Концептуальные подходы к созданию системы подготовки специалистов в области обеспечения транспортной безопасности

(Корякин В. М.) («Транспортное право», 2012, N 3)

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ К СОЗДАНИЮ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ В ОБЛАСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ТРАНСПОРТНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

В. М. КОРЯКИН

Корякин В. М., доктор юридических наук, Юридический институт МИИТа.

I. Место системы подготовки и переподготовки специалистов в области транспортной безопасности в общей системе обеспечения транспортной безопасности в Российской Федерации

Транспортная безопасность, как состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства, требует ее всестороннего обеспечения, т. е. практической реализации определяемой государством системы правовых, экономических, организационных и иных мер в сфере функционирования транспортного комплекса, соответствующих угрозам совершения актов незаконного вмешательства (ст. 1 Федерального закона от 09.02.2007 N 16-ФЗ «О транспортной безопасности»). Исходя из этимологического смысла понятия «обеспечить» (гарантировать, сделать что-либо верным, несомненным, вполне возможным, действительным, реально выполнимым) <1>, под обеспечением транспортной безопасности следует понимать совокупность (систему) мер, направленных на гарантированное предупреждение и нейтрализацию угроз жизни, здоровью и имуществу граждан и организаций при пользовании ими услугами транспорта, а также от угроз устойчивому функционированию транспортного комплекса страны. ——————————— <1> Ожегов С. И. Словарь русского языка. М., 1986. С. 363; Толковый словарь русского языка: В 4 т. / Под ред. Д. Н. Ушакова. М., 1935 — 1940.

Системный анализ основных нормативных правовых актов, регулирующих общественные отношения в сфере обеспечения транспортной безопасности (Федеральный закон «О транспортной безопасности», Комплексная программа обеспечения безопасности населения на транспорте, утв. распоряжением Правительства РФ от 30.07.2010 N 1285-р, и др.) позволяет выделить следующие элементы системы обеспечения транспортной безопасности в Российской Федерации (см. рис. 1):

Система подготовки транспортной безопасности

правовое материально — кадровое информационное обеспечение техническое обеспечение обеспечение обеспечение

/\

1) система ограничений при приеме на работу, непосредственно связанную с обеспечением транспортной безопасности; 2) система аттестации специалистов и должностных лиц в области обеспечения транспортной безопасности; 3) система подготовки и переподготовки специалистов в области транспортной безопасности.

Рис. 1. Место кадрового обеспечения транспортной безопасности в общей системе обеспечения транспортной безопасности в Российской Федерации

— правовое обеспечение; — материально-техническое обеспечение; — кадровое обеспечение; — информационное обеспечение. Каждый из указанных элементов представляет собой подсистему определенных взаимосвязанных элементов. Так, в кадровом обеспечении транспортной безопасности, как видно из рис. 1, можно выделить три структурных элемента. Во-первых, это система ограничений при приеме на работу, которая непосредственно связана с обеспечением транспортной безопасности. Она определена ст. 10 Федерального закона «О транспортной безопасности», где сказано, что на работу, непосредственно связанную с обеспечением транспортной безопасности, не принимаются лица: а) имеющие непогашенную или неснятую судимость за совершение умышленного преступления; б) состоящие на учете в учреждениях органов здравоохранения по поводу психического заболевания, алкоголизма или наркомании; в) досрочно прекратившие полномочия по государственной должности или уволенные с государственной службы, в том числе из правоохранительных органов, органов прокуратуры или судебных органов, по основаниям, которые в соответствии с законодательством РФ связаны с совершением дисциплинарного проступка, грубым или систематическим нарушением дисциплины, совершением проступка, порочащего честь государственного служащего, утратой доверия к нему, если после такого досрочного прекращения полномочий или такого увольнения прошло менее чем три года; г) в отношении которых по результатам проверки, проведенной в соответствии с Федеральным законом от 07.02.2011 N 3-ФЗ «О полиции», имеется заключение органов внутренних дел о невозможности допуска этих лиц к осуществлению деятельности, связанной с объектами, представляющими повышенную опасность для жизни или здоровья человека, а также для окружающей среды. Во-вторых, это система аттестации специалистов и должностных лиц в области обеспечения транспортной безопасности, которая представляет собой периодическую оценку их профессиональной служебной деятельности в целях определения соответствия указанных специалистов и должностных лиц квалификационным требованиям, предъявляемым к замещаемым ими должностям, а также определения их пригодности к работе по обеспечению транспортной безопасности. Основными задачами аттестации являются: — проверка уровня знаний нормативных правовых актов и других документов, регламентирующих транспортную безопасность, и умения применять их в работе; — формирование высокопрофессионального кадрового состава руководителей и специалистов, обеспечивающих транспортную безопасность <2>. ——————————— <2> В настоящее время основным ведомственным документом, регламентирующим вопросы аттестации работников транспорта, является Положение о порядке аттестации лиц, занимающих должности исполнительных руководителей и специалистов предприятий транспорта, утв. совместным Приказом Минтранса России и Минтруда России от 11.03.1994 N 13/11.

Третий элемент кадрового обеспечения — система подготовки и переподготовки специалистов в области транспортной безопасности, которая пока в целостном виде не создана. Она должна, по нашему мнению, включать следующие структурные элементы (см. рис. 2).

1) подготовки 2) изучение специальной специалистов с дисциплины высшим «Транспортная профессиональным безопасность» в образованием в образовательных области обеспечения учреждениях транспортной транспортного профиля безопасности

Элементы системы подготовки и переподготовки специалистов в области обеспечения транспортной безопасности

3) профессиональная 4) профессиональная переподготовка и переподготовка и повышение повышение квалификации квалификации профессорско — персонала преподавательского организаций состава образовательных транспортной учреждений, принимающих отрасли, участие в подготовке и принимающего участие переподготовке в обеспечении специалистов в области транспортной транспортной безопасности безопасности

Рис. 2. Система подготовки и переподготовки специалистов в области обеспечения транспортной безопасности в Российской Федерации (перспективная модель)

Согласно Комплексной программе обеспечения безопасности населения на транспорте, утв. распоряжением Правительства РФ от 30.07.2010 N 1285-р, создание системы профессиональной подготовки и обучения специалистов и должностных лиц в области обеспечения транспортной безопасности, а также персонала, принимающего участие в обеспечении транспортной безопасности, в том числе в части предотвращения и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на транспорте, является одним из приоритетных направлений обеспечения транспортной безопасности в Российской Федерации. Основными задачами создания указанной системы являются: а) разработка методики и программ профессиональной подготовки и обучения специалистов и должностных лиц в области обеспечения транспортной безопасности, а также персонала, принимающего участие в обеспечении транспортной безопасности; б) создание сети учебных центров профессиональной подготовки и обучения специалистов и должностных лиц в области обеспечения транспортной безопасности, а также персонала, принимающего участие в обеспечении транспортной безопасности; в) обучение и подготовка специалистов и должностных лиц в области обеспечения транспортной безопасности, а также персонала, принимающего участие в обеспечении транспортной безопасности; г) обучение должностных лиц и специалистов в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на транспорте. Компетентность подготавливаемых специалистов в области обеспечения транспортной безопасности, знания выпускниками транспортных учебных заведений основ транспортной безопасности, является залогом безопасного и устойчивого функционирования транспортного комплекса. Уровень знаний и навыков должен стать решающим фактором в деятельности работников всех видов транспорта, с целью обеспечения безопасности населения на транспорте, предотвращения чрезвычайных ситуаций и актов незаконного вмешательства.

II. Характеристика основных элементов системы

1. Подготовка специалистов с высшим профессиональным образованием в области обеспечения транспортной безопасности. Учитывая важность проблемы обеспечения транспортной безопасности в Российской Федерации, ключевым направлением ее кадрового обеспечения является организация в образовательных учреждениях страны подготовки специалистов с высшим профессиональным образованием по специальности «Транспортная безопасность». Анализ действующих актов Минобрнауки России, которыми утверждены федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС), показывает, что в настоящее время в Российской Федерации действует более 15 ФГОС по подготовке специалистов с высшим и средним профессиональным образованием в области обеспечения безопасности в различных сферах жизнедеятельности общества и государства. При этом обращает на себя внимание тот факт, что в указанном перечне отсутствует такое направление, как подготовка квалифицированных специалистов в области обеспечения транспортной безопасности. Данное обстоятельство следует расценивать как существенный изъян сложившейся системы подготовки специалистов с высшим и средним профессиональным образованием для транспортного комплекса страны. Это требует принятия ряда неотложных мер по устранению указанного пробела путем разработки и внедрения нового направления подготовки квалифицированных специалистов в области транспортной безопасности. Для реализации данной задачи необходимо выполнить следующие мероприятия нормотворческого характера: а) Перечень направлений подготовки (специальностей) высшего профессионального образования, подтверждаемого присвоением лицу квалификации (степени) «специалист», утв. Постановлением Правительства РФ от 30.12.2009 N 1136, раздел «190000 Транспортные средства» дополнить позицией «190800 Транспортная безопасность»; б) Перечень направлений подготовки высшего профессионального образования, подтверждаемого присвоением лицу квалификации (степени) «бакалавр», утв. Приказом Минобрнауки России от 17.09.2009 N 337, раздел «Транспортные средства» дополнить позицией «Транспортная безопасность 190800»; в) Общероссийский классификатор специальностей по образованию ОК 009 — 2003, утв. Постановлением Госстандарта России от 30.09.2003 N 276-ст, раздел «190000 Транспортные средства» дополнить позицией «190800 Транспортная безопасность. 65 Инженер по организации транспортной безопасности»; г) разработать проект федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности) «090800 Транспортная безопасность (квалификация (степень) «специалист»)» и проект приказа Минобрнауки России по его утверждению; д) разработать проект федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности) «090800 Транспортная безопасность (квалификация (степень) «бакалавр»)» и проект приказа Минобрнауки России по его утверждению. Область профессиональной деятельности выпускников по направлению подготовки «190800 Транспортная безопасность» должна включать обеспечение безопасности человека при пользовании объектами транспортного комплекса, предупреждение и минимизацию последствий актов незаконного вмешательства в функционирование транспортного комплекса, сохранение жизни и здоровья человека за счет использования современных технических средств, методов контроля и прогнозирования в транспортной сфере. Объектами профессиональной деятельности выпускников по направлению подготовки «190800 Транспортная безопасность» должны стать: — транспортный комплекс и опасности, связанные с его деятельностью; — опасности, связанные с актами незаконного вмешательства в функционирование транспортного комплекса, включая акты терроризма; — опасные технологические процессы и производства, связанные с функционированием транспортной системы; — методы и средства оценки опасностей и рисков в сфере транспортной деятельности; — методы и средства защиты человека, материальных ценностей, окружающей среды от опасностей, связанных с функционированием транспортного комплекса; — правила нормирования опасностей, оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства, включая акты терроризма; — методы, средства и силы спасения человека при возникновении чрезвычайных ситуаций на транспорте. Специалист по направлению подготовки «190800 Транспортная безопасность» готовится к следующим видам профессиональной деятельности: — проектно-конструкторская; — сервисно-эксплуатационная; — организационно-управленческая; — экспертная, надзорная и инспекционно-аудиторская; — научно-исследовательская. Конкретные виды профессиональной деятельности, к которым готовится специалист, должны определяться высшим учебным заведением совместно с обучающимися, научно-педагогическими работниками высшего учебного заведения и объединениями работодателей с учетом конкретного вида транспорта, куда предназначается специалист. По окончании обучения выпускнику, успешно прошедшему итоговую государственную аттестацию, должна присваиваться специальность «инженер-специалист в области транспортной безопасности». Специалист по направлению подготовки «190800 Транспортная безопасность» должен быть подготовлен к решению следующих профессиональных задач в соответствии с профильной направленностью основной образовательной программы и видами профессиональной деятельности: а) проектно-конструкторская: — участие в проектных работах в области создания средств обеспечения транспортной безопасности и защиты человека от актов незаконного вмешательства и природных явлений чрезвычайного характера; разработке разделов проектов, связанных с вопросами транспортной безопасности; самостоятельная разработка отдельных проектных вопросов среднего уровня сложности; — идентификация источников опасностей на транспортном комплексе, определение уровней опасностей; — определение зон повышенного техногенного и антропогенного риска; — подготовка проектно-конструкторской документации разрабатываемых изделий и устройств с применением электронно-вычислительных машин; — участие в разработке требований безопасности при подготовке обоснований инвестиций и проектов; — участие в разработке средств спасения и организационно-технических мероприятий по защите транспортной инфраструктуры и транспортных средств от природных и техногенных чрезвычайных ситуаций, а также от актов незаконного вмешательства; б) сервисно-эксплуатационная: — эксплуатация комплексных средств защиты и систем контроля транспортной безопасности; — проведение защитных мероприятий и ликвидация последствий аварий и катастроф на транспорте; — выбор известных методов (систем) защиты человека и материальных средств и ликвидации чрезвычайных ситуаций применительно к конкретным условиям; — составление инструкций по безопасности; в) организационно-управленческая: — обучение персонала требованиям безопасности; — участие в деятельности по защите человека и среды обитания на уровне предприятия, а также деятельности организаций транспортного комплекса в чрезвычайных ситуациях; — участие в разработке нормативных правовых актов по вопросам обеспечения транспортной безопасности на уровне предприятия (организации); — участие в разработке и организации исполнения планов обеспечения транспортной безопасности применительно к конкретному виду транспорта; г) экспертная, надзорная и инспекционно-аудиторская: — проведение контроля состояния средств защиты; — выполнение мониторинга источников опасностей в сфере функционирования транспортного комплекса; — участие в проведении экспертизы безопасности, экологической экспертизы; — участие в оценке уязвимости транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства, включая акты терроризма, а также от явлений природного характера; д) научно-исследовательская: — участие в выполнении научных исследований в области транспортной безопасности, выполнение экспериментов и обработка их результатов; — анализ опасностей в транспортной сфере; — участие в исследованиях воздействия антропогенных факторов и стихийных явлений на объекты транспортной инфраструктуры; — подготовка и оформление отчетов по научно-исследовательским работам. Выпускник по направлению подготовки «190800 Транспортная безопасность» должен обладать следующими общекультурными компетенциями: — компетенциями ценностно-смысловой ориентации (понимание ценности культуры, науки, производства, рационального потребления); — компетенциями гражданственности (знание и соблюдение прав и обязанностей гражданина; свободы и ответственности); — компетенциями самосовершенствования (сознание необходимости, потребность и способность учиться); — компетенциями социального взаимодействия: способностью использования эмоциональных и волевых особенностей психологии личности, готовностью к сотрудничеству, расовой, национальной, религиозной терпимостью, умением погашать конфликты, способностью к социальной адаптации, коммуникативностью, толерантностью; — способностью понимать социальную значимость своей будущей профессии, цель и смысл государственной службы, выполнять гражданский и служебный долг, профессиональные задачи в соответствии с нормами морали, профессиональной этики и служебного этикета; — способностью проявлять непримиримость к коррупционному поведению, высокий уровень правосознания и правовой культуры; — компетенциями сохранения здоровья (знание и соблюдение норм здорового образа жизни; физическая культура); — способностью организовать свою работу ради достижения поставленных целей; готовностью к использованию инновационных идей; — владением культурой безопасности и риск-ориентированным мышлением, при котором вопросы безопасности и сохранения окружающей среды рассматриваются в качестве важнейших приоритетов в жизни и деятельности; — способностью работать самостоятельно; — способностью принимать решения в пределах своих полномочий; — способностью к познавательной деятельности; — способностью использовать законы и методы математики, естественных, гуманитарных и экономических наук при решении профессиональных задач; — способностью к абстрактному и критическому мышлению, исследованию окружающей среды для выявления ее возможностей и ресурсов; способностью к принятию нестандартных решений и разрешению проблемных ситуаций; — способностью использования основных программных средств, умением пользоваться глобальными информационными ресурсами, владением современными средствами телекоммуникаций, способностью использовать навыки работы с информацией из различных источников для решения профессиональных и социальных задач; — свободным владением письменной и устной речью на русском языке, способностью использовать профессионально-ориентированную риторику, владеть методами создания понятных текстов, способностью осуществлять социальное взаимодействие на одном из иностранных языков; — способностью использовать организационно-управленческие навыки в профессиональной и социальной деятельности; — способностью применять на практике навыки проведения и описания исследований, в том числе экспериментальных. Выпускник по направлению подготовки «190800 Транспортная безопасность» должен обладать следующими профессиональными компетенциями: а) проектно-конструкторская: — способностью ориентироваться в перспективах развития техники и технологии защиты человека и окружающей среды от опасностей техногенного, антропогенного и природного характера; — способностью разрабатывать и использовать графическую документацию; — способностью принимать участие в инженерных разработках среднего уровня сложности в составе коллектива; — способностью оценивать риски и определять меры по обеспечению безопасности разрабатываемой техники; — способностью использовать методы расчетов элементов технологического оборудования по критериям работоспособности, надежности и безопасности; б) сервисно-эксплуатационная: — способностью принимать участие в установке (монтаже), эксплуатации средств защиты объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств; — способностью принимать участие в организации и проведении технического обслуживания средств защиты; — способностью ориентироваться в основных методах и системах обеспечения транспортной безопасности, обоснованно выбирать известные устройства, системы и методы защиты человека, транспортного комплекса и окружающей среды от опасностей; в) организационно-управленческая: — способностью ориентироваться в основных нормативных правовых актах в области обеспечения транспортной безопасности; — готовностью к выполнению профессиональных функций по обеспечению транспортной безопасности при работе в коллективе; — способностью пропагандировать цели и задачи обеспечения безопасности человека и природной среды в транспортной сфере; — готовностью использовать знания по организации безопасного функционирования транспортного комплекса, охраны окружающей среды и безопасности в чрезвычайных ситуациях на объектах транспортного комплекса; — способностью использовать знание организационных основ транспортной безопасности на различных видах транспорта в чрезвычайных ситуациях; — способностью разрабатывать и организовывать исполнение планов обеспечения транспортной безопасности применительно к конкретному виду транспорта; г) экспертная, надзорная и инспекционно-аудиторская: — способностью использовать методы определения нормативных уровней допустимых негативных воздействий на человека, объекты транспортного комплекса и окружающую среду; — способностью проводить измерения уровней опасностей в сфере транспортного комплекса, обрабатывать полученные результаты, составлять прогнозы возможного развития ситуации; — способностью анализировать механизмы воздействия опасностей транспортной деятельности на человека и окружающую среду, определять характер взаимодействия организма человека с опасностями транспортной сферы с учетом специфики механизма токсического действия вредных веществ, энергетического воздействия и комбинированного действия вредных факторов; — способностью определять опасные, чрезвычайно опасные зоны, зоны приемлемого риска в сфере функционирования транспортного комплекса; — способностью контролировать состояние используемых средств защиты, принимать решения по замене (регенерации) средств защиты; д) научно-исследовательская: — способностью ориентироваться в основных проблемах транспортной безопасности; — способностью принимать участие в научно-исследовательских разработках по проблемам транспортной безопасности: систематизировать информацию по теме исследований, принимать участие в экспериментах, обрабатывать полученные данные; — способностью решать задачи профессиональной деятельности в составе научно-исследовательского коллектива. Разработку и реализацию основных образовательных программ по направлению подготовки «190800 Транспортная безопасность» целесообразно осуществлять с учетом следующих специализаций: — специализация N 1 «Автомобильный транспорт»; — специализация N 2 «Воздушный транспорт»; — специализация N 3 «Городской электрический транспорт (включая метрополитен»); — специализация N 4 «Железнодорожный транспорт»; — специализация N 5 «Морской и внутренний водный транспорт». Профессиональные специальные компетенции, которыми в соответствии со специализацией должен обладать выпускник, должны определяться соответствующим образовательным учреждением. 2. Изучение специальной дисциплины «Транспортная безопасность» в образовательных учреждениях транспортного профиля. Помимо подготовки специалистов с высшим профессиональным образованием по специальности «Транспортная безопасность», чья будущая профессиональная деятельность напрямую связана с организацией работы по обеспечению транспортной безопасности, неотъемлемым элементом кадрового обеспечения транспортной безопасности является изучение в образовательных учреждениях транспортного профиля специальной учебной дисциплины «Транспортная безопасность». Изучение данной дисциплины должно обеспечить приобретение знаний и практических навыков выпускниками учебных заведений на уровне, необходимом для осуществления профессиональной деятельности в сфере транспорта и дорожного хозяйства. В результате изучения учебной дисциплины «Транспортная безопасность» обучаемые должны: а) знать: — основные требования нормативных правовых актов в области обеспечения транспортной безопасности, а также эксплуатации конкретного вида транспорта; — систему, способы и средства обеспечения транспортной безопасности; — порядок организации проведения мероприятия по предупреждению и ликвидации последствий реализации угроз совершения актов незаконного вмешательства, включая акты терроризма; б) владеть: — методами выявления потенциальных угроз совершения актов незаконного вмешательства в деятельность объектов транспортного комплекса и транспортных средств; — методами прогнозирования и оценки обстановки при актах незаконного вмешательства, в том числе террористической направленности; — навыками подготовки исходных данных для обоснования решений и разработки плана обеспечения транспортной безопасности; в) быть способными к реализации мер по обеспечению транспортной безопасности, определенных планами обеспечения транспортной безопасности, и обеспечения устойчивого функционирования объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств с использованием современных инженерно-технических средств; г) обладать осознанной потребностью в обеспечении безопасности на транспорте. В этих целях необходимо осуществить комплекс следующих мер нормотворческого, организационного и учебно-методического характера: — определить перечень направлений подготовки (специальностей), в рамках которых должна изучаться данная учебная дисциплина; — внести изменения и дополнения в федеральные государственные образовательные стандарты по указанным направлениям подготовки (специальностям); — внести изменения и дополнения в учебные планы образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования; — разработать типовые учебно-методические комплексы по дисциплине «Транспортная безопасность» применительно к конкретным видам транспорта; — организовать подготовку и издание учебников и учебных пособий по дисциплине «Транспортная безопасность»; — осуществить меры по подбору, подготовке и переподготовке преподавателей по дисциплине «Транспортная безопасность». Для внедрения в учебный процесс образовательных учреждений транспортного профиля изучения специальной дисциплины «Транспортная безопасность» общим объемом не менее 48 часов необходимо внести соответствующие изменения и дополнения в федеральные государственные образовательные программы. Содержание указанных изменений и дополнений, подлежащих внесению в ФГОС, состоит в следующем: 1) в разд. IV «Характеристика профессиональной деятельности специалистов» указывается в качестве одного из обязательных видов профессиональной деятельности участие в обеспечении транспортной безопасности; 2) в разд. V «Требования к результатам освоения основных образовательных программ подготовки специалиста» указываются следующие профессиональные компетенции, которыми должен обладать выпускник: — способностью ориентироваться в основных нормативных правовых актах, регулирующих обеспечение транспортной безопасности; — способностью ориентироваться в основных методах, формах, средствах и системах обеспечения транспортной безопасности; — готовностью к выполнению профессиональных функций по обеспечению транспортной безопасности; — способностью разрабатывать и организовывать исполнение планов обеспечения транспортной безопасности применительно к конкретному виду транспорта; 3) в разд. VI «Требования к структуре основных образовательных программ подготовки специалиста» в базовой (обязательной) части профессионального цикла предусмотреть изучение дисциплины «Транспортная безопасность». Соответствующие изменения и дополнения в части, касающейся изучения учебной дисциплины, вносятся в учебные планы образовательных учреждений, осуществляющих учебный процесс по указанным ФГОС. 3. Профессиональная переподготовка и повышение квалификации персонала организаций транспортной отрасли, принимающего участие в обеспечении транспортной безопасности. Помимо подготовки квалифицированных специалистов в области транспортной безопасности с высшим профессиональным образованием, а также обязательного изучения учебной дисциплины «Транспортная безопасность» в образовательных учреждениях транспортного профиля, неотъемлемым элементом кадрового обеспечения транспортной безопасности является внедрение системы непрерывной профессиональной переподготовки и повышения квалификации лиц, чья профессиональная деятельность связана с обеспечением транспортной безопасности. Исходя из основных положений Закона РФ от 10.07.1992 N 3266-1 «Об образовании», Типового положения об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов, утв. Постановлением Правительства РФ от 26.06.1995 N 610, и Требований к содержанию дополнительных профессиональных образовательных программ, утв. Приказом Минобразования России от 18.06.1997 N 1221, система профессиональной переподготовки и повышения квалификации персонала организаций транспортной отрасли, принимающего участие в обеспечении транспортной безопасности, должна включать три элемента (см. рис. 3):

Профессиональная Элементы системы Повышение переподготовка переподготовки и квалификации повышения квалификации < специалистов в области > транспортной безопасности

\/

Организация стажировки

Рис. 3. Система профессиональной переподготовки и повышения квалификации персонала организаций транспортной отрасли, принимающего участие в обеспечении транспортной безопасности

а) обязательное прохождение профессиональной переподготовки по дополнительной профессиональной образовательной программе «Транспортная безопасность» (применительно к соответствующему ви ду транспорта) лицами, назначаемыми на должности, исполнение обязанностей по которым связано с обеспечением транспортной безопасности. Освоение программы профессиональной переподготовки специалистов завершается обязательной итоговой аттестацией (выпускная квалификационная работа, итоговый экзамен, междисциплинарный экзамен и т. п.). Слушателям, выполнившим все требования учебного плана, по решению аттестационной комиссии выдается диплом о профессиональной переподготовке; б) обязательное прохождение повышения квалификации лицами, чья профессиональная деятельность связана с обеспечением транспортной безопасности, с периодичностью не реже одного раза в три года. Повышение квалификации по дополнительной образовательной программе «Транспортная безопасность» может осуществляться в форме краткосрочного тематического обучения, тематических и проблемных семинаров, длительного обучения для углубленного изучения актуальных проблем транспортной безопасности или приобретения профессиональных навыков, самостоятельного обучения, обучения по индивидуальным программам. Повышение квалификации заканчивается сдачей соответствующего зачета, экзамена, защитой реферата или итоговой работы. Слушателям, выполнившим все требования учебного плана, выдается соответствующий документ (удостоверение или свидетельство о повышении квалификации); в) организация стажировки лиц, занимающихся обеспечением транспортной безопасности, регулируется работодателем в зависимости от специфики деятельности соответствующей транспортной организации. Стажировка носит индивидуальный характер и может предусматривать: — самостоятельную теоретическую подготовку по проблемам транспортной безопасности; — приобретение профессиональных и организаторских навыков в области обеспечения транспортной безопасности; — изучение организации и технологии мероприятий транспортной безопасности; — непосредственное участие в планировании работы организации в области обеспечения транспортной безопасности; — работу с нормативной, технической и другой документацией по вопросам транспортной безопасности; — выполнение функциональных обязанностей должностных лиц, отвечающих за обеспечение транспортной безопасности (в качестве временно исполняющего обязанности или дублера); — участие в совещаниях, конференциях, деловых встречах и др. 4. Профессиональная переподготовка и повышение квалификации профессорско-преподавательского состава образовательных учреждений, принимающих участие в подготовке и переподготовке специалистов в области транспортной безопасности. Реализация рассмотренных выше основных структурных элементов системы кадрового обеспечения транспортной безопасности предполагает наличие подготовленного профессорско-преподавательского состава. В этих целях необходимо обеспечить подготовку таких кадров посредством реализации следующих направлений: а) профессиональная переподготовка преподавателей, которым поручается проведение занятий по специальности «Транспортная безопасность»; б) периодическое повышение квалификации указанных преподавателей; в) организация стажировок преподавателей в структурных подразделениях транспортных организаций, обеспечивающих транспортную безопасность. Важнейшим средством обеспечения качества и практической направленности образовательной деятельности по проблемам транспортной безопасности является активное привлечение к проведению занятий практических работников, имеющих опыт работы в данной сфере. В этих целях следует предусмотреть заключение соответствующих соглашений между образовательными учреждениями и транспортными организациями.

***

Изложенные общие концептуальные подходы к созданию системы подготовки специалистов в области обеспечения транспортной безопасности, а также персонала, принимающего участие в обеспечении транспортной безопасности, могут быть внедрены в образовательный процесс учебных заведений высшего и среднего профессионального образования (в том числе подведомственных Минтрансу России федеральных агентств) путем разработки и реализации программ подготовки специалистов и лиц, ответственных за обеспечение транспортной безопасности, персонала, непосредственно принимающего участие в ее обеспечении, а также изучения студентами и учащимися указанных учебных заведений специальной учебной дисциплины «Транспортная безопасность».

——————————————————————