Промежуточные итоги исследования по теме: «Правовая культура личности и коррупция: проблемы корреляции»

(Устюгов М. С.)

(«Общество и право», 2011, N 2)

ПРОМЕЖУТОЧНЫЕ ИТОГИ ИССЛЕДОВАНИЯ ПО ТЕМЕ:

«ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ И КОРРУПЦИЯ:

ПРОБЛЕМЫ КОРРЕЛЯЦИИ»

М. С. УСТЮГОВ

Устюгов Михаил Сергеевич, соискатель кафедры теории и истории права и государства Краснодарского университета МВД России.

Статья посвящена промежуточным итогам исследования проблемы корреляции правовой культуры личности и феномена коррупции, поразившего современное Российское государство.

Ключевые слова: коррупция, корреляция, правовая культура личности, правовое воспитание, структура правовой культуры, структура правовой культуры личности.

The article is devoted to the interim results of study of the problem of legal culture of the individual and of the phenomenon of corruption, which struk the modern Russian state.

Key words: corruption, correlation, legal culture of the person, legal education, the structure of the legal culture, the structure of the legal culture of the person.

Проведя большую часть исследования, мы пришли к следующим промежуточным выводам.

1. Сегодня коррупция стала схемой работы власти. Она заложена в социальных навыках и социализации населения, в социальных навыках лиц, принимающих решения. По мнению экспертов, этому способствует (и соответствует) субъектный (клиентистский) тип политической культуры, в соответствии с которым граждане готовы поступиться своими правами и своей свободой в обмен на защиту и блага, предоставляемые им властным субъектом.

Коррупция развивается, когда политика привлекает к себе людей, способных и желающих извлечь личную пользу из контроля над государственными ресурсами. Специфические таланты, навыки нелегальной деятельности становятся наиболее ценными. Политические партии превращаются в место распространения нормативной системы, которая вознаграждает, а не осуждает противозаконное поведение.

Ныне коррупция — главный и единственный способ властвования в условиях, когда все, что предназначено для политики, ликвидировано. Ликвидированы основные гражданские институты, которые призваны осуществлять это властвование в гражданском обществе. А то, что осталось от этих государственных институтов, превращено либо в органы крышевания воровства и коррупции, либо в органы насилия — это относится в том числе и к правоохранительным структурам. Такая система властвования, которая держится на коррупции, исключительно безжизненна. У нее нет перспектив.

Сформулировано авторское определение коррупции: коррупция — это злоупотребление государственной властью для получения выгоды в личных целях, в целях третьих лиц, связанное с нарушением конституционных прав и свобод человека и гражданина, права собственности и направленное против интересов службы в коммерческих организациях, государственной службы, службы в органах местного самоуправления.

2. Добиться сколько-нибудь единообразного понятия правовой культуры вряд ли возможно, поскольку это слишком широкое и неоднозначное понятие, чтобы быть однозначно определенным. Однако сегодня выработаны определенные индикаторы, характеризующие уровень правовой культуры членов общества: правовая осведомленность (степень соответствия между представлениями людей о правильном в правовом смысле поведении, с одной стороны, и законом — с другой); правовая активность (степень фактического участия людей в ситуациях, регулируемых гражданским законодательством); предпочтение правовых или неправовых процедур (соответствие действий, реально или умозрительно избираемых респондентом для решения своих проблем); признание или непризнание ценности права (представления о допустимости выхода за пределы правового поля).

Следует отметить, что вопрос о структуре правовой культуры в отечественной юридической литературе является дискуссионным. Обычно в структуре правовой культуры выделяют следующие наиболее крупные элементы: право как систему норм, выражающих возведенную в закон государственную волю; правоотношения как систему общественных отношений, участники которых обладают взаимными правами и обязанностями; правосознание как систему духовного отражения всей правовой действительности; правовые учреждения как систему государственных органов и общественных организаций, обеспечивающих правовой контроль, реализацию права; правовое поведение, уровень развития правовой деятельности [1].

«Суммируя все выделенные в литературе компоненты, — заключает И. А. Иванников, — получим следующую структуру правовой культуры: правосознание; право; правовые отношения; законность и правопорядок; правомерная деятельность субъектов; государственно-правовые институты; юридическая наука; юридические акты» [2].

3. Правовая культура есть особое социальное явление, которое может быть воспринято как качественное правовое состояние и личности, и общества, подлежащее структурированию по различным основаниям. Комплексное использование накопленного в теории правовой культуры материала необходимо прежде всего для того, чтобы обеспечить всесторонний охват изучаемого вопроса. Вместе с тем в каждом конкретном случае на первый план выдвигается строго определенный аспект в понимании данной разновидности культуры. Так, при подходе с позиций повышения роли человека в правовой жизни, в обеспечении становления цивилизации окажется необходимым в первую очередь обратить внимание на функционально-содержательный аспект правовой культуры. С этих позиций правовая культура общества предстает как разновидность общественной культуры, отражающая определенный уровень правосознания, законности, совершенства законодательства и юридической практики и охватывающая все ценности, которые созданы людьми в области права. По существу, это совокупность всех позитивных компонентов правовой деятельности в ее реальном функционировании, воплотившая достижения правовой мысли, юридической техники и правовой практики. Ее элементами выступают составляющие позитивную правовую реальность обстоятельства. Она пронизывает само право, правосознание, правовые отношения, законность и правопорядок, законотворческую и правоприменительную, а также иную правовую деятельность, всю позитивную юридическую действительность в функционировании и развитии ее составных частей.

4. Под правовой культурой личности принято понимать субъективно выработанный индивидом уровень овладения правом в своей деятельности. Правовая культура личности выражается в трех состояниях — в правовых культурных ориентациях, в творческой деятельности по их реализации и в результатах реализации этих ориентаций. Как степень особого развития индивида правовая культура человека проявляется прежде всего в его подготовленности к восприятию прогрессивных, цивилизованных правовых идей и законов, в умениях и навыках пользоваться правом, а также в оценке собственных знаний права. С этих позиций культура личности характеризуется наличием правовых культурных ориентаций. Далее, правовая культура — это определенный характер и уровень творческой деятельности личности, в процессе которой она приобретает или развивает свои правовые знания, умения, навыки. Наконец, правовая культура выражается как результат творческой культурной деятельности в сфере права. Последний способ существования правовой культуры обозначается как ее внутренний потенциал.

Правовая культура личности — это знание и понимание права, а также действия в соответствии с ним. Правовая культура личности тесно связана с правосознанием, опирается на него. Но она шире правосознания, ибо включает в себя не только психологические и идеологические его элементы, но и юридически значимое поведение.

Таким образом, структура правовой культуры личности состоит из следующих элементов: психологического (правовая психология); идеологического (правовая идеология); поведенческого (юридически значимое поведение).

5. В перспективе социокультурная ситуация в российском обществе может ухудшиться, так как в силу вступили рыночные законы, при которых товаром становится буквально все, в том числе тело и душа человека. В наше время возрастает спрос не на всесторонне развитую и нравственно зрелую личность, а на личность «рыночную». Э. Фромм отмечает, что «рыночные» личности должны удовлетворять одному условию — они должны иметь спрос [4]. «Рыночный» человек не заинтересован ни в собственной жизни, ни в собственном счастье, он озабочен только тем, чтобы не утратить способность продаваться. На социокультурный российский фон воздействуют, и во все большем масштабе, низкопробные «ценности» рыночной культуры [5].

6. В переходный период общественного развития, который, несомненно, все еще продолжается в нашей стране, особенно актуальным является поиск тех общечеловеческих духовных ценностей, которые бы позволили нашему народу, государству ориентироваться в сложном переплетении социальных процессов.

К таким ценностям относятся и правовые ценности, морально-этические принципы правовой культуры, поэтому данное понятие не следует ограничивать овладением определенным уровнем юридических знаний, опыта, навыков в сфере законодательной деятельности, уровнем юридической пропаганды, знанием действующих законодательных актов, умением их толковать и применять в практической деятельности (что иногда определяется как «юридическая культура»).

Нам представляется, что перманентно продолжающиеся кризисные явления в политике и экономике ведут к утрате правопорядка, криминализации общества и падению уровня его правовой культуры.

7. Сегодня как никогда крайне необходимы меры по созданию необходимых условий для целенаправленного повышения правовой культуры (в том числе и граждан) [6]:

в сфере общегосударственной стратегии: нацеленность государственной политики на защиту интересов личности, выработка единой правовой политики, всемерное обеспечение благосостояния граждан, строжайшее соблюдение Конституции и законов всеми государственными органами;

в сфере правотворчества: профессионализация законодательной деятельности, предоставление населению права законодательной инициативы, распространение знаний в области юридической техники, широкое публичное освещение законопроектной деятельности, усиление юридической ответственности за нарушение прав и свобод граждан;

в сфере правоприменения: лицензирование юридических профессий, развитие судебной системы, обеспечение прямого действия норм Конституции РФ, проведение практических семинаров для работников государственных органов, создание консультативных советов при юридических ведомствах;

в сфере юридического воспитания необходимы формирование единой системы правового воспитания населения, консолидация усилий органов государственной власти, местного самоуправления, учреждений образования, культуры, средств массовой информации и правоохранительных органов. Лишь при выполнении всех этих условий можно говорить о реальном построении в Российской Федерации гражданского общества и правового государства;

в сфере юридической науки и юридического образования: дальнейшее развитие научных исследований в области правовой культуры, преодоление разрыва между наукой и практикой, повышение эффективности высшего юридического образования, введение юридических дисциплин в неюридических вузах и общеобразовательных учреждениях;

в сфере гражданского общества и личной инициативы: развитие системы общественных организаций, активное отстаивание личностью своих прав, борьба с любыми проявлениями беззакония и произвола.

Литература

1. Каминская В. И., Ратинов А. Р. Правосознание как элемент правовой культуры // Правовая культура и вопросы правового воспитания: Сборник. М., 1974. С. 42 — 43.

2. Иванников И. А. Концепция правовой культуры // Правоведение. 1998. N 3. С. 49.

3. Фромм Э. Иметь или быть. М., 1993.

4. Носов И. П. Правосознание: духовные и мировоззренческие основания: Дис. … канд. филос. наук. Волгоград, 2006. С. 20.

5. Вопленко Н. Н. Правовая культура современной России. Правовая культура в России на рубеже столетий: Материалы Всероссийской научно-теоретической конференции (16 — 17 февраля 2001 г.). Волгоград, 2001.

6. Наумова Т. Н. Работа правоохранительных органов по правовому воспитанию населения во второй половине 1950-х — конце 1970-х годов (на материалах Новгородской области): Автореф. дис. … канд. истор. наук. Великий Новгород, 2007.

——————————————————————