Образовательная политика как структурный элемент национальной безопасности

(Митрохин В. К.)

(«Юридический мир», 2006, N 5)

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА КАК СТРУКТУРНЫЙ ЭЛЕМЕНТ

НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

В. К. МИТРОХИН

Митрохин В. К., доктор юридических наук, доцент, заведующий кафедрой публичного права, директор Центра региональных правовых проблем и вопросов национальной безопасности Южно-Сахалинского института экономики, права и информатики.

Образование, которое призвана давать высшая школа, является концептуальным элементом стратегии национальной безопасности России в XXI в.

Высшее образование формирует интеллектуальную базу устойчивого развития.

Россия сможет стать ведущим субъектом современного многополярного мира только как образованная и просвещенная Россия, в которой государство и общество совместно и постоянно несут ответственность за уровень и качество образовательного ценза населения.

Образовательная политика должна быть сердцевиной системы внутренней политики Российского государства. Эта политика должна учитывать баланс традиций развития национального образования, национальной психологии, зарубежного опыта в сфере образования и прогнозирования моделей образовательных систем.

1. Образование, которое предоставляет высшая школа, должно формировать базовый механизм развития российского общества и государства и обеспечивать:

— социокультурную преемственность;

— «воспроизводство» интеллектуального потенциала России;

— развитие личности в «изменяющемся обществе»;

— сохранение исторического и национально-этнического самоопределения народа в военной, экономической, демографической, экологической, информационной, национально-этнической, духовно-нравственной сферах как основы национальной безопасности России.

В девяностых годах прошлого столетия развернулась геополитическая межгосударственная конкуренция по качеству интеллектуальных ресурсов и качеству образования как фактор конкурентоспособности национальных экономик.

Если вникнуть в скрытые механизмы рекомендаций Международного валютного фонда по сокращению науки и высшего образования на 30 — 60% в России, то можно увидеть четкую стратегическую цель — лишить Россию необходимого качества образовательного потенциала. Цель — понижение экономической конкурентоспособности на долгосрочную перспективу, открыть шлюзы для ее интеллектуально-духовной, информационной и экономической колонизации.

2. Образование всегда было одной из основ устойчивого развития России. Образовательная политика лежит в основе формирования модели «общества устойчивого развития». Недостаточность образовательного и научно-технического потенциалов для разработки технологий добычи ресурсов, удовлетворяющих международным стандартам, используется для обоснования и оправдания захвата добычи ресурсов со стороны экономически развитых стран. Такая угроза будет усиливаться по мере разрушения образовательного и научно-технического потенциалов.

3. Образование, в том числе и высшее, всегда было определяющим качества жизни личности в мире, основа ее становления и самореализации.

С этим связана концепция непрерывного образования, которая включает в себя две взаимосвязанные системы: институциональную и личностно ориентированную.

Забота государства о качестве жизни личности (и соответственно общества) должна начинаться с реальной заботы о качестве высшего образования.

4. В мировом сообществе существует веер тенденций в управлении образованием, крайними полюсами которых являются «германо-российская общественно-государственная система управления образованием» (государство несет ответственность за образование, в том числе высшее, всех слоев населения независимо от экономического и социального статуса) и «англо-американская», по которой образование является личным делом каждого гражданина (рассматривается только как «индустрия образовательных услуг», поставляемых на рынок).

Характерно, что мировые тенденции показывают, что будущее принадлежит германо-российской системе, делающей ставку на повышение управляемости развития образования со стороны государства и общества.

Система российского образования исторически ориентировалась на высокий уровень фундаментализации и математизации образования, на гармоничное сочетание высоких уровней естественно-научной и историко-гуманитарной подготовок. Имеется информация, что если США не перейдут на государственное управление развитием образования и государственную поддержку необходимого уровня естественно-научной и математической подготовки в американской школе, то США ждет потеря экономической конкурентоспособности в начале XXI в., что, по оценкам властей США, с позиций национальной безопасности является недопустимым.

Ориентация реформ высшего образования в России в современный период на принципы англо-американской системы образования обернулась системным кризисом и образования, и экономики.

5. Национальная идея всегда складывалась исторически. Высокая образованность, профессионализм, военное могущество, социальная справедливость, приоритет духовного над материальным, уважение к труду и к человеку труда, трудовое воспитание — вот основные составляющие национальной идеи, определяющие общественный идеал России.

Как правило, историческое образование находится в центре образовательной политики всех стран, главной целью которого является патриотическое воспитание, формирование исторического достоинства нации. Так, в США подвергаются цензуре все учебники по гуманитарным дисциплинам, но особенно жесткой цензуре — учебники по истории, чего нельзя сказать о современной учебной и научной литературе.

Национальная идея России требует возврата к коллективистскому воспитанию начиная со школы. При этом коллективизм должен приобретать новое содержание, в котором личность раскрывается через служение своему народу, обществу.

6. Геополитическая стратегия высшего образования вытекает из геополитического значения России как евразийской цивилизации. Громадная территория, численность населения и протяженность границ требуют сильной экономической и политической власти и государственного управления с развитием всех видов инфраструктур государства.

Россия является центром геополитического равновесия современного мира. Проблемы, возникающие в современной России, могут привести к «детонации» неустойчивости развития послевоенного мира в военной, экономической, демографической, информационной, экологической и других сферах.

С конца XX в. под воздействием американизированной культуры мир приобретает тенденцию «американоцентризма», которая усилилась после распада СССР, что приводит к так называемой однополюсной геополитической структуре с мировой гегемонией США.

Мировая тенденция роста роли высшего образования в системе внутренних механизмов любого государства является основой устойчивости развития, становления его функций как главного социогенетического механизма воспроизводства общественного интеллекта. Поэтому геополитическая функция России в общей системе равновесия мира в XXI в. делает образовательную политику в России геополитической политикой.

Данное положение актуализируется из-за появления геополитической межгосударственной конкуренции качества интеллектуальных ресурсов, качества высшего образования и интеллектуально-образовательной гегемонии как формы мирового диктата.

Внедрение рыночных механизмов в производство информации и знаний привело к производству ложной информации, появлению информационного оружия и развязыванию информационных войн, в том числе на уровне геополитической конкуренции.

Таким образом, политика образовательных реформ в системе высшей школы должна быть принята на уровне государства с учетом интересов национальной безопасности России.

——————————————————————