Проблемы воспитания в образовательных учреждениях вузов МВД России

(Хорольский В. В., Хорольская Т. Е.) («Юридическое образование и наука», 2006, N 1)

ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ ВУЗОВ МВД РОССИИ

В. В. ХОРОЛЬСКИЙ, Т. Е. ХОРОЛЬСКАЯ

Актуальность проблемы борьбы с преступностью, на наш взгляд, обусловлена не только социально-экономическими и правовыми условиями, но и педагогическими пробелами в учебно-воспитательном процессе вузов МВД. Они заключаются в том, что недостаточно качественно реализуются личностно ориентированный, деятельностный и квазипрофессиональные подходы, а также такие виды воспитания личности курсанта вуза МВД России, как историческое, патриотическое, нравственное, правовое и трудовое. Воспитание курсанта осуществляется в целостном педагогическом процессе с учетом особенностей изучаемых дисциплин. В современном мире вся атмосфера общественной и личной жизни людей насыщена политической информацией, противоречивыми оценками. Курсанты, живя и действуя в этой атмосфере, не изолированы от различных влияний и воздействий. Политическая идеология преломляется в их сознании под влиянием СМИ, содержания учебно-воспитательного процесса (УВП) и реальных социально-экономических условий. Это требует от педагогов быть вооруженными знаниями по особенностям методики воспитания личности курсанта. Необходимое условие развития личности, без которого невозможно воспитать курсанта как будущего офицера ОВД, — личностно-ориентированный подход <*>. Он является основой для организации учебной деятельности и общения педагога и курсанта <**>. Его цель — обеспечить непосредственное на всех уровнях взаимодействие личностей, через которое осуществляется развитие ценностных ориентации и формирование новых потребностей. ——————————— <*> Белухин Д. А. Основы личностно ориентированной педагогики. Москва — Воронеж, 1996. С. 22 — 91. <**> Бондаревская Е. В., Кульневич С. В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания: Учеб. пособие для студентов. М.: Сред. творческий центр «Учитель», 1999.

Для реализации данного подхода необходимы следующие условия: 1) наличие педагога, сформировавшегося как личность, с выраженной социально-нравственной направленностью. Обеспечение высочайшего авторитета педагога, уважение к которому определяется основами общественной жизни; 2) отношение педагога к обучаемому характеризуется субъект-субъектной основой их взаимоотношений; 3) формы и методы УВП обеспечивают разрешение противоречий между ценностями, потребностями личности, с одной стороны, и общества — с другой, путем воплощения личностью ценностей и потребностей Российского государства, которые становятся для него личностно-значимыми. По форме педагогическое воздействие может быть субъект-субъектным, субъект-объектным, объект-субъектным, объект-объектным, что определяется конкретными внешними и внутренними условиями. Но в любом случае должен реализоваться личностно ориентированный подход, который не допускает унижения личности и всегда предоставляет ей возможность выбрать реальный путь и осуществлять развитие. Рассматриваемый подход должен реализоваться во всех видах педагогической деятельности. Наиболее эффективным воздействием в воспитании является субъект-субъектное, которое следует считать основным. Другие виды воздействий целесообразно использовать лишь в частных случаях. Проблемное обучение представляет собой такую деятельность обучаемых и обучающих, которая включает путем постановки проблемных вопросов и задач создание и обоснование проблемных ситуаций, осознание и формулирование учебных проблем, вытекающих из этих ситуаций, совместный творческий поиск и решение проблем при определенной самостоятельности первых и под общим руководством последних <*>. Исходным и главным понятием проблемного обучения является проблемная ситуация. Проблемная ситуация — это явно или смутно осознанное затруднение, преодоление которого требует новых знаний, новых методик или новых способов действий <**>. ——————————— <*> Гримак Л. П. Резервы человеческой психики. М.: Политическая литература, 1987. С. 68 — 73; Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения. М., 1986. С. 40 — 43. <**> Лукин Н. Н. Вузовское научно-техническое творчество как фактор формирования личности будущего специалиста // Психо-педагогика в правоохранительных органах. М., 1998. N 1. С. 138 — 140; Смолкин А. М. Методы активного обучения. М.: Высшая школа, 1991. С. 165.

Выделяют четыре основных типа проблемных ситуаций. К первому типу проблемных ситуаций следует отнести такие, которые создаются на базе противоречия или несоответствия между имеющимися уже знаниями у обучаемых и теми знаниями, которые необходимо иметь для решения вновь поставленных задач. Ко второму типу относятся такие, которые создаются на базе противоречий многообразием возможных систем знаний (вариантов), способов действий и одним единственным верным (оптимальным) для правильного решения учебной проблемы. К третьему типу относятся такие, которые возникают на основе противоречий между сложившимися способами использования знаний и необходимостью применять эти способы в новых условиях, когда необходимо применить полученные ранее знания для решения задач в новых условиях. Четвертый тип проблемных ситуаций характеризуется тем, что между теоретически возможным путем решения поставленной задачи и практической целесообразностью ее решения отсутствует теоретическое обоснование. Учебная проблема — это вопрос или задача, в которых содержится противоречие, подлежащее обязательному решению. Учебная проблема отличается от научной тем, что она уже решена в науке и поэтому является проблемной только для обучаемых, решение которой им неизвестно, но они должны прийти к нему с помощью преподавателя или самостоятельно. Особое место в системе учебных проблем должна занимать основная (тематическая) проблема, которая ставится в начале изучения темы. Посредством основной проблемы преподаватель вводит обучаемых в тему, ориентирует внимание на решении стоящих перед ними задач (частных проблем). Проблемная задача имеет, как правило, три компонента: исходные данные (условия), требования (зависимости) и искомое (неизвестное). При ее решении необходимо или преобразовывать (уточнять) исходные данные, или анализировать требования, или находить взаимосвязи известного с неизвестным. Проблемный вопрос, как правило, — это высказывания, требующие ответа. Часто вопрос раскладывается на одну или несколько проблемных задач или требует творческого анализа одного из компонентов. В учебном процессе проблемное обучение может быть успешно реализовано тремя методами обучения: проблемным изложением, частично поисковым и исследовательским методами. Все они взаимосвязаны между собой и применяются на различных видах занятий. При творческом решении проблем и нахождении нового пути рекомендуется использовать основные способы устранения противоречий. 1. Поиск аналогий по решению конкретной проблемы, то есть припоминание путей решения других проблем и применение этих путей в уточненном виде для данной проблемы. 2. Разделение проблемы на подпроблемы (части) возможно до простых вопросов и решение их по частям. 3. Поиск различных точек зрения на решение проблемы и их сопоставление, выявление преимуществ и недостатков нескольких взглядов позволяет найти оптимальный путь решения. 4. Углубление в сущность проблемы, всестороннее изучение могут подсказать путь ее решения. Имитационно-деятельностный подход ставит цель максимально приблизить учебный процесс к подготовке конкретного специалиста и реализовать теорию деятельности в УВП <*>. Развивая теорию деятельности, Д. И. Фельдштейн подчеркивает роль общественно полезной деятельности, ее значение для развития потребности реализовать себя для общества. Существенным при ее организации является направленность на благо другим людям <**>. ——————————— <*> Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Мысль, 1975. С. 77, 112. <**> Фельдштейн Д. И. Психология развивающейся личности. Москва — Воронеж, 1996. С. 58 — 63.

Основными критериями в практике УВП выделяются профессиональные умения, определенные в квалификационной характеристике. Сущность такого подхода заключается в том, что знания являются лишь промежуточным звеном, конечной целью обучения должны быть действия. Для его реализации необходимо <*>: ——————————— <*> Практическая психология для преподавателей. М.: Информационно-издательский дом «Филинъ», 1997. 328 с.

1. Уточнить цели (кого учить? какие должности? до каких уровней?). 2. Уточнить содержание (чему учить? какие дисциплины нужны и в каком объеме?). 3. Изменить организацию учебного процесса (как учить? какие методы и формы?). 4. Процесс освоения дисциплины должен пройти последовательно все уровни и закончиться на заданном в квалификационной характеристике. Основные уровни умений: 1-й уровень — узнавание, воспроизведение с подсказкой (с помощью извне) объектов, свойств, процессов, методов деятельности в данной области (знания — знакомства) на основе предшествующего обучения и внешне заданной ориентировочной основы действий; 2-й уровень — воспроизведение информации, операций, методов деятельности (знания, копии) путем самостоятельного применения типовых правил (алгоритмов) деятельности на основе ориентировочной основы действий (алгоритмическая деятельность); 3-й уровень — продуктивная реконструктивная деятельность (эвристическая деятельность). Выполняется не по однозначным правилам (алгоритмам), а с опорой на инструкцию, догадку, по образцу и на определенном множестве объектов. В этом случае добывается субъективно новая информация путем самостоятельного построения или трансформации ранее известной ориентировочной основы действия; 4-й уровень — продуктивная творческая деятельность на любом множестве объектов путем самостоятельного конструирования новой программы деятельности. В этом случае добывается объективно новая информация, то есть человек действует «без правил», создавая новые правила действия. В процессе обучения необходимо для каждого уровня разрабатывать тесты контроля и изменить формы проведения занятий, которые бы максимально обеспечили реализацию деятельного подхода. Рассмотренные положения отражаются прежде всего в содержании групповых упражнений, деловых игр, военных игр, тактических упражнений, семинаров и других практических видов занятий. Воспитание представляет собой систему выработки ценностного отношения к обществу, социальным группам, отдельным личностям, их деятельности, к явлениям общественной жизни и правовому сознанию. Нравственное воспитание — составная часть единого процесса общественного воспитания. Необходимость регулирования обществом поведения людей включает две взаимосвязанные задачи: во-первых, выработку нравственных требований, которые находят отражение и получают обоснование в моральном сознании общества в виде норм, принципов, идеалов, понятий справедливости, добра, зла и т. п., во-вторых, внедрение этих требований и связанных с ними представлений в сознание каждого отдельного человека с тем, чтобы он смог сам направлять и контролировать свои действия, а также участвовать в процессе регулирования общественного поведения, т. е. предъявлять требования к другим людям и оценивать их поступки. Вторая задача нравственного воспитания включает формирование у человека соответствующих убеждений, нравственных отношений, чувств, привычек, устойчивых моральных качеств личности. Содержание процесса нравственного воспитания в том или ином обществе определяется прежде всего его целями. Последние же обусловлены характером общественных отношений и соответствующей идеологией <*>. Одна из острых проблем современности — обеднение художественной культуры и искусства, размывание созданных человечеством духовных ценностей. Ценность не может быть «объективной», «объективно правильной». Практика массовой псевдокультуры и псевдоценностей ведет к оскудению и разложению духа людей. Остро стоит проблема культурного международного сотрудничества в различных областях общественной жизни. Граждане различных стран участвуют в широких экономических связях, в научном сотрудничестве с учеными многих стран, в культурном обмене. Во всей этой деятельности они выступают как носители подлинного гуманизма и человечности. Одно из противоречий воспитания проявляется как нарастание, с одной стороны, требований к подрастающему поколению быть активными участниками глобальных социальных процессов, понимать общечеловеческие проблемы и уметь осуществлять международное сотрудничество. С другой — среди части молодежи формируется бездумное, равнодушное отношение к проблемам человечества, пассивное сознание того, будто мир, природа, культура, взаимосвязи между людьми разных стран будут существовать и сохраняться сами по себе, без активных усилий в этом направлении каждого человека. ——————————— <*> Климов Е. А. Общечеловеческие ценности глазами психолога-профессиоведа // Психологический журнал. Т. 15. 1994. N 4. С. 130 — 136; Педагогика: Учебное пособие. М.: Школа-Пресс, 1998. С. 72 — 93, 111 — 123, 420 — 439.

Стержнем воспитания личности курсанта является патриотизм <*>. Вузы силовых ведомств всегда развивали у курсантов различных национальностей чувство свободы, единства, равенства и братства. ——————————— <*> Лопуха А. Д. Теоретические основы современной системы воспитания патриотизма военных кадров. Новосибирск, 2001. 252 с.

Сущность понятия «патриотизм» включает в себя любовь к Родине, к земле, где родился и вырос, гордость за исторические свершения народа. Патриотизм неразрывно сочетается с интернационализмом, чувством общечеловеческой солидарности с народом своего государства. Особое место в интернациональном воспитании курсантов занимает формирование чувств единства, дружбы, равенства и братства, объединяющих народы России, культуры межнационального общения; нетерпимости к проявлениям национальной ограниченности и шовинистического чванства. В этом процессе велика роль подлинно народной многонациональной культуры. Патриотизм как качество сотрудников ОВД законодательно закреплен как необходимое профессиональное качество. Понятие патриотизма в российской науке шире и не ограничивается потребностями социального объединения. Толковый словарь определяет это понятие как «чувство привязанности к стране рождения или проживания, выражающееся в готовности созидать и жертвовать личным благом для общественной пользы». Аналогично по содержанию трактует это понятие И. Волков: «Российский патриотизм — это патриотизм людей всех национальностей, проживающих на территории РФ, это любовь к Российскому государству как единой Родине для населяющих его народов, это гордость за принадлежность к этому государству, ответственность за его настоящее и будущее» <*>. В. Н. Гончаров и В. Н. Филиппов считают, что истинные русские люди — это те, которые живут на русской земле, считают ее своей Родиной и не предают ее по первому зову из-за границы в корыстных целях. Данную позицию разделяют В. Н. Турченко и ряд других крупных ученых <**>. ——————————— <*> Волков И. Не быть иностранцем в своем Отечестве // Ориентир. 1998. N 3. С. 79. <**> Гончаров В. Н., Филиппов В. Н. Философия преобразований в условиях духовного обновления России. Барнаул, 1994. С. 75; Турченко В. Н. Необходимость радикального нового подхода к стратегии развития российской системы образования // Педагог. наука, технология, практика. Барнаул: БГПУ, 2000; Турченко В. Н., Куцев Г. Ф. Россия: от экстремальности к устойчивости. Тюмень: ТГУ, 2000. N 2.

По мнению знаменитого французского социолога Т. Лебона, «народ может потерять очень многое, претерпевать всевозможные катастрофы и быть еще в состоянии подняться. Но им все потеряно, и ему уже никогда не подняться, если он потерял душу». Под душой Т. Лебон подразумевал совокупность общих идей и чувств <*>. ——————————— <*> Лебон Т. Психология народов и масс. Кн. 12. СПб., 1995. 320 с.

Патриотизм имеет несколько уровней своего проявления и форм реализации: — Общегосударственный, в котором патриотизм выражается в конкретной патриотической (или космополитической) ориентированной внешней и внутренней политике государства, преобладании патриотической или космополитической идеологии. — Социально-групповой. В соответствии с ролью и местом в социальном устройстве общества и господствующей в нем идеологией отдельные социальные группы формируют свое отношение к идеологии (системе идей и взглядов, отражающих интересы данной социальной группы). Формируются мировоззренческие установки данной группы, ее готовность к патриотическому либо космополитическому образу социальных действий. Сразу следует подчеркнуть, военные кадры — это патриотически ориентируемая социальная группа при всех видах социального устройства общества и политических режимах, исключением является наемничество, уголовно наказуемое в мировой юридической практике. — Личностный. Формами проявления патриотизма которого являются патриотические чувства, разделение патриотических духовных ценностей, патриотическое мировоззрение (приверженность к патриотической идеологии и ценностям), этническая самоидентификация, практическое патриотическое поведение. Источник самовозрождения патриотической идеологии, ценностей, поведения заключается прежде всего в общественных и личностных потребностях. Государство нуждается в защите наивысших достижений в науке, экономике, искусстве, во внутреннем источнике саморазвития этноса. Для большинства государств неприемлем путь с опорой на эксплуатацию других народов, чужих богатств и сугубо меркантильные интересы своих граждан. Необходимы особые духовно-нравственные идеалы и ценности, на которых формируются и базируются целые цивилизации. Следовательно, патриотизм является источником жизненных сил нации. Историческое воспитание играет существенную роль в накоплении личностью и обществом в целом социально-целостного потенциала и поэтому занимает одно из ведущих мест в учебно-воспитательном процессе. На зрелость гражданских чувств личности влияют ее исторические воззрения, они помогают молодому человеку осмыслить роль личности в истории (в том числе и своей собственной), осознать свое право на выбор способа социального поведения (и право других); научить ретроспективно рассматривать свой социально-психологический облик, т. е. искать (и видеть) свои корни в истории, в традициях народа, в культуре своей нации и человечества. Развитие исторического сознания — непременное условие формирования у человека исторической памяти, научно обоснованного оптимизма, стремления продолжить дело своих предков. Историческая подготовка в ОВД — это одна из основных задач воспитательной работы, она основана на формировании знаний истории МВД и своего народа. Сущность исторической подготовки заключается в содействии воспитанию высоких моральных и нравственных качеств на основе показа и раскрытия общенациональных, российских и общечеловеческих ценностей в истории человечества и истории России. Основные задачи исторического воспитания в вузе МВД: глубокое изучение истории МВД, изучение истории своей Родины; всесторонний анализ фактов и выявление роли и значения правоохранительной деятельности в прогрессе и развитии общества в целом; пропаганда и поддержание лучших милицейских традиций МВД; содействие воспитанию и самовоспитанию сотрудников ОВД путем включения исторической тематики в формы и методы воспитательной работы. Основные формы исторической подготовки. Тематические вечера, сочетающие в себе устные выступления ветеранов ОВД, исполнение номеров художественной самодеятельности сотрудников ОВД. Такие встречи организуются вне или по случаю торжественной даты (День милиции, день уголовного розыска, следственного отдела, отделения дознания и т. д.). Лекции на исторические темы, помогающие глубже усвоить историю и традиции МВД России, лучше понять настоящие события и явления общественной жизни. Ведение истории и исторического формуляра РОВД, ГОВД, УВД и т. д. Они должны вестись с учетом милицейских традиций. Ни один факт истории, характеризующий мужество, стойкость, исполнительность, компетентность и другие черты профессионализма сотрудников, не должен быть обойден. Исторический формуляр отдела (управления) должен отражать основные события служебной деятельности со дня формирования подразделения. В нем делаются краткие записи об основных и ярких событиях отдела, отражаются сведения о том, кто из сотрудников выполнял служебно-боевые задачи, кто имеет боевые, правительственные награды, был начальником отдела, подразделения и т. д. Тщательно заполненные исторические формуляры, содержательные, хорошо оформленные, через много лет будут способствовать преемственности в ведении исторической работы среди сотрудников ОВД новых поколений, сохранению и приумножению традиций. В рамках гуманитарно-правовой подготовки история МВД выполняет две функции: образовательную (познавательную) и воспитательную. Образовательная функция обеспечивает приобретение сотрудником ОВД профессиональных знаний, расширение кругозора и развитие творческого мышления. Воспитательная функция состоит в выработке у сотрудников ОВД объективных взглядов на многие вопросы современной действительности, в решении проблемы воспитания в духе справедливости, нравственности, в развитии качеств, необходимых для преодоления экстремальных физических и психологических нагрузок. Развитие правового сознания и правопослушного поведения является органической составной частью правового воспитания личности курсанта, когда речь идет о формировании демократического правового государства. В этом придается большое значение роли вуза МВД в воспитании у курсантов уважения к закону, культуре, высокой гражданской активности и ответственности. Законодательство — один из важнейших каналов проведения в жизнь политики государства. Внедрение правовых норм в реальную практику общественных отношений достигается развитием правового сознания, сознательности граждан, авторитетом общественного мнения и принудительной силой закона с помощью государственных правоохранительных органов <*>. ——————————— <*> Козлов Е. И., Кутафин О. Е. Конституционное право России. 2-е изд. М.: Юрист, 2001. 320 с.

Право выполняет в жизни общества ряд важнейших социальных функций. Основным источником права является Конституция, раскрывающая суть конституционного (государственного) права. На основе Конституции разрабатывается и действует законодательство в различных областях общественной жизни: трудовое, гражданское, о собственности, о предприятии, о кооперации, об охране окружающей среды, административное, семейное, уголовное. В этом проявляется регулирующая функция права. Реализация воспитательной функции направлена на развитие такого человека в правовом государстве, который активно и сознательно исполняет нормы нравственности и права. На этом основывается взаимодействие педагогической и юридической наук. Система правового воспитания определяется научными представлениями о структуре правового сознания. Его исходным элементом является правовая грамотность: общее знакомство с правовыми основами государства, видами права и нормами, регулирующими отношения людей на основе закона. Однако знание юридических норм не всегда становится решающим, действенным мотивом и стимулом правильного поведения. Правовое сознание, элементарная правовая грамотность становятся действенной силой, когда органически взаимодействуют с сознанием гражданским и нравственным. Гражданская сознательность помогает курсанту понять сущность и общественное значение правовых норм, направленных на защиту интересов демократического общества и его граждан. Нравственное сознание способствует глубокому усвоению правовой нормы, нравственного отношения к ней. Оно позволяет увидеть и осознать ту границу нравственного поведения, за пределами которой начинаются безнравственные и противоправные поступки. Трудовое воспитание непосредственно направлено на создание материальных или духовных ценностей, социально-бытовых условий жизни и деятельности человека. Все общественные богатства созданы созидательным трудом. Развивающая функция труда обусловлена тем, что активное включение человека в трудовой процесс приводит в движение его сущностные силы <*>. Трудовое воспитание есть процесс вовлечения обучаемых в разнообразные педагогически организованные виды общественно полезного труда с целью передачи им минимума производственного опыта, трудовых умений и навыков, развития у них творческого практического мышления, трудолюбия и сознания рабочего человека. ——————————— <*> Гальских Ю. А. Человек и его сущностные силы. Барнаул, 1995. С. 127 — 134.

Трудовое воспитание в вузе ставит задачу осуществления профессионального образования, развития трудолюбия, других нравственных качеств, эстетического отношения к целям, процессу и результатам труда. Вуз МВД по самой своей сути — общеобразовательный, социально значимый, юридический. Трудовое воспитание в нем неразрывно связано с жизнью, практикой, творческим трудом, реализацией правоохранительной деятельности. Непосредственная трудовая деятельность развивает умения, навыки целесообразных действий, привычку к трудовому усилию и преодолению физического напряжения. Следствием организационной трудовой деятельности является такой специфический механизм воспитания, как отношение к труду. Среди отношений особенно важны такие, как ответственность за конечный результат труда, трудовая дисциплина, проявляемые в трудовом процессе точность, четкость, упорство, настойчивость, воля. Интенсивное развитие общественного организационно-управленческого труда в общественной жизни обусловливает необходимость овладения искусством организации и управления социальными процессами и взаимоотношениями, что особенно важно в правоохранительной деятельности. От умения поставить цель, вдохновить коллектив на ее достижение, с учетом индивидуальных особенностей расставить исполнителей по местам, организовать трудовой процесс, добиться дисциплины и высокого качества выполнения поставленных задач, обсудить результаты, поощрить инициаторов и новаторов во многом зависит эффективность любого дела и воспитательный результат труда. Организаторская деятельность требует большого напряжения ума, проявления воли, сдерживания излишних эмоций, интенсивного расходования нервной энергии. Поочередное освоение труда организатора и исполнителя развивает активность и инициативность, сознание ответственности за организацию и результаты труда. Умело организованная деятельность на практике учит курсантов умению убеждать и побуждать к действию своих товарищей, принимать ответственные решения, отдавать распоряжения, предъявлять требования и проявлять глубокое уважение к товарищу, подчиняться общей дисциплине, быть самокритичным и проявлять мужество в критике, четко контролировать свои поступки. Таким образом, рассмотренные подходы и виды воспитания в системе способствуют качественному развитию личности курсанта в УВП вуза МВД, а в последующем офицера профессионала, способного противостоять в борьбе с преступностью.

——————————————————————