К вопросу об иммиграционной составляющей обеспечения безопасности общества и государства в Российской Федерации

(Черепанов И. З.) («Миграционное право», 2011, N 2)

К ВОПРОСУ ОБ ИММИГРАЦИОННОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ОБЩЕСТВА И ГОСУДАРСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

И. З. ЧЕРЕПАНОВ

Черепанов И. З., начальник отдела ФГУ «ВНИИ МВД России».

В современных условиях российской государственности иммиграция представляет собой сложное многоаспектное явление, которое оказывает существенное влияние на социальную, экономическую и политическую жизнь общества. С одной стороны, приток иммигрантов позволяет в определенной степени компенсировать демографические потери, восполнить нарастающий дефицит рабочей силы. Вместе с тем в последнее время особенно видны и отрицательные стороны иммиграции. Непрекращающийся поток нелегальной иммиграции провоцирует целый ряд негативных последствий в сфере обеспечения безопасности и правопорядка. В настоящее время приходится констатировать, что наличие неконтролируемых иммиграционных потоков вызывает социальную напряженность в российском обществе, способствует криминализации иммигрантов, увеличивает масштабы административной деликтности иностранных граждан, наносит существенный ущерб экономическим интересам государства, что в конечном счете подрывает безопасность России. Все это актуализирует более детальное рассмотрение иммиграционной составляющей обеспечения безопасности Российской Федерации. Исследование соотношения таких правовых явлений, как «иммиграция» и «безопасность», связано с наличием определенных методологических сложностей, вызванных, на наш взгляд, принципиальным отличием данных явлений. Во-первых, иммиграция воплощена в действиях конкретных людей, вовлеченных в процессы пространственного перемещения. Предметное же выражение безопасности затруднено, она в большей степени отождествляется с институтами и определенными структурами. Во-вторых, безопасность всегда привязана к качественной оценке, она всегда подвергается данной оценке, и ее существование напрямую от нее зависит. В случае с иммиграцией подобная зависимость практически не прослеживается, хотя это не абсолютно. Например, всегда качественная оценка иммиграции влияет на процессы ее сдерживания или, наоборот, поощрения. В-третьих, иммиграцию можно измерить в количественном отношении, с безопасностью же сделать это достаточно затруднительно. Под безопасностью понимается состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. «Это понятие характеризует качественные показатели безопасности. Жизненно важные интересы личности, общества и государства, как правило, регулируются правовыми нормами, которыми устанавливается правовой порядок общественных отношений в сфере безопасности» <1>. ——————————— <1> Гливинский А. З. Указ. соч. С. 22.

Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г. <2> вводит такие социально-правовые категории, как «национальная безопасность» и «национальные интересы Российской Федерации». ——————————— <2> Указ Президента РФ от 12.05.2009 N 537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» // СЗ РФ. 2009. N 20. Ст. 2444.

Под национальной безопасностью понимается состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, которое позволяет обеспечить конституционные права, свободы, достойные качество и уровень жизни граждан, суверенитет, территориальную целостность и устойчивое развитие Российской Федерации, оборону и безопасность государства. Национальные интересы Российской Федерации — это совокупность внутренних и внешних потребностей государства в обеспечении защищенности и устойчивого развития личности, общества и государства. Важнейшими составляющими национальных интересов России является защита личности, общества и государства от различного вида угроз. По сути, выделяются сферы национальной безопасности: внутриполитическая, социальная, духовная, информационная, военная, экологическая и некоторые другие. Насколько сложной и многоуровневой является структура безопасности, настолько и разнообразны результаты воздействия на нее иммиграции. На наш взгляд, соотношение явлений «иммиграция» и «безопасность» следует рассматривать в двух аспектах: 1) с точки зрения возможных угроз безопасности; 2) с точки зрения противопоставления общественных установлений безопасности и индивидуализированного характера иммиграции. 1. Категория «угроза» имеет большое значение в теории безопасности. Выявление угроз и своевременное реагирование на них играет первостепенную роль в практической деятельности по защите жизненно важных интересов личности, общества и государства. Характер и уровень угроз определяет основные направления деятельности по их предупреждению и локализации, формы, способы, средства и методы решения задач обеспечения национальной безопасности при рациональном использовании имеющихся ограниченных ресурсов. Под угрозой безопасности понимается совокупность условий и факторов, создающих опасность жизненно важным интересам личности, общества и государства. Условие — то, от чего зависит нечто другое (обусловленное), что делает возможным наличие вещи, состояния, процесса <3>. Обычно условия рассматриваются как нечто внешнее для явления. Фактор — одно из влияющих, определяющих обстоятельств <4>, является причиной, определяя характер того или иного процесса. ——————————— <3> См.: Философский энциклопедический словарь. М., 1997. С. 469. <4> Философский энциклопедический словарь. М., 1997. С. 474.

Исходя из данных посылов, негативные явления, возникающие в ходе иммиграционных процессов, относятся к условиям, создающим опасности интересам личности, общества и государства. Например, иммиграция оказывает влияние на экономическую безопасность Российской Федерации. Труд определенной категории иммигрантов зачастую используется в теневой экономике, а их часть прямо вовлекается в противоправную экономическую деятельность. К тому же иммиграция сопровождается вывозом и переводом капитала за рубеж, таким образом угрожая внешнеэкономическим и финансовым позициям принимающей страны. Ощутимо влияние иммиграции на криминологическую безопасность, под которой понимается «объективное состояние защищенности жизненно важных и иных существенных интересов личности, общности и государства от преступных посягательств, порождаемых различного рода криминогенными факторами (явлениями и процессами), а также осознание людьми такой своей защищенности» <5>. ——————————— <5> См.: Нечевина Н. Д., Плешаков В. А. Криминологическая безопасность в системе общественной безопасности // Предупреждение преступности и обеспечение безопасности в городах: Мат-лы межд. науч.-практ. конф. (7 — 8 апреля 1999 г.). М.: Моск. юрид. ин-т МВД России, 1999. С. 138.

Увеличение иммиграционных потоков характеризуется нарастанием противоречий. Так, с одной стороны, экономическая глобализация стимулирует международные перемещения, а с другой — обусловливает интенсивную криминализацию общественных и экономических отношений и, как следствие, ужесточение миграционных режимов принимающих стран. Интенсивная миграция приводит к формированию национальных диаспор, изменению этнического состава населения. Как результат, в районах проживания мигрантов фиксируются многочисленные требования о создании культурно-национальных автономий, имеют место факты проникновения представителей диаспор во властные структуры, экономику, банковскую и финансовую деятельность. В то же время большая часть иммигрантов относится к категории малообеспеченных, не защищенных в социальном и правовом отношении, а потому находящихся в стрессовом состоянии людей, в связи с чем они составляют устойчивый источник пополнения этноорганизованных криминальных группировок. Незаконно прибывающие в Россию мигранты, как правило, занимаются нелегальной, уголовно наказуемой деятельностью. По данным МВД РФ, рост общего числа ежегодных преступлений, совершаемых иностранными гражданами, по России составил с 308 в 1991 г. до 58 000 в 2009 г. <6>. ——————————— <6> См.: Состояние преступности в России за январь — декабрь 2009 г. М.: ГИАЦ МВД России.

К числу наиболее опасных угроз криминологической безопасности следует отнести: а) увеличение потока незаконной миграции (китайцев, афганцев и представителей других азиатских государств); б) незаконное перемещение через границу наркотиков, оружия, «живого» товара и т. д.; в) резкую активизацию криминальной миграции (транснациональная и трансграничная преступность, этноорганизованные группы и т. д.); г) все более широкое вовлечение террористическими группировками мигрантов в свою деятельность; д) рост масштабов незаконного промысла и вывоза биоресурсов <7>. ——————————— <7> См.: Собольников В. В. Миграционная преступность и ее предупреждение // Законность. 2005. N 8.

2. Безопасность является областью общественных установлений, в то время как иммиграция в конечном итоге всегда индивидуализирована, так как иммиграцию образуют конкретные люди, принимающие индивидуальные решения. Конечно, общественно-государственные установления всегда будут влиять на принимаемые решения. Но в то же время будет иметь значение и противоположный вектор персонализированной природы иммиграции. Таким образом, вероятность наступления конфликтных ситуаций в данной сфере увеличивается. И здесь, как думается, повышается актуальность государственного регулирования иммиграции с учетом концепции безопасности. Государство и общество обязано выработать взвешенную долгосрочную иммиграционную политику, сформированную в русле национальной концепции безопасности, с учетом интересов и государства, и общества, и иммигрантов. И в данном контексте важным фактором сбалансированности государственного регулирования иммиграции выступает разработка научно обоснованных пределов этого регулирования.

——————————————————————