Проблемы борьбы с содействием террористической деятельности (в том числе финансированием терроризма) в России в 2011 г

(Паненков А. А.) («Юридический мир», 2012, N 3)

ПРОБЛЕМЫ БОРЬБЫ С СОДЕЙСТВИЕМ ТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (В ТОМ ЧИСЛЕ ФИНАНСИРОВАНИЕМ ТЕРРОРИЗМА) В РОССИИ В 2011 Г.

А. А. ПАНЕНКОВ

Паненков Александр Александрович, старший научный сотрудник отдела проблем прокурорского надзора и укрепления законности в сфере федеральной безопасности, межнациональных отношений и противодействия экстремизму НИИ Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации, старший советник юстиции, Почетный работник прокуратуры Российской Федерации.

В статье автор анализирует проблемы борьбы с содействием террористической деятельности (в том числе финансированием терроризма) в России в 2011 г., указывает источники и каналы финансирования терроризма в России и мире, делает прогноз на 2012 г. и конкретные предложения по оптимизации борьбы с финансированием терроризма.

Ключевые слова: борьба, проблемы, содействие, терроризм, финансирование, ОРД, контрпропаганда, нейтрализация, сотрудничество, оружие.

Problems of Struggle against procurement of terrorist activities (including financing of terrorism) in Russia in 2011 A. A. Panenkov

The author of the article analyses problems of struggle against procurement of terrorist activities (including financing of terrorism) in Russia in 2011; points out sources and channels of financing of terrorism in Russia and the world, makes a forecast for 2012 and concrete proposals with respect to optimization of struggle against financing of terrorism.

Key words: struggle, problems, procurement, terrorism, financing, Operative-search activities, counter-propaganda, neutralization cooperation, arms.

Одним из преступлений террористического характера является ст. 205.1 УК РФ (Содействие террористической деятельности). В 2011 г. активно возбуждались и расследовались уголовные дела именно по ст. 205.1 УК РФ: количество зарегистрированных преступлений увеличилось — 61, или рост на +177,3% (2010 г. — 22 преступления), предварительно расследованы — 49 преступлений, или рост на +308,3%, направлены в суд с обвинительным заключением — 19 дел, или рост на +280,0%, приостановлено по п. 1 ч. 1 ст. 208 УПК РФ — 1 уголовное дело, по п. 2, 3 ч. 1 ст. 208 УПК РФ — 11, выявлено — 20 лиц, или рост на +81,8% (2010 г. — 11 лиц (+22,2%)) <1>. ——————————— <1> Согласно ф. 282 кн. 5 лист 2 (январь — декабрь 2011 г.) ГИАЦ МВД РФ из 61 зарегистрированного преступления по ст. 205.1 (рост на +177,3%), выявленного сотрудниками ППЭ, — 12, или 19,7% от числа зарегистрированных преступлений.

По ст. 205.1 УК РФ были зарегистрированы в СКФО — 57 преступлений (+185,0%) <2>, ЮФО (Краснодарский край и Астраханская область) — 2 преступления, УФО — 1 (Свердловская область), СФО — 1 преступление (Томская область). В ДФО, ЦФО, СЗФО, ПФО не было зарегистрировано преступлений по ст. 205.1 УК РФ <3>. ——————————— <2> В 2011 г. в СКФО из 57 (+185,0%) зарегистрированных преступлений по ст. 205.1 УК РФ предварительно расследовано 48 (380,0%), направлено в суд с обвинительным заключением — 18 (удельный вес к количеству предварительно расследованных преступлений — 37,5%), приостановлено по п. 1 ч. 1 ст. 208 УПК РФ — 1, приостановлено по п. 2, 3 ч. 1 ст. 208 УПК РФ — 11 (темпы прироста к АППГ — 266,7%). <3> В 2010 г. в Центральном ФО зарегистрировано 5 террористических актов, и все в г. Москве (+25,0%) преступлений, предварительно расследовано — 4 (+100%), выявлено 3 лица (+200%). В ЮФО — 2 преступления (Волгоградская и Ростовская области — по 1 преступлению), в ПФО — 1 преступление (Республика Башкортостан). В 2010 г. увеличилось количество зарегистрированных преступлений по ст. 205.1 УК РФ (Содействие террористической деятельности) — 22 (+46,7%) (2009 г. — 15), предварительно расследованы — 12 (+20,0%) преступлений, приостановлено по п. 1 ч. 1 ст. 208 УПК РФ — 0 уголовных дел, по п. 2, 3 ч. 1 ст. 208 УПК РФ — 3, выявлено 11 лиц (+22,2%). В ЦФО (г. Москва) зарегистрировано 1 преступление, в ЮФО (Республика Адыгея) — 1 преступление, и 20 преступлений по ст. 205.1 УК РФ были зарегистрированы в СКФО (+66,7%).

Ранжирование субъектов СКФО в 2011 г. по числу зарегистрированных преступлений по ст. 205.1 УК РФ выглядело следующим образом: Республика Дагестан — 27 (2600,0%) <4>, Республика Ингушетия — 13 (1200,0%) <5>, Чеченская Республика — 12 (-7,7%) преступлений <6>, Кабардино-Балкарская Республика — 3 (+200%) <7>, Карачаево-Черкесская Республика — 2 (-3,3%) <8>, Республика Северная Осетия — Алания, Ставропольский край — 0 <9>. ——————————— <4> В 2011 г. из 27 (+2600%) зарегистрированных преступлений в РД по ст. 205.1 УК РФ предварительно расследовано 23 (+2200%), направлены в суд с обвинительным заключением — 3 (удельный вес к количеству предварительно расследованных преступлений — 13,0%), приостановлено по п. 2, 3 ч. 1 ст. 208 УПК РФ — 2 (темпы прироста к АППГ — 0). <5> В 2011 г. из 13 (+1200%) зарегистрированных преступлений в РИ по ст. 205.1 УК РФ, предварительно расследовано 12 (+2200%), направлено в суд с обвинительным заключением — 10 (удельный вес к количеству предварительно расследованных преступлений 13,0%), приостановлено по п. 2, 3 ч. 1 ст. 208 УПК РФ — 2 (темпы прироста к АППГ — 0). <6> В 2011 г. из 12 (-7,7%) зарегистрированных преступлений в ЧР по ст. 205.1 УК РФ, предварительно расследовано 9 (0,0%), направлено в суд с обвинительным заключением — 1 (удельный вес к количеству предварительно расследованных преступлений — 11,1%), приостановлено по п. 2, 3 ч. 1 ст. 208 УПК РФ — 5 (темпы прироста к АППГ — 0). <7> В 2011 г. из 3 (200%) зарегистрированных преступлений в КБР по ст. 205.1 УК РФ предварительно расследовано 1 (0,0%), направлено в суд с обвинительным заключением — 1 (удельный вес к количеству предварительно расследованных преступлений — 0%), приостановлено по п. 2, 3 ч. 1 ст. 208 УПК РФ — 1 (темпы прироста к АППГ — 0). <8> В 2011 г. из 2 (-33,3%) зарегистрированных преступлений в КЧР по ст. 205.1 УК РФ, предварительно расследовано 3 (0,0%), направлено в суд с обвинительным заключением — 3 (удельный вес к количеству предварительно расследованных преступлений — 100,0%), приостановлено по п. 1 ч. 1 ст. 208 УПК РФ — 1, приостановлено по п. 2, 3 ч. 1 ст. 208 УПК РФ — 1 (темпы прироста к АППГ — 0). <9> Ранжирование субъектов СКФО в 2010 г. по числу зарегистрированных преступлений по ст. 205.1 УК РФ выглядело следующим образом: Чеченская Республика — 13 (+18,2%, 2009 г. — 11) преступлений, Карачаево-Черкесская Республика — 3, в Республиках Дагестан, Ингушетии, Кабардино-Балкарской Республике, Республике Северная Осетия — Алания — по 1 преступлению. Из зарегистрированных 9 (+28,6%, 2009 г. — 7) преступлений по ст. 205.2 УК РФ (Публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публичное оправдание терроризма), предварительное следствие проведено по 4 преступлениям (рост на 33,3%), выявлено 3 лица (50%).

В 2011 г. всего было предварительно расследовано преступлений, связанных с террористической деятельностью — 30 (рост на +3,4%), в том числе 9, или 30%, сотрудниками ОВД. Из этих 30 преступлений предварительно расследовано 4 (+300,0%) преступления, связанных с финансированием акта терроризма либо террористической организации, в том числе сотрудниками ОВД — 1 преступление, или 25% от числа расследованных <10>. ——————————— <10> Не наступило перелома в борьбе с финансированием терроризма: мало выявлялось и расследовалось преступлений этой категории: всего в 2010 г. было предварительно расследовано 29 преступлений (+123,1%), связанных с террористической деятельностью, из которых с финансированием акта терроризма либо террористической организации — 1 (-80,0%) преступление.

За 6 месяцев 2011 г. предварительно расследовано 2 преступления, связанных с финансированием акта терроризма либо террористической организации, сотрудниками ОВД-1 <11>. В 2011 г. всего было предварительно расследовано 4 (+300,0%) преступления, а за 2007 — 2011 гг. всего 20 преступлений, связанных с финансированием акта терроризма либо террористической организации, сотрудниками ОВД-13. Согласно данным судебной статистики, за 2006 — 2010 гг. по ст. 205.1 УК РФ было всего осуждено 24 лица, из которых 12 — по основной статье, 12 — по дополнительной <12>. ——————————— <11> Выборочные данные из формы 282 за январь — июнь 2011 г. Раздел 2. Сведения о преступлениях, связанных с террористической деятельностью. <12> Данные из формы N 10а представлены старшим научным сотрудником отдела проблем информационно-аналитического обеспечения деятельности органов прокуратуры, советником юстиции Н. В. Колесниковой.

Правоохранителям важно знать, что уже подготовлено и скоро будет опубликовано постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации по преступлениям террористического характера <13>. ——————————— <13> Куликов В. // Российская газета. Федеральный выпуск. N 5664(288) 22.12.2011. 00:53. Верховный Суд России подготовил особые разъяснения, кого считать террористами. Повар в лагере боевиков — однозначно участник банды. Зато убийцу государственного деятеля не обязательно записывать в террористы: для него есть отдельная статья с не менее суровым наказанием. http://www. rg. ru/2011/12/20/terror-site. html. 05.02.2012.

Террористы используют для своей преступной деятельности внутренние источники финансирования, то есть внутри России. «…По разным данным, например, в Кабардино-Балкарской Республике так называемым «исламским подпольем» собиралось с коммерсантов и чиновников от 170 миллионов до полумиллиарда рублей. После нейтрализации правоохранительными органами Муссы Мукожева и Анзора Астемирова участники ОПФ убили главу Духовного управления мусульман КБР муфтия Анаса Пшихачева и ученого-этнографа доктора филологических наук Аслана Ципинова. «Исламское подполье» установило твердую ставку «закята» (пожертвования) для бизнесменов — 2,5% от прибыли. Есть еще специальный налог на джихад, который с каждым годом растет, — сообщил корреспонденту газеты источник в правоохранительных органах КБР…» <14>. ——————————— <14> Асламова Д. В. Приэльбрусье в разгар сезона… // Комсомольская правда. 22.03.2011. С. 12 — 13.

В США уже поняли, что организованные преступники, террористы и лица, занимающиеся незаконным оборотом наркотиков, крепко связаны в том числе единой финансовой основой. Помощник Президента США по национальной безопасности генерал Джеймс Джонс заявил: «…Преступники, наркоторговцы и террористы сейчас — звенья одной цепи…» <15>. ——————————— <15> Патрушев Н. П. Последние взрывы в России организовали международные террористы. Оружие России: каталог вооружения, военной и специальной техники // Спецслужбы. URL: http:// www. arms — expo. ru/ site. xp/ 049057054049124049056054051055.html. 12.10.2010. 16:21.

По оценкам специалистов, до 35% от всех денег «Аль-Каиды» поступают от наркобизнеса <16>. ——————————— <16> Сколько стоит теракт. Материал подготовлен редакцией сайта «Журналисты против террора». 30.06.2011. URL: http:// www. smiantiterror. ru/ osj/ actual/ post. htm? postld= 380@cmsVBVideoPost&mode;= 1&id;= 18@cmsVBVideoBlog. 11.07.2011. 18:06.

Правоохранителям важно знать источники и каналы финансирования организованной террористической деятельности в России. Одним из источников финансирования терроризма является незаконный оборот наркотиков. «В столице Армении проходило десятое заседание координационного совета глав компетентных органов по противодействию незаконному обороту наркотиков стран Организации договора о коллективной безопасности (ОДКБ). …Председатель координационного Совета, руководитель российских наркополицейских Иванов выступил с докладом об итогах локальной антинаркотической операции «Канал-Запад». В июне 2011 г. в результате ее проведения с участием Белоруссии, Казахстана, России, Латвии, Литвы, Польши и Украины было изъято более трех тонн наркотиков, выявлено свыше трех тысяч наркопреступлений. Транснациональная наркопреступность все больше консолидируется с террористическими и экстремистскими структурами, сказал генсек ОДКБ Николай Бордюжа. В работе Международного координационного штаба организации приняли участие представители Евразийской группы по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма, Совета руководителей таможенных служб СНГ, Совета командующих пограничными войсками СНГ, органов исполнительной власти России, наблюдатели от Европола, а также антинаркотических ведомств ряда стран…» <17>. ——————————— <17> Богданов В. Героин нашего времени. Создан международный антинаркотический спецназ // Российская газета. Федеральный выпуск N 5521(1445). 07.07.2011. URL: http://www. rg. ru/ 2011/ 07/ 07/ antinarko. html. 07.07.2011. 09:28. Спецподразделения России, Киргизии и Таджикистана будут совместно бороться с наркотрафиком на территории государств — членов Организации договора о коллективной безопасности. Об этом заявил в Ереване глава госнаркоконтроля Виктор Иванов. В работе заседания приняли также участие генеральный секретарь ОДКБ Николай Бордюжа и секретарь Совета национальной безопасности Республики Армения Артур Багдасарян. Участники совещания обсудили перспективы развития международной организации и использование объединенного спецназа коллективных сил оперативного реагирования ОДКБ в антинаркотических мероприятиях, а также борьбу с транснациональной преступностью. Они также рассмотрели подготовку сборника нормативно-правовых актов государств — членов ОДКБ в области контроля за оборотом наркотиков. Незаконный оборот наркотиков остается сегодня весьма острой проблемой для государств — членов ОДКБ. Нелегальная торговля этими препаратами подрывает основы национальной безопасности каждого государства отдельно и основы международной стабильности в целом.

Субъекты ОРД и следственные подразделения России недостаточно внимания уделяют выявлению и пресечению незаконного оборота наркотиков как источника финансирования терроризма: наркополицейскими не было выявлено ни одного преступления, связанного с финансированием терроризма. Благодаря информации Wikileaks, который опубликовал источники финансирования террористов, мы узнаем о некоторых источниках и каналах финансирования организованной террористической деятельности в мире. Согласно материалам сайта Wikileaks, «…Саудовская Аравия и Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ) финансировали террористическую сеть в Пакистане, которая занималась в том числе и вербовкой детей в возрасте до восьми лет для участия в террористической и диверсионной деятельности. Отмечается, что оба государства переправляли ежегодно порядка $100 млн. экстремистским организациям в пакистанской провинции Пенджаб. В материалах интернет-ресурса также говорится, что финансирование осуществлялось через религиозные и благотворительные организации, которые пользовались непосредственной поддержкой Саудовской Аравии и ОАЭ…» <18>. ——————————— <18> Wikileaks опубликовал источники финансирования террористов. YTPO. ru, 22.05.2011, 15:15, 22.05.2011, 15:15. URL: http://news. rambler. ru/9976648/. 25.06.2011. 18:47.

С другой стороны, террористы и их пособники занимаются и легальным бизнесом. Например, «…финансировавшие теракт 11 сентября 2011 г. жители Германии арабского происхождения занимались торговлей подержанными автомобилями. В России, где бизнес непрозрачен традиционно, для финансирования террора открыты широкие возможности. В сентябре 2000 г. «Парламентская газета» опубликовала материал под названием: «Пока мы здесь — вас не взорвут». Речь в нем шла о финансировании чеченских террористов средствами, вырученными от продажи продукции хлебокомбината из орловского города Ливны. Подставные фирмы, контролируемые террористами, обманывали крестьян при скупке зерна, затем уводили деньги от налогов и переправляли их в Чечню. Известен случай, когда при проверке московского ночного клуба в его «закромах» были обнаружены партия «Калашниковых» и противогазов, готовая к переправке на Кавказ…» <19>. ——————————— <19> Сколько стоит теракт…

Участники организованных преступных формирований (ОПФ) террористического характера являются лицами, специально подготовленными для ведения боевых действий как в условиях горно-лесистой местности, так и в городской черте, прекрасно вооружены, готовы в любой момент вступить в огневой контакт, прошли обучение подрывному делу, и, как правило, передвигаются на автомашинах. Наряду с преступлениями террористического характера, они профессионально занимались вымогательством денег у коммерсантов для продолжения своей преступной деятельности. Так, «18 апреля 2011 г. в 00:15 на автомобильной дороге Ташкапур — Хаджалмахи Левашинского района Республики Дагестан в ходе проверки оперативной информации, полученной ФСБ России и Управлением ФСБ России по Республике Дагестан, сотрудниками спецслужб совместно с правоохранительными органами нейтрализовано четверо активных участников бандитского подполья, в т. ч. главарь дагестанских бандитов Исрапил Валиджанов (кличка — Амир Хасан). При попытке остановить два автомобиля «Лада-Калина» и ВАЗ-2114, в которых передвигались бандиты, из машины преступников был открыт огонь по сотрудникам правоохранительных органов. Ответным огнем «боевики» были нейтрализованы. В автомобиле бандитов обнаружены оружие и боеприпасы. По данным оперативного штаба в Республике Дагестан, уничтоженные бандиты причастны к убийствам и покушениям на жизнь гражданских лиц и сотрудников правоохранительных органов, а также к другим многочисленным преступлениям террористической направленности. По данным НАК, Валиджанов в 1998 г. прошел боевую подготовку в учебном центре Хаттаба «Кавказ» в селении Сержен-Юрт Шалинского района Чеченской Республики. С 1999 г. принимал активное участие в боевых действиях в составе незаконных вооруженных формирований против федеральных сил в отряде иностранного наемника Абу-Джафара на территории Чеченской Республики и вооруженном вторжении в Новолакский район Республики Дагестан. По возвращении в 2003 г. в Республику Дагестан вступил в бандгруппу Макашарипова и исполнял роль подрывника. Являлся организатором десятков преступлений террористической направленности, в результате которых погибли мирные граждане, представители органов исполнительной власти, священники, сотрудники правоохранительных органов. В 2006 г. Валиджанов создал так называемую «юждаговскую» бандгруппу из числа местной молодежи. «Поставил на поток» вымогательство денег с предпринимателей республики, «засылал флэшки» с видеообращениями и угрозами, вымогая крупные денежные суммы для осуществления бандитской деятельности. В октябре 2010 г. Валиджанов был назначен по решению Д. Умарова первым лицом в бандитской иерархии Дагестана» <20>. ——————————— <20> 18 апреля 2011 г. 09:00. Москва — Грозный. Экспресс-информация. Информационный центр Национального антитеррористического комитета. URL: http://nak. fsb. ru/. 22.04.2011. 15:01.

Следует отметить, что сотрудники спецслужб и правоохранительных органов России, нейтрализуя лидеров, активных и непримиримых участников ОПФ, действуют в состоянии необходимой обороны и крайней необходимости и поэтому не подлежат уголовной ответственности. До настоящего времени значительную роль в финансировании организованной террористической деятельности продолжают играть эмиссары международных террористических организаций, через которых идет финансирование терроризма в России. Так, Информационный центр Национального антитеррористического комитета сообщил о том, что «…3 мая 2011 г. в горно-лесистой местности Веденского района Чеченской Республики в ходе проведения силами УФСБ России по ЧР во взаимодействии с ВВ МВД России разведывательно-поисковых мероприятий произошло боестолкновение с бандгруппой, в результате которого нейтрализовано двое бандитов. В ходе дальнейших оперативно-следственных мероприятий, проводимых в рамках контртеррористической операции, последние опознаны как: Бартиев Рамазан Русланович, 1987 г. р., уроженец Хасавюртовского района Республики Дагестан. По имеющейся в НАК информации, с 2007 г. Бартиев входил в бандформирование братьев Гакаевых. Догер Севдет, 1977 г. р., гражданин Турции, известен как Абдулла Курд, выполнявший функции эмиссара «Аль-Каиды» на Северном Кавказе. Среди вещей уничтоженных бандитов обнаружен паспорт гражданина Турции на его имя с визами Грузии, Азербайджана и Пакистана. По имеющимся в ФСБ России данным, указанный боевик в 1991 г. прибыл на территорию Северного Кавказа с территории Панкисского ущелья Грузии. В Чеченской Республике Абдулла Курд входил в т. н. арабские группы «Аль-Каиды» под командованием Хаттаба, Абу-аль Валида и Абу-Хавса, преступная деятельность которых была пресечена ранее ФСБ России с участием правоохранительных органов. Он принимал непосредственное участие в планировании и организации крупных диверсионно-террористических актов, убийствах мирных жителей и сотрудников правоохранительных органов. С 2006 г., после нейтрализации Абу-Хавса, являлся заместителем другого главаря северокавказского бандподполья, главного эмиссара международной террористической организации «Аль-Каида» на Северном Кавказе подданного Саудовской Аравии по кличке «Моганнед». Оперативный штаб Национального антитеррористического комитета в Чеченской Республике сообщает, что после нейтрализации «Моганнеда» в ходе спецоперации, проведенной 11 апреля 2011 г., именно Абдулла Курд занял пост главного координатора структур международного терроризма на Северном Кавказе. На него были возложены функции контроля и распределения финансовых поступлений из-за рубежа для обеспечения деятельности террористического бандподполья на всем Северном Кавказе. НАК отмечает, что данная операция стала следствием координации деятельности спецслужб и правоохранительных органов не только России, но и их активного взаимодействия с иностранными партнерами, а ее результаты внесут определенные осложнения в контакты северокавказского бандподполья с международной террористической организацией «Аль-Каида…» <21>. ——————————— <21> 4 мая 2011 г. 15:30. Москва — Грозный. Экспресс-информация. URL: http://nak. fsb. ru/. 10.05.2011. 18:49.

Многие исследователи ищут ответ на вопрос о том, сколько стоит теракт? И как сделать так, чтобы террористические акты не совершались? По данным журналистов, «…теракт, ставший символом террористической войны против всего цивилизованного мира, атака на здания Всемирного торгового центра и Пентагона, совершенная 11 сентября 2001 г., по данным ФБР США, обошлась в сумму от 300 000 до 500 000 долл.». После терактов, совершенных в Саудовской Аравии 12 мая и 8 ноября 2003 г. местным филиалом «Аль-Каиды», проведенное расследование показало, что их подготовка и осуществление обошлись в 15 млн. долл. По утверждению Шамиля Басаева, теракт в Беслане он финансировал из собственного кармана, и он обошелся ему в 8 тыс. евро. Также Басаев утверждал, что «взрывы самолетов (имелись в виду теракты августа 2004 г. в Москве. — Авт.) обошлись в 4000 долларов, на Каширской и у метро — в 7000 долларов». Скорее всего, Басаев врал, стремясь показать, что теракты якобы практически не требуют материальных затрат. На самом деле это не так. По экспертным оценкам, на подготовку захвата школы в Беслане было затрачено около двух миллионов долларов. Важно понимать, что организатору теракта довольно дорого обходятся бандиты-наемники. Чаще всего боевики совершают теракты отнюдь не за идею — а исключительно ради материального вознаграждения. Штурм школы в Беслане, как считает часть экспертов, начался после конфликта боевиков, произошедшего из-за того, что руководитель террористической операции скрылся со всеми деньгами. То есть «воины джихада» элементарно не поделили деньги. Что касается операции по организации взрывов в Москве в августе 2004 г., то их бюджет, как считает бывший руководитель подразделения КГБ по борьбе с терроризмом Владимир Луценко, составлял как минимум 100 тыс. долл. В эту сумму входят и аренда жилья и транспорта, доставка с Кавказа через продажные посты террористов и взрывчатки, проведение разведки и т. д. Как бы террористы ни желали преуменьшить свои расходы, суммы все равно получаются достаточно серьезные — причем во многом из-за жадности непосредственных исполнителей. Ликвидация последствий теракта стоит в десятки и сотни раз больше, чем его организация. Например, только официальные выплаты жертвам 11 сентября в США превысили 7 млрд. долл. Помощь государства и благотворительные взносы пострадавшим в Беслане также во много раз превосходят любые деньги, что были затрачены на организацию захвата. И пока такой перекос существует, теракты будут продолжаться <22>. ——————————— <22> Сколько стоит теракт…

Ученые уделяют пристальное внимание изучению международных проблем борьбы с терроризмом, систематизации источников финансирования терроризма. Финансирование является одной из наименее изученных составляющих терроризма. Проводимые исследования в основном направлены на изучение использования для целей финансирования терроризма отдельных финансовых инструментов и не охватывают проблему в целом. На взгляд Э. А. Иванова, О. В. Галафаста, можно выделить следующие источники финансирования террористических организаций: средства, поступающие от коммерческих организаций, контролируемых представителями этнических диаспор, к которым относится преобладающая часть членов террористической организации. При этом коммерческие организации могут быть зарегистрированы в различных государствах; средства, поступающие от физических лиц — представителей этнических диаспор, к которым относится преобладающая часть членов террористической организации; средства, поступающие от коммерческих организаций, ведущих бизнес или заинтересованных в ведении бизнеса на территориях, контролируемых террористическими организациями, или на территориях, на которых действуют террористические организации; средства, поступающие от коммерческих организаций, созданных и контролируемых террористическими организациями в целях экономического обеспечения своей деятельности; средства, получаемые в результате хищения из государственного бюджета с использованием коррумпированных должностных лиц (характерно в основном для внутреннего терроризма); средства, получаемые в результате взаимодействия (сотрудничества) от транснациональных криминальных корпораций, преступных организаций, организованных преступных групп и сообществ; средства, получаемые в результате преступной деятельности самих террористических организаций, связанной, в частности, с захватом заложников для получения выкупа, разбойными нападениями, торговлей оружием, наркотиками и другими преступлениями; собственные средства членов террористических организаций; средства, собираемые некоммерческими организациями и частными лицами у физических лиц и организаций, якобы в благотворительных целях, в частности для оказания гуманитарной помощи определенным территориям или этническим (религиозным) группам, к которым относится преобладающая часть членов террористической организации. Реальные цели использования денежных средств скрываются; средства радикальных политических партий, сотрудничающих с террористическими организациями для достижения своих целей; средства, получаемые от отдельных государств, имеющих политическую заинтересованность в деятельности террористической организации. Как видно из приведенного перечня источников, в большинстве случаев террористов связывает с источниками финансирования принадлежность к одной этнической или религиозной группе. При этом источники финансирования локальных террористических организаций и международных террористических организаций могут отличаться. Использование в качестве источников финансирования средств радикальных политических партий и средств, получаемых в результате хищения из государственного бюджета, с использованием коррумпированных должностных лиц характерно для локальных террористических организаций. Международные террористические организации могут иметь более широкий спектр поддерживающих их этнических групп и, следовательно, источников финансирования. Финансирование со стороны государств, имеющих политические интересы, а также финансирование в рамках взаимодействия с транснациональными криминальными корпорациями могут получать как локальные, так и международные террористические организации…» <23>. ——————————— <23> Иванов Э. А., Галафаст О. В. Международно-правовые проблемы борьбы с терроризмом. URL: http:// e. mail. ru/cgi — bin/ readmsg? id= 13245641430000000474&folder;= 500000# readmsg? id= 13248886050000001006&folder;= 0. 26.12.2011.

Сотрудники правоохранительных органов России должны знать о том, что некоторые граждане России принимают участие или совершают преступления террористического характера не только у себя на родине, но и за рубежом. Так, «…гражданин России входит в число осужденных за терроризм сообщников смертника, совершившего самоподрыв у здания Департамента комитета национальной безопасности в казахстанском городе Актобе. Специализированным межрайонным судом по уголовным делам Актюбинской области уроженец Дагестана Марат Магомедович Палтоев приговорен к пяти годам лишения свободы в колонии общего режима. В середине мая 2011 г. в здании ДКНБ в Актобе местный житель 25-летний Рахимжан Макатов совершил акт самоподрыва, в результате чего он погиб, еще два человека пострадали. Как сообщалось ранее, в минувшую среду суд вынес приговор группе террористов, причастных к взрыву у здания спецслужбы в Актобе. Приговор еще не вступил в силу. Информация о причастности каждого из подсудимых к взрыву не разглашается, суд проходил в закрытом режиме. Известно лишь, что руководителю группы Есету Махуову назначено 17 лет строгого режима с конфискацией имущества, двоим — по десять лет, одному — восемь лет, двоим — по три года, остальным — по пять лет лишения свободы. Всего на скамье подсудимых было 12 человек, все они признаны судом виновными по ст. 233 (терроризм), ст. 233.2 (создание, руководство террористической группой и участие в ее деятельности), ст. 233.1 (пропаганда терроризма или публичные призывы к совершению акта терроризма), ст. 233.3 (финансирование экстремизма или террористической деятельности), ст. 164 (возбуждение социальной, национальной, расовой или религиозной вражды), ст. 251 (незаконные приобретение, сбыт, хранение или ношение оружия и взрывных устройств) и ст. 252 (незаконное изготовление оружия) Уголовного кодекса республики» <24>. ——————————— <24> Россиянин осужден в Казахстане за причастность к терроризму. 1 8.12.2011. 14:51. URL: http:// www. vesti. ru/ doc. html? id= 664796&cid;= 8. 02.01.2012.

Активизировался прокурорский надзор за исполнением законов о федеральной безопасности и противодействии терроризму: выросло количество и качество прокурорских проверок, актов прокурорского реагирования, их эффективность. Всего в 2011 г. прокурорами субъектов Российской Федерации проведена 44 251 проверка исполнения законов о противодействии терроризму (в 2010 г. — 37 704), в ходе которых выявлено 137 914 нарушений (100 789), в том числе незаконных правовых актов 1104 (1031). Было принесено 1089 протестов (1013), из которых отклонен один (в 2010 г. — 10), по 987 (в 2010 г. — 940) удовлетворенным протестам отменены и изменены незаконные правовые акты. Направлено в суд 14 740 исков (заявлений) (в 2010 г. — 9958), из которых удовлетворено и прекращено дел ввиду добровольного удовлетворения требований прокурора — 12 311 (в 2010 г. — 8238). Внесено 33 573 представления (24 572), по результатам рассмотрения которых к дисциплинарной ответственности привлечено 23 759 должностных лиц (15 837), по постановлению прокурора органами административной юрисдикции привлечено к дисциплинарной ответственности — 9595 (2010 г. — 9410), предостережено 3997 лиц о недопустимости нарушения закона (2010 г. — 4531), вынесено предупреждений — 2 (2010 г. — 22), направлено материалов для решения вопроса об уголовном преследовании в порядке ч. 2 ст. 37 УПК РФ — 12 (8), по направленным в порядке ч. 2 ст. 37 УПК РФ прокурорами материалам возбуждено 7 уголовных дел (7). Причинный комплекс преступлений террористического характера, как показывают исследования, характеризуется взаимодействием следующих обстоятельств: очевидными противоречиями потребностей и интересов субъектов преступлений террористического характера и субъектов, к которым адресуются их требования, невозможность непосредственного результативного воздействия на субъекта, от которого могло бы зависеть удовлетворение соответствующих потребностей и интересов террористов, готовность части населения к использованию такого высокоопасного способа насилия, как терроризм, серьезные недостатки в состоянии социального контроля. Всплеск терроризма соответствует историческим периодам, характеризующимся крайним обострением социальных проблем и серьезными просчетами в их разрешении. Терроризм сегодня — это органическая составляющая более сложных и глобальных проблем, чем преступность, с ее организованным и транснациональным характером <25>. ——————————— <25> Долгова А. И. Криминология. М., 2010. С. 678 — 679.

Президент Российской Федерации Д. А. Медведев в своем Послании Федеральному Собранию Российской Федерации отметил беспрецедентный уровень коррупции, насилия, клановости в северокавказских республиках, к которым необходимо добавить безработицу (в ЮФО более 600 тыс. чел., из которых более 300 тыс. — в Чеченской Республике, низкий уровень социально-экономического развития республик, высокая дотационность, высокий удельный вес в структуре преступности преступлений экономической направленности). Важно предупреждать преступления террористического характера, включая террористические акты, и в первую очередь путем повышения эффективности оперативно-розыскной (например, в СКФО реализуется только 15,5% дел оперативного учета), разведывательной и контрразведывательной деятельности субъектов ОРД (ФСБ России, МВД России, Главное разведывательное управление Генерального штаба (ГРУ ГШ) ВС РФ, ФСО России и т. д.), улучшения агентурной работы и подрыва финансовых основ организованной преступной деятельности, включая организованную экономическую, террористическую, незаконный оборот наркотиков, оружия. Террористическая инфраструктура на Северном Кавказе полностью не разрушена, военная организационно-штатная структура, носящая иерархо-сетевой характер, в деятельности организованных преступных формирований (ОПФ) сохранилась, и ее члены перешли к партизанским методам ведения борьбы против правоохранительных органов и спецслужб России, нанося удары по наиболее уязвимым местам. Например, «Кавказский эмират» Д. Умарова и 18 террористических организаций, признанных таковыми решениями Верховного Суда Российской Федерации. Прогноз на 2012 г.: в 2012 г. будет велика угроза совершения резонансных террористических актов как в Чеченской Республике, Республиках Дагестан и Ингушетии, так и в целом в России (особенно в Москве, Санкт-Петербурге и других крупных промышленных центрах), ибо не ликвидирован причинный комплекс преступлений террористического характера, указанный выше. В связи с отсутствием возможности перекрыть все внутренние и внешние каналы и источники финансирования терроризма, незаконного оборота оружия, наркотиков, похищения человека силами правоохранительных органов и спецслужб России, а также пресечь проникновение на территорию России эмиссаров и лидеров международных террористических организаций, наемников, через которых поступает основная часть финансовых средств из-за рубежа, обострение международной обстановки вокруг Ирана, Сирии и других государств, переделом рынка нефтепродуктов, следует прогнозировать активизацию участников ОПФ террористического характера, т. е.: использование «смертников», в том числе на автомобилях, груженных взрывчатыми веществами, расширение географии резонансных террористических актов и террористической активности на другие субъекты Российской Федерации в целях отработать зарубежные денежные транши <26>. ——————————— <26> Поскольку причинные комплексы терроризма в 2011 г. в СКФО полностью нейтрализовать не удалось, то резонансные террористические акты, к сожалению, уже имели место в январе 2011 г.: в Республике Дагестан, в городе Хасавюрте, произошло два террористических акта (14 и 26 января 2011 г.), в результате которых погибли семь человек и еще 17 получили ранения, а также подрыв самодельного взрывного устройства «террористом-смертником» в аэропорту Домодедово Московской области, в результате которого погибли 35 и получили ранения 180 человек. Представитель Следственного комитета РФ сообщил о том, что 31 декабря 2010 г. готовились самоподрывы двух женщин-смертниц в г. Москве (за 2010 г. были предотвращены 66 преступлений террористического характера).

Основными направлениями и проблемами борьбы с терроризмом на Северном Кавказе и в целом в России в 2012 г. останутся: 1) проблемы раскрытия особо тяжких и преступлений террористического характера, в том числе приостановленных уголовных дел террористического характера в Управлениях Следственного комитета Российской Федерации по Чеченской Республике, Республике Дагестан и Ингушетии и других субъектов СКФО, России, и проблемы создания, по мнению следователей Следственного комитета РФ <27>, в регионах со сложной криминальной ситуацией (СКФО, Москве, Санкт-Петербурге и других) специальных подразделений по расследованию только этой категории уголовных дел, т. е. преступлений террористического характера (в том числе приостановленных уголовных дел) и их финансирования (не путать с отдельной, постоянно действующей межведомственной оперативной группой (ОПДМОГ) в СКФО); ——————————— <27> Согласно результатам 1-го и 2-го этапов научного исследования по проблемам борьбы с финансированием терроризма в 2010 и 2011 гг.

2) проблемы оперативного внедрения в национальные диаспоры в субъектах России, за границей, в арабских странах в целях получения упреждающей оперативной информации о подготавливаемых террористических атаках, в том числе на объекты атомной инфраструктуры, непримиримой частью участников ОПФ террористического характера, фанатиков на территории России. Предложения. 1. Криминальная ситуация в России требует незамедлительного воссоздания на новой качественной основе вертикально-структурированной системы управлений и отделов по борьбе с организованной преступностью и самостоятельных центров по борьбе с терроризмом (центры «Т») в системе реформируемого МВД РФ, в наиболее уязвимых регионах с активной террористической деятельностью: СКФО, Москва, Санкт-Петербург, ЮФО и т. д. Следует также воссоздать Восьмое Главное управление МВД РФ и централизованную систему прокуратур Второго управления Генеральной прокуратуры РФ (в настоящее время прокуратуры по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах (прокуроры которых обладают правами прокурора района) находятся в структуре областных, краевых и республиканских прокуратур, которые напрямую не подчиняются Генеральной прокуратуре РФ), так как в ОПК планируется направить 20 трлн. руб., и лидеры международных террористических организаций вынашивают планы, сопряженные с посягательством на объекты использования атомной энергии либо с использованием ядерных материалов, радиоактивных веществ или источников радиоактивного излучения либо ядовитых, отравляющих, токсичных, опасных химических или биологических веществ. Последствия террористических атак на объекты ОПК, ракетно-ядерного комплекса России, атомных электростанций могут иметь катастрофические последствия для нашего государства. 2. Учитывая актуальность проблем борьбы с терроризмом и его финансированием на далекую перспективу, принимая во внимание, что в структуре научных учреждений других правоохранительных органов России имеются соответствующие подразделения институтов, антитеррористические центры <28> и научно-консультативные советы при них <29> филиалы, международные центры научных исследований <30>, научно-исследовательские отделы <31>, сектора по борьбе с терроризмом и его финансированием, исследовательские центры TraCCC в России: Саратовский центр по исследованию проблем организованной преступности и коррупции (http://sartraccc. sgap. ru), Челябинский центр по исследованию проблем организованной преступности и коррупции (http://cheltraccc. susu. ac. ru), Владивостокский центр по исследованию организованной преступности (http://www. crime. vl. ru). Кавказский офис (TraCCC CC) основан 15 января 2003 г. при содействии Центра по изучению терроризма, транснациональной преступности и коррупции (TraCCC), США The Terrorism, Transnational Crime and Corruption Center (TraCCC), USA (http://policy-traccc. gmu. edu) в целях оптимизации научно-практических исследований, создания программ и рекомендаций по борьбе с терроризмом и финансированием (БТ и БФТ), применительно к организации прокурорского надзора, в структуре НИИ Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации целесообразно создание специального сектора по организации прокурорского надзора за исполнением законодательства по борьбе с терроризмом и его финансированием (ССБТ и БФТ) численностью не менее 3 штатных единиц. ——————————— <28> Антитеррористический Центр государств — участников Содружества Независимых Государств (Антитеррористический Центр СНГ, АТЦ СНГ) — отраслевой орган Содружества Независимых Государств, обеспечивающий координацию взаимодействия компетентных органов государств — участников Содружества Независимых Государств в области борьбы с международным терроризмом и иными проявлениями экстремизма. Образован решением Совета глав государств — участников СНГ (СГГ СНГ) от 21 июня 2000 г. 1 декабря 2000 г. Решением СГГ СНГ утверждено Положение об антитеррористическом Центре СНГ, установлении численности сотрудников и финансовом обеспечении деятельности. Руководитель АТЦ СНГ утверждается решением СГГ СНГ. В 2000 — 2006 гг. должность руководителя занимал генерал-полковник Борис Александрович Мыльников, с 2006 г. — генерал-полковник милиции (с 2011 г. — генерал-полковник полиции) Андрей Петрович Новиков. http://ru. wikipedia. org/wiki. <29> Решением Совета руководителей органов безопасности и специальных служб государств-участников «О создании научно-консультативного совета при АТЦ СНГ» от 16 мая 2002 г. из числа ученых и специалистов государств Содружества в области борьбы с международным терроризмом создан Научно-консультативный совет (НКС) при АТЦ СНГ. Научно-консультативный совет при АТЦ СНГ является внештатным коллегиальным органом, участвующим в научно-правовом, экспертном и информационно-консультативном обеспечении деятельности Центра. НКС при АТЦ СНГ готовит предложения по выработке и совершенствованию концепции деятельности АТЦ СНГ. URL: http://www. cisatc. org/136. 14.01.2012. <30> Международный центр научных исследований проблем противодействия терроризму (некоммерческое партнерство (НП) «МЦПТ») и ее печатного органа. В соответствии с рекомендациями министра иностранных дел РФ и пожеланиями руководства Национального антитеррористического комитета (НАК), основными задачами центра в научно-образовательной и исследовательской деятельности являются: изучение проблем противодействия террористической идеологии; анализ антиобщественных явлений современных обществ, связанных и/или способствующих радикализму и экстремизму; проведение гуманитарных и правовых исследований в области защиты критически важных объектов инфраструктуры и развития антитеррористического государственно-частного партнерства с учетом Глобальной антитеррористической стратегии ООН и российской антитеррористической инициативы 2006 г. URL: http://www. rudn. ru/index. php? pagec=2797. 09.01.2012. <31> НИО N 2 ВНИИ МВД Российской Федерации. В настоящее время основными направлениями научных исследований НИО N 2 и региональных подразделений являются: изучение и прогнозирование региональных особенностей преступности в субъектах Российской Федерации; борьба с терроризмом и экстремизмом; профилактика преступлений и правонарушений, а также ряд других актуальных проблем. В своей деятельности НИО N 2 тесно взаимодействует с Российской академией юридических наук, Академией управления МВД России, Ассоциацией юристов России, Российской академией государственной службы при Президенте Российской Федерации и другими образовательными учреждениями и научно-исследовательскими организациями. URL: http://www. vnii-mvd. ru/node/207. 09.01.2012.

Только при существенном, синхронном улучшении социально-экономического положения жителей в СКФО и изменении их личностных характеристик (воздействие на иерархию ценностных ориентации) граждан, улучшении идеологической и воспитательной работы, контрпропаганды идеологии исламского фундаментализма (ваххабизма) возможно улучшение криминальной ситуации в регионе.

Литература

1. Согласно ф. 282 кн. 5 лист 2 (январь — декабрь 2011 г.) ГИАЦ МВД РФ из 61 зарегистрированных преступления по ст. 205.1 (рост на +177,3%), выявленных сотрудниками ППЭ — 12, или 19,7% от числа зарегистрированных преступлений. 2. Куликов В. // Российская газета. Федеральный выпуск. N 5664(288) 22.12.2011. 00:53. Верховный Суд России подготовил особые разъяснения, кого считать террористами. Повар в лагере боевиков — однозначно участник банды. Зато убийцу государственного деятеля не обязательно записывать в террористы: для него есть отдельная статья с не менее суровым наказанием. URL: http://www. rg. ru/ 2011/ 12/ 20/ terror-site. html. 05.02.2012. 3. Богданов В. Героин нашего времени. Создан международный антинаркотический спецназ // Российская газета. Федеральный выпуск. N 5521(1445). 07.07.2011. URL: http://www. rg. ru/ 2011/ 07/ 07/ antinarko. html. 07.07.2011. 09:28. 4. Wikileaks опубликовал источники финансирования террористов // YTPO. ru. 22.05.2011, 15:15, 22.05.2011, 15:15. URL: http:// news. rambler. ru/ 9976648/. 25.06.2011. 18:47. 5. Асламова Д. В. Приэльбрусье в разгар сезона… // Комсомольская правда. 22.03.2011. С. 12 — 13. 6. Патрушев Н. П. Последние взрывы в России организовали международные террористы. Оружие России: каталог вооружения, военной и специальной техники // Спецслужбы. URL: http:// www. arms — expo. ru/ site. xp/ 049057054049124049056054051055.html. 12.10.2010. 16:21. 7. Сколько стоит теракт. Материал подготовлен редакцией сайта «Журналисты против террора». 30.06.2011. URL: http:// www. smiantiterror. ru/ osj/ actual/ post. htm? postld= 380@cmsVBVideoPost&mode;= 1&id;= 18@cmsVBVideoBlog. 11.07.2011. 18:06. 8. 18.04.2011. 09:00. Москва — Грозный. Экспресс-информация. Информационный центр Национального антитеррористического комитета. URL: http://nak. fsb. ru/. 22.04.2011. 15:01. 9. 04.05.2011. 15:30. Москва — Грозный. Экспресс-информация. URL: http://nak. fsb. ru/. 10.05.2011. 18:49. 10. Иванов Э. А., Галафаст О. В. Международно-правовые проблемы борьбы с терроризмом. URL: http:// e. mail. ru/ cgi-bin/ readmsg? id= 13245641430000000474&folder;= 500000# readmsg? id= 13248886050000001006& folder= 0. 26.12.2011. 11. Россиянин осужден в Казахстане за причастность к терроризму. 18.12.2011. 14:51. URL: http:// www. vesti. ru/ doc. html? id= 664796&cid;=8. 02.01.2012. 12. Долгова А. И. Криминология. М., 2010. С. 678 — 679. 13. Антитеррористический центр государств — участников Содружества Независимых Государств (Антитеррористический центр СНГ, АТЦ СНГ) — отраслевой орган Содружества Независимых Государств, обеспечивающий координацию взаимодействия компетентных органов государств — участников Содружества Независимых Государств в области борьбы с международным терроризмом и иными проявлениями экстремизма. Образован решением Совета глав государств — участников СНГ (СГГ СНГ) от 21 июня 2000 г. 1 декабря 2000 г. Решением СГГ СНГ утверждено Положение об антитеррористическом Центре СНГ, установлении численности сотрудников и финансовом обеспечении деятельности. Руководитель АТЦ СНГ утверждается решением СГГ СНГ. В 2000 — 2006 гг. должность руководителя занимал генерал-полковник Борис Александрович Мыльников, с 2006 г. — генерал-полковник милиции (с 2011 г. — генерал-полковник полиции) Андрей Петрович Новиков. 09.01.2012. 14. Решением Совета руководителей органов безопасности и специальных служб государств-участников «О создании научно-консультативного совета при АТЦ СНГ» от 16 мая 2002 г. из числа ученых и специалистов государств Содружества в области борьбы с международным терроризмом создан Научно-консультативный совет (НКС) при АТЦ СНГ. Научно-консультативный совет при АТЦ СНГ является внештатным коллегиальным органом, участвующим в научно-правовом, экспертном и информационно-консультативном обеспечении деятельности Центра. НКС при АТЦ СНГ готовит предложения по выработке и совершенствованию концепции деятельности АТЦ СНГ. URL: http://www. cisatc. org/136. 14.01.2012. 15. «Международный центр научных исследований проблем противодействия терроризму» (некоммерческое партнерство (НП) «МЦПТ») и ее печатного органа. В соответствии с рекомендациями министра иностранных дел РФ и пожеланиями руководства Национального антитеррористического комитета (НАК) основными задачами центра в научно-образовательной и исследовательской деятельности являются: изучение проблем противодействия террористической идеологии; анализ антиобщественных явлений современных обществ, связанных и/или способствующих радикализму и экстремизму; проведение гуманитарных и правовых исследований в области защиты критически важных объектов инфраструктуры и развития антитеррористического государственно-частного партнерства с учетом Глобальной антитеррористической стратегии ООН и российской антитеррористической инициативы 2006 г. URL: http://www. rudn. ru/ index. php? pagec=2797. 09.01.2012. 16. НИО N 2 ВНИИ МВД Российской Федерации. В настоящее время основными направлениями научных исследований НИО N 2 и региональных подразделений являются: изучение и прогнозирование региональных особенностей преступности в субъектах Российской Федерации; борьба с терроризмом и экстремизмом; профилактика преступлений и правонарушений, а также ряд других актуальных проблем. В своей деятельности НИО N 2 тесно взаимодействует с Российской академией юридических наук, Академией управления МВД России, Ассоциацией юристов России, Российской академией государственной службы при Президенте Российской Федерации и другими образовательными учреждениями и научно-исследовательскими организациями. URL: http://www. vnii-mvd. ru/n.

——————————————————————