Грандиозный коррупционный скандал

(Уральский А.)

(«ЭЖ-Юрист», 2011, N 20)

ГРАНДИОЗНЫЙ КОРРУПЦИОННЫЙ СКАНДАЛ

А. УРАЛЬСКИЙ

Андрей Уральский, юрист, г. Москва.

Участвуя в совещании по совершенствованию судебной системы, Президент РФ Дмитрий Медведев указал на необходимость борьбы с «телефонным правом» и поручил подготовить предложения по выявлению и фиксации непроцессуальных обращений в суд в связи с рассматриваемыми делами. Однако подобные обращения не являются исключительно российским изобретением, примером чему могут служить недавние события у нашего восточного соседа — Казахстана.

Хроника событий

Агентство финансовой полиции обратилось напрямую к Президенту Казахстана Н. А. Назарбаеву с соответствующими материалами и предложением освободить от занимаемых должностей шестерых судей Верховного суда.

14 апреля 2011 года состоялось пленарное заседание депутатов Верхней палаты Парламента Казахстана (Сената), на котором руководитель Администрации Президента Казахстана А. Мусин отметил, что с санкции Генеральной прокуратуры РК финансовой полицией были проведены оперативные мероприятия в отношении некоторых должностных лиц Верховного суда РК. По результатам данных мероприятий в отношении председателя надзорной судебной коллегии по гражданским и административным делам и одного из судей Верховного суда был выявлен факт коррупционного правонарушения с причинением ущерба государству в размере 212 млн. тенге (примерно 1,5 млн. долл.).

Остальные четверо судей, по утверждению финансовых полицейских, также неоднократно нарушали права граждан и интересы государства, вступая в непроцессуальные контакты с участниками дел и их представителями, вмешиваясь в деятельность следственных органов, лоббировали интересы лжепредприятий.

Предложение финансовой полиции было поддержано депутатами Сената, и за нарушение Закона от 25.12.2000 N 132-11 «О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан», а также Кодекса этики судей и Закона Республики Казахстан от 02.07.1998 N 267 «О борьбе с коррупцией» было решено прекратить полномочия всех шестерых судей.

На следующий день председатель Верховного суда Казахстана подал прошение об отставке на имя главы государства, признав, что не имеет морального права возглавлять Верховный суд. Президент и Сенат парламента удовлетворили данную просьбу.

Кроме вышеперечисленных лиц, взят под стражу заместитель заведующего секретариатом надзорной судебной коллегии по уголовным делам Верховного суда, которого обвиняют в вымогательстве денежных средств в крупном размере(150 тыс. долл. США) у руководителя одного из юридических лиц за положительное решение по гражданскому делу.

В отношении двух судей возбуждено уголовное дело (для привлечения к уголовной ответственности судей согласно Закону N 132-11 необходимо согласие Президента). Им грозит наказание по ч. 4 ст. 307 УК РК «Злоупотребление должностными полномочиями», которая предусматривает лишение свободы на срок до восьми лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до семи лет с конфискацией имущества.

Первенство Казахстана

в противодействии коррупции в СНГ

Страсбургская Конвенция об уголовной ответственности за коррупцию относит коррупцию к числу серьезных уголовных преступлений, и Страны, подписавшие ее, обязуются вести уголовное преследование лиц, замешанных в коррупционных преступлениях. Однако Казахстан до сих пор не является членом данной Конвенции. Тем не менее это государство одним из первых в СНГ начало официальную борьбу с коррупцией, приняв 2 июля 1998 года Закон «О борьбе с коррупцией».

Под коррупцией в нем понимается не предусмотренное законом принятие лично или через посредников имущественных благ и преимуществ лицами, выполняющими государственные функции, а также лицами, приравненными к ним, с использованием своих должностных полномочий и связанных с ними возможностей, а равно подкуп данных лиц путем противоправного предоставления им физическими и юридическими лицами указанных благ и преимуществ.

Российская Федерация приняла свой Закон «О противодействии коррупции» только в конце 2008 года. Под коррупцией в нем понимается злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами, а также совершение вышеуказанных деяний от имени или в интересах юридического лица.

Несмотря на некоторое различие использованных понятий, следует признать, что определение коррупции в целом совпадает как в Казахстане, так и в России.

Кроме названного Закона, в Казахстане изданы указы Президента Казахстана о государственной программе борьбы с коррупцией на 2000 — 2005 годы и 2006 — 2010 годы, министерства и ведомства разрабатывают и принимают свои нормативные документы по пресечению коррупции (Приказ МВД РК от 02.09.1998 «О мерах по предупреждению коррупции в подразделениях дорожной полиции МВД РК»).

Согласно Закону N 267 лица, претендующие на государственные должности, в письменной форме принимают на себя ограничения, предусмотренные данным Законом, причем отказ от подписания такого документа влечет отказ в приеме на работу, а для работающих госслужащих — увольнение.

Все государственные служащие и их супруги ежегодно представляют декларацию о доходах, а лица, поступающие на государственные должности, еще и декларацию об имуществе, находящемся на территории Казахстана и за его пределами, а также сведения о вкладах в банках, ценных бумагах, о долях участия в юридических лицах.

Лица, уволенные с госслужбы по отрицательным мотивам, и их супруги обязаны в течение трех последующих лет представлять в налоговый орган декларации о доходах и имуществе.

Закон N 267 не допускает совместную службу близких родственников и свойственников (к ним относят братьев, сестер, родителей и детей супругов), находящихся в непосредственной подчиненности.

Ответственность предусмотрена и для физических и юридических лиц за незаконное материальное вознаграждение лиц, уполномоченных на выполнение государственных функций и приравненных к ним. Освобождаются от ответственности физические и юридические лица, добровольно заявившие в десятидневный срок о вымогательстве со стороны государственных служащих в уполномоченные органы.

Справедливости ради следует отметить, что в Российской Федерации ответственность юридических лиц за передачу незаконного вознаграждения была введена только в декабре 2008 года.

Однако несмотря на всю прогрессивность названного Закона Республики Казахстан и наличие множества подзаконных актов, коррупция как явление до сих пор не искоренена в республике. Довольно часто в периодической печати проскальзывают сообщения о привлечении к ответственности того или иного государственного служащего за коррупционное правонарушение. Следует признать, что коррупции способствует такое немаловажное обстоятельство, что Казахстан является клановой страной, где население тесно переплетено кровными и брачно-семейными узами. Это, естественно, затрудняет выявление и пресечение коррупционных правонарушений.

Коррупция в Верховном суде, являющемся высшим судебным органом республики, и обвинение такого количества судей — это факт достаточно вопиющий и беспрецедентный не только в СНГ, но и в мире.

Таким образом, можно предположить, что, скорее всего, во всех странах на территории бывшего СССР у соответствующих спецслужб достаточно информации о коррупции должностных лиц, в том числе и самых высоких. Но для проведения мероприятий по пресечению таких фактов и их практической реализации в виде тех или иных санкций необходима, как показывает пример Казахстана, воля высшего руководства, так как это в первую очередь не правовое, а политическое решение.

——————————————————————