Сплоченность коллектива как критерий социально-психологической оценки профессиональной деятельности

(Поляков С. А.) («Юридическая психология», 2013, N 2)

СПЛОЧЕННОСТЬ КОЛЛЕКТИВА КАК КРИТЕРИЙ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ОЦЕНКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ <*>

С. А. ПОЛЯКОВ

——————————— <*> Polyakov S. A. Unity of collective, as criterion of a social and psychological assessment of professional activity.

Поляков Сергей Александрович, аспирант факультета психологии Российского государственного социального университета.

В статье проанализированы основные теории и концепции групповой сплоченности. Рассмотрена групповая сплоченность коллектива.

Ключевые слова: совместная деятельность, групповое единство.

The main theories and concepts of group unity are analyzed in the article. Group unity of collective is considered.

Key words: joint activity, group unity.

Профессиональная деятельность современного подразделения ВС России с полным основанием может рассматриваться как совместная коллективная деятельность, включающая в себя весь спектр социально-педагогических и социально-психологических проблем общения, взаимовлияний, лидерства в малых группах, стилей и методов руководства служебными коллективами. Психолого-педагогическое обеспечение подготовки квалифицированных специалистов выражается прежде всего в слаженной организации совместной деятельности сотрудников подразделений. Отмеченная социально-психологическая специфика служебной деятельности делает чрезвычайно актуальной разработку путей и методов диагностики и формирования сплоченности служебных коллективов. Рассматривая малую группу в определенной связи с обществом, большинство исследователей проблемы групповой сплоченности в качестве ее ведущего фактора выделяют совместную деятельность. Тогда процесс формирования группы и ее дальнейшего развития предстает как процесс возрастания групповой сплоченности, базирующийся не столько на увеличении ее эмоциональной привлекательности, сколько на основе все большего включения индивидов в процесс совместной деятельности, которая является основанием для возникновения как эмоциональных отношений, так и единства ценностных ориентаций. Социально-психологические аспекты совместной деятельности нашли отражение в трудах Н. Н. Обозова [6]. Известно, что с увеличением продолжительности взаимодействия и достижением успеха внутренняя сплоченность коллективов становится более выраженной, а с увеличением числа членов группы может уменьшаться их сплоченность, возрастает вероятность распада коллектива на малые группы. Специальные научные исследования групповой сплоченности начались в конце 40-х годов XX века с работ американского исследователя Л. Фестингера [4]. Групповая сплоченность — это результат воздействия всех сил, удерживающих людей в группе. Когда группа сплочена, все ее члены активно работают, всеми силами поддерживая продуктивную деятельность своих товарищей и коллег и поощряя их самоотверженную преданность группе и ее интересам. При слабой сплоченности в группе интерес к эволюции и процветанию группы пропадает и вероятность плодотворных совместных действий членов группы уменьшается. Периодическая ротация кадров подразделения подавляет эту негативную симптоматику, однако не решает истоков проблемы в служебных коллективах ВС России. В статье ставится цель рассмотреть сплоченность коллектива как критерий социально-психологической оценки профессиональной деятельности в рамках проводимого автором исследования в области психологии труда. Современная психологическая диагностика определяется как психологическая дисциплина, разрабатывающая методы выявления и изучения индивидуально-психологических и индивидуально-психофизических особенностей человека [2]. Сплоченность коллектива является важной социальной характеристикой. Внутриколлективная сплоченность представляет собой единство трудового поведения членов коллектива, основанное на общности интересов, ценностей и норм поведения. Это интегральная характеристика коллектива. В процессе сплочения трудового коллектива происходит формирование единства интересов, норм трудового поведения, коллективных ценностей. Результат процесса сплочения проявляется в единстве мнений членов коллектива, в тяготении работников друг к другу, в помощи и поддержке. В результате создается своеобразная атмосфера сплочения [6]. По своей направленности сплоченность коллектива может быть положительной (функциональной), сориентированной на цели и задачи его деятельности, и отрицательной (дисфункциональной), направленной на достижение целей, противоречащих общественным и производственным целям. Функционально сплоченный коллектив — это социально зрелая общность людей. Он в корне отличается от коллектива, характеризующегося сплоченностью, обусловленной не общественными и производственными целями, а сохранением хороших взаимоотношений в группе. Цели производственной деятельности преследуются здесь лишь постольку, поскольку они не мешают единству и сплоченности группы. В создании сплоченного коллектива ключевым моментом является подбор людей на основе совпадения их жизненных ценностей относительно профессиональной деятельности и нравственных аспектов. В служебной деятельности общей целью или общей задачей подразделения ВС России и каждого сотрудника в отдельности является успешное выполнение поставленных задач, которое зависит от скоординированных усилий всех членов сформированной группы, их совместимости и сплоченности. Процесс формирования отношений между личностью и коллективом зависит не только от качеств самой личности, но и от коллектива. Наиболее благополучно, как подтверждает опыт, отношения складываются там, где служебный коллектив уже достиг высокого уровня развития, где он представляет силу, основанную на традициях, патриотизме, общественном мнении, авторитете самоуправления. Такой коллектив сравнительно легко устанавливает нормальные отношения с теми, кто в него входит. Это касается сотрудников, проходящих военную службу на контрактной основе. Каждый сотрудник независимо от воинского звания, должности и общественного статуса с большей или меньшей энергией стремится к самоутверждению в коллективе, к тому, чтобы занять в нем благоприятное для себя положение, завоевать авторитет и уважение коллег. Актуальность исследования групповой сплоченности занимает одно из ведущих мест, однако еще недостаточно изучены вопросы формирования групповой сплоченности, проведения диагностики в отношении изучения внутригрупповой морально-психологической обстановки, ее динамического наблюдения. Анализ исследований данной проблемы показывает, что феномен групповой сплоченности представляется как сложное, многоаспектное явление, детерминированное множеством взаимозависимых факторов: личностных, групповых, межгрупповых. Таким образом, категория «единство» выступает как основное, базовое качество, характеризующее групповую сплоченность, выражающее целостность группы; групповая сплоченность понимается как единство эмоционально положительных отношений и переживаний членов группы, единство их ценностных ориентаций, единство действий и поступков, направленных на решение общегрупповых задач. С целью более глубокого понимания сути процесса сплочения групп и коллективов автором была рассмотрена стратометрическая концепция А. В. Петровского [1]. Методологической основой построения концепции послужило представление о социально значимой совместной предметной деятельности как ведущем факторе становления и развития всех форм внутригрупповой активности. Акт деятельностного опосредования в данной концепции выступает важнейшим системообразующим признаком социально-психологических процессов, происходящих в группе. Группа с этих позиций выступает как иерархически выстроенная многоуровневая система активности, состоящая из различных страт, характеризующихся различной степенью опосредованности в процессе совместной деятельности. Первый, поверхностный, слой образован совокупностью межличностных отношений непосредственной зависимости, теми слоями, взаимодействиями и эмоционально-личными контактами, которые не опосредованы содержанием совместной деятельности. Примерами активности этого уровня являются взаимные симпатии и антипатии, взаимная привлекательность и непривлекательность и т. п. Второй, более глубокий, слой составляют взаимоотношения, опосредованные ценностными характеристиками групповой деятельности. Развитость этого слоя справедливо считают показателем уровня развития группы. Высокая степень совпадения позиций, мнений, взглядов индивидов по вопросам, значимым для группы, не столько создается в результате частоты эмоциональных контактов, сколько является итогом активной совместной групповой деятельности. Третий, наиболее глубокий и сформированный, слой образуется отношениями. Он определяется конкретной целенаправленной деятельностью всей группы: ее целями, задачами, местом в системе социальных отношений общества. Таким образом, формирование групповой сплоченности можно рассматривать как последовательное включение совместной деятельности в опосредование многообразных контактов между членами группы. Многими исследователями групповая сплоченность определяется через единство участников группы. Так, Л. Т. Почебут и В. А. Чикер считают, что «сплоченность характеризуется устойчивостью и единством межличностных взаимоотношений и взаимодействий» [7]. Л. И. Уманский определяет сплоченность «как высокую степень групповой интеграции, слитности, единства между членами группы» [8]. По мнению В. Т. Кондрашенко и Д. И. Донского, сплоченность — это «характеристика степени связанности, единства межличностных отношений в группе» [3]. Получается, что категория «единство» выступает как базовое качество, характеризующее групповую сплоченность, выражающее целостность группы; групповая сплоченность понимается как единство эмоционально положительных отношений и переживаний членов группы, единство их ценностных ориентаций, единство действий и поступков, направленных на решение общегрупповых задач. Отличительной особенностью, определяющей любую группу, является взаимодействие между ее членами, которые зависят друг от друга, имеют общую цель и должны общаться между собой. Группам также присуща взаимозависимость относительно задачи — они должны взаимодействовать, чтобы выполнить работу. Процесс формирования сплоченности служебных коллективов вызывает огромный интерес и всегда актуален для изучения и рассмотрения, потому что он непосредственным образом оказывает влияние на совместные достижения коллективов в процессе служебной деятельности. В процессе становления и развития служебный коллектив приобретает такое групповое качество, как сплоченность. Если он имеет положительную направленность, то это благоприятно влияет на эффективность служебной деятельности. Таким образом, сплоченность коллектива как критерий социально-психологической оценки профессиональной деятельности формируется в процессе совместной деятельности. Сплоченность необходимо формировать и развивать на мотивационном, осознанном уровне, т. к. от сплоченности подразделения напрямую зависит его психологический микроклимат, а косвенно — такие качества, как эмоциональная комфортность, самооценка коллег, сослуживцев, качество профессиональной деятельности.

Литература

1. Головин С. Ю. Словарь практического психолога / Сост. С. Ю. Головин. Минск: Харвест, 1998. 2. Гуревич К. М., Борисова Е. М. Психологическая диагностика: Учебное пособие. М.: УРАО, 1997. С. 2. 3. Кондрашенко В. Т., Донской Д. И. Общая психотерапия. Минск: Наука и техника, 1993. С. 420. 4. Макаров Ю. В. Формирование групповой сплоченности средствами социально-психологического тренинга // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2010. N 128. С. 72 — 83. 5. Михайлова Л. И. Управление персоналом. М., 2007. С. 248. 6. Обозов Н. Н. Психологическая совместимость и срабатываемость как факторы эффективности труда // Промышленная социальная психология. Л.: ЛГУ, 1982. С. 102 — 108. 7. Почебут Л. Г., Чикер В. А. Индустриальная социальная психология. СПб.: СПбГУ, 1997. С. 420. 8. Уманский Л. И. Методы экспериментального исследования социально-психологических феноменов // Методология и методы социальной психологии. М.: Наука, 1977. С. 59.

——————————————————————