Об условиях реализации полицией установленных полномочий

(Комлев В. Н.)

(«Административное право и процесс», 2011, N 11)

ОБ УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ПОЛИЦИЕЙ УСТАНОВЛЕННЫХ ПОЛНОМОЧИЙ

В. Н. КОМЛЕВ

Комлев Виталий Николаевич, заместитель генерального директора ООО «Ключ-консалтинг».

Правомочия, которыми полиция наделяется нормативными предписаниями Федерального закона «О полиции», могут применяться только при соблюдении соответствующих условий. Законодательно установленные условия применения полицией своих полномочий не только формируют границы правового поля, в пределах которого полицейские могут реализовать свои права и обязанности, но и служат своеобразными индикаторами определения противоправности действий полиции при осуществлении гражданского контроля.

Ключевые слова: полиция, полномочия полиции, гражданский контроль, нормативные предписания, законодательные акты.

On conditions of realization by police of the established powers

V. N. Komlev

Legal powers with which the police are endued by normative instructions of Federal law «On Police» can be applied only in case of observation of relevant conditions. Legislatively established conditions of application by police of its powers do not only form the borders of legal field within the limits of which the policemen can realize their rights and obligations but also serve specific indicators of determination of illegality of actions of police in effectuation of civil control.

Key words: police, powers of police, civil control, normative instructions, legislative acts.

С 1 марта 2011 г. — со дня вступления в силу Федерального закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ «О полиции» — начал свой отсчет практический этап реформирования милиции в полицию. Работа, которая долго и напряженно велась по подготовке законопроекта, активное его обсуждение с участием широких слоев общественности, профессиональных структур, ученых, правоведов и правозащитников, действующих сотрудников милиции и ветеранов органов внутренних дел, завершена — законодательный акт вступил в силу и занял свое место в системе федерального законодательства.

В настоящем исследовании мы не будем останавливаться на том, в какой мере существующая редакция Федерального закона отвечает нашим ожиданиям и ожиданиям других участников общественного обсуждения его правовых норм. Федеральный закон «О полиции», как уже отмечалось, является частью современного правового пространства Российской Федерации, это уже реальность, которую необходимо воспринимать такой, какая она есть. В то же время в настоящем исследовании мы не будем углубляться в содержание его правовых новелл и тем более — в силу незначительного временного периода применения его нормативных предписаний — не будем анализировать правоприменительную практику. Целью настоящего исследования является описание отдельных проблемных вопросов взаимоотношений полиции, действующей в рамках сформированного правового поля, с хозяйствующими субъектами, организациями и их должностными лицами.

Рассматриваемый законодательный акт, определяя обязанности и права полиции и устанавливая иные правомочия полиции в отношении граждан, организаций и их должностных лиц, содержит стройную и широко развернутую систему законодательно установленных условий применения сотрудниками полиции своих полномочий. Изучение нормативных предписаний Федерального закона «О полиции» позволяет сделать однозначный вывод, что практически все полномочия полиции законодательно не только в достаточной степени установлены и детально прописаны, но и ограничены конкретными условиями, при соблюдении которых полиция правомочна их реализовывать.

Анализ условий реализации полицией своих полномочий позволяет выделить несколько наиболее характерных их групп.

К первой группе условий целесообразно отнести условия реализации полицией своих полномочий, реализуемых в соответствии с нормативными предписаниями законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации. Речь идет как о правомочиях полиции, реализуемых в соответствии с рассматриваемым Федеральным законом, так и о правомочиях, реализуемых в соответствии с иными конкретно названными законодательными актами: Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации, Уголовно-исполнительным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 12.08.1995 N 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности». К этой же группе следует отнести и правомочия, условиями реализации которых являются нормативные предписания законодательных актов, объединенных одним предметом правового регулирования: законодательства о безопасности дорожного движения, законодательства в области частной детективной (сыскной) и охранной деятельности и др. Полагаем, что помимо названных к этой же группе возможно отнести установление условий реализации полицией своих правомочий, определенных нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, изданными в соответствии с ФЗ «О полиции».

Напротив, ко второй группе условий представляется возможным, по нашему мнению, отнести условия осуществления полицией своих законодательно установленных правомочий, связанные с ограничениями, установленными действующим законодательством Российской Федерации. Другими словами, речь идет о возможности реализацией полицией своих полномочий во всех случаях, если только действующим законодательством не установлено иное.

Отдельные условия представляется возможным объединить по признакам определения статуса полицейских и, если можно так выразиться, его статусным полномочиям. К таковым можно, например, отнести такие условия реализации полицейскими своих полномочий, как предъявление служебного удостоверения, реализации специальных полномочий, осуществляемых на объектах, охраняемых полицией, а равным образом полномочий по видам деятельности, в отношении которых полиция в соответствии с федеральным законодательством осуществляет свои контрольные и надзорные функции.

Особого внимания, на наш взгляд, заслуживают законодательно прописанные условия, которые позволяют полиции реализовывать свои полномочия, связанные с изъятием вещей, предметов и иных материальных ценностей или ограничением их свободного использования. Изучение положений рассматриваемого законодательного акта позволяет в этом случае вести речь о таких условиях, как наличие признаков подделки, отсутствие необходимого специального разрешения, использование вещей и предметов, имущества или транспортных средств в противоправных целях, нахождение их в розыске, наличие нормативно установленных ограничений по их перевозке (ввозу, вывозу) или истребование образцов и каталогов продукции, технической и технологической документации и других информационных материалов, необходимых для производства экспертиз. К этой же группе условий представляется возможным отнести и условия, наличие которых позволяет полиции применять свои властные полномочия в отношении средств связи и транспортных средств, принадлежащих гражданам и организациям. В соответствии с рассматриваемым Федеральным законом полиция реализует свои полномочия в данной сфере при наличии следующих условий:

— в случаях, не терпящих отлагательства;

— для доставления в медицинские организации граждан, нуждающихся в срочной медицинской помощи;

— для отбуксировки с места дорожно-транспортного происшествия поврежденных транспортных средств;

— для проезда к месту совершения преступления, административного правонарушения, к месту происшествия;

— для размещения информации в целях установления обстоятельств совершения преступлений, лиц, их совершивших, а также для розыска лиц, скрывшихся от органов дознания, предварительного следствия или суда, и лиц, пропавших без вести.

Весьма значительную группу условий составляют те, которые самым непосредственным образом связаны с реализуемыми полицейскими правоохранительными функциями. Речь в данном случае идет, в частности, об условиях, при наличии которых возникают возможности реализации полицией полномочий:

— в случае обращения к нему гражданина с заявлением о преступлении, об административном правонарушении, о происшествии;

— при наличии признаков подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, в случае выявления преступления, административного правонарушения, происшествия;

— в связи с проверкой зарегистрированных в установленном порядке заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях, разрешение которых отнесено к компетенции полиции;

— в случае принятия мер по предотвращению и (или) пресечению преступления, административного правонарушения;

— при выявлении и пресечении налоговых преступлений;

— по расследуемым уголовным делам и находящимся в производстве делам об административных правонарушениях;

— для преследования лиц, совершивших преступления или подозреваемых в их совершении;

— в случае принятия мер по задержанию лиц, подозреваемых в совершении преступлений и административных правонарушений;

— в случае принятия мер по охране места совершения преступления, административного правонарушения, места происшествия;

— в случаях, если это необходимо для проведения следственных действий, оперативно-розыскных мероприятий, документирования обстоятельств совершения преступления, административного правонарушения, обстоятельств происшествия, для сохранения следов преступления, административного правонарушения, происшествия и ряда других.

Таким образом, практически каждая норма рассматриваемого Федерального закона, устанавливающая полномочия полиции, непременно предполагает наличие тех или иных условий реализации данных полномочий, что при совокупном их рассмотрении, с одной стороны, формирует стройную правовую систему, с другой — создает определенные гарантии деятельности полиции строго в рамках закона и служит, образно говоря, своеобразной защитой граждан и должностных лиц от незаконных действий полиции.

Рассмотрим в качестве примера нормативное закрепление условий реализации полицией своих законодательно установленных полномочий на примере деятельности полиции по проведению досмотра. Изучение нормативных предписаний рассматриваемого законодательного акта позволяет установить, что полиция имеет право производить досмотр граждан, досмотр находящихся при них вещей, а также досмотр их транспортных средств при наличии двух непременных и законодательно закрепленных условий:

— во-первых, в случаях, установленных ФЗ «О полиции»;

— во-вторых, в порядке, установленном законодательством об административных правонарушениях.

Первая группа условий, связанная со случаями, установленными Федеральным законом «О полиции», весьма немногочисленна и конкретна. В частности, законодательно установлено, что полиция имеет право производить досмотр граждан, досмотр находящихся при них вещей, а также досмотр их транспортных средств:

— при наличии данных о том, что эти граждане имеют при себе оружие, боеприпасы, патроны к оружию, взрывчатые вещества, взрывные устройства, наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры либо ядовитые или радиоактивные вещества;

— в целях изъятия вещей и предметов, запрещенных для перевозки транспортными средствами на железнодорожном, водном или воздушном транспорте;

— при осуществлении контроля за обеспечением авиационной безопасности в области гражданской авиации;

— при въезде на объекты, охраняемые полицией, и выезде с охраняемых объектов;

— при применении в отношении лица меры государственного принуждения в виде задержания.

По нашему мнению, в рассматриваемом контексте было бы уместно упомянуть еще об одном случае, определенном Федеральным законом «О полиции», а именно «перед водворением задержанного лица в специально отведенные для этого помещения и после окончания срока задержания», но применительно к данному случаю законодатель требует проведения осмотра граждан, а не применения в отношении указанной категории граждан административно-процессуального действия в виде «досмотра».

Что касается второй группы условий, связанных с предписанием о проведении досмотра в соответствии с требованиями законодательства об административных правонарушениях, то здесь, по нашему мнению, в первую очередь необходимо обратить внимание на то, что досмотр административным законодательством рассматривается в качестве меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении. Следовательно, досмотр является официальным административно-процессуальным действием, детально регламентированным административным законодательством. В частности, нормативно закреплены общие правила проведения досмотра:

— личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице, досмотр транспортного средства являются обследованием вещей, проводимым без нарушения их конструктивной целостности;

— личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице, досмотр транспортного средства осуществляются в случае необходимости в целях обнаружения орудий совершения либо предметов административного правонарушения;

— личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице, досмотр транспортного средства осуществляются должностными лицами, указанными в ст. 27.2, 27.3 КоАП (т. е. лицами, осуществляющими доставление и (или) административное задержание);

— личный досмотр производится лицом одного пола с досматриваемым в присутствии двух понятых того же пола;

— досмотр вещей, находящихся при физическом лице (ручной клади, багажа, орудий охоты и рыболовства, добытой продукции и иных предметов), досмотр транспортного средства осуществляются уполномоченными на то должностными лицами в присутствии двух понятых;

— личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице, могут быть осуществлены без понятых лишь в исключительных случаях при наличии достаточных оснований полагать, что при физическом лице находятся оружие или иные предметы, используемые в качестве оружия;

— досмотр транспортного средства осуществляется в присутствии лица, во владении которого оно находится; в случаях, не терпящих отлагательства, досмотр транспортного средства может быть осуществлен в отсутствие указанного лица;

— при проведении досмотра в случае необходимости могут применяться фото — и киносъемка, видеозапись, иные установленные способы фиксации вещественных доказательств;

— о личном досмотре, досмотре вещей, находящихся при физическом лице, досмотре транспортного средства составляется протокол либо делается соответствующая запись в протоколе о доставлении или в протоколе об административном задержании;

— изъятие вещей, явившихся орудиями совершения или предметами административного правонарушения, и документов, имеющих значение доказательств по делу об административном правонарушении и обнаруженных при осуществлении личного досмотра, досмотра вещей, находящихся при физическом лице, и досмотра транспортного средства, осуществляется в присутствии двух понятых лицами, указанными в ст. 27.2, 27.3, 28.3 КоАП (т. е. лицами, осуществляющими доставление, административное задержание, и (или) должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях);

— об изъятии вещей и документов составляется протокол либо делается соответствующая запись в протоколе о доставлении, в протоколе осмотра места совершения административного правонарушения или в протоколе об административном задержании.

Таким образом, представленное выше свидетельствует, что законодательно установленное правомочие полиции по проведению досмотра граждан, досмотра находящихся при них вещей и досмотра транспортных средств неразрывно сопряжено с условиями реализации данного права, как ситуативными, так и процессуальными. Аналогичный подход законодатель использует и в отношении иных правомочий полиции, установленных рассматриваемым Федеральным законом.

——————————————————————