Инновационные образовательные технологии в вузах культуры и искусств

(Кротова Н. В.)

(«Культура: управление, экономика, право», 2007, N 3)

ИННОВАЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

В ВУЗАХ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ

Н. В. КРОТОВА

Кротова Н. В., ректор Московского государственного университета культуры и искусства, доктор экономических наук, профессор.

Вузы культуры и искусств Российской Федерации представляют собой целостную образовательную систему, основы которой были заложены почти столетие назад. Рожденные революцией как действенный инструмент идеологической системы СССР, как проводники политики партии и правительства, вузы культуры и искусств активно выполняли эту миссию на протяжении многих десятилетий. Период базовых реформ в экономике, политической системе, социальной политике, смены духовных приоритетов был ознаменован для вузов культуры и искусств интенсивными поисками новых образовательных направлений, экспериментами в сфере образовательных услуг и технологий. Был накоплен полезный опыт работы в новых социально-экономических условиях, создан интеллектуальный потенциал, намечены перспективы роста.

Сегодня система вузов культуры и искусств всем ходом исторического развития и инновационных преобразований последних лет подведена к необходимости определения стратегических целей на дальнесрочную перспективу в соответствии с российскими реалиями и мировыми тенденциями.

Новый век предопределяет и новые стратегии для всей системы вузов культуры и искусств. Данная статья посвящена поиску и анализу приоритетов и стратегий, адекватных вызовам общества знания.

Инноватика — приоритет XXI века

Современная стадия социально-экономического развития характеризуется кардинальными изменениями в мировом сообществе и динамике цивилизационных процессов. Открывающиеся горизонты нового века и третьего тысячелетия не могут не стимулировать поиск наиболее эффективных и гуманистически ориентированных перспектив, путей к дальнейшему прогрессу цивилизации.

Именно поэтому страны — лидеры мирового сообщества, всемирные и международные организации, ученые и футурологи стремятся на основе стратегической аналитики и прогнозов уже сегодня определить будущее глобального человечества, выделить ключевые приоритеты, способные обеспечить масштабные и социально позитивные цели, активизировать творческий потенциал человека.

В соответствии с этими стратегическими целями наша эпоха характеризуется такими понятиями, как глобализация, информационное общество, инновационное общество, общество знания. В заявлении лидеров «Большой восьмерки» названы три основных элемента, на основании которых формируется инновационное общество: образование, исследования и инновации. В этом треугольнике образование является фундаментальным началом, выступая основой прогресса человечества. Такая социальная динамика открывает возможность для формирования культуры нового типа и ее носителя — человека, открытого для перемен.

На самых представительных форумах современности (саммитах «Группы восьми», Всемирном саммите, форумах ЮНЕСКО) в национальных проектах и программах, выступлениях лидеров национальных государств, документах международных организаций актуальными приоритетами и программами мирового прогресса названы:

— «Образование для инновационных обществ в XXI веке» (саммит «Группы восьми», Санкт-Петербург, 2006 г.);

— «Цели и задачи пожизненного обучения» (Хартия Кельнского саммита «Группы восьми», 1999 г.);

— формирование глобального информационного общества (Окинавская хартия «Группы восьми» и «Заявление об информационном обществе по итогам Всемирного саммита в Тунисе»);

— «Образование для всех на всех уровнях на протяжении всей жизни» (Дакарская программа действий (до 2015 г.) Всемирного форума по образованию);

— развитие инновационной техники и нанотехнологий (Послание Федеральному Собранию Российской Федерации Президента В. В. Путина, 2007 г.) и др.

Для всей вузовской общественности, и в первую очередь для представителей педагогических коллективов вузов культуры и искусств, столь глобальное признание значимости той сферы и тех социальных целей и идеалов, служению которым они посвятили себя, является исторически беспрецедентным событием.

Глобальная инновационная миссия вузов культуры и искусств

На всем протяжении своей истории российские вузы культуры и искусств выполняли важные социокультурные задачи, осуществляли непрерывный поиск оптимальных направлений и методов подготовки специалистов, востребуемых отечественной культурой на конкретных этапах ее развития, определяли приоритетные цели образовательной деятельности, адекватные вызовам сменяющихся исторических эпох.

Но только в наши дни векторы и тенденции мирового развития пересеклись в одной точке, которая может и должна стать эпицентром инновационного развития в глобальном масштабе. Координаты данной инновационной точки определены ключевыми словами — приоритетами XXI века: культура — инновации — образование. Для системы вузов культуры и искусств в этих ключевых словах определен собственный «треугольник знаний». Именно образование исторически выполняет миссию обеспечения преемственности и воспроизводства культуры, цивилизационных ценностей, интеллектуального капитала, но сегодня само образование должно стать инновационным.

Совпадение стратегических целей всего мирового образовательного процесса и социальной миссии, которую определили для себя вузы культуры и искусств, сыграло свою позитивную роль. Благодаря этому российская система отраслевых вузов получила исторический шанс войти в мировое образовательное пространство как достойный стратегический партнер, заявить о своих возможностях, уникальном образовательном контенте, инновационных специальностях и педагогических технологиях, участвовать в самых престижных и масштабных проектах. Именно такая цель должна стать стратегической для всей системы вузов культуры и искусств на дальнесрочную перспективу.

Вузы культуры и искусств как форма

создания и накопления человеческого капитала культуры

Глобальные изменения, которые произошли и происходят сегодня в мире, доказывают, что главным фактором общественного развития становится не научно-технический прогресс, а КАЧЕСТВА ЧЕЛОВЕКА (выделено мной. — Авт.). Если выстроить страны по уровню экономического развития, достижениям, результатам, уровню жизни, то можно увидеть, что они находятся в прямой корреляционной зависимости от качества человеческого капитала. Понятия человеческого капитала, человеческого потенциала все шире входят в круг единых мировых показателей экономического развития. По единой международной методике рассчитывается индекс развития человеческого потенциала всех стран мира (ИРЧП).

Человеческий капитал рассматривается как совокупность качеств, которые определяют производительность и могут стать источником дохода для человека, семьи, предприятия и общества. Такими качествами обычно считают: природные способности, образование, профессионализм, творческую и трудовую мобильность, здоровье. Все эти характеристики системы взаимосвязаны и в таком виде формируются социальной средой.

Если в производственной среде творческий труд создает дополнительный объем физического капитала, то творческий труд деятелей культуры и искусства формирует и развивает духовно-нравственные качества человеческого капитала нации, задает ориентиры ее будущего культурного и духовного развития.

Одним из объектов социокультурной динамики является образование в сфере культуры и искусств — главный способ передачи накопленных научных, творческих знаний и эстетических ценностей из поколения в поколение.

По оценкам специалистов, оптимальный уровень численности специалистов с высшим образованием в современном обществе должен составлять не менее 60%. В среднем по России этот показатель равен 18%, в отрасли культуры — 15% (от общей численности персонала). Таким образом, возможности для роста до конца не исчерпаны.

Согласно теории человеческого капитала образование является объектом выгодного помещения капитала для личности и общества в целом. Отсюда важной задачей государственного управления становится управление качеством человеческого капитала в сфере культуры по уровню образования и квалификации.

Уникальность системы вузов культуры и искусств

Российская система вузов культуры и искусств — уникальный феномен, креативный продукт отечественной системы образования, артефакт и достояние национальной культуры, подлинные возможности и потенциал которой могут раскрыться в текущем столетии в процессе вхождения в мировое образовательное пространство. Данная система отраслевых вузов не имеет прецедентов в истории мировой высшей профессиональной школы благодаря многопрофильности, инновационному подходу к профессиональным ресурсам сферы культуры. В современных условиях эти вузы готовят не только традиционных специалистов библиотечного, музейного дела, социально-культурных работников, но и представителей новых социально ориентированных специальностей, сформированных по принципу совмещения актуальных сквозных профессий и их реализации в социокультурной сфере.

Многопрофильность вузов культуры и искусств

Данный аспект инновационности реализуется вузами культуры и искусств по отношению к новым отечественным реалиям, интенсивно модернизирующейся сфере культуры. Образовательное пространство современной системы названных вузов охватывает широчайший спектр направлений и специальностей высшего профессионального образования, сотни специализаций, специальностей дополнительного профессионального образования, уникальные курсы повышения квалификации. Так, только в Московском государственном университете культуры и искусств ведется прием по 38 специальностям и направлениям и 100 специализациям, многие из которых разработаны на основе прогностических исследований рынка труда, с учетом новейших тенденций развития отрасли.

Такая политика формирования инновационных образовательных проектов дает, несомненно, позитивный результат. Реализуя инновационные образовательные программы, вузы культуры и искусств осуществляют опережающее социокультурное проектирование. Экстраполируя статистические материалы ряда региональных органов управления культурой, результаты научных исследований, данные мониторинга кадрового потенциала сферы культуры, проведенного МГУКИ в 2006 году, правомерно сделать вывод в масштабах всей страны: до 70% рабочих мест в органах управления культурой, базовых учреждениях отрасли, в новых типах учреждений и организаций социокультурной сферы занимают выпускники вузов культуры и искусств.

Таким образом, именно наши выпускники обеспечивают реальные культурные процессы, формируют культурную составляющую, обогащающую повседневную созидательную деятельность россиян. Выпускники отраслевых вузов не только активно участвуют в сохранении и развитии культурно насыщенной социальной среды, но фактически именно они держат ее на своих плечах, непосредственно гарантируя ее многообразие. Значимость этой культуросозидающей миссии выпускников вузов культуры трудно переоценить. Не случайно Ю. М. Лотман рассматривал воплощенное в жизнь социокультурное разнообразие как залог антикризисного поступательного развития общества.

Данный вектор инновационного развития обладает огромной перспективой. Диверсификация современной социокультурной сферы создает все новые и новые типы учреждений культуры, востребует специалистов, владеющих разнообразными функциональными возможностями, готовых к поиску и инноватике. Процессы социального реинжиниринга культуры привели к тому, что реальностью стали новые формы хозяйствующих субъектов, новые виды деятельности и организаций, широко представленные в мировой практике. Среди них общественные фонды, научные общества, профессиональные объединения, лиги, ассоциации, союзы, обслуживающие профессиональное сообщество вспомогательные службы (профильные СМИ, рекламные агентства, консалтинговые, посреднические, дилерские и продюсерские фирмы и т. п.), бизнес-структуры, образующие инфраструктуру современной культуры как отрасли национальной экономики. Кроме того, в связи с информатизацией и виртуализацией культурного пространства актуальны проблемы принятия управленческих решений с использованием новых информационных технологий, информационной аналитики, интернет-ресурсов.

Вузы культуры и искусств в состоянии обеспечить кадрами все новые направления развития отрасли. К сожалению, органы управления культурой, заказчики кадров далеко не всегда готовы в своей кадровой политике видеть более широкие горизонты. На наш взгляд, в отрасли необходимо формирование инновационной кадровой политики, которая могла бы наиболее эффективно использовать реальный потенциал системы вузов культуры и искусств, обеспечить привлечение и закрепление в отрасли специалистов с базовым образованием по широкому спектру современных специальностей и направлений профессиональной подготовки, а также гарантировать лоббирование интересов отрасли в формировании национальной политики в области образования и управления трудовыми ресурсами.

Полифункциональность вузов культуры и искусств —

подготовка многомерного человека и специалиста

Вместе с тем, ориентируясь на кадровые потребности сферы культуры и искусства, отраслевые вузы выполняют более масштабную миссию, выходящую за рамки ведомственных интересов.

Система вузов культуры и искусств работает на культуру как всеобъемлющую категорию социального бытия, формируя востребованный третьим тысячелетием новый тип личности и специалиста — открытого для инноваций, способного к непрерывному образованию, приращению знаниевого капитала, мобильного в профессиональном плане, ориентированного на ценности культуры и духовное развитие.

Новой эпохе необходим человек нового типа, способный на равных войти в мировую культурную и интеллектуальную элиту. Правомерно говорить о новой иерархии ценностей и этическом императиве современных образовательных проектов, заключающихся в диалоге культур и толерантности, в формировании не узкого профессионала, а многомерного человека, для которого культура — прежде всего образ мысли, состояния души и жизнедействия и затем — арена профессиональной самореализации.

Вузы культуры и искусств отчетливо сознают, что человечество входит в новую информационную цивилизацию, в которой главным капиталом становятся интеллект, знания, профессионализм и нравственная зрелость личности.

Поэтому задача наших вузов — подготовка будущих специалистов, компетентных не только в своей профессиональной деятельности, но и отличающихся высокой культурой, обладающих гражданской и социальной ответственностью, разделяющих гуманистические идеалы и нравственные ценности. Успешному решению этой задачи способствует уникальность вузов культуры и искусств, генерирующих в своей образовательной среде особый интеллектуальный, эстетический и творческий микроклимат, который формирует тип специалиста, обладающего неповторимым целостным мироотношением, особым стилем мышления, гармонично сочетающим логику с воображением и интуицией, пиетет к культурному наследию с чувством нового, склонность к философским обобщениям с владением межкультурными коммуникациями, новейшими социальными технологиями, дополнительными профессиональными квалификациями. Современная парадигма образования — «образование для устойчивого развития» — требует подготовки эффективных специалистов, умеющих быстро принимать решения и добиваться успеха.

Многомерный внутренний мир, активная позиция, креативность такого специалиста дают основания рассматривать его не только в национальном, но и в мировом масштабе как один из прообразов человека третьего тысячелетия.

Выход в мировое образовательное пространство,

международное партнерство,

экспорт образовательных услуг

как стратегическая инновационная задача

для системы вузов культуры и искусств

Ориентация на мировые стандарты и перспективные формы национального образования, учет глобальных цивилизационных тенденций мирового развития, процессов экономической и культурной интеграции, возрастание роли трансграничного гуманитарного образования и приоритетов духовного развития личности требуют вхождения вузов культуры и искусств в мировое образовательное пространство. Международное партнерство этих вузов, трансферт соответствующей образовательной модели и миссии, усиление в результате этих процессов мобильности специалистов социокультурного профиля могут способствовать гармонизации межкультурных отношений, обеспечить в перспективе консенсус двух базовых глобализационных тенденций — универсализацию культуры мира и сохранение культурной самобытности, суверенности национальных культур.

Участие в Болонском процессе позволит на качественно новом уровне раскрыть инновационный потенциал вузов культуры и искусств. Это длительный и многоплановый процесс, содержанием которого должны стать не конфронтация, а взаимное узнавание, открытие друг друга, реальное сравнение, сопоставление параметров образовательных систем зарубежных стран и российской системы образования, нахождение точек соприкосновения, выработка процедур и форм сотрудничества.

Разработанная еще в советскую эпоху, концепция вуза культуры нашла отклик и распространение в целом ряде стран. На постсоветском пространстве, во многих странах дальнего зарубежья реализуются аналогичные или сходные модели вузов и образовательных проектов. Эти страны, среди которых можно назвать Вьетнам, Данию, Голландию, Германию, Израиль, Индию, Исландию, Китай, Польшу, США, а также большинство стран ближнего зарубежья являются реальными или потенциальными партнерами российской системы вузов культуры и искусств. Со многими из них отечественные вузы поддерживают тесные творческие контакты, реализуют различные проекты в плане обеспечения мобильности студентов и профессорско-преподавательского состава.

На очереди — продвижение бренда «Система вузов культуры и искусств», установление партнерских творческих и деловых связей с образовательными системами стран — лидеров современного образовательного пространства.

Реализуя данную стратегию, МГУКИ в ноябре 2006 года принял участие в состоявшихся в Оксфорде расширенном заседании клуба ректоров Европы и Международной конференции «Европейское образование 2006: интеграция европейского опыта» («EuroEducation 2006: integration of European experience»), на которой с докладом «Московский государственный университет культуры и искусств в едином европейском образовательном пространстве» выступила автор этой статьи. Доклад о российском вузе культуры и искусств был с большим интересом воспринят европейской академической общественностью, что нашло выражение в награждении университета престижной наградой «EUROPEAN QUALITY AWARD» («Европейское качество») за высокий уровень образовательных программ и стремление к европейским стандартам и признании ректора МГУКИ лауреатом «SOCRATES INTERNATIONAL AWARD» («Международная награда имени Сократа») за личный вклад в интеллектуальное развитие современного общества и за разработку методологии интеллектуального человеческого капитала в сфере культуры.

Прибывший затем в МГУКИ профессор Оксфорда, лорд Джон Неттинг после знакомства с вузом и проведения мастер-класса по проблемам международного менеджмента дал высокую оценку, отметив, что МГУКИ — это университет мирового уровня.

Положительный опыт тесного контакта с крупнейшим европейским университетом дает основание спроектировать ситуацию на всю систему наших вузов. Очевидно, что эта система является для мирового образовательного пространства уникальным инновационным образовательным проектом, отражающим не только национальную специфику, но и общечеловеческие социальные и социокультурные процессы и потребности. Проблема нуждается в глубоком аналитическом исследовании, но уже сегодня есть все основания предположить, что подобные образовательные проекты могли бы быть интересны многим странам, восполняя пробелы в номенклатуре специальностей национальных систем высшего профессионального образования.

Не секрет, что участие России в Болонском процессе порой вызывает неоднозначные оценки у представителей вузовской общественности, прежде всего связанные с опасениями утраты реальных достижений, потерями в результате унификации образовательных технологий и т. п. В этом контексте правомерно предположить, что в условиях глобализации трансферт инновационной модели вузов культуры и искусств как носителя национального своеобразия, отечественного креативного опыта может гармонизировать процесс интеграции российского и мирового образовательного пространства, минимизировать риски утраты национальной специфики и самобытности в процессе глобализации, обеспечить оптимальный синтез национальных и мировых моделей образования.

Более того, российские вузы культуры и искусств могут также стать инновационными лидерами в мировом образовательном пространстве, инициируя на основе международного сотрудничества креативные проекты-аналоги, социокультурные модели подготовки профессиональных кадров в странах-партнерах. Разработка таких моделей и продвижение их на международном рынке образовательных проектов — одна из стратегических перспектив, способных поднять статус научных разработок, ведущихся вузовскими учеными.

Инновационные информационные технологии

и образовательные проекты

Структурная реформа европейской и национальных систем высшего профессионального образования, проводимая в рамках Болонского процесса, направлена на создание единого общеевропейского образовательного пространства для повышения мобильности граждан на рынке труда и усиления конкурентоспособности европейского высшего образования. Вхождение в мировое образовательное пространство как императив, определяемый формированием информационного общества и экономики знаний, реалиями и перспективами дигитализации (виртуализации) образовательной среды и обучающих технологий и ресурсов, предполагает инновационность технологической составляющей образования (участие в проектах e-learning, m-learning, e-Bologna, сетевые университеты, открытые образовательные ресурсы, система электронных репозитариев электронных образовательных ресурсов и т. п.). Наши вузы должны ускоренными темпами на основе масштабных инвестиций модернизировать материально-техническую базу, технико-технологическое оснащение учебного процесса для уверенного участия в вышеназванных проектах.

Очевидно, что реальное участие в данных проектах системы вузов культуры и искусств невозможно без финансовой и организационной поддержки государства, соответствующих министерств и ведомств, нужна активная стратегия внедрения вузов культуры в национальные проекты. Реализуемый в наши дни национальный проект «Образование», к сожалению, не ориентирован на поддержку отраслевых (ведомственных) вузов.

Ни один вуз культуры и искусств не был признан в рамках данного национального проекта инновационным, все преференции отданы классическим и техническим университетам. Представляется, что данная диспропорция не случайна. Она отражает существующие диспропорции и двойные стандарты в сфере культурной политики нашей страны в целом.

Культурная политика как целостная совокупность методов и средств воздействия на культурные процессы общества по определению является значимым компонентом (аспектом) государственной политики, как правило, входит в перечень важнейших приоритетов национальных правительств. В этом плане Россия не исключение. Риторика отечественных политиков и государственных лиц, как правило, включает высокую оценку роли культуры, гарантии ее поддержки, но на практике остаточный принцип продолжает оставаться основной технологией решения проблем развития культуры. Расхождение между декларируемыми ценностями и реальными проектами, необходимыми для развития и поддержки культуры, инвестициями в культуру не является секретом.

В этом плане особую актуальность приобретают инвестиции в профильное образование. Дивиденды от этих инвестиций не сиюминутны, их эффективность проявляется на длительной дистанции. Система вузов культуры и искусств, бесспорно, может и должна стать объектом стратегических социально ориентированных инвестиций. В этой связи актуальной задачей профессионального вузовского сообщества должны стать активные поиски спонсоров инвестиций под престижные инновационные проекты, а также лоббирование среди властных структур идеи национального отраслевого проекта «Образование в интересах российской культуры». В этом контексте уместно внедрение технологий эндаумента.

Усиление информационной составляющей образовательных технологий может, по нашему мнению, явиться платформой и для более эффективной координации и интеграции вузов культуры и искусств в национальном образовательном пространстве. Возможные вехи на этом пути определены все более полным использованием новейших цифровых технологий:

— создание единого интернет-портала вузов культуры и искусств;

— поэтапное формирование университетской сети нового типа как сетевого сообщества отраслевых вузов под условным брендом «Виртуальный всероссийский университет культуры и искусств»;

— подключение данного сетевого сообщества к мировым университетским сетям.

Очевидно, что координация и взаимодействие вузов культуры и искусств в таком сетевом университетском коммьюнити потребуют делегирования определенных полномочий от каждого участника виртуальному сетевому субъекту, активного обмена и раскрытия информационных образовательных ресурсов для всего сообщества, мобильности в рамках сети образовательных программ и проектов, виртуальных педагогов и студентов. Такая технология в перспективе существенно модернизирует классическую организацию вузовского процесса, контент и методику обучения.

Выход в мировое информационное образовательное пространство также будет зависеть от совершенствования данных технологий. В русле этой тенденции МГУКИ имеет договоренности с профильными университетами Китая, Кореи о создании двусторонних трансграничных систем дистанционного обучения.

Дистанционное образование стало реалией современной жизни как в развитых странах Запада, так и в России. По оценке специалистов, спрос на эту форму образования сопоставим со спросом на дневную форму обучения в вузах.

Для России, особенностью которой является наличие огромных территорий, проблема внедрения дистанционного образования чрезвычайно актуальна, и если она не будет внедрена российскими вузами, то придется пользоваться услугами зарубежных партнеров.

Сформулированные ЮНЕСКО два базовых принципа: «образование для всех» и «образование через всю жизнь» — сегодня дополнены третьим — «образование на месте проживания».

Таким образом, внедрение дистанционного образования способствует использованию новых возможностей высоких технологий в образовании и «экспорту знаний», что в итоге позволит получить не только экономические, но и морально-политические выгоды, повысить международный престиж нашей страны.

Качество образования как приоритетная стратегическая цель

Российские вузы культуры и искусств стремятся к реализации эффективных внутривузовских систем управления качеством образования, но будущее этого процесса видится гораздо шире. Предполагается, что в дальнейшем отделы качества и сертификации вузов-партнеров вместе с УМО свяжут сеть вузов культуры и искусств, их преподавателей, студентов, их социальных партнеров, систему повышения квалификации и переподготовки преподавателей в единую систему управления качеством образования.

Данные масштабные цели и перспективы для системы вузов культуры и искусств, которые были намечены на основе экстраполяции тех инноваций и тенденций в сфере образования, которые уже сформировались или прогнозируются в наши дни, формируют комплекс стратегических задач для каждого вуза, требующих системного подхода к их решению.

Инновационные приоритеты

Московского государственного университета

культуры и искусств

В эти дни университет определяет концепцию своего развития на предстоящее пятилетие и дальнейшую перспективу. Задачи перестройки системы университетского образования с выходом его в мировое образовательное пространство на уровень соответствующих образовательных стандартов качества подготовки специалистов требуют определения стратегических целей инновационного развития университета.

За последние годы резко возросли все базовые показатели, характеризующие деятельность МГУКИ. Сегодня Московский государственный университет культуры и искусств является ведущим учебным заведением в сфере культуры, осуществляющим многопрофильную подготовку специалистов в области культурологии, социально-культурной деятельности, народной художественной культуры, библиотечно-информационной работы, документоведения, управления и экономики культуры, звукорежиссуры, менеджмента, информатики, рекламы, художественного творчества (театрального, музыкального, хореографического, декоративно-прикладного и др.).

Обучение в университете ведется по 37 специальностям и направлениям и 100 специализациям. Контингент студентов сегодня составляет свыше 11 тыс. человек по всем формам и направлениям обучения.

Выпускники университета — их более 75 тысяч — занимают ведущее положение во всех сферах отечественной культуры и искусства, работают в странах ближнего и дальнего зарубежья. Результаты реализации стратегии и успешной образовательной деятельности проявляются также в высокой востребованности выпускников на рынке труда.

Стабильно качественный уровень фундаментальной общенаучной и специальной подготовки выпускников по различным направлениям культуры и искусства, постоянно растущий контингент студентов (11 тысяч из 71 региона страны, а также из 35 стран мира — Канады, США, Бразилии, Египта, Эфиопии, Франции, Венгрии, Японии, Китая, Вьетнама, Кореи и других стран) — определяющие характеристики вуза.

Высок профессиональный педагогический потенциал университета. В настоящее время в нем работают 570 штатных преподавателей, в их числе 145 докторов и профессоров, 417 кандидатов наук, 89 лауреатов Государственных премий, международных и всероссийских конкурсов, 129 народных артистов, заслуженных деятелей науки, искусства, заслуженных работников культуры Российской Федерации.

Заметны подвижки в фундаментальных и прикладных научных исследованиях, которые ведутся по 12 научным специальностям в лабораториях, научных центрах, научно-исследовательском институте, в аспирантуре — 487 аспирантов и докторантов, которые защищаются в 4 специализированных докторских советах университета. Только за п оследние 5 лет защищено 59 докторских и 253 кандидатских диссертаций.

Результативно работают 32 научные и творческие школы. В университете за последние пять лет исследованы 492 научные темы. Издано 417 монографий, более 250 учебных пособий и учебников. Преподаватели, аспиранты и студенты вуза приняли участие в 176 международных, 46 всероссийских, 54 региональных, 64 межвузовских научно-практических конференциях и конкурсах.

Подведя итоги периоду базовых реформ и экстенсивного развития университета, мы по-новому осмыслили свою миссию в социокультурной сфере и определили приоритеты очередного этапа интенсивного инновационного развития, основные принципы которого можно сформулировать следующим образом:

— преемственность традиций и достижений университета в контексте устойчивого инновационного развития;

— при сохранении темпов роста базовых параметров (дальнейшее экстенсивное развитие — рост контингента, расширение номенклатуры направлений и специальностей, расширение спектра образовательных услуг и т. п.) определить как приоритеты: структурные инновации, реализацию менеджмента качества образования, оптимизацию инфраструктуры вуза, задачи интеллектуализации и информатизации образовательной среды; улучшение человеческого капитала;

— реализация инновационной модели университета — университета культуры и искусств третьего тысячелетия;

— интеграция университета в мировое образовательное пространство при сохранении и развитии достижений и традиций российских вузов культуры и искусств.

Инновационная модель университета

За последние годы МГУКИ совершил существенный прорыв к новому качеству по всем основным векторам своего развития. Масштаб этих изменений привел сегодня к формированию учебного заведения нового типа — многопрофильного полиотраслевого университета. Но предстоит сделать еще больше. За основу данной модели целесообразно взять концепцию Всемирной конференции по высшему образованию в Париже, которая изменила парадигму развития университетов: от классической схемы Гумбольдта «наука + образование» к схеме «наука + образование + инновационный бизнес». Так, университет, сохраняя фундаментальность образования, увеличивает поток финансовых средств не столько за счет платы за обучение или сдачи помещений в аренду, а в результате продажи творческих разработок и технологий, создаваемых учеными, аспирантами, студентами.

Инновационная структура МГУКИ как университетского комплекса, научно-образовательного многоуровневого учебного заведения должна включать:

— учебный центр традиционной культуры и искусства и новых информационно-управленческих технологий;

— наукоград;

— центр инновационных технологий;

— виртуальный университет (система e-learning, отраслевой электронный репозитарий образовательных ресурсов, выход в международные университетские сети).

Реализация новой модели университета культуры и искусств с учетом инновационных задач и обеспечения новых функций прежде всего зависит от радикальной реконструкции и модернизации имущественного комплекса и материально-технической базы МГУКИ на основе генерального проекта, рассчитанного на перспективу и учитывающего опережающий прогноз развития образования и культуры. С этой целью планируется создание учебно-научного технопарка, строительство университетского городка с соответствующей инфраструктурой.

В настоящее время в МГУКИ разработан проект стратегической модернизации университета.

Формирование физической инфраструктуры учебно-научного технопарка, состоящей из зданий и сооружений, коммуникационных сетей и обеспечивающих систем, необходимой для размещения учебных, научных, производственно-творческих, креативных лабораторий и центров, обеспечит новое качество образовательной, научной и экономической деятельности университета, а именно: углубит и подчеркнет уникальность университета, многопрофильность и инновационность его деятельности.

Экспорт образовательных услуг и обеспечение

принципов трансграничного образования

как приоритетная задача университета

Университет ставит одной из своих приоритетных задач всемерное расширение международных контактов, создание зарубежных филиалов, экспорт образовательных услуг, освоение всего спектра форм мобильности преподавателей, аспирантов и студентов, продвижение бренда университета на международном уровне.

Только за последние месяцы проведены или подготовлены различные международные акции. МГУКИ участвовал в европейской конференции образовательной элиты (Оксфорд), инициирован проект по открытию специализации международного менеджмента и культурного менеджмента совместно с университетом менеджмента в Будапеште и Бруклинской школой бизнеса в Оксфорде, достигнуты договоренности с советником по науке посольства Швейцарии А. А. Мельниковым о проведении в МГУКИ российско-швейцарского семинара по Болонскому процессу осенью 2007 г., подписано соглашение о сотрудничестве с российским представительством корпорации Adobe Systems. Inc., Корейской ассоциацией международных обменов в области культуры и искусства, Вьетнамской государственной администрацией по туризму, компанией «Вип-тур». Расширились презентации вуза за рубежом: на глобальном форуме в Париже в ноябре 2006 г. представлен доклад «Об использовании новых технологий в обучении специалистов нового поколения», доклад в Оксфорде «МГУКИ в едином мировом образовательном пространстве», в феврале 2007 г. в Индии — доклад «О духовной культуре молодежи на фоне глобализации».

Заключены соглашения с посольствами Эфиопии, Чада, Ирана, Монголии, Вьетнама, Ирака об академическом обмене студентами и преподавателями.

Важным направлением повышения инновационности является интернационализация высшего образования, подразделяющаяся на внутреннюю интернационализацию и трансграничное образование. Оно выражается в трансграничной (пересекающей юридически установленные государственные границы) мобильности всех участников научно-образовательного процесса (студентов, преподавателей, ученых), образовательных программ, совместных академических проектов.

Внутренняя интернационализация (internationalization at home) во МГУКИ — это студенты и аспиранты из 35 стран мира, преподаватели-иностранцы.

В настоящее время Московский государственный университет культуры и искусств заключил договора о сотрудничестве с Ханойским и Хошиминским университетами культуры и искусств, Ханойским колледжем туризма (Вьетнам), Яньченским педагогическим университетом и Нанкинским университетом искусств (Китай), Бангкокским университетом культуры и искусств (Таиланд), Силезским университетом (Польша), Парижским университетом N 8 (Франция), Сеульским институтом русского языка (Корея), Софийской академией кино, телевидения, информационных технологий (Болгария), Лондонским фонет-колледжем (Англия), Флорентийским театральным центром (Италия), Берлинским русским домом (Германия).

Готовятся к открытию филиалы МГУКИ во Вьетнаме, Таиланде, Болгарии, Венгрии, Грузии, Армении, Литве, Словении, а также открытие Китайского института им. Конфуция на базе МГУКИ.

Большое значение придается также созданию необходимых условий для обеспечения готовности студентов к международным контактам, образовательной мобильности. В частности, с этой целью на всех специальностях и формах обучения введено обязательное изучение двух иностранных языков, поощряется параллельное обучение студентов в ИДПО по программе «Переводчик в сфере профессиональной коммуникации», а также в английском фонет-колледже. Широко используются формы производственной практики за рубежом, образовательный туризм, стажировки и т. п.

Таким образом, экспорт образовательных услуг и широкие международные контакты — это необходимое условие повышения престижа и конкурентоспособности российского образования за рубежом, распространение успешного опыта вузов, публичное признание вклада отечественных вузов в мировой образовательный процесс. Такая политика открывает российским вузам не только доступ к новым партнерским контактам и информационным ресурсам, но предоставляет им широкие возможности влияния на мировой интеллектуальный климат.

Интегративные формы

инновационных профессионально

ориентированных образовательных технологий

Особое место в ряду стратегических целей занимает проблема формирования необходимых условий для реализации компетентностного подхода в образовании, технологической свободы для креативного поиска и внедрения в учебный процесс инновационных педагогических технологий.

В университете широко внедряются инновационные и креативные методы обучения (авторские курсы, мастер-классы, интернет-обучение, учебно-творческие лаборатории, экспедиции, практикумы, тесты, тренинги, «круглые столы», ролевые и деловые игры, кейсы, электронные учебники и хрестоматии, мультимедийные презентации к циклам лекций и др.). Студенты, аспиранты активно включаются в социально-культурное проектирование, в реализацию государственных, региональных проектов и программ, в исследовательские разработки научных лабораторий. Так, материалы научного исследования «Экономическая стратегия развития российской культуры на среднесрочную перспективу» вошли в Концепцию Федеральной целевой программы «Культура России: 2006 — 2010».

Компетентностный подход в образовании, декларированный в новых поколениях государственных образовательных стандартов, требует создания в вузах принципиально новой образовательной среды и инфраструктуры. Можно констатировать, что разработка и внедрение в практику учебного процесса новых образовательных технологий выходят в наши дни на качественно более высокий уровень инноватики. Инновационность технологизации учебного процесса привела к реализации в университете интегративных форм ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (выделено мной. — Авт.). Формирование системы компетенций как условия эффективной профессионализации обучающихся предполагает создание в учебном заведении системы многофункциональных лабораторий — тренажеров, предназначенных для имитационного моделирования профессиональных ситуаций, проведения педагогических экспериментов, применения интерактивных методов обучения, выполнения студентами креативных заданий и т. п. Среди них такие формы, объединенные в творческий технопарк, как студенческие редакции вузовских газет и телевидения, студенческая аналитическая служба, центр ситуационного управления, центр управления проектами, центр толерантности, народной художественной культуры, лаборатории мультимедиа, социокультурного проектирования, студенческой филармонии, продюсерского центра, оперного театра, студии дизайна, юридической консультации, клуба журналистов и поэтов, киностудии и т. п.

Инновационные проекты в сфере студенческого самоуправления

Основа университета — его студенты. Заслуживает всемерной поддержки развитие студенческого самоуправления и расширение участия студентов в жизни университета: сегодня созданы студенческий (общественный) ректорат, студенческий совет, студенческий холдинг инициативных коллективов, участвующих в университетских акциях и проектах, взаимодействие с клубом выпускников, советом ветеранов, советом старейшин.

Не вызывает сомнения, что стратегические цели могут быть достигнуты лишь на основе консолидации усилий всего коллектива преподавателей, сотрудников, аспирантов и студентов университета. Для этого необходимы соответствующие условия, целевая социальная политика, обеспечивающая современную социальную, учебно-вспомогательную и досуговую инфраструктуру университетского города и микрорайона в целом.

Инновационные формы стратегического партнерства

Проблема формирования системы стратегического партнерства и сотрудничества университета в области подготовки специалистов с представителями профессиональной сферы (заказчиками кадров), органами управления культурой приобретает в наши дни инновационный характер благодаря изменениям и реформам как в системе управления культурой, так и в сфере образования. В 2007 г. университет реализовал инновационный проект «Интеллектуально-творческий десант» в районы Московской области, который получил высокую оценку региональных органов управления.

МГУКИ ведет политику расширения круга стратегических партнеров по профилю образовательной, научно-исследовательской и предпринимательской деятельности университета, установления договорных отношений о сотрудничестве с лидерами профессиональной сферы. Для этого необходимо формирование базы данных потенциальных стратегических партнеров МГУКИ, базы данных экспертов — консультантов по приоритетным направлениям стратегических проектов университета, выработка и реализация процедуры согласования и оценки содержания программ профессионального образования представителями бизнеса и социальных отраслей, заказчиков кадров, а также совершенствование системы объективного, независимого внешнего контроля качества подготовки кадров.

Главное содержание инноваций в этой сфере — активная консолидирующая роль вуза, лидерство университета в плане влияния на социальную политику работодателей, учреждений культуры и бизнеса, управленческих структур, общественных и некоммерческих организаций. В ближайшее время Министерством культуры и массовых коммуникаций РФ и МГУКИ планируется создать ассоциацию работодателей.

Подводя итоги, важно отметить, что вся история университета — процесс непрерывного поиска оптимальных направлений и методов подготовки специалистов. Решая продиктованные временем задачи, университет неизменно оставался инновационным научно-образовательным центром, лидером отраслевого образования, расширяя на каждом этапе номенклатуру специальностей, совершенствуя внутреннюю структуру, наращивая кадровый потенциал, обновляя материально-техническую базу. Неоднократно наряду с длительными периодами эволюционного развития в истории МГУКИ отмечались этапы высокой интенсивности преобразований, радикально обновлявшие характер его деятельности.

Но сегодняшние рубежи, которые наметила сама жизнь, беспрецедентны в истории университета, поскольку определение долгосрочной перспективы его развития приобрело сегодня принципиально новые характеристики, которые определяются глобализационными процессами в мире, стиранием языковых и национальных границ, формированием единого образовательного, информационного, культурного и экономического пространства, возрастанием роли гуманитарного образования в мире.

Значение культуры в инновационном обществе XXI века определяется ее признанием мировым сообществом в качестве фундаментальной ценности. Российские вузы культуры и искусств впервые в своей истории получили исторический шанс на основе консолидации интеллектуальных и креативных ресурсов выработать стратегическую концепцию дальнейшего развития всей системы отраслевых вузов в изменяющемся мире, придав ей статус национального проекта в общероссийских масштабах и определив важнейшие цели на мировой арене как носителя инновационной образовательной модели международного значения.

——————————————————————