Правовое регулирование правоохранительной деятельности полиции в сфере экономики

(Столяренко В. М., Никитин А. Н.) («Административное и муниципальное право», 2012, N 3)

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОЛИЦИИ В СФЕРЕ ЭКОНОМИКИ

В. М. СТОЛЯРЕНКО, А. Н. НИКИТИН

Столяренко Владимир Михайлович, доктор юридических наук, профессор Московского гуманитарного университета.

Никитин Алексей Николаевич, доктор юридических наук, профессор кафедры государственно-правовых дисциплин Московского гуманитарного университета.

Правовое регулирование правоохранительной деятельности полиции в сфере экономики направлено на повышение эффективности мер, применяемых органами внутренних дел по профилактике экономических преступлений и иных правонарушений. Это следующие виды: уголовно-правовые, уголовно-процессуальные и административно-правовые меры; оперативно-розыскные меры; организационные меры; меры по обеспечению деятельности органов внутренних дел по профилактике экономических преступлений и других правонарушений.

Ключевые слова: правонарушения, органы внутренних дел, профилактика, МВД России, подразделения, преступление, оперативно-розыскные меры, профилактическая беседа, административный надзор.

Legal regulation of law enforcement activity performed by police in the sphere of economics B. M. Stolyarenko, A. N. Nikitin

Legal regulation of law enforcement activity performed by police in the sphere of economics is aimed at raising efficiency of measures conducted by internal affairs agencies in order to prevent economic crime and other violations of law. These measures include: criminal law, criminal procedure and administrative law; measures of detection; organizational measures; measures to ensure activity by internal affairs agencies in order to prevent economic crime and other violations of law.

Key words: law enforcement, internal affairs agencies, prevention, Ministry of Internal Affairs of Russia, subdivisions, crime, measures of detection, preventive conversation, administrative supervision.

Деятельность подразделений органов внутренних дел по профилактике экономических и налоговых преступлений в сфере экономики во многом осложняется многочисленностью ее объектов. В связи с чем возникает проблема, связанная с выбором из общего количества тех из них, которые наиболее нуждаются в оперативном обслуживании. Речь идет о ранжировании объектов и выделении из них наиболее важных, крупных налогоплательщиков (плательщиков сборов) и тех, которые в масштабах региона считаются градо — и бюджетообразующими предприятиями. Для проведения такой работы необходим тщательный предварительный анализ. Так, основные меры по профилактике экономических и налоговых преступлений подразделениями БЭП осуществляются в приоритетных сферах (отраслях) экономики: 1) в кредитно-финансовой сфере; 2) в сфере топливно-энергетического комплекса; 3) в лесопромышленном и агропромышленном комплексе; 4) в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции; 5) в социально-бюджетной сфере; 6) в сфере добычи и оборота водных биоресурсов; 7) в сфере незаконного оборота драгоценных металлов и драгоценных камней; 8) во внешнеэкономической сфере. Комплексный анализ состояния оперативной обстановки на этих объектах позволяет определить: — зависимость предпринимательской, торговой, финансовой и иной деятельности от государственных структур, включая органы местного самоуправления; — наличие на объектах экономики и предпринимательской деятельности возможностей противоправного обогащения; — благоприятные условия для нелегального бизнеса, приносящего большие доходы; — объекты, находящиеся под криминальным влиянием организованных преступных сообществ и отдельных лиц, в том числе должностных. Необходимо иметь в виду, что осуществление подразделениями БЭП и НП профилактики рассматриваемых видов преступлений на конкретных объектах предусматривает не только выявление и устранение криминогенных факторов, но и выявление лиц, склонных к совершению экономических и налоговых преступлений, для оказания в их отношении профилактического воздействия. В этом случае рассматриваемая разновидность профилактики действительно носит комплексный характер, включая в себя оба направления. В рамках этой профилактической деятельности решаются следующие основные вопросы: — какие мероприятия, в какой последовательности и с использованием каких возможностей (негласные сотрудники, подразделения оперативно-розыскной информации, оперативно-поисковые подразделения и др.) следует осуществить в целях выявления причин и условий, способствующих совершению преступлений экономической, налоговой и коррупционной направленности, для их нейтрализации; — как, кем и когда должен быть осуществлен контроль за принятием мер реагирования со стороны руководителей хозяйствующих субъектов, органов власти и управления; — как обеспечить недопущение совершения преступлений лицами, состоящими на профилактическом учете и продолжающими занимать руководящие и материально ответственные должности на обслуживаемых объектах, каковы дополнительные источники, из которых могут быть получены данные об их образе жизни и поведении; — когда, кому, какие и в отношении кого из лиц, проходящих по ДОУ, целесообразно провести дополнительные оперативно-розыскные, оперативно-профилактические, оперативно-аналитические и информационно-поисковые мероприятия. Как уже было отмечено, одной из целей профилактической деятельности является пополнение бюджетов всех уровней. Сокращение объемов поступлений в доходную часть бюджетов зависит и от ненадлежащей организации деятельности подразделений БЭП и НП. Нередко отдельные налогоплательщики, в том числе и крупные, вступают в коррупционные отношения с сотрудниками налоговых и таможенных органов, которые, применяя неправомерные льготы к таким налогоплательщикам, содействуют уводу в теневой оборот части налогов и сборов. В сфере налогового администрирования основная работа подразделений ЭБиПК должна быть сконцентрирована на своевременном выявлении и пресечении преступлений коррупционной направленности, связанных с занижением налоговых претензий, незаконным возмещением налога на добавленную стоимость (НДС), разблокировкой расчетных счетов предприятий, организаций, предпринимателей. Непременным условием противодействия коррупции в сфере реализации законодательства о налогах и сборах является устранение правового нигилизма населения и создание для граждан различных механизмов доведения информации до органов внутренних дел и их специализированных подразделений. Освещение в средствах массовой информации фактов задержания коррумпированных чиновников производит достаточно высокий профилактический эффект и положительно влияет на имидж органов внутренних дел. В этих целях необходимо регулярно проводить брифинги, круглые столы и другие общественные мероприятия с участием предпринимателей, представителей средств массовой информации и иных заинтересованных лиц. Одним из основных направлений деятельности подразделений БЭП и НП по профилактике экономических и налоговых преступлений является индивидуальная профилактика, которая предполагает выявление лиц, склонных к совершению преступлений, и оказание на них воздействия в целях недопущения преступлений. Лица, в отношении которых необходимо индивидуальное профилактическое воздействие с постановкой их на учет, выявляются, как правило, из числа следующих субъектов: — высказывающих намерения либо желания или уже осуществляющих подготовительные действия к занятию криминальным бизнесом; — живущих не по зарабатываемым средствам, в том числе несоразмерно своим доходам владеющих движимым и недвижимым имуществом, и выполняющих организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции в исполнительном органе управления юридического лица; — осуществляющих незаконное предпринимательство посредством использования фальсифицированных учредительных и иных документов; — изготавливающих фальшивые разрешения на работу и регистрацию по месту пребывания иностранных граждан; — индивидуальных предпринимателей, заподозренных в поддержании преступных связей с представителями криминальных структур, контролирующих наиболее доходные отрасли экономики; — отбывших уголовное наказание за совершение экономических, налоговых и должностных преступлений либо приговоренных к мерам, не связанным с лишением свободы, и продолжающих вести антиобщественный образ жизни; — криминальных элементов, которые оказывают противодействие органам предварительного расследования по делам об экономических и налоговых преступлениях; — допускающих административные правонарушения в области охраны собственности, в промышленности, строительстве и энергетике, в сельском хозяйстве, ветеринарии и мелиорации земель, в области предпринимательской деятельности, финансов, налогов и сборов, рынка ценных бумаг; — физических лиц, лишенных права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом (ст. 3.11 КоАП РФ) <1>; ——————————— <1> В ГИАЦ МВД России и информационных центрах МВД, ГУВД, УВД по субъектам РФ ведется реестр дисквалифицированных лиц (см.: Приказ МВД России от 22 ноября 2006 г. N 957 «Об утверждении Наставления по формированию и ведению реестра дисквалифицированных лиц и Инструкции о порядке предоставления информации о дисквалифицированных лицах»).

— лишенных права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью (ст. 47 УК РФ). К мерам индивидуального предупреждения экономических преступлений относятся: — профилактическая беседа; — направление информации о причинах и условиях противоправного поведения; — наблюдение и контроль за ходом социальной реабилитации лиц, освобождаемых из мест лишения свободы, в отношении которых судимость не снята и не погашена; — выявление и постановка на профилактический учет; — административный надзор. Специальные профилактические меры в отношении конкретного лица, замышляющего либо подготавливающего преступление экономической, налоговой или коррупционной направленности. Анализ результатов борьбы органов внутренних дел с экономическими преступлениями показал, что основными источниками получения информации о замышляемом либо о готовящемся преступлении экономической, налоговой или коррупционной направленности являются специалисты, осведомленные о деятельности различных субъектов хозяйствования (юрисконсульты, бухгалтеры, ревизоры, аудиторы и др.). Благодаря им оперативному работнику удается своевременно получать сведения не только о подготавливаемых либо совершаемых экономических и налоговых преступлениях, но криминогенных факторах, способствующих их совершению, а также о лицах, причастных к ним <2>. ——————————— <2> Это лица, осведомленные о негативных факторах по роду своей деятельности (счетно-бухгалтерские работники, сотрудники банка, специалисты и технический персонал коммерческих структур, контрольно-надзорных органов и др.).

Так, сотрудники ЭБиПК, осуществляя профилактическую работу в рамках названного дела, по факту предпринимаемых криминально активными лицами попыток создания параллельных с государственными органами коммерческих структур по оказанию платных услуг населению, злоупотребляя при этом полномочиями по осуществлению разрешительных и контрольных функций, обязаны устанавливать факт возможной причастности чиновников к лоббированию интересов криминальных структур. Носителями информации о причинах и условиях, способствующих совершению экономических и налоговых преступлений, являются внутренние документы хозяйствующего субъекта (учредительные документы фирм, контракты по экспортным операциям, грузовые таможенные декларации, сертификаты, платежные документы и т. д.) его внешние документы (лицензии, нормативные документы). Профилактика преступлений осуществляется и в режиме инициативного поиска, когда в ходе его осуществления охватывается большое число объектов профилактики (подучетных лиц, предприятий, учреждений, организаций, органов власти и управления). Существенной особенностью профилактической работы, осуществляемой в рамках возбужденного уголовного дела, является то, что появляется новый субъект профилактики в лице следователя, расследующего дело, и процессуальные рычаги воздействия на лицо, совершившее преступление, а криминогенные факторы, подлежащие устранению в целях недопущения повторных деяний, могут устраняться в таком процессуальном порядке. С возбуждением уголовного дела сотрудники подразделений экономической безопасности не должны снимать с себя ответственность за выявление всех причин и условий, способствовавших совершению экономических и налоговых преступлений. При этом основной процессуальной формой взаимодействия следователя и оперативного работника выступают отдельные поручения. Профилактическая работа, осуществляемая сотрудниками подразделений экономической безопасности, в этом случае направлена на решение следующих задач: — изобличение преступников, которые причастны к подготавливаемому либо совершенному преступлению экономической направленности; — выявление свидетелей, чьи показания могут быть положены в основу принятия решения о внесении следователем представления в соответствующую организацию или соответствующему должностному лицу о принятии мер по устранению нарушений закона (в соответствии с п. 2 ст. 158 УПК РФ); — установление круга лиц, оказывающих криминальное противодействие в ходе расследования по делу, принятие мер по их нейтрализации. При осуществлении профилактической работы в рамках уголовного дела сотрудники рассматриваемых подразделений должны руководствоваться общими требованиями, предъявляемыми к этой деятельности, основные из которых сводятся к следующему: — на этапе оперативного сопровождения расследования уголовного дела необходимо добиваться наиболее полного предупреждения совершения новых эпизодов преступлений экономической и налоговой направленности; — осуществлять мероприятия, нацеленные на установление источников — носителей информации о фактах, событиях, лицах и обстоятельствах расследуемого преступления. Оперативно-розыскное обеспечение расследования создает необходимые предпосылки для подготовки следователем и внесения по результатам расследования информационно емкого представления, содержащего конкретные предложения по устранению обстоятельств, способствовавших совершению экономических или налоговых преступлений. В этом случае представление принимает наиболее действенную форму реагирования. На стадии осуществления контроля следует иметь в виду, что на практике наиболее часто возникают три группы ситуаций, когда появляется необходимость применения данного метода. К первой группе следует отнести случаи, когда его применение вытекает из анализа внесенных представлений и полученных по ним с предприятий, организаций, учреждений сообщений. Следователи нередко не отслеживают рассмотрение внесенных ими представлений и принятие по ним необходимых мер. Ко второй группе относятся ситуации, складывающиеся в процессе подготовки представлений по имеющимся в уголовном деле материалам. Нередки случаи, когда представления вносятся во многом формально. Третья группа включает в себя случаи, когда хозяйствующие субъекты в силу невозможности оперативного реагирования на поступившие в их адрес представления отписываются без должного реагирования, а причины и условия, способствовавшие совершению экономических и налоговых преступлений, не устраняются. Такие ситуации возникают, например, при отсутствии должного контроля со стороны инициатора внесения представления. Организация контроля включает в себя целый ряд взаимосвязанных и взаимообусловленных элементов: — комплексный анализ состояния деятельности подразделений экономической безопасности по профилактике экономических и налоговых преступлений и иных правонарушений; — принятие решения о целесообразности учета внесенных представлений и информации в органы исполнительной власти и местного самоуправления; — обеспечение предварительного расследования информацией о криминогенных факторах на объектах, где было совершено преступление экономической направленности. Знание наиболее распространенных причин и условий на определенных объектах экономики дает возможность лучше разобраться в применяемых преступных схемах, механизме совершения преступлений криминально активными лицами. Итак, по содержанию меры по профилактике экономических преступлений, других правонарушений органами внутренних дел можно разделить на следующие: — уголовно-правовые, уголовно-процессуальные и административно-правовые меры; — оперативно-розыскные меры; — организационные меры; — меры по обеспечению деятельности органов внутренних дел по профилактике экономических преступлений, — других правонарушений. Уголовно-правовые, уголовно-процессуальные и административно-правовые меры предупреждения экономических преступлений: — обеспечение безопасности физических и юридических лиц, на права и законные интересы которых возможно преступное посягательство; — контроль за своевременным поступлением, прохождением материалов по уголовным делам и делам об административных правонарушениях, принятие по ним соответствующих решений; — применение предусмотренных законодательством РФ мер воздействия к лицам, совершившим преступления, не представляющие большой общественной опасности, и административные правонарушения, в целях предупреждения с их стороны тяжких преступлений; — внесение в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством в государственные органы, общественные организации, должностным лицам представлений об устранении выявленных в ходе расследования дел причин и условий, способствующих совершению преступлений; — внесение в соответствии с законодательством представлений о замене мер наказания, не связанных с лишением свободы, либо иных мер на реальное отбывание наказания; — изъятие из пользования юридических и физических лиц предметов, оборот которых ограничен и которые могут быть использованы при совершении преступлений. Оперативно-розыскные меры предупреждения экономических преступлений: — сбор, обобщение, анализ и реализация оперативно-розыскной информации о лицах, замышляющих или подготавливающих преступления, с целью принятия необходимых мер для их склонения к отказу от совершения экономических преступлений; — своевременное разобщение выявленных преступных групп, в том числе организованных, и принятие мер к прекращению преступной деятельности входящих в них лиц на ранних стадиях подготовки преступлений, а также исключающих возможность их совершения. Организационные и иные меры предупреждения экономических преступлений: — оперативное реагирование с использованием всех имеющихся сил и средств на сообщения граждан, должностных лиц и иную информацию о причинах, условиях, обстоятельствах, способствующих совершению преступлений, а также о подготавливаемых преступных посягательствах; — накопление, систематизация и использование информации о лицах, замышляющих или подготавливающих преступления, с целью обеспечения своевременного принятия к ним предусмотренных законом мер; — проведение комплексных и целевых оперативно-профилактических операций по предупреждению деятельности преступных групп, улучшению криминогенной обстановки на территории обслуживания органа внутренних дел; — привлечение населения, общественности к работе по предупреждению экономических преступлений; — осуществление взаимодействия с иными правоохранительными органами (прокуратурой, Федеральной службой безопасности, таможенной службой, налоговой инспекцией), с государственными органами, учреждениями, организациями, общественными объединениями правоохранительной направленности, благотворительными и иными фондами, трудовыми коллективами в работе по предупреждению экономических преступлений <3>; ——————————— <3> Так, согласно ст. 10 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ «О полиции» полиция при осуществлении своей деятельности взаимодействует (оказывает им содействие) с другими правоохранительными органами, государственными и муниципальными органами, общественными объединениями, организациями и гражданами, а также оказывает поддержку развитию гражданских инициатив в сфере предупреждения правонарушений // СЗ РФ. 2011. N 7. Ст. 900.

— инициативное оказание услуг по защите и охране имущества юридических и физических лиц на основе заключения договоров в порядке, определенном действующим законодательством и ведомственными нормативными актами; — организация контроля за соблюдением лицами, освобожденными из мест лишения свободы, установленных для них в соответствии с законом ограничений с целью недопущения с их стороны преступлений. К мерам обеспечения деятельности органов внутренних дел по профилактике экономических преступлений можно отнести: — организационно-методическое обеспечение деятельности органов внутренних дел по предупреждению экономических преступлений и правонарушений (реализация перечисленных мер предупреждения преступлений и других правонарушений возлагается на отраслевые службы и подразделения органов внутренних дел на всех уровнях управления в пределах их компетенции); — кадровое, научно-методическое и финансовое обеспечение деятельности органов внутренних дел по предупреждению экономических преступлений и правонарушений. Так, специализированные подразделения по предупреждению преступлений комплектуются наиболее квалифицированными сотрудниками, обладающими необходимыми профессиональными качествами и практическим опытом работы в этой сфере деятельности. Образовательные учреждения МВД России, учебные центры МВД, ГУВД, УВД, УВДТ осуществляют подготовку, переподготовку и повышение квалификации сотрудников, специализирующихся на работе по предупреждению преступлений, по программам, согласованным с Департаментом государственной службы и кадров и отраслевыми главными управлениями, департаментами и управлениями МВД РФ по направлениям деятельности. Научно-методическое обеспечение деятельности по предупреждению преступлений должно возлагаться на образовательные учреждения высшего профессионального образования и научно-исследовательские учреждения федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, указанные в ст. 38 ФЗ от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ «О полиции». В целях повышения эффективности работы по предупреждению преступлений должны быть расширены меры по стимулированию сотрудников служб и подразделений органов внутренних дел, имеющих высокие показатели оперативно-служебной деятельности. Для осуществления мероприятий по предупреждению преступлений могут использоваться внебюджетные фонды и иные источники финансирования. Таким образом, анализ действующего законодательства, в частности Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ «О полиции», Положения о Министерстве внутренних дел РФ от 1 марта 2011 г., иных нормативных актов, позволил раскрыть содержание и представить структуру системы профилактики экономических преступлений органами внутренних дел, включающую: основные формы и методы профилактики, систему оперативно-профилактических мероприятий, осуществляемых на конкретных объектах экономики, меры индивидуальной профилактики преступлений, контроль за исполнением ранее внесенных представлений и информации по профилактике преступлений в сфере экономики.

Библиографический список

1. Алексеев С. С. Проблемы теории права. Свердловск, 1972. Т. 1. 2. Абрамова О. В. Законный интерес как категория права и специфика его проявления в трудовом праве // Журнал российского права. 2007. N 8. 3. Буркин А. И., Возжеников А. В., Синеок Н. В. Национальная безопасность России в контексте современных политических процессов / Под общ. ред. А. В. Возженникова. М.: РАГС, 2008. 4. Енгибарян Р. В. Конституционное развитие в современном мире: основные тенденции. М., 2007. 5. Кузьмина А. В. Теоретико-методологические предпосылки исследования современных правоприменительных интересов // Государство и право. 2011. N 2. 6. Мамонов В. В. Конституционные основы национальной безопасности России / Науч. ред. В. Т. Кабышев. Саратов, 2002. 7. Мальцев В. А. Влияние категории «интерес» на конституционно-правовые отношения в сфере обеспечения безопасности // Конституционное и муниципальное право. 2005. N 6. 8. Шуберт Т. Э. Национальная безопасность России: конституционно-правовые аспекты: Сравнительно-правовое исследование. М., 2001. 9. Основин В. С. Советские государственно-правовые отношения. М., 1965. 10. Скабелкин В. Н. Обеспечение трудовых прав рабочих и служащих: (нормы и правоотношения). М., 1982. 11. Субочев В. В. Законные интересы. М., 2008. 12. Шайкенов Н. А. Правовое обеспечение интересов личности. Свердловск, 1990. 13. Халфина О. Р. Общее учение о правоотношении. М., 1974. 14. Экономическая и национальная безопасность / Под ред. Е. А. Олейникова. М., 2004.

References (transliteration)

1. Alekseev S. S. Problemy teorii prava. Sverdlovsk, 1972. T. 1. 2. Abramova O. V Zakonnyy interes kak kategoriya prava i spetsifika ego proyavleniya v trudovom prave // Zhurnal rossiyskogo prava. 2007. N 8. 3. Burkin A. I., Vozzhenikov A. V., Sineok N. V. Natsional’naya bezopasnost’ Rossii v kontekste sovremennykh politicheskikh protsessov / Pod obshch. red. A. V. Vozzhennikova. M.: RAGS, 2008. 4. Engibaryan R. V. Konstitutsionnoe razvitie v sovremennom mire: osnovnye tendentsii. M., 2007. 5. Kuz’mina A. V. Teoretiko-metodologicheskie predposylki issledovaniya sovremennykh pravoprimenitel’nykh interesov // Gosudarstvo i pravo. 2011. N 2. 6. Mamonov V. V. Konstitutsionnye osnovy natsional’noy bezopasnosti Rossii / Nauch. red. V. T. Kabyshev. Saratov, 2002. 7. Mal’tsev V. A. Vliyanie kategorii «interes» na konstitutsionno-pravovye otnosheniya v sfere obespecheniya bezopasnosti // Konstitutsionnoe i munitsipal’noe pravo. 2005. N 6. 8. Shubert T. E. Natsional’naya bezopasnost’ Rossii: konstitutsionno-pravovye aspekty. Sravnitel’no-pravovoe issledovanie. M., 2001. 9. Osnovin V. S. Sovetskie gosudarstvenno-pravovye otnosheniya. M., 1965. 10. Skabelkin V. N. Obespechenie trudovykh prav rabochikh i sluzhashchikh: (normy i pravootnosheniya). M., 1982. 11. Subochev V. V. Zakonnye interesy. M., 2008. 12. Shaykenov N. A. Pravovoe obespechenie interesov lichnosti. Sverdlovsk, 1990. 13. Khalfina O. R. Obshchee uchenie o pravootnoshenii. M., 1974. 14. Ekonomicheskaya i natsional’naya bezopasnost’ / Pod red. E. A. Oleynikova. M., 2004.

——————————————————————