Административный надзор как мера профилактики рецидивной преступности

(Жерновой М. В.) («Административное право и процесс», 2012, N 5)

АДМИНИСТРАТИВНЫЙ НАДЗОР КАК МЕРА ПРОФИЛАКТИКИ РЕЦИДИВНОЙ ПРЕСТУПНОСТИ

М. В. ЖЕРНОВОЙ

Жерновой Михаил Васильевич, начальник филиала ВНИИ МВД России по Приморскому краю, кандидат юридических наук, доцент.

Особую актуальность в последние годы приобрела проблема профилактики рецидивной преступности. В 2005 — 2008 гг. росло число лиц, содержащихся в местах лишения свободы. Если в 2004 г. было зафиксировано наименьшее за период статистического наблюдения число заключенных — 763,7 тыс. человек, то к началу 2009 г. оно возросло до 887,8 тыс.

Ключевые слова: административный надзор, рецидивная преступность, осужденные, исправительные колонии, субъекты профилактики правонарушений.

Administrative supervision as a measure of prophylactics of recidivist crime M. V. Zhernovoj

Recently the special topicality has been acquired by the problem of prophylactics of recidivist crime. In 2005 — 2008 the number of persons in the places of deprivation of freedom grew. If in 2004 the number of prisoners was the lowest — 763,7 thousand persons, than by the beginning of 2009 it grew up to 887,8 thousand.

Key words: administrative supervision, recidivist crime, convicts, correction colonies, subjects of prophylactics of legal violations.

В расчете на 100 тыс. человек постоянного населения число лиц, содержавшихся в местах лишения свободы, составило на конец 2009 г. 609. Это ниже значений показателя 2007 — 2008 гг. (622 и 626) и 1995 — 2001 гг. (от 632 до 722), но выше, чем в 2002 — 2005 гг. (от 532 до 605) <1>. ——————————— <1> См.: URL: http:// demoscope. ru/ weekly/ 2011/ 0453/ print. php (дата обращения: 11.04.2011).

Статистический анализ показывает, что около половины содержащихся в исправительных колониях России осуждены к лишению свободы впервые, и их доля умеренно растет (с 48,5% в 2003 г. до 52,5% в 2009 г.). Более четверти заключенных осуждены второй раз (26,3% в 2009 г.), остальные (21,6%) — третий раз и более (рис. 1).

Тысяч человек 800

*** 700 *** *** *** *** *** *** *** *** *** *** *** *** *** *** *** 161 *** *** 145 152 156 *** *** 144 *** *** *** *** 155 *** *** *** *** *** 600 *** *** *** *** *** *** *** *** *** *** 133 *** *** *** *** *** *** *** *** *** /// *** 126 *** /// /// /// *** *** /// /// /// /// /// /// *** /// /// /// /// 500 /// /// *** /// /// /// /// /// /// /// /// /// /// 191 /// 204 /// /// /// 186 186 /// 190 /// 196 /// /// /// /// /// /// /// /// /// 177 /// /// /// /// /// /// /// /// /// /// /// /// 400 /// /// 172 /// /// /// /// /// /// /// /// /// /// /// /// /// /// /// /// /// /// /// 300

386 391 200 378 356 367 331 303 335

100

0 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009

впервые /// два раза *** 3 раза и более

Рис. 1. Число лиц, содержавшихся в исправительных колониях России, осужденных впервые и повторно в 2002 — 2009 гг.

В конце марта 2011 г. на заседании Правительственной комиссии по профилактике правонарушений глава МВД России Р. Нургалиев отметил, что в 2010 г. из 1,1 млн. выявленных правонарушителей более 35,8% (или 397,4 тыс.) ранее уже совершали преступления. Всего указанными лицами было совершено более 34% (294,2 тыс.) от всех зарегистрированных преступлений. Свыше 60% всей рецидивной преступности составляют кражи, грабежи, разбои и хулиганство. При этом самая высокая интенсивность рецидивной преступности наблюдается среди молодежи, а средний возраст преступников этой категории составляет 22 — 24 года <2>. ——————————— <2> См.: URL: http:// www. mvd. ru/ news/ show_88019/ #top_page (дата обращения: 11.04.2011).

Напряженной оставалась криминальная ситуация и в прошлом году. В I квартале 2011 г. почти каждое третье (37,1%) оконченное расследованием преступление было совершено лицами, ранее совершавшими преступления <3>. ——————————— <3> См.: URL: http:// www. mvd. ru/ presscenter/ statistics/ reports/ show_88689/ #top_page (дата обращения: 11.04.2011).

Как показывает мировой опыт, без консолидации усилий всех субъектов профилактики правонарушений решить данную проблему невозможно. Именно поэтому Президент РФ Дмитрий Медведев подписал Федеральный закон от 6 апреля 2011 г. N 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» <4>. Необходимость принятия данного Закона определяется осложнением криминальной ситуации в стране, а также важностью предупреждения повторных преступлений в общей системе мер борьбы с преступностью. Ранее действовал Указ Президиума Верховного Совета СССР от 26 июля 1966 г. N 5364-VI, утвердивший Положение об административном надзоре. ——————————— <4> См.: Российская газета. 08.04.2011.

Согласно Закону надзор вводится по решению суда на основании заявления исправительного учреждения или органа внутренних дел (ОВД) на 1 — 3 года (но не выше срока для погашения судимости), а в отношении совершивших преступления против несовершеннолетних и при опасном (особо опасном) рецидиве — на период погашения судимости. Этот срок могут продлить, если поднадзорный систематически нарушает общественный порядок, и, наоборот, сократить при добросовестном поведении. Начиная с 1 июля 2011 г. органы внутренних дел обязаны осуществлять надзор за гражданами, имеющими непогашенную или неснятую судимость за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления, преступления против половой неприкосновенности несовершеннолетних, а также при рецидиве преступлений. Административный надзор также может устанавливаться судом за теми гражданами, которые в период отбывания наказания в местах лишения свободы признавались злостными нарушителями порядка либо в течение года после отбытия наказания совершили два и более административных правонарушения, посягающих на общественный порядок, безопасность, здоровье населения и общественную нравственность. Граждане, в отношении которых установлен административный надзор, обязываются встать на учет в ОВД по месту жительства или пребывания. Они должны периодически являться туда для регистрации (1 — 4 раза в месяц), уведомлять его о перемене места жительства или пребывания, изменении места работы или об увольнении. Поднадзорным запрещается без разрешения ОВД выезд за пределы территории, которая установлена судом для их пребывания. Получение разрешения на выезд за пределы этой территории предусмотрено лишь по уважительным причинам, как-то: смерть или тяжелая болезнь близкого родственника, необходимость получения медпомощи, прохождение обучения или сдача вступительных экзаменов, решение вопросов трудоустройства. Кроме того, поднадзорным может быть запрещено появляться в определенных местах, посещать массовые мероприятия, находиться вне дома в определенное время суток. Надзор будет приостанавливаться в случае объявления поднадзорного в розыск, признания его безвестно отсутствующим, заключения под стражу. После устранения этих обстоятельств надзор будет возобновлен. Административный надзор прекращается после снятия с гражданина судимости. Закон содержит важный воспитательный момент: досрочное прекращение административного надзора по решению суда возможно, если поднадзорный добросовестно выполняет свои обязанности и положительно характеризуется по месту его работы, жительства или пребывания. После прекращения административного надзора поднадзорное лицо снимается с учета в ОВД. Президент РФ также подписал Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с принятием Федерального закона «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» <5>. ——————————— <5> См.: Там же.

Согласно внесенным в Уголовный кодекс РФ поправкам воспрепятствование осуществлению административного надзора наказывается обязательными работами на срок от 180 до 240 часов, либо исправительными работами на срок до 2 лет, либо лишением свободы на срок до 1 года. Если же несоблюдение поднадзорным установленных судом запретов не содержало признаков уголовно наказуемого деяния, ему грозит штраф от 1 до 1,5 тыс. руб. либо административный арест на срок до 15 суток. Уголовно-исполнительный кодекс РФ дополнен нормой, что в случаях, когда осужденный подлежит административному надзору, уголовно-исполнительная инспекция за 2 месяца до истечения срока отбывания ограничения свободы информирует об этом ОВД по месту жительства или пребывания осужденного и новой статьей «Установление административного надзора в отношении лица, освобождаемого из мест лишения свободы». Гражданско-процессуальный кодекс РФ дополнен новой главой «Производство по делам об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы».

——————————————————————