Интерактивная методика обучения: сотрудничество преподавателя со студентом

(Безруков Ю. И., Черепанов М. М.) («Российский юридический журнал», 2012, N 5)

ИНТЕРАКТИВНАЯ МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ: СОТРУДНИЧЕСТВО ПРЕПОДАВАТЕЛЯ СО СТУДЕНТОМ

Ю. И. БЕЗРУКОВ, М. М. ЧЕРЕПАНОВ

Безруков Юрий Иванович, старший преподаватель кафедры правовой психологии и судебных экспертиз Уральской государственной юридической академии (Екатеринбург).

Черепанов Максим Мухтаржанович, кандидат юридических наук, старший преподаватель кафедры прокурорской деятельности Уральской государственной юридической академии (Екатеринбург).

Преподавание юридической психологии на современном этапе вызывает множество споров среди ученых. В статье рассматриваются интерактивные методики, которые используются в преподавании юридической психологии: направляемая дискуссия, творческие (проблемные) задания, мозговой штурм, работа в малых группах, ролевые игры и др.

Ключевые слова: учебный процесс, преподаватель, юридическая психология, методика.

Interactive teaching methodology: collaboration of teacher and student Yu. I. Bezrukov, M. M. Cherepanov

Teaching legal psychology at the present causes a lot of debate among scientists. The article deals with interactive methods that are used in the teaching of legal psychology: guided discussion, creative (problem) tasks, brainstorming, small group work, role play, etc.

Key words: learning process, teacher, legal psychology, the technique.

Образование в целом и высшее образование в частности всегда играло одну из основных ролей в развитии человеческого общества. В настоящее время согласно Всемирной декларации о высшем образовании для XXI в. <1> перед образованием стоят серьезные задачи, требующие его изменения и обновления, что обусловлено грандиозностью и темпом развития современного мира, в котором образование выступает важной составляющей культурного и социально-экономического прогресса. Кроме того, общество испытывает кризис ценностей, поскольку на первый план вышли экономические и рациональные соображения, «отодвинув» нравственность и духовность. Все это ведет к тому, что проблемы образования остаются в центре внимания не только философии и педагогики, но и других наук. И наиболее значимым является вопрос: что и как преподавать? ——————————— <1> Всемирная декларация о высшем образовании для XXI века: подходы и практические меры // URL: http://dod. miem. etu. ru.

Разумеется, в рамках статьи невозможно рассмотреть все аспекты поставленной проблемы. Поэтому ограничимся юридическим образованием и конкретно юридической психологией — одной из обязательных дисциплин юридического вуза. Известно, что это прикладная юридическая наука, предметом которой признается психология государственно-правовых явлений как целостность, в которой выделяются психологические и юридические подсистемы, находящиеся в неразрывной связи и развитии <2>. ——————————— <2> Чуфаровский Ю. В. Юридическая психология: теоретические аспекты, практическое применение. М., 1996. С. 36.

Сейчас получение юридического образования не вызывает на первый взгляд трудностей, ведь юристов выпускает практически любое высшее учебное заведение, в том числе непрофильное. Но каких юристов мы получаем? Как правило, только поверхностно ознакомившихся с юриспруденцией. Поэтому возникает ситуация с переизбытком представителей этой профессии и нехваткой специалистов и профессионалов. Все это свидетельствует о некачественности преподавания юридических дисциплин и слишком большом количестве вузов, готовящих юристов. Безусловно, количество таких вузов нужно сокращать. Однако это не в нашей компетенции. Качество же преподавания зависит непосредственно от педагогов, в наших силах «поставить его на новые рельсы». Задача юридической психологии — подготовить профессионала, способного применить полученные знания для решения практических задач <3>. Однако некоторые ученые обвиняют юридическую психологию в традиционности, «советскости», называют ее устаревшей. Но традиции — великая сила, своего рода музей науки. Без истории невозможна ни одна наука. Все развивается, и новые условия требуют нового подхода к обучению, не отменяя при этом традиционных положений науки и дисциплины. ——————————— <3> Там же.

Одно из основных современных направлений в преподавании юридической психологии — применение инновационных и интерактивных методов. Термин «interact» (взаимодействовать, влиять друг на друга) уже подразумевает новшества в методике обучения. Ранее, при пассивной форме, студент выступал объектом обучения и должен был усвоить и преподнести материал, который донес до него преподаватель. Следовательно, такое обучение было направлено лишь на знание, включающее заучивание, запоминание, воспроизведение и понимание, заключающееся в объяснении, переданном другими словами. Интерактивные же методики предусматривают позицию студента как субъекта обучения, предполагают более активный диалог с преподавателем, сотрудничество. Педагог при этом играет роль более опытного организатора процесса обучения, обмена информацией, совместного решения проблемы, построения модели, оценки действий коллег. Соответственно, и цели активной методики обучения существенно расширяются и включают не только знание и понимание, но и применение (использование знания для решения практических задач), анализ (установление причинно-следственных связей, выявление и фиксацию ошибок), оценку и доказывание выдвигаемых положений <4>. ——————————— <4> Эсаулов А. Ф. Активизация учебно-познавательной деятельности студентов: Науч.-метод. пособие. М., 2008. С. 88.

Проиллюстрировать данные положения можно на примере применения интерактивных методов в ходе проведения семинарских занятий по юридической психологии. 1. Направляемая дискуссия. Как говорил древнегреческий философ Сократ, «в споре рождается истина». Задача преподавателя состоит в том, чтобы правильно поставить спорный вопрос, выделить проблему. Это позволит привлечь студентов к работе, активизировать их мышление, повысить интерес к обсуждаемому вопросу. Этот метод основан на следующих правилах: задавать вопрос нужно четко и ясно, при необходимости перефразировав его; вопрос должен быть связан с опытом и знаниями студентов; в одном вопросе ставится не больше одной проблемы; если это требуется, нужно плавно менять ход дискуссии; в ходе дискуссии преподаватель не должен высказывать свое мнение. Примером может служить заданный в ходе обсуждения предмета, метода и истории дисциплины вопрос о состоянии юридической психологии на современном этапе развития общества. Преподаватель должен высказать свою точку зрения, обобщив сказанное и оценив усилия, проявленные студентами. 2. Творческие (проблемные) задания. Требуют от участников не просто воспроизведения информации, а творчества, так как в условиях содержится элемент неизвестности и имеется несколько правильных ответов, причем часто правильный ответ неизвестен преподавателю. Проблемное содержание составляет основу любой интерактивной методики. Вокруг него создается атмосфера деловой заинтересованности участников образовательного процесса. Такое задание, если оно является практическим, моделирующим будущую профессиональную деятельность, придает смысл практическому обучению, мотивирует студентов. При изучении юридической психологии примером творческого задания может служить следующая краткая фабула, по которой студенты выдвигают, например, версии о субъектах преступления: при краже предметов одежды из магазина на месте преступления оказалась чужая поношенная одежда — пальто, пиджак и брюки. 3. Мозговой штурм. Это метод для вовлечения всех студентов в анализ той или иной проблемы. Преподаватель задает вопрос всей группе и предлагает каждому высказать свои соображения (в частности, при изучении вопроса о психологии обыска, когда преподаватель предлагает краткую фабулу, а студенты определяют индивидуальные психологические особенности, в том числе обыскиваемого — источника сведений о местах и способах укрытия предметов преступной деятельности). У этого метода свои правила: каждый может свободно высказать свое предположение; студенты высказываются по очереди, кратко и четко; любые предложения принимаются и одобряются; предложения не критикуются и не комментируются. Второй этап мозгового штурма — обсуждение, классификация, отбор перспективных предложений. При применении этого метода положительный результат дает деление группы студентов на два лагеря: первый — генераторы идей, второй — аналитики. Мозговой штурм часто сочетается с другими интерактивными методами, как правило, с него они начинаются. 4. Работа в малых группах. Предоставляет всем участникам возможность действовать, практиковать навыки сотрудничества, межличностное общение. Чтобы научиться работать в коллективе, лучше периодически менять состав группы. Начинать следует с групп из двух — трех участников, потом группу можно увеличить до пяти — семи человек. Например, в группе из пяти человек роли можно распределить следующим образом: организатор (руководитель), секретарь, докладчик, хронометрист, наблюдатель. У каждого свои функции. Руководитель организует работу группы. Секретарь записывает результаты деятельности. Докладчик после выполнения задания оглашает полученную информацию. Хронометрист следит за отведенным временем. Наблюдатель, выполняя свои функции, должен проверить, есть ли возможность высказаться у каждого члена группы, готовы ли участники к компромиссу и сотрудничеству (есть ли в группе студенты, стремящиеся любыми путями навязать свою точку зрения), к поддержке сторонников близкого им мнения; готовы ли они слушать и слышать (говорят ли некоторые члены группы больше, чем прислушиваются к мнению остальных), участвовать в возникающем конфликте мнений и, следовательно, умолчать о конфликте или вынести его на всеобщее обсуждение, есть ли у участников коммуникативные навыки: смотрят ли члены группы на собеседника, выражают ли согласие, соблюдают ли правила вежливости и такта. Примерами работы в малых группах при изучении юридической психологии могут служить имитация работы в дежурной следственно-оперативной группе по предложенной преподавателем фабуле преступления, планирование первоначальных следственных действий, последующий доклад о результатах «начальнику следственного отдела». 5. Ролевые игры. Метод основан на принципе обучения во время игры: студентам предоставляется возможность применить теорию — то, что они изучили на занятиях и по учебникам, — на практике. Участникам предлагается сыграть определенные роли. Например, при изучении вопроса, связанного с психологией деятельности прокурора, адвоката, сторон и судьи, студенты могут разыграть модель гражданского процесса. 6. Интерактивное выступление. Публичное выступление — неотъемлемая часть работы юриста. Выступление традиционно представляется как монолог оратора. Но профессиональная задача юриста — не столько поразить слушателей своим ораторским искусством, сколько добиться желаемого результата. В настоящее время это достаточно актуально в связи с введением в уголовно-процессуальное законодательство требования о вынесении решения о заключении под стражу или проведении обыска в судебном заседании. Конечно, в большинстве случаев на практике с таким ходатайством выступает прокурор. Однако иногда и следователь должен убедить последнего в необходимости данной меры. В качестве тренинга для получения этого навыка можно использовать доклады, подготовленные студентами, при оглашении которых требуется включать некоторые интерактивные методы, например, использование в выступлении диалога, в ходе которого слушатели задают вопросы докладчику и получают на них ответы. Можно провести небольшую игру, иллюстрирующую текст; разделить доклад на двух ораторов, периодическая смена которых поспособствует поддержанию внимания студентов. Положительные результаты при применении этого метода дает прием «студент в роли преподавателя», когда, заранее подготовившись или без подготовки, студент занимает место преподавателя и проводит занятие по обсуждению какого-либо вопроса по теме семинара. Разновидностью данного приема является способ «каждый учит каждого», когда студенты разбиваются на пары или небольшие группы и один из них поясняет остальным определенный вопрос, затем ораторы меняются и продолжается освещение других тем. В конце занятия преподаватель и студенты меняются и делают краткие обобщения, уточняют не до конца понятые вопросы. 7. Использование наглядных пособий. Данный метод при проведении лекций и семинарских занятий играет немаловажную роль. Здесь действует принцип «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». В качестве наглядных пособий могут выступать плакаты, таблицы, схемы, видеозаписи, включающие только важные положения, на которых заостряет внимание преподаватель. Преподавателю необходимо тщательно отобрать материал, содержащийся в наглядных пособиях, подготовиться к их комментированию, к ответам на вопросы об их происхождении, источниках информации, изложенной в материалах. Следует подумать о целесообразности использования наглядных пособий по каждой теме, возможной реакции студентов, чтобы они не чувствовали себя только зрителями и не увлеклись бездумным переписыванием информации с плакатов. Наглядные пособия не следует перегружать большим количеством изображений и текста, поскольку студент не сможет сконцентрироваться, понять и уяснить представленный материал, т. е. результат использования пособий будет нулевым. 8. «Займи позицию». Многие дискуссии становятся безрезультатными, потому что участники изначально не определили свою позицию. Указанный метод помогает выявить имеющиеся мнения, увидеть сторонников и противников, начать аргументированное обсуждение проблемы. Обсуждение начинается с постановки дискуссионного вопроса. Все участники, подумав над заданным вопросом, должны принять решение о своей позиции. Например, при изучении юридической психологии таким вопросом может быть: вы за или против использования профессиограммы юриста? Таким образом, участники должны занять место около одной из приготовленных табличек: «абсолютно за», «абсолютно против», «скорее за», «скорее против», расположенных в разных частях аудитории. Заняв места, участники начинают обсуждение, уточняют свою позицию, высказывают мнения, при этом любой участник может поменять местонахождение, если его убедила противоположная сторона. Применение данных методов в учебном процессе необходимо, поскольку они направлены на приобретение студентами практических навыков работы юристов. В заключение стоит остановиться на личности преподавателя. Юридическая психология относится к разряду дисциплин, преподавание которых невозможно без наличия у преподавателя профессиональных навыков. Известно, что юридическая психология тесно связана со всеми дисциплинами юридического цикла, которые можно охарактеризовать как форму, а юридическую психологию — как содержание. Какого же специалиста может подготовить педагог, сам не являющийся профессионалом? Только теоретика, знатока различных взаимозависимостей, взаимообусловленностей и т. д., который явно не будет пользоваться спросом на профессиональном рынке труда. Думается, что при конкурсном отборе преподавателя предпочтение следует отдавать претенденту, имеющему опыт профессиональной деятельности, учитывая, конечно, его научные способности. Таким образом, важно отметить, что традиции были и остаются одной из составляющей как науки, так и дисциплины юридической психологии. Без их знания невозможно подготовить полноценного юриста. Вместе с тем введение в процесс обучения новых методик преподавания дает возможность получить разностороннего специалиста, конкурентоспособного профессионала, умеющего применять на практике полученные теоретические знания.

Bibliography

Chufarovskij Yu. V. Yuridicheskaya psixologiya: teoreticheskie aspekty, prakticheskoe primenenie. M., 1996. Ehsaulov A. F. Aktivizaciya uchebno-poznavatel’noj deyatel’nosti studentov: Nauch.-metod. posobie. M., 2008. Vsemirnaya deklaraciya o vysshem obrazovanii dlya XXI veka: podxody i prakticheskie mery // URL: http://dod. miem. etu. ru.

——————————————————————