Профессионально-личностное обучение руководящего состава сотрудников полиции США с применением метода этических дилемм (обучение полицейской этике)

(Нурлыбаева Г. К.) («Российский следователь», 2011, N 9)

ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЕ ОБУЧЕНИЕ РУКОВОДЯЩЕГО СОСТАВА СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ США С ПРИМЕНЕНИЕМ МЕТОДА ЭТИЧЕСКИХ ДИЛЕММ (ОБУЧЕНИЕ ПОЛИЦЕЙСКОЙ ЭТИКЕ) <*>

Г. К. НУРЛЫБАЕВА

——————————— <1> Nurlybaeva G. K. Professional and personal training of police management USA using the method of ethical dilemmas (teaching police ethics).

Нурлыбаева Гулия Кубейсиновна, кандидат педагогических наук, сотрудник отдела научной информации Научного центра Академии управления МВД России, член Союза переводчиков России.

В статье рассматривается опыт профессионально-личностного обучения сотрудников правоохранительных органов США, и в первую очередь управленческих кадров полиции США. Отмечается усиление практической направленности обучения полицейской этике, основой которого стало применение метода этических дилемм, который при его соответствующей адаптации может быть широко применен в образовательном процессе вузов МВД России.

Ключевые слова: профессионально-личностное обучение сотрудников полиции США, управленческие кадры полиции, обучение полицейской этике, метод этических дилемм.

The article examines the experience of professional and personal training for USA law enforcement and first and foremost, the managers of the USA Police. The increase of the action-oriented teaching of police ethics is noted, the basis of which was the application of the method of ethical dilemmas. This method with its appropriate adaptation can be widely used in the educational process of the universities of the Ministry of the Interior of Russia.

Key words: professional and personal training of police officers in the USA, police management, teaching police ethics, the method of ethical dilemma.

В последние годы этические проблемы в работе правоохранительных органов многих стран обусловили повышенное внимание к данному компоненту личностно-ориентированного образования управленческих кадров полиции. Предмет «полицейская этика» входит в программы полицейских академий, его преподают на краткосрочных курсах повышения квалификации руководителей полиции, включают в программы других предметов профессиональной подготовки, придавая им этическую направленность. Тем не менее несмотря на повышенный интерес к этической подготовке сотрудников полиции и полицейских руководителей, совершенствование этической стороны полицейской деятельности остается серьезной проблемой как для управленческих кадров полиции, так и для преподавателей и инструкторов полицейских академий и колледжей всех стран. Многие ученые и специалисты в области полицейской педагогики в США полагают, что основные силы педагогов должны быть в целом сосредоточены на практических упражнениях в этичном поведении <1>, предназначенных для того, чтобы укрепить навыки этичного поведения сотрудников полиции в их повседневной профессиональной деятельности. Они считают, что поскольку практика этичного поведения сотрудников полиции тесно связана с общепринятыми стандартами поведения граждан в том или ином обществе и непосредственно зависит от данных стандартов, необходимо не только во время обучения, а непрерывно и постоянно тренировать персонал полиции в умении разрешать возникающие в повседневной работе проблемы и дилеммы. При этом имеются в виду как проблемы, которые появляются при работе с населением, так и проблемы, возникающие у полицейского персонала в своей профессиональной среде. Данные проблемы при обучении выступают в виде различных этических дилемм, требующих немедленного разрешения в практической деятельности. Несомненно, по мнению ученых, офицеры полиции должны быть вооружены знаниями различных философских течений и теоретических подходов к этике. В том числе они должны быть вооружены знаниями в области религиозной этики, этики в области экологии, формальной этики, т. е. основанной на соблюдении различных профессиональных кодексов, утилитарной или прикладной этики, и знаниями в области этики заботы о человеке. Однако, кроме этого, преподаватели и инструкторы полицейских академий США для обеспечения желаемого поведения офицеров полиции и закрепления навыков этичного поведения проводят практические курсы, направленные на тренировку такого поведения. Как правило, содержание практических курсов состоит из принятия какой-либо одной философской модели этичного поведения и обсуждения гипотетических или ранее исследованных этических дилемм в рамках данной модели. Для того чтобы обеспечить достоверность учебных этических ситуаций, примеры этических дилемм для студентов — следователей и криминалистов, а также для специалистов-практиков преподаватели и инструкторы черпают из газет, книг и журнальных статей. В данных источниках можно найти материалы о коррупции и взяточничестве в полицейской среде, о доносительстве, об использовании обмана, о сексуальных домогательствах на службе и о проступках, связанных с применением насилия и жестокости со стороны сотрудников полиции. Однако было бы принципиально неверным полагать, что в этом списке представлены наиболее сложные этические проблемы, стоящие перед сотрудниками правоохранительных органов. Часто сами сотрудники не обязательно воспринимают некоторые проблемы как сложные потому, что хотя многие этические проблемы связаны с девиантным поведением офицеров полиции, некоторые этические проблемы не связаны напрямую с какими-либо их проступками. Это значит, что в некоторых ситуациях, невозможно четко решить, насколько этически неверным было поведение офицера полиции и проследить последствия неэтичного решения. Кроме того, весьма важно для преподавателя полицейской этики определить, какие этические проблемы сами офицеры идентифицируют как сложные. Часто в практической деятельности сотрудника полиции возникает целая цепь этических дилемм. Один неверно сделанный выбор влечет за собой возникновение других дилемм, неверное разрешение которых может привести к преступлению и сказаться на служебной карьере сотрудника полиции. В статье Джона Р. Шафера «Выработка этических решений: практические модели для полицейского персонала» <2> приводится такой пример. ——————————— <1> См.: Pollock, Joycelyn M., Becker, Ronald F. Ethics training using officers’ dilemmas. FBI Law Enforcement Bulletin, Nov., 1996. <2> Schafer, John R. Making ethical decisions: a practical model-police personnel. FBI Law Enforcement Bulletin, May, 2002.

Когда в начале дежурства офицер полиции — новобранец сел в патрульный автомобиль, он заметил, что от его партнера — старшего по должности офицера полиции — пахло алкоголем. Старший офицер признался, что он выпил один бокал вина во время ужина, но настаивал на том, что управлять автомобилем он может. Чтобы избежать конфронтации с руководителем, новобранец не протестовал. Вскоре после этого патрульный автомобиль, за рулем которого находился старший офицер, столкнулся с другим транспортным средством. Водитель другого транспортного средства умер через три недели от тяжелых ранений, полученных в аварии. Офицер полиции, проводивший расследование аварии, тоже заметил, что от старшего офицера полиции пахло алкоголем, но он не сообщил об этом факте и не провел тест на дыхание. В последующем иске потерпевших утверждалось, что старший офицер явился причиной аварии, так как вел машину, находясь под воздействием алкоголя. Во время внутреннего расследования дела офицер-новобранец столкнулся со второй этической дилеммой — сказать правду или ложь для защиты старшего офицера. Когда новобранец столкнулся со своей первой этической дилеммой, он пытался бороться с собой, но принял неверное решение, в силу чего оказался в еще более этически затруднительном положении: ведь если новобранец солжет, он получит немедленное доверие и признание со стороны его коллег — других сотрудников полиции. Если он скажет правду, он рискует получить отчуждение со стороны коллектива и возможность административных действий со стороны своего руководства. Из данного примера видно, каким образом неверное решение первой дилеммы не только привело к преступлению, но и обусловило появление сложностей для самого сотрудника полиции, перед которым встала еще одна, более трудная, этическая дилемма. Подобные примеры, используемые в обучении этичному поведению, входят в состав учебных пособий различных авторов, которые в своей работе используют данный метод для обучения этике сотрудников правоохранительных органов всех учебных заведений и всех типов учреждений правоохранения США. Помимо обучения полицейской этике, проходящего с использованием данных пособий, важным и эффективным этапом обучения этике является официальное обсуждение этического поведения сотрудников в реальных ситуациях. Во время периода обучения инструкторы просят сотрудников записывать этические дилеммы, с которыми они сталкиваются. Это является гарантией того, что дискуссия будет сфокусирована на фактическом опыте сотрудников, а не на каких-либо общих абстрактных дилеммах, таких, например, как проявление жестокости или получение взятки. Тим Джоунз, Комптон Овенс и Мелисса Смит в своей статье, посвященной преподаванию полицейской этики, подчеркивают необходимость обучения полицейских руководителей этике не только в полицейских академиях, но и в отделениях полиции. Они представили программу, созданную и внедренную в отделении полиции Хантсвилль, Алабама, США <3>. В данной программе они определили термин «этическая дилемма» в полицейской деятельности как ситуацию: ——————————— <3> См.: Tim R. Jones, Owens, Compton, Smith, Melissa A. Police ethics training: a three-tiered approach. FBI Law Enforcement Bulletin, June, 1995.

— когда сотрудники полиции не знают правильного курса действий; — когда им трудно выполнить то, что они считают правильным; — когда очень заманчиво сделать неправильный выбор. Авторы программы после нескольких часов вводного материала по вопросам этики, этических кодексов, морали и системы ценностей опрашивают сотрудников, какие из этических проблем они считают самыми трудными в работе правоохранительных органов. В течение многих лет подобных обсуждений авторы программы определили четыре категории этических дилемм: — обеспечение соблюдения закона; — служба населению и его защита; — честность и неподкупность; — лояльность и преданность. Еще к одной категории дилемм в последнее время можно отнести коррупцию и взяточничество; среди руководителей полиции растет также обеспокоенность вопросами взаимоотношений между гражданами и правоохранительными органами. На занятиях проходит обсуждение этических аспектов каждой категории дилемм и строятся этические модели принятия решений по каждой из упомянутых категорий дилемм. К сожалению, этические модели принятия решений, независимо от того, как бы четко они ни были разработаны, не могут адекватно отобразить сложности и многообразия всех реальных этических дилемм, которые встречаются в практических ситуациях. Выбор правильного ответа в искусственных условиях обучения не требует больших волевых усилий от сотрудника полиции. Его внешнее поведение зачастую отличается от внутренних ожиданий, связанных с его системой ценностей, с его религиозными убеждениями, особенностями культуры, личными предубеждениями и другими особенностями формирования его личности. Принятие правильного решения в реальной жизни также требует от сотрудника полиции соответствующих личностных качеств, силы характера, поскольку в реальных обстоятельствах часто стирается грань между добром и злом. Именно поэтому обучение управленческих кадров полиции с применением метода этических дилемм является одним из важных аспектов профессионально-личностного обучения сотрудников полиции, и в первую очередь управленческих кадров полиции как ресурса для совершенствования профессиональной подготовки управленческих кадров для правоохранительных органов. Мы полагаем, что данный метод при его соответствующей адаптации может быть успешно использован в системе личностно-ориентированного образования управленческих кадров МВД России.

——————————————————————