые в МВД Украины реформы непосредственно касаются и системы работы с персоналом ОВД [1; 2]. Основными задачами этих преобразований являются повышение уровня и качества персонала милиции, гуманизация отношений в правоохранительной сфере и в конечном счете возрастание эффективности деятельности органов внутренних дел, в том числе в предоставлении качественных правоохранительных услуг населению. В то же время в органах правопорядка очень часто с приходом новых руководителей ведомств могут происходить непоследовательные изменения курса реформ. Целью данной статьи является проведение социально-психологического анализа существующих проблем на пути продвижения позитивных инноваций в деятельность органов внутренних дел Украины, а также обоснование необходимости внедрения прогрессивных тренинговых технологий в работу с персоналом ОВД. Изложение основного материала. «Нет дела более трудного по замыслу, более сомнительного по успеху, более опасного при осуществлении, чем вводить новые учреждения. При этом врагами преобразователя будут все, кому выгоден прежний порядок, и он найдет лишь прохладных защитников во всех, кому могло бы стать хорошо при новом строе» [3]. Эта цитата XV в. точно описывает проблемы и перспективы внедрения изменений сегодня. Изменения иногда происходят самопроизвольно, их может легко инициировать любой руководитель и даже рядовой работник, но провести нужные изменения и получить запланированный результат — как было, так и осталось сверхсложной задачей. Как и в других сферах жизнедеятельности, универсального алгоритма внедрения изменений в государственных правоохранительных институтах не существует. Стратегия изменений в органах внутренних дел выстраивается в соответствии с внутренним и внешним политическим и правовым курсом государства, нормативно регламентируется руководящими документами МВД Украины и только в этом качестве может быть успешно реализована. Однако сегодня нельзя не учитывать, что деятельность органов внутренних дел в современных условиях становится все больше открытой, подотчетной и человекоориентированной. Результаты внедрения позитивных реформ и инноваций в милиции напрямую зависят от процессов, происходящих в самой системе внутриведомственных отношений. Поэтому в работе с персоналом органов внутренних дел все больше во главу угла ставится человеческий фактор. Под человеческим фактором понимается совокупность основных социальных и психологических качеств (характеристик) людей — их ценностных ориентаций, нравственных принципов, норм поведения, уровня знаний и информированности, характера социальных навыков, установок и представлений о личностно значимых элементах социальной жизни — социальной справедливости, правах и свободе человека, о его гражданском долге, социальном прогрессе и т. д. Другими словами, человеческий фактор — это все, что относится к человеку как субъекту в разных сферах общественной деятельности. В органах внутренних дел человеческий фактор имеет отношение не только к отдельным работникам, но и к группам, служебным коллективам, особенностям социально-психологического климата в них, господствующим нормам поведения и т. д. Важнейшими условиями реформирования органов внутренних дел является готовность руководителей структурных звеньев к мобилизации всех ресурсов и сил для достижения цели, а также готовность персонала к восприятию новых идей, ценностей, условий и т. п. Новые подходы и процессы в ОВД, к сожалению, не всегда дают желаемый эффект, зачастую это связано с отношением самих сотрудников милиции, отдельных руководителей-ретроградов. Ретроград (от лат. — идущий назад) в словаре иностранных слов трактуется как противник прогресса, человек с отсталыми взглядами, мракобес и реакционер. Учитывая то, что органы внутренних дел — достаточно закрытая система, ретроградство со стороны некоторых руководителей и работников — открытое или скрытое сопротивление всему новому и прогрессивному — может принимать завуалированные формы, прикрытые якобы интересами службы, спецификой оперативно-служебной деятельности, нравственными, этическим нормами, самопожертвованием и т. п. Наиболее типичными проявлениями ретроградства в милиции являются: — препятствие сотрудникам в дальнейшем обучении, получении второго образования, повышении квалификации, росте профессионального уровня и т. п.; — затормаживание карьерного роста отдельных сотрудников из категории «рабочих лошадок»; — негативное (оскорбительное, недоверительное и презрительное) отношение к сотрудникам-женщинам, особенно в связи с возможными декретными отпусками; — инертность в реализации позитивных нововведений; — нежелание учиться, повышать собственный уровень знаний и навыков по принципу «я и так все знаю и умею»; — негативное отношение к проявлению инициативы и рационализаторским предложениям сотрудников как к «возмутителям спокойствия»; — скупость на похвалу и поощрения за успехи и старания при неадекватно жестком реагировании на проступки и нарушения сотрудников; — грубость, хамство, высокомерие, унижение достоинства, нелицеприятные выражения по отношению к подчиненным; — бесцеремонное манипулирование людьми, фактами в личных интересах; — «навешивание ярлыков», преследование сотрудников в силу личных предубеждений; — неспособность видеть служебную перспективу, отрицание новых проектов, предложений, если они лично не выгодны; — склонность к нравоучениям и категоричность по поводу собственных взглядов, убеждений, ценностей; — заискивание перед вышестоящим начальством, доходящее до абсурда; — боязнь (на уровне фобии) новых технологий и недоверие к ним; — неправильное понимание возможностей и особенностей использования персоналом технических средств, оргтехники и т. п.; — придание большого значения при сборе информации слухам, нашептыванию; — целенаправленный сбор «компромата» в отношении сотрудников; — приверженность исключительно к бюрократическим формам и методам работы (культ бумаг, условностей, ритуалов, стереотипов); — доминирование силовых, директивных методов в разрешении проблем и противоречий в служебном коллективе (по принципу «разделяй и властвуй»); — деградация и проявления профессиональной деформации. Так уж сложилось, что большинство людей всегда склонны держаться привычного, устоявшегося, особенно если ближайшая перспектива сомнительна, а длительной не прослеживается вовсе. Если эту тенденцию не переломить, то изменения будут блокированы, практически не начавшись, а любые благовидные планы, программы, концепции останутся формальными и найдут свое воплощение лишь в многочисленных отчетах или пойдут на доработку с последующим забвением. Ретроградство — явление, имеющее место не только в милиции. Многочисленные добрые начинания в различных сферах общественной жизни, экономике, науке и технике были нивелированы благодаря ретроградству. Поэтому ретроградство в органах внутренних дел может свести на нет многие передовые технологии и методы работы с персоналом ОВД, включая учет человеческого фактора, использование научных методов влияния на персонал, его профессионализацию и т. д. Ретроградство, блокирование различными способами инновационных процессов в органах внутренних дел крайне негативно влияет на имидж милиции. Одними из методов борьбы с ретроградством, консерватизмом и другими негативными явлениями в органах внутренних дел, тормозящими их нормальное развитие и функционирование, могут быть психологические тренинговые технологии, позволяющие изменять непродуктивные жизненные стратегии и профессиональное поведение сотрудников, оптимизировать социально-психологический климат в служебных коллективах и формировать в них командный дух. Особенно важным является проведение специальных тренингов с руководящим составом ОВД, формирующих у них помимо новаторского и конструктивного отношения к службе целый комплекс деловых, профессиональных и психологических качеств. Тренинговые методы сегодня широко используются во всем цивилизованном мире и являются неотъемлемой составляющей функционирования большинства организационных структур, особенно в сфере образования, экономики, политики, бизнеса, здравоохранения, различных социальных институтов. В широком понимании тренинг представляется нам как интегрированный, в основном групповой метод целенаправленной психологической тренировки людей в соответствии с их личными и профессиональными целями. Тренинговые технологии — это научно обоснованная и практически целесообразная система проведения тренингов с персоналом различных организаций, способствующих высокопродуктивному выполнению организационных целей и задач. Без преувеличения можно сказать, что тренинг поистине способен изменить мир. Поэтому тренинговые технологии — это уникальная социально-психологическая реальность, обеспечивающая общественный прогресс в постиндустриальном обществе. Применительно к правоохранительным органам внедрение тренинговых технологий представляет собой закономерный процесс совершенствования и гуманизации всей правоохранительной деятельности. Причем этот процесс имеет две стороны и охватывает как сферу внешних правоохранительных отношений и связей (с гражданами, большими и малыми социальными группами, организациями), так и сферу внутриведомственных отношений (с персоналом, коллективами правоохранительных органов). В настоящее время существует целый ряд объективных и субъективных проблем внедрения тренинговых технологий в работу с персоналом ОВД, среди них: 1. Недостаточное количество специализированных подразделений (центров), предназначенных непосредственно разрабатывать и проводить тренинги с персоналом. На сегодняшний день в системе силовых ведомств Украины функционирует пока единственное штатное подразделение — научно-исследовательский центр психотренинговых технологий Донецкого юридического института, где целенаправленно осуществляется научная разработка и практическое проведение тренингов с разными категориями личного состава ОВД, а также осуществляется подготовка тренеров-психологов. Однако для системы органов внутренних дел этого явно недостаточно. Поэтому необходимо формирование широкой сети тренинговых центров, причем возможно создание подобных специализированных подразделений как при всех Центрах практической психологии при областных управлениях милиции, так и основание крупных региональных тренинговых центров, например при вузах МВД Украины. 2. Отсутствие нормативно-правовой базы, регламентирующей системное проведение тренингов с персоналом. Сегодня в МВД Украины существует ряд ведомственных документов относительно организации психологического обеспечения оперативно-служебной деятельности, в которых наряду с другими методами работы психологическим службам предписывается проведение тренингов с личным составом. В то же время организационно-нормативного механизма системного внедрения тренинговых технологий в ОВД пока нет, и это один из главных факторов «пробуксовывания» проведения тренингов с широкими массами сотрудников милиции. 3. Недостаточное материально-финансовое обеспечение. Сегодня рыночная стоимость консалтинговых услуг, в том числе по проведению обучающих и развивающих тренингов, достаточно высока. В развитых странах ежегодно расходуются миллиардные средства на тренинговую подготовку персонала. И эти расходы вполне окупаются, так как организации значительно дешевле обходится создание нормальных условий для продуктивной деятельности работающих, чем компенсация дополнительных затрат на обучение и переподготовку новичков. Что касается правоохранительных органов, то вследствие хронически недостаточного их финансирования не исключено, что именно проблема материально-финансового обеспечения может стать камнем преткновения на пути продвижения тренингов в правоохранительную деятельность. Ведь создание системы проведения тренингов для персонала потребует немалых средств, особенно на первых порах при формировании материально-технической базы и кадрового потенциала тренинговых подразделений, организации их работы. В то же время, как свидетельствует мировой опыт, результаты, полученные от тренинговой деятельности в правоохранительной сфере, будут несопоставимо выше связанных с этим затрат. 4. Консерватизм, инертность в реализации позитивных нововведений. К сожалению, сегодня существуют различные организационные, бюрократические, конъюнктурные и другие препятствия, тормозящие инновационные процессы в правоохранительной сфере, в том числе по внедрению тренинговых технологий. 5. Недооценка эффективности тренинговых методов большинством сотрудников вследствие отсутствия личного опыта в данной области. Многие руководители и рядовые сотрудники ассоциируют психологические тренинги с определенным испытанием, тестированием и даже экзаменом, прохождение которого каким-то образом может иметь для них негативные последствия. Так, иногда могут проявляться признаки тренингофобии — необъяснимая боязнь тренингов, стремление уклониться от участия в них. Как правило, эти признаки исчезают сами по себе после первых же дней участия в тренинге. 6. Отсутствие в органах внутренних дел необходимого количества специалистов-тренеров. Внедрение тренинговых технологий невозможно без отряда квалифицированных тренеров-психологов. Однако на сегодняшний день в Украине существует вакуум в сфере подготовки тренеров, способных проводить тренинги в разных отраслях функционирования общества, в том числе и в правоохранительных органах. Выводы. Таким образом, многие проблемы внедрения инновационных изменений в деятельность органов внутренних дел носят психологический и социально-психологический характер. В числе барьеров на пути продвижения прогрессивных изменений в милиции стоит феномен ретроградства. Учитывая это, преодоление многих проблем, возникающих в процессе реформирования системы ОВД Украины, возможно также за счет использования эффективных социально-психологических методов. Такими методами являются психотренинговые технологии, внедрение которых позволяет в короткие сроки, не декларативно, а реально, качественно и эффективно способствовать продвижению прогрессивных реформ и изменений практически в любой организации. Исходя из уникальных потенциалов тренингов для совершенствования деятельности правоохранительных органов, изменения качественных характеристик персонала, а также учитывая существующие проблемы и препятствия в продвижении тренингов, необходимо принятие комплексной целевой государственной программы внедрения тренинговых технологий, в которой будут предусмотрены конкретные ближайшие и перспективные меры по системному использованию тренингов в работе с персоналом ОВД.

Литература

1. Соболев В. О. Робота з персоналом як навчальна дисциплiна // Вiсник Унiверситету внутрiшнiх справ. 1999. N 8. 2. Бандурка О. М., Соболев В. О. Теорiя та методи роботи з персоналом в органах внутрiшнiх справ: пiдручник. Харкiв: Вид-во Ун-ту внутр. справ, 2000. 3. Фишер Р., Юри У. Путь к согласию, или Переговоры без поражений. М.: Наука, 1992. 4. Чарльз М. Т. Современное состояние и перспективы профессиональной подготовки сотрудников полиции (милиции) США и России. СПб.: Алтейя, 2000.

——————————————————————