Инновационные аспекты современного образовательного процесса в контексте присоединения России к Болонской конвенции (правовой анализ)

(Гребенникова И. Д.) («Юридическое образование и наука», 2007, N 1)

ИННОВАЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В КОНТЕКСТЕ ПРИСОЕДИНЕНИЯ РОССИИ К БОЛОНСКОЙ КОНВЕНЦИИ (ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ)

И. Д. ГРЕБЕННИКОВА

Гребенникова И. Д., юрист филиала ЗАО «Газэнергопромбанк» в г. Белгороде.

Концепция социального развития России на ближайшее будущее — движение к знаниям и преобразованиям. Решение данных задач невозможно без правового оформления зарождающихся инновационных отношений. Сейчас предпринимаются попытки систематизации, анализа и оценки формирующегося инновационного законодательства, прежде всего в системе образования. Попытаемся проанализировать инновационный образовательный процесс в рамках присоединения России к Болонской конвенции. На Всемирной конференции по высшему образованию, которая состоялась в октябре 1998 г. в Париже, было уделено особое внимание тому, что все государства совместно с их правительствами, парламенты и другие руководящие органы должны разработать комплекс мероприятий перспективного и текущего характера по обеспечению требований Всеобщей декларации прав человека в сфере образования <1>. Результатом претворенных в жизнь образовательных инноваций стала Совместная декларация европейских министров образования, принятая в Италии в г. Болонья 19 июня 1999 г., получив название Болонская конвенция <2>. ——————————— <1> Бурцев А. К., Звонова В. А. Болонский процесс. Основополагающие материалы. М., 2006. С. 29. <2> Совместная декларация европейских министров образования // http://iic. dgtu. donetsk. ua/russian/ovs/bologna. html.

Так в чем же заключается суть европейской системы образования? Неужели она настолько универсальна, что к ней, несмотря на крепко устоявшиеся традиции «русского образования», может безболезненно присоединиться наша страна? Для анализа существующей европейской системы образования, к требованиям которой присоединилась теперь и Россия, разобьем происходившие в Европе процессы на три периода: «доболонский», «болонский» и «постболонский». Принятая в 1997 г. в Лиссабоне Конвенция о признании квалификаций, относящихся к высшему образованию в европейском регионе, является наиболее значимым правовым документом международного сотрудничества в сфере образования «доболонского» периода. Данная Конвенция, в частности, способствовала введению в практику признания иностранных дипломов/квалификаций таких новаторских принципов, как: «существенные различия в образовании», безусловное право заявителя на подачу апелляции в случаях непризнания, обязанность компетентных органов/организаций аргументировать и доказывать обоснованность принятия того или иного решения по признанию. Новаторство Конвенции проявляется и в том, что в ней зафиксированы отказ от таких понятий, как «нострификация» и «эквивалентность», и замена их на единый термин «признание». Это является результатом перехода к совершенно иным, чем прежде, принципам и практике оценки документов об образовании. В их основе лежит не выявление близости или различий перечней дисциплин (содержания) сравниваемых образовательных программ, а сопоставление всей совокупности знаний заявителя, полученных в результате всех видов предшествующего образования, с точки зрения наличия у него возможности освоить программу последующего уровня. Беспрецедентным достижением Конвенции является создание постоянно действующего международного форума в сфере образования в лице Сети ENIC/NARIC (Европейских информационных центров по академическому признанию) <3>. ——————————— <3> Конвенция о признании квалификаций, относящихся к высшему образованию в Европейском регионе // http://www. russianenic. ru/int/lisbon/index. html.

«Доболонский» период, завершающийся Сорбоннской декларацией от 25 мая 1998 г., подчеркивает центральную роль университетов в развитии европейских культурных пространств. В данной Декларации выражается необходимость создания европейского пространства высшего образования, как ключевого способа продвижения и обеспечения мобильности граждан, возможностей для их трудоустройства, а также общего развития Европы <4>. ——————————— <4> Давыдов Ю. С. Болонский процесс и российские реалии. М., 2004. С. 67.

Становление «болонского» периода инициировано не для начала новых реформ, а для приведения к общему знаменателю или, говоря другими словами, для более тщательной стыковки существующих систем высшего образования в условиях геополитического и экономического формирования единой Европы. В Болонской конвенции координируется взаимодействие по сближению существующих образовательных стандартов и параметров при условии сохранения высокого уровня качества <5>. ——————————— <5> Байденко В. И. Болонский процесс: середина пути. М., 2005. С. 163.

Последовав фундаментальным принципам, изложенным еще в Болонской Великой Хартии университетов 1988 г., европейские учреждения высшего образования со своей стороны проявили готовность к преобразованиям и стали пионерами в строительстве европейского пространства высшего образования <6>. ——————————— <6> Великая Хартия Европейских университетов // http://www. russianenic. ru/int/bol/charter. html.

Среди основных задач, сформулированных в Болонской конвенции, особое значение придается введению в действие таких механизмов осуществления заявленных целей, как принятие системы легко понимаемых и сопоставимых академических квалификаций; внедрение Общеевропейского приложения к диплому о высшем образовании для обеспечения возможности трудоустройства европейских граждан и повышения международной конкурентоспособности европейской системы высшего образования; переход на двухуровневую систему подготовки — бакалавр (undergraduate) и магистр (graduate); введение системы кредитов по типу ECTS (европейская система зачетных единиц), рассматриваемой в качестве средства поддержки крупномасштабной студенческой мобильности <7>. ——————————— <7> Байденко В. И. Болонский процесс: Курс лекций. М., 2004. С. 74.

«Постболонский» период можно разделить на три крупных межгосударственных события: 1. В Праге в мае 2001 г. в рамках интеграции национальных систем высшего образования в единое европейское образовательное пространство были внесены следующие основные направления взаимодействия: обучение в течение всей жизни и обеспечение привлекательности европейского пространства высшего образования. 2. На Берлинской встрече министров образования в сентябре 2003 г. Россия официально присоединилась к Болонской конвенции. На конференции была обозначена еще одна целевая установка: формирование единого европейского научного пространства. Обучение на докторском уровне стало рассматриваться как третья ступень (цикл) обучения в системе высшего образования европейских стран. 3. Решением последней конференции министров образования в мае 2005 г. в Бергене (Норвегия) были присоединены к Болонской конвенции еще пять стран. В настоящее время в Болонском процессе участвуют 45 европейских государств. Подводя итоги присоединения России к Болонской конвенции, отметим, что сегодня наша страна, хотя и «маленьким шажками», но тем не менее переходит в правовое поле европейской системы образования. Предполагается, что мы должны копировать также и управленческие решения Конвенции, по крайней мере, в законодательном закреплении этих обстоятельств жизни нашего высшего образования больше нет сомнений. Европейские страны — инициаторы Болонского процесса отвели себе несколько десятилетий для создания единого образовательного пространства. Россия хочет пройти тот же тернистый путь экстерном, достигнув конечных результатов к 2010 — 2012 гг. Конечно же, такой прорыв невозможен без существенных потерь и снижения конкурентоспособности российских специалистов на международном рынке труда, особенно слоя интеллигенции. По нашему мнению, законодательное регулирование инноваций в сфере образования в результате присоединения России к Болонской конвенции имеет свои плюсы и минусы. Замечательно, что предлагаемые законодательные инновации позволят перейти на новые ступени развития в системе профессионального образования и подготовки кадров в России. Основным положительным моментом, на наш взгляд, можно считать то обстоятельство, что к 2010 г. российская система высшего образования должна стать очень похожей на европейскую: знания студентов будут оцениваться по общеевропейской шкале, а выпускники вузов начнут получать дипломы международного образца. Правда, прежде чем отечественную высшую школу признают соответствующей международным стандартам, придется еще много «перекроить». Необходимо полностью отказаться от зачетов учебных программ по часам и ввести единую систему зачетных единиц, или кредитов, распространенную в Европе. Для получения определенной квалификации студент должен набрать нужное количество единиц трудоемкости в одном или нескольких университетах. И кроме того, нам придется перейти на стобалльную систему оценки знаний (вместо пятибалльной). А еще России нужно будет выработать общие подходы к контролю качества образования с европейскими странами и сблизить программы обучения. Существует и еще один отрицательный момент — возможность утраты самобытности российского высшего образования. На сегодняшний день система такова — студенты в России учатся в среднем пять лет, после чего могут поступить в аспирантуру. В соответствии с болонской схемой студенты получают диплом о высшем образовании уже после трех лет обучения, став бакалаврами. А проучившись еще один год, оказываются магистрами. Таким образом, учеба в вузе будет занимать не пять лет, а четыре года, что может негативно сказаться на качестве образования. Кроме того, в Европе нет системы докторских диссертаций. У нас же есть давно сложившаяся научная традиция. Не секрет, что российское высшее образование — одно из самых глубоких и фундаментальных в мире. Именно эту фундаментальность оно и рискует потерять. Конечно же, нельзя не отметить, что целевые установки, определенные Болонской декларацией, широко признаны и используются в качестве основы для инновационного развития высшего образования большинства стран мира, особенно европейского пространства. Поэтому в целом нам видится целесообразным для России продолжение болонского пути, ведь на самом деле это уникальная возможность, предоставляемая студентам, преподавателям, научным и административным работникам, приобщиться к богатствам европейского пространства высшего образования, включая его демократические ценности, многообразие культур, языков и систем высшего образования. Главное при этом — не растерять запас положительного опыта, накопленного ранее, ведь традиционная российская многоуровневая система высшего образования характеризуется целым рядом особенностей, которые позволяют специалисту быть востребованным экономикой. Предпосылками этого являются прежде всего фундаментальная теоретическая подготовка и высокий уровень практических навыков, что позволяет легко адаптироваться к работе на производстве. Отметим, что в ряде стран ЕС (Франция, Германия), участвующих в создании единого образовательного пространства Европы, при наличии многоуровневой системы подготовки сохранена подготовка узкопрофильных специалистов, например менеджеров, технологов и инженеров. Поэтому нам представляется, что главной задачей политики российского образования должно быть создание такой образовательной системы, которая бы, с одной стороны, социально и культурно отражала потребности определенного общества и государства, а с другой — как нельзя лучше способствовала выражению его глобальных интересов, гармонично развиваясь в рамках международной системы образования. Кроме этого, одним из приоритетных направлений реализации принципов современной образовательной политики России должно являться совершенствование правовых основ сферы образования и образовательной деятельности. Очевидно, что действующие законы, регулирующие отношения в сфере образования <8>, уже не отражают реальной ситуации. Поэтому в 2005 г. Правительством России принята Федеральная целевая программа развития образования на 2006 — 2010 гг., основными стратегическими задачами которой являются: совершенствование содержания и технологий образования; развитие системы обеспечения качества образовательных услуг; повышение эффективности управления в системе образования; совершенствование экономических механизмов в сфере образования. В настоящее время уже действует план мероприятий по реализации стратегического развития науки и инноваций в РФ на 2006 — 2008 гг. Одним из рычагов поддержки государства в сфере образования являются субсидии, предоставляемые бюджетам субъектов РФ, в которых образовательные учреждения внедряют инновационные программы <9>. Однако очевидно, что нужен принципиально новый подход. ——————————— <8> Закон РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1 «Об образовании» // Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. N 30. Ст. 1797; Федеральный закон от 22 августа 1996 г. N 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» // Собрание законодательства РФ. 1996. N 35. Ст. 4135. <9> Постановление Правительства РФ от 14 февраля 2006 г. N 89 «О мерах государственной поддержки образовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы» // Собрание законодательства РФ. 2006. N 8. Ст. 925.

В 2003 г. был предложен и опубликован проект Кодекса РФ об образовании, который представлял собой заметное достижение правотворческой деятельности <10>. Такой акт был подготовлен впервые в России и мог стать вторым в мире, ведь в настоящее время Кодекс об образовании действует только во Франции. К сожалению, такая концептуальная модель была отвергнута. Нам представляется, что напрасно. В Кодексе об образовании вполне можно было бы детальнее и эффективнее прописать существующие образовательные реалии, четче дать им соответствующее правовое обоснование. ——————————— <10> Кодекс Российской Федерации об образовании. Общая часть (Проект. С изменениями и дополнениями) / Отв. ред. В. М. Сырых. М., 2003.

——————————————————————