Предпринимательство в аудиовизуальной сфере (правовое регулирование)

(Трунцевский Ю. В.) («Юрист», N 2, 2002)

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО В АУДИОВИЗУАЛЬНОЙ СФЕРЕ (ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ)

Ю. В. ТРУНЦЕВСКИЙ

Ю. В. Трунцевский, к. ю.н., доцент, Академия налоговой полиции ФСНП России, член Исполкома РАЮН.

Предпринимательство в аудиовизуальной сфере принято называть бизнесом <*>, индустрией авторского права <**> или шоу — бизнесом <***>. ——————————— <*> См.: Чуковская Е. Э. Аудиовизуальный бизнес: Договорное регулирование. М.: РосКонсульт, 1999 и др. <**> Индустрия авторского права, к которой … можно отнести создание книг, журналов, газет, полиграфии, рекламы, музыки, звукозаписей, кинофильмов, программ для ЭВМ, теле — и радиовещание, Интернет и т. д. (См.: Черновол В. Е. Отдельные вопросы борьбы с нарушениями авторских прав / Юрист. 2000. N 12. С. 45). <***> См.: Авторское право в шоу — бизнесе: Нормативные акты и комментарии / Автор — составитель И. А. Силонов. М.: Агентство «Издательский сервис», «Норма», 2001.

Анализируя правоприменительную практику в соответствующей сфере, можно согласиться с выводом В. П. Павлова, что «вопросы, связанные с охраной и защитой, возникают только тогда, когда названные действия используются в предпринимательских целях» <*>. По сути, как только произведение, правовое регулирование которого обеспечивается нормами авторского права, воспроизводится в коммерческих целях (в том числе на аудио, видео-, компьютерных носителях), в этом случае распространение носителей подлежит регулированию не только правом интеллектуальной собственности, но и нормами предпринимательского права, даже если изготовитель и распространитель таких экземпляров произведений сам является их автором. Такой автор становится предпринимателем. ——————————— <*> Защита права интеллектуальной собственности и его отражение в гражданском законодательстве // ИС. Авторское право и смежные права. 2001. N 7. С. 13.

Шоу — бизнес — понятие многогранное, затрагивающее такие сферы деятельности, как звуко — видеозапись музыкальных и иных произведений, тиражирование и распространение произведений и объектов смежных прав на всех видах материальных носителей, а также через глобальную сеть Интернет, постановка спектаклей и шоу — программ, проведение выставок, продюсирование артистов — исполнителей, торговля авторскими и смежными правами, организация гастролей и концертов, создание музыкальных видеоклипов, рекламных видео — и аудиороликов, наружной рекламы, буклетов, афиш, проспектов и пр., производство аудио — и видеокассет и компакт — дисков, имиджмейкерство и многие другие виды деятельности <*>. ——————————— <*> Защита права интеллектуальной собственности и его отражение в гражданском законодательстве // ИС. Авторское право и смежные права. 2001. N 7. С. 4.

Технический прогресс в области воспроизведения результатов творческого труда в материальной форме способствует не только развитию легального аудиовизуального бизнеса, но и «пиратству» в этой сфере. Вот основные из этих достижений: офсетная печать, множительное оборудование, магнитная лента, компакт — диски, высокое качество магнитофонной перезаписи, видеомагнитофоны и пр. Необходимо рассмотреть составляющие бизнеса в аудиовизуальной сфере в терминах и определениях. В соответствии со ст. 4 Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах» (Закон от 9 июня 1993 г. N 5351-1) (в редакции Федерального закона от 16 июня 1995 г. N 110-ФЗ) <*> (далее — ЗоАП) аудиовизуальное произведение — это произведение, состоящее из зафиксированной серии связанных между собой кадров (с сопровождением или без сопровождения их звуком), предназначенное для зрительного и слухового (в случае сопровождения звуком) восприятия с помощью соответствующих технических устройств; аудиовизуальные произведения включают кинематографические произведения и все произведения, выраженные средствами, аналогичными кинематографическим (теле — и видеофильмы, диафильмы и слайдфильмы и тому подобные произведения), независимо от способа их первоначальной или последующей фиксации. ——————————— <*> Ведомости РФ. 1993. N 32. Ст. 1242; СЗ РФ. 1995. N 30. Ст. 2866.

В проекте Закона «О внесении изменений и дополнений в… ЗоАП», внесенном в Государственную Думу 25.12.2000 г. депутатом В. Я. Комиссаровым, совершенно правильно предложено слово «кадров» заменить словом «изображений», т. к. современные технологии видеозаписи в большинстве случаев не требуют использования отдельных «кадров», а допускают, например, представление изображений в цифровой или иной машиночитаемой форме. В авторских договорах могут использоваться и другие, отличные от ЗоАП, термины — определения. Например, предметом договора может быть исключительное право на распространение аудио — и видеозаписей, несущих фонограммы и видеофонограммы, где фонограммы — такой записанный материал, принадлежащий компании, предназначенный для продажи на территории в виде аудио-, видеозаписи. Аудиозапись означает запись на граммофонном диске, магнитной пленке (будь то на катушке, непрерывной петле, на кассете, картридже или в любой другой форме), компакт — диске или каком-либо другом устройстве или приспособлении, несущем фонограмму или используемом для ее частичного или полного воспроизведения. Видеозапись означает любой носитель (включая без ограничения лазерные диски и видеокассеты) или любое другое устройство или приспособление, как известное, так и неизвестное, способное выполнять роль носителя или используемое для воспроизведения звука, синхронизированного с видеоизображением или сопровождаемого видеоизображением, или же только видеоизображения, и каким-либо образом используемое для воспроизведения какой-либо видеофонограммы. Деятельность по распространению аудио-, видеопродукции, компьютерных информационных носителей в соответствии с Постановлением Правительства Москвы от 23 января 2001 г. N 73-ПП включает в себя распространение экземпляров художественных, документальных, учебно — популярных, мультипликационных (анимационных), иных аудиовизуальных произведений, музыкальных, драматических, литературных, учебных, научно — популярных фонограмм и произведений, компьютерных программ, игр и баз данных путем их продажи или сдачи в прокат. Согласно п. 2 ст. 1 Директивы 92/100/СЕЕ Совета Европейского Союза под «прокатом» в сфере интеллектуальной собственности «понимается их предоставление в распоряжение для использования на определенный ограниченный срок и с целью экономического или коммерческого эффекта, прямого или косвенного» <*>. ——————————— <*> Сборник Европейских директив и регламентаций по интеллектуальной собственности (авторское право и смежные права). Официальный Бюллетень Европейского Сообщества N L 346/61. С. 4.

Соответственно под аудиовизуальным бизнесом мы понимаем коммерческую деятельность, связанную с распространением аудио-, видеопроизведений путем введения их экземпляров в гражданский оборот посредством воспроизведения (тиражирования), продажи, импортирования, передачи в эфир, публичного показа и сдачи в прокат <*>. ——————————— <*> См.: Трунцевский Ю. В. Видеопиратство: уголовная ответственность, раскрытие и расследование преступлений. М.: УКЦ «ЮрИнфоР», 2000. С. 8.

Товарные знаки (trade marks) как средство информирования населения создают отличия товаров и услуг одного производителя от однородных товаров и услуг другого производителя. Товарные знаки предназначаются для выделения производителем своей продукции, что в конечном итоге приводит к тому, что, узнавая товарный знак, покупатель выбирает качественный товар. Товарный знак и сам по себе является товаром и имеет определенную стоимость. Таким образом, известные товарные знаки все более становятся предметом подделки и незаконного использования. Пиратство в отношении товарных знаков растет пропорционально возрастанию конкурентной значимости товарного знака. Контрафактная продукция под чужим товарным знаком подрывает доверие к известным товаропроизводителям, в результате чего снижается объем реализации его товаров, и выручка при этом поступает к недобросовестному конкуренту. Нормы международного права также направлены на защиту известных знаков. Соглашение по торговым аспектам интеллектуальной собственности (Accord Trips — ТРИПС) <*> в этом плане является новым вкладом в развитие защиты прав в области интеллектуальной собственности, где в ст. 16 предусмотрена защита от вероятного ущемления интересов владельца зарегистрированного товарного знака. ТРИПС устанавливает охрану известных знаков не только в узкой области, где используется этот товарный знак, но также препятствует регистрации и применению сходных обозначений в любых областях промышленности. ——————————— <*> Вопросы защиты авторских прав на интеллектуальную собственность и их связь с внешней торговлей решаются в рамках Генерального Соглашения о Тарифах и Торговле (GATT) на основе международного Соглашения о торговых аспектах прав интеллектуальной собственности, включая торговлю контрафактными товарами, которое называется Соглашением ТРИПС (TRIPS). Оно было принято 15 апреля 1994 г. в качестве приложения к Маракешскому соглашению, учреждающему ВТО, и вступило в силу с 1 января 1995 г. Его участниками являются около 150 государств. Из стран СНГ в ВТО недавно вступили (Россия не входит) Кыргызстан, Молдова и Грузия. Соглашение ТРИПС направлено на устранение препятствий к международной торговле, на эффективную и достаточную защиту прав интеллектуальной собственности и на обеспечение того, чтобы мероприятия, применяемые для осуществления этих прав, не стали сами по себе препятствиями к ведению законной торговой деятельности. Соглашение ТРИПС устанавливает минимум требований, которые страны — участницы Всемирной Торговой Организации (ВТО) должны соблюдать, охраняя и защищая права на интеллектуальную собственность.

Соглашение ТРИПС значительно укрепило положения о защите торговых марок, предусмотренные Парижской конвенцией о защите промышленной собственности. Во-первых, в ТРИПС дано четкое определение понятия «товарный знак», а также перечислены и оговорены элементы, которые должны соответствовать ее требованиям (и каждый элемент в отдельности, и сочетание нескольких элементов, и все элементы в совокупности), для распознавания их в качестве торговых марок. Соглашение ТРИПС также особо оговаривает следующее требование: фирменные знаки сервисных компаний должны быть обязательно зарегистрированы. Во-вторых, в связи с регистрацией торговых и фирменных знаков должна существовать система их публикации и аннулирования. В-третьих, положения о защите общеизвестных марок должны включать в себя фирменные знаки сервисных компаний. Кроме того, защита торговых марок является необходимой даже в тех случаях, когда товары или услуги отличаются от товаров и услуг, предлагаемых в связи с зарегистрированной торговой маркой, если использование похожей марки на таких товарах или при предоставлении таких услуг будет указывать на наличие связи с зарегистрированной маркой и нанесет ущерб владельцу зарегистрированной марки. Важно также, чтобы минимальный срок регистрации составлял не менее семи лет и чтобы компании имели неограниченные возможности возобновить регистрацию. При этом регистрация может быть аннулирована при условии, что товарный знак не используется компанией в течение трех лет. Однако данное требование является недействительным, если товарный знак не использовался компанией по не зависящим от нее объективным причинам. В частности, среди причин, оправдывающих «неиспользование» товарного знака, можно назвать ограничение на импорт товаров, а также прочие требования и правила, устанавливаемые правительством. Товарный знак не может быть аннулирован и в том случае, если он использовался в какой-либо стране лицензиатом ее владельца. Другое важное положение запрещает принуждать компании покупать лицензии на владение товарным знаком. Этим же положением компаниям разрешается уступать права на владение товарным знаком, не продавая при этом свой бизнес. Положение также запрещает правительствам устанавливать для компаний особые условия использования товарного знака. Например, требовать от компаний, чтобы они использовали свои торговые марки только совместно с местными товарными знаками, или же использовать их в такой форме, которая снизит степень «узнавания» знака, иными словами — будет мешать потребителям сразу же «опознавать» производителя по товарному знаку. На международном уровне Постоянным комитетом по товарным знакам, географическим указаниям и промышленным образцам при ВОИС приняты рекомендации, которые одобрены Ассамблеей Парижского Союза и Генеральной Ассамблеей ВОИС. Рекомендации дают неисчерпывающий список критериев, которые должны рассматриваться странами, чтобы определять известность знака. К их числу отнесены: 1) географический регион; 2) длительность использования знака; 3) наличие регистрации; 4) наличие правовой защиты; 5) страна может потребовать, чтобы знак был хорошо известен населению. Все это должно учитываться при определении общеизвестности товарного знака. Определен список условий, которые страны не могут выставлять для начала процедуры признания известности знака. К их числу отнесены: 1) использовался ли раньше товарный знак; 2) был ли он зарегистрирован; 3) была ли подана заявка на регистрацию. Эти рекомендации отдают предпочтение рыночным интересам владельцев товарных знаков и не имеют такой правовой силы, как ТРИПС, но ВОИС стоит на позиции необходимости принятия этих рекомендаций. В регламентации, касающейся судьбы арестованных поддельных и пиратских товаров, определено, что в зависимости от национального законодательства поддельные товары уничтожаются или изымаются из коммерческого оборота без какого-либо возмещения. Кроме того, одобряются любые меры, которые могли бы лишить заинтересованных лиц экономической прибыли от подобных операций. Не считается санкцией к нарушителю простое уничтожение торговых знаков, которые были проставлены на поддельных товарах, кроме специально оговоренных случаев. Аудио-, видео — и прочий бизнес в интеллектуальной сфере отличается, например, от продажи продуктов или сдачи в прокат бытовой техники тем, что после приобретения той же бытовой техники к покупателю переходит право собственности на нее. С момента покупки этой техники он вправе распоряжаться ею по своему усмотрению, то есть может ее перепродать, обменять и т. п. Купив же, например, видеокассету с записью фильма, покупатель приобретает право собственности лишь на эту видеокассету, но не на фильм, на ней записанный. Рассмотрим, как построена схема видеобизнеса и кто такие правообладатели. Возьмем, например, знаменитый фильм «Титаник». Написал сценарий и снял этот фильм режиссер Джеймс Кэмерон, музыку к фильму написал Джеймс Хорнер — это авторы фильма, им принадлежат авторские права. Дистрибьюцией «Титаника» в США занимается студия Paramount, а за рубежом — 20th Century FOX. Эти студии финансировали производство «Титаника», и им принадлежат исключительные имущественные авторские права на фильм, то есть они имеют права на распространение, кино — и видеопрокат фильма, на его импорт, показ по ТВ и т. д. Первоначально фильм поступает в кинопрокат, поскольку именно в американском кинопрокате достигаются максимальные кассовые сборы, а соответственно и максимальная прибыль. Уже после дебюта в кинопрокате фильм выпускается на видеоносителях и поступает в продажу и в прокат, причем не ранее даты, определенной авторами и создателями фильма. Дата выхода фильма на видеоносителях называется датой релиза. В нашем случае «Титаник» вышел на кассетах 9 сентября 1998 г., спустя девять месяцев после «старта» в американском кинопрокате, что было обусловлено огромной популярностью фильма и значительными кассовыми сборами. Студия 20th Century FOX, заключая договоры с дистрибьюторскими компаниями в других странах, передает им на возмездной основе соответствующие права на «Титаник». Причем они тоже должны придерживаться установленной даты релиза. В России исключительными правами на этот фильм обладает компания ОРТ — ВИДЕО. Она разрабатывает оформление обложки, воспроизводит в своей студии условленный в договоре с FOX тираж фильма, печатает необходимое количество обложек и реализует готовую продукцию через оптовых дистрибьюторов и дилеров. Дальше видеокассеты с фильмом попадают в розничную торговлю, возможно, проходя еще через одного оптовика. ОРТ — ВИДЕО при этом обязуется соблюдать условия договора с 20th Century FOX о сроке выхода (поступления в розничную торговлю) фильма и запрет на передачу другому лицу права на тиражирование фильма. Но возможен и другой вариант. Обычно это происходит с фильмами категории «В» (менее популярные актеры, малобюджетные постановки, малоизвестные киностудии и т. п.). Правообладатель самостоятельно разрабатывает оформление видеофильма на кассете, печатает необходимое количество обложек и продает полиграфию без кассет, записанных в своей студии, — это так называемая «сублицензия». Фирма, покупающая эту полиграфию, приобретает к ней мастер — кассету, то есть кассету, с которой будет производиться тиражирование фильма. Естественно, от качества записи на мастер — кассете будет зависеть качество копий. Далее приобретается видео-BULK — видеокассеты без обложек специальной намотки, продолжительностью, соответствующей продолжительности фильма. Тиражирование фильма в таких случаях происходит, как правило, на обычной бытовой технике, не всегда даже Hi-Fi. Такая сублицензионная копия фильма может оказаться по качеству хуже, чем пиратская копия того же фильма. Хотя существуют и фирмы, которые производят тиражирование на профессиональном оборудовании, гарантирующем высокое качество записи. Таким образом, торговля правами на изготовление и распространение аудио-, видеопродукции представляет собой особый вид бизнеса, для которого организуются специализированные фирмы наряду с фирмами по изготовлению и распространению готовой аудиовизуальной продукции в виде музыкальных альбомов на компакт — дисках, фильмов на видеокассетах или иных носителях. Например, в группе компаний EMI Music торговлю правами (лицензиями) осуществляет компания EMI Music Publishing, а торговлю готовой аудиопродукцией — компания EMI Music Records. Это примеры законного (легального) бизнеса, который гарантирует защиту потребителя от приобретения некачественной продукции, обеспечивает собираемость налогов и в целом развитие аудиовизуального бизнеса и отечественной кино — и музыкальной индустрии. Согласно ч. 1 ст. 13 ЗоАП авторами аудиовизуального произведения являются: режиссер — постановщик; автор сценария (сценарист); автор музыкального произведения (с текстом или без текста), специально созданного для этого аудиовизуального произведения (композитор). Содержанием любого авторского договора является передача имущественных прав. В части 2 статьи 13 содержится презумпция о том, что авторы аудиовизуального произведения передают по договорам свои основные имущественные авторские правомочия изготовителю аудиовизуального произведения. Заключение договора на создание аудиовизуального произведения влечет за собой передачу авторами этого произведения изготовителю аудиовизуального произведения исключительных прав на воспроизведение, распространение, публичное исполнение, сообщение по кабелю для всеобщего сведения, передачу в эфир или любое другое публичное сообщение аудиовизуального произведения, а также на субтитрирование и дублирование текста аудиовизуального произведения, если иное не предусмотрено в договоре. Указанные права действуют в течение срока действия авторского права на аудиовизуальное произведение. ЗоАП различает два вида авторских договоров: о передаче исключительных прав и договор о передаче неисключительных прав (абз. 2 ч. 1 ст. 30). Исключительные права чаще всего приобретаются организациями телевизионного вещания, изготовителями видеоносителей, а также дистрибьюторскими фирмами при заключении договора на публичный показ иностранного фильма на всю территорию России или на внутренних кинорынках на ограниченную территорию. В нашем случае исключительными правами на фильм «Титаник» обладает компания ОРТ — ВИДЕО. На неисключительной основе передается право на публичный прокат и показ в кинотеатрах или киноустановках. Исключительное авторское право дает возможность защищать это право против любых третьих лиц. Иными словами, компания ОРТ — ВИДЕО не только сама использует (тиражирует) фильм «Титаник», но и запрещает любому другому лицу такое использование. Неисключительное авторское право позволяет предъявлять претензии только к партнеру по договору. Территория в договорах о распространении аудиовизуальных произведений определяется различными способами. В договорах о передаче исключительных прав дистрибьютор (прокатчик произведения) стремится получить права на максимально большую территорию, например на территорию СНГ, стран Балтии и Монголию. Минимальной для таких договоров, в том числе если о территориальном распространении прав в тексте ничего не указано, является территория Российской Федерации (ч. 1 ст. 31 ЗоАП). Таким образом, согласно российскому законодательству тиражировать и распространять аудио-, видеопродукцию можно только после заключения соответствующего договора с правообладателем. Такие договоры называются авторскими, поскольку их предметом служит передача или уступка на использование произведения определенными способами. Предметом авторского договора являются определенные имущественные авторские права на конкретное произведение. То есть в договоре должно быть точно указано, во-первых, о каком произведении идет речь, и во-вторых, какие именно авторские права предоставляются по договору. Правообладатель должен гарантировать, что является надлежащим обладателем передаваемых по договору имущественных авторских прав на произведения и несет всю ответственность за правомерность использования этих прав. Договор может относиться не только к одному, но и к нескольким произведениям. Под передаваемыми по договору правами имеются в виду исключительные имущественные права автора (осуществлять, разрешать или запрещать) на использование произведения, указанные в п. 2 ст. 16 Закона: права на воспроизведение, распространение, импорт, публичный показ, публичное исполнение, передачу в эфир, право на сообщение для всеобщего сведения по кабелю, право на перевод, право на переработку. Правообладатель передает контрагенту исключительные имущественные авторские права на произведения путем перечисления их в приложении к договору, которое является неотъемлемой частью договора. Произведение, о котором идет речь в договоре, должно быть указано как можно более точно (на языке оригинала и русский перевод). Конкретные права, срок и территория, на которые передаются права, также указываются в приложении и конкретно для каждого произведения. Права, предоставляемые по авторскому договору, должны указываться в договоре предельно точно, так как все права на использование произведения, прямо не переданные по авторскому договору, считаются непереданными (ч. 2 ст. 31 ЗоАП). Следовательно, для того чтобы право было предоставлено по договору, это право надо прямо упомянуть. Если договор предусматривает возможность проката материальных носителей, содержащих произведение (например, прокат видеофильмов), то право на прокат должно быть указано отдельно. Таким образом, контрагенту предоставляется право только в том случае, если оно обозначено пометкой в соответствующей графе договора. Всякое право, которое никак не помечено или помечено «нет», является правом, которое оставляет за собой правообладатель. Права на произведения считаются переданными с момента подписания сторонами приложения к договору. Любое авторское право (или любая часть этого авторского права) может быть передано по договору, либо как исключительное право, либо как неисключительное право. Если из договора неясно, как было передано по договору то или иное право — как исключительное либо как неисключительное, то применяется норма, содержащаяся в ч. 4 ст. 30 Закона: «Права, передаваемые по авторскому договору, считаются неисключительными, если в договоре прямо не предусмотрено иное». Произведение, права на которое предоставляются по авторскому договору, может передаваться получателю в какой-либо материальной форме (на кассете VHS, на лазерном диске и т. п.). Материальная форма, в которой выражено произведение, должна быть точно указана в договоре (например, комплекты исходных материалов на произведения: слайды, оригинал — макеты, полиграфия и пр.). В авторском договоре устанавливается объем использования произведения: например, выпускать только одну видеопрограмму на одном видеоносителе; вносить в обложку видеокассет название и лого <*> производителя произведения, а также свое лого и (или) название; при воспроизведении и распространении произведений не нарушать их целостности, полностью сохранять произведения, включая название, титры с перечислением участников постановки, не допуская при этом каких-либо сокращений, пропусков, изменений, модификаций, добавлений или перемонтажа; реализовывать переданные ему права только на территории и в течение срока, указанного в договоре. ——————————— <*> Логотипом принято называть оригинальное изобразительное исполнение словесного обозначения, в качестве которого может выступать и название фирмы, с использованием специальных шрифтов, изобразительных элементов, иногда даже физических эффектов (например, применение голограмм). Поскольку это результат творчества, на него существуют авторские права. Но логотипы регистрируются как товарные знаки, чаще всего они для этого и создаются, т. к. служат для маркировки товаров и услуг. Договор с автором на использование логотипа обеспечивает лишь отсутствие претензий с его стороны и не дает исключительных прав на использование разработанного логотипа (См.: Эпштейн М. Товарный знак и авторское право // ИС. Авторское право и смежные права. 2000. N 2. С. 41).

Как видно, объем использования произведения сочетается со сроками использования, установленными в договоре. Как правило, в договоре предусматривается срок его действия. Он может быть любой продолжительности. Если в договоре указывается, что договор заключается «без ограничения его каким-либо сроком», то считается, что условие о сроке в договоре имеется. Пользователь, получивший по договору авторские права, может их передать в дальнейшем другим пользователям (причем как частично, так и полностью), но только при условии, если возможность такой дальнейшей уступки прав содержалась в договоре (пункт 4 ст. 31 ЗоАП). Поэтому в договорах обычно оговаривается, что «пользователь вправе уступить полученные по договору права другим лицам». Такая оговорка может быть предусмотрена и в дополнительном соглашении. При передаче прав на произведения третьим лицам контрагент возлагает на них ответственность за их незаконное использование. Если договор относится к воспроизведению произведения (например, к изготовлению и продаже видеозаписей), а вознаграждение определено не по принципу «процент от дохода», то в договоре следует указать максимальное число экземпляров произведения, которое может быть изготовлено и продано в соответствии с договором (п. 3 ч. 3 ст. 31 ЗоАП). Предприниматели, занимающиеся видеопрокатом, также должны иметь договор с правообладателем на право проката фильмов (договор на экземпляры произведений, предназначенные для сдачи в прокат). Причем такой договор заключается на конкретный адрес, то есть если предприниматель имеет несколько точек видеопроката, то он должен иметь соответствующие документы на каждую торговую точку. «Сдавать в прокат (внаем)» — значит предоставлять экземпляр произведения во временное пользование в целях извлечения прямой или косвенной коммерческой выгоды для домашнего просмотра. Все права на использование произведений, такие, как воспроизводить произведение (право на воспроизведение); импортировать экземпляры произведения в целях распространения (право на импорт); публично показывать произведение (право на публичный показ): публично исполнять произведение (право на публичное исполнение); сообщать произведение (включая показ, исполнение или передачу в эфир) для всеобщего сведения путем передачи в эфир и (или) последующей передачи в эфир (право на передачу в эфир); сообщать произведение (включая показ, исполнение или передачу в эфир) для всеобщего сведения по кабелю, проводам или с помощью иных аналогичных средств (право на сообщения для всеобщего сведения по кабелю); субтитрировать и дублировать текст произведения, остаются за владельцем соответствующих прав и не могут быть как-либо использованы прокатчиком. Право сдачи в прокат передаваемых экземпляров произведений неразрывно связано с самой видеокассетой и прекращается тогда, когда дальнейшее использование видеокассеты становится невозможным. Изготовление дубликатов переданных видеокассет и выдача их населению, как правило, запрещаются. Произведения реализуются прокатчиком на носителях VHS, чаще в формате PAL и только с использованием строго определенного количества экземпляров. Видеокассеты имеют элементы идентификации (голографические наклейки, как на оригинальной полиграфии, так и на корпусе кассеты) установленного образца, которые определяют принадлежность данной кассеты к категории предназначенных для сдачи в прокат. Прокатчик реализует переданные ему кассеты в точках проката. На каждую указанную точку проката может оформляться сертификат, удостоверяющий право прокатчика сдавать в прокат экземпляры произведения на основании данного договора на распространение произведений путем сдачи в прокат на определенной территории и в течение определенного времени. Сертификат выдается с момента подписания и на срок действия договора. Оригинальный экземпляр сертификата должен находиться в пункте проката видеокассет. Копия сертификата, исходя из условий договора, является недействительной. В случае изменения адреса пункта проката прокатчик обязан уведомить продавца в письменном виде (например, в течение 7 (семи) дней с момента изменения зарегистрированного адреса). Передаваемые экземпляры произведений реализуются только прокатчиком, без права передачи третьим лицам. Продавец обязан гарантировать прокатчику лицензионную чистоту передаваемых экземпляров произведений. В договоре содержатся меры ответственности прокатчика. Так, в случае распространения контрафактных экземпляров произведений прокатчик должен выплатить продавцу компенсацию (например, в размере 100 (ста) минимальных заработных плат за каждый обнаруженный контрафактный экземпляр). Оговаривается срок, в течение которого прокатчик должен выплатить данную сумму компенсации (например, в течение 3 (трех) дней с момента подтверждения обоснованности претензий со стороны компетентных органов). По договору продавец обязуется гарантировать качество передаваемых для сдачи в прокат экземпляров произведения и возможность замены бракованных экземпляров; обеспечить прокатчику возможность проверки по месту получения кассет на предмет их товарного вида (целостность полиграфии, целостность лепестка защиты от перезаписи, отсутствие физических повреждений корпуса кассеты, наличие и целостность голограмм, отсутствие посторонних элементов идентификации). При обнаружении вышеуказанных недостатков продавец должен немедленно произвести замену бракованной кассеты на доброкачественную. Прокатчик обязан: сдавать в прокат для домашнего просмотра экземпляры произведений, приобретенные только у продавца и указанные в приложениях к договору с использованием элементов идентификации. Все остальные экземпляры произведений, относящиеся к каталогу продавца, но не вошедшие в приложение к договору, или сданные в прокат не в целях домашнего просмотра, или без элементов идентификации, сдаче в прокат не подлежат и в случае использования их таким образом являются контрафактными. Кроме того, прокатчик обязан не нарушать целостности произведений. Не допускать каких-либо изменений, модификаций, добавлений или монтажа. Предприниматели, которые занимаются только реализацией видеопродукции, должны иметь документы, подтверждающие легальность ее приобретения. В частности — договор и накладные от правообладателя, дилера или оптового продавца с поименным указанием видеофильмов и правообладателей. В частности, предметом такого договора будет являться купля — продажа лицензионных видеокассет с отраженными на них произведениями (Товар). По договору продавец предоставляет покупателю право дальнейшей их реализации третьим лицам на территории России и в то же время гарантирует, что, осуществляя передачу вышеуказанного товара, действует в пределах полномочий, полученных по договору с владельцем авторских прав данных видеопрограмм. В свою очередь, по данному договору покупатель обязуется не допускать продажи и передачи лицензионных видеопрограмм для демонстрации по кабельным и эфирным телевизионным сетям, вне зависимости от числа абонентов; сдачи в прокат или же использования иным способом, не оговоренным в договоре. В настоящее время для успешного развития видеобизнеса все больше используется Интернет. Большинство студий и фирм правообладателей имеют свои сайты в Интернете, на которых предприниматель может получить любую интересующую его информацию — от каталога лицензионных видеопрограмм и плана выхода фильмов до остатков на складе имеющейся продукции и цен на видеокассеты. Исходя из имеющейся на складе продукции можно составить заказ и передать его продавцу через тот же Интернет. Остается только прибыть на склад, оплатить заказ и получить видеокассеты. Через Интернет также можно получить информацию об условиях заключения договоров на видеопрокат.

——————————————————————