Кино — важнейшее из искусств

(Бычков А.)

(«ЭЖ-Юрист», 2012, N 36)

КИНО — ВАЖНЕЙШЕЕ ИЗ ИСКУССТВ

А. БЫЧКОВ

Александр Бычков, аспирант кафедры адвокатуры, нотариата, гражданского и арбитражного процесса РГТЭУ, г. Москва.

Какие могут возникнуть сложности при посещении кинотеатра и просмотре интересного фильма? На первый взгляд, никакие. Но, как и в других сферах, здесь существуют свои правила, нарушение которых может серьезно испортить впечатление от похода в кино и привести в суд. Рассмотрим некоторые из таких случаев.

Реклама перед фильмом — нарушение?

В соответствии с п. 13 Правил по киновидеообслуживанию населения, утв. Постановлением Правительства РФ от 17.11.1994 N 1264 (далее — Правила), до сведения потребителей в обязательном порядке доводится информация о времени начала и продолжительности сеанса. На практике встречаются случаи, когда указанное требование нормативного акта истолковывается буквально.

Так, общественная организация МОО «Общественный контроль» обратилась в суд с иском к трем организациям, предоставляющим услуги по демонстрации кинофильмов в Москве. Свои требования истец обосновал тем, что ответчики в нарушение ст. 10 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей» показ фильмов «Аватар» и «Мне бы в небо» начали не в указанное в билетах время, а на 10 минут позже, показав рекламные блоки. Информация о том, что киносеанс содержит в себе рекламный блок, до потребителя не доводилась.

По мнению общественной организации, не получив информации о времени начала показа фильма, потребитель не имеет возможности сделать правильный выбор услуги, планировать свое время и получить только те услуги, которые он желает получить. Однако суд с предъявленным иском не согласился, посчитав его безосновательным (Определение Московского городского суда от 20.10.2010 по делу N 33-32460). В рассматриваемом случае потребителям предоставляется информация рекламного характера о фильмах, которые планируется запустить в прокат, и с какой даты их можно посмотреть. Кроме того, потребители информируются о новинках кино бесплатно, эта услуга им не навязывается, соответственно, их права не нарушаются. Услугу по кинообслуживанию следует рассматривать в качестве комплексной: зрителям демонстрируется фильм, для чего им предоставляется определенное в билете место в кинозале. В саму же услугу входит не только непосредственно фильм, но и рекламные материалы, предшествующие его показу. При ином подходе следовало бы признать нарушением прав потребителей антракты в театре, выступления музыкальных групп перед выступлением основных музыкантов и т. д., что явно неразумно.

Возврат билета и истребование денег

В соответствии с п. 24 Правил зрители имеют право на возмещение стоимости билета в случае отмены просмотра, замены фильма или некачественной демонстрации по вине киновидеозрелищного предприятия, а также в случае непредоставления информации о возрастных ограничениях на просмотр киновидеофильма и отказа зрителя в этом случае от его просмотра. На практике нередко возникает вопрос: означает ли приведенная правовая норма невозможность возврата потребителем билета в кино просто так, без оснований? Ответ на этот вопрос отрицательный.

Данная норма, как указал ВС РФ, распространяется только на случаи неисполнения либо ненадлежащего исполнения киновидеозрелищным предприятием обязанностей по договору на киновидеообслуживание, предусматривает возмещение стоимости билета без каких-либо условий и не регулирует отношения, связанные с отказом потребителя от исполнения договора в порядке ст. 32 Закона N 2300-1 и п. 1 ст. 782 ГК РФ. Отсутствие в п. 24 Правил указания на право зрителя, отказавшегося от исполнения договора в любое время до оказания услуг, на возмещение стоимости билета при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов, связанных с исполнением обязательств по договору, не свидетельствует о незаконности данного пункта, поскольку положений, исключающих применение как ст. 32 Закона N 2300-1, так и п. 1 ст. 782 ГК РФ, он не содержит (решение ВС РФ от 16.04.2009 N ГКПИ09-339).

При включении в правила кинотеатра перечня случаев, когда зрители вправе вернуть билет с возмещением им его стоимости, они также не лишены возможности отказаться от услуги и потребовать возмещения стоимости билета за вычетом фактически понесенных расходов исполнителя. Однако отказ от услуги должен быть сделан в надлежащей форме организатору мероприятия.

В одном деле суд, подтвердив право на односторонний отказ от услуги в порядке п. 1 ст. 782 ГК РФ, все же отказал потребителю в возврате денег за приобретенный им билет в кино, поскольку он не представил доказательств того, что обращался с возвратом билетов и уведомил исполнителя о своем отказе до начала сеанса (Определение Московского городского суда от 14.07.2011 по делу N 33-21693).

Со своими продуктами и напитками можно!

Во всех без исключения кинотеатрах потребителей не пускают в кинозал со своими напитками и продуктами. Кинотеатры тем самым хотят увеличить объем собственных продаж и увеличить прибыль за счет реализуемого ими ассортимента продукции с наценкой. Однако их стремление создает неудобства потребителям. Насколько правомерно такое положение вещей?

В одном деле контролер кинотеатра не пустил в кинозал потребителя с мороженым, которое тот приобрел за пределами кинотеатра. Управление Роспотребнадзора, которое проводило проверку по факту обращения потребителя с жалобой, установило следующее.

Правилами оказания услуг в данном кинотеатре был установлен прямой запрет в отношении территории кинозала на пронос продуктов питания и напитков, в том числе алкогольных, приобретенных за пределами кинотеатра, что является основанием для недопуска потребителя в кинозал. Приобретение потребителем билета означает его ознакомление и согласие с данными правилами (как в них это прямо закреплено), добровольно принятую на себя обязанность по соблюдению данного условия. Положения указанных правил являются условиями договора оказания услуг по киновидеообслуживанию в кинотеатре, считающегося заключенным с момента приобретения билета потребителем.

Признавая законным решение Роспотребнадзора о привлечении исполнителя к административной ответственности за нарушение законодательства о защите прав потребителей, суд указал следующее. Условие данных правил, вводящее дополнительное основание для расторжения договора с потребителем в одностороннем порядке по инициативе исполнителя, ущемляет права потребителя, поскольку в законодательстве РФ такого условия не содержится (Постановления ФАС ВСО от 28.01.2011 N А33-12128/2010 и от 04.03.2011 N А33-12127/2010). Таким образом, потребители вправе приходить в кинотеатры со своими продуктами и напитками.

Перед обращением в суд потребителям следует обеспечить себя доказательствами, обратившись с заявлением в администрацию кинотеатра. Отметка на заявлении о его приеме может служить доказательством факта обращения. Потребители могут также приводить свидетельские показания, но наиболее эффективным способом (особенно, когда администрация заведения не принимает отказ от билета) будет видеосъемка события, которая является в данном случае допустимым доказательством и осуществляется в порядке самозащиты гражданского права.

——————————————————————