Влияние организационной культуры на эффективность управления образовательным учреждением

(Заец Д. А.) («Юридическая психология», 2013, N 1)

ВЛИЯНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ НА ЭФФЕКТИВНОСТЬ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ УЧРЕЖДЕНИЕМ <*>

Д. А. ЗАЕЦ

——————————— <*> Zaets D. A. The influence of organizational culture on the effectiveness of educational institution.

В статье описаны некоторые подходы к понятию «организационная культура» зарубежных и отечественных исследователей, раскрыта управленческая функция организационной культуры, а также критерии и показатели, характеризующие на трех уровнях влияние организационной культуры на эффективность управления образовательным учреждением.

Ключевые слова: организация, организационная культура, эффективность, управление, критерии, показатели.

This article describes some of the approaches to the concept of «organizational culture» of foreign and domestic researchers, disclosed administrative function of organizational culture, as well as the criteria and indicators of the impact of the three levels of organizational culture on the effectiveness of educational institution.

Key words: organization, organizational culture, efficiency, management, criteria and indicators.

Каждый человек в течение своей жизни так или иначе связан с организациями (учреждениями), в рамках которых осуществляется его профессиональная деятельность. Именно в организациях или при их содействии люди учатся, работают, вступают в многообразные отношения, развивают науку и культуру. Организация — сложный организм. В нем переплетаются и уживаются интересы личности и группы, стимулы и ограничения, жесткая технология и инновации, безусловная дисциплина и свободное творчество, нормативные требования и неформальные инициативы [6. С. 12]. Организация представляет собой совокупность людей, групп объединенных общей целью, составляющих определенную структуру, локализованную в определенном пространственно-временном промежутке и обладающую необходимыми ресурсами для осуществления деятельности. Рассматривая организацию как объект управления, необходимо отметить многообразие ее целей и задач, сложность внешних и внутренних связей. В процессе совместной деятельности члены организации принимают ее ценности, руководствуются принципами, убеждениями и интересами, придерживаются определенных представлений, совершают совместные действия. В этом смысле любая организация представляет собой культурное пространство, которое играет очень важную роль в регулировании поведения людей, характера жизнедеятельности организации. Культура и поведение взаимно воздействуют друг на друга, но культура влияет не только на то, что люди делают, но и также на то, как они это делают. Исследователи проблем организационного развития говорят о том, что организационная культура в настоящее время является важнейшим условием качественного труда персонала. В современных условиях все больше руководителей готовы целенаправленно формулировать, выделять и провозглашать важнейшие принципы, ценности, установки жизнедеятельности организации, регулировать поведенческие нормы и отношения сотрудников в организации, т. е. заниматься совершенствованием и поддержанием организационной культуры. В научной литературе существует довольно много определений понятия «организационная культура». В настоящее время концепция организационной культуры не имеет единственного «верного толкования». Каждый из авторов стремится дать свое собственное определение этому понятию. Большинство исследователей сходятся на том, что организационная культура представляет собой сложную композицию важных предположений (часто не поддающихся формулированию), бездоказательно принимаемых и разделяемых членами коллектива. Часто организационная культура трактуется как принимаемые большей частью организации философия и идеология управления, включающая в себя предположения, ценностные ориентации, верования, ожидания, расположения и нормы, лежащие в основе отношений и взаимодействий как внутри организации, так и за ее пределами [1. С. 487]. Проблеме организационной культуры посвящены исследования многих ученых различных отраслей науки, начало которых отслеживается в работах зарубежных специалистов. Так, Э. Шейн рассматривал этот психологический феномен как комплексное, многогранное явление, которое имеет свою структуру и компонентный состав, как единство трех уровней: поверхностного, или символического, внутреннего и глубинного [8. С. 13]. В отечественной литературе до середины 1980-х гг. этой проблеме уделялось недостаточное внимание. Организационная культура рассматривалась лишь как элемент промышленной психологии, психологии труда, имеющий практически неизменяемые основы. Позднее отечественные исследования значительно расширили научное представление о принципах, механизмах, уровнях развития и социально-психологических основах организационной культуры. Ведущие российские специалисты в сфере современного профессионального менеджмента О. С. Виханский и А. И. Наумов рассматривают организационную культуру как набор наиболее важных предположений, принимаемых членами организации и получающих выражение в заявляемых организационных ценностях, задающих людям ориентир их поведения и действий [1. С. 488]. Мы больше склоняемся к определению организационной культуры, которое дает Е. Д. Малинин: «Организационная культура — это система разделяемых трудовым коллективом ценностей, убеждений, верований, норм, традиций, которые определяют соответствующий стереотип поведения людей в сфере трудовой деятельности» [5. С. 124]. Организационная культура приобретает все большую значимость в современных условиях перманентного реформирования системы образования в России. Объективно возникла необходимость в проведении грамотной работы по ее совершенствованию и развитию, а также учету этого фактора в управленческой деятельности руководителей образовательных учреждений в связи с его влиянием на эффективность управления. Можно предположить, что организационная культура образовательного учреждения представляет собой совокупность духовных ценностей, социальных и мировоззренческих установок, норм этики и поведения, разделяемых преподавательским составом и обучаемыми, а также характерную для данного образовательного учреждения систему традиций, ритуалов и символики. Необходимо отметить, что организационная культура как эффективное средство управления помогает выживать, побеждать в конкурентной борьбе, завоевывать новые позиции и успешно развиваться. Основой организационной культуры является внутренняя консолидация и взаимодействие персонала, основанные на четком разделении труда, ответственности и согласованности интересов [3. С. 27]. Организационная культура, являясь инструментом интеграции людей и процессов в учреждении, превращается в механизм управления. Все это свидетельствует об усилении роли организационной культуры, когда она является не только фактором улучшения деятельности организации, но и может служить действенным средством ее эффективного управления [7. С. 10]. Являясь широким и емким понятием, организационная культура может рассматриваться как фактор эффективности управления, объединяя в себе не только функции управления в образовательном учреждении, но и ценности, нормы и правила. Поэтому все стандартные функции управления органично входят в состав организационной культуры в качестве ее структурных элементов [4. С. 33]. К элементам «поверхностного уровня» относятся миссия образовательного учреждения, стратегия развития, цель, которые включают такую функцию управления организацией, как планирование. В свою очередь, нормы и правила поведения в образовательном учреждении, стиль руководства включают другие стандартные функции управления, такие как организация, руководство и контроль. Таким образом, организационная культура, принимая на себя функции управления общеобразовательным учреждением, в полной мере может их реализовывать в практической деятельности. Для выявления результативности управления образовательным учреждением необходимо рассмотреть вопрос о его эффективности, который уже достаточно длительное время находится в поле зрения многих отечественных и зарубежных исследователей. Эффективность — способность производить определенный эффект; мера производимого эффекта [2. С. 618]. Организация работает эффективно, когда нужные свойства результата деятельности достигаются быстро и с экономией всех видов ресурсов. В свою очередь, эффективность деятельности образовательного учреждения определяется степенью успешности его функционирования по достижению конечной цели. Проведя анализ литературных источников, можно сделать вывод, что оценка эффективности управления образовательным учреждением будет более полной, если учитывать ее проявления на трех уровнях: на уровне образовательного учреждения; на уровне преподавателя; на уровне обучаемого (табл. 1).

Таблица 1

Критерии и показатели влияния организационной культуры на эффективность управления образовательным учреждением

Критерии Показатели

Уровень — реформирование организационной культуры образовательного образовательного учреждения; учреждения — нормативно-правовое обеспечение; — совершенствование государственно-общественного управления; — развитие внешних связей с научными организациями и другими образовательными учреждениями; — обновление знаково-символической системы; — совершенствование материально-технической базы; — достижения образовательного учреждения в целом

Уровень — мотивация к изменению организационной культуры; преподавателя — развитие ценностной сферы педагогов; — уровень профессионального роста преподавательского состава; — творческая активность преподавателей

Уровень — результативность образовательной деятельности обучаемого (успеваемость, качество знаний, количество отличников, результаты экзаменационных сессий); — сохранность контингента; — вовлеченность в общественную жизнь образовательного учреждения, города, субъекта РФ

Необходимо учитывать, что приведенные выше показатели для образовательного учреждения в целом характеризуют «поверхностный» уровень организационной культуры, для преподавателей — «подповерхностный» уровень, а на уровне обучаемого — результат развития организационной культуры на первых двух ее уровнях. Следовательно, приведенные показатели определяют характеристику организационной культуры образовательного учреждения, в том числе отмечая ее развитие за счет изменения указанных показателей в положительном направлении. Наше исследование по определению влияния организационной культуры на эффективность управления образовательным учреждением проводилось на базе одного из образовательных учреждений высшего профессионального образования г. Голицыно. В рамках эксперимента была проведена определенная работа по воздействию на организационную культуру на всех трех уровнях. Анализ полученных данных до и после реформирования организационной культуры показал, что на всех уровнях произошли существенные положительные изменения выбранных показателей. Положительные результаты реформирования организационной культуры свидетельствуют о том, что произошло ее существенное развитие на всех уровнях, что привело к значительному улучшению работы образовательного учреждения по основным направлениям ее деятельности. Таким образом, можно считать, что полученные положительные результаты обусловлены в конечном итоге повышением эффективности управления образовательным учреждением, поскольку организационная культура, как уже было отмечено ранее, вбирает в себя все стандартные функции управления. Следовательно, организационная культура непосредственно связана с эффективностью управления общеобразовательным учреждением, обеспечивая выполнение стандартных функций управления, приобретая характерные черты посредством традиций, ценностей, норм и оказывая позитивное воздействие на деятельность образовательного учреждения в целом. В настоящее время организационная культура является мощным инструментом в науке управления и повышения эффективности деятельности организации. А ее управленческая функция является объектом постоянного внимания исследователей и грамотных руководителей.

Список литературы

1. Виханский О. С., Наумов А. И. Менеджмент: Учебник. М.: ИНФРА-М, 2010. 2. Головин С. Ю. Словарь практического психолога. Минск: Харвест, 1998. 3. Грошев И. В. Организационная культура: Учебное пособие. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. 4. Красовский Ю. Д. Организационное поведение: Учебное пособие для вузов. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. 5. Малинин Е. Д. Организационная культура и эффективность бизнеса: Учебное пособие. М.: МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2004. 6. Мильнер Б. З. Теория организации: Учебник. 4-е изд., перераб. и доп. М.: ИНФРА-М, 2005. 7. Семенов Ю. Г. Организационная культура: Учебное пособие. М.: Университетская книга; Логос, 2006. 8. Schein E. Organizational Culture and Leadership. Jossey-Bass Publishers, 1997.

——————————————————————