Должно ли выплачиваться единовременное пособие военнослужащим, участвующим в борьбе с терроризмом, наряду со страховыми выплатами по обязательному государственному страхованию их жизни и здоровья?

(Харитонов С. С.)

(«Право в Вооруженных Силах», 2011, N 5)

ДОЛЖНО ЛИ ВЫПЛАЧИВАТЬСЯ ЕДИНОВРЕМЕННОЕ ПОСОБИЕ

ВОЕННОСЛУЖАЩИМ, УЧАСТВУЮЩИМ В БОРЬБЕ С ТЕРРОРИЗМОМ, НАРЯДУ

СО СТРАХОВЫМИ ВЫПЛАТАМИ ПО ОБЯЗАТЕЛЬНОМУ ГОСУДАРСТВЕННОМУ

СТРАХОВАНИЮ ИХ ЖИЗНИ И ЗДОРОВЬЯ?

С. С. ХАРИТОНОВ

Харитонов С. С., кандидат юридических наук, доцент.

Обосновывается позиция о том, что единовременное пособие военнослужащих, участвующим в борьбе с терроризмом, должно выплачиваться наряду со страховыми выплатами военнослужащим по обязательному государственному страхованию их жизни и здоровья.

Ключевые слова: единовременное пособие военнослужащим, прохождение военной службы, обязательное государственное страхование.

Should there be paid a lump sum troops in the figth against terrorism, along with insurance payments on obligatory state insurance life and health?

S. S. Kharitonov

The author substantiates the position that the lump sum troops in the fight against terrorism must be paid along with insurance benefit soldiers on compulsory state insurance life and health.

Key words: one time benefit the military, military service, mandatory state insurance.

Согласно п. 9 ст. 2 Федерального закона «О статусе военнослужащих» военнослужащие, граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей, имеющие право на социальные гарантии и компенсации в соответствии с названным Федеральным законом, пользуются социальными гарантиями и компенсациями, установленными для граждан федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Если указанные лица одновременно имеют право на получение одной и той же социальной гарантии и компенсации по нескольким основаниям, то им предоставляются по их выбору социальная гарантия и компенсация по одному основанию, за исключением случаев, особо предусмотренных федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии со ст. 20 Федерального закона «О противодействии терроризму» к лицам, участвующим в борьбе с терроризмом, находящимся под защитой государства и подлежащим правовой и социальной защите, относятся, в частности, военнослужащие, сотрудники и специалисты федеральных органов исполнительной власти и иных государственных органов, осуществляющие борьбу с терроризмом.

Социальная защита лиц, участвующих в борьбе с терроризмом, осуществляется с учетом правового статуса таких лиц, устанавливаемого федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.

Статьей 21 Федерального закона «О противодействии терроризму» предусмотрено, что возмещение вреда, причиненного жизни, здоровью и имуществу указанных лиц в связи с их участием в борьбе с терроризмом, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Так, в случае гибели лица, принимавшего участие в осуществлении мероприятия по борьбе с терроризмом, членам семьи погибшего и лицам, находившимся на его иждивении, выплачивается единовременное пособие в размере 600 тыс. руб., а также гарантируется сохранение очереди на получение жилья, компенсаций по оплате жилья и жилищно-коммунальных услуг, если имелось право на получение таких компенсаций. Нетрудоспособным членам семьи погибшего и лицам, находившимся на его иждивении, назначается пенсия по случаю потери кормильца.

В случае если лицо, принимавшее участие в осуществлении мероприятия по борьбе с терроризмом, получило увечье, повлекшее за собой наступление инвалидности, этому лицу за счет средств федерального бюджета выплачивается единовременное пособие в размере 300 тыс. руб. и назначается пенсия в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В случае если лицо, принимавшее участие в осуществлении мероприятия по борьбе с терроризмом, получило ранение, не повлекшее за собой наступления инвалидности, этому лицу выплачивается единовременное пособие в размере 100 тыс. руб.

В случае если имущество лица, принимавшего участие в осуществлении мероприятия по борьбе с терроризмом, утрачено или повреждено, это лицо имеет право на возмещение его стоимости в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Согласно п. 6 ст. 21 Федерального закона «О противодействии терроризму» при одновременном возникновении в соответствии с законодательством Российской Федерации нескольких оснований для указанных единовременных выплат выплата осуществляется по одному основанию по выбору получателя.

Обращает на себя внимание указание законодателя в тексте Закона на наличие для указанных именно в ст. 21 Федерального закона «О противодействии терроризму» оснований единовременных выплат.

В Постановлении Правительства Российской Федерации от 21 февраля 2008 г. N 105 «О возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью лиц в связи с их участием в борьбе с терроризмом» целевое назначение выплат указано во вступительной части и сформулировано следующим образом: «В соответствии со статьей 21 Федерального закона «О противодействии терроризму» и в целях возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью лиц, участвующих в осуществлении мероприятий по борьбе с терроризмом».

Таким образом, целевым назначением указанных единовременных выплат является возмещение вреда, причиненного жизни и здоровью лиц, участвующих в осуществлении мероприятий по борьбе с терроризмом.

В Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 26 декабря 2002 г. N 17-П по делу о проверке конституционности абз. 2 п. 4 ст. 11 Федерального закона «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих и приравненных к ним лиц» в связи с жалобой гражданина М. А. Будынина указано, что обязательное государственное страхование жизни и здоровья военнослужащих и приравненных к ним лиц является одной из форм исполнения государством обязанности возместить ущерб, который может быть причинен жизни или здоровью этих лиц при прохождении ими службы. Страховое обеспечение, полагающееся военнослужащим и приравненным к ним лицам, наряду с иными выплатами, которые в целях возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью, могут быть установлены им на основании других законов (ст. 1084 ГК РФ, ст. 18 Федерального закона «О статусе военнослужащих»), входит в гарантированный государством объем возмещения, призванного компенсировать последствия изменения их материального и (или) социального статуса вследствие наступления страховых случаев, включая причиненный материальный и моральный вред.

Указанным выводом Конституционный Суд Российской Федерации раскрывает основные принципы не только обязательного государственного страхования жизни и здоровья военнослужащих и приравненных к ним лиц, но и в целом конституционной обязанности государства по удовлетворению военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов материальным обеспечением и компенсацией в случаях причинения вреда их жизни и здоровью при прохождении службы.

Выделяются три основных принципа:

1. Компенсация вреда производится в полном объеме. Государство, учитывая особый статус военнослужащих и приравненных к ним лиц, гарантирует им и членам их семей полную материальную компенсацию полученного повреждения здоровья, которая реализуется посредством выплат разных видов:

— обязательное государственное страхование жизни и здоровья военнослужащих и приравненных к ним лиц;

— единовременные пособия, установленные, например, п. п. 2 и 3 ст. 18 Федерального закона «О статусе военнослужащих»;

— возмещение вреда на основании п. п. 5 и 6 ст. 18 Федерального закона «О статусе военнослужащих»;

— выплаты в целях возмещения вреда (ст. 1084 ГК РФ);

— единовременные пособия, установленные ст. 21 Федерального закона от 6 марта 2006 г. N 35-ФЗ «О противодействии терроризму»;

— социальные пособия и компенсации.

Данные выплаты входят в общий гарантированный государством объем возмещения вреда, но реализуются в рамках совершенно разных правоотношений (страховые правоотношения, правоотношения по возмещению вреда, правоотношения по выплате единовременных пособий, правоотношения по выплате социальных пособий).

2. Страховая сумма компенсирует последствия изменения материального и (или) социального статуса застрахованного лица вследствие наступления страхового случая. Формулируя этот принцип, Конституционный Суд Российской Федерации конкретно указывает на то, что страховым событием по обязательному государственному страхованию жизни и здоровья военнослужащих и приравненных к ним лиц является только такое повреждение здоровья военнослужащего, вследствие которого:

— изменился материальный статус военнослужащего;

— изменился его социальный статус;

— одновременно изменился его материальный и социальный статус.

Материальный статус военнослужащего характеризуется уровнем его денежного, вещевого, продовольственного обеспечения.

Социальный статус — положение военнослужащего в обществе, совокупность прав и свобод, гарантированных государством, а также объем его обязанностей и ответственности.

3. Страховая сумма включает в себя компенсацию материального ущерба и морального вреда, связанного с наступлением страхового случая.

Конституционным Судом Российской Федерации определено, что страховая сумма по обязательному государственному страхованию жизни и здоровья военнослужащих и приравненных к ним лиц представляет собой денежную сумму, состоящую из двух частей: суммы, предназначенной для компенсации материального вреда, и суммы, предназначенной для компенсации морального вреда. При этом часть страховой суммы, предназначенной для компенсации материального вреда, выплаченная в рамках страховых правоотношений по обязательному государственному страхованию жизни и здоровья, не засчитывается в счет возмещения вреда. Необходимо заметить, что не все страховые суммы по обязательному государственному страхованию содержат денежную составляющую, предназначенную для компенсации морального вреда, а только те, которые выплачиваются по страховым случаям, наступившим при наличии условий компенсации морального вреда.

Военная служба как особый вид государственной службы осуществляется в публичных интересах. Лица, несущие такую службу, выполняют конституционно значимые функции, чем обусловливается их правовой статус, а также содержание и характер обязанностей государства по отношению к ним. Обязанности, возлагаемые на этих лиц, предполагают необходимость выполнения ими поставленных задач в любых условиях, в том числе сопряженных со значительным риском для жизни и здоровья, что в силу ст. 1 (ч. 1), ст. ст. 2, 7, 37 (ч. ч. 1 и 3), ст. 39 (ч. ч. 1 и 2), ст. 41 (ч. 1), ст. 45 (ч. 1) и ст. 71 (п. «в») Конституции Российской Федерации влечет обязанность государства гарантировать им материальное обеспечение и компенсации в случае причинения вреда жизни или здоровью при прохождении военной службы.

Исходя из приведенной правовой позиции, государство призвано гарантировать военнослужащим возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с исполнением ими служебных обязанностей в борьбе с терроризмом, в объеме, позволяющем в максимальной степени компенсировать последствия изменения их материального и (или) социального статуса. При этом характер выполняемых этими лицами функций — в силу конституционных принципов справедливости и соразмерности — предполагает установление для них условий возмещения вреда, по крайней мере не худших по сравнению с другими категориями граждан.

Таким образом, единовременное пособие военнослужащим, участвующим в борьбе с терроризмом, должно выплачиваться наряду со страховыми выплатами военнослужащим по обязательному государственному страхованию их жизни и здоровья, поскольку выплаты по обязательному государственному страхованию их жизни и здоровья нельзя воспринимать как полное возмещение ущерба здоровью, который получили военнослужащие в период прохождения военной службы.

——————————————————————