Сетевая модель профессионального туристского образования как средство повышения качества туристских услуг

(Зорин И. В.)

(«Туризм: право и экономика», 2013, N 1)

СЕТЕВАЯ МОДЕЛЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ТУРИСТСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ТУРИСТСКИХ УСЛУГ

И. В. ЗОРИН

Зорин И. В., ректор Российской международной академии туризма, заведующий кафедрой ЮНЕСКО по культурному туризму в целях мира и развития, доктор педагогических наук, профессор, заслуженный работник высшего образования РФ.

Российская международная академия туризма (РМАТ) является ведущим образовательным и научным центром России в сфере профессионального туристского образования международного уровня, имеет 25 филиалов в 18 регионах Российской Федерации и Республике Армения.

РМАТ как присоединившийся член Всемирной туристской организации ООН (ЮНВТО) последовательно стремится в соответствии со своей миссией быть проводником внедрения в российскую практику лучших международных образцов образовательных программ для повышения качества выпускаемых специалистов на всех уровнях. Установлены прочные деловые связи и успешно развивается сотрудничество с ведущими европейскими школами туризма и гостеприимства. Разрабатываются, приобретаются, адаптируются и внедряются новые образовательные программы и технологии.

Ведущие мировые школы имеют большой опыт в области подготовки кадров для сферы туризма и гостеприимства, в РМАТ накоплен собственный опыт научных исследований в сфере туризма и внедрения новых технологий в туристское образование.

Модель профессионального туристского образования, реализуемая в РМАТ, сформирована в ходе многолетнего эксперимента по построению многоуровневой, территориально распределенной непрерывной подготовки, переподготовки и повышения квалификации туристских кадров. Модель основывается на следующих принципах:

— ориентированность на практическую подготовку специалистов с учетом лучших мировых стандартов туристского сервиса и гостеприимства;

— учет запросов работодателей, их квалификационных требований;

— компетентностный подход к профессиональной подготовке;

— предоставление студентам возможности выбора индивидуальной образовательной траектории;

— обеспечение непрерывности и многоуровневости программ;

— получение «двойного диплома» и дополнительных квалификационных сертификатов;

— применение современных информационных технологий в обучении;

— сертификация образовательных программ и процессов на основе международных стандартов качества ISO 9001:2008 и UNWTO. TedQual.

Наша кафедра ЮНЕСКО по культурному туризму в целях мира и развития уже имеет опыт сетевого сотрудничества и взаимодействия в сети UNESCO-UNITWIN, поскольку разработала и внедряет совместно с зарубежными вузами-партнерами образовательный модуль «Туристское управление объектами Всемирного культурного наследия» для подготовки специалистов в области управления объектами Всемирного культурного и природного наследия, способных решать проблемы сохранения всемирного наследия, поддержания культурного многообразия и продвижения культурного туризма в целях всеобщего мира и устойчивого развития.

В рамках вновь созданной кафедры ЮНВТО по устойчивому развитию туризма в РМАТ разработаны к реализации научные проекты в области развития устойчивого туризма в российских туристских дестинациях; использования международного опыта в подготовке волонтеров для мировых массовых спортивных мероприятий; научно-экспедиционных проектов как средства исследования, создания и разработки новых туристских маршрутов, сертифицированных на уровне ЮНВТО; подготовки туристских кадров для устойчивого развития туристских дестинаций на уровне магистерских программ.

Основной задачей кафедры является также создание стратегических образовательных альянсов (сети отделений кафедр ЮНВТО — РМАТ) в области подготовки туристских кадров на основе создания совместных образовательных программ по обмену студентами и преподавателями с зарубежными университетами-партнерами — членами сети знаний ЮНВТО через взаимную аккредитацию учебных программ или курсов и реализацию совместных научных исследований с целью передачи новых технологий, повышения качества образования и конкурентоспособности выпускников на рынке образовательных услуг.

В качестве примера можно привести международную образовательную программу РМАТ — Миланского университета Бикокка (Италия), международную образовательную программу РМАТ — Ватель (Франция), международную образовательную программу РМАТ — Сорбонна (Франция), международную образовательную программу РМАТ — Каза Артузи (Италия).

ЮНВТО выделяет туристские дестинации как центральный элемент в процессе формирования и реализации турпродуктов. Основным элементом туристской системы является территория, которая привлекает туриста, куда он совершает свою поездку и где проводит какое-то время, — туристская дестинация (согласно определению ЮНВТО).

Туристская дестинация как комплексное явление включает туристские аттракции, туристскую инфраструктуру, сопутствующий сервис. Один из результатов активного развития туризма в мире — все большее число доступных для туристов дестинаций, при этом все меньшая индивидуальность отдельных мест отдыха, возрастание конкуренции между туристскими центрами.

Таким образом, одной из основных задач становится задача обнаружения (определения) и исследования новых туристских дестинаций. Эта задача может и должна решаться с помощью специальных научных экспедиций. Специалистов такого профиля в РМАТ готовит кафедра научно-экспедиционного туризма. Дестинация в научно-экспедиционном туризме раскрывается с помощью научных методов, реализуемых в форме экспедиции.

Примером такой экспедиции является проведенная с 30 сентября по 10 октября 2012 г. экспедиция, посвященная исследованию Армении как туристской дестинации. В состав экспедиционной группы вошли преподаватели, аспиранты и студенты Российской международной академии туризма и Армянского института туризма — филиала РМАТ. Экспедиционный отряд прошел более 1600 км пути, исследовав уникальные историко-культурные и природные объекты Армении.

РМАТ сегодня является единственным вузом, имеющим кафедру ЮНВТО, тем самым Академия практически стала головным учебным заведением ЮНВТО. В этом качестве РМАТ предлагает под эгидой ЮНВТО, используя кафедру ЮНВТО по устойчивому развитию туризма и кафедру научно-экспедиционного туризма, сетевым образом разработать учебную программу подготовки специалиста, способного решать разноплановые задачи, для разработки и продвижения национальных и региональных туристских дестинаций, путем организации экспедиций, походов научной направленности.

ЮНВТО получит разработанную таким образом учебную программу, сертифицирует ее и рекомендует к использованию в профильных учебных заведениях. При этом ЮНВТО определяет ряд ключевых и наиболее важных тем, которые будут разработаны сетью, созданной РМАТ в качестве учебных программ. Таким образом, в развитие предлагаемой сетевой модели профессионального туристского образования войдут программы устойчивого развития туристских дестинаций, программы подготовки волонтеров, программы по социальному туризму, климато — и водолечению и др.

РМАТ приглашает ведущие вузы, готовящие специалистов для работы в туриндустрии, войти в сеть UNWTO-UNIBRIDGE (ЮНВТО-ЮНИБРИДЖ) и совместно продолжать разработку и реализацию этого проекта сетевой модели профессионального туристского образования.

——————————————————————