Pro bono в юридическом образовании в России

(Сергеева И. Д., Исаева М. А.) («Закон», 2012, N 11)

PRO BONO В ЮРИДИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ В РОССИИ

И. Д. СЕРГЕЕВА, М. А. ИСАЕВА

Сергеева Ирина Дмитриевна, партнер юридической фирмы Threefold Legal Advisors. Российский национальный администратор конкурса им. Джессопа 2007 г., участник, тренер и судья различных студенческих конкурсов в форме игровых судебных процессов в России и за рубежом начиная с 2004 г.

Исаева Мария Александровна, партнер юридической фирмы Threefold Legal Advisors. Российский национальный администратор конкурса им. Джессопа с 2008 г. по настоящее время, участник, тренер и судья конкурса в разные годы начиная с 2002 г.

Авторы, обладающие большим опытом работы с образовательными проектами, рассматривают в статье особенности проектов pro bono в российском юридическом образовании. Существующая ситуация в этой сфере и дальнейшие направления развития pro bono исследуются на примере некоторых наиболее успешных проектов последних лет, в частности конкурса по международному праву им. Ф. Джессопа, а также учебного курса «Профессиональная ответственность и этика на международном рынке юридических услуг».

Ключевые слова: pro bono, юридическое образование, социальная ответственность, игровые судебные процессы, юридическая этика.

Про pro bono

Идея о том, что юрист должен работать pro bono publico <1>, несомненно, является важной составляющей его профессиональной подготовки. Авторы этой статьи, хотя и получали дипломы в 2000-е годы, когда термин «pro bono» уже использовался в российском юридическом сообществе, тем не менее узнали его значение не на студенческой скамье, а только от своих первых работодателей — международных юридических фирм. ——————————— <1> Pro bono publico — ради общественного блага (лат.).

Может возникнуть вопрос, зачем использовать иностранные термины, если есть понятие бесплатной юридической помощи. Однако государственные программы по организации предоставления правовой помощи тем, кто не может ее себе позволить, подразумевают субсидируемую юридическую помощь, т. е. речь не идет об оказании бесплатных услуг. Pro bono означает юридические услуги, которые оказываются юристами бесплатно <2>. Таким образом, финансируемая государством правовая помощь является лишь смежным с pro bono понятием. ——————————— <2> Лапидус А., Сучкова М. Социальная ответственность юриста // www. advgazeta. ru/ rubrics/10/114; правило 6.1 Типовых правил профессионального поведения Американской ассоциации адвокатов (American Bar Association) // www. americanbar. org/ content/dam/aba/migrated/ cpr/mrpc/russian. authcheckdam. pdf.

Традиция pro bono в современном ее понимании пришла к нам из англо-американской системы права и возникла еще в XIX в. в контексте оказания юристами бесплатной юридической помощи малоимущим <3>. В России такая бесплатная юридическая помощь тоже начала оказываться еще в позапрошлом веке, после реформ 1864 г. <4>. В наше время с развитием культуры благотворительности и социальной ответственности pro bono воспринимается уже не как просто моральная обязанность, она становится обязательной в кодексах адвокатской этики <5>. В российском Кодексе профессиональной этики адвоката также говорится об участии адвокатов в оказании бесплатной юридической помощи, однако только «в случаях, предусмотренных законодательством об адвокатской деятельности и адвокатуре» или по назначению компетентных правоохранительных органов <6>. В этом смысле понятие pro bono, используемое в современных деловых кругах в России, шире определения, предложенного в российском Кодексе. ——————————— <3> Подробнее см.: Лапидус А., Сучкова М. Указ. соч. <4> Там же. <5> См., напр.: правило 6.1 Типовых правил профессионального поведения Американской ассоциации адвокатов; Денисенко Л. То есть даром. Бесплатная юридическая помощь в Украине может из исключения стать правилом // http://focus. ua/opinion/247154/. <6> Пункт 7 ст. 15 Кодекса профессиональной этики адвоката от 31.01.2003.

Pro bono в сфере образования ни в коем случае не ограничивается участием только в профессиональной подготовке студентов-юристов и может включать в себя организацию мероприятий, направленных на повышение квалификации юристов, работающих, например, в каких-либо социально значимых сферах, а также повышение уровня правовых знаний у определенных уязвимых категорий населения <7>. Однако в рамках данной статьи мы остановимся на вопросах, связанных именно с проектами pro bono, нацеленными на студенческую аудиторию. ——————————— <7> См., напр.: Международная защита прав человека с использованием некоторых международно-правовых механизмов. Научно-практическое исследование Центра содействия международной защите под руководством К. А. Москаленко. 4-е изд., М., 2006; www. ip-centre. ru/ books/mzachita. doc.

Pro bono в вузах

Семинары, круглые столы, игровые судебные процессы (moot courts), программы для студентов, организуемые на базе юридических фирм, — образовательные проекты pro bono могут существовать в самых разных формах. Их объединяет, как правило, то, что в рамках таких мероприятий студенты изучают вопросы, выходящие за пределы учебной программы. Кроме того, подобные проекты имеют исключительно практическую направленность. На сегодняшний день под pro bono подразумевается, кроме собственно правовой помощи, вклад юридического сообщества в развитие юридического образования, совершенствование подготовки молодых юристов. Это всегда предполагает интеллектуальный вклад и личное участие в образовательных программах, осуществляемое, несомненно, на безвозмездной основе. Оказание спонсорской поддержки, финансирование студенческих мероприятий, строго говоря, остается за рамками pro bono, но может происходить параллельно с ним. Характер российского pro bono в сфере образования достаточно просто объясняется потребностями самих будущих работодателей, которые и организуют эти мероприятия, а также проблемами российского юридического образования, с существованием которых соглашаются и некоторые представители вузов <8>. ——————————— <8> См., напр., информацию о круглом столе «Российское юридическое образование в контексте развития юридической профессии» // www. pilnet. ru/news/ 6-news-from-pilnet/ 203-Legal-education — in-relation-to-legal — profession-development. html.

Действительно, многие ли вузы дают своим студентам навыки подготовки клиентских меморандумов, содержащих детальный правовой анализ дела? Можно ли научить молодого юриста ораторскому искусству, если экзамен по предмету проходит в письменной форме? Знают ли выпускники крупнейших юридических факультетов страны, как написать жалобу в международные юрисдикционные органы? Что такое сделки M & A, секьюритизация, IPO и др.? Как использовать иностранный документ в качестве доказательства в российском судебном процессе? Таких примеров можно придумать множество, и они будут касаться самых разных правовых сфер, поэтому отмахнуться от них всех, сказав, что это студентам не нужно, не получится. Речь идет, в конце концов, о реалиях современной деловой жизни, в которых будущим юристам жить и работать и с которыми они должны быть хоть немного знакомы, вступая в профессиональную жизнь. Помимо чисто практических возникает множество других довольно щекотливых вопросов. Знают ли наши студенты, воспитанные в системе, которая почти не осуждает, а если и осуждает, то не слишком строго преследует, списывание на экзаменах, плагиат рефератов, что если они заведут разговор об особо умело составленной шпаргалке со своими сверстниками из-за рубежа, те их совершенно искренне спросят, почему же их не отчислили из университета <9>? Понимают ли, что юридическая этика означает отнюдь не вежливость по отношению к коллегам, а целый комплекс обязательных (в большинстве стран с развитой юридической системой) профессиональных гарантий и правил? ——————————— <9> Представители российских вузов могут нам возразить, что подобные нарушения строго преследуются. Мы не отрицаем, что есть счастливые исключения, но авторы, сами бывшие студентами, а также активно участвующие в студенческих проектах сегодня, к сожалению, слишком часто становятся свидетелями и слышат истории о том, как преподаватели закрывают глаза на подобные нарушения.

Действительно, российские студенты, которым посчастливилось поучаствовать в образовательных проектах, организуемых юридическими фирмами и некоторыми некоммерческими организациями, имеют возможность узнать не только об особенностях практики на международном уровне и работы в международных юридических фирмах, но и о практических вопросах юридической этики, проблемах конфликта интересов, социальной ответственности юристов и иных международных стандартах работы, включая те, которые, к сожалению, еще не достигли требуемого уровня развития в нашей стране. В конце концов, именно в рамках проектов pro bono студенты узнают о том, что же такое pro bono. Кроме того, юристы, работающие на международном уровне, делясь со студентами профессиональным и жизненным опытом, обязательно расскажут об огромном количестве возможностей, которые открываются перед молодыми юристами. Это касается международных стажировок, работы в крупнейших транснациональных компаниях, перспективах работы в сфере международного права (последнее многими студентами зачастую не воспринимается как реальная возможность). В этом смысле российские проекты pro bono, если и не отличаются очень сильно по своему содержанию от тех проектов, которые реализуются в зарубежных вузах, по своей значимости становятся для студентов окном в большой профессиональный мир, о существовании которого они могут и не догадываться. Активное участие практикующих юристов в проектах pro bono, разумеется, является не только проявлением альтруизма. Имидж социально ответственной фирмы, возможность повышения привлекательности своей фирмы в качестве потенциального работодателя для привлечения лучших выпускников, поощрение самих юристов, принимающих участие в pro bono, если компания имеет хорошо развитую культуру социальной ответственности, являются теми факторами, которые определяют активное участие юридического сообщества в подобных образовательных проектах <10>. Однако именно тот факт, что юристы имеют в этой деятельности собственный и вполне меркантильный интерес, предопределяет некоторые проблемы, которые существуют на сегодняшний день в сфере образовательных проектов pro bono. ——————————— <10> Подробнее см.: Лапидус А., Сучкова М. Указ. соч.

Двойные стандарты?

Поскольку работодатели, организуя проекты pro bono, неизбежно преследуют цель поиска кадров, тогда как ресурсы и время для проведения подобных мероприятий у занятых юристов достаточно ограниченны, в качестве целевой аудитории выбираются практически всегда только наиболее престижные вузы крупных городов. Многие программы проводятся или используют материалы только на иностранном языке. Это связано с объективными причинами: такие материалы могут быть просто недоступны на русском языке, поскольку актуальные юридические проблемы международного уровня, к сожалению, довольно часто обсуждаются в России в ограниченном объеме, а документы не переводятся на русский язык. Однако, заявляя курсы, например, только на английском языке, юристы могут отсекать студенческую аудиторию, которая их как работодателей не интересует. Осведомленность о проектах pro bono и их доступность на определенной территории, в определенных вузах и для студентов, хорошо говорящих на иностранных языках, создает своего рода две категории студентов, одна из которых в таких программах участвует, а другая, вполне вероятно, даже про них и не слышала. Многие менее крупные вузы могут по этой причине вообще отказываться от предлагаемых программ, поскольку подобные курсы просто не найдут свою аудиторию в данном университете или институте. Кроме того, многие студенты, которые изначально видят себя работающими не в крупной юридической фирме, промышленной или финансовой компании, не интересующиеся коммерческим или международным правом, могут счесть, что предлагаемые программы им не нужны. Но они не учитывают, что соответствующие проекты развивают практические навыки, рассказывают об общих вопросах работы юриста, которые важны каждому студенту. Программы pro bono становятся программами для активных студентов, владеющих иностранными языками, нацеленных на работу в коммерческой сфере. Хотя аудитория таких программ в результате ограничивается, это все же лучше, чем полное отсутствие взаимодействия с потенциальными работодателями нынешних студентов. Попытки искусственным образом урегулировать формат проектов pro bono приведут только к тому, что их организаторы уйдут из вузов и будут искать другую аудиторию. Тем не менее самим вузам вполне по силам изменить сложившуюся ситуацию в лучшую сторону, а именно привлечь более широкие круги студентов к подобным программам. И это уже отчасти происходит. Речь идет не только о том, чтобы максимально информировать студентов о мероприятиях, организуемых юридическими фирмами, но и о более серьезных структурных изменениях в программе самого вуза, ее большей практической ориентированности. Помимо общего положительного отношения к проектам pro bono, активного участия во многих благотворительных образовательных проектах, некоторые вузы осознают также, например, важность систематического преподавания иностранных языков, проведения игровых судебных процессов <11>, организации моделей международных организаций <12> и других мероприятий на русском языке. Более того, уже появилось молодое поколение преподавателей, само воспитанное в понимании идеи pro bono и готовое эти идеи интегрировать в свою преподавательскую деятельность. ——————————— <11> Например, Всероссийский конкурс по конституционному правосудию (http://ilpp. ru/ page_pid_783_lang_1.aspx) проводится на русском языке. <12> Например, Московская международная модель ООН (www. modelun. ru).

Moot court <13>

——————————— <13> Moot court — игровой судебный процесс (англ.).

Прежде всего мы попытаемся в нескольких словах рассказать о студенческих игровых судебных процессах и об успешном выступлении команды Московского государственного университета на международных раундах конкурса по международному праву им. Ф. Джессопа в 2012 г. Вот как сами участники оценили данное мероприятие: «Всего один сезон конкурса знаменует переломный момент в формировании профессионального характера. Студент, прежде воспроизводивший текст учебника, начинает критически сопоставлять судебные решения; студент, всегда ограничивавшийся существующими в литературе мнениями, становится настоящим стратегом и начинает мыслить интересами своего доверителя; студент, раньше выступавший исключительно по бумажке, вступает в живой и динамичный диалог с судьями» <14>. ——————————— <14> Российские раунды конкурса им. Джессопа // Международное правосудие. 2012. N 1 (2). С. 130; www. ijj. ilpp. ru/wp-content/ uploads/ 2012/02/jessop_cup_2012.pdf.

Вообще, конкурсов в форме игровых судебных процессов, в которых российские команды принимают активное и успешное участие, на сегодняшний день достаточно много, и они затрагивают вопросы из самых разных областей: от международного частного права до космического права <15>. Но в качестве примера мы обратим внимание именно на конкурс им. Джессопа, российский этап которого является на сегодняшний день крупнейшим moot court в России. ——————————— <15> Подробнее см.: Сергеева И. Д. Студенческие конкурсы в форме игровых судебных процессов // Хрестоматия альтернативного разрешения споров: Учеб.-методич. материалы и практические рекомендации / Сост. Г. В. Севастьянов. СПб., 2009; Сахно Д. Почему студентам «мутить» полезно // http://zakon. ru/Blogs/ pochemu_studentam_mutit_polezno/4317.

Сейчас, одиннадцать лет спустя после проведения первого российского чемпионата, представители самых разных слоев российского юридического сообщества — вузы, юридические фирмы, некоммерческие организации, государственные служащие — уже хорошо знакомы с конкурсом им. Джессопа <16>. ——————————— <16> Российские раунды конкурса имени Джессопа. С. 129; Вайпан Г. «Мутный» лик юридического образования // Международное правосудие. 2011. N 1. С. 128 — 134; Veneau M. Learn It. Then Give It Back // www. whitecase. nichost. ru/ articles/jessup2009/article_2.pdf; Наталов С. Играем в международный суд // www. whitecase. nichost. ru/ articles/jessup2006/article_3.pdf; конкурс им. Джессопа: победа досталась Перми. Коллегия. 2006. N 1/2. С. 3 // www. whitecase. nichost. ru/ articles/jessup2006/article_4.pdf.

Крупнейший в России конкурс в форме игрового судебного процесса объединяет более 50 российских юридических факультетов и является, пожалуй, единственным проектом pro bono, про который можно сказать, что он стал общероссийским и открытым для всех студентов, которые, однако, должны владеть английским языком, чтобы полноценно в нем участвовать. Конкурс предоставляет студентам-юристам возможность выработки едва ли не полного комплекса базовых практических навыков, включая подготовку письменных документов, правовое исследование, анализ сложных фактических обстоятельств, устные выступления и др. Более того, абсолютно все команды, подготовившие письменные документы, имеют возможность приехать в Москву, чтобы попробовать свои силы в устных раундах. Наиболее успешные команды представляют Россию на международных раундах, которые традиционно проводятся в США, где наши студенты соревнуются с командами из десятков стран со всего мира. На российском этапе на основе pro bono в конкурсе участвуют организаторы и администраторы <17>, судьи, а также некоторые тренеры. Конечно, такое мероприятие невозможно без серьезных финансовых вложений спонсоров, однако очень большая часть работы строится на активном участии юристов, которые предлагают свою волонтерскую помощь в самых разных качествах. Конкурс требует от юристов гораздо более значительных интеллектуальных и временных затрат, чем лекции и семинары, а именно серьезной общей подготовки в сфере международного права, изучения специальных материалов конкурса, прочтения и оценки меморандумов команд, участия в устных раундах (для судей) или же еженедельной работы со студентами на протяжении всего периода подготовки (для тренеров). ——————————— <17> Всемирным организатором конкурса является ILSA (Международная ассоциация студентов-юристов). Организаторами российских раундов конкурса являются компании White & Case (с 2002 г. по наст. вр.) и Threefold (с 2009 г. по наст. вр.).

Конкурс стал площадкой для развития новых способов взаимодействия между студентами и практикующими юристами. Например, национальной администрацией российского этапа конкурса была разработана программа взаимодействия российских команд и зарубежных юристов, имеющих большой опыт участия и подготовки команд к moot court (так называемый absentee (online) coaching) <18>. Таким образом, студенты, которые по каким-либо причинам не могут найти квалифицированного тренера (например, вуз участвует в конкурсе первый раз) или хотели бы потренироваться выступать на английском языке перед носителем языка, могут получить советы и консультации опытных тренеров и не чувствовать себя в невыгодном положении по сравнению с командами из западных вузов или по сравнению с сильнейшими российскими командами. ——————————— <18> Issaeva M. To Be or Not to Be: Remote Coaching for the Russian National Competition // Friends of the Jessup Newsletter, ILSA, Vol. 5, Issue 1. P. 31, 32. Подробнее про программу Absentee (on-line) Coaching см.: www. threefold. ru/articles/ show/online_coaching. php.

Стоит отметить, что в России с момента первого российского чемпионата 2002 г. уже сформировалось несколько поколений юристов, которые приобрели огромный опыт судейства и подготовки команд к игровым судебным процессам. На сегодняшний день российское джессоп-сообщество насчитывает, по нашей приблизительной оценке, несколько тысяч человек, сотни из которых работают на конкурсе уже много лет. Входят в это сообщество не только российские юристы, но и их иностранные коллеги, которые ежегодно приезжают для судейства на российском чемпионате. Польза подобного участия для профессионального юриста очевидна: это возможность общаться с уникальным международным профессиональным сообществом. Важно также отметить, что еще пять-шесть лет назад юристы из России редко выступали в качестве судей на международных раундах в Вашингтоне, тогда как сегодня наших судей приглашают судить в том числе и раунды уровня «плей-офф», в которых встречаются сильнейшие команды мира. Такая серьезная работа на протяжении более чем десятилетия стала одним из кирпичиков, которые наряду с тяжелой работой самих студентов позволили сформироваться целой плеяде команд из самых разных вузов от Калининграда до Сибири, которые заявили о себе на международных этапах конкурса в качестве серьезных соперников и даже выходили в финал соревнований (команда Марийского государственного университета заняла второе место на международных раундах конкурса в 2003 г.). Наконец, в 2012 г. команда МГУ заняла первое место в финале международного этапа конкурса, обыграв команду Колумбийского университета (США). В этом году в конкурсе принимало участие более 600 команд из 78 стран мира, из которых 137 лучших команд участвовало в международных раундах в США. Эта победа заставила представителей российских вузов внимательнее посмотреть на moot court. Таким образом, pro bono не только прижилось в России и доказало свою важность и нужность, но и дало свои плоды в виде распространения moot court и стало источником гордости за наших студентов.

Еще раз об этике…

Выше уже затрагивались проблемы преподавания российским студентам-юристам основ этики. Эти проблемы, равно как и вообще регулирование в России вопросов адвокатской этики, статуса адвоката и прочих смежных вопросов, невероятно актуальны и требуют отдельного серьезного обсуждения. Тем не менее нам кажется уместным в качестве еще одного примера успешного проекта pro bono привести инициативу, связанную с упомянутой сферой. В этом году уже во второй раз проводится учебный курс «Профессиональная ответственность и этика на международном рынке юридических услуг», организуемый Московским государственным университетом, институтом «Право общественных интересов» (PILnet) и рядом юридических фирм <19>. По известным нам отзывам участников программы, в прошлом году она зарекомендовала себя как очень познавательная и открывающая глаза на многие вопросы, над которыми студенты раньше не задумывались. ——————————— <19> Об учебном курсе «Профессиональная ответственность и этика на международном рынке юридических услуг» см.: www. pilnet. ru/news/6-news-from-pilnet/ 213-Legal-Ethics — Essay-Competition — Annoucement-2012.html.

В сферах ответственности юристов и профессиональной этики российскому юридическому сообществу необходимо детальное изучение международного опыта стран с сильной правовой традицией и серьезным отношением к регулированию деятельности юристов. Сейчас активно обсуждается необходимость реформирования института адвокатуры в России. Дискуссии, которые при этом проводятся, иногда пугают апеллированием к тому, как дело обстоит за рубежом, при полной неосведомленности об этом. Поэтому ознакомление будущих адвокатов, законодателей и правоприменителей с тем, как профессия юриста понимается на европейском и международном уровнях, представляется едва ли не самой важной задачей российского юридического образования на данный момент. Отрадно, что, по крайней мере, организаторы проектов pro bono почувствовали эту назревшую необходимость.

Заключение

Как и любое добровольное дело, образовательные проекты pro bono наиболее эффективны и полезны тогда, когда организуются и проводятся с искренним энтузиазмом всех участников, включая университеты, студентов и организаторов. Хотелось бы на этапе становления культуры pro bono в России избежать разговоров о каких-то «проблемах», которые требуют осмысления, решения, методического подхода, поскольку речь идет о добровольных начинаниях, которые надо взрастить и сберечь, а не урегулировать и формализовать. Единственное, очень хотелось бы видеть со стороны вузов понимание того, что такое pro bono, почему это важно и полезно университетам, какова мотивация организаторов подобных мероприятий. Если это понимание есть, вузы смогут наилучшим образом интегрировать проекты pro bono в студенческую жизнь. Забота о потребностях и интересах студентов и поощрение участвующих в необязательных образовательных мероприятиях поможет привлечь наиболее подходящие для данной аудитории программы. Кроме того, важно, чтобы студенты понимали, что лекции и семинары — это только малая часть тех возможностей, которые дает им студенчество.

——————————————————————