Правосознание и правовое воспитание личности в демократическом, правовом государстве

(Мельников В. Ю.) («Культура: управление, экономика, право», 2012, N 3)

ПРАВОСОЗНАНИЕ И ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ ЛИЧНОСТИ В ДЕМОКРАТИЧЕСКОМ, ПРАВОВОМ ГОСУДАРСТВЕ

В. Ю. МЕЛЬНИКОВ

Мельников В. Ю., федеральный судья Пролетарского района г. Ростова-на-Дону в отставке, доцент кафедры ФГБОУ ВПО РГУПС, кандидат юридических наук.

На протяжении длительного времени для общества и государства была и остается актуальной задача по искоренению преступности, по воспитанию законопослушного человека, соблюдающего порядок, правила поведения в обществе. Воспитание правового сознания в органической связи с началами нравственности, демократического сознания всех граждан представляет процесс повышения культуры общества, человека, обретения им достоинства, свободы и справедливости. В духовной жизни общества за последние годы возросло неприятие идей социально-утопического сознания. Однако актуальными являются вопросы соотношения законности и свободы личности, прав человека и его гражданской ответственности, развития демократии. В. Яковлев справедливо отмечал, что нельзя проходимца допускать в духовное училище, а потом к алтарю. Так и законопослушным, честным гражданином должен быть человек, у которого сформировалось нормальное правовое сознание. Он не только знает право, он верит в него, служит ему, утверждает право своей повседневной жизнью и работой, а не ищет схем, чтобы соблюдалась лишь видимость закона <1>. Нравственное, духовное изменение самого себя является главным залогом и основанием для преобразования жизни общества, народа, страны. ——————————— <1> Не судите сгоряча // Российская газета. 2012. 22 февраля.

Как известно, правосознание — это одна из форм общественного сознания, отражающая право и связанные с ним явления. В правосознании отражается не только действующее право, но и его история, а также правовые явления других обществ. Это идеи, представления о праве — о действительном и желаемом. История показывает, что только тогда правотворческая и правоприменительная деятельность становится эффективной, когда в этих процессах наряду с мощными самоорганизующимися началами приоритетное место занимает и сознательное, организующее творчество. В сознании великих мыслителей человечества исторически вызревала и находила выражение идея о мудрости, свободе и достоинстве человека. Замечательные мысли и суждения оставили Платон, Аристотель, мыслители более позднего времени. Платон утверждал: «Мудрому не нужен закон — у него есть разум», что следует толковать в связи с другими идеями мыслителя о лучшем устройстве государства, в котором правят философы, мудрейшие люди, разрабатывающие справедливые законы. Ф. Рабле в философском романе «Гаргантюа и Пантагрюэль», описывая уклад жизни членов Телемской обители, отмечал, что «вся их жизнь была подчинена не законам, не уставам и не правилам, а их собственной доброй воле и хотению», а устав обители состоял из одного правила: «Делай, что хочешь». Конечно, в этом правиле получила выражение идея просвещенного индивидуализма. Рабле пишет о том, какие причины определяют свободный выбор поведения телемитов, подчеркивает, что этих свободных людей, происходящих от добрых родителей, просвещенных, вращающихся в порядочном обществе, сама природа наделила инстинктом и побудительной силой, которые постоянно наставляют их на добрые дела и отвлекают от порока, и сила эта зовется у них честью. Правовое сознание общества, отдельных групп, индивидов органично связано с правом как целостным социальным институтом, с его возникновением, функционированием и развитием, с правотворчеством и правоприменением, иными сторонами правового бытия общества. От утопического, мифологического сознания к логическому, а от него к логико-правовому — так можно определить основной вектор в продвижении общественного сознания к дальнейшим рубежам и высотам. Правосознание придает общественному сознанию характер рациональности, сознания «здравого смысла». Растет роль и ценность права как основной регулятивной системы, которая формирует цивилизованное общежитие человечества. Соответственно, совершенствуется и юридическое мировоззрение, которое становится условием благополучного существования индивида, его коллективных образований, общества. Правосознание имеет длительную историю. Так, правосознание было отличительной чертой общественного сознания древних римлян, когда торжествовало римское право. Судебные и иные правовые формы жизнедеятельности римского общества находили и адекватное отражение в идеях и эмоциях римских граждан, формировании их поведения. В правосознании содержатся оценочные суждения о праве, которые выражаются категориями «правомерное», «неправомерное», «законное», «незаконное». С точки зрения особенностей восприятия права в правосознании выделяются два его основных уровня — это правовая психология и правовая идеология. Правовая психология (обыденное правосознание) — это такой уровень восприятия права, который основан на чувствах, эмоциях, переживаниях. На такое восприятие права влияют привычки, традиции, предрассудки, убеждения, свойственные отдельным социальным группам. Представления о правовых явлениях подвержены подражанию, внушению. Это стихийно складывающиеся в разных социальных группах отношения, нередко меняющиеся, к правовым явлениям. Правосознание выступает как один из важных идеологических факторов, который влияет на процесс формирования права в обществе, поскольку известно, что право не может быть выше уровня развития культуры общества, его правосознания. Всякое действующее право несет в себе основные представления о праве, которые сложились в данном обществе. В концентрированном виде правосознание общества отражается в правосознании законодателей. Правосознание — это та духовная атмосфера, в которой происходит реализация права, и чем выше в правосознании степень признания той или иной установленной правовой нормы, тем эффективнее эта норма реализуется, потому что в правосознании всегда происходит процесс сверки ценности, которая присутствует в правосознании, с ценностью, которая заложена в правовой норме. Совпадение или несовпадение этих ценностей и определяет в конечном счете действенность правового регулирования. Поэтому каждое государство стремится влиять на общественное правосознание, формировать в нем систему ценностей, соответствующих целям и задачам данного государства и общества и выражаемых главным образом в действующем праве. Формирование правосознания становится в XIX — XXI вв. процессом, продвигающим эволюцию общественного сознания к новому уровню коллективного разума. Исследования многих философов и юристов в этой области составили значительные труды. Отечественные ученые — Л. Петражицкий, М. Рейснер, И. Фарбер и другие оставили крупный след в изучении правосознания. Не оставила эту проблему и современная теория права. Правовая действительность отражается в правосознании в форме юридических знаний и оценочных отношений к праву и практике его реализации в форме социально-правовых установок и ценностных ориентаций, регулирующих поведение людей в юридически значимых ситуациях. Правовое сознание не может существовать обособленно от иных форм общественного сознания (например, морали или политического сознания), которые активно воздействуют на формирование правовых идей и убеждений. Однако оно характеризуется рядом существенных особенностей: 1) в правосознании отражаются только те явления окружающей действительности, которые непосредственно связаны с правом. Объектами правосознания могут быть нормативно-правовые акты и процесс их создания, реализация правовых норм в правоотношениях, правоприменительная практика, действия правоохранительных органов и т. д.; 2) осознание правовых явлений жизни общества производится, как правило, посредством юридических понятий и категорий (например, «юридическая ответственность»); 3) правосознание формируется многими поколениями людей и характеризуется преемственностью. Основными функциями правосознания являются: а) информационно-познавательная (высокий уровень правосознания способствует распространению правовой информации и накоплению правовых знаний и отдельными людьми, и обществом в целом); б) оценочная (развитое правосознание позволяет легко оценить правовые явления); в) регулятивная (правосознание способствует выработке и распространению правомерного поведения). Психологическая структура правосознания играет значительную роль в формировании и реализации права. Это либо мощный фактор правового развития, прогресса в демократических преобразованиях, либо тормоз, сопротивление преобразованиям, реформам. Причем психологическую структуру в решающей степени формирует национальная психология. Сложившиеся за многие столетия национальные привычки, обычаи, особенно на бытовом уровне, диктуют эмоциональное отношение у этносов к тем или иным правовым нововведениям, модернизациям. Прежде всего это касается установившихся форм брачно-семейных, имущественных отношений, положительное отношение к которым сохраняется, как бы те или иные «революционные» правовые решения ни старались их разрушить. Все упирается в честь и совесть. Для многих граждан законы — вторичное явление. Если люди имеют совесть и обладают честью, исполнение законов принимает совершенно иной вид. В структуре правосознания, кроме идеологии и психологии, выделяются и уровни — обыденное, профессиональное, научное правосознание. Так, профессиональный уровень — это правосознание прежде всего юристов-практиков, иных работников государственного аппарата (судейского корпуса, прокуроров, следователей, нотариусов, иных юридических и государственных работников). Профессиональное правосознание в России формирует и весьма обоснованные предложения, вытекающие из знания обстановки в сфере компетенции Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда, Генеральной прокуратуры, Конституционного Суда РФ. Научное правосознание опирается на изучение состояния действующей правовой системы, необходимых перемен, социальных заказов и ожиданий в правовой сфере. Научное правосознание характеризует идеологический пласт и состоит как из общетеоретических знаний, так и из знаний отраслевых юридических наук. Научное правосознание формирует предложения de lege lata и de lege ferenda. Эти два возникших еще в далеком прошлом подхода соответственно относятся к оценке, в том числе критике, действующего законодательства и к предложениям об улучшении права на перспективу, в будущем. Разумеется, к научному правосознанию относится весь спектр проблем правового развития человечества, в том числе гипотезы об «отмирании» права, о правовом нигилизме, представления о законе как воле государства и т. д. В структуре правосознания выделяются также виды: индивидуальное, групповое, в том числе классовое, общенациональное (массовое) правосознание. Измерение правосознания служит прежде всего общественной, объективной оценке состояния правовой системы, ее необходимым изменениям. Изучая правосознание, можно определить конкретные правовые требования тех или иных групп, всего общества, выявить пробелы в законодательстве, недостатки правоприменения, роль суда в жизни общества и т. п. Правосознание и право могут находиться и в конфликте. На это оказывает влияние взаимодействие правового и морального, политического, эстетического сознания. Так, пока «пить» считалось моральным, в правовом сознании это обстоятельство при совершении бытового преступления фигурировало как смягчающее вину обстоятельство — «в нетрезвом состоянии» и т. д. Правосознание в своих пластах, уровнях, видах «работает» на устранение пробелов в праве, формулирует в конкретных правовых требованиях (законах, постановлениях) положения, которые могут усовершенствовать законодательство. В правоприменительной деятельности развитое правосознание направляет гражданина для разрешения спора именно в суд. В современной России явственно изменилось массовое правосознание, и теперь суды рассматривают много дел, в том числе о защите чести, достоинства и деловой репутации. Но если правосознание теперь «загружает» суды, то и судебную систему надо перестраивать с учетом этой перемены в правосознании: идти на упрощение судопроизводства по несложным делам и т. п. Необходимо обеспечить и исполнение судебных решений, охватывающих теперь почти все сферы государственного управления, регулирования экономических отношений, политическую организацию общества, избирательную систему и т. п. Правовой нигилизм — это, во-первых, характеристика определенных негативных, деформированных сторон правосознания, это та идеологическая и психологическая часть правосознания, которая резко критически, отрицательно относится к требованиям уважения и соблюдения права. Правовой нигилизм противостоит в правосознании требованиям законности, своему антиподу. Законность в правосознании как раз и реализуется в идеалах соблюдения и уважения права, в укреплении правопорядка, в понимании культурной и духовной ценности права. Правовой нигилизм может достигать таких уровней и силы, что влечет за собой разрушение правовой системы — и правотворческих, и правоприменительных ее сегментов. Причины правового нигилизма самые разные. От вполне обоснованных протестов против тех или иных законов до искусственно созданного неприятия права вообще как ненужного социального института. Так, в России одной из идеологических причин правового нигилизма явилось утверждение об «отмирании» права. В России критически низкое доверие к закону, в том числе и потому, что сам закон порой пока несовершенен, применяется он зачастую непоследовательно, неполно. Как отмечает министр юстиции России А. Коновалов: «…у нашего народа исторически не сформировались правовая культура и уважение к закону. Поэтому, когда есть возможность закон обойти, мало кто этим пренебрегает. Для того чтобы люди почувствовали, что такое закон, поняли, как он работает, осознали его эффективность, свою защищенность законами, нужно, чтобы законодательство было максимально приближено к запросам социальной среды» <2>. ——————————— <2> Народный контроль закона // Российская газета. 2011. 23 июня.

Ведущими принципами в осуществлении системы правового воспитания являются принцип гуманизма и принцип законности. Принцип гуманизма предполагает признание человека высшей ценностью, защиту его достоинства и гражданских прав, создание условий свободного и всестороннего проявления способностей личности. Принцип законности предполагает строгое исполнение законов и основанных на них правовых актов всеми государственными органами, должностными лицами, общественными организациями и гражданами. Назначение правового воспитания состоит в том, чтобы служить осуществлению политики государства, прежде всего по социальной защите детей и молодежи, но эту роль оно может выполнять только при условии строжайшего соблюдения всех норм права. В начале XX в. выдающимся русским мыслителем, правоведом и философом И. А. Ильиным были сказаны следующие слова: «Государственное и политическое обновление может прийти только из глубины правосознания и человеческого сердца». Справедливость этих слов ежедневно подтверждается нашей жизнью. Вот почему правовое воспитание личности относится к числу ключевых проблем, стоящих перед нашим государством. Это направление может быть названо глобальным в силу своего влияния на все сферы общественной жизни. Система мер, направленных на интеграцию в сознание людей политико-правовых идей, норм, принципов, представляющих ценности мировой и национальной правовой культуры, выступает как правовое воспитание. Правовое воспитание — сложная и многоаспектная система деятельности, особая роль в которой принадлежит образовательной системе. Еще в юношеском возрасте, когда формируются личностные установки человека, необходимо закладывать основы для становления человека, уважающего закон. Конечно, многие правовые ценности, имея основу и происхождение в моральных нормах, усваиваются личностью в процессе разнообразной социальной практики, через иные неправовые формы и каналы общественного сознания. Однако правовое воспитание предполагает создание специального инструментария по донесению до разума и чувств каждого человека правовых ценностей, превращение их в личные убеждения и внутренний ориентир поведения. Правовое воспитание является основным средством формирования и повышения уровня правосознания и правовой культуры граждан, инструментом духовного воспитания личности в условиях построения в России правового государства. Правовое воспитание — сложная и многоаспектная деятельность, проявляющаяся в нескольких формах. Среди них: пропаганда права средствами массовой информации, через Интернет; издание литературы по юридической проблематике; правовое образование граждан — изучение законодательства в общеобразовательных заведениях. Позитивные черты этой формы — влияние юридической практики — законотворческой деятельности государства, Конституционного Суда РФ, работы судов и других правоохранительных органов. Можно отметить, что правовое воспитание — это система мер, направленных на внедрение в сознание индивидов демократических правовых и моральных ценностей, принципов права, стойких убеждений в необходимости и справедливости норм. Целями правового воспитания являются: достижение прочных знаний людей о законодательстве, законности, правах и обязанностях личности, в первую очередь тех норм, которые непосредственно касаются человека. Известно с древности правило, что незнание закона или неверное, искаженное его понимание, расходящееся с волей законодателя, не освобождает от ответственности за его нарушение; повышение авторитета закона как непреложной социальной ценности, уважения к нему, решительная борьба с правовым нигилизмом; создание у граждан устойчивой ориентации на правомерное поведение, формирование установок и привычек законопослушания, навыков и умения участвовать в правосудии и иных формах юридической деятельности, а также создание атмосферы протеста и нетерпимости ко всем случаям его нарушения, неотвратимости ответственности. Содержанием правового воспитания является приобщение людей к знаниям о государстве и праве, законности, правах и свободах личности, выработка у граждан устойчивой ориентации на законопослушное поведение. Другими словами, под содержанием правового воспитания понимается часть социального опыта в области правовой культуры и выделяются следующие ее составляющие: правовая грамотность, правовое мышление и правовая умелость. Программной целью можно считать профилактику в России правового нигилизма. В качестве специальных средств сведения его к минимуму следует назвать: обеспечение должного качества принимаемых законов, упрочение законности и правопорядка, повышение роли суда и проведения судебной реформы в целом, приведение в соответствие с потребностями времени правового воспитания населения, профессионального обучения государственных служащих. Одновременно необходима систематическая предметная работа по повышению уровня правовой культуры всех субъектов правоохранительной системы. Правовая активность предполагает определенную степень интенсивности деятельности в социально-правовой сфере, более высокую, чем просто соблюдение и исполнение правовых обязанностей, превосходящую обычные требования к должностному поведению. Содержание искомого уровня правосознания предполагает приобретение субъектами правового воспитания и обучения должного уровня правовой подготовки, системы убеждений, характеризующейся признанием права и пониманием необходимости следовать его предписаниям, владение умениями и навыками реализации права. Соответственно, правовое воспитание и обучение состоит в передаче, накоплении и усвоении знаний принципов и норм права, а также в формировании соответствующего отношения к праву и практике его реализации, умении использовать свои права, соблюдать запреты и исполнять обязанности. Отсюда вытекает необходимость в осознанном усвоении основных положений законодательства, выработке чувства глубокого уважения к праву. Полученные знания должны превратиться в личное убеждение, в прочную установку строго следовать правовым предписаниям, а затем — во внутреннюю потребность и привычку соблюдать правовой закон, проявлять правовую и профессионально-юридическую активность. Особое место занимает проблема «правового минимума», некоего обязательного уровня знания права, которым должен обладать каждый гражданин любого общества, независимо от его социального статуса. Предпосылкой эффективного управления этим процессом является четкое представление о системе источников правовой информации и их реальном использовании гражданами, а также трудовыми коллективами, группами и слоями населения. Определяющая роль в системе источников правовой информации принадлежит средствам массовой информации. Особо значимую роль в правовом воспитании и обучении имеет судебная практика и деятельность судебной системы в целом, которая должна быть реальным правосудием. Еще Ш. Монтескье писал, что для человечества нет ничего важнее, чем правосудие. Многие верховенство права сводят лишь к независимому суду, но независимый суд может быть разным, и прежде всего он должен существовать в правовом контексте. Еще в дореволюционное время в России к судам многие относились скептически, и не только неграмотные и необразованные люди. На компромисс между сторонами, на решение какого-то третьего лица люди смотрят косо и считают, что это третье лицо изначально не может правильно судить. Воспитание уважения к суду и понимания необходимости решать все конфликты в суде входит необходимым компонентом в содержание устойчиво положительного отношения к практике реализации права. Следует обратить внимание на такое средство, как самовоспитание человека, которое представляется наиболее эффективным для формирования правосознания всех субъектов права. Самовоспитание заключается в формировании у себя глубокого уважения к праву, потребности строго следовать правовым предписаниям путем самообучения, самостоятельного анализа правовой действительности и личной практике. Конкретные, предметные рекомендации по формированию и корректированию интеллектуально-эмоционально-волевых свойств личности, определяющих содержание ее правовой психологии, непосредственно даются психологической наукой. Занимаясь правовым обучением и воспитанием, необходимо оказывать воздействие как на разум, так и на эмоционально-волевую сферу воспитуемого, для чего использовать известные методы: прежде всего убеждение и поощрение, а также угрозу принуждения и прямое принуждение, предусмотренное законодательством. Выбор же первоочередной непосредственной сферы воздействия (рациональной или эмоциональной) зависит от особенностей психологии воспитуемого, на которого оказывается воздействие, и состояния его правосознания. Соответственно, для различных категорий населения дозируется правовая информация, определяется ее содержание, ведущий метод воздействия, последовательность применения существующих методов. Джон Локк отмечал, что «свобода человека в обществе состоит не в том, чтобы не подчиняться никакой другой законодательной власти, кроме той, которая установлена с согласия общества…» <3>. Ставя перед правовым воспитанием комплексную цель по формированию правовой культуры личности, возможно доведение правовоспитательного процесса от распространения правовой информации через этап формирования ценностных ориентаций и навыков правомерного поведения до вовлечения личности во все сферы государственной и общественной жизни, урегулированные правом, т. е. до формирования социально-правовой активности. ——————————— <3> Джон Локк. О гражданском управлении (1690). М., 2006. С. 64.

Правовое воспитание призвано искоренить правовой идеализм, сложившиеся стереотипы и повысить уровень правовой культуры. Потому что только в этом случае возможно создание правового государства и гражданского общества, в условиях которых реально полное осуществление всех конституционных прав и свобод человека и гражданина. Правовое обучение предполагает непрерывную взаимосвязь процессов целенаправленного формирования сознания личности законопослушного гражданина, включая правовоззрение, нравственные идеалы, правовые установки и ценностные ориентации, специальные, профессионально необходимые характеристики. Крайне важно сформировать соответствующую мотивацию — положительное отношение к познаваемому содержанию и потребность к постоянному расширению и углублению правовых знаний. По образному выражению известного отечественного психолога Л. И. Божовича, потребность такого рода должна характеризоваться своей «ненасыщаемостью», прежде всего для государственных служащих, служащих органов местного самоуправления, а также граждан. Лишь в этом случае можно считать, что человек будет не только декларировать значение теоретических знаний для практической деятельности, но и найдет возможность для овладения этими знаниями и их правильного применения в юридически значимых ситуациях. Правовое обучение и воспитание является частью всего процесса духовного, нравственного формирования личности, без которого нельзя обойтись, реализуя идею построения в России правового государства. Идеологическое воздействие на общественное правосознание означает соответствующее воздействие на групповое и индивидуальное сознание, и, наоборот, правовое воспитание отдельных индивидов и их групп в конечном счете обусловливает формирование и развитие общественного правосознания, так как различные виды правосознания находятся между собой в диалектической взаимосвязи и взаимозависимости. По мере развития и совершенствования государственности изыскиваются все более искусные способы и формы идеологической обработки сознания масс. Однако только в условиях реальной демократии возможна целенаправленная и специально организованная деятельность по правовому обучению и воспитанию граждан. Новый этап развития отечественной государственности, изменения методов экономического регулирования диктует необходимость переоценки и многих традиционных форм правового воспитания. Однако важно сохранить оправдавший себя опыт в этой области, стимулировать его развитие на новом экономическом и политико-правовом фундаменте. В условиях беспрецедентного роста преступности, коррупции, снижения социальной защищенности граждан как никогда важно разъяснение прав, возможностей по судебному обжалованию незаконных и необоснованных действий, возмещению ущерба, пользованию теми или иными гражданскими, политическими, имущественными правами. Важным моментом правового воспитания является правовое просвещение. Правовое просвещение, т. е. процесс распространения правовых знаний, служит росту общей юридической культуры и образованности населения. Главная цель правового просвещения в качестве метода правовой пропаганды — воспитание уважения к праву и законности как ценностной установки широких слоев населения России. Противостоит правовому нигилизму, иным деформациям правосознания такой сложный социальный феномен, как правовая культура. Правовая культура — часть общей культуры данного общества. Уровень правосознания и в целом правовой культуры в обществе остается достаточно низким. Отчуждение многих живущих ниже прожиточного минимума граждан является одним из важнейших факторов развития правового нигилизма. Правовая культура тесно связана с правосознанием, опирается на него, но представляет собой относительно самостоятельную категорию, так как включает в себя не только социально-психологические процессы, протекающие в обществе, но юридически значимое поведение членов общества, правовую деятельность в виде правотворчества и его результатов, традиции правотворчества, практику функционирования правовых институтов в целом. Правовая культура диктует каждой личности принципы правового поведения, а обществу — систему правовых ценностей, правовые идеалы, обеспечивающие единство и взаимодействие правовых институтов и учреждений. Высокий уровень правовой культуры — один из признаков правового государства. Правовая культура охватывает и психологические элементы, и идеологические элементы, и поведенческие элементы. Подлинно культурным обществом является то, где разработана и действует развернутая и непротиворечивая система законодательства, отражающая общечеловеческие духовные ценности, где права личности обеспечиваются и защищаются, господствует режим законности и законопослушания. Правовая культура, отражая уровень правовой цивилизованности общества и включая в себя прогрессивные достижения зарубежных правовых систем, объединяет все, что создано человечеством в правовой сфере, — право, юридическую науку, правосознание, практику законотворчества и судебной деятельности, мировоззрение, национальные корни, историческую память, обычаи и традиции. Это — обусловленное социальным, экономическим и духовным строем общества внутреннее состояние его правовой жизни. Правовая культура предполагает достаточное знание должностными лицами и гражданами юридических норм, их правовую грамотность, умение, навыки пользоваться законами в практической жизни, высокую степень уважения авторитета права, его оценки как необходимой социальной ценности для нормального функционирования цивилизованного сообщества людей, атмосферу законопослушания личности, устойчивые привычки, внутреннюю потребность к соблюдению закона и социально-правовой активности. Необходимым элементом правовой культуры является также наличие в стране детально разработанного, охватывающего все основные сферы отношений, внутренне непротиворечивого и технически совершенного законодательства, последовательно отражающего идеалы демократии, свободы и справедливости. В правовую культуру включаются также и высокий уровень правотворческой деятельности в стране, своевременный и качественный учет в законодательстве новых тенденций и потребностей развития общества, демократические основы подготовки и принятия новых нормативных решений, активное использование выработанных мировой практикой правил законодательной техники. Важны и эффективность правоприменительной работы управленческого и правоохранительного аппарата, авторитет судов, правоохранительных органов, осуществляющих борьбу с преступностью, их способность вместе с общественностью преодолеть это социальное зло. Правовой нигилизм часто выражается в неверии в регулирующую силу права, разочаровании в его социальной роли. Правовой цинизм — наиболее опасное проявление антикультуры. Правовой нигилизм по-прежнему представляет основную трудность в реформировании российской действительности. При низком уровне правового сознания, правовом нигилизме граждан даже самые смелые реформы, даже самое современное законодательство может ожидать неуспех. Особого внимания заслуживает положение дел с соблюдением конституционных прав и свобод человека, которые в соответствии со ст. 18 Конституции РФ являются непосредственно действующими. Многие из этих прав пока не подкреплены гарантиями реальной государственной, и в первую очередь судебной защитой, ответственностью за их нарушения, отсутствует должный механизм обеспечения, реализации и защиты прав человека. Осознание важности и ценности личности, ее прав и свобод в современной действительности является огромным шагом России на пути к демократическому государству. Именно правовое воспитание как система мер, направленных на внедрение в сознание индивидов демократических правовых и моральных ценностей, принципов права, стойких убеждений в необходимости и справедливости норм, способствует становлению демократического государства. Таким образом, реальный уровень правосознания, правовой культуры в каждом обществе и на разных этапах его развития неодинаков, что зависит от многих разнохарактерных факторов. Это уровень развития экономики страны и благосостояния ее граждан, национальные, религиозные и иные особенности, политический строй и способность власти устанавливать и охранять правовые институты, вести диалог с обществом, противостоять произволу, пресекать правонарушения. Правовое воспитание является основным средством формирования и повышения уровня правосознания и правовой культуры граждан, инструментом духовного воспитания личности в условиях построения в России правового государства. Именно поэтому проблема правового воспитания особенно актуальна сегодня в России. И от того, как она будет решаться, во многом зависит, станет ли Россия действительно правовым государством, сможет ли обеспечить повсеместное соблюдение прав и законных интересов человека и гражданина, гарантировать реальную государственную и судебную защиту. Содержанием правового воспитания должно быть формирование уважительного отношения к Конституции РФ, другим нормативно-правовым актам, к суду и всей системе правоохранительных органов, к формам и институтам демократии. Основами формирования здорового нравственного и правового сознания российских граждан являются социальный мир, гражданское согласие, активное сотрудничество всех общественных групп населения, повышение благосостояния народа, расширение материальных гарантий прав человека. До недавнего времени слова «долг», «чувство собственного достоинства» были очень понятными и для всех убедительными. Этот долг, который делает человека способным защитить себя, своих ближних, свой народ, свою страну, является понятием нравственным и духовным. Но на сегодняшний день в массовом сознании долг — это часто лишь деньги, взятые в займы. Долг — это великое нравственное понятие, которое предполагает способность человека к самоограничению, к жертвенности. Такой человек с прочным нравственным стрежнем не будет унижать себя, близких незаконным обогащением, хищением чужого имущества и т. д. Именно таких людей необходимо воспитывать в обществе, прививать им истинные нравственные ценности. Доброе дело не может быть выгодно. Каждый раз в обществе появляются те, кто снова и снова творит добро, не боясь расплаты за это. И радость от того, что добро все равно существует, что оно неискоренимо, и есть главная радость бытия. По пути между революциями и войнами XX в. многие граждане потеряли чувство собственного достоинства. Когда ты не заявляешь всем, что ты круче, не заставляешь окружающих страдать или огорчаться из-за тебя, не берешь взяток, не вымогаешь их у других, а всего добиваешься только своим трудом, помогая близким. Одна из спутниц коррупции — жадность, когда у малообеспеченного отбирают последнее, обкрадывают свою землю, страну, близких. Как только золотой телец явился миру — с ним вместе явилась и жадность. Граждане, которые занимаются коррупцией, обманывают близких, фактически закладывают свою душу, отрабатывают условия этой сделки, становятся заложниками своей алчности. С. Капица отмечал, что свобода должна уравновешиваться чувством ответственности. Цель жизни не в выгоде <4>. Именно выгода, жажда наживы часто движут коррупционерами. Опыт показывает, что насыщение наступает очень быстро. Гораздо продуктивнее обеспечить себе нормальный уровень жизни, а затем уже ставить другие цели. Какие? Это вопрос зрелости натуры. А ответ на него вырабатывается долгими поисками. В свое время заниматься этим помогала религия. Сейчас религия для многих отошла на второй план. Есть основания в рамках правового воспитания личности разработать концепцию системы гражданского просвещения, включающую обучение антикоррупционному поведению, показывая, что воровать, жить не по средствам — это стыдно, не по-христиански, это — нарушение закона. Мы дошли до такого уровня правовой культуры в обществе, когда честный образ жизни надо пропагандировать, а человеку объяснять, как оставаться честным в непростых ситуациях. ——————————— <4> Революция — она в умах! // Аргументы и факты. 2012. N 10.

Воспитание правового сознания в органической связи с началами нравственности, демократического сознания всех граждан представляет процесс повышения культуры общества, человека, обретения им достоинства, свободы и справедливости. Актуальными являются вопросы соотношения законности и свободы личности, прав человека и его гражданской ответственности, развития демократии. Единственным инструментом, позволяющим обеспечить участие общества в делах государственных, гарантом его интересов выступает право. Недостаточно только наличия хороших законов. Во всем обществе должна сложиться обстановка безусловного уважения закона. Иначе закон, гарантирующий самые передовые демократические нововведения, будет фикцией. Поэтому и необходимо наличие высокого правосознания личности и общества, высокой правовой культуры. Знание гражданами своих прав, свобод, а также обязанностей перед государством и обществом является составной частью правовой культуры. Правовое сознание человека включает чувство убежденности в том, что он найдет у государства, его органов помощь в защите своих прав, законных интересов, что государство справедливо требует от него выполнения возложенных обязанностей и что он равен в правах с другими гражданами, равен со всеми перед законом и судом. Большое воспитательное значение, воздействие на граждан оказывают пример должностных лиц государственного аппарата в неукоснительном соблюдении законов, в борьбе с преступностью. Развитие правосознания гражданина, общества способствует преодолению отсталых взглядов, отклоняющегося поведения людей, предотвращению случаев произвола и насилия над личностью. Внесение научно обоснованных, взвешенных правовых представлений, взглядов в сознание личности, борьба с преступностью являются предпосылками укрепления законности и правопорядка, без чего невозможно построить гражданское общество и правовое государство. Моральное сознание — особый способ социальной регуляции, который имеет некоторые общие черты с правовой регуляцией, но в то же время имеет существенные отличия от права. Мораль представляет собой «противоречиво-напряженное соотношение понятий сущего и должного». Мораль как форма общественного сознания и вид общественных отношений стимулирует утверждение и развитие чести и достоинства человека, его стремление к содержательной и счастливой жизни. В. Аллен отмечал, что порядочность и честность — это слишком дорогие подарки, и не стоит их ждать от дешевых людей. В регулировании общественных отношений мораль взаимодействует с правом. При уяснении содержания правовых норм необходим не только их всесторонний анализ с учетом требований идей правосознания общества, но и выявление взаимосвязей норм права с принципами и нормами морали, с нравственным сознанием общества. Применение норм права требует проникновения в нравственную оценку жизненных отношений, обстоятельств по конкретному юридически значимому делу. Нормы морали тогда становятся действенной основой нравственного поведения человека, когда они утверждаются в его самосознании, приобретают качество убеждения, сливаются с его чувствами. История развития цивилизации свидетельствует, что право и мораль как составные части культуры общества органически связаны друг с другом. Правовая система государственно-организованного общества закрепляет жизненно важные для всего общества требования морали, нравственные установления. Власть в демократическом государстве в работе по совершенствованию права всегда учитывает состояние общественной морали, нравственную культуру населения страны, исходит из того, что нравственная основа права является важнейшей составной величиной общей регулятивной потенции права, что право должно быть нравственным, законы должны быть справедливыми и гуманными. Внутренним гарантом морали выступает совесть человека, а внешним — общественное мнение. «Для меня моя совесть значит больше, чем речи всех», — утверждал Цицерон. Ф. Искандер отмечал, что «сегодня само слово «стыд» стало неприличным, будто нецензурщина или ругательство, а вместе с ним слова «бескорыстность» и «совесть». На человека, который их произносит, смотрят с опаской. Один интеллигентный человек недавно сказал мне: «Я устал от честности. Это не значит, что я впаду в бесчестность, но могу впасть в безразличие» <5>. Совесть человека мешает ему жить, как он хочет. Она заставляет его сдерживаться и оглядываться на других. ——————————— <5> Искандер Ф. Быть или не быть стыду и совести? // Аргументы и факты. 2012. N 5.

Различия между правом и моралью проявляются и в оценке мотивов поведения лица. Право предписывает необходимость всесторонней оценки поведения человека, совершившего преступление. Но с юридической точки зрения безразлично, какими мотивами руководствовался человек в конкретном случае, если его поведение по своим результатам было правомерным, законным. С моральной же точки зрения важно выявить стимулы, мотивы человека, его намерения в выборе определенного поведения, являющегося правомерным. С помощью права государство добивается утверждения в сознании граждан, всего населения прогрессивных норм морали, борется с несправедливостью, злом и пороками.

——————————————————————