К вопросу о стратегических мерах государственной политики по предупреждению наркотизма несовершеннолетних и связанных с ним преступлений

(Чирков Д. К.) («Наркоконтроль», 2011, N 4)

К ВОПРОСУ О СТРАТЕГИЧЕСКИХ МЕРАХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ НАРКОТИЗМА НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ И СВЯЗАННЫХ С НИМ ПРЕСТУПЛЕНИЙ <*>, <1>

Д. К. ЧИРКОВ

——————————— <*> Chirkov D. K. On the Issue of Strategic Measures of State Policy with Regard to Prevention of Narcotism of Minors and Related Crimes. <1> Под выражением «связанных с ним преступлений» автор предлагает рассматривать преступления, совершенные или совершаемые несовершеннолетними в состоянии наркотического опьянения.

Чирков Д. К., старший научный сотрудник НИИ Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации (г. Москва), кандидат юридических наук, доцент.

Статья посвящена стратегическим мерам государственной политики по предупреждению наркотизма, в том числе несовершеннолетних, и связанных с ним преступлений. В ней рассматриваются основные направления антинаркотической государственной политики, обосновывается необходимость введения принудительного лечения от наркомании.

Ключевые слова: государственная антинаркотическая политика, предупреждение наркотизма, наркобизнес, наркоманийная преступность, принудительное лечение лиц, больных наркоманией, виктимологическая профилактика.

The article is devoted to strategic measures of state policy with regard to prevention of narcotism including minors and related crimes. The article considers basic directions of anti-narcotic state policy, substantiates the necessity of introduction of compulsory treatment of narcotic addiction.

Key words: state anti-narcotic policy, prevention of narcotism, drug industry, narcotic crimes, compulsory treatment of drug addicts, victimiological prevention.

Среди проблем, стоящих перед российским обществом, на одно из первых мест выходит проблема наркомании как глобальной угрозы национальной безопасности. Масштабы распространения наркомании в России таковы, что ставят под вопрос физическое и духовное здоровье молодежи и будущее значительной ее части, а также социальную стабильность российского общества в ближайшей перспективе. В настоящее время отмечается самый активный рост наркотизации несовершеннолетних, в том числе и «наркоманийной преступности». Наркобизнес расширяет свои границы и увеличивает объем поставок наркотических средств в различные регионы России. Ситуация наркотизации и «наркоманийной преступности» в сегодняшней России, на наш взгляд, полностью повторяет кризисный период в истории США 70-х годов XX в., связанный с массовым распространением наркомании. Попадая в наркотическую зависимость при постоянно растущих ценах на наркотики, наркоман пребывает в состоянии повышенной готовности совершить любое преступление (от кражи до убийства). При этом имеются существенные различия между обычным и связанным с наркотиками преступлением. Преступник, не являющийся наркоманом, совершает корыстные либо корыстно-насильственные преступления для того, чтобы использовать добытые материальные ценности в качестве средства обогащения или ведения праздного образа жизни. И наоборот, для наркомана добытые преступным путем материальные ценности служат средством приобретения наркотиков. Если при совершении любого преступления лицо, не употребляющее наркотики, ищет пути облегчения совершения преступлений, то наркоман, находясь в состоянии наркотического опьянения, таких путей, облегчающих совершение преступления, не ищет и не желает искать. При совершении грабежа он, ощутив «преграду» его незаконным действиям, может пойти на самые крайние меры, вплоть до убийства, чтобы устранить препятствие, находящееся на его пути. При опросе 250 несовершеннолетних наркоманов в Тюмени и Сургуте около 50% признались, что во время «ломок» за дозу (либо за крупную сумму денег) они смогли бы совершить даже убийство, 20% опрошенных смогли бы совершить любое другое преступление, но не убийство, 30% затруднились ответить на поставленный вопрос <2>. Поэтому наркоман, находясь в состоянии наркотического опьянения, является не только непредсказуемым, но и, кроме того, может использоваться в качестве «безотказного исполнителя» для совершения тяжких насильственных преступлений. ——————————— <2> Чирков Д. К. Предупреждение преступлений, совершаемых несовершеннолетними в состоянии наркотического опьянения с проявлением жестокости. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Академия экономической безопасности МВД России, 2009. С. 4 — 8.

На наш взгляд, государственная политика в сфере антинаркотической пропаганды должна быть в первую очередь нацелена на создание мощной и эффективной системы воспитательного процесса, т. е. воспитательной работы в подростковой среде. Для сокращения наркотизма несовершеннолетних и связанных с ним преступлений (далее по тексту — НСП), государственную политику, по нашему мнению, следует реализовывать по следующим направлениям: 1) решение комплексных социально-правовых задач, к которым относятся проблемы досуга несовершеннолетних и молодежи; формирование ценностных ориентаций, психологической устойчивости; формирование правовой культуры; 2) принятие общефедеральной целевой программы по антинаркотической пропаганде среди населения; 3) создание центров социальной помощи для лиц, потребляющих наркотики без назначения врача, с функциями оказания медицинской и психологической помощи наркоманам (создание реабилитационных центров для наркоманов), а также совершенствование уголовно-исполнительных мер в отношении осужденных наркоманов; 4) совершенствование уголовно-правовых мер по борьбе с наркобизнесом и незаконным оборотом наркотических средств; 5) виктимологическая профилактика. Что касается первого направления государственной политики, то, как представляется, необходимо организовать досуг несовершеннолетних, что является одной из серьезных проблем в борьбе с НСП. Решив ее, удастся отчасти снизить рост наркомании. Также не следует забывать о роли правовой культуры в профилактике наркотизма и связанных с ним рассматриваемых автором преступлений. Отсюда следует вывод, что профилактику наркомании и борьбу с наркобизнесом нельзя рассматривать в отрыве от правовой культуры, основывающейся на безусловном уважении к праву, превращении требований права во внутреннюю убежденность человека <3>. Формирование правовой культуры, как указывают некоторые авторы <4>, достигается посредством нравственно-правового воспитания, которое в настоящее время является одной из форм воспитания, отличающейся особенностью целей, содержанием, и методами работы. По мнению О. Г. Шапиевой, важнейший вклад в процесс совершенствования нравственно-правового образования и воспитания личности должны внести прежде всего учебные заведения, трудовые коллективы, которым необходимо стать настоящими проводниками, распространителями правовых знаний, главными агентами правового воспитания <5>. В этой связи К. Е. Игошев, В. С. Устинов отмечают особую значимость таких педагогических мер индивидуального предупреждения преступлений, как воспитание в коллективе и через коллектив, умелое сочетание убеждения и принуждения, целенаправленность и непрерывность воспитательного процесса, преемственность и систематичность воспитательных мероприятий, индивидуальный подход <6>. ——————————— <3> См.: Грачев В. С. Правовая культура как субъективный фактор реализации права: Автореф. дис. … к. ю.н. СПб., 1996. С. 16 — 18. <4> Галимов М. М., Мураметов О. Ф. Правовое воспитание трудящихся. М., 1968. С. 76; Ленин В. И. Полное собр. соч. Т. 44. С. 422. <5> См.: Шапиева О. Г. Проблема нравственно-правовой социализации личности: концептуальной и практические аспекты. СПб., 1996. С. 95 — 96. <6> См.: Игошев К. Е., Устинов В. С. Введение в курс профилактики правонарушений. Горький, 1977. С. 46.

Основная задача антинаркотической пропаганды среди подрастающего поколения сводится к воспитанию высоконравственной личности, которой не может даже прийти мысль о том, что можно получить удовольствие искусственным путем (различными наркотическими средствами и психотропными веществами). Второе направление государственной политики заключается в принятии общефедеральной программы для проведения всеобщей (массовой) антинаркотической пропаганды среди населения. Антинаркотическая пропаганда, пропаганда здорового образа жизни должна реализовываться в полном объеме всеми субъектами профилактики (государственными органами, учреждениями, общественными объединениями, организациями и др.) в тесном взаимодействии со средствами массовой информации. Для наиболее эффективной профилактической деятельности по предупреждению НСП необходимо на федеральном (государственном) уровне признать проблему наркомании как общенациональное бедствие. Например, на заседании Совета Федерации в марте 1999 г. губернатор Омской области Л. К. Полежаев заявил: «Из кризиса рано или поздно выйдем. Но зачем это все будет нужно, если потеряем здоровье нации… бесконечные дискуссии и раздоры между политическими силами следует отложить там, где речь идет о спасении нации от наркогеноцида. Борьба с общим врагом — наркотизацией страны — вот лучшая платформа для достижения политического согласия» <7>. ——————————— <7> России угрожает наркотический Чернобыль // Известия. 26.03.1999. С. 6.

Полностью поддерживая приведенное высказывание о том, что проблема наркотизма является общенациональным бедствием, следует признать, что первостепенной задачей, которая стоит перед государством, является спасение нации от наркогеноцида. Для этого государство должно принять все возможные меры по профилактике наркотизма, выработать долгосрочную программу антинаркотической пропаганды, пропаганды здорового образа жизни среди населения России. Отсюда следует, что, во-первых, для наиболее эффективной работы по предупреждению наркотизма и преступлений, связанных с ним, необходима финансовая поддержка со стороны государства. Во-вторых, государственные и частные СМИ должны уделять особое внимание антинаркотической пропаганде, в частности пропаганде здорового образа жизни. В-третьих, антинаркотическая пропаганда, пропаганда здорового образа жизни должна проводиться с детского сада, продолжаться в школе, в высших учебных заведениях, на работе — где бы ни находился несовершеннолетний (человек). Данная программа носит долгосрочный характер, рассчитана на получение результата как минимум через 15 — 20 лет, и в этом плане является программой третьего тысячелетия в России, которая позволит резко снизить рост НСП. Сегодня приходится констатировать тот факт, что в Законах Российской Федерации «О средствах массовой информации», «О наркотических средствах и психотропных веществах» и в других нормативных документах не предусматривается бесплатное время в средствах массовой информации для программ антинаркотической направленности. Целесообразно на законодательном уровне предусмотреть бесплатное время как в государственных, так и в частных СМИ для проведения передач антинаркотической пропаганды и здорового образа жизни. Третье направление заключается в создании центров социальной помощи для лиц, потребляющих наркотики без назначения врача, с функциями оказания медицинской и психологической помощи наркоманам (создание реабилитационных центров для наркоманов), а также в совершенствовании уголовно-исполнительных мер в отношении осужденных наркоманов. Среди мер борьбы с наркотизмом несовершеннолетних следовало бы выделить меры, связанные с оказанием наркологической помощи, особенно в принудительном порядке. К примеру, в США первым законодательно назначение наркоманам принудительного лечения ввел Федеральный закон о реабилитации наркоманов 1966 г., установивший программу исследования на федеральном уровне. В целях регламентации обращения с наркоманами и придания единообразия законам штатов в 1970 г. был принят единообразный Закон о лечении и реабилитации лиц, страдающих наркотической зависимостью. Целью Закона явилось приспособление системы уголовной юстиции к задачам лечения. Данный Закон предусмотрел назначение принудительного лечения в качестве альтернативы уголовному наказанию. Исключение составляют наркоманы, совершившие насильственные преступления, — они приговариваются к тюремному заключению и отбывают наказание в службах лечения, находящихся на территории исправительного учреждения. Во Франции принудительное лечение осуществляется после решения суда в условиях диспансера или в центре перевоспитания. В Японии существует практика отсрочки исполнения наказания в виде лишения свободы наркоманам. Этот зарубежный опыт может быть успешно реализован в Российской Федерации, что, несомненно, будет способствовать уменьшению наркотизации и связанных с ней преступлений, совершенных несовершеннолетними в состоянии наркотического опьянения с проявлением жестокости. Рассматривая преступления, совершаемые несовершеннолетними в состоянии наркотического опьянения, нельзя не сказать о роли института принудительного лечения в профилактике данных преступлений. Проблемы совершенствования применения института принудительного лечения к осужденным наркоманам разрабатывались ранее и разрабатываются по настоящее время. К примеру, в 1993 г. Верховным Советом Российской Федерации была принята Концепция государственной политики по контролю за наркотиками в Российской Федерации <8>. ——————————— <8> См.: Концепция государственной политики по контролю за наркотиками в Российской Федерации, утвержденная Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 22 июля 1993 г. N 5494-1 // Российская газета. 13.08.1993.

В Концепции, в частности, предполагалось введение лечения вместо наказания для лиц, совершивших малозначительные деяния. Многими авторами высказывается предложение по совершенствованию принудительного лечения как осужденных наркоманов, так и больных наркоманией, не совершивших преступления <9>. Но принятые изменения в уголовный закон отменили данный институт принудительного лечения наркоманов, что существенно может сказаться на росте показателя наркозависимых на территории России. ——————————— <9> См.: Баранов Н. П. Организация борьбы с наркоманией в ИТК. Рязань, 1995. С. 70 — 105; Иванец П. Н. Новая концепция организации наркологической помощи в СССР // Вопросы наркологии. 1991. N 3. С. 2 — 6.

Как представляется, необходимо законодательно вновь принять поправки и закрепить следующие формы лечения для больных наркоманией: 1) обязательное принудительное лечение <10>; ——————————— <10> Применяется к лицам, совершившим преступление или правонарушение, не прошедшим полный курс лечения в местах отбывания наказания, т. е. невылечившимся, по заявлению одной из сторон (родителей, попечителей и т. д.) без достигнутого обоюдного согласия, а также по решению суда или администрации колонии.

2) лечение на добровольных началах. На наш взгляд, принудительное лечение будет являться наиболее эффективным при профилактике рассматриваемых преступлений. Срок принудительного лечения должен назначать и устанавливать не суд, а лечащий врач. Предложение о применении принудительного лечения находит широкую поддержку среди сотрудников правоохранительных органов. Так, по данным проведенного Т. В. Стукаловой опроса среди сотрудников органов внутренних дел Нижегородской области, 31% респондентов относится положительно к принудительному лечению лиц, страдающих алкоголизмом, и 58% — за принудительное лечение лиц, страдающих наркоманией <11>. ——————————— <11> См.: Стукалова Т. В. Обеспечение прав человека в деятельности ОВД по предупреждению преступлений: Автореф. дис. … к. ю.н. Н. Новгород, 1998. С. 22.

Автором было проведено анкетирование среди сотрудников органов внутренних дел Тюменской области. Согласно результатам анкетирования 78% респондентов выступают за применение принудительных мер медицинского характера. Телефонный опрос, проведенный среди жителей г. Тюмени, дал следующие результаты: к принудительному лечению лиц, страдающих алкоголизмом, положительно относятся 38% опрошенных, а за принудительное лечение лиц, страдающих наркоманией, высказалось 89% опрошенных. При этом, конечно, меры принудительного характера по отношению к лицам, страдающим наркоманией, как совершившим, так и не совершившим преступление или правонарушение, должны быть закреплены на законодательном уровне. Кроме того, необходима реконструкция исправительных учреждений, исполняющих наказания в отношении осужденных наркоманов. При этом применение принудительных мер медицинского характера, т. е. лечения, должно носить комплексный характер и включать, прежде всего, все известные на данный момент и экономически доступные медицинские, а также психолого-педагогические и другие мероприятия, направленные на восстановление физического здоровья и исправление осужденного, больного данным недугом. Для того чтобы эффективно воздействовать на исправительный процесс осужденных несовершеннолетних наркоманов, следует изучать и знать мотивы потребления наркотических средств и мотивы совершения преступления для применения индивидуальных мер воздействия с целью исправления (лечения) осужденных, т. е. конечного результата воспитания. В связи с этим необходимо увеличить штат психологов для работы с осужденными несовершеннолетними наркоманами. Это, в свою очередь, даст возможность более профессионально выбирать формы и методы профилактического и воспитательного воздействия на личность осужденного, в частности, для профилактики НСП. Для лечения осужденных наркоманов предлагаем применять новейшие разработки (методики) лечения данной болезни (наркомании): от простейших методик и вплоть до лоботомии <12>. Методику Ж. Назаралиева, например, специалисты определяют как «метод, очищающий сознание» <13>, состоящий из нескольких курсов. В течение всего периода лечения больного курирует врач-нарколог, который помогает восстановить нормальную деятельность организма. ——————————— <12> Лоботомия заключается в удалении извилины удовольствия из коры головного мозга, осуществляется хирургом. <13> Павлюк Г. А. Феномен доктора Назаралиева. Есть ли спасение от наркомании? // Аргументы и факты. 12.08.1999. С. 5.

Реконструкция исправительных учреждений для обеспечения эффективного лечения в них наркоманов будет являться дорогостоящим и долговременным мероприятием, но результат, несомненно, окупит все вложенные государством средства. В настоящее время ситуация такова: чтобы пройти курс лечения, добровольно изъявив желание, больному (наркоману) необходимо заплатить как минимум около 50 тыс. руб. Причем, как утверждают некоторые авторы в своих работах, эффективность лечения наркомании в государственных наркологических клиниках в среднем не превышает 3% с гарантией всего на 6 месяцев <14>. ——————————— <14> См.: Коробкина З. В., Попов В. А. Наркобизнес и наркомания в XX веке. Владимир, 2000. С. 265.

Четвертое направление — совершенствование уголовно-правовых мер по борьбе с наркобизнесом и незаконным оборотом наркотических средств государственной антинаркотической политики. Здесь необходимо ужесточение уголовного законодательства вплоть до смертной казни за сбыт наркотиков в сверхкрупном размере, совершаемый организованными группами, организацию притонов для потребления наркотических средств, организованную преступными сообществами, насильственное склонение к потреблению наркотических средств несовершеннолетнего. Например, в Социалистической Республике Вьетнам законодатель в новом Уголовном кодексе СРВ, принятом в мае 1997 г., в отдельной главе (наркоманийные преступления, т. е. преступления, связанные с незаконным оборотом наркотиков), предусмотрены самые жесткие санкции за совершение указанных преступлений: от штрафа до пожизненного лишения свободы или смертной казни. Кроме того, в уголовном законодательстве Малайзии, Пакистана, Ирана, Китая также предусмотрена смертная казнь за сбыт, хранение, перевозку наркотических средств в крупном размере <15>. Необходимо заметить, что в большинстве стран, в том числе и в России, такого жесткого подхода к проблеме борьбы с наркотизмом не наблюдается. По нашему мнению, эта тенденция не отражает реалий и нуждается в доработке с использованием зарубежного опыта, а именно наблюдается актуальность введения в Уголовный кодекс Российской Федерации смертной казни за сбыт наркотиков в крупном размере. ——————————— <15> См.: Буй Минь Зам. Принудительное лечение осужденных наркоманов в Социалистической Республике Вьетнам. Рязань, 1998. С. 145 — 176; Радченко В. Дурман над Россией // Человек и закон. 1999. N 1. С. 10 — 14.

Для повышения эффективности мер по борьбе с наркобизнесом и незаконным оборотом наркотиков, в частности по борьбе с наркотизмом несовершеннолетних, необходимо использовать положительный опыт других стран. Пятое направление, как представляется, является наиболее перспективным направлением предупреждения рассматриваемых преступлений, совершаемых несовершеннолетними в состоянии наркотического опьянения. Это виктимологическая профилактика, т. е. устранение факторов (причин и условий), способствующих повышенной склонности лица быть жертвой преступления, и принятие собственником личных мер защиты, в частности, обеспечения безопасности жизни, здоровья и сохранности имущества. Для выявления причин и условий совершения рассматриваемых преступлений целесообразно сначала изучить жертву, а потом лишь самого преступника (несовершеннолетнего преступника-наркомана), с дальнейшим опубликованием рекомендаций, а для желающих и проведением консультаций по снижению виктимности от преступных посягательств. С этой целью целесообразно открыть специальные учреждения по обучению лиц, имеющих повышенную виктимность, различным приемам и способам как психического, так и физического воздействия на преступника. Специфика государственной политики в предупреждении НСП заключается в следующем. Во-первых, вопросы профилактики наркотизма среди несовершеннолетних и связанных с ним преступлений, должны решаться на государственном уровне. Необходимо уберечь несовершеннолетних от наркотизма посредством привития правовой культуры, нравственного воспитания, а если несовершеннолетний заболел (стал наркоманом), то необходимо принять все меры, чтобы вылечить его. Причем лечение для данного контингента страдающих наркоманией должно финансироваться государством, т. е. проводиться бесплатно. Наркомана следует рассматривать как жертву, нуждающуюся в помощи, а не как преступника, никоим образом его нельзя «стигматизировать» <16>. ——————————— <16> Стигматизация (от греч. stigma — знак) — процесс (или результат) навязывания (клеймения) государством лицу, совершившему общественно опасное деяние, статуса преступника. См.: Криминология: Учебное пособие / Под редакцией В. Э. Эминова. М., 1997. С. 89.

Во-вторых, требуется уменьшить поток видеофильмов, компьютерных игр, пропагандирующих насилие (жестокость), наркотики, алкоголь, сексуальную распущенность, а в дальнейшем установить строгий контроль за их реализацией. Особое внимание следует уделить интернет-сайтам, которые активно «закамуфлированно» занимаются пропагандой производства и потребления наркотических средств либо их аналогов. В данном случае необходимо блокировать указанные сайты через специальные программы — «автоматизированные роботы» <17>. ——————————— <17> Филинов В. В. Преступления в сетях Интернет: Сборник трудов молодых ученых, слушателей и курсантов. М.: АЭБ, 2010.

——————————————————————