Молодежь в тисках социально-экономических противоречий

(Молчанов А. В.)

(«Трудовое право», 2006, N 9)

МОЛОДЕЖЬ В ТИСКАХ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОТИВОРЕЧИЙ

А. В. МОЛЧАНОВ

Экономическое реформирование, начатое в 90-х годах прошлого века, в один момент утонуло под тяжестью огромного количества новых и старых проблем, а его всплытие осуществляется с огромными трудностями и издержками.

Государство ни организационно, ни экономически не в состоянии одновременно решать все накопившиеся проблемы, а среди них есть такие, которые оказывают решающую роль на длительные перспективы развития страны.

Проблемы молодежи сложны, многогранны и проявляют себя практически во всех сферах современного общества.

Изменилась в худшую сторону потенциальная база контингента молодых людей, вступающих в сознательную жизнь, способных осмысливать происходящие в стране социально-экономические процессы, возможно — будущих абитуриентов различных учебных заведений.

Наименее законодательно разработанными и подготовленными к практическому использованию оказались многие вопросы, касающиеся проблемы подрастающего поколения и молодежи.

Одна из главных причин, повлиявших на современное положение молодежи, — снижение жизненного уровня для достаточно значительного количества российских семей. Не будем навязывать читателям всем известные экономические выкладки и ограничимся минимумом.

Одной из таких важнейших для судеб государства проблем, по мнению многих специалистов и практиков, является проблема молодежи.

Дифференциация доходов населения, т. е. разрыв между нижними и верхними их группами, составляет 17 раз, что играет огромную роль в мотивации молодых людей и их родителей.

Нерешенность проблемы можно подчеркнуть происходящей в нашей стране третьей волной беспризорности, когда более 700 тыс. детей-сирот, 2 млн. подростков неграмотны, более 6 млн. несовершеннолетних находятся в социально неблагоприятных условиях, 4 млн. подростков употребляют наркотики, из них наркозависимы около 1 млн. (глава МВД РФ Рашид Нургалиев).

В то же время проблемы подрастающего поколения и молодежи имеют важнейшее, можно утверждать, решающее значение для перспектив развития всего российского общества.

Среди проблем молодежи одной из фундаментальных, основообразующих проблем необходимо признать образование — весь его цикл, от начальной школы до момента выхода работника на заслуженный отдых.

Объемы небольшой статьи не позволяют рассмотреть все накопившиеся здесь проблемы молодежи, поэтому автор решил более подробно остановиться на менее освещаемом в прессе вопросе — профессиональном образовании молодых людей, будущего трудового потенциала России, его нижнем и среднем уровнях, учитывая, что базовая профессиональная подготовка на 90% носит «молодежный оттенок».

Для большей убедительности наших рассуждений напомним, что профессиональное образование представляет собой совокупность систематизированных знаний, умений и практических навыков, позволяющих квалифицированно выполнять работу по определенной специальности.

Роль образования на современном этапе развития страны определяется задачами перехода России к демократическому обществу, к правовому государству, рыночной экономике, задачам ускоренного преодоления накопившегося отставания России от мировых тенденций экономического и социального развития. Образование должно входить в состав основных приоритетов российского общества и государства, стать важнейшим фактором гуманизации общественно-экономических отношений, способствовать формированию жизненных установок личности.

После последней революции в России складывалась, мягко говоря, не совсем благоприятная ситуация в образовательном процессе. Государство постепенно уходило из образования, которое вынуждено было само заниматься выживанием, в значительной мере абстрагируясь от реальных потребностей страны. Это вызвало серьезные разрывы в системе «государство — образование — общество».

Произошло отставание образования от насущных проблем развития общества, девальвация его общественной значимости. Положение обостряется и тем, что еще продолжает сохраняться период переключения ранее профессионально подготовленных работников, высвобождаемых на различных участках производства и управления, на новые виды профессиональной деятельности.

Особенно пострадало начальное и среднее профессиональное образование. Снижение финансирования значительно ухудшило всю ситуацию вокруг этого одного из важнейших для решения экономических задач уровня образования. Значительные потери произошли в материально-технической базе, ухудшился потенциал преподавательского состава в связи с низким уровнем заработной платы, появились трудности в организации производственной практики.

Наиболее сложное положение сложилось в первое десятилетие экономического реформирования в нашей стране. Для убедительности сошлемся на небольшой фрагмент крайне скудной статистической отчетности.

Основные показатели системы профессионально-технического образования

Российской Федерации (по состоянию на 01.01.2001)

1990 1993 1995 2001 2002

1. Число учреждений начального 4328 4273 4166 3872 3843

профессионального образования

Численность учащихся в млн. 1.9 1.7 1.7 1.7

2. Число государственных средних

специальных учебных заведений 2603 2607 2612 2595

Численность студентов в млн. 2.3 2.0 1.9 2.4

Численность студентов на 153 134 130 167

10 тыс. населения

3. Выпущено специалистов из

государственных средних специальных

учебных заведений в тыс. 636,6 546,1 473,0 593,2

Численность студентов на 43 37 32 41

10 тыс. населения

Приведенные данные убедительно доказывают трудности первого послереволюционного десятилетия, когда снизилась численность подготовленных высококвалифицированных рабочих кадров, а качество их подготовки стало еще более отставать от мирового уровня. Снижение численности высоквалифицированных рабочих кадров по сравнению с США и Германией произошло примерно в 8 — 10 раз.

С конца 1990 г. начал осуществляться переход от унитарной системы профессионально-технического образования к многообразию моделей профессионально-технических учебных заведений: создаются технические и гуманитарные колледжи, лицеи, коммерческие училища, центры, бизнес-школы и др.

К началу 2003 г. было создано около 90 негосударственных средних специальных учебных заведений, в которых обучалось около 100 тыс. человек. К сожалению, основная часть негосударственных образовательных учреждений расположена в крупных городах — в Москве (около 40%), в Санкт-Петербурге, Екатеринбурге. Негосударственные образовательные учреждения сталкиваются с трудностями в аккредитации и аттестации. Проблематичными остаются вопросы получения выпускниками неаккредитованных образовательных учреждений дипломов государственного образца.

Проникновение рыночных отношений в образовательный процесс не только в целом не улучшило ситуацию, но и по многим параметрам привело к отрицательному результату. Обозначился явный перекос в структуре обучаемых в системе профессионального образования: значительный рост численности обучаемых по гуманитарным специальностям (включая экономические) и снижение по техническим.

К сожалению, имеющаяся статистическая информация носит неполный и некомплексный характер. Но и приведенные ниже данные подтверждают происходившие процессы.

Прием в государственные средние специальные учебные заведения по группам

специальностей (в тыс. чел.)

1990 1995 2000 2001 2002

Гуманитарно-социальные 5,2 27,9 70,4 68,5 71,3

Экономика и управление 134,7 185,6 231,4 237,8 229,9

Машиностроение и металлообработка 57,5 23,8 23,9 24,6 24,8

Подготовка квалифицированных рабочих учреждениями начального

профессионального образования по профессиям (в тыс. чел. )

2001 2002 2003

Всего 758,6 745,3 721,5

Промышленность 230,9 224,5 210,5

В том числе

металлообработка 117,7 114,7 108,8

Выпуск квалифицированных рабочих учреждениями начального профессионального

образования по отраслям (в тыс. чел.)

1990 1995 2000 2001 2002

Всего 1272 841 763 759 745

Промышленность 183,1 124,4 230,9 224,5

В том числе

металлургия 4,6 2,9 2,1 2,4

химия 10,5 7,8 1,0 0,7

строительные материалы 1,0 0,8 0,3 0,4

(Источник информации: «Образование в России — 2003 год»: Статистический

сборник. М., 2004.)

О существенном разрыве между численностью подготовленных квалифицированных кадров по отдельным профессиям и реальной потребностью в них можно судить по положению на рынке труда. Наиболее дефицитными становятся профессии и специальности со значительной долей физического труда, в частности станочники широкого профиля — токари, фрезеровщики, шлифовщики, а также водители городского транспорта, работники коммунальных служб и др. В то же время по экономистам и бухгалтерам соотношение предложения и спроса отличалось в десятки раз со значительными отклонениями по годам. Так, по данным Комитета труда и занятости Правительства Москвы, по бухгалтерам в 1998 г. разрыв составлял 26 раз.

Это стало следствием резкого сокращения объема учитываемой и, соответственно, анализируемой информации по социально-трудовым вопросам российского общества, неумелого управления заработной платой на всех уровнях управления экономикой — государственном, региональном и корпоративном в условиях ускоренных темпов вхождения в рыночные отношения, а также отсутствия новой государственной доктрины по воспитанию молодого поколения.

Если в последнее десятилетие перед реформированием экономической системы в государстве проводились раз в три года переписи профессионально-квалификационного состава работающих в разрезе отраслей народного хозяйства, то в последние 15 лет такая информация, очень скудная для серьезных научных и практических целей, была получена лишь при Всероссийской переписи населения, проведенной в 2002 г.

Методика изучения трудовых ресурсов, применявшаяся в условиях плановой экономики, оказалась невостребованной в условиях рынка. А разработка новых методических документов затянулось на неопределенный период по трем причинам: это определенная новизна и сложность проблемы учета огромного количества появившихся объектов хозяйствования, отсутствие необходимого финансирования и потеря квалифицированных специалистов в этой области.

То, что делалось в последние годы, когда на основе балансового метода определялась только общая потребность в квалифицированных кадрах — без ее конкретизации по профессиям и квалификации, не может ни в коей мере отвечать новым условиям хозяйствования. Естественно, при таком подходе будет проблематично объективно оценивать перспективы развития всей системы подготовки кадров, включая молодые кадры.

Изучение практики подготовки кадров для освоения и ремонта новой техники показало, что в большинстве бывших подотраслей машиностроения не определялась перспективная потребность в данной конкретной категории работников, несвоевременно разрабатывались и быстро устаревали характеристики по новым профессиям, не отвечают современным потребностям нормативы численности на обслуживание современного новейшего оборудования, планы подготовки и программы обучения.

Выборочные обследования предприятий легкой промышленности также показали, что даже балансовые расчеты потребности в квалифицированных кадрах на перспективу, особенно в профессионально-квалификационном разрезе, практически не осуществляются.

Конечно, Россия может гордиться уровнем подготовки профессиональных специалистов высшей школы. По отдельным направлениям знаний физики, математики, энергетики, космонавтики мы до сих пор занимаем ведущее положение в мире.

Вместе с тем подготовка специалистов в общеобразовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования не отвечает потребностям страны — если не в количественном, то в качественном отношении.

Над доказательствами нет необходимости ломать голову: мы не в состоянии обеспечить конкуренцию на мировом уровне подавляющего количества товаров народного потребления. А это означает, что мы вынуждены ввозить в нашу страну огромную номенклатуру потребительских товаров, так как и у нашего населения появляется желание пользоваться более качественными товарами.

Рассмотрение проблем профессионального образования необходимо начинать со школьной семьи, так как именно здесь закладывается основа оценки потенциальных возможностей личности, перспектив развития общественно-экономических отношений, формирования новых жизненных установок.

Поэтому совершенно справедливо мировой практикой хозяйствования подчеркивается необходимость и эффективность нижнего или предпрофессионального образования молодого человека. Желательно, чтобы уже на этом этапе жизненного цикла у большинства молодых людей сложилось мнение о своих возможностях и они утвердились бы в выборе своей будущей профессиональной судьбы.

По мнению автора, такой подход позволяет сформулировать и уточнить основную цель этого уровня образования: помочь молодому человеку окончательно утвердиться в правильности своего профессионального выбора, который не исключает в дальнейшем и получение образования в высшей школе.

Необходимо напомнить, что наше государство всегда отличало стремление в образовательном процессе придать приоритетное значение теоретическим дисциплинам и крайне мало обращалось внимания на практическую подготовку специалистов, в частности там, где трудовые навыки и приемы оказывали существенное влияние на качество конечных результатов трудовой деятельности.

Следовательно, уровень профессиональной подготовки работников, функциональные обязанности которых можно напрямую увязать с характеристиками производимой продукции, не отвечает новым требованиям, которые предъявляет потребитель.

Проблема заключается в том, что основное внимание государство вынуждено сосредоточить на подготовке государственных служащих, способных эффективно действовать в условиях рыночной экономики.

Рыночные отношения потребовали внесения кардинальных изменений в содержание многих профессий, в первую очередь связанных с экономической деятельностью.

В наиболее сложном положении оказалось начальное и среднее профессиональное образование — в данных учебных заведениях готовились квалифицированные станочники: токари, фрезеровщики, прессовщики и др.

Можно отметить несколько причин, которые негативно повлияли на положение молодежи, создали многочисленные трудности в выборе жизненного пути.

Первая причина связана с изменением роли государства в системе всего образовательного цикла в связи с допуском бизнеса практически во все виды образования — от начального до высшего. Причем снижение государственного контроля очень неравномерно по различным видам образования. Если можно говорить, что школьное образование практически осталось подконтрольным государству, высшее образование примерно наполовину представляют негосударственные учебные заведения, то низшее и среднее профессиональное образование подвергнуто коммерциализации в наибольшей степени.

Ликвидация Госкомитета Совета Министров СССР по профтехобразованию и длительное отсутствие аналогичной структуры в Российской Федерации вызвали разброд и шатание в области подготовки профессиональных работников.

Большое беспокойство у специалистов вызвало решение исполнительной власти о передаче целого ряда учебных заведений среднего профессионального образования субъектам Российской Федерации. По всей видимости, в условиях нехватки финансовых средств на региональном уровне экономики вновь с отрицательной стороны проявит себя остаточный принцип финансирования социальной сферы, в том числе образования.

В качестве доказательства наших предположений сошлемся на недавно озвученную первым заместителем Правительства РФ Медведевым информацию о судьбе централизованно выделенных средств на приобретение компьютерной техники для совершенствования учебного процесса.

Значительно осложнилась ситуация в связи с появлением ощутимых перекосов в бесконтрольно формирующейся структуре рабочих кадров, отрицательно сказывающихся на рынке труда. Многие специалисты рассматривают такую ситуацию как следствие ликвидации старой системы изучения профессионального состава работающих и отсутствие в государстве научно обоснованного для условий рыночной экономики нового механизма изучения и анализа. Хочется напомнить, что в последнее десятилетие перед последней русской революцией переписи профессионального состава проводились один раз в три года, причем по некоторым отраслям народного хозяйства охват был сплошным.

Дополнительная потребность в квалифицированных кадрах на 70% покрывается за счет краткосрочной подготовки на производстве методом бригадно-индивидуального обучения, которое вряд ли может дать молодому человеку тот объем знаний и производственных навыков, что диктуется техническим прогрессом.

Перекосы переходного периода в подготовке квалифицированных работников отчетливо просматриваются при анализе ситуации на рынке труда с бухгалтерами, финансистами и экономистами, потребности в которых с начала 90-х годов росли в геометрической прогрессии, а затем постепенно стало проявляться перенасыщение рынка работниками экономического профиля. Вначале на рынке труда образовался вакуум этих специальностей, что способствовало росту конкуренции и усиливало потребность в этих специалистах, а затем и возникло перенасыщение.

Это стало следствием того, что для бизнеса в системе профессионального образования, и в первую очередь в подготовке экономических кадров средней квалификации, стали складываться благоприятные условия, и он стал развиваться невиданными темпами.

Для доказательства наших рассуждений рассмотрим практику подготовки экономистов. Приток бизнеса в образовательные учебные заведения гуманитарного направления происходит по нескольким причинам.

Конечно, потребности в специалистах имеют важное значение, но далеко не единственное. Организационные и финансовые затраты значительно меньше по сравнению с профессиональной подготовкой специалистов по техническим дисциплинам.

В условиях роста числа учебных заведений потребовалось значительно увеличить численность преподавателей. Нетрудно спрогнозировать, что многие из этих преподавателей не только не владеют теоретико-методологическими основами преподавания экономических дисциплин применительно к рыночным отношениям, но иногда вынуждены вести совершенно неизвестные для них новые дисциплины: менеджмент, маркетинг, основы предпринимательства и другие дисциплины, необходимые специалистам в рыночной экономике. Ухудшились возможности использования такого важного элемента современного учебного процесса для подготовки высококвалифицированных кадров, как деловые игры, особенно при подготовке квалифицированных специалистов по профессионально-гуманитарным направлениям.

Сложившаяся ситуация с подготовкой экономистов в начале переходного периода, анализ ее за последние 15 лет позволяют сделать выводы, которые необходимо учитывать при разработке методических рекомендаций по регулированию численности подготавливаемых специалистов в соответствии с потребностями в них народного хозяйства.

В связи с этим новые задачи возникают перед кадровыми службами предприятий и организаций, которые должны иметь долгосрочные планы по совершенствованию работы с персоналом, более тесно увязанные с перспективами хозяйственной деятельности.

Важную роль в подборе высококвалифицированных преподавателей всегда играла оплата их труда. Руководители общеобразовательных заведений в условиях рыночных отношений постоянно находятся перед дилеммой: как обеспечить достойную заработную плату преподавателям, удержать и закрепить наиболее способных к работе с достаточно специфической аудиторией. Теоретически существуют три варианта: добиться бюджетного финансирования, увеличить стоимость обучения, интенсифицировать учебный процесс. На сегодняшний день по известным причинам практически используются лишь два последних варианта, причем рост платы за обучение в условиях жесткой конкуренции между учебными заведениями за абитуриентами приводит, как правило, к снижению численности желающих получить конкретное профессиональное образование в конкретном учебном заведении. Все чаще начинает использоваться последний вариант, который на первый взгляд выглядит как более эффективный. Оплата труда преподавателя дифференцируется в зависимости от численности учащихся в группе; следовательно, при часовой оплате появляется взаимный интерес администрации и преподавателя к тому, чтобы увеличивать аудиторию. Преподаватель получает за один учебный час более высокую оплату, а бизнес сокращает затраты на заработную плату и связанные с ней дополнительные расходы, а также может сэкономить на арендной плате.

При такой организации заработной платы в негосударственных учебных заведениях начального и среднего профессионального образования меняется соотношение между количеством семинарских и лекционных часов, а по некоторым предметам вообще весь учебный процесс может осуществляться по методам высшей школы.

Большой необходимости убеждать читателя в снижении качества и эффективности учебного процесса нет, так как вполне естественно, что индивидуальное общение преподавателя с каждым отдельным обучающимся многократно снижается, становится проблематичной контрольная функция знаний.

В условиях высоких темпов освоения рыночных методов управления экономикой потребовалось значительное число различных специалистов, в том числе по уровню образования, для обеспечения функционирования государственных учреждений. В связи с этим, что вполне естественно, при недостаточности бюджетных средств государству на начальном этапе реформирования удалось поддержать только учебные заведения, организационно готовые к обучению специалистов, способных быстро адаптироваться к рыночным условиям.

Как мы отмечали выше, рыночные отношения потребовали внесения соответствующих изменений в подготовку многих профессий, связанных с экономической деятельностью на всех уровнях управления экономикой: государственном, региональном и корпоративном.

Потребность переходного периода в бухгалтерах, финансистах, экономистах внесла серьезные коррективы в организацию их подготовки в средних учебных заведениях. К сожалению, дополнительная потребность покрывалась за счет их подготовки в колледжах, где формировались группы с неоконченным школьным образованием и группы получивших общее среднее образование.

Социальная ответственность российского бизнеса и его практический вклад в решение социальных задач, связанных с проблемой молодежи, хотелось бы соединить с их обязательствами по созданию для молодых работников рабочих мест в реальном секторе производства.

Службы кадров и управления персоналом могли бы совместно с руководством низовыми звеньями производства подготовить такие рабочие места для молодых кадров, где технико-технологические и организационные условия работы допускают пониженную загрузку, сокращенный рабочий день, возможности выбора графика работы, т. е. всего необходимого для освоения полученной профессии и дополнительной шлифовки полученных трудовых навыков.

Собственникам, руководству и менеджменту необходимо ослабить предпочтение, иметь дело с более опытными работниками и не забывать, что омоложение и старение персонала также могут влиять на эффективность хозяйственной деятельности.

Вклад государства в этот процесс возможен при организации всевозможных ярмарок вакансий, ресурсных центров, конференций и семинаров по вопросам трудоустройства для молодежи в целях встречи с потенциальными работодателями.

Только государство способно обеспечить через государственные программы стажировки условия, которые позволяли бы молодым людям приобретать необходимый опыт для успешного трудоустройства.

По всей видимости, настало время усилить контроль за исполнением трудового законодательства. Представляет интерес выдвинутое Комиссией по правам молодежи на труд предложение региональным и местным органам установить льготы тем работодателям, которые нанимают на работу молодых людей (см. журнал «Социальное обеспечение», N 2, январь 2005 г.).

Пришло время более внимательно отнестись к изучению опыта, имеющегося в нашей стране и в мировой практике подготовки высококвалифицированных кадров. В этом смысле могут представлять интерес наша отечественная фирма «Лукойл» и Япония. Страна, выступавшая на мировых рынках как законодатель высокого качества выпускаемой продукции, в своих учебных центрах проблемам обеспечения качества отводила до половины общего времени теоретической подготовки рабочих кадров.

Необходимо учитывать и мировую практику обеспечения высококвалифицированными работниками огромного количества малых и средних производственных формирований, большинство которых не может позволить себе конкурентоспособную подготовку кадров в силу финансовых и организационно-технических причин.

Статью о том, как автору видится решение многих проблем начального и среднего профессионального образования, имеющего молодежные корни, мы опубликуем в одном из ближайших номеров.

Перспективы подготовки молодых квалифицированных кадров

В одном из предыдущих номеров журнала мы подробно рассмотрели наиболее сложный этап подготовки молодых квалифицированных кадров, возникший в нашей стране в связи с высокими темпами вхождения в рыночные отношения и большим желанием за короткий исторический период сделать то, на что другим странам мира потребовалась не одна сотня лет.

В этой статье автор пытается сформулировать и обосновать некоторые возможные пути решения одной из важных молодежных проблем — формирование высокообразованного, способного за короткий период времени адаптироваться к быстро меняющимся условиям хозяйствования молодого российского гражданина, обладающего профессиями и специальностями, необходимыми для решения стратегических целей и задач социально-экономического развития России.

Наличие квалифицированных кадров является одним из важнейших условий повышения эффективности хозяйственной деятельности и конкурентоспособности предприятий и организаций в рыночной экономике. Высокие темпы научно-технического прогресса предполагают постоянное повышение требований со стороны работодателей к качеству рабочей силы. Поэтому в условиях компьютеризации производства, огромного потока разнообразной информации от современных квалифицированных рабочих требуются средняя общеобразовательная подготовка и широкий профиль специального обучения.

В то же время необходимо помнить о неравномерности научно-технического прогресса, что влияет на сохранение в некоторых отраслях народного хозяйства рутинных видов человеческой деятельности, значительной доли ручного труда и работ с тяжелыми и вредными условиями труда, где еще долго будут сохраняться определенные противоречия между высоким образовательным уровнем молодого человека и характером производственно-трудового процесса. По всей видимости, это необходимо учитывать при построении долговременной государственной политики образовательного процесса.

В связи с этим в рыночной экономике не снимается проблема долгосрочных прогнозов изменений в содержании труда, его сложности, в профессионально-квалификационной структуре, разработке более точных балансов по конкретным профессиям и специальностям, более достоверного прогнозирования подготовки и долгосрочной профессиональной ориентации с обращением особого внимания на молодое поколение.

Одновременно необходимо более критически отнестись к традиционным формам участия предприятий в обучении кадров путем системы так называемой производственной «доводки», а ученичество работников вообще запретить законодательно. Возможности последнего в подготовке квалифицированной рабочей силы практически исчерпаны вследствие неоправданно узкой специализации, низкого уровня теоретической подготовки. Сам принцип ученичества предполагает ориентацию на морально устаревшие методы труда опытных рабочих, что вряд ли целесообразно сохранять и поддерживать в условиях рыночных отношений и рынка труда.

Проблема подготовки молодежи к активной трудовой и общественной деятельности выходит далеко за рамки профориентации. Непонимание этого приводит к тому, что ее задачи чрезмерно расширяются, а она сама теряет специфику и растворяется в многочисленных проблемах всего учебно-воспитательного процесса. Поэтому дальнейшее развитие и совершенствование профориентации предполагает уточнение исходных теоретических позиций и четкого определения используемых понятий.

Практика последних лет показывает, что необходимо вновь вернуться к вопросу разграничения целей и задач между различными уровнями профессионального образования. Нет большой необходимости слишком усложнять начальное профессиональное образование, было бы экономически более целесообразно ограничить этот уровень задачами окончательного выбора и утверждения молодым человеком своих жизненных интересов.

Только на уровне среднего профессионального образования можно достичь необходимой профессионально-квалификационной подготовки современного работника, способного с наименьшими издержками включиться в современный производственно-трудовой процесс.

В целом же общенациональная образовательная политика должна учитывать:

— демократизацию общества, расширение возможностей политического и социального выбора, что вызывает необходимость повышения уровня готовности граждан к такому выбору;

— формирование современного мышления у молодого поколения;

— уточнение, разработку и утверждение государственных стандартов общего образования второго поколения в целях повышения соответствия их содержания и качества новым потребностям государства и общества;

— создание государственной системы обеспечения рабочими местами молодых выпускников системы профессионального образования;

— необходимость уточнения доктрины образования в Российской Федерации, охватывающей период до 2025 г., и Федеративной программы развития образования на ближайшую перспективу.

Утверждение образования в числе четырех основных приоритетов российского общества на ближайшие годы создает достаточно благоприятные условия для коренных изменений, сложившихся в образовательном процессе, открывает перспективы сближения уровня всех видов образования к ведущим промышленно развитым странам.

Сейчас главное — правильно и научно обоснованно расставить паритеты внутри всей проблемы образования, не давать преимущества одному из них в ущерб другим. По мнению автора, необходимо исходить из равнозначности всех его видов, включая профессиональное.

За 15 лет реформирования в этой области образования накопилось огромное количество нерешенных проблем. Ликвидацию отставания необходимой учебно-материальной базы, оснащение учебных заведений современным оборудованием, расширение действующих и строительство новых, приведение их в полное соответствие с требованиями рыночной экономики и технического прогресса необходимо рассматривать в качестве одной из первоочередных задач.

К сожалению, мы по-прежнему учим детей и не можем до конца преодолеть практику «всезнайства» — как будто бы каждому одновременно будет нужно стать профессиональным математиком, химиком и историком. Такая практика ведет к неоправданной доле предпрофессиональных знаний, потребных отнюдь не всем выпускникам школы, с одной стороны, с другой — это способствует накоплению «учебной усталости», способной проявиться при дальнейшем образовании. Объем и качество знаний вступают в определенные противоречия.

Необходимо обеспечить подготовку рабочих высокой квалификации, и в первую очередь — из числа молодежи, с одновременным завершением общего среднего образования, причем, как показывает мировая практика, главный упор должен быть на дневные виды организации учебного процесса. Новую Россию не может удовлетворять старая политика в области подготовки рабочих кадров, когда в большинстве отраслей народного хозяйства более 70% их готовилось непосредственно на предприятиях и в организациях.

Методическое руководство средними учебными заведениями профессиональной подготовки, отставшее от потребностей сегодняшнего дня, нуждается в коренной реорганизации. Вызывает определенные опасения и преобразование Министерства труда и социальной политики в Министерство здравоохранения и социальной политики.

Вновь приобретает острую необходимость подготовка рабочих широкого профиля, в частности станочников, способных к совмещению профессий и быстрому достижению высокой производительности при смене рабочих мест. Особенно важным это обстоятельство становится в условиях рыночной экономики, где внутренние и внешние перемещения работников будут носить непрекращающийся и постоянный характер.

На первый план будет выдвигаться проблема восприимчивости, гибкости и мобильности индивидуального работника по отношению к орудиям труда как один из важных критериев эффективности социально-экономической системы государства в условиях постоянно действующего рынка труда.

Это ставит перед кадровыми службами предприятий и организаций принципиально новые задачи в области управления персоналом.

Большинство специалистов обращают внимание на отсутствие надежной правовой основы молодежной политики для востребования, воспроизводства и защиты важнейшего национального достояния — трудового и профессионального потенциала будущего общества.

Ни государство, ни работодатель не выполняют протекционистскую роль по отношению к важнейшему национальному богатству — кадровому потенциалу.

Многие специалисты критически относятся к тому, что политика в области образования в России в основном опирается на образец «сделано в США», считая в Законе об образовании, принятом в 1992 г., где одна из главных задач — обеспечить получение высшего образования молодому человеку исходя из его потребностей и личных интересов, может иметь для государства нежелательные экономические последствия.

Другими словами, Закон почти полностью скопировал североамериканскую систему высшего образования, где студент решает самостоятельно, какие предметы для него представляют интерес, с какими он может ознакомиться факультативно, а от каких и вовсе отказаться.

Например, анализ рынка вакансий по городу Москве за последние три года выявил некоторую четкую тенденцию к разрыву между численностью подготовленных бухгалтеров и экономистов и количеством вакансий этих специальностей, предлагаемых на рынке труда предприятиями и организациями всех форм собственности.

Много вопросов у специалистов по организации и управлению образовательным процессом возникает в связи с начавшейся передачей учреждений среднего профессионального обучения в собственность субъектов Федерации — так, согласно федеральному законодательству с 1 января 2005 г. уже переданы учебные заведения Минсельхоза России.

Продолжаются дискуссии о достаточности и эффективности существующего законодательства по проблемам молодежи.

Государство было вынуждено не обращать необходимого внимания на эти вопросы. Правовое обеспечение проблем молодежи находится в зачаточном состоянии.

Первым на такое состояние обратило внимание Правительство Москвы, когда был разработан и принят Закон города Москвы «О молодежи» от 28 января 2004 г. N 4 (см.: «Ведомости Московской городской Думы», 2004, N 3), где особое внимание обращается на информационное обеспечение молодежной политики, создание специализированного общедоступного сайта в сети Интернет по вопросам молодежной политики, формирование банка данных, содержащего информацию о проблемах молодых граждан, молодежных организаций, об опыте реализации молодежной политики.

К настоящему времени аналогичные законы о молодежи приняты во многих регионах Российской Федерации.

В то же время затягивается окончательное рассмотрение Федерального закона о молодежи, затянулась дискуссия по вопросу определения возрастного ограничения принятия молодого человека.

По всей видимости, можно было бы подумать о внесении в некоторые законодательные акты специальных разделов, отражающих молодежные проблемы. Например, в Трудовом кодексе к затронутой теме можно отнести только одну главу (см. гл. 42), статьи которой регламентируют особенности регулирования труда работников в возрасте до 18 лет. Многие специалисты не согласны с такой структурой важнейшего законодательного акта, регулирующего социально-трудовые отношения, и считают, что усиление его части по молодежным вопросам могло бы оказать значительную помощь корпоративным службам, занимающимся управлением персоналом.

В качестве положительного опыта решения правовых проблем, имеющих отношение к молодежи, можно отнести Закон города Москвы «О квотировании рабочих мест» от 22 декабря 2004 г. N 90 (см.: «Ведомости Московской городской Думы N 2, 2005 г.). Согласно этому Закону работодатели предприятий и организаций с численностью персонала свыше 100 человек обязаны представлять 4% рабочих мест определенным категориям российских граждан, в том числе выпускникам начального и среднего профессионального образования в возрасте 18 — 20 лет, ищущих работу впервые. Если на квотированные места граждане указанных в Законе категорий не будут трудоустроены, тогда работодатель отчисляет в целевой бюджетный фонд города компенсационную стоимость в размере прожиточного минимума для трудоспособного населения, определяемого в Москве на основании ее Закона (с 8.12.2005 — 4828,71 руб. в месяц).

В связи с этим перед кадровыми службами предприятий и организаций появляется экономическая заинтересованность в организации рабочих мест, где можно было бы без ущерба для хозяйственной деятельности использовать менее социально защищенные слои населения.

Совершенно новые перспективы для решения проблем молодежи открываются в связи с уточнением четырех приоритетных направлений развития страны на ближайшую перспективу. Среди них — необходимость перестройки образовательного процесса, что, несомненно, в первую очередь касается непосредственно молодежи. Конечно, основное внимание будет направлено на совершенствование высшего образования, но и вопросы начального и среднего профессионального обучения не должны оставаться на сегодняшнем уровне и финансироваться по остаточному принципу.

Вступление России в период восстановления большинства отраслей народного хозяйства сопровождается серьезными изменениями, происходящими в их материально-технической базе, что ставит на повестку дня вопрос о необходимости создания государственной системы подготовки квалифицированных кадров по новейшим направлениям, которые не могут быть обеспечены непосредственно на предприятиях ввиду отсутствия материально-технической базы и преподавателей соответствующего профиля.

Может быть, необходим Национальный центр профессиональной подготовки по перспективным специальностям, задачами которого могли бы стать организация и оснащение соответствующих региональных центров новейшими учебно-техническими средствами, оказание методической помощи в налаживании учебного процесса, полностью отвечающего требованиям технического прогресса.

Объективная потребность в таком Центре будет усиливаться по мере передачи существующих средних учебных заведений на региональный уровень и организации новых.

В дальнейшем может возникнуть и желание создать на отдельных территориях межрегиональные образовательные учреждения, которые могли бы более активно сотрудничать с соответствующими зарубежными учебными и консультативными центрами, как это осуществляется практически всеми промышленно развитыми странами.

Настал тот благоприятный период, когда можно и нужно перейти от слов к конкретным действиям для выхода из зоны экспортно-сырьевых стран и научиться производить собственную высококачественную продукцию для внутреннего потребления. Необходимо постепенно задвигать заглушки на наших нефтяных и газовых трубопроводах, сокращать кормежку иностранных производителей товаров народного потребления с таким трудом заработанной нашим народом валютой. А решить эту задачу можно только при наличии высококвалифицированной рабочей силы.

Нужно обязать крупнейшие производственные структуры — и в первую очередь там, где государство является полноправным владельцем, — а также коммерческие структуры, где собственники, работодатели и в целом менеджмент наконец-то уяснили свою долю ответственности за практическое осуществление строительства социального государства, создавать технически обеспеченные учебные заведения для подготовки высококвалифицированных работников.

Часть финансирования таких центров можно было бы осуществлять через бюджет, таким образом обеспечив экономическую заинтересованность непосредственно организатору. Другим немаловажным фактором заинтересованности организатора будет возможность отбора наиболее подготовленных и проявивших себя во время учебы специалистов для реализации своих корпоративных целей и задач.

Для ускорения практического осуществления создания таких центров государство как инициатор проведения различных конкурсов могло бы в качестве одного из обязательных условий для определения победителей предложить на первом этапе организацию таких центров, а на втором — результативность их работы.

В настоящее время ростки такого опыта можно обнаружить в наших крупнейших хозяйственных структурах, где подготовка высококвалифицированных кадров в основном происходит в рамках закрытых производственных систем для внутрикорпоративного использования.

Одно из первых мест здесь по праву принадлежит компании «Лукойл», в которой — и в ее дочерних обществах — созданы и успешно функционируют 22 корпоративных учебных подразделения. Представляет огромный практический интерес разработка корпоративной социальной политики компании «Лукойл», зафиксированной в Социальном кодексе и планомерно осуществляемой через Соглашение между работодателем и профобъединением и детализируемое с помощью коллективных договоров организаций группы «Лукойл».

С точки зрения рассмотрения поднимаемых в статье вопросов нас будет интересовать новый раздел, появившийся в Соглашении, — «Работа с молодежью». В настоящее время в компании и обществах, ей подконтрольных, работает более 40 тыс. молодых работников до 30 лет, из них более 2 тыс. — молодые специалисты. В 2005 г. на социальную поддержку только молодых специалистов было затрачено около 8 млн. руб.

Но и такой достаточно благополучной в новых условиях хозяйствования компании до завершающего этапа решения молодежных проблем очень далеко.

Так, в ходе анализа выполнения коллективных договоров было установлено, что наряду с успешно выполняющими свои обязательства в отношении молодых работников значительная часть организаций только думает приступить к такой работе.

Совершенно справедливо отмечается руководством необходимость своевременного омоложения персонала как необходимого и обязательного условия совершенствования и обновления технико-технологических и организационно-экономических параметров хозяйственной деятельности.

Представляет интерес и работа, начатая в некоторых организациях компании, по осуществлению комплексного подхода к молодежным проблемам — разработка и принятие целевых программ.

Таким образом, обладая огромными технико-технологическими и организационно-экономическими возможностями, крупный бизнес мог бы стать центром по подготовке высококвалифицированных работников для многих отраслей народного хозяйства.

К сожалению, этот процесс сдерживается политикой закрытости, поддерживаемой в том числе государственной и законодательной ветвями власти, что отрицательно сказывается на большинстве тех предприятий и организаций, которые по технико-технологическим и организационно-экономическим причинам не могут сейчас и вряд ли смогут в ближайшем обозримом будущем конкурировать в деле подготовки высококвалифицированных кадров.

В настоящее время остаются существенные недостатки в организации профессионального образования. Большинство этих недостатков связано с отсутствием необходимого методического руководства учебным процессом. В результате подбор преподавателей носит стихийный характер, ибо администрация и руководство стоят перед дилеммой: пригласить высококвалифицированного преподавателя, предлагающего свое видение данного предмета, или настаивать на рекомендациях, предлагаемых сверху.

Нетрудно заметить, что администрация и руководство учебного заведения остановятся на преподавателе, который показал больше умения управлять учебной группой и не имеет конфликтных ситуаций. В этом случае качество проводимых занятий, их соответствие рекомендациям вышестоящих органов отодвигается на второй план.

Одним из проверенных и широко используемых за рубежом способов преодоления трудностей в подготовке квалифицированных кадров дефицитных специальностей, развивающихся под влиянием новейшей техники, могут стать специальные учебные центры фирм — изготовителей этой техники (полностью или совместно с учебным центром фирмы-заказчика). Например, в учебных центрах крупнейших фирм по производству вычислительной техники от 10 до 20% обучающихся составляют работники предприятий-заказчиков.

Есть еще одна проблема, мало и редко освещаемая в печати ввиду устойчивого мнения о ее неэффективности из-за значительной затратности, а между тем достаточно перспективная для подготовки высококвалифицированного работника нового поколения.

Рыночная экономика с расширенным рынком труда будет стимулировать применение в подготовке квалифицированных рабочих ротации учащихся, т. е. смену в процессе обучения рабочих мест и функций. Сам принцип параллельного и последовательного усложнения получаемых знаний и практических трудовых навыков предполагает обязательную смену рабочих мест и функций по вертикали (от простого к сложному). Так, будущие квалифицированные рабочие в ходе обучения, а затем в процессе трудовой деятельности осваивают промежуточные специальности, что в значительной мере увеличивает мобильность рынка труда. Конечно, это значительно удорожает затраты на подготовку работника, но зато уровень его квалификации повышается, увеличивается мобильность перехода от одних видов работ к другим, что, несомненно, представляет интерес как для конкретного работодателя, так и для исполнительной власти на местах. По глубокому убеждению автора, вложение дополнительных корпоративных организационных и финансовых ресурсов в человеческий капитал могло бы стать вкладом бизнеса в создание социального государства.

Таким образом, обладая огромными технико-технологическими и организационно-экономическими возможностями, крупный бизнес мог бы стать центром по подготовке высококвалифицированных работников для предприятий различных отраслей народного хозяйства.

Государство при помощи Федеральной службы по труду и занятости и Государственной инспекции по труду не должно выпускать из поля зрения вопросы организации и оказания услуг в сфере занятости молодежи, более целенаправленно защищать ее от безработицы, оказывать услуги, связанные с профессиональной ориентацией молодого поколения, контролировать действия предпринимателей по отношению к молодым работникам.

Совершенно новые перспективы решения проблем молодежи открываются в связи с уточнением четырех приоритетных направлений развития страны на ближайшую перспективу. Среди них — необходимость перестройки образовательного процесса, что, несомненно, в первую очередь касается непосредственно молодежи. Конечно, основное внимание будет направлено на совершенствование высшего образования, но и вопросы начального и среднего профессионального обучения не должны остаться на сегодняшнем уровне и финансироваться по остаточному принципу.

Дальнейшую оптимизацию управления экономикой, передачу учреждений нижнего и среднего профессионального образования на региональный уровень, определение и оценку потребностей в кадрах отраслей народного хозяйства и регионов на 3 — 5 — 10 лет вперед можно было бы вполне рассматривать в качестве одного из национальных проектов.

Назрела потребность и необходимость в эволюционном изменении и уточнении типов и видов профессионального образования и организационных вариантов его осуществления.

С учетом опыта, накопленного в крупнейших российских фирмах, и мировой практики организации профессионального образования напрашиваются три возможных направления решения этой важнейшей для государства проблемы.

Первое направление — создание мощных, оснащенных на самом высоком уровне межведомственных государственных центров, финансируемых через бюджетный механизм.

Второе направление — используя накопленный опыт крупного бизнеса, на базе отдельных предприятий и фирм с привлечением бюджетных средств организация подготовки высококвалифицированных кадров с учетом потребностей и среднего, и малого бизнеса.

Третье направление — без привлечения бюджетных средств на условиях кооперации всех заинтересованных предприятий и организаций на базе крупных коммерческих структур организация подготовки высококвалифицированных кадров на коммерческой основе.

По мнению автора, все названные направления в конце концов пробьют себе право на жизнь, но без государственной поддержки, с учетом российской специфики, этот процесс может затянуться на долгие годы.

——————————————————————