Место и роль региональных органов здравоохранения в системе субъектов реализации уголовной политики России

(Никитин М. В., Мелехин О. Ю.) («Медицинское право», 2011, N 6)

МЕСТО И РОЛЬ РЕГИОНАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В СИСТЕМЕ СУБЪЕКТОВ РЕАЛИЗАЦИИ УГОЛОВНОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ

М. В. НИКИТИН, О. Ю. МЕЛЕХИН

Никитин Михаил Владимирович, заместитель директора по санаторно-курортному комплексу Российского научного центра восстановительной медицины и курортологии Минздравсоцразвития РФ, доктор медицинских наук.

Мелехин Олег Юрьевич, доцент кафедры уголовно-правовых дисциплин и организации профилактики преступлений Академии управления МВД России, кандидат юридических наук.

В статье рассматривается вопрос о месте и роли региональных органов здравоохранения в системе субъектов реализации уголовной политики России, анализируется участие региональных органов здравоохранения в профилактике правонарушений.

Ключевые слова: уголовная политика, реализация уголовной политики, субъекты реализации уголовной политики, региональные органы здравоохранения.

Place and role of regional agencies of health care in the system of subjects of realization of criminal policy of Russia M. V. Nikitin, O. Yu. Melekhin

The article considers the issues of the place and role of regional agencies of health care in the system of subjects of realization of criminal policy of Russia, analyses the participation of regional agencies of health care in preventive measures aimed against legal violations.

Key words: criminal policy, realization of criminal policy, subjects of realization of criminal policy, regional agencies of health care.

Уголовная политика России представляет собой активное, широкомасштабное направление деятельности государства по защите общества от преступности и включает в себя, во-первых, ряд отраслей права, обслуживающих противодействие преступности (в первую очередь это уголовное, уголовно-процессуальное, уголовно-исполнительное законодательство, а также законы и нормативные акты, затрагивающие деятельность правоохранительных и иных органов, касающихся проблем противодействия преступности); во-вторых — всю обширную практику правоприменения, т. е. непосредственную деятельность, направленную на противодействие преступности; и, в-третьих, предупреждение преступности как составную часть общего понятия «противодействия преступности». В зависимости от масштаба деятельности уголовная политика разрабатывается и осуществляется в масштабе: — всей страны (общегосударственная); — субъекта Федерации (республики, края, области); — иного региона (округа, города, органа местного самоуправления). Следует отметить, что на федеральном уровне уголовная политика в основном разрабатывается, а на региональном реализуется. При этом следует пояснить, что на региональном уровне также происходит и разработка региональной уголовной политики, но все же на этом уровне в основном происходит ее реализация <1>. ——————————— <1> Гришанин П. Ф. Современные проблемы уголовной политики и уголовно-правовой практики. М.: Академия МВД РФ, 1994; Вялков А. И. Современные проблемы состояния здоровья населения Российской Федерации // Проблемы управления здравоохранением. 2002. N 1; Лесников Г. Ю. Уголовная политика Российской Федерации. Проблемы теории и практики. М., 2004; Цепелев В. Ф. Уголовная политика в контексте национальной безопасности // Труды Академии управления МВД России. 2007. N 3.

Процесс реализации уголовной политики на региональном уровне осуществляется субъектами ее реализации. Субъектами реализации уголовной политики на региональном уровне могут быть: ведомство, государственный орган, должностное лицо, общественная организация, гражданин, активно участвующие в реализации задач уголовной политики на соответствующем уровне и наделенные для этого предусмотренными полномочиями. Среди многообразия субъектов реализации уголовной политики в Российской Федерации на региональном уровне наиболее важными, на наш взгляд, являются специализированные субъекты ее реализации (это те, для которых противодействие преступности является единственной либо основной функцией). В первую очередь к ним относятся органы внутренних дел (полиция), органы федеральной службы безопасности, подразделения Следственного комитета России, прокуратура, суды. Неспециализированные субъекты, содействующие реализации уголовной политики, — это такие, как органы образования, здравоохранения и социальной защиты, частные охранные предприятия и детективные службы и их работники. По нашему мнению, наряду с иными неспециализированными субъектами, содействующими реализации уголовной политики на региональном уровне, органы здравоохранения занимают одно из важных мест. Несмотря на отсутствие до сегодняшнего дня Закона «О здравоохранении Российской Федерации», Концепции развития здравоохранения (проект которой был подготовлен в 2008 г.), органы здравоохранения на региональном, местном уровне, выполняя приоритетные направления Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года в области здравоохранения, утвержденной Указом Президента РФ от 12.05.2009 г. N 537 <2>, осуществляют свои основные функции по оказанию медицинской помощи населению. Они представлены на указанных уровнях как больницы многопрофильные, общего профиля и специальные медицинские учреждения (например, инфекционные, туберкулезные, психиатрические, курортные и прочие). ——————————— <2> Указ Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. N 537 «О стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» // СЗ РФ. 2009. N 20. Ст. 2444.

Наряду с осуществлением своих основных функций эти учреждения оказывают содействие в реализации уголовной политики, в защите граждан от преступных посягательств. В рамках нашей статьи мы приведем некоторые последовательные проявления действий региональных и местных органов здравоохранения, которые, по существу, являются закономерными в содействии реализации уголовной политики и понятными с точки зрения закона. Как известно, экипажи скорой помощи и неотложной медицинской помощи оказывают помощь больным по вызову круглосуточно в соответствии с Приказом Минздрава РФ от 26.03.1999 N 100 (с изм. согласно Приказу Минздравсоцразвития РФ от 16.11.2004 N 197) «О совершенствовании организации скорой медицинской помощи населению Российской Федерации» <3>. Среди этих больных нередко оказываются люди, получившие криминальные травмы различной степени тяжести. Основными задачами таких экипажей являются оказание пострадавшим медицинской помощи, направленной на сохранение и поддержание жизненно важных функций организма и доставка их в кратчайшие сроки в стационар для оказания специализированной и наиболее квалифицированной помощи, позволяющей в конечном счете сохранить жизнь потерпевшего. ——————————— <3> Приказ Минздравсоцразвития Российской Федерации от 26 марта 1999 г. N 100 «О совершенствовании организации скорой медицинской помощи населению Российской Федерации».

Если проанализировать эти последовательные действия, то, по существу, они являются проявлением содействия в реализации уголовной политики и защите граждан от преступных посягательств. После оказания своевременной и качественной медицинской помощи уполномоченные сотрудники правоохранительных органов смогут провести с потерпевшим от преступления все необходимые мероприятия, предусмотренные уголовным и уголовно-процессуальным законодательством, и в конечном счете раскрыть совершенное преступное деяние, установить виновное лицо и применить к нему уголовно-правовые меры реализации ответственности за содеянное. Тем самым указанные структурные элементы системы региональных органов здравоохранения совместно с правоохранительными органами участвуют в реализации важнейших уголовно-политических принципов: справедливости и неотвратимости уголовной ответственности и наказания за совершенные преступные деяния. Необходимо отметить, что экипажи скорой и неотложной медицинской помощи оказывают такую помощь и сотрудникам органов внутренних дел (полиции), получившим криминальные травмы при выполнении своих служебных обязанностей по противодействию преступности. Несомненно, защиту сотрудников органов внутренних дел (полиции) от преступных посягательств на основании ведомственных приказов должны осуществлять специальные службы собственной безопасности, но на момент причинения криминальных травм, огнестрельных ранений очень важна именно медицинская помощь, так как довольно часто тяжесть этих травм и ранений граничит между жизнью и смертью сотрудника. Процедура дальнейшего восстановления его здоровья и возвращения в строй также ложится на плечи региональных органов здравоохранения. Надо отметить, что, к сожалению, не в каждом регионе РФ имеются ведомственные медицинские лечебные учреждения, способные оказывать качественное восстановительное лечение. И в данных действиях структурных элементов региональной системы органов здравоохранения прослеживается содействие реализации уголовной политики, сохранению жизни и здоровья сотрудников органов внутренних дел как представителей специализированных субъектов реализации уголовной политики на региональном и местном уровнях. Региональные органы здравоохранения оказывают помощь лицам, освободившимся из мест лишения свободы, больным социально значимыми заболеваниями (туберкулез, алкоголизм, наркомания, расстройства психики, заболевания, передающиеся половым путем, СПИД), — оказание медицинской помощи этому контингенту осуществляется в субъектах Российской Федерации в соответствии с действующим законодательством, ведомственными нормативно-правовыми актами Минздравсоцразвития России и МВД России (федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел). Эти документы направлены на обеспечение прав граждан в получении медицинской помощи, но, к сожалению, они не определяют конкретные формы работы региональных органов здравоохранения с этим контингентом лиц, представляющих угрозу общественному здоровью в регионе. Освобожденные из мест лишения свободы, добровольно обратившиеся в региональные специализированные учреждения здравоохранения, получают на общих основаниях необходимую медицинскую помощь бесплатно, независимо от наличия регистрации по месту жительства или пребывания, что предусматривается территориальными программами по медицинскому страхованию и соответствующими приказами по лекарственному обеспечению граждан. Место и роль региональных органов здравоохранения в ресоциализации лиц, освободившихся из мест лишения свободы, подчеркивается задачами для этих органов, которые обозначены в региональных, городских, районных программах и планах действий по работе с лицами, освобожденными из мест лишения свободы. Так, например, в г. Кемерове администрацией города разработан план действий по работе с лицами, освобожденными из мест лишения свободы, в 2009 — 2011 гг. В этом плане администрацией города обозначены конкретные задачи для местных органов здравоохранения по оказанию социально-медицинской помощи лицам, освободившимся из мест лишения свободы; это проведение регулярных медосмотров граждан, освободившихся из мест лишения свободы, предоставление им медицинской помощи в лечебно-профилактических учреждениях города, организация консультативной, диагностической помощи и лечения в дневном стационаре на базе муниципального учреждения «Центр социальной адаптации населения» и др. Исходя из сказанного, мы можем сделать вывод о том, что региональные и местные органы здравоохранения принимают практическое участие в ресоциализации лиц, освободившихся из мест лишения свободы, как важной составной части реализации уголовной политики на региональном уровне. В соответствии с Законом от 02.07.1992 N 3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» (с изм. на 29.06.2004) <4>, региональные и местные органы здравоохранения в виде психиатрических больниц на основании ст. 13 данного Закона в соответствии с решениями судов осуществляют принудительные меры медицинского характера в отношении лиц, страдающих психическими расстройствами, совершивших общественно опасные деяния по основаниям и в порядке, установленном Уголовным кодексом Российской Федерации и Уголовно-процессуальным кодексом, и помещенных в психиатрический стационар. В эти же учреждения в соответствии со ст. 29 этого же Закона помещаются совершеннолетние лица, страдающие тяжелыми психическими расстройствами, которые по состоянию здоровья не могут сообщить о себе сведений. В процессе проведения лечения таких больных в психиатрическом стационаре, сотрудники правоохранительных органов на основании своих ведомственных документов проводят мероприятия по установлению личности таких больных (оперативными работниками уголовного розыска заводятся дела по установлению личности больного). Указанные меры, применяемые региональными органами здравоохранения, направлены не только на оздоровление населения, но и на противодействие преступности в регионе. ——————————— <4> Федеральный закон от 2 июня 1992 г. N 3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании».

К сожалению, необходимо отметить и возникшие на сегодняшний день сложности по взаимодействию между субъектами реализации уголовной политики на региональном и местном уровнях в получении органами внутренних дел (полиции) от лечебно-профилактических и медицинских учреждений сведений о гражданах, поступивших в эти учреждения с ранениями и телесными повреждениями насильственного характера, либо с ранениями и телесными повреждениями, полученными в результате дорожно-транспортных происшествий. Дело в том, что ранее действовавший совместный межведомственный Приказ Министерства здравоохранения и Министерства внутренних дел Российской Федерации от 09.01.1998 N 4/8 «Об утверждении Инструкции о порядке взаимодействия лечебно-профилактических учреждений и органов внутренних дел Российской Федерации при поступлении (обращении) в лечебно-профилактические учреждения граждан с телесными повреждениями насильственного характера» был отменен Приказом Министерства здравоохранения и социального развития и Министерства внутренних дел Российской Федерации от 12.05.2010 N 352/361, а новый приказ до сегодняшнего дня не издан, хотя правомерность издания такого приказа обусловлена п. 4 ст. 13 Федерального закона от 07.02.2011 «О полиции» <5>, в котором закреплено право полиции в порядке, определяемом МВД России (федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел) и Министерством здравоохранения и социального развития, запрашивать и получать от лечебно-профилактических и медицинских учреждений сведения о гражданах, поступивших в эти учреждения с ранениями и телесными повреждениями насильственного характера либо с ранениями и телесными повреждениями, полученными в результате ДТП. ——————————— <5> Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. N 3 «О полиции».

Мы думаем, что это временная рассогласованность нормативно-правовой базы в период реформирования двух важнейших субъектов специализированного — полиции и субъекта неспециализированного, содействующего реализации уголовной политики, каким является Министерство здравоохранения и социального развития. Все указанные нами в рамках данной статьи действия региональных и местных органов здравоохранения носят профилактический характер. В Республике Башкортостан 16.07.2007 (в редакции от 14.07.2010 N 291-3) был принят Закон N 454-3 «О профилактике правонарушений в Республике Башкортостан» <6>, в котором согласно п. 1 ст. 4 субъектами профилактики правонарушений являются учреждения здравоохранения. Полномочия учреждений здравоохранения республики как субъектов профилактики правонарушений и порядок их взаимодействия с другими субъектами профилактики определяются законодательством Российской Федерации и Республики Башкортостан. Профилактическая деятельность региональных и местных органов здравоохранения в республике осуществляется в формах: ——————————— <6> Закон Республики Башкортостан от 16 июля 2007 г. N 454-3 «О профилактике правонарушений в Республике Башкортостан».

— правового воспитания и обучения населения; — профилактической беседы; — профилактического учета; — социальной адаптации. Аналогичные законы были приняты в г. г. Москве, Санкт-Петербурге, Республике Саха (Якутия), Республике Татарстан, Кировской, Кемеровской областях, в Краснодарском крае и др. Причем в Краснодарском крае как в одном из первых субъектов Федерации 16.07.2008 был принят Закон «О мерах по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», в котором также обозначены место, роль и задачи учреждений здравоохранения края по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Место, роль и задачи региональных и местных органов здравоохранения также находят свое отражение в региональных и местных (на уровне города, района) целевых программах по противодействию преступности, которые имеются практически во всех субъектах Федерации. В данной статье мы преследовали лишь одну цель — обозначить место и роль региональных органов здравоохранения в системе субъектов реализации уголовной политики России.

——————————————————————