Обеспечение экономической безопасности России органами внутренних дел в сфере государственных закупок

(Долинко В. И.) («Российский следователь», 2011, N 7)

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ ОРГАНАМИ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ В СФЕРЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК <*>

В. И. ДОЛИНКО

——————————— <*> Dolinko V. I. Ensuring economic security in Russia by the agencies of internal affairs in the sphere of state purchases.

Долинко Василий Иванович, подполковник внутренней службы, слушатель Академии управления МВД России.

По мнению автора, государство и органы внутренних дел должны создать систему постоянного и эффективного контроля за организаторами госзакупок, чтобы не допустить создание препятствий для добросовестных участников и создать условия для конкуренции.

Ключевые слова: госзакупка, контроль за расходованием денежных средств, коррупция.

In the author’s opinion the state and the agencies of internal affairs shall create the system of permanent and efficient control of organizations of state purchases in order not to allow creation of obstacles for fair participants and create conditions for competition.

Key words: state purchase, control for expenditure of monetary means, corruption.

Со вступлением в силу Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» [1] органы внутренних дел стали одним из основных субъектов обеспечения экономической безопасности России в сфере государственных закупок. Особенно важное значение эта функция приобретает при реализации крупных и масштабных национальных проектов, когда необходим жесткий контроль за расходованием громадных финансовых средств. Я считаю, что приоритетным направлением при проведении оперативных мероприятий по защите средств, направленных на финансирование важных дорогостоящих национальных проектов, является выявление коррупционных связей. Исходя из этого необходимо, чтобы деятельность ОВД была направлена на проведение специальных мероприятий по выявлению и декриминализации основного хребта коррупции — злоупотреблений чиновников всех уровней федеральных и региональных органов исполнительной власти при проведении конкурсов на выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд по национальным проектам и программам в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ. Рассматривая подробно сферу государственных закупок, мы видим, что это сектор экономики, который включает в себя совокупность различных субъектов хозяйствования, а именно бизнес и государственных (муниципальных) заказчиков, которые аккумулируют общественные интересы и взаимодействуют на основе строгой и четкой законодательной базы с целью взаимовыгодного экономического взаимодействия и обмена. Обеспечение экономической безопасности государственных закупок определяется через определенные функции, а именно: 1) информационная функция; 2) регулирующая функция; 3) посредническая функция; 4) контролирующая функция; 5) социальная функция и 6) стимулирующая функция. Необходимо заметить при этом, что экономическая безопасность в сфере государственных закупок характеризуется таким состоянием отношений в данной сфере, которое направлено на положительную динамику ее развития с точки зрения основных принципов современной экономики: здоровой конкуренции, прозрачности, справедливости и честности в ведении цивилизованного бизнеса. На мой взгляд, главными критериями, определяющими эффективность функционирования сферы закупок для государственных нужд, являются: 1) политика государства в данной сфере и нормативно-законодательное обеспечение государственных закупок; 2) ресурсные возможности рынка и емкость рынка; 3) производственные, финансовые и кадровые возможности поставщиков, а также их степень заинтересованности в госзаказе; 4) реализация принципов честного взаимодействия в господствующей рыночной концепции. Рассматривая основные критерии экономической безопасности в сфере государственных закупок, мы видим, что к ним относятся: возможность противодействия органов внутренних дел правонарушениям в сфере государственных закупок; способность рынка государственных закупок бесперебойно функционировать и полностью обеспечивать национальные интересы; возможность так законодательно управлять сферой государственных закупок, чтобы создавались жизнеспособные условия для нормального функционирования социально-экономической системы страны в целом; наличие строго регламентированной и эффективной системы контроля за развитием отношений в сфере государственных закупок со стороны государственных субъектов обеспечения экономической безопасности. Говоря о потенциальных угрозах экономической безопасности России в сфере госзакупок, необходимо выделять следующие угрозы: 1) низкая эффективность использования выделенных бюджетных средств; 2) сильные и стойкие коррупционные отношения среди участников процесса государственных закупок; 3) реальное и потенциальное изъятие из бюджета денежных средств; 4) снижение в глазах общества доверия и авторитета государства; 5) сдерживание развития малого бизнеса; 6) резкое снижение эффективности экономической базы отечественной экономики, особенно в условиях экономического кризиса; 7) дискриминация добросовестных производителей и поставщиков товаров; 8) срыв выполнения национальных проектов; 9) угроза нечестной конкуренции; 10) расширение теневых экономических отношений; 11) перекос системы государственного управления и отношений в сфере государственной службы, а также криминализация общества. Государство принимает все меры по обеспечению справедливой конкуренции среди производителей и поставщиков товаров и услуг для государственных нужд, но еще осталось много лазеек для нечестных на руку государственных заказчиков. Цель таких непорядочных заказчиков — передать на исполнение государственный контракт «своему» поставщику. Государство и ОВД могут противостоять этому только через развитие конкуренции в данной сфере, и для этого необходимо снижение различного рода ограничений, которые сдерживают выход на этот рынок новых потенциальных поставщиков. Государство и ОВД должны создать систему постоянного и эффективного контроля за организаторами госзакупок с целью недопущения создания искусственных барьеров для добросовестных участников. История знает, какие специфические требования могут предъявляться коррумпированными заказчиками по качеству и условиям заключения контрактов. Необходимо жестко и справедливо бороться с недобросовестностью в госзакупках, особенно при реализации национальных проектов. ОВД должны обеспечивать экономическую безопасность в сфере государственных закупок путем законодательного решения проблем по исправлению ошибок и нарушений, допускаемых заказчиками при проведении государственных закупок, в том числе криминального характера. ОВД должны являться эффективным инструментом обеспечения экономической безопасности в сфере государственного заказа, и для этого необходимы специальные методы, программы и обученные сотрудники ОВД для проверки эффективности расходования бюджетных средств и соответствия организации закупок требованиям нормативных документов на основе действующего законодательства. На данный момент коррупционная составляющая является главной угрозой экономической безопасности России в сфере государственных закупок. В качестве мер, которые должны снизить уровень коррупции в сфере государственных закупок, ОВД: 1) должны предложить: а) создание структуры, представляющей интересы поставщиков, которая осуществляет подготовку и обеспечение деятельности независимых экспертов по государственным и муниципальным закупкам; б) повсеместное внедрение института общественного контроля процедур размещения государственного заказа; в) использование элементов аудита при обеспечении экономической безопасности; 2) обязаны: а) повышать степень информированности поставщиков о специфике процедур различного типа торгов и нарушениях при их проведении, а также своевременно и полно информировать обо всех проводимых торгах; б) подготовить методические рекомендации для проверяющих органов как государственного контроля, так и независимых общественных организаций, заинтересованных в прозрачности и соблюдении легитимности закупочных процедур.

Литература

1. Федеральный закон от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (с изм. и доп. от 31 декабря 2005 г., 27 июля 2006 г., 20 апреля 2007 г., 30 декабря 2008 г.) // СЗ РФ. 2005. N 30 (ч. I). Ст. 3105.

——————————————————————