О выделении категории «интерес» в сферах обеспечения различных видов безопасности (на основе обобщения административно-правовых и конституционно-правовых норм и норм европейских государств)

(Мальцев В. А.) («Административное и муниципальное право», 2012, N 2)

О ВЫДЕЛЕНИИ КАТЕГОРИИ «ИНТЕРЕС» В СФЕРАХ ОБЕСПЕЧЕНИЯ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ БЕЗОПАСНОСТИ (НА ОСНОВЕ ОБОБЩЕНИЯ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫХ И КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫХ НОРМ И НОРМ ЕВРОПЕЙСКИХ ГОСУДАРСТВ)

В. А. МАЛЬЦЕВ

Мальцев Владимир Андреевич, преподаватель кафедры конституционного права России и зарубежных стран Воронежского государственного университета.

В статье исследуется такая правовая и социальная категория, как «интерес»; эта категория рассматривается применительно к проблеме обеспечения безопасности личности, общества и государства, на основании чего делаются выводы о совершенствовании различных видов социальной безопасности.

Ключевые слова: категория, интерес, безопасность, Европа, государство, национальная, явление, субъект, статус, сфера.

On definition of the term «interest» in the spheres of provision of various kinds of security (based on the summary of administrative law and constitutional law norms in European states) V. A. Maltsev

The article studies such a legal ad social category as «interest». This category is viewed in respect to the problem of provision of security of a person, society and state institution. Based on that, the author makes conclusions on how to improve various kinds of social security.

Key words: category, interest, security, Europe, state institution, national, occurrence, subject, status, sphere.

Безопасность (национальная, конституционная, государственная, общественная, личная и пр.) — неоднозначное и многостороннее явление, которое предполагает различные подходы и уровни его исследования. Обычно она рассматривается в двух аспектах: как явление (состояние), проявляющееся в сочетании условий существования личности, общества, государства, защите их интересов, требований к жизнедеятельности и жизнеобеспечению того или иного объекта <1>, а также в качестве института конституционного права как совокупности норм Конституции страны и законов, направленных на обеспечение безопасности <2>. Однако существует еще один (третий) аспект данного понятия, недостаточно отраженный в современной юридической литературе и характеризующий безопасность как конституционно-правовое отношение. ——————————— <1> См.: Мамонов В. В. Конституционные основы национальной безопасности России / Науч. ред. В. Т. Кабышев. Саратов, 2002. С. 18. <2> См.: Шуберт Т. Э. Национальная безопасность России: конституционно-правовые аспекты. Сравнительно-правовое исследование. М., 2001. С. 14.

В теории права сформировался ряд различных подходов к понятию правоотношения и составляющим его структуру элементам: объектам, субъектам и содержанию <3>. Эти элементы общеизвестны и в подробном анализе не нуждаются <4>. Вместе с тем в юридической литературе уже обращалось внимание на то, что в различные периоды истории у многочисленных участников общественных отношений существовали интересы, которые соответствовали объективно существующему праву и его принципам, однако им полностью не регламентированные и в нем конкретно не отраженные (т. е. законные интересы в современной их трактовке). В результате данные интересы «отражались» либо простым их признанием, либо определением конкретных способов их защиты <5>. ——————————— <3> В теории права к элементам правоотношения традиционно принято относить его субъектов, содержание и объект. См., напр.: Алексеев С. С. Проблемы теории права. Свердловск, 1972. Т. 1. С. 265; Основин В. С. Советские государственно-правовые отношения. М., 1965; Костюков А. Н., Копысова С. Г. Муниципально-правовые отношения. Омск. С. 42; Карасева М. В. Финансовые правоотношения. М., 2001. С. 95; Халфина О. Р. Общее учение о правоотношении. М., 1974. С. 114. <4> Не все авторы признают возможность включения в состав правоотношения его объект. Обоснование этой позиции проводила Р. О. Халфина (см.: Халфина Р. О. Общее учение о правоотношениях. М., 1974. С. 212). Такой же подход представлялся правильным и другим ученым (см.: Скабелкин В. Н. Обеспечение трудовых прав рабочих и служащих: нормы и правоотношения. М., 1982. С. 34. <5> См.: Субочев В. В. Законные интересы. М., 2008. С. 53.

Примечательно то, что в советское время исследователи отказывались признавать интересы как самостоятельный элемент правоотношений. И это не случайно, ибо тогда считалось, что ограничение интересов личности и общества в целом служит интересам государства. В этих условиях было трудно, а точнее, опасно говорить о нарушениях интересов личности и общества, об их игнорировании со стороны государства, справедливом балансе интересов указанных субъектов правоотношений в различных сферах обеспечения безопасности. Отсюда сама категория «интерес» не рассматривалась в научной среде в качестве объекта исследования. В настоящее же время появились все основания не только для более глубокого изучения этой категории <6>, но и для выделения ее в качестве самостоятельного (причем необходимого) элемента структуры правоотношений в различных сферах обеспечения национальной безопасности. Это предопределяется целым рядом факторов. ——————————— <6> В последнее время категория «интерес» довольно подробно анализировалась в работах М. С. Матейковича и В. А. Горбунова (см.: Матейкович М. С. Законные интересы в конституционном праве. М.: Норма; ИНФРА-М, 2011), В. В. Субочева (см.: Субочев В. В. Указ. соч.), С. А. Фомина (см.: Фомин С. А. Обеспечение национальной безопасности: Курс лекций. М.: Флинта; МПСИ, 2007) и др.

Во-первых, сегодня получила признание точка зрения о том, что право — это «нормативный способ жизни интереса» <7>. Позицию о том, что право — это способ взаимодействия и существования интересов в обществе, отстаивает В. В. Субочев. Он справедливо отмечает, что «нормативность права, переходящая, при необходимости трансформируемая в субъективные права и обязанности каждого, не воплощает в себе исчерпывающим образом регулятивную мощь права и не в полной мере способна объяснить свойства права как саморазвивающейся системы». То, что остается за рамками нормируемых правил поведения, вне границ субъективных прав и обязанностей, считает он, можно определить как законные интересы <8>. Далее автор пишет: «Право — это содействие усилиям любого субъекта социальной среды (будь то личность, общество или государство) реализовать свои интересы и добиться цели удовлетворения той или иной потребности, способ взаимодействия и существования интересов в обществе» <9>. ——————————— <7> См.: Шайкенов Н. А. Правовое обеспечение интересов личности. Свердловск, 1990. С. 51. <8> См.: Субочев В. В. Указ. соч. С. 44. <9> Там же.

Во-вторых, уже само понятие «безопасность» предполагает наличие определенных интересов. Ведь безопасность не случайно определяется в литературе как «состояние и тенденции развития защищенности жизненно важных интересов социума и его структур от внутренних и внешних угроз» <10>; «состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз» <11>. ——————————— <10> См.: Экономическая и национальная безопасность / Под ред. Е. А. Олейникова. М., 2004. С. 14. <11> См.: ст. 1 Закона РФ «О безопасности».

В-третьих, такие разновидности понятия «национальная безопасность», как «государственная безопасность», «экологическая безопасность», «военная безопасность», «информационная безопасность» и др., предполагают выявление и определение национальных интересов в соответствующих сферах их обеспечения. В-четвертых, личной, общественной, государственной, оборонной, военной, экологической, информационной, экономической и другим видам национальной безопасности принадлежит особая роль в защите интересов личности, общества и государства в соответствующих сферах. Как, например, отмечалось по этому поводу в литературе: «Экономическая безопасность — это не только защищенность национальных интересов, но и готовность и способность институтов власти создавать механизмы реализации и защиты национальных интересов развития отечественной экономики, поддержания социально-политической стабильности общества» <12>. ——————————— <12> См.: Экономическая и национальная безопасность / Под ред. Е. А. Олейникова. М., 2004. С. 132.

В-пятых, обосновывая выделение категории «интерес» в структуре правоотношений в сфере обеспечения безопасности, нельзя не отметить и того, что эта категория уже давно и довольно прочно закрепилась в законодательстве о безопасности. В современной законодательной трактовке последней внимание акцентируется именно на защищенности интересов личности, общества и государства. В ст. 26 Закона РФ «О государственной тайне» содержится положение о том, что «защита прав и законных интересов граждан, органов государственной власти, предприятий, учреждений и организаций в сфере действия настоящего Закона осуществляется в судебном или ином порядке, предусмотренном настоящим Законом». Как «состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства в пограничном пространстве» понимается пограничная безопасность в Основах пограничной политики Российской Федерации 1996 г. <13>. ——————————— <13> См.: Основы пограничной политики Российской Федерации (утверждены Президентом РФ, Председателем Совета Безопасности РФ 5 октября 1996 г.).

Значение конституционного и законодательного закрепления категории «интерес»

Значение конституционного и законодательного закрепления категории «интерес» проявляется прежде всего в возможности создать (предусмотреть) и закрепить юридические условия как для их реализации, так и для обеспечения отдельных видов безопасности (государственной, общественной и личной). В качестве примера приведем ряд положений зарубежных конституций. Включение в тексты этих конституций основных (законных) интересов и наиболее важных целей их реализации позволяет не только эффективнее защищать эти интересы, но и повышать требования к обеспечению этой защиты. «Государство, — устанавливает Конституция Республики Молдова, — должно обеспечивать… защиту национальных интересов в сфере экономической, финансовой и валютной деятельности… рациональное использование земли и других природных ресурсов в соответствии с национальными интересами» <14>. ——————————— <14> См.: п. «с» и «е» ст. 126 Конституции Республики Молдова. Здесь и далее ссылки на статьи конституций европейских стран даны по сборнику: Конституции государств Европы: В 3-х т. / Под общ. ред. Л. А. Окунькова. М., 2001.

В соответствии с Конституцией Албании внешняя политика этой страны «направлена на защиту ее независимости и национальных интересов, развитие сотрудничества и добрососедства, международного мира и безопасности» <15>. В этой же Конституции отмечается, что «осуществление прав и свобод не может быть ограничено, за исключением случаев… когда такое ограничение в демократическом обществе необходимо в интересах национальной безопасности, территориальной целостности…» <16>. Эта же Конституция закрепляет положение о том, что «тайна переписки не может быть нарушена иначе как по решению суда в интересах уголовного производства либо по решению компетентного государственного органа, предусмотренного законом, в случаях, когда это необходимо в интересах национальной безопасности» <17>. ——————————— <15> См.: Конституция Албании. Ст. 9. <16> См.: там же. Ст. 2. <17> См.: ст. 17 Конституции Албании.

Требования, закрепленные в зарубежных конституциях и исходящие из общественных интересов, проявляются в том, что «Все виды богатств страны в своих различных формах, независимо от собственности, служат общим интересам» (здесь и далее выделено автором. — В. М.) <18>; «все богатства недр, воздушное пространство, воды и леса, используемые в общественных интересах… определенные законом, являются объектами исключительно публичной собственности <19>; «реквизиция и экспроприация в общественных интересах могут быть осуществлены только на основании закона и при условии справедливого вознаграждения» <20>. ——————————— <18> См.: ст. 128 Конституции Испании. <19> См.: ст. 127 Конституции Республики Молдова. <20> См.: ст. 62 Конституции Португальской Республики.

Конституционное положение, содержащее требование, касающееся личных интересов граждан, мы находим и в Конституции Республики Македонии, установившей, что «законы и другие предписания не могут иметь обратной силы, за исключением случаев, когда это в интересах гражданина» (ст. 52). «Уважение прав, законных интересов, достоинства других граждан, — говорится в Конституции Республики Молдова, — является обязательным <21>. «Граждане, — отмечает Конституция Республики Болгарии, — должны уважать права и законные интересы других лиц» <22>. ——————————— <21> См.: п. 1 ст. 55 Конституции Республики Молдова. <22> См.: п. 1 ст. 58 Конституции Республики Болгарии.

В конституциях европейских стран особое внимание уделяется роли различных государственных органов в реализации интересов субъектов права, деятельность которых создает юридические условия для защиты этих интересов. Так, например, ряд таких условий в сфере обеспечения личной безопасности граждан устанавливает Конституция Венгерской Республики. В ней говорится о том, что «Суды Венгерской Республики защищают и обеспечивают конституционный строй, права и законные интересы граждан…» <23>. Подобная норма содержится и в Конституции Болгарии: «Судебная власть, — говорится в ней, — защищает права и законные интересы граждан, юридических лиц и государства» <24>. В данной Конституции содержится также положение о том, что «объединения граждан служат удовлетворению и защите их интересов» <25>. ——————————— <23> См.: параграф 50 Конституции Венгерской Республики. <24> См.: ст. 117 (1) Конституции Республики Болгарии. <25> См.: ст. 12 Конституции Республики Болгарии.

Закрепление интересов как юридической базы для правоприменительной практики проявляется и в Конституции Итальянской Республики, где сказано: «В отношении актов государственной администрации всегда допускается судебная защита права и законных интересов в органах общей и административной юстиции» <26>. Это же касается и Конституции Республики Кипр, в которой устанавливается: «Если… требуют интересы нормального проведения дела, безопасности Республики или интересы общественной нравственности… Суд может постановить провести дела в присутствии только двух сторон, если таковые имеются, а также служащих Суда…» <27>. ——————————— <26> См.: ст. 113 Конституции Итальянской Республики. <27> См.: ст. 154 Конституции Республики Кипр.

Отдельные зарубежные конституции закрепили юридические условия для защиты интересов не только отдельных граждан, но и общества в целом. Важная роль при этом отводится правительству страны. По Конституции Венгерской Республики: «Правительство обладает следующими полномочиями… проводит необходимые в интересах предотвращения и ликвидации последствий стихийных бедствий… угрожающих жизни и безопасности имущества граждан, а также в интересах защиты и общественной безопасности» <28>. ——————————— <28> См.: ст. 35 Конституции Венгерской Республики.

Некоторые зарубежные конституции закрепили юридические условия для защиты интересов не только физических и юридических лиц, но и государства. В ст. 149 Конституции Словакии отмечается, что «прокуратура Словацкой Республики защищает права и охраняемые законом интересы физических и юридических лиц и государства» <29>. ——————————— <29> См.: ст. 149 Конституции Словакии.

Способы защиты на конституционном уровне интересов субъектов правоотношений в сферах обеспечения безопасности в различных зарубежных странах

В зарубежных (в частности, европейских) странах немаловажное значение имеет то, что в их конституциях закрепляются различные способы осуществления защиты основных (законных) интересов субъектов правоотношений в различных сферах обеспечения безопасности. Первый из указанных способов осуществляется путем закрепления соответствующих прав субъектов правоотношений на защиту их интересов. В целях обеспечения и защиты отдельных интересов за различными субъектами правоотношений в сфере обеспечения безопасности признаются те или иные права, которые в зарубежных странах обычно прямо закреплены на конституционном уровне: «Каждый гражданин, — отмечает Конституция Республики Болгарии, — имеет право на защиту, когда нарушаются или находятся под угрозой его права или законные интересы» (ст. 56). В Конституции Княжества Андорра говорится о том, что «работники и руководители предприятий имеют право защищать свои экономические и социальные интересы. Закон определяет условия (выделено автором. — В. М.) осуществления этого права» (ст. 19). Конституция Греции закрепляет положение о том, что «каждый имеет право на законную защиту со стороны суда и может выражать перед ним свои взгляды в отношении своих прав и интересов, как это определено законом» <30>. ——————————— <30> См.: п. 11 ст. 20 Конституции Греции.

В Конституции Грузии при закреплении в двух пунктах ст. 41 идеи реализации принципа соблюдения баланса интересов в сферах государственной и общественной безопасности говорится: «1. Каждый гражданин Грузии имеет право в установленном законом порядке знакомиться с имеющейся о нем в государственных учреждениях информацией, а также официальными документами, если они не содержат государственной, профессиональной или коммерческой тайны (п. 1 ст. 41). 2. Никому не должна быть доступна имеющаяся в официальных учреждениях информация, связанная с состоянием здоровья человека, с его финансами или другими частными вопросами, без согласия самого лица, за исключением случаев, установленных законом, когда это необходимо для обеспечения государственной или общественной безопасности, охраны здоровья, а также соблюдения иных прав и свобод других лиц» (п. 2 ст. 41). Исходя из указанной статьи, можно сделать вывод о стремлении грузинских властей обеспечить баланс интересов государства и отдельной личности в различных сферах обеспечения национальной безопасности. В зарубежных конституциях закреплены и другие средства защиты гражданами своих интересов посредством реализации прав. «Каждый гражданин, — отмечается по этому поводу в Конституции Княжества Лихтенштейн, — вправе принести жалобу на поведение или действия органа государства… неблагоприятно отражающиеся на его правах и интересах» (ст. 43). В Конституции Португальской Республики содержится положение, в соответствии с которым «все граждане могут в индивидуальном порядке или коллективно подавать в высшие государственные или другие органы власти петиции, заявления, требования или жалобы для защиты их… общих интересов» <31>. ——————————— <31> См.: п. 1 ст. 52 Конституции Португалии.

С целью защиты интересов отдельных потребителей Конституция Португальской Республики предоставляет им «право на качественность потребляемых товаров и услуг, на получение образования и информации, на охрану здоровья, на безопасность и на защиту своих экономических интересов, а также на возмещение ущерба» <32>. В свою очередь, объединения потребителей и потребительские кооперативы «имеют право, согласно закону, на поддержку со стороны государства, на то, чтобы их заслушали по вопросам, связанным с защитой потребителей, при этом за ними признается право на участие в процессе для защиты своих членов либо для защиты коллективных интересов или интересов неопределенно широкого круга лиц» <33>. ——————————— <32> См.: п. 1 ст. 60 Конституции Португальской Республики. <33> См.: п. 3 ст. 60 Конституции Португальской Республики.

Специфические интересы субъектов правоотношений обеспечиваются конституциями посредством закрепления «коллективных национальных прав». Так, Конституцией Испании за трудящимися в целях защиты их интересов признается право на забастовку <34>. Эта же Конституция с целью удовлетворения общественных интересов в соответствии с законом признает право на учреждение благотворительных фондов <35>. ——————————— <34> См.: п. 2 ст. 28 Конституции Испании. <35> См.: п. 1 ст. 34 Конституции Испании.

В Конституциях Румынии и Союзной Республики Югославии также закреплены статьи, в соответствии с которыми «для защиты своих профессиональных, экономических и социальных интересов работники имеют право на забастовку» <36>. Такое же право закрепила и Конституция Греции. «Забастовки, — говорится в ней, — являются правом и проводятся созданными законным образом профсоюзными организациями с целью закрепления и расширения экономических и в целом трудовых интересов трудящихся» <37>. В целях защиты интересов трудящихся Испании Конституция этой страны также признает за ними право на забастовку. При этом оговаривается, что «закон, регулирующий осуществление этого права, устанавливает необходимые гарантии для обеспечения функционирования основных служб жизнедеятельности общества» <38>. ——————————— <36> См.: ст. 57 Конституции Румынии. <37> См.: п. 2 ст. 23 Конституции Греции. <38> См.: п. 2 ст. 28 Конституции Испании.

В соответствии с Конституцией Болгарии «рабочие и служащие имеют право на стачку для защиты своих коллективных экономических и социальных интересов» (ст. 50). В ней же можно встретить и такое положение: «Работодатели и служащие имеют право объединяться для защиты своих хозяйственных интересов» <39>. ——————————— <39> См.: п. 2 ст. 49 Конституции Республики Болгарии.

О том, что «каждый имеет право совместно с другими лицами в целях защиты своих экономических и социальных интересов образовывать организацию или примыкать к ней», говорится и в Конституции Венгерской Республики (параграф 70/D). Конституция Швейцарской Конфедерации установила: «Работницы и работники, работодательницы и работодатели, а также их организации имеют право сплачиваться для защиты своих интересов, образовывать объединения и вступать или не вступать в них» (ст. 28). Конституция Республики Хорватии закрепила: «В целях защиты своих интересов или выражения социальных, экономических, политических, национальных, культурных или иных убеждений и целей гражданам гарантируется право на свободное объединение» (ст. 43). В соответствии с Конституцией Румынии 1991 г. «…защите прав и удовлетворению профессиональных, экономических интересов работников способствует создание профессиональных союзов» (ст. 9). «Любой работник, — указывает Конституция Республики Молдова, — вправе создавать профессиональные союзы и вступать в них для защиты своих интересов» (ст. 42). Подобное положение закреплено и в Конституции Княжества Монако: «Любое лицо, — говорится в ней, — имеет право защищать свои профессиональные и служебные права и интересы посредством профсоюзной деятельности» (ст. 28). Помимо профсоюзных организаций для защиты интересов граждан некоторые зарубежные конституции предусматривают создание иных органов. Например, в Конституции Республики Болгарии закреплено положение о том, что «рабочие и служащие имеют право создавать профсоюзные организации и союзы (цель) для защиты своих интересов в области труда и социального обеспечения» <40>. В соответствии с Конституцией Португальской Республики трудящиеся этой страны для защиты своих интересов имеют право создавать комиссии (ст. 54). ——————————— <40> См.: п. 1 ст. 49 Конституции Республики Болгарии.

Интересы, закрепленные в конституционных положениях зарубежных стран, в ряде случаев становятся основанием для обращения высших органов государств в органы конституционного контроля. Так, в соответствии с Конституцией Республики Кипр «президент или вице-президент республики перед опубликованием закона, вводящего формулировки, условия или ограничения гарантированного в соответствии со ст. 25 права, может обратиться в Верховный конституционный суд за определением, насколько формулировки, условия или ограничения отвечают интересам общины или же они вступают в противоречие с интересами данной общины» (п. 1 ст. 141). Второй способ защиты основных (законных) интересов связан с конституционной установкой на принятие специальных законов, направленных на охрану соответствующих прав и интересов: «Государство, — говорится в Конституции Испании, — может посредством издания закона планировать общую экономическую деятельность в целях удовлетворения коллективных потребностей, обеспечения равномерного и гармоничного развития регионов и отраслей и стимулирования роста доходов и богатства, а также наиболее справедливого их распределения» (п. 1 ст. 131). «Право граждан на интеллектуальную собственность, их материальные и моральные интересы, возникающие в связи с различными видами интеллектуального творчества, — записано в Конституции Республики Молдова, — охраняются законом» (ст. 33). Конституция Венгерской Республики по этому поводу устанавливает: «Право обжалования — в интересах рациональной временной деятельности по рассмотрению правовых споров и соотносительно с этим — может быть ограничено законом, принятым не менее чем двумя третями присутствующих депутатов Государственного Собрания» (п. 5 параграфа 57 гл. XII). Третий способ защиты интересов связан с конституционным возложением обязанностей по их соблюдению на соответствующих субъектов права. Так, в соответствии с Конституцией Австрийской Республики «все органы, которым поручены задачи федерального, земельного и общинного управления, а также органы других корпораций публичного права… обязаны хранить в тайне все факты, которые стали им известны исключительно в связи с их деятельностью и сохранение которых в тайне необходимо в интересах охраны общественного спокойствия, порядка и безопасности, надежной защиты страны, обеспечения внешних сношений, а также в экономических интересах корпорации публичного права, подготовки решений или в интересах партий (служебная тайна)» <41>. Конституция Португальской Республики по этому поводу отмечает: «Государство в экономической и социальной сферах в первую очередь обязано… охранять интересы потребителя» <42>. ——————————— <41> См.: п. 3 ст. 20 Конституции Австрийской Республики. <42> См.: ст. 81 Конституции Португальской Республики.

Значение конституционного и законодательного закрепления категории «интерес» проявляется и в том, что с его помощью устанавливаются пределы государственной власти и ограничения определенного поведения субъектов правоотношений в различных сферах обеспечения безопасности. Как справедливо отмечается в юридической литературе, интересы сегодня предстают в качестве своеобразного инструмента, который способствует установлению конституцией пределов государственной власти «посредством закрепления прав человека и гражданина и возложения коррелирующих с этими правами обязанностей на государство, а также пределов индивидуальной автономии личности, характера взаимоотношений личности и государства и меры их взаимной лояльности и ответственности» <43>. ——————————— <43> См.: Енгибарян Р. В. Конституционное развитие в современном мире: основные тенденции. М., 2007. С. 56.

С интересами тех или иных субъектов правоотношений в тех или иных сферах обеспечения безопасности связаны и конкретные конституционные и законодательные основания для ограничения полномочий государственных органов. Например, в Конституции Боснии и Герцеговины говорится о том, что «предлагаемое решение Парламентской ассамблеи может быть объявлено наносящим ущерб жизненным интересам боснийского, сербского или хорватского народа большинством боснийских, сербских или хорватских депутатов…» <44>. ——————————— <44> См.: п. «e» разд. 3 ст. IV Конституции Боснии и Герцеговины.

Важный (четвертый) способ защиты интересов на конституционном уровне связан с закреплением различных ограничений определенного поведения субъектов правоотношений, связанных с необходимостью обеспечения интересов государственной и общественной безопасности. Значение интересов здесь определяет их качество как своеобразных ориентиров для ограничения отдельных прав и свобод, реализация которых может нанести вред целям обеспечения различных видов безопасности. Так, в соответствии со ст. 22 Международного пакта о гражданских и политических правах (вступил в силу в 1976 г.) исходя из интересов государственной или общественной безопасности, охраны здоровья или нравственности населения, защиты прав и свобод других лиц <45> (в частности, обороны страны) подлежит ограничениям право на объединение. В соответствии с Конституцией Швеции «свобода собраний и демонстраций может ограничиваться лишь в интересах государственной безопасности, порядка и безопасности на собраниях и демонстрациях либо в интересах уличного движения» <46>. Конституция Эстонской Республики установила, что «в интересах обороны государства в целях пресечения инфекционных болезней, защиты природной среды, предупреждения безнадзорности несовершеннолетних… и обеспечения производства уголовных дел может быть ограничено право свободного передвижения» <47>. В соответствии с Конституцией Республики Исландии в интересах общественного порядка, государственной безопасности, защиты здоровья и нравственности, охраны репутации или прав других лиц законом могут быть введены ограничения в отношении свободы выражения мнения. Здесь же содержится оговорка относительно того, что такие ограничения должны соответствовать демократическим традициям <48>. ——————————— <45> См.: ВВС СССР. 1976. N 17 (1831). Ст. 291. <46> См.: параграф 14 гл. 2 Конституции Швеции. <47> См.: ст. 34 Конституции Эстонской Республики. <48> См.: ст. 73 Конституции Республики Исландии.

Одно из конституционных оснований для ограничения прав и свобод граждан связано с тем, что интересы одних субъектов права не должны наносить ущерб интересам других субъектов права. Как справедливо подчеркивалось в литературе, несмотря на то что «свобода индивида провозглашается основой и правовым источником демократии», эта индивидуальная свобода личности не воспринимается как возможность действовать по собственному усмотрению. Она ограничена не только возможностями самого человека, но и интересами других лиц и общества, которые устанавливаются конституцией и законами. Учитывая это, европейские конституции создают возможность для обеспечения баланса указанных интересов в различных сферах безопасности. Так, Конституция Мальтийской Республики закрепила в ст. 32 следующее положение: «Поскольку в Мальте каждому принадлежат основные прав а и свободы личности, т. е. право, каковы бы ни были его раса, место рождения, политические мнения, цвет кожи, верования или пол, подчиненное его обязанности соблюдать права и свободы других лиц и всеобщие интересы на любое и на все из следующих прав, а именно: на жизнь, свободу, личную безопасность, обладание имуществом и правовую защиту; на свободу совести, слова, мирных собраний и объединений; и на уважение к частной и семейной жизни…». Одновременно в Конституции указано, что ее предписания «должны действовать в целях предоставления защиты вышеназванных прав и свобод, которые подчинены таким ограничениям, которые содержатся в этих предписаниях и предназначены обеспечивать, чтобы пользование названными правами и свободами со стороны каждого не наносило бы ущерба правам и свободам других лиц и общественным интересам» <49>. ——————————— <49> См.: ст. 32 Конституции Мальтийской Республики.

Исходя из интересов общества может быть ограничено право собственности. Как отмечается в Конституции Республики Беларусь, «осуществление права собственности не должно противоречить общественной пользе и безопасности, наносить вред окружающей среде, историко-культурным ценностям, ущемлять права и защищаемые законом интересы других лиц» (ст. 44). «Собственность, — говорится в Конституции Латвийской Республики, — не разрешается использовать вопреки интересам общества» <50>. Подобные формулировки содержатся и в конституциях других европейских государств. «Собственность, — отмечается в Конституции Эстонской Республики, — может быть отчуждена без согласия собственника только в случаях и порядке, которые установлены законом, в общих интересах за справедливую и немедленную компенсацию» <51>. Как отмечается в Конституции Княжества Монако, «никто не может быть лишен своей собственности иначе как в интересах общества, в случаях и в форме, которые установлены законом, и при условии справедливого предварительного возмещения» <52>. О том, что «никто не может быть лишен собственности, за исключением случаев, когда это необходимо в общественных интересах», говорится в Конституциях Республик Исландии <53> и Македонии <54>. Статья 17 Конституции Греции указывает, что «собственность находится под защитой государства, однако вытекающие из нее права не могут осуществляться в ущерб всеобщим интересам; никто не может быть лишен своей собственности, кроме как в общественных интересах, подтвержденных должным образом, тогда и так, когда и как это определено законом, и во всяком случае при условии предварительной полной компенсации». ——————————— <50> См.: ст. 105 Конституции Латвийской Республики. <51> См.: ст. 32 Конституции Эстонской Республики. <52> См.: ст. 24 Конституции Княжества Монако. <53> См.: ст. 72 Конституции Республики Исландии. <54> См.: ст. 30 Конституции Республики Македонии.

В соответствии со ст. 75 Конституции Республики Исландии «исходя из требований общественных интересов может быть ограничена свобода заниматься предпринимательской деятельностью». В Конституции Турецкой Республики закреплены положения о том, что «государственные и общественные корпорации имеют право, когда это обусловлено общественными интересами, конфисковать частное недвижимое имущество полностью или частично…» <55>; «частные предприятия, занимающиеся коммунальным обслуживанием, могут быть национализированы, если это необходимо в общественных интересах» <56>. ——————————— <55> См.: ст. 45 Конституции Турецкой Республики. <56> См.: там же. Ст. 47.

В некоторых конституциях словосочетание «всеобщие интересы» или «общественные интересы» иногда заменяется термином «общественная необходимость». Так, например, в ст. 73 Конституции Дании отмечается, что «право собственности неприкосновенно; никто не может быть принужден отказаться от своей собственности, кроме тех случаев, когда этого требует общественная необходимость; изъятие собственности по причине общественной необходимости допускается только в порядке, установленном законом, при условии полной компенсации собственникам». В соответствии с европейскими конституциями основанием для ограничения права собственности могут стать и государственные интересы. Так, на основе положений Конституции Республики Албании «закон может предусматривать экспроприацию или ограничение в осуществлении права собственности только в государственных интересах» <57>. Государственные интересы могут стать основанием и для ограничения права на получение достоверной информации. Так, в соответствии с Конституцией Республики Польша ограничение права на получение информации о деятельности органов публичной власти «может иметь место исключительно по мотивам определенной в законах охраны свобод и прав других лиц и хозяйственных субъектов, а также охраны публичного порядка, безопасности или важного экономического интереса государства» <58>. ——————————— <57> См.: п. 4 ст. 41 Конституции Республики Албании. <58> См.: п. 3 ст. 61 Конституции Республики Польша.

Одновременно с закреплением оснований ограничений конституционных положений о правах и свободах некоторые европейские конституции включили в свои статьи требования, предъявляемые к этим ограничениям, исходя из интересов тех или иных субъектов правоотношений в сфере обеспечения различных видов безопасности (личной, общественной и государственной). Одно из таких требований содержит Конституция Республики Португалии: «Закон, — отмечает она, — может ограничить права и свободы и их гарантии только в случаях, специально предусмотренных Конституцией, причем ограничения должны быть сведены к тому, что необходимо для защиты других прав и интересов, охраняемых Конституцией» <59>. Другое требование, содержащееся в этой же конституции, касается того, что «законы, ограничивающие права и свободы и их гарантии, должны приобретать абстрактный и общий характер и не могут иметь обратной силы при сохранении объема и неизменной сущности конституционных положений» <60>. В соответствии с Конституцией Республики Македонии «нарушение принципа тайны переписки считается возможным только на основании решения суда, если это необходимо для ведения уголовного дела или если этого требуют интересы обороны республики» <61>. ——————————— <59> См.: П. 2 ст. 18 Конституции Республики Португалии. <60> См.: там же. П. 3 ст. 18. <61> См.: ст. 17 Конституции Республики Македонии.

По Конституции Республики Польша, «ограничение свободы хозяйственной деятельности допускается только посредством закона и только с учетом важного публичного интереса» <62>. «Забастовки, — отмечается в Конституции Республики Молдова, — могут проводиться только с целью защиты профессиональных интересов работников экономического и социального характера» <63>. ——————————— <62> См.: ст. 22 Конституции Республики Польша. <63> См.: ст. 45 Конституции Республики Молдова.

С другой стороны, общественные интересы не позволяют властям произвольно ограничивать права и свободы граждан: «В отношении свободы выражения мнений, — отмечается в Конституции Республики Исландии, — могут быть приняты только такие ограничения, которые введены законом в интересах общественного порядка, государственной безопасности, защиты здоровья и нравственности, охраны репутации или прав других лиц и соответствуют демократическим традициям» <64>. При этом Конституция содержит оговорку относительно того, что ограничения в отношении свободы выражения мнения «должны соответствовать демократическим традициям» <65>. ——————————— <64> См.: ст. 73 Конституции Республики Исландии. <65> См.: там же.

Еще один (пятый) способ защиты интересов на конституционном уровне осуществляется путем запрета определенных действий. По этому поводу в Конституции Республики Болгарии отмечается: «Не допускается злоупотребление правами гражданина, а также их использование, если при этом затрагиваются права и законные интересы других» <66>. В Конституции Турецкой Республики закрепляется положение о том, что «право на забастовку и локаут не должно осуществляться способом, нарушающим принцип доброй воли, наносящим ущерб общественным интересам и национальному богатству <67>. ——————————— <66> См.: п. 2 ст. 57 Конституции Республики Болгарии. <67> См.: ст. 54 Конституции Турецкой Республики.

Выясняя тенденции мирового конституционного развития общественных отношений, связанных с обеспечением национальной безопасности, можно заключить, что, хотя в целом Россия имеет достаточно развитую систему конституционных норм, направленных на обеспечение различных видов национальной безопасности, полностью на конституционном и законодательном уровнях она до конца еще не упорядочена и по целому ряду вопросов не соответствует мировым стандартам. Так, несмотря на то что в настоящее время категории «интересы» и «законные интересы» используются в значительном количестве самых разнообразных законодательных актов России, регулирующих многочисленные вопросы в сферах обеспечения различных видов безопасности (а также в многочисленных постановлениях Конституционного Суда РФ, других формализованных актах государственного реагирования на нарушения прав и интересов различных участников правоотношений <68>), они лишь относительно недавно стали восприниматься отечественными учеными в качестве необходимого элемента структуры правоотношений в сфере обеспечения безопасности <69>. «Необходимо, — справедливо отмечается по этому поводу в юридической литературе, — чтобы система обеспечения национальной безопасности была органично связана с системой национальных ценностей и интересов <70>. ——————————— <68> См.: Субочев В. В. Законные интересы / Под ред. А. В. Малько. М., 2008. С. 53. <69> См.: Абрамова О. В. Законный интерес как категория права и специфика его проявления в трудовом праве // Журнал российского права. 2007. N 8. С. 3; Буркин А. И., Возжеников А. В., Синеок Н. В. Национальная безопасность России в контексте современных политических процессов / Под общ. ред. А. В. Возженикова. М.: РАГС, 2008. С. 10; Кузьмина А. В. Теоретико-методологические предпосылки исследования современных правоприменительных интересов // Государство и право. 2011. N 2. С. 5; Мальцев В. А. Влияние категории «интерес» на конституционно-правовые отношения в сфере обеспечения безопасности // Конституционное и муниципальное право. 2005. N 6. С. 26. <70> См.: Шуберт Т. Э. Национальная безопасность России: конституционно-правовые аспекты. С. 13.

Исходя из анализа конституционного опыта зарубежных стран, можно сделать вывод о том, что изменение концепции современной Конституции РФ, связанное с включением в нее дополнительных норм, касающихся защиты интересов конкретных субъектов правоотношений в тех или иных сферах обеспечения различных видов безопасности, с указанием на их основные цели и общечеловеческие ценности, к которым должны стремиться указанные субъекты, может иметь важное позитивное значение не только для ориентации государства на защиту прав и интересов общества (общественных организаций, учреждений) и личности (отдельных граждан), но и для органов государства в их деятельности по отстаиванию важных государственных интересов, и прежде всего в сферах обеспечения государственной безопасности.

Библиографический список

1. Алексеев С. С. Проблемы теории права. Свердловск, 1972. Т. 1. 2. Абрамова О. В. Законный интерес как категория права и специфика его проявления в трудовом праве // Журнал российского права. 2007. N 8. 3. Буркин А. И., Возжеников А. В., Синеок Н. В. Национальная безопасность России в контексте современных политических процессов / Под общ. ред. А. В. Возженикова. М.: РАГС, 2008. 4. Енгибарян Р. В. Конституционное развитие в современном мире: основные тенденции. М., 2007. 5. Кузьмина А. В. Теоретико-методологические предпосылки исследования современных правоприменительных интересов // Государство и право. 2011. N 2. 6. Мамонов В. В. Конституционные основы национальной безопасности России / Науч. ред. В. Т. Кабышев. Саратов, 2002. 7. Мальцев В. А. Влияние категории «интерес» на конституционно-правовые отношения в сфере обеспечения безопасности // Конституционное и муниципальное право. 2005. N 6. 8. Шуберт Т. Э. Национальная безопасность России: конституционно-правовые аспекты. Сравнительно-правовое исследование. М., 2001. 9. Основин В. С. Советские государственно-правовые отношения. М., 1965. 10. Скабелкин В. Н. Обеспечение трудовых прав рабочих и служащих: нормы и правоотношения. М., 1982. 11. Субочев В. В. Законные интересы. М., 2008. 12. Шайкенов Н. А. Правовое обеспечение интересов личности. Свердловск, 1990. 13. Халфина О. Р. Общее учение о правоотношении. М., 1974. 14. Экономическая и национальная безопасность / Под ред. Е. А. Олейникова. М., 2004.

References (transliteration)

1. Alekseev S. S. Problemy teorii prava. Sverdlovsk, 1972. T. 1. 2. Abramova O. V. Zakonnyy interes kak kategoriya prava i spetsifika ego proyavleniya v trudovom prave // Zhurnal rossiyskogo prava. 2007. N 8. 3. Burkin A. I., Vozzhenikov A. V., Sineok N. V. Natsional’naya bezopasnost’ Rossii v kontekste sovremennykh politicheskikh protsessov / Pod obshch. red. A. V. Vozzhenikova. M.: RAGS, 2008. 4. Engibaryan R. V. Konstitutsionnoe razvitie v sovremennom mire: osnovnye tendentsii. M., 2007. 5. Kuz’mina A. V. Teoretiko-metodologicheskie predposylki issledovaniya sovremennykh pravoprimenitel’nykh interesov // Gosudarstvo i pravo. 2011. N 2. 6. Mamonov V. V. Konstitutsionnye osnovy natsional’noy bezopasnosti Rossii / Nauch. red. V. T. Kabyshev. Saratov, 2002. 7. Mal’tsev V. A. Vliyanie kategorii «interes» na konstitutsionno-pravovye otnosheniya v sfere obespecheniya bezopasnosti // Konstitutsionnoe i munitsipal’noe pravo. 2005. N 6. 8. Shubert T. E. Natsional’naya bezopasnost’ Rossii: konstitutsionno-pravovye aspekty. Sravnitel’no-pravovoe issledovanie. M., 2001. 9. Osnovin V. S. Sovetskie gosudarstvenno-pravovye otnosheniya. M., 1965. 10. Skabelkin V. N. Obespechenie trudovykh prav rabochikh i sluzhashchikh: normy i pravootnosheniya. M., 1982. 11. Subochev V. V. Zakonnye interesy. M., 2008. 12. Shaykenov N. A. Pravovoe obespechenie interesov lichnosti. Sverdlovsk, 1990. 13. Khalfina O. R. Obshchee uchenie o pravootnoshenii. M., 1974. 14. Ekonomicheskaya i natsional’naya bezopasnost’ / Pod red. E. A. Oleynikova. M., 2004.

——————————————————————