Административно-правовое регулирование взаимоотношений полиции и хозяйствующих субъектов

(Комлев В. Н.) («Административное право и процесс», 2011, N 10)

АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ПОЛИЦИИ И ХОЗЯЙСТВУЮЩИХ СУБЪЕКТОВ

В. Н. КОМЛЕВ

Комлев Виталий Николаевич, заместитель генерального директора ООО «Ключ-консалтинг».

В соответствии с требованиями Федерального закона «О полиции» в отношении хозяйствующих субъектов полиция сохраняет значительную часть полномочий, ранее установленных для милиции. Однако в современном правовом поле эти взаимоотношения стали в значительно большей степени связаны с процессуальной деятельностью полиции по расследованию уголовных дел, дел об административных правонарушениях, находящихся в производстве, и с проверкой фактов, содержащихся в заявлениях о преступлениях, административных правонарушениях и о происшествиях, разрешение которых отнесено к компетенции полиции.

Ключевые слова: полиция, хозяйствующие субъекты, регулирование, полномочия, преступления.

Administrative-law regulation of interrelations of police and economic subjects V. N. Komlev

In accordance with requirements of Federal law «On Police» the police keep the great part of powers with regard to economic subjects earlier determined for militia. However in contemporary legal field these interrelations are connected with procedural activity of police with regard to investigation of criminal cases, cases on administrative violations being in proceeding and with verification of facts containing in applications on crimes, administrative violations and incidents, the solution of which is related to competence of police.

Key words: police, economic subjects, regulation, powers, crimes.

Совокупность полномочий полиции, законодательно предоставленных рассматриваемым законодательным актом, и полномочий полиции, установленных другими законодательными актами, объективно свидетельствует о том, что степень воздействия полиции на деятельность организаций, осуществляющих предпринимательскую деятельность, является достаточно значительной. Прежде всего, остановимся на самых общих правомочиях сотрудника полиции в отношении организаций и их должностных лиц, установленных рассматриваемым законодательным актом. При выполнении своих обязанностей сотрудник полиции независимо от замещаемой должности, места нахождения и времени суток имеет право: 1) требовать от должностных лиц прекращения противоправных действий; 2) проверять у граждан и должностных лиц документы, удостоверяющие их личность и (или) подтверждающие их полномочия; 3) использовать в случаях, не терпящих отлагательства, транспортные средства, принадлежащие организациям (за исключением транспортных средств, принадлежащих дипломатическим представительствам и консульским учреждениям иностранных государств, представительствам международных организаций), для пресечения преступлений, преследования лиц, совершивших преступления или подозреваемых в их совершении, для доставления в медицинские организации граждан, нуждающихся в срочной медицинской помощи, для отбуксировки с места дорожно-транспортного происшествия поврежденных транспортных средств, для проезда к месту совершения преступления, административного правонарушения, к месту происшествия; 4) требовать от лиц, подозреваемых в совершении преступления, административного правонарушения, оставаться на месте до прибытия представителей территориального органа или подразделения полиции либо представителей других правоохранительных органов, а также доставлять лиц, подозреваемых в совершении преступления, административного правонарушения, в служебное помещение территориального органа или подразделения полиции, в помещение муниципального органа, в иное служебное помещение; 5) применять физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие по основаниям и в порядке, предусмотренном Федеральным законом «О полиции» <1>. ——————————— <1> Ч. 3 ст. 28 ФЗ «О полиции».

Ведя речь об общих правомочиях полиции по отношению к должностным лицам организаций, нельзя не отметить и право полиции: — вызывать в полицию должностных лиц в связи с расследуемыми уголовными делами и находящимися в производстве делами об административных правонарушениях, а также в связи с проверкой зарегистрированных в установленном порядке заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях, разрешение которых отнесено к компетенции полиции <2>; ——————————— <2> П. 3 ч. 1 ст. 13 ФЗ «О полиции».

— подвергать в порядке и в случаях, которые установлены федеральным законодательством, приводу в полицию должностных лиц, уклоняющихся без уважительных причин от явки по вызову <3>; ——————————— <3> П. 3 ч. 1 ст. 13 ФЗ «О полиции».

— доставлять в служебное помещение территориального органа или подразделения полиции, в помещение муниципального органа, в иное служебное помещение лиц, подозреваемых в совершении преступления, административного правонарушения <4>; ——————————— <4> П. 4 ч. 3 ст. 28 ФЗ «О полиции».

— в служебных целях и в случаях, не терпящих отлагательства, беспрепятственно пользоваться средствами связи, принадлежащими организациям <5>; ——————————— <5> П. 36 ч. 1 ст. 13 ФЗ «О полиции».

— использовать банки данных организаций, в том числе и персональные данные граждан, в случаях, если федеральным законодательством не установлено иное <6>; ——————————— <6> П. 33 ч. 1 ст. 13 ФЗ «О полиции».

— в установленных рассматриваемым Федеральным законом случаях использовать транспортные средства, принадлежащие организациям (в том числе отстраняя при необходимости водителей от управления этими транспортными средствами) <7>; ——————————— <7> П. 37 ч. 1 ст. 13 и п. 3 ч. 3 ст. 28 ФЗ «О полиции».

— вносить руководителям организаций обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений, причин и условий, способствующих совершению преступлений и административных правонарушений <8>, и некоторые иные правомочия. ——————————— <8> П. 12, 21, 22 и 26 ч. 1 ст. 13 ФЗ «О полиции».

Помимо общих правомочий полиции рассматриваемый законодательный акт содержит и нормативные предписания, наделяющие сотрудников полиции специальными полномочиями по отношению к организациям. В частности, п. 5 ч. 1 ст. 13 Федерального закона «О полиции» установлено, что сотрудники полиции имеют право беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения посещать в связи с расследуемыми уголовными делами и находящимися в производстве делами об административных правонарушениях, а также в связи с проверкой зарегистрированных в установленном порядке заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях, разрешение которых отнесено к компетенции полиции, организации, знакомиться с необходимыми документами и материалами, в том числе с персональными данными граждан, имеющими отношение к расследованию уголовных дел, производству по делам об административных правонарушениях, проверке заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях <9>. Как уже отмечалось ранее, в рассматриваемой норме четко прослеживается система определения условий реализации полицией данной нормы. В частности, беспрепятственность посещения организаций связана: ——————————— <9> П. 5 ч. 1 ст. 13 ФЗ «О полиции».

— с обязанностью предъявления служебного удостоверения; — с расследуемыми уголовными делами и находящимися в производстве делами об административных правонарушениях, а также в связи с проверкой зарегистрированных в установленном порядке заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях, разрешение которых отнесено к компетенции полиции. Беспрепятственное ознакомление при посещении организаций с необходимыми документами и материалами, в том числе с персональными данными граждан, также системно связано с расследуемыми уголовными делами и находящимися в производстве делами об административных правонарушениях, а также с проверкой зарегистрированных в установленном порядке заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях, разрешение которых отнесено к компетенции полиции. Говоря о законодательно определенных правомочиях полиции по проверке у организаций и их должностных лиц разрешений (лицензий) и иных документов на совершение определенных действий или на осуществление определенного вида деятельности, то и в этом случае законодатель установил ограничения в виде возможности истребования разрешений (лицензий) и иных документов на совершение определенных действий, контроль (надзор) за осуществление которых возложен на полицию в соответствии с законодательством Российской Федерации <10>. В этой связи следует иметь в виду, что полиция в пределах установленной компетенции осуществляет государственный контроль (надзор): ——————————— <10> П. 2 ч. 1 ст. 13 ФЗ «О полиции».

— за соблюдением законодательства Российской Федерации в области оборота оружия <11>; ——————————— <11> П. 8 ч. 1 ст. 2 ФЗ «О полиции».

— за соблюдением законодательства Российской Федерации в области частной детективной (сыскной) и охранной деятельности <12>; ——————————— <12> П. 9 ч. 1 ст. 2 ФЗ «О полиции».

— за соблюдением правил, стандартов, технических норм и иных требований нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения <13>; ——————————— <13> П. 19 ч. 1 ст. 12 ФЗ «О полиции».

— за деятельностью организаций, проводящих обязательный технический осмотр автомототранспортных средств и прицепов к ним <14>; ——————————— <14> П. 19 ч. 1 ст. 12 ФЗ «О полиции».

— за соблюдением лицами, освобожденными из мест лишения свободы, установленных для них судом в соответствии с Федеральным законом запретов и ограничений <15>. ——————————— <15> П. 26 ч. 1 ст. 12 ФЗ «О полиции».

Кроме того, законодательно установлено, что полиция в порядке, установленном федеральным законодательством, участвует в осуществлении контроля: — за поведением осужденных, которым назначено наказание, не связанное с лишением свободы, или наказание в виде лишения свободы условно <16>; ——————————— <16> П. 26 ч. 1 ст. 12 ФЗ «О полиции».

— за соблюдением пограничного режима <17>; ——————————— <17> П. 30 ч. 1 ст. 12 ФЗ «О полиции».

— за соблюдением гражданами Российской Федерации и должностными лицами порядка регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, а также за соблюдением иностранными гражданами и лицами без гражданства порядка временного или постоянного проживания, временного пребывания в Российской Федерации, въезда в Российскую Федерацию, выезда из Российской Федерации и транзитного проезда через территорию Российской Федерации <18>. ——————————— <18> П. 33 ч. 1 ст. 12 ФЗ «О полиции».

Говоря о контрольных функциях полиции, нельзя не коснуться и нормы, которая закрепляет право полиции участвовать в налоговых проверках по запросам налоговых органов Российской Федерации <19>. ——————————— <19> П. 28 ч. 1 ст. 13 ФЗ «О полиции».

Особо следует остановиться на правомочиях полиции по получению от организаций и их должностных лиц необходимых объяснений, справок, документов или их копий. Прежде всего, необходимо обратить внимание на существенное отличие предписаний рассматриваемого законодательного акта от соответствующих нормативных предписаний, содержащихся в ранее действующем Законе Российской Федерации «О милиции». Закон о милиции, содержащий норму об аналогичных правомочиях милиции <20>, рассматривал ее без системной связи с обязанностью организаций и их должностных лиц на предоставление запрашиваемой информации. В Федеральном законе о полиции право полиции на получение информации подкреплено обязанностью организаций и их должностных лиц по представлению запрашиваемой информации <21>. ——————————— <20> П. 4 ч. 1 ст. 11 Закона РФ от 18.04.1991 N 1026-1 «О милиции». <21> Ч. 4 ст. 13 ФЗ «О полиции».

Как и иные правомочия полиции, нашедшие свое отражение в Федеральном законе «О полиции», право полиции на получение от организаций и их должностных лиц необходимых объяснений, справок, документов или их копий неразрывно связано с нормативным установлением условий реализации данных правомочий. В частности, законодателем предусмотрено, что полиция по мотивированному запросу уполномоченных должностных лиц полиции имеет право получать необходимые объяснения, справки и документы и (или) их копии: — по расследуемым уголовным делам и находящимся в производстве делам об административных правонарушениях <22>; ——————————— <22> П. 3 и 4 ч. 1 ст. 13 ФЗ «О полиции».

— в связи с проверкой зарегистрированных в установленном порядке заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях, разрешение которых отнесено к компетенции полиции <23>; ——————————— <23> П. 3 и 4 ч. 1 ст. 13 ФЗ «О полиции».

— по поручениям следователя и дознавателя <24>; ——————————— <24> П. 3 и 4 ч. 1 ст. 13 ФЗ «О полиции».

— при осуществлении контроля за обеспечением авиационной безопасности в области гражданской авиации <25>. ——————————— <25> П. 27 ч. 1 ст. 13 ФЗ «О полиции».

Рассматриваемый Федеральный закон содержит предписания, в соответствии с которыми полиция обладает специальными полномочиями по получению необходимой информации. В частности, установлено, что полиция обладает правами: — при выявлении и пресечении налоговых преступлений запрашивать и получать от кредитных организаций справки по операциям и счетам юридических лиц и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица <26>; ——————————— <26> П. 4 ч. 1 ст. 13 ФЗ «О полиции».

— в целях предупреждения, выявления и раскрытия преступлений в соответствии с законодательством Российской Федерации получать сведения, составляющие налоговую тайну <27>. ——————————— <27> П. 29 ч. 1 ст. 13 ФЗ «О полиции».

При этом специальным полномочиям на предоставление информации сопутствуют и специальные условия ее предоставления. В данном случае речь идет о документах, содержащих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, а также о документах, содержащих информацию о вкладах и счетах граждан в банках и иных кредитных организациях. В соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации изъятие таких документов допускается только на основании соответствующего судебного решения <28>. ——————————— <28> См.: п. 7 ч. 2 ст. 29 УПК РФ.

При реализации своих полномочий по отношению к хозяйствующим субъектам представляется необходимым обратить внимание и на те, которые связаны с изъятием материальных ценностей организаций. Рассматриваемым законодательным актом установлено, что при выполнении возложенных на них задач и функций сотрудники полиции имеют право: — изымать оружие, боеприпасы, патроны к оружию, взрывчатые вещества, взрывные устройства, наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры либо ядовитые или радиоактивные вещества при отсутствии законных оснований для их ношения и хранения <29>; ——————————— <29> П. 16 ч. 1 ст. 13 ФЗ «О полиции».

— истребовать от организаций независимо от форм собственности по письменному запросу уполномоченных должностных лиц полиции предоставление образцов и каталогов своей продукции, техническую и технологическую документацию и другие информационные материалы, необходимые для производства экспертиз <30>. ——————————— <30> П. 17 ч. 1 ст. 13 ФЗ «О полиции».

Существенной новеллой Федерального закона «О полиции» является и конкретизация субъектов правоотношений, возникающих при реализации полицией своих законодательно установленных полномочий. В этой связи законодатель особо выделил, что право осуществлять действия, связанные с обеспечением безопасности дорожного движения, предоставляется специально уполномоченным сотрудникам полиции. К числу таких правомочий, которые в той или иной степени могут реализовываться при взаимодействии полиции с хозяйствующими субъектами, законодатель отнес право полиции: — останавливать транспортные средства, если это необходимо для выполнения возложенных на полицию обязанностей по обеспечению безопасности дорожного движения, проверять документы на право пользования и управления ими, документы на транспортные средства и перевозимые грузы, наличие страхового полиса обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства; — осуществлять с участием водителей или граждан, сопровождающих грузы, осмотр транспортных средств и грузов при подозрении, что они используются в противоправных целях, с составлением соответствующего акта; — задерживать транспортные средства, находящиеся в розыске; — временно ограничивать или запрещать дорожное движение, изменять организацию движения на отдельных участках дорог при проведении публичных и массовых мероприятий и в иных случаях в целях создания необходимых условий для безопасного движения транспортных средств и пешеходов либо если пользование транспортными средствами угрожает безопасности дорожного движения; — временно ограничивать или запрещать дорожное движение на железнодорожных переездах, не отвечающих правилам их содержания в безопасном для дорожного движения состоянии; — выдавать в установленном порядке разрешения на установку на транспортных средствах устройств для подачи специальных световых и звуковых сигналов, условных опознавательных знаков (сигналов); — требовать от организаций проведения мероприятий, предусмотренных законодательством о безопасности дорожного движения; — ограничивать или запрещать проведение на дорогах ремонтно-строительных и других работ, осуществляемых с нарушением требований нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения; — задерживать транспортные средства и отстранять водителей от управления транспортными средствами в случаях и порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации; — запрещать эксплуатацию автомототранспортных средств и прицепов к ним, тракторов и других самоходных машин при наличии технических неисправностей, создающих угрозу безопасности дорожного движения, транспортных средств, владельцами которых не выполнена установленная федеральным законом обязанность по страхованию гражданской ответственности, а также транспортных средств, не прошедших обязательного технического осмотра, имеющих скрытые, поддельные, измененные номера узлов и агрегатов либо поддельные, измененные государственные регистрационные знаки, а равно имеющих маркировку, не соответствующую данным, указанным в регистрационных документах, в том числе в случаях, предусмотренных федеральным законом, — со снятием государственных регистрационных знаков до устранения причин, послуживших основанием для такого запрещения; — при осуществлении государственного контроля (надзора) в области обеспечения безопасности дорожного движения проводить проверки деятельности организаций, выдавать должностным лицам этих организаций предписания об устранении выявленных нарушений, в том числе нарушений требований нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения при строительстве, ремонте, реконструкции и содержании дорог <31>. ——————————— <31> П. 20 и 21 ч. 1 ст. 13 ФЗ «О полиции».

——————————————————————