Место и роль полиграфологического исследования при отборе кандидатов на работу скрытого следователя

(Койич Д., Мийович Д., Матейич М.) («Эксперт-криминалист», 2011, N 1)

МЕСТО И РОЛЬ ПОЛИГРАФОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ПРИ ОТБОРЕ КАНДИДАТОВ НА РАБОТУ СКРЫТОГО СЛЕДОВАТЕЛЯ <1>

Д. КОЙИЧ, Д. МИЙОВИЧ, М. МАТЕЙИЧ

——————————— <1> Прим.: материал публикуется в авторской редакции с незначительными редакционными изменениями и сокращениями.

Койич Д., специалист-полиграфолог МВД Республики Сербия.

Мийович Д., заместитель начальника Национального криминалистическо-технического центра МВД Республики Сербия (специалист-полиграфолог).

Матейич М., руководитель группы по криминальной психологии и полиграфологическим исследованиям Управления криминальной полиции МВД Республики Сербия.

Работа скрытого следователя — один из самых ответственных видов деятельности полиции. В качестве профессиональной области для большинства сотрудников полиции она представляет собой высший уровень развития профессиональных умений и навыков. Основной характеристикой данной работы является постоянный стресс высокой интенсивности, обусловленный экстремальной, непредвиденной, постоянно меняющейся ситуацией. По этой причине психологический отбор и наблюдение за каждым скрытым следователем — необходимые условия успешного функционирования службы. В этом смысле ключевую роль в качестве психологического инструмента играет полиграф. Наряду с классическим использованием полиграфа в качестве метода проверки в настоящей статье будет описано использование полиграфа специфическим способом — в качестве инструмента и средства диагностики при психологическом обследовании кандидатов в скрытые следователи.

Ключевые слова: профессиональный отбор, психологическая диагностика, тестирование на полиграфе.

В рамках отбора кандидатов на работу скрытых следователей с 2007 года Группа по криминалистической психологии и полиграфным испытаниям Министерства внутренних дел Республики Сербия (далее — ГКППИ) тесно сотрудничает со службами контрразведки и скрытых следователей. Часть процедуры отбора, выполняемой криминальными психологами ГКППИ, включает в себя следующие этапы: 1) психологическая диагностика кандидатов; 2) индивидуальная беседа с кандидатом (полуструктурированная); 3) полиграфная проверка личности каждого из кандидатов. Задача психологов заключается в том, чтобы на основании собранных данных создать подробный профиль каждого из кандидатов и принять решение о возможности кандидата работать скрытым следователем. Подробное и длительное психологическое исследование определяется сущностью данной работы. Если мы попытаемся раскрыть психологические аспекты работы скрытого следователя, нам станет ясна степень сложности и трудности данной профессии. Основная особенность деятельности скрытого следователя заключается в состоянии длительного стресса высокой интенсивности, которое вызвано следующими факторами: экстремальные, несравнимые и изменяемые обстоятельства, которые могут быть доведены до ситуации угрозы жизни; длительная разлука с близкими и/или значимыми лицами; фрагментация личности, опасность потери собственной самобытности; увеличенный риск длительных психологических последствий и тяжелых психологических нарушений. Учитывая вышеприведенные факторы, чрезвычайно важно, чтобы скрытый следователь обладал следующими качествами и способностями: способностью максимального использования интеллектуальных ресурсов в экстремальных обстоятельствах; высоким уровнем внимательности и наблюдательности; способностью к толерантности в сомнительных обстоятельствах и принятию решений в стрессовых и непредвиденных ситуациях; высокой степенью самоконтроля и контроля эмоций; четко определенной и жесткой системой фундаментальных убеждений, личностной зрелостью; нравственной самобытностью. Если мы сможем учесть все вышеприведенные факторы, станет понятно, что психологический отбор является одной из основных предпосылок успешного функционирования института скрытого следователя.

Психологическое тестирование кандидатов

Психологическая проверка кандидатов выполняется классическим набором тестов, охватывающим психологические особенности личности, интеллектуальную эффективность, самостоятельное описание характера — описание собственной личности, предоставляемое каждым из кандидатов. На основании данных, полученных по результатам тестирования, лицо, проводящее проверку, получает первичную информацию о кандидате. На основании информации о структуре личности кандидата, его интеллектуальной сфере лицо, проводящее проверку, далее определяет направление для проведения интервью с кандидатом.

Индивидуальное интервью с кандидатом

Индивидуальный разговор с кандидатом проводится по двум направлениям. Первый этап выполняется до полиграфного исследования. Основной целью исследователя в данной части интервью является определение системы когнитивных личностных конструктов, представляющих основу уникальности личности. Образец фундаментальных конструктивных <2> или структуры фундаментальных понятий кандидата определяется на основании материалов проверки и интервью с кандидатом. Система личностных конструктов <3> содержит от пяти до двадцати фундаментальных понятий, в зависимости от их сложности (хороший, честный, мужественный, умный, пугливый, открытый, амбициозный, уверенный в себе, лицемерный, внимательный, искренний, авантюрист, осторожный и т. д.). Такой системой определяются совокупные действия лица. Система индивидуальных значений фундаментальных конструктивных определяет мировоззрение конкретного лица и определяет побуждение личности к тем или иным действиям. ——————————— <2> Фундаментальная конструктивная — биполярная категория, которая помогает лицу понять мир и выделить значение, которое для него будут иметь события, происходящие в этом мире. <3> Система фундаментальных конструктивных — иерархически организованная система конструктивных, управляющих процессами выживания и создающих самобытность личности.

Например, понятие «мужество». Один считает, что мужество — это не отступить перед угрозой физической силой, для другого мужество — это занятие экстремальными видами спорта, для третьего мужество может означать воспитывать своих пятерых детей. Первый свое мужество будет доказывать в физической борьбе, второй будет его испытывать в одном из экстремальных видов спорта, а третий — созданием большой семьи. Таким образом, у нас имеются три лица, которые высоко ценят мужество, считают себя мужественными, но действуют они совершенно по-разному, в соответствии с индивидуальными значениями, которые данные лица придают понятию «мужество». Когда специалист создаст подобный психологический портрет личности тестируемого лица, он переходит к следующему шагу — определению индивидуальных значений личностных конструктов. Например — амбиции. Амбициозность может представлять собой одну из фундаментальных ценностей, т. е. фундаментальных конструктов. Тестируемое лицо приводит собственное определение данного понятия. Затем специалист определяет, на каком жизненном опыте данное определение основывается, то есть почему и как конкретное лицо стало амбициозным. Кто-то стал амбициозным для того, чтобы уклониться от нищеты, кто-то для того, чтобы доказать себе или другим, что он достоин уважения, кто-то для того, чтобы заниматься любимой работой, кто-то для того, чтобы добиться материального благополучия, и т. д. Когда мы опишем особенности личностного смысла кандидата, следующим шагом будет идентификация элементов, конкретного поведения, которые определены фундаментальными конструктивными. Иными словами, мы пытаемся обнаружить, каким образом индивидуальные особенности личности кандидата проявляются в его поведении. Одновременно происходит и обратный процесс — от конкретного поведения до фундаментальных конструктов, проявленное поведение интерпретируется, связывается с личностными конструктами, находящимися в основе данного поведения. В процессе психологического наблюдения за элементами поведения мы можем сделать вывод о соответствии поведения личностным конструктам кандидата. Зачастую существует рассогласованность между личностными конструктами и деятельностью, протекающей в соответствии с ними, целостностью и фрагментированностью на части фундаментальной структуры <4>, степенями важности каждого понятия, т. е. иерархической организованностью фундаментальной структуры. Данный процесс перехода от абстрактных личностных конструктов происходит в течение интервью в целом. ——————————— <4> Фрагментированная система означает, что лицо в разных контекстах может вести себя по-разному, то есть что оно применяет полностью другую систему ценностей в зависимости от контекста. Пример: немецкие офицеры в концлагерях убивали десятки людей днем, а потом уходили в свои дома и были хорошими мужьями и отцами.

Таким образом, у нас появляется возможность рассмотреть структуру личности кандидата, понять систему его личностных конструктов, индивидуальных значений, индивидуальной логики и способа рассуждения конкретного лица. После определения фундаментальных понятий в качестве направляющих для действий мы можем создавать полезные гипотезы и предпосылки о поведения тестируемого лица. В какой мере эффективным может стать данный вид интервью, демонстрирует нижеследующий пример. Кандидат в разговоре в качестве одного из убеждений сказал, что быть честным — это не выгодно, что лучшей стратегией приспособления является находчивость и что ее можно применить ко всем жизненным ситуациям. Что для данного тестируемого лица означает находчивость? Это значит получить то, что я желаю. Это значит, что человек должен пойти на компромиссы в целях личной пользы. Личная польза — это фундаментальная ценность, которой подчинены все другие ценности в иерархии. Находчивость — это высоко оцениваемое качество, так как она обеспечивает получение личной пользы. Что данное лицо делает, как оно проявляет свою находчивость? В конкретном плане это значит, что тестируемое лицо будет готово воспользоваться (тестируемое лицо не рассматривает свое поведение как злоупотребление) должностными полномочиями и властными полномочиями, когда для этого появится шанс. Одним словом, оно вовлечено в криминальную деятельность и тесно сотрудничает с представителями криминальной среды. Каково значение данного вывода? На последующем полиграфном исследовании кандидат на отдельные вопросы проверочной тематики ответил «да». Он не отрицал сотрудничества с криминальной средой, раскрытия оперативной информации и получения взяток. Данный пример также свидетельствует о том, что полиграфное испытание является неотъемлемой частью интегрального целого, основывающейся на составленном психологическом портрете каждого из тестируемых лиц. Важно сказать, что совокупная обстановка, в которой проводится исследование, не похожа на обстановку следствия, она больше напоминает психодиагностическое интервью — на первом этапе интервью создаются отношения коллегиальности и обоюдной открытости в как можно большей мере. Целью данного подхода является приведение тестируемого лица к тому, чтобы оно вело открытый разговор, и демонстрации с его стороны спонтанных реакций и комментариев, создание атмосферы неформальной открытой коммуникации. После создания подобной атмосферы по мере возможности специалист по собственному выбору и на основании материала тестов начинает работать с ключевыми темами. Это те темы, которые специалист оценил как наиболее важные для получения данных о системе личностных конструктов кандидата. Разговор ведется о нескольких ключевых темах, которые специалист несколько раз выдвигает попеременно, различными способами, придавая им каждый раз другое значение и рассматривая их в другом контексте. Целью является преодоление психологической защиты тестируемого лица, социально желательных ответов и выделение содержаний, которые тестируемое лицо часто произносит, в качестве самых важных для диагностики. Например, тестируемое лицо, кандидат на работу скрытого следователя, в течение комплексного тестирования проявляет поведение, которое можно определить как слишком сдержанное и контролируемое. В качестве самых ярких личных свойств, в ряде других, он демонстрирует амбициозность, ответственность, уверенность в себе, авантюристский дух. Иными словами, кандидат себя видит в качестве амбициозной, ответственной и уверенной в себе личности, которая желает через накопление уникального опыта в полной мере реализовать собственный потенциал. К тому моменту, когда специалист закончил часть интервью, в котором он получил информацию о фундаментальной структуре личности кандидата и то, каким образом она находит свое проявление в поведении, специалист имеет некий психологический портрет опрашиваемого. Также у специалиста формируются предположения по конкретным проверочным темам, которые будут проверяться в процессе полиграфологического исследования. Первый этап интервью заканчивается выбором удобного момента для сообщения кандидату о проведении полиграфологического исследования. Первый вопрос в связи с полиграфологическим тестированием, который необходимо задать, — обобщенный: «Согласны ли вы пройти полиграфологическое тестирование в связи с темами, о которых мы сегодня обсуждали?». Такой открытый вопрос может спровоцировать широкий спектр ответов, и поэтому специалист внимательно наблюдает за реакциями кандидата на данный вопрос (вербальными и невербальными). После этого последует конкретизация, т. е. перечисление всех вопросов теста (за исключением нейтральных вопросов). Вопросы необходимо перечислить один за другим, и после каждого из них необходимо внимательно следить за ответом тестируемого. Если будет замечена напряженность тестируемого лица в связи с некоторыми конкретными вопросами, если ему становится неудобно или оно беспокоится, впечатление остается на уровне предположений, которые необходимо проверить в дальнейшем. Специалист приступает непосредственно к процедуре тестирования на полиграфе. Этим заканчивается первый этап интервью с кандидатом. Второй этап интервью следует после выполненного полиграфологического тестирования. Интервью в данном случае необходимо строить в соответствии с информацией, полученной ранее в ходе беседы, предыдущей обработки психологических данных, а также и с учетом полученных результатов тестирования на полиграфе. Наряду с данными, которые можно почерпнуть из полиграмм, поведение тестируемого лица в течение исследования также может представлять определенную важную информацию.

Полиграфная проверка при отборе кандидатов на службу

Полиграфная проверка государственных служащих осуществляется в специфичном контексте отбора кандидатов в специальные службы и представляет собой неотъемлемую часть психологического анализа каждого из кандидатов. В данном контексте полиграфная проверка имеет многоуровневое применение, и, соответственно, информация, полученная в ходе такой проверки на полиграфе, имеет многоуровневое значение: 1) в качестве средства для утверждения нравственных и профессиональных особенностей тестируемых лиц; 2) как средство диагностики: полиграфная проверка — это еще одна ситуация для кандидата, в которой проявляются поведенческие и психологические особенности кандидата; 3) с помощью полиграфа выявляются психологические процессы и содержания, которые в беседе кандидат не желает проявлять или раскрывать. Рассмотрим каждое из обозначенных направлений подробнее. Что касается полиграфологического исследования в качестве средства для утверждения нравственного и профессионального соответствия кандидата, то тест «честности» государственных служащих применяется в следующей форме: 1. Ваше имя. 2. Вы боитесь, что полиграф раскроет что-то, что может навредить Вашей карьере? 3. За время Вашей службы Вы были вовлечены в какое-нибудь уголовное преступление? 4. Вы когда-нибудь передавали закрытую оперативную информацию представителям криминальной среды? 5. Вы когда-нибудь получали от представителей криминальной среды ценный подарок или деньги? 6. Вы родились ______. 7. За последнее время Вы проигрывали большую сумму денег в азартных играх? 8. Вы употребляете спиртное каждый день? 9. Иногда Вы употребляете наркотики? 10. Вы живете в _____. 11. Вы когда-нибудь за вознаграждение помогали кому-нибудь уклониться от уголовной ответственности? 12. Вы когда-нибудь консультировали кого-нибудь, как скрыть уголовное преступление? 13. Вы поддерживаете дружеские отношения с представителями криминальной среды? 14. Вы обманули меня хотя бы раз с того момента, как вошли в кабинет? Очень важно привлечь полное внимание кандидатов при ознакомлении с вопросами. Специалист каждый вопрос подробно прорабатывает с кандидатом. Необходимо, чтобы кандидат активно отвечал и внимательно продумывал каждый вопрос теста, предполагается, что кандидат обратит особое внимание на вопросы, которые воспринимаются им как угрожающие. С этой целью тест можно в определенной мере изменять в соответствии с оперативными данными и предположениями специалиста относительно личности кандидата. Тест предъявляется три раза, в последующих предъявлениях порядок вопросов меняется. Вопросы 2 и 14 имеют функцию скрытых контрольных вопросов. Данные вопросы провоцируют неспецифичные реакции, и наряду с тем, что они имеют функцию вопросов сравнения, они могут помочь в раскрытии содержаний, которые кандидат не хотел раскрывать на первом этапе интервью. Приведем пример из практики. Кандидат имеет выраженную, значительную реакцию, повторяющуюся на 14-м вопросе. Так как у кандидата не было выраженных реакций на проверочные вопросы, специалист предположил, что реакция указывает на какое-нибудь психологическое содержание, которое кандидат умело скрывал на первом этапе интервью. Тестирующий высказал в форме суггестии кандидату свое предположение, что есть содержание, которое он безуспешно старается скрыть. Давление в форме повторной суггестии привело к раскрытию содержания, которое относится к отношениям кандидата с бывшей женой — агрессивные проявления и чувство вины из-за нереализованного отношения с дочерью и неуспешной роли отца. Вопросы 4, 5, 10, 12 — конкретные и относятся к самым частым преступлениям, в которых могут быть замешаны сотрудники полиции. Данные вопросы представляют собой важнейшие вопросы в узком смысле. Специфичные и значимые реакции на данных вопросах рассматриваются в паузах между тестами. Вопросы 7, 8, 9 относятся к теме зависимости от наркотиков, алкоголя и азартных игр. На основании реакций, полученных на полиграфе, и их рассмотрения с кандидатом специалист оценивает степень зависимости, если она есть. Критерий, который при этом принимается, — это не патологическая зависимость, а степень увлечения исследуемыми формами зависимости. Степень увлечения определяется занимаемым местом конкретной зависимости в повседневной жизни кандидата, степенью осуждения его людьми из ближайшего окружения. Рассматривается возможность того, что может произойти усиление зависимости в ситуациях экстремального стресса или уменьшения надзора. Другими словами, определяется отношение кандидата к данным вопросам, его личный опыт, частота употребления и значение, придаваемое кандидатом данным зависимостям. Вопросы 3 и 13 представляют собой проверочные вопросы более общего типа, имеющие функцию и вопросов сравнения, учитывая уровень обобщенности. Если имеются специфические и выраженные реакции по данным вопросам, они в дальнейших повторениях конкретизируются, уменьшается уровень обобщенности за счет исключения того, на что кандидат будет ссылаться в своих объяснениях. Если и дальше имеются выраженные реакции, их происхождение изучается в посттестовой беседе. Для получения надежного, наглядного результата и для определения соответствующего образца реакций и поведения кандидата важным моментом является сама процедура и технология предъявления теста. Тест повторяется три раза с изменением порядка проверочных вопросов. После первого предъявления специалист говорит кандидату, что он среагировал на два проверочных вопроса, не приводя данные вопросы, и требует от кандидата объяснения данных реакций. Значение такой психологической стимуляции заключается в том, что кандидат спонтанно направляет свое внимание к данным вопросам, которые, по известным только ему причинам, провоцируют его. Если кандидат не предложит объяснение данных реакций сразу, предполагается, что в следующем предъявлении реакции на данные вопросы будут сильнее и более выражены, особенно если реакции нельзя объяснить какими-нибудь толковыми аргументами. После второго предъявления, несмотря на результаты, полученные на полиграфе, специалист с той же целью повторяет ту же фразу о наличии выраженных реакций у кандидата. После третьего предъявления теста специалист начинает посттестовую беседу, которую он строит в соответствии с полученными результатами. Теперь рассмотрим полиграфологическое исследование в качестве диагностического средства и выявление скрытых психологических процессов. Переход от интервью к полиграфологическому исследованию приводит и к изменению ролей. Специалист меняет по отношению к кандидату «позицию равноправия» на «позицию следователя». Коммуникация сводится к четким и ясным техническим инструкциям. Здесь очень важно обратить внимание на отношение кандидата к тестированию. Любой вид поведения, который каким-либо образом нарушает проведение исследования и выходит за рамки, определенные инструкциями специалиста, рассматривается как сопротивление кандидата тестированию (например, кандидат минимизирует значение тестирования или начинает разговор по темам, которые в данный момент неважны, отвлекается и т. п.). Специалист старается в течение непосредственного опроса определить происхождение сопротивления и его значение в контексте остальных эмоциональных реакций, так же как и реакций на полиграфе. Дело в том, что полиграфологическое тестирование для кандидата является ситуацией увеличенного психологического давления. Последствием этого является появление признаков, указывающих на существование скрываемой информации, которую кандидат не желает раскрывать. На основании полученных реакций, как уже сказано, в беседе, проводимой позже, определяется выбор тем, которые дальше рассматриваются с целью разрушения психологических барьеров и диагностики причин того или иного поведения и психологических особенностей кандидата в качестве основы для разработки психологического профиля. Процесс обнаружения ключевых элементов психологического профиля кандидата развивается следующим образом: на основании данных, полученных по первому этапу интервью, специалист создает предположение (суждение) о том, какие вопросы могут быть особенно провокационными для кандидата в уже подготовленном полиграфологическом тесте. В течение полиграфологического исследования специалист проверяет точность своих гипотез на основании реакций на полиграфе. Если гипотезы подтверждены (например, кандидат пользуется каким-либо видом наркотиков, или он близок с лицами из криминальной среды), в дальнейшем разговоре после полиграфологического исследования данные темы выделяются. К примеру, кандидат работал инспектором по преступлениям в хозяйственной деятельности. На первом этапе интервью по теме злоупотребления должностными обязанностями (в частности, получения взяток и сотрудничества с лицами, находящимися под финансовым следствием) кандидат проявил вербальные реакции (несодержательное и убедительное отрицание и старание не продолжать дальнейшее развитие темы) и невербальные реакции (изменение положения тела от открытого к закрытому, старание не встретить взгляд специалиста, повышение общей напряженности), которые четко указывают, что он желает обойти данную тему. Зафиксированные реакции на полиграфе подтвердили предположение специалиста. Когда кандидату были представлены результаты, у него усилилась соответствующая симптоматика в поведении, четко указывающая на попытку скрыть и обмануть. Если после полиграфологического исследования окажется, что гипотезы специалиста о кандидате были ошибочны, акцент передвигается на другие темы, которые не обязательно связаны с вопросами полиграфологического тестирования. Например, на вопросы, относящиеся к психологическим содержаниям, которые специалист определил важными для более глубокой проработки. Необходимо отметить также, что ошибочные гипотезы могут обеспечить получение полезной информации — способ, которым кандидат защищается от ложных обвинений; мы получаем образец поведения, аутентичной эмоциональной реакции, ее интенсивности по отношению к ложному обвинению. Позже данный образец сравнивают с другими образцами поведения по каждой проверочной теме, и специалист делает выводы об открытости кандидата и стратегиях, которые он использует для осуществления контроля над ситуацией. Поведение кандидата в рамках теста может раскрыть и некоторые психологические содержания, процессы и реакции, которые кандидат на первом этапе интервью умело скрывал. Предположим, на основании материала тестов и поведения на первом этапе интервью у специалиста создалось впечатление, что кандидат манипулирует коммуникацией, он нарочно соглашается со всеми утверждениями специалиста и проявляет чрезвычайную вербальную продукцию. Таким способом кандидат дистанцируется от специалиста и постоянно избегает рассмотрения отдельных тем. После начала полиграфологического исследования и изменения ролей кандидат теряет контроль, который у него имелся в процессе интервью. Он будет вынужден использовать иные стратегии уклонения, которые в контексте полиграфологического тестирования ясно видны, и это самому кандидату понятно. Таким образом, кандидат реагирует агрессией. Осознание того, что его сопротивление четко видно и что он не контролирует ситуацию, провоцирует у кандидата вербальную агрессию. В дальнейшем, в течение исследования, кандидат столкнулся со значительной реакцией на вопрос о его замешанности в каком-либо уголовном преступлении. Данная конфронтация также спровоцировала вербальную агрессию (попеременное обвинение и занятие позиции жертвы). Важен также факт, что реакция была спровоцирована событием в личном опыте кандидата, которое не имело связи с прямым участием или совершением какого-либо уголовного преступления. В приведенном примере с помощью полиграфа обнаружен важный образец поведения кандидата. Ситуация полиграфологического исследования раскрыла способ, которым кандидат реагирует при потере контроля над ситуацией. Наблюдение за кандидатом при дальнейшем отборе данное заключение подтвердило. В этом случае ситуация полиграфологического исследования стала катализатором сильной эмоциональной реакции и поведения, которые в других обстоятельствах не были бы доступны тестирующему лицу. Вышеизложенное подтверждает еще один пример. Кандидат в течение первого этапа интервью имел реакции, указывающие на постоянное присутствие тревоги. На основании этого специалист мог предположить, что кандидат имеет проблемы с уверенностью в себе, которые проявляются в качестве тревожного реагирования в ситуациях, когда его оценивают в определенный момент значимые лица. Ситуация полиграфологического исследования спровоцировала неожиданно сильную реакцию чрезвычайной тревоги у кандидата и полной потери контроля над собой, на основании чего можно сделать четкий вывод, что кандидат может реагировать невротически, а это в определенных обстоятельствах может привести к невротической декомпенсации. Само полиграфологическое исследование подразумевает следующее: сделать так, чтобы кандидаты почувствовали себя в позиции, которую большинство из них толкует как ситуацию потенциального раскрытия, потери контроля или даже беспомощности. Способ, которым кандидаты справляются с данными чувствами, определяет для нас важный образец поведения, на основании которого мы можем получить значимые сведения в связи с психологическим функционированием кандидатов. Ну, и наконец, несколько слов надо сказать о выявлении скрытых психологических процессов. Совокупная ситуация психологического проявления поставлена так, что она основывается на градации психологического воздействия на кандидата с целью выявления скрытых психологических процессов и получения важных образцов поведения, на основании которых мы можем сделать надежные выводы о психологическом функционировании кандидата. Психологическое тестирование менее всего провоцирует кандидата и представляет собой четко структурированное введение в процесс отбора. Процесс градации психологического воздействия проводится через следующие этапы: 1. Интервью, создание отношений доверия с кандидатом. Целью этапа является смягчение сопротивления, вызванного неопределенностью и предварительной тестовой ситуацией. Первое воздействие заключается в рассмотрении ключевых тем на первом этапе интервью, при этом не нарушается обстановка доверия. 2. Введение в полиграфологическое тестирование изменяет роли, происходит переход «специалиста» в «следователя» и усиление психологического давления на кандидата. Только полиграфологическое тестирование, столкновение со значимыми реакциями, рассмотрение и объяснение полученных реакций приводят к пику психологического давления. Конечной целью данного процесса является разрушение защиты кандидатов и определение самых слабых мест, т. е. приведение кандидата в ситуацию, которая у него создаст сомнение или предположение, что он будет раскрыт, а позже это может привести к чувству полного раскрытия, потери контроля над ситуацией и беспомощности. 3. Интервью после тестирования, выполняемое после полиграфологического исследования. Данный этап на самом деле представляет собой логическое продолжение полиграфологического исследования, и в рамках его используется продолжение психологического воздействия с целью окончательного подтверждения гипотез, построенных в течение предыдущих этапов. В окончательной части данного этапа специалист из роли следователя снова возвращается в роль психолога и проводит рассмотрение совокупного опыта психологического состояния кандидата, выделяя самые важные моменты в течение исследования. Важно подчеркнуть, что полиграфологическое исследование не подразумевает саму по себе фрустрацию кандидата. Толкование кандидатом и значение, придаваемое им полиграфологическому исследованию, определяют его реакции. Кандидат общую обстановку воспринимает как фрустрацию, если он видит ситуацию полиграфологического исследования в качестве потенциально угрожающей. Задача психологов заключается в том, чтобы определить ее происхождение и интерпретировать полученные реакции. Кандидат, не воспринимающий полиграфологическое исследование в качестве угрозы своей личности, свой опыт полиграфологического исследования не будет считать негативным. Скорее всего, он его будет толковать как интересный или провокационный. Подводя итог изложенному, следует сказать, что психологический подход к применению полиграфа, наряду с ознакомлением с нравственной самобытностью определен ного лица, дает возможность получения важной информации в связи с совокупным функционированием тестируемой личности и разработкой всеобъемлющей картины об актуальном психологическом статусе кандидата. Поэтому полиграф в качестве психологического инструмента и средства диагностики представляет собой мощное оружие в психологическом рассмотрении кандидата. Если кандидат ситуацию полиграфологического исследования воспринимает как угрожающую и опасную, произойдет спонтанная мобилизация фундаментальных механизмов приспособления отдельного лица — психологических механизмов защиты, механизма обмана, самообмана, скрывания. Таким образом, в лабораторных условиях мы получаем уникальный образец поведения кандидата, на основании которого мы можем сделать надежные предположения и выводы о психологическом функционировании кандидата и в конечном счете определить степень его соответствия работе скрытого следователя.

——————————————————————