Процесс правового закрепления объявленных государственных границ Российской Федерации

(Минаев А. В.)

(«Общество и право», 2010, N 4)

ПРОЦЕСС ПРАВОВОГО ЗАКРЕПЛЕНИЯ ОБЪЯВЛЕННЫХ

ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГРАНИЦ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

А. В. МИНАЕВ

Минаев Александр Викторович, кандидат юридических наук, заведующий кафедрой уголовного права и процесса юридического факультета Тывинского государственного университета.

8 декабря 1991 года прекратило существование одно из наиболее мощных и самых больших по территории государств в мире — Союз Советских Социалистических Республик. Своеобразие исторического момента заключается в том, что Российская Федерация, являясь лишь самой большой частью СССР, заявила о признании административных границ, существовавших между союзными республиками СССР, государственными границами нового государства. В связи с этим перед Российской Федерацией, как и перед другими государствами, образовавшимися на постсоветском пространстве, встал вопрос правового оформления государственной территории и государственных границ в соответствии с действующим международным правом.

Ключевые слова: Союз Советских Социалистических Республик, Конституция, государственная территория, государство, законодательная власть, исполнительная власть, правительство, закон, граница.

On 8 December 1991 stopped its existence one of the strongest and biggest States in the world — the Union of Soviet Socialist Republics. The peculiarity of the historical moment is that the Russian Federation delimitated the border of the Russian Soviet Socialist Republics, existed between the Soviet Republics of the USSR, as the State borders of the new country, as the Russian Federation was the biggest part of the former country. So to the Russian Federation, like to other States, formed in the aftersoviet territory, there is the question about the official registration of the State territory and State borders in accordance with the current International law.

Key words: the Union of Soviet Socialist Republics, Constitution, the State territory, State, legislative power, executive power, Government, law, border.

Для Российской Федерации процесс правового закрепления объявленных государственных границ начался с 1993 года и продолжается по настоящее время.

Приступая к рассмотрению этого вопроса, следует выделить ряд важных факторов, влияющих на этот процесс. К ним следует отнести следующие факторы: часть государственных границ Российской Федерации совпадает с границами СССР, которые в той или иной степени полноты закреплены международными договорами и договорами с сопредельными государствами; большая часть государственных границ с вновь образовавшимися государствами требует правового оформления, проведения делимитации и демаркации новых границ; административные границы в СССР складывались в основном начиная с 20-х годов до начала 50-х годов XX века, они не отражали исторических реалий вхождения тех или иных территорий в состав Российского государства; в основу формирования административных границ был положен этнический фактор, он, однако, не был распространен на все этнические общности; многие этносы СССР до момента образования своей государственности в административных границах страны ранее своей государственной территории и государственности не имели; административные границы бывших союзных республик разделили государствообразующий народ России — русский народ — и ряд коренных народов страны; реализуя право народов на самоопределение, ряд народов сопредельных с Россией новых государств также провозгласили об образовании своих государств или заявили о стремлении войти в состав Российской Федерации; на процесс становления государственности постсоветских стран значительное влияние оказывают внешние факторы — продолжающийся процесс передела геополитического пространства и ухудшение геополитического положения России. Все эти факторы оказывают значительное влияние на процесс международно-правового оформления границ Российской Федерации.

8 декабря 1991 года прекратило существование одно из наиболее мощных и самых больших по территории государств в мире — Союз Советских Социалистических Республик. На бывшей государственной территории СССР образовалось 15 независимых государств. Самым крупным из них является Российская Федерация. Российскую Федерацию по праву можно считать правопреемником Советского Союза и Российской империи. Однако четких записей в официальных документах новой России о правопреемственности СССР и Российской империи не существует. В то же время с исторической точки зрения такая правопреемственность вполне соответствует историческим реалиям.

Российская Федерация по принципу правопреемственности получила место постоянного члена Совета Безопасности Организации Объединенных Наций, взяла на себя обязательства по соблюдению международных договоров, заключенных Союзом ССР. Кроме того, власти Российской Федерации взвалили на плечи россиян и все бремя внешнего долга СССР.

Своеобразие исторического момента заключается в том, что Российская Федерация, являясь лишь самой большой частью СССР, заявила о признании административных границ, существовавших между союзными республиками СССР, государственными границами нового государства. В связи с этим перед Российской Федерацией, как и перед другими государствами, образовавшимися на постсоветском пространстве, встал вопрос правового оформления государственной территории и государственных границ в соответствии с действующим международным правом.

В политике российского руководства по правовому закреплению государственной границы можно выделить несколько направлений. Первое из них связано с продолжением процесса правового закрепления государственной границы с государствами, с которыми этот процесс не удалось завершить в предшествующий исторический период, — Китайской Народной Республикой, Японией, Соединенными Штатами Америки. Прорыв на этом направлении достигнут только в правовом оформлении государственной границы с Китайской Народной Республикой. Практически завершен процесс территориального размежевания и правового оформления государственной границы с Китаем, длившийся более двух с половиной веков.

Второе направление связано с организацией и проведением переговорного процесса по делимитации границы с Эстонией, Латвией, Литвой, Белоруссией, Украиной, Грузией, Азербайджаном и Казахстаном. Из восьми государств удалось достичь согласия и заключить договоры о делимитации границы с тремя государствами — Литовской Республикой, Украиной (сухопутный участок), Казахстаном. С другими государствами этот процесс еще продолжается.

Российская Федерация (Россия) является самым крупным государством в мире по занимаемой площади, ее государственная территория составляет 17,075 млн. кв. км (или 76% от площади бывшего Советского Союза), далеко опережая такие страны, как Канада (10,0 млн. кв. км), Китай (9,6), США (9,4).

По итогам переписи населения 2002 года, численность населения России — 145,1 млн. чел., или 50% от численности населения бывшего СССР, занимает седьмое место в мире после Китая (1300 млн. чел.), Индии (1031), США (263), Индонезии (198), Бразилии (161), Пакистана (150).

Геополитическое и политико-географическое положение Российской Федерации, развернувшаяся в мире борьба за энергетические и другие ресурсы, стремление к геополитическому господству в мире одной страны — США — настоятельно диктуют необходимость ускорения правового оформления границ Российской Федерации.

Макроположение России (положение на глобальном уровне) коротко можно определить как расположение страны на северо-востоке Евразии, в непосредственной близости от крупнейших по населению регионов Азии и Северной Америки, т. е. в регионе, где проживает 90% населения мира и сосредоточено 90% мирового экономического потенциала.

Макрорегиональное положение России (соответственно, положение к группе стран, образующих регионы) характеризуется следующими особенностями: в европейской части государство соседствует с Северной Европой, со странами высокого уровня развития Норвегией и Финляндией, с Восточной Европой — бывшими странами — членами Совета экономической взаимопомощи и Варшавского договора, а также бывшими республиками СССР. Причем бывшие советские прибалтийские республики Латвия, Эстония, Литва пытаются ускоренными темпами интегрироваться в объединенную Европу и уже приняты в Европейский союз и военно-политический блок НАТО. Членом блока НАТО является Польша, с которой Российская Федерация имеет границу в Калининградской области.

На этом же направлении самой дружественной является российско-белорусская граница, которая по существу не разделяет, а, наоборот, объединяет два братских славянских народа — русских и белорусов.

На юго-западе и юге проходит граница с Украиной, Грузией, Азербайджаном — бывшими республиками СССР, а ныне активно стремящимися к укреплению государственного суверенитета и интеграции в Европейский союз.

На юго-востоке самой протяженной является российско-казахстанская граница. Далее на восток проходит граница с Монголией и Китайской Народной Республикой.

На востоке Россия граничит с Корейской Народно-Демократической Республикой и развитыми капиталистическими странами Японией, США.

Наконец, микроположение государства определяется его положением к соседним пограничным государствам, которое будет подробно рассмотрено в следующих разделах.

Государственная граница является объектом исследования многих политических, географических, общественных и даже технических дисциплин. Мы коснемся лишь некоторых теоретических подходов, используемых в изучении границ: геополитического, историко-картографического, классификационного, функционального и географо-политологического.

Историко-картографический подход базируется на принципах историзма (сопряженного изучения границ в пространстве и во времени), связи режима и функций границы с государственным устройством, политическим режимом, экономической мощью и внешнеполитической ориентацией соседних стран, а также на идее недостижимости естественных границ.

Теория естественных границ имела достаточно широкое распространение в мире и в России, ее положений придерживались многие географы, историки. Расширение территории России с XVI по XX век обосновывалось как движение к естественным рубежам. Согласно этой теории надежными было принято считать границы, проходящие по горным хребтам, крупным рекам. Так, Россия в свое время достигла Большого Кавказского хребта, затем вышла к естественным границам в Центральной Азии, каковыми считались горные хребты Тянь-Шаня и Памира. Пределами страны на востоке считались крупные реки Амур и Уссури, моря Тихого океана.

Теория естественных границ имела не только своих сторонников, но и активных противников и обоснованно подвергалась аргументированной критике. А реальных фактов для критической оценки этой теории в международных отношениях было немало. В этом плане заслуживает внимания мысль Ф. Энгельса о том, что теория естественных границ оправдывает военные захваты соседних территорий под предлогом выгодной военной позиции для обороны и безопасности страны. Достигнув одной «естественной границы», легко можно было заявить под тем же предлогом все новые и новые притязания на другие «естественные границы».

Если попытаться с позиций теории естественных границ оценить современные границы Российской Федерации, то следует отметить, что страна утратила естественные рубежи на юге и юго-востоке, к которым стремилась веками, а на западе вернулась к рубежам XVI века.

Разновидностью теории естественных границ можно считать обоснование необходимости максимально полного совпадения между государственными и этническими границами. На этом подходе фактически основывалось территориальное переустройство Европы после обеих мировых войн. Конец XX и начало нового века в полной мере подтвердили актуальность этого принципа государственного размежевания. Именно по этническому принципу распались Чехословакия, Югославия, Советский Союз.

В то же время, когда эти границы не совпадают, этнические границы становятся важными линиями разделов, они разделяют людей по идентификационному принципу «свой — чужой». Существование этнических границ иллюстрируется грузино-абхазским и нагорно-карабахским вооруженными конфликтами, которые и на сегодняшний день являются важнейшим препятствием на пути установления государственных границ суверенных государств.

Широко распространен и классификационный подход, когда границы классифицируются по морфологическим признакам, проводятся по прямой линии, параллели или меридиану, извилистые, прямые и т. п. Если взглянуть на границы государств современной Африки, то многие из них проведены будто по линейке.

В этом же ключе часто используется классификация границ по природным и социальным особенностям, по происхождению, истории и длительности существования; по историческим условиям и последовательности возникновения («послевоенные», «компенсационные», «навязанные», колониальные и другие, антецедентные (проведенные до заселения территории по договору между сторонами) и наложенные (проведенные по уже заселенной местности)).

Широко распространена классификация границ по правовому статусу:

договорные (закрепленные общепризнанным международным договором);

арбитражные (проведенные по результатам международного арбитража);

спорные (правомочность которых оспаривается одной из сторон);

делимитированные (по результатам референдума);

силовые (установленные военной силой и не подтвержденные общепризнанным договором).

Функциональный подход подразумевает классификацию границ по выполняемым функциям. Функции эти весьма разнообразны. На практике очень часто рассматривают такие функции, как барьерная, контактная и фильтрующая.

Геополитический подход к классификации границ выделяет такой аспект, как геополитическое положение страны по отношению к центрам экономической, политической, военной силы. В рамках этого подхода выделяются аспекты безопасности границ и предполагаемых угроз национальной безопасности страны.

В различных странах получили распространение теории политических, экономических границ. Государства, опираясь на эти теории, стремятся к расширению своего политического влияния в мире или в определенном регионе планеты и ослаблению влияния в этих сферах конкурентов. Так, многочисленные заявления многих политиков развитых стран Америки и Европы в 80 — 90-х годах XX века о ненаправленности против Российской Федерации их политики по включению в свою орбиту влияния бывших социалистических государств на деле оказались дымовой завесой антироссийской политики. Политические и экономические границы Европейского союза оказывают все большее влияние на геополитическое и экономическое положение России. Включение в этот процесс и бывших советских республик во многом по-новому ставит вопрос о государственных границах России с прибалтийскими государствами и государствами Кавказа. Как показали практика межгосударственных отношений и переговорный процесс о делимитации границы с этими государствами, они не прочь воспользоваться авторитетом Европейского союза и НАТО в интересах отстаивания для себя определенных преимуществ и выгодных позиций.

Анализ переговорного процесса Российской Федерации с сопредельными государствами позволяет сделать вывод о том, что сопредельные государства в подходах к переговорам об определении государственной границы опираются на многие положения вышеназванных теорий и подходов к определению границ.

Постановлением Верховного Совета Российской Федерации «О порядке введения в действие Закона Российской Федерации о Государственной границе Российской Федерации» административным границам РСФСР с сопредельными союзными республиками был придан статус государственной границы.

Следует подчеркнуть, что административные границы бывших союзных республик менялись в зависимости от изменения внешних границ, но в еще большей степени — от внутренних административно-территориальных преобразований. В значительной степени границы пространств этих государств определяются административными границами в рамках пребывания в составе Русского государства, Российской империи и СССР. Административные границы порой проводились в экономических и политических интересах, разделяя этническую территорию народов. Поэтому сегодня разделенным границами оказался не только государствообразующий народ России — русский, но и титульные народы России — осетины, лезгины.

На середину первого десятилетия XXI века в юридическом плане межгосударственными договорами оформлена государственная граница с Норвегией, Финляндией, Польшей, Литвой, Украиной, Казахстаном, Монголией, Китайской Народной Республикой, Корейской Народно-Демократической Республикой.

Не оформлена в международно-правовом отношении государственная граница с Эстонией, Латвией, Украиной, Грузией, Азербайджаном, Казахстаном, Японией и США.

Не завершено разграничение морских пространств с Норвегией в Баренцевом море, Украиной и Грузией — в Черном море.

За минувшие 19 лет Россия прошла путь от абсолютно прозрачных новых границ до полупрозрачных границ с Украиной и Казахстаном и довольно закрытых границ с Грузией и Азербайджаном. Граница с Белоруссией в рамках Союзного государства «Россия — Белоруссия» остается прозрачной.

Приграничные регионы составляют 2/3 территории России, в них проживает почти половина населения страны. Они играют крупную роль в социально-экономическом развитии страны, имеют обширные торгово-экономические связи с сопредельными государствами и занимают видное место в геополитических и экономических центрах на Западе, Юге, Востоке. Роль пограничных регионов в развитии внешнеэкономических связей и обеспечении устойчивости и единства страны возрастает.

Все приграничные регионы являются полиэтничными образованиями, а как субъекты Федерации имеют статус территориальных и национально-территориальных образований. Этнические процессы, происходящие в приграничных регионах, не только меняют этническую картину субъектов Федерации, но и оказывают существенное влияние на социально-экономическое развитие страны, обеспечение ее безопасности.

Наиболее значительные изменения этнического состава населения произошли в приграничных регионах на Юге страны. Анализ итогов переписи населения 2002 года позволяет выявить тенденцию к образованию близких к моноэтничным субъектов Федерации. Это в первую очередь относится к Чеченской Республике, Республике Ингушетия, Республике Тыва.

Другой особенностью приграничья является то, что в приграничных регионах Северо-Запада и Запада обостряется демографический кризис, идет процесс сокращения населения в результате сверхвысокой смертности. Особо неблагополучна ситуация в Ленинградской, Псковской, Смоленской областях. В то же время в большинстве республик Северного Кавказа естественный прирост населения высокий, что создает достаточно сложную ситуацию на рынке труда. Избыточное население, высокий процент безработицы, экономическая отсталость толкают на российский рынок труда значительную часть населения. Следствием этого является создание этнических диаспор из народов Северного Кавказа практически во всех приграничных субъектах России. Различный уровень квалификации этих лиц, неспособность, а чаще всего и нежелание интегрироваться в культуру регионов пребывания ведут к созданию замкнутых этнических диаспор со своим разделением труда, традициями взаимоотношений и национальным менталитетом. В целом ряде регионов действуют и этнические преступные группировки. Все это является предпосылками к латентной межэтнической напряженности, которая может проявиться в различных конфликтных ситуациях.

В приграничных регионах проживают этносы, исповедующие различные религии. Множество зарегистрированных религиозных организаций, нерегулируемая миссионерская деятельность зарубежных религиозных центров, несовершенство законодательства создают немало проблем в приграничных регионах, требующих внимания местных органов власти, пограничных органов.

Пограничники несут службу в различных по этническому составу регионах страны, знание особенностей этнической культуры и менталитета народов приграничья, безусловно, будет способствовать улучшению взаимодействия с муниципальными и региональными органами власти в интересах надежной охраны государственной границы.

Литература

1. Конституция Российской Федерации. М.: ВИТРЭМ, 2001.

2. Федеральный закон от 30 апреля 1999 года N 82-ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1999. N 18.

3. Федеральный закон от 24 мая 1999 года N 99-ФЗ «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1999. N 22.

4. Федеральный закон от 20 июля 2000 года N 104-ФЗ «Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2000. N 30.

5. Закон РСФСР от 25 октября 1991 года N 1807-1 «О языках народов Российской Федерации» // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1991. N 50.

6. Закон Российской Федерации «О государственной границе Российской Федерации» N 4730-1 от 1 апреля 1993 года. М.: Граница, 1993.

7. Концепция формирования системы обеспечения интересов Российской Федерации в пограничной сфере. Утверждена решением Государственной пограничной комиссии от 28 января 2005 г. Протокол N 1. М.: Граница, 2005.

8. Концепция государственной национальной политики Российской Федерации // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. N 25.

9. Сборник пограничных договоров, заключенных Россией с соседними государствами. СПб. 1891. N 2.

10. Сборник договоров России с другими государствами. М., 1952. N 61.

11. Сборник действующих договоров, заключенных СССР с иностранными государствами. М., 1952. Ч. 1.

12. Сборник действующих договоров, заключенных СССР с иностранными государствами. М, 1957. Вып. 14.

13. Абдулатипов Р. Г. Малочисленные народы России: государственно-правовые механизмы защиты и развития. М.: Славянский диалог, 1999.

14. Амелин В. В. Вызовы мобилизационной этничности. Конфликты в истории советской и постсоветской государственности. М., 1997.

15. Белов А. Е. Пограничные аспекты этнических процессов в пограничном пространстве Российской Федерации. Монография. Голицыно; ГПИ ФСБ России, 2006.

16. Вдовин А. И. Российская нация: национально-политические проблемы XX века и общенациональная российская идея. 2-е изд. М., 1996.

17. Дубасов К. Е. Формирование гражданского общества в многонациональном российском государстве (правовые и политические аспекты): Автореф. дис. … канд. юр. наук. М., 2002.

18. Зорин В. Ю. Российская Федерация: проблемы формирования этнокультурной политики. М., 2002.

19. Ключников Ю. В., Сабанин А. В. Международная политика военного времени в договорах, нотах и декларациях. М., 1962. Ч. 2.

20. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 13.

21. Михайлов В. А. Национальная политика как фактор государственного строительства. М., 1995.

22. Москаленко Н. П. Основные проблемы этнической истории Тувы в XX в.: Дис. … канд. ист. наук. М., 2000.

23. Чебан В. В. Геополитическое положение и военная безопасность России. М., 1997.

24. Что нужно знать о народах России: Справочник для государственных служащих / Отв. ред. В. А. Михайлов. М.: Научно-издательский центр «Скрипторий». Информационно-издательское агентство «Русский мир», 1999.

——————————————————————