Культура речи как качество речи

(Носкова Л.) («Юридический мир», 2005, N 11)

КУЛЬТУРА РЕЧИ КАК КАЧЕСТВО РЕЧИ

Л. НОСКОВА

«Легкое дело — тяжело писать и говорить, но легко писать и говорить — тяжелое дело» В. Ключевский

Л. Носкова, кандидат педагогических наук, Академия управления МВД России.

Культура речи еще недавно воспринималась многими как нечто диковинное, но сегодня настоящий профессионал понимает, что из роскоши она превратилась в предмет необходимости. Термин «культура речи» многозначен. В нашей статье во избежание путаницы определим один из детонатов — качество речи, качество использования языка в речи, в общении, реализуемая языково-речевая способность. В таком значении термин употребляют, когда говорят, например, что «он хороший специалист, но слабо владеет культурой речи». Культура речи как качество речи имеет несколько уровней: соответствие литературной норме, соответствие стилистической и ситуационной норме и качество содержания и коммуникативных намерений. Грамотная профессиональная речь — это базовый элемент общей культуры. Благодаря общению можно получить необходимую для профессиональной деятельности информацию. «Удача благосклонна к тем, кто умеет общаться, ладить с людьми, вызывать их на доверительный разговор» <*>. ——————————— <*> Искусство разговаривать и получать информацию: Хрестоматия / Сост. Б. Н. Лозовский. М., 1993. С. 3.

Человек в устном общении проводит 65 процентов своего времени. По данным американских ученых, расход чистого времени на беседы у среднего жителя Земли составляет 2,5 года. За это время каждый из нас успевает «наговорить» около 400 томов объемом по тысяче страниц каждый. Японские лингвисты выяснили, что служащие Японии тратят на устную речь около половины времени своего бодрствования — семь часов в сутки, на чтение уходит 1,5 часа, на письменную речь — всего 47 минут <*>. Эти данные говорят, что человек мыслящий (homo sapiens) превратился в человека говорящего (homo eloquens). И при этом — низкая культура речи. При одной только мысли о предстоящем докладе, переговорах или беседе с руководителем многих бросает в дрожь, пересыхает во рту, появляется страх. Вы не такой? Вы в этом уверены? Совсем недавно наши граждане наблюдали по телевизору, как один министр покрикивал на другого: «Я не понимаю, что вы говорите! Вы не в филармонии, а на заседании правительства». Подобное, к сожалению, приходится слышать слишком часто. ——————————— <*> Соколова В. Культура речи и культура общения. М., 1995. С. 11.

Х. Маккей в книге «Дорога к вершине» <*> рассказал о проведенном исследовании «10 самых больших страхов американцев». Страх N 1 в Америке — выступление перед публикой. Когда об этом говорят на лекциях, люди смеются, а затем кивают головами. Почему публичные выступления приводят в ужас? Это во многом связано с чувством незащищенности. Мы боимся выглядеть глупо, понимая несовершенность собственной речи. Отчего многие говорят плохо? Помимо всего прочего это происходит потому, что нас этому никто не учит! ——————————— <*> Маккей Х. Дорога к вершине. М., 2003. С. 105.

Поскольку речь юриста имеет определенное общественное звучание, к ней предъявляются повышенные требования, пренебрежение которыми отрицательно влияет на профессиональный авторитет, нам необходимо учиться грамотной, понятной, логической, убедительной речи. Психологи справедливо утверждают, что речь есть орган формирования и формулирования мысли. Известно также, что, если какой-либо орган или функция человека бездействуют, они становятся нежизнеспособными, атрофируются. Если человек выполняет профессиональные функции в системе «человек — человек», куда с полным основанием относятся сотрудники органов внутренних дел, такого специалиста необходимо специально учить говорить. Юрист, хорошо владеющий речью, имеет больше возможностей в достижении профессиональных успехов. Нет сомнений, что такой человек выше на голову всех остальных. «Никакая другая способность, — говорит современный психолог Чонси М. Депью,- которой может обладать человек, не даст ему с такой быстротой сделать карьеру, добиться признания, как способность хорошо говорить». Подтверждая это, британский исследователь деловой коммуникации М. Орган утверждает, что отношение других людей к нам только на 30 процентов определяется тем, что мы говорим, и на 70 зависит от того, как мы говорим. При всей условности приведенных данных подчеркнем, что профессиональная речь юриста не просто ориентирована на понимание другими людьми с целью воздействия на их сознание и деятельность, а также на социальное взаимодействие. Она часто приобретает наиважнейший смысл (обвинение, защита, законодательство и проч.). Юрист просто обязан в своей речи точно и ответственно отражать процессы и явления жизни людей; содержание, смысл и значение правовых норм. Ему постоянно приходится прибегать к различным речевым формам, оценивать особенности речевого поведения других лиц. Вот почему так необходима речевая подготовка сотрудникам органов внутренних дел. Эффективная речевая коммуникация — это достижение адекватного смыслового восприятия. Какие же условия способствуют эффективному обмену информацией? Перечислим лишь некоторые: потребность в общении; коммуникативная заинтересованность; настроенность на мир собеседника; близость мировоззрения говорящего и слушающего; знания норм общения и пр. Несмотря на то что мы утверждаем, что слово — это то, что характеризует человека прежде всего, антиномия состоит в том, что риторические правила духовной морали рекомендуют немногословие, молчание, слушание и внутреннее сосредоточение. В речевой способности следует отделять красноговорение от смысла, содержания речи. Шекспир писал: «Где мало слов, там вес они имеют». К сожалению, немногие умеют говорить кратко, по делу. Поэтому первое правило культуры речевого поведения, выдвигаемое нами, — это немногословие. Оратор вредит себе, говоря больше и дольше, чем того требует ситуация. А. С. Пушкин в «Домике в Коломне» писал: «А кто болтлив, того молва прославит вмиг извергом» <*>. Заметим, что лихие ораторы всех мастей не способны вести диалог друг с другом, договариваться, находить общий язык. При этом они могут говорить часами. Вот на этом примере можно сформулировать и второе правило: всегда знай, зачем ты говоришь. В многословии всегда много пустословия. Приведу небольшую риторическую притчу: если вам нужно выступить 10 минут, то нужно на подготовку месяц; если можно выступать полчаса, на подготовку речи достаточно две недели; если можно говорить бесконечно, можно начинать выступление прямо сейчас. Чем меньше содержательности в речи, тем больше слов. Неважно, в быту или на службе нас окружают такие вот «изверги»: непонятно зачем и кому говорится море разливанное из слов. Слушать таких ораторов точно не будут. Говоря о речевом поведении, мы говорим об общении при помощи речи. Конечно, общаться можно и без слов (взглядом, жестом, движением можно очень многое сказать). И все-таки общение и речь неотделимы друг от друга в нашем сознании. У Тютчева есть дивные строки в Silentium! (Молчание) <**>: «Как сердцу высказать себя? Другому как понять тебя?» Понятно — при помощи слов. Но слова имеют смысл, если обращены к кому-то. Это может быть даже сам говорящий, обращающийся к себе; это может быть и кошка, бессловесное, но понимающее тебя живое существо; это может быть и шкаф (помните, у Чехова?)… Мы видим, что важность первого правила «избегай многословия» зависит от цели речи. Знать эту цель, вступая в разговор, отдавая себе отчет, зачем ты в него вступил, — второе правило. ——————————— <*> Пушкин А. С. Собр. соч.: В 10 т. М., 1981. С. 226. <**> Тютчев Ф. Соч.: В 2 т. Т. 1. С. 63.

Третье зависит от второго. Если есть цель речи — общение, значит, есть и иная ее цель — информирование. Итак, третье правило — говори понятно и точно. Речь неточна, если слова употребляются в несвойственном им значении; если не устранена многозначность, порождающая в свою очередь двусмысленность. Для информации важно содержание сказанного. То есть говорите лишь то, что требуется для дела. И с этим связано четвертое правило культуры речевого поведения — не будь однообразным. Выразительная речь поддерживает интерес слушателя. Метафоры и эпитеты, образные сравнения и риторические вопросы, вплетение в высказывание пословиц, поговорок, крылатых выражений, цитат — все это делает нашу речь запоминающейся. В разных ситуациях нас слушают разные люди, в каждой из ситуаций следует вести себя по-разному. Чем выше культура речевого поведения человека, тем большим количеством речевых ролей он владеет. Кто не умеет выбирать слова в сложившейся обстановке, тот, конечно, не владеет культурой речевого поведения. Профессия накладывает отпечаток на речь человека. Б. Шоу однажды пошутил: «Профессия есть заговор для непосвященных». И потому следующее правило звучит так: находи общий язык с любым собеседником. По крайней мере, к этому следует стремиться. Если мы не создаем позитивный коммуникативный климат, помогающий установить контакт в процессе общения, наша речевая коммуникация не будет эффективной. Для создания атмосферы доверия следует соблюдать несколько важных принципов речевой коммуникации. Первый — принцип кооперации — сформулирован основоположником теории речевых актов Г. Прайсом. Он состоит в готовности партнеров к сотрудничеству. Речь без слушателя невозможна. Категорию количества Грайс связывает с тем объемом информации, которую требуется передать. Ваше высказывание должно содержать не меньше информации, чем требуется, но и не больше. А категория качества заключается в истинности информации: не говори того, что считаешь ложным или того, для чего у тебя нет достаточных оснований. Здесь еще важна и категория способа: выражайся ясно, избегай неоднозначности. Г. Грайс отмечал: «Парадокс общения в том и состоит, что можно высказаться на языке и тем не менее быть понятым». Второй принцип эффективной речевой коммуникации — принцип вежливости — был описан Дж. Личем. Он отмечал о необходимости соблюдения такта (не затрагивать потенциально опасных для собеседника тем), великодушия (не связывать партнера по коммуникации обязательствами, клятвой, обещаниями), одобрения (позитивные оценки), скромности (никакого высокомерия), согласия (избегать конфликтных ситуаций). Содержание принципа равной безопасности заключается в непричинении психологического или иного ущерба партнеру в информационном обмене. Сюда входит, например, запрет на оскорбительные выпады, унижение чувства достоинства собеседника. Принцип децентрической направленности предполагает непричинение ущерба делу, ради которого стороны вступили во взаимодействие. Отметим, что это часто нарушаемый принцип коммуникации. В данном случае силы участников коммуникации не должны тратиться на защиту своих интересов, их нужно направлять на поиск решения проблемы. В эффективной коммуникации очень важно непричинение ущерба сказанному путем намеренного искажения смысла — принцип адекватности. Помимо перечисленного отметим, что для благоприятного понимания речевого общения необходимо использование таких факторов, как: признание на деле плюрализма мнений, наличие многообразных точек зрения; предоставление возможности каждому высказать свою позицию; предоставление равных возможностей в получении необходимой информации. Несоблюдение этих факторов, игнорирование названных принципов превращают конструктивный диалог в деструктивный. Полное и настоящее взаимопонимание не состоится, это вызовет коммуникативную неудачу. Наше пятое правило очень важно для юриста. Собеседники должны стремиться к консенсусу даже если они «по разные стороны баррикад» (ситуации переговоров с террористами, например). Древние говорили: «Человек человеку волк, пока он не заговорил». Модель «все вздор, чего не знает Митрофанушка» — неоправданное запретительство. Таким запретителем может быть человек ограниченный. Иногда следует поступиться своими личными вкусами, но наладить речевую коммуникацию необходимо. Соблюдать культуру речевого поведения — значит, соблюдать норму. Норма же — явление само по себе обобщающее и в чем-то усредняющее, не всегда совпадающее с индивидуальными вкусами. Норма действует достаточно жестко, она задана самой системой функционирующего языка и обязательна для тех, кто говорит и пишет. Норма одинакова для всех членов языкового коллектива. Учить же постороннего человека не всегда ловко. Однако употребление в своей речи нормированного произношения или нормированного употребления того или иного слова — это часто такой перевод с ненормативной речи на нормативную. Здесь важна благожелательность, уважение к собеседнику, а не поучительство. При выполнении этих важных условий срабатывает синдром подражания, так как нормативная речь все-таки всегда звучит, а даже «неподготовленное» ухо это слышит. Следующее правило — следи за высокими образцами. Необходимо заметить, что следует видеть разницу между культурой языка и культурой речевого поведения. Культура языка учит пользоваться правильным языком: умение склонять числительные, знать нормы ударения, произношения (орфоэпические нормы), учитывать порядок слов в предложении (синтаксические нормы), правила применения слов в речи (лексические нормы). Все это заповедь: владей культурой языка. Это основа культуры речи. Для этого следует обращаться к словарям и учебникам. Благо, что сейчас масса самых различных изданий. Так, корреспондент «Российской газеты» 27 сентября 2005 года Н. Шергина в интервью с деканом филологического факультета СПбГУ С. Богдановым рассказала о том, что скоро выйдет Словарь политика, поскольку языковая культура снизилась во всех слоях общества. «А язык — это своеобразные очки, сквозь которые человек видит мир. Учитывая, что министры и политики по своему статусу люди публичные, а потому влияют на то, как говорит общество, можно сказать, что язык — это фактор национальной безопасности» <*>. ——————————— <*> Шергина Н. Русский со словарем // Российская газета. 2005. 27 сентября.

Однако человек, умеющий правильно пользоваться языком, далеко не всегда это умение употребляет. Успех общения зависит от умения правильно пользоваться нашим бесценным богатством — языком, а культура это умение обеспечивает, помогает владеть нормами речевого поведения. Наше повседневное использование языка играет культурообразующую или культуроразрушающую роль. И здесь уместно очередное правило культуры речевого поведения — деликатность, вежливость и благожелательность. Это правило даже и комментировать не стоит. Тесно с названным правилом связано следующее: умей кроме говорения слушать. М. Монтень замечал: «Слово принадлежит наполовину тому, кто говорит, и наполовину тому, кто слушает. Совсем уж недопустимо для юриста, когда он слышит лишь себя, когда он глух к нуждам собеседника, не умеет соблюдать стратегию и тактику разговора в роли слушателя, не умеет своей реакцией помогать говорящему высказаться. Вообще, отсутствие реакции на слово является нарушением культурной нормы речевого поведения. Отвечать необходимо. Пусть не словом — улыбкой, жестом. И последнее правило — нарушай любое из правил, если это тебе поможет добиться особой выразительности речи, выполнить задачу, ради которой ты вступил в разговор. Хорошей речи человек обучается всю жизнь. Не существует волшебного лекарства, выпив которое, вы заговорите правильно и красиво. Есть те, кому легко дается обучение красноречию. Но достаточно много и таких, кому искусство живой речи дается с трудом. Но каждому необходимо привить вкус к хорошей речи, отвращение к малограмотной, косноязычной речи. Это тот минимум, за который стоит бороться.

——————————————————————