Новые меры государственной поддержки правового просвещения в России

(Пантелеев Б. Н.)

(«Российская юстиция», 2011, N 10)

НОВЫЕ МЕРЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ

ПРАВОВОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ В РОССИИ

Б. Н. ПАНТЕЛЕЕВ

Пантелеев Б. Н., кандидат юридических наук, правовой эксперт Общественной палаты РФ.

Статья посвящена вопросам государственной поддержки правового просвещения в современной России.

Ключевые слова: правовое просвещение, государственная поддержка правового просвещения.

Article is devoted to state support of legal education in contemporary Russia.

В России исторически мало внимания уделялось правовым основам мироустройства. Гораздо важнее считались святость власти, традиционные ценности и патриархальные обычаи. Подобное положение вещей сохранялось в нашей стране веками. И этим во многом объясняются те трудноразрешимые проблемы, с которыми сталкивались все модернизаторы нашего государства. Однако в настоящее время ситуация приобретает поистине трагические черты. Дело в уникальности момента, который переживает ныне все человечество. Прогрессивные исследователи уже призывают отбросить традиционную для прошлых веков классификацию истории человечества на первобытное общество, рабовладельческий, феодальный, капиталистический, социалистический строй.

Согласно их логике пора оперировать качественно новыми понятиями нашего века: сырьевое общество, индустриальное общество и информационное (инновационное) общество. Главным критерием такой современной классификации является то, какие именно ценности человечеством ставятся во главу угла и считаются приоритетными. Если сырьевое общество считает самым важным номинальное количество первичных материальных благ, которыми оно располагает и контролирует, то индустриальное общество гордится прежде всего умением качественно перерабатывать это сырье и многократно преумножать стоимость исходных даров природы. Прогресс между этими стадиями развития человечества очевиден, но уже явно недостаточен для соответствия жестким требованиям современности.

В то же время новое информационное общество существует сразу в нескольких измерениях (реальном и виртуальном) и заслуженно гордится своими высокими способностями к созданию не только натуральных, но и сугубо интеллектуальных продуктов. Цена любого интеллектуального продукта, пусть не реализованной пока на практике перспективной идеи, несравнимо более высока по сравнению со стоимостью добываемых из недр самых редких полезных ископаемых и также продуктов их дальнейшей переработки. Самое главное заключается в том, что если на страже сырьевых запасов можно поставить часового с ружьем, то интеллектуальную собственность можно сохранить и преумножить только силой эффективно работающей судебно-правовой системы.

В связи с этими новыми подходами современные специалисты по человеческим ресурсам крупнейших передовых фирм теперь оценивают личность каждого кандидата при приеме на работу принципиально по-новому: не по тому, какую тяжесть он может поднять и перенести на другое место, и даже не по тому, какую сложную деталь он может вытачать на новейшем станке, а по тому, какие идеи и предложения по качественному улучшению процесса производства потенциальный творец может генерировать на постоянной основе. Таковы новые требования к интеллектуальной элите, к которой относятся и правоведы. Действительно, такой подход вполне оправдан и с чисто меркантильных соображений. Сегодня один гениальный ученый, если его вовремя заметить и создать надлежащие условия для плодотворного процесса, может создать новый высокотехнологичный продукт, стоимость которого будет превышать размеры государственных бюджетов некоторых стран.

На основе даже самого общего изучения реального положения дел можно сделать вывод, что в мире сегодня одновременно существуют страны всех трех видов, и в ближайшей перспективе конкурировать на равных между собою они практически не смогут. Те народы и государства, которые не захотят или не сумеют своевременно вступить в действительно элитный клуб постиндустриального информационного мира, обречены на прозябание и регресс. Такова объективная реальность, которую нужно знать и с которой необходимо считаться. К сожалению, этот принципиальный вызов нового времени не осознан в достаточной степени широкими массами, да и некоторыми руководителями, претендующими на лидерство по старинке.

Главная проблема для построения нового информационного общества — это отсутствие или уязвимость системы судебно-правовой охраны интеллектуальной собственности, а то и просто неуважительное отношение к людям интеллектуального труда, еще характерное пока, к сожалению, для многих мало цивилизованных стран и народов.

Трагедия всего нашего общества заключается в том, что мы часто не знаем и не воспринимаем законы нашей страны и тем более международные правовые стандарты как проявление требования времени и подлинной справедливости и не желаем добровольно следовать им. Иногда демонстративное игнорирование и даже нарушение законов, особенно в отношении «яйцеголовых умников», одобрительно воспринимаются населением как акт героизма. В результате между правосознанием и правоприменением существует реальная и все возрастающая пропасть.

Недостаточная правовая информированность населения, пассивность в этом вопросе самих судей, интеллектуальной элиты и должностных лиц государства, невысокий уровень их собственной правовой культуры, отсутствие или неэффективность каналов качественной передачи информации во многих случаях служат причиной грубых нарушений закона, ущемления прав и свобод граждан.

Поэтому именно правовое просвещение населения и повышение уровня общей правовой культуры являются безусловным залогом повышения качества законодательства и правосудия, а значит, и качества жизни каждого человека.

Сегодня особо остро встал вопрос о возрождении на новом уровне комплексной системы правового просвещения российских граждан. По данным последних социологических опросов, 60% населения остро не хватает не только информации о принимаемых в стране законах и их разъяснении, но и элементарной справочной информации о местонахождении судебных, законодательных и исполнительных органов, способов обращения в них, получения консультаций. Если сам факт необходимости усиления работы в области правовой пропаганды не вызывает сомнения, то вопрос о том, каким образом наиболее масштабно и комплексно решить эту проблему, до сих пор остается открытым, поиск наиболее эффективных форм реализации этого благого начинания продолжается.

По мере возникновения и развития в России институтов гражданского общества все более остро на практике встает вопрос о взаимодействии правоохранительных органов и судов с представителями прессы, творческих и неправительственных некоммерческих организаций. Проведенные в этом направлении специальные исследования продемонстрировали парадоксальную ситуацию: при объективной необходимости и очевидной взаимной выгодности налаживания конструктивных связей на практике вместо делового сотрудничества повсеместно возникают конфликтные ситуации, явно не способствующие повышению престижа правоохранительных органов и судебной системы.

Так, все чаще происходящие в России явления самосуда, к сожалению, находят оправдание и даже поддержку в общественном мнении, которое все больше не верит в торжество права, справедливости следствия, государственного обвинения, качество правосудия и неотвратимость наказания. Ярким примером стала типичная, увы, по сообщениям СМИ, история, произошедшая в 2006 году в селе Краснополье Свердловской области, когда жители уральского села, не дождавшись надлежащего правосудия, самостоятельно выследили, неформально осудили и казнили двух правонарушителей. Причем к этому преступлению, как выяснилось при дальнейшем расследовании, оказалась причастна едва ли не половина мужского населения села. Другая половина вполне сочувствовала народным мстителям.

Алгоритм действий «ворошиловского стрелка» из широко известного одноименного фильма Станислава Говорухина становится, к сожалению, привычной нормой жизни озлобленных людей, отчаявшихся найти справедливость в официальных правоохранительных структурах. Особую опасность для всего цивилизованного общества, на наш взгляд, представляет недавно окончательно сформировавшийся и ярко проявившийся в последние годы «синдром Виталия Калоева». Долговременные последствия отсутствия энергичной надлежащей официальной оценки поступка этого «настоящего человека» (так его неоднократно называли публично в ходе массового чествования при возвращении на родину) просто ужасны. Теперь никто из обвиняемых по аналогичным резонансным делам уже не может быть уверен, что просто доживет до судебного разбирательства. И Рунет уже полон сообщений о том, как стихия самосудов творит псевдосправедливость в самых разных регионах нашей страны.

В связи с практически повсеместным введением в Российской Федерации судов присяжных эта проблема становится еще более острой. Известно, что вновь созданные суды из представителей самых широких слоев населения, отобранных случайным образом, нередко выносят в России самые непредсказуемые вердикты. По аналогии с давно известным феноменом «протестного голосования» некоторые эксперты предлагают называть подобные странные вердикты проявлением «протестного правосудия». Однако дело не в вариантах терминологии, а в том, что по существу очевидно неправосудные решения скамьи присяжных дискредитируют саму идею проводимой в стране судебной реформы. В результате уже появились высказывания о необходимости сократить перечень дел, подсудных суду присяжных, а то и совсем отменить эту форму осуществления правосудия. Действительно, если человек не считает зазорным украсть у соседа понравившуюся ему вещь, то как он сможет понять переживания писателя, пострадавшего от плагиата?

Проблема, видимо, заключается совершенно в другом. Необходимо не свертывать пока еще неустойчивые демократические формы осуществления правосудия, а срочно обратить самое серьезное внимание на коренное повышение общего уровня правосознания населения во всех регионах страны.

Построение правового демократического государства и эффективное решение задач обновления всех сфер жизнедеятельности общества выдвигают в числе кардинальных проблему повсеместного установления и эффективного поддержания реальных правовых связей между гражданином и государственными институтами, между общественностью и органами власти, которая рассматривается как неотъемлемая часть процесса расширения демократии, свободы слова, самоуправления народа.

Бесспорно, что правовые знания, своевременная и достоверная информация о роли суда и деятельности правоохранительных органов по защите интеллектуальной сегодня необходимы всем. Низкая правовая грамотность и неполная информированность населения обоснованно расцениваются сегодня как потенциальная угроза безопасности страны, поскольку препятствуют эффективному использованию правовых средств для компетентного комплексного участия в управлении государственными и общественными делами. В особенно ярких и недопустимых формах это проявляется в тех случаях, когда лица с низким уровнем правосознания и правовой культуры допускаются к осуществлению правосудия, например, в качестве присяжных заседателей. Нередко такие случайные «судьи из народа» руководствуются даже не корыстными мотивами, а синдромом «калифа на час», жаждой самоутверждения и мести за ранее нанесенные подлинные или мнимые обиды со стороны органов власти. Самое странное, что нередко они даже не задумываются об отдаленных последствиях своего участия в судебном процессе, но получают большое удовольствие от явной растерянности и беспомощности профессиональных судей и прокуроров как реакции на их неадекватные вердикты. Таковы печальные последствия правового нигилизма, широко распространившегося, к сожалению, в настоящее время на значительной части территории бывшего СССР.

Правовая информированность и правовая культура, напротив, способствуют добросовестному осуществлению юридических обязанностей, реальному воплощению законодательных актов в практические дела и поступки людей. Наличие эффективно работающих в двустороннем режиме связи «каналов трансляции» дает возможность компетентно судить обо всех процессах и явлениях правовой жизни, воспитывает уважение к закону и людям, его олицетворяющим, содействует утверждению в общественной жизни социальной справедливости, искоренению бюрократизма, формирует правовую культуру и обеспечивает гражданскую активность личности. Чтобы граждане были в состоянии иметь точку зрения в общественных делах, они должны иметь доступ к информации. Это является предпосылкой для того, чтобы граждане испытывали интерес к проблемам общества и чувствовали ответственность за их решение.

Очевидно, что нельзя точно выполнить требования норм права, не зная их содержания. Однако даже некоторые судьи, призванные ежедневно решать человеческие судьбы, и многие правоохранители, стоящие на переднем крае борьбы с преступностью, обязанные по своей сути обладать высоким профессиональным уровнем культуры, на самом деле узко ведомственно, местнически трактуют понятие законности, подвержены различным видам деформации правового сознания (например, страх перед гласностью процедуры и результатов своей работы). По личному опыту работы судьей помню, что бывалые судьи напутствовали новичков очень специфически. Так, они с гордостью утверждали, например, что считать себя настоящим судьей может только тот, кто знает не менее десяти способов внешне пристойного отказа в приеме искового заявления.

Сегодня судебные и правоохранительные органы стали активно разрабатывать новые принципы своего участия в информационных обменах. Во главу угла, как правило, ставится сбалансированный подход, позволяющий учесть и интересы общества, и гарантии качественного решения собственно ведомственных вопросов. Постепенно понятие «пропаганда правовых знаний» перестает быть нарицательным, и ему возвращается его забытый, к сожалению, позитивный смысл. Транспарентность деятельности правоприменителей воспринимается сегодня как залог сдерживания коррупционных проявлений.

Исследования показывают, что сегодня многие общественные объединения и СМИ в России не только провозглашают, но и фактически занимают конструктивную позицию всемерного содействия правоохранительным органам, прокуратуре и суду в укреплении законности. В случае если контактирующие стороны находят общее понимание целей и методов взаимодействия, не пытаются скрывать или подменять цели сотрудничества и диктовать друг другу неприемлемые условия, а сотрудничают в режиме диалога, то эффективность работы неизмеримо возрастает.

Как следует из результатов социологических опросов, большинство судей и прокурорских работников искренне считают своим главным назначением защиту прав и свобод граждан, оказание помощи наименее защищенным слоям населения и восстановление социальной справедливости. Респонденты признают, что для того, чтобы такая работа была результативной и люди чувствовали себя защищенными от преступных посягательств и произвола чиновников, необходима активная повседневная поддержка усилий суда и прокуратуры самыми широкими кругами общественности.

Достигнуть существенных успехов в формировании позитивного общественного мнения о правоохранительных органах и судебной системе, а также повысить правовую культуру населения можно лишь на системной основе путем распространения полноценной, объективной и оперативной правовой информации. Для этого необходимо, на наш взгляд, всемерно поддержать конструктивную идею разработки и принятия Президентом РФ Дмитрием Медведевым Основ государственной политики России в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан, утвержденных 4 мая 2011 г.

Основы государственной политики направлены на формирование высокого уровня правовой культуры населения, традиции безусловного уважения к закону, правопорядку и суду, добропорядочности и добросовестности. Основы государственной политики РФ устанавливают конкретные механизмы утверждения преобладающей модели социального поведения, а также направлены на преодоление правового нигилизма в обществе, который препятствует развитию России как современного цивилизованного государства, говорится в документе.

Кроме того, государство должно создавать условия, обеспечивающие развитие правовой грамотности и правосознания граждан. Власти страны должны информировать население о способах защиты его прав, а также предоставить гражданам России свободный доступ к квалифицированной юридической помощи. Государство также обязано разъяснять жителям РФ их обязанности, правила общежития и уважения законных интересов других лиц независимо от расы, национальности, языка, отношения к религии, убеждений и других обстоятельств.

Реализация этих благородных идей возможна только при поддержке широкой общественности и специализированных просветительских структур. Наряду с известным и авторитетным Международным фондом «Знание» с 2006 года эффективно работает не только в столице, но и во многих регионах России Агентство правовой информации «Человек и закон». Эта некоммерческая организация опирается на многолетний опыт работы квалифицированных сотрудников журнала «Человек и закон» в сфере правового просвещения, на обширные деловые контакты среди судебных, правоохранительных и налоговых органов Российской Федерации и специализирующихся по этим тематикам СМИ.

Основными целями этого социально значимого проекта стали повышение информированности граждан и организаций о функционировании правоохранительной и судебной систем, распространение информации о позитивных изменениях, происходящих в сфере правосудия, повышение доверия граждан и организаций к их представителям.

Приоритетным направлением деятельности АПИ считается расширение круга журналистов, профессионально и позитивно пишущих о работе судов и правоохранительных органов для создания специализированного пула судебных репортеров. Для повышения их квалификации предусмотрено проведение регулярных круглых столов, семинаров и конкурсов профессионального мастерства.

Многие из участников этих мероприятия с интересом впервые узнают об истории судебной системы, порядке регламентации статуса судей, мерах по защите государством свидетелей и потерпевших, о деятельности Европейского суда по правам человека.

Сегодня на повестку дня встает новый вопрос. Важно так организовать общественный контроль за правоохранительной сферой, чтобы все усилия на информатизацию и транспарентность правосудия дали свои практические результаты, существенно повлияли на снижение уровня коррупции и пресечение волокиты.

Только кропотливая длительная работа по правовому просвещению населения позволит нашей стране решить актуальные вопросы подъема экономики и гармонизации общественных отношений. Судьи, прокуроры и адвокаты, другие работники правоохранительных органов и журналисты заинтересованы в реализации этих благородных целей не меньше других граждан, поэтому они не могут оставаться в стороне от общего дела.

——————————————————————