Новый заслон коррупции

(Галимов М.)

(«ЭЖ-Юрист», 2011, N 48)

НОВЫЙ ЗАСЛОН КОРРУПЦИИ

М. ГАЛИМОВ

Марат Галимов, газета «ЭЖ-Юрист».

Дмитрий Медведев подписал Федеральный закон от 21.11.2011 N 329-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия коррупции».

Изменения, внесенные новым Законом, направлены на усиление мер по противодействию коррупции. В частности, Федеральный закон от 02.12.1990 N 395-1 «О банках и банковской деятельности» дополняется положением, в соответствии с которым банки, иные кредитные организации, регистрирующие и налоговые органы обязаны представлять при наличии соответствующего запроса сведения по операциям, счетам и вкладам лиц, претендующих на замещение государственных должностей РФ.

В перечень таких должностей вошли: судьи, государственные должности субъектов РФ, должности глав муниципальных образований, муниципальные должности, замещаемые на постоянной основе, должности федеральной государственной службы, государственной гражданской службы субъектов РФ, муниципальной службы, руководящие должности в государственной корпорации, фонде или иной организации, создаваемых РФ на основании федеральных законов, отдельные должности, замещаемые на основании трудового договора в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами, и др. Запрос может быть также направлен в отношении супруги (супруга) и несовершеннолетних детей указанных граждан и лиц.

В Федеральный закон от 08.05.1994 N 3-ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» и ряд других федеральных законов вносятся изменения, в соответствии с которыми на членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы, членов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ, лиц, замещающих иные государственные должности РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, налагается обязанность ежегодно представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей. Также на них возлагаются иные обязанности и дополнительные ограничения.

Кроме того, на лиц, замещающих руководящие должности в государственной корпорации, иных организациях, создаваемых РФ на основании федеральных законов, отдельные должности, замещаемые на основании трудового договора в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами, распространяются антикоррупционные стандарты, установленные для федеральных государственных служащих.

Впервые на законодательном уровне закреплено такое основание для увольнения с госслужбы чиновника, как утрата к нему доверия. Уволить чиновника по данному основанию можно в случае непринятия им мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является; непредставления им сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений.

Также поводом для увольнения будет участие на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организации, за исключением случаев, установленных федеральным законом; осуществление предпринимательской деятельности; вхождение в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и их структурных подразделений, действующих на территории РФ, если иное не предусмотрено международными договорами или законодательством РФ. Представитель нанимателя, которому стало известно о возникновении у государственного (муниципального) служащего личной заинтересованности, приводящей к конфликту интересов, подлежит увольнению в связи с утратой доверия в случае непринятия мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого является подчиненный ему государственный (муниципальный) служащий.

Помимо этого, Закон N 329-ФЗ внес изменения в ГК РФ, уточняющие порядок предъявления регрессного иска к должностным лицам органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры или к судье, если по вине этих лиц гражданину либо юридическому лицу причинен вред в результате незаконных осуждения, привлечения к уголовной либо административной ответственности, который был возмещен за счет казны РФ, субъекта РФ или муниципального образования, в том числе по решениям ЕСПЧ.

Приведет ли принятие нового Закона к повышению эффективности борьбы государства с коррупцией, покажет время. По нашему мнению, если не лишить коррупционера возможности легально владеть и пользоваться преступно нажитым имуществом, кардинально изменить ситуацию не получится. В частности, необходимо вернуться к рассмотрению вопроса о ратификации ст. 20 Конвенции ООН против коррупции. В этой статье предусматривается конфискация имущества чиновников в случае, если они не могут доказать соответствие их официальных доходов реально имеющимся имуществу и расходам.

——————————————————————