О выявлении преступлений коррупционной направленности при расследовании уголовных дел о наркопреступлениях следователями ФСКН России в 2010 г

(Евдокимова Т. В., Откидач А. О.) («Наркоконтроль», 2011, N 3)

О ВЫЯВЛЕНИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ КОРРУПЦИОННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ПРИ РАССЛЕДОВАНИИ УГОЛОВНЫХ ДЕЛ О НАРКОПРЕСТУПЛЕНИЯХ СЛЕДОВАТЕЛЯМИ ФСКН РОССИИ В 2010 Г. <*>

Т. В. ЕВДОКИМОВА, А. О. ОТКИДАЧ

——————————— <*> Evdokimova T. V., Otkidach A. O. On Detection of Crimes of Corruption Character in Investigation of Criminal Cases on Drug Crimes by Investigators of the Federal Service for Drug Control of Russia in 2010.

Евдокимова Татьяна Викторовна, главный юрисконсульт Методико-аналитического управления Следственного департамента ФСКН России.

Откидач Андрей Олегович, заместитель начальника отдела Методико-аналитического управления Следственного департамента ФСКН России (г. Москва), кандидат юридических наук.

В статье приводятся сведения о результатах деятельности следователей ФСКН России в 2010 г. по выявлению преступлений коррупционной направленности при расследовании уголовных дел о наркопреступлениях.

Ключевые слова: преступления коррупционной направленности, следователи ФСКН России, подследственность.

The article presents the information on the results of activity of investigators of the Federal Service for Drug Control of Russia in 2010 with regard to detection of crimes of corruption character in investigation of criminal cases on drug crimes.

Key words: crimes of corruption character, investigators of the Federal Service for Drug Control of Russia, jurisdiction.

Проблема борьбы с коррупцией является одной из самых острых как для международного сообщества, так и для России <1>. ——————————— <1> См.: Козлов В. А. Государственная политика в сфере противодействия коррупции (международно-правовые аспекты) // Международное уголовное право и международная юстиция. 2008. N 1. С. 6 — 10.

ФСКН России активно участвует в реализации государственной политики в области противодействия коррупции путем обеспечения комплекса мер правового и организационного характера, предупреждения и выявления коррупционных правонарушений, а также минимизации последствий проявления коррупции. В целях обеспечения реализации Национального плана противодействия коррупции на 2010 — 2011 гг., утвержденного Президентом Российской Федерации, деятельность территориальных органов ФСКН России ориентирована на выявление фактов коррупционных проявлений должностных лиц в ходе проведения оперативно-розыскной деятельности и расследования уголовных дел, связанных с незаконным оборотом наркотиков. Указанием Генеральной прокуратуры Российской Федерации и МВД России от 28 декабря 2009 г. N 399/11/1 «О введении в действие Перечней статей УК России, используемых при формировании статистической отчетности» (с изменениями, внесенными указанием Генеральной прокуратуры Российской Федерации и МВД России от 30 апреля 2010 г. N 187/86/2) определены критерии, при наличии которых противоправное деяние может быть отнесено к преступлениям коррупционной направленности, в частности: — наличие надлежащих субъектов уголовно наказуемого деяния, к которым относятся должностные лица, указанные в примечании к ст. 285 УК РФ, лица, выполняющие управленческие функции в коммерческой или иной организации, действующие от имени и в интересах юридического лица, а также в некоммерческой организации, не являющейся государственным органом, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным учреждением, указанные в примечании к ст. 201 УК РФ; — связь деяния со служебным положением субъекта, отступлением от его прямых прав и обязанностей; — обязательное наличие у субъекта корыстного мотива (деяние связано с получением им имущественных прав и выгод для себя или для третьих лиц); — совершение преступления только с прямым умыслом. Исключением являются преступления, хотя и не отвечающие указанным требованиям, но относящиеся к коррупционным в соответствии с ратифицированными Российской Федерацией международно-правовыми актами и национальным законодательством, а также связанные с подготовкой условий для получения должностным лицом, государственным служащим и служащим органов местного самоуправления, а также лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуги имущественного характера, иных имущественных прав либо незаконного предоставления такой выгоды. В 2010 г. органами наркоконтроля выявлено 331 преступление коррупционной направленности, что в четыре раза больше, чем годом раньше. Уголовному преследованию подверглись 245 лиц, чья причастность к коррупционным преступлениям доказана. Из числа преступлений коррупционной направленности, выявленных органами наркоконтроля (331), а также преступлений, совершенных должностными лицами и лицами, в отношении которых применяется особый порядок производства по уголовным делам, связанных с незаконным приобретением и хранением наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов без цели сбыта (97), следователями ФСКН России расследовалось 224 преступления, уголовные дела о которых направлены по подследственности в следственные органы Следственного комитета Российской Федерации. В ходе оперативно-розыскной деятельности выявлено 204 преступления, материалы о которых по подследственности направлены в следственные органы Следственного комитета Российской Федерации для принятия решения в соответствии со ст. ст. 144 и 145 УПК РФ. В 2010 г. органами наркоконтроля выявлены и расследованы факты совершения коррупционных преступлений должностными лицами федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих функции по обеспечению безопасности, законности и правопорядка, в ведении которых находятся вопросы внутренних дел, исполнения наказания, контроля за оборотом наркотиков, пожарной безопасности и гражданской обороны, миграции; гражданами на должностях государственной гражданской службы в системе здравоохранения, военнослужащими Вооруженных Сил Российской Федерации, других воинских формирований и органов, где законодательством предусмотрена военная служба, иными должностными лицами, адвокатами. При осуществлении ФСКН России правоохранительной деятельности в сфере контроля за оборотом наркотиков наиболее часто в поле зрения органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, попадают коррумпированные представители органов внутренних дел и органов исполнения наказания, как правило совершающие деяния, связанные с незаконным оборотом наркотиков и сопряженные со злоупотреблением должностным положением либо превышением должностных полномочий. Согласно полученным данным, преступления коррупционной направленности, связанные с участием должностных лиц в противоправной деятельности организованных групп и преступных сообществ (преступных организаций), наиболее распространены среди сотрудников органов внутренних дел, которые в большинстве своем являются сотрудниками оперативных подразделений. Выявление коррупционных проявлений среди сотрудников правоохранительных органов вызывает сложность, поскольку субъекты преступлений, как правило, владеют методикой и тактикой осуществления оперативно-розыскной деятельности, способами закрепления полученной информации в качестве доказательств, вследствие чего ими используются наиболее изощренные способы конспирации, и, даже будучи уличенными в совершении преступлений, они оказывают существенное противодействие органам предварительного следствия. Тем не менее результаты расследования ряда уголовных дел позволили установить причастность коррумпированных сотрудников подразделений МВД России к 121 преступлению, из которых 16 совершены в организованных формах. Наиболее ярким примером является уголовное дело, возбужденное УФСКН России по Республике Башкортостан. 31 августа 2010 г. в Верховный суд Республики Башкортостан Следственным управлением по Республике Башкортостан Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации направлено уголовное дело в отношении участников преступного сообщества, руководителем которого являлся начальник отдела специальных экспертиз ЭКЦ МВД России по Республике Башкортостан подполковник милиции Д-в (всего 15 участников). Д-в координировал организацию контрабандных поставок героина в особо крупных размерах из Республики Таджикистан на территорию Башкортостана и контролировал его реализацию членами созданного им преступного сообщества, которое объединило в себе три организованные группы, состоящие из 38 активных членов. В ходе расследования проведено 30 обысков, из тайников изъято более 13 кг героина, а также имущества на сумму более 10 млн. руб., добытого преступным путем. Следователями следственных органов ФСКН России выявлялись преступления коррупционного характера с участием сотрудников подразделений ФСИН России. Например, в ходе предварительного расследования дела в отношении организованной группы, занимавшейся контрабандой кокаина из Доминиканской Республики, установлено, что заместитель начальника по кадрам и воспитательной работе УФСИН России по г. Москве Т. за денежное вознаграждение в размере 2 тыс. долл. США выдал гражданину З., который не являлся сотрудником УФСИН России по г. Москве, служебное удостоверение и жетон указанного учреждения. По данному факту возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 285 УК РФ. В 2010 г. следователями ФСКН России устанавливались также коррупционные схемы с участием должностных лиц учреждений системы здравоохранения. Например, в Кировской области выявлен факт совершения врачом-наркологом должностного преступления, предусмотренного ст. 285 УК РФ, который в целях извлечения материальной выгоды выдал наркозависимому лицу, находящемуся на диспансерном наркологическом учете в государственном учреждении здравоохранения, медицинское заключение, необходимое для получения медицинской справки водителю, допущенному к управлению автотранспортом. В Свердловской области расследовалось уголовное дело в отношении врача, который за денежное вознаграждение в нарушение установленного порядка выдавал рецепты на получение препаратов, содержащих сильнодействующие вещества. Выявлено 57 эпизодов противоправной деятельности, которые квалифицированы следователем по ст. 292 УК РФ. Степень подверженности коррупции представителей каких-либо государственных органов власти носит, скорее, субъективный характер, поскольку причины и условия совершения указанных преступлений представителями тех или иных органов в разных регионах Российской Федерации могут быть различны, иногда ввиду наличия субъективных факторов, например месторасположения региона, наркоситуации в нем, уровня экономического развития и т. п. Абсолютным новшеством законодательства о противодействии коррупции является обязанность государственных и муниципальных служащих уведомлять об обращениях в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений. Данная мера уже помогает правоохранительным органам в пресечении и раскрытии правонарушений коррупционной направленности. Одновременно такая должностная обязанность оказывает превентивный характер. В совокупности с правильной организацией взаимодействия следователей и подразделений собственной безопасности и такими важными аспектами оперативно-служебной деятельности, как подбор кадров и воспитательная работа, она дает положительные результаты и позволяет пресечь совершение должностных преступлений. Так, сотрудниками подразделения собственной безопасности УФСКН России по Калужской области в ходе оперативно-розыскных мероприятий задокументирована преступная деятельность сотрудника милиции в должности дежурного по разбору с доставленными и задержанными дежурной части ОВД по району Внуково г. Москвы С. Приговором Калужского районного суда Калужской области за дачу взятки в размере 9800 долл. США сотруднику УФСКН России по Калужской области с целью освобождения от уголовной ответственности одного из обвиняемых по уголовному делу С. признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 291 УК РФ, и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 450 тыс. руб. Кроме того, коррупционные преступления, связанные с дачей взяток либо совершением мошеннических действий адвокатами или иными физическими лицами, в том числе оказывающими посредничество при совершении данных преступлений, были пресечены территориальными органами наркоконтроля г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области, Астраханской, Ростовской, Калининградской областей, Республики Коми, Краснодарского края. Имелись и выявленные факты совершения адвокатами преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, в составе организованной группы, сопряженные с преступлениями коррупционной направленности. Так, в Омской области расследовалось уголовное дело в отношении адвоката Омской областной коллегии адвокатов Т., являющегося организатором преступной группы, организовавшего розничную сеть сбыта наркотических средств в особо крупных размерах на территории г. Омска. Значительную роль в доказывании преступлений коррупционной направленности играют результаты оперативно-розыскной деятельности, представленные следователю в установленном порядке для принятия решения о возбуждении уголовного дела. В ряде случаев представленные органом, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, материалы о фактах коррупционных проявлений не содержат доказательств противоправной деятельности коррупционеров, достаточных для возбуждения уголовного дела. По этой причине следственными органами СК России по Кемеровской области отказано в возбуждении уголовного дела по факту превышения должностных полномочий рядом сотрудников УВД г. Ленинска-Кузнецкого, имевших коррупционные связи с участниками преступного сообщества, действовавшего на территории Кемеровской области, выразившиеся в предоставлении преступникам информации о рейдах сотрудников милиции по выявлению сбытчиков наркотиков и оказании помощи в разрешении ситуаций, связанных с задержанием наркодилеров. Существенным недостатком в вышеуказанном случае явилось отсутствие оперативного сопровождения по материалу, выделенному из уголовного дела. В этой связи расширение полномочий дознавателя, органа дознания, следователя, руководителя следственного органа при рассмотрении сообщений о преступлении в части предоставления возможности давать органу дознания обязательное для исполнения письменное поручение о проведении оперативно-розыскных мероприятий, предусмотренных Федеральным законом от 28 декабря 2010 г. N 404-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием деятельности органов предварительного следствия», предоставляет дополнительные возможности для устранения недостатков материала. Подводя итоги работы по выявлению преступлений коррупционной направленности в 2010 г., следует отметить, что в соответствии с действующим уголовно-процессуальным законодательством расследование преступлений коррупционной направленности в основном отнесено к подследственности органов Следственного комитета Российской Федерации. Тем не менее в практике расследования преступлений следственными органами наркоконтроля выявление преступлений коррупционной направленности по-прежнему остается одним из приоритетных направлений деятельности.

——————————————————————