Культура и художественное образование в современной аксиосфере

(Кондыков А. С.)

(«Культура: управление, экономика, право», 2007, N 4)

КУЛЬТУРА И ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

В СОВРЕМЕННОЙ АКСИОСФЕРЕ

А. С. КОНДЫКОВ

Кондыков А. С., ректор Алтайской государственной академии культуры и искусств, профессор, кандидат философских наук.

Одной из самых актуальных проблем современного российского общества выступает всестороннее исследование культурной политики как на государственном уровне, так и на региональном. Это имеет принципиальное значение с точки зрения не только теоретической, но и практической и обусловлено целым рядом обстоятельств. Отметим некоторые из них.

Затянувшееся кризисное состояние во всех сферах жизнедеятельности общества сказывается прежде всего на сознании человека, его духовном и нравственном состоянии. Как отмечал еще Э. Дюркгейм, во время радикальных социальных перемен люди испытывают состояние запутанности и дезориентации, поскольку их жизненный опыт перестает соответствовать идеалам, воплощенным в нормах.

Стремительное расслоение общества по экономическому положению, политическим установкам привело к заметной эволюции российской ментальности. Существенной особенностью этого процесса является ценностный конфликт как на уровне социальных групп, отличных по различным (демографическим, имущественным, политическим и другим) основаниям, так и на личностном уровне. Степень восприятия и скорость освоения новых смысложизненных установок различна в рамках социальных страт и субкультур. Отсутствие общей «национальной идеи» на государственном уровне, разновекторность целевых установок многочисленных политических партий, постоянно интегрирующих в общественное сознание свои идеи, неустойчивость в экономической и социальной сферах порождают личностный конфликт в определении выбора жизненного пути. Выраженная амбивалентность российской культуры явно затрудняет ценностную ориентацию личности как в приоритетности иерархии целевых установок, так и в определении их смыслового содержания.

В стремлении к идее «хорошего общества» проявляются самые разные подходы в наполнении ее ценностным содержанием. В российской ментальности в значительной степени сохраняются элементы традиционализма, стремления к достижению справедливого устройства жизни, правдолюбию. При этом в такие понятия, как духовное возрождение, справедливость и т. д., вкладывается различное качественное содержание, нередко диаметрально противоположное. Разновекторность, амбивалентность ментальных представлений находят проявление в повседневной практической деятельности в различных сферах жизни общества, приводит к созданию особенно сложной социокультурной среды со всеми ее противоречиями в процессе социализации молодежи, формирования у нее определенных ценностных ориентаций, осложняет процесс педагогического воздействия на становление личностных качеств.

По мере нарастающих глобальных цивилизационных диалогов и контактов, обостривших противоречия между ориентацией на «универсальный образ жизни», преимущественно западный, и традиционной российской культурой, необходим поиск новых моделей мироощущения и механизмов адаптации к ним, образования и воспитания у современной молодежи индивидуально-личностных социально значимых качеств жизнеосуществления на основе исторических гуманистических ценностей отечественной культуры, в том числе и православной.

В ускоряющихся динамических процессах российского общества все более необходим адекватный этим процессам доминантный мировоззренческий уровень.

В современных условиях возникает новая ситуация во взаимоотношениях культуры и всей социальной сферы в целом. Если в прошлом акцентировалось положение, согласно которому культура рассматривалась прежде всего как продукт социальных отношений, то теперь она выступает как динамическая сила, формирующая образ жизни как средство развития творческого потенциала личности, ее индивидуальности, способности и умения принимать активное участие в инновационных процессах.

Культуру можно рассматривать, подчеркивает Н. В. Кротова, как сложную систему человеческой жизнедеятельности, которая представлена знаниями и идеалами, нормами и мировоззренческими ориентациями, ценностями и потребностями (Кротова Н. В. Знание и культура — приоритеты XX века // Вестник МГУКИ. 2006. N 3 (ч. 1). С. 5).

Культура социальна по своей сути, она возникает в результате осознанной деятельности людей и не может существовать без общества и вне общества, равно как и общество не может функционировать без культуры. Общество представляет собой группу людей, связанных между собой социальным единством, местом обитания и т. д. Культура отличает особенности образа жизни данной общности людей, их обычаев и традиций, ценностей, общих для всех членов данного общества. Таким образом, культура, ее духовная часть, предстает как нормативно-ценностная система, как всеобщая духовно-нравственная среда существования, как качественная характеристика индивида в частности и общества в целом.

Поскольку человек находится в среде своего существования в состоянии целенаправленной активности, то каждая область его взаимодействия с окружающим миром, отношение к самому себе так или иначе подвергаются ценностному освоению. Ценности и нормы — одни из важнейших элементов культуры, позволяющие индивиду и обществу воспроизводить социальные связи, общественные отношения и обеспечивать их дальнейшее развитие. На их основе определяется вектор направленности жизненных устремлений и поведения, во многом определяется социальная активность личности и социальных общностей. Культура познается людьми как продукт, выработанный предшествующими поколениями или другими социальными группами. Как социальное наследие она играет роль важнейшего фактора, позволяющего нам жить вместе в организованном обществе.

Ценности — очень сложное образование, своеобразные стандарты, применяемые людьми для оценки желательности и нежелательности тех или иных социальных действий, выражают представления людей о достойном или недостойном, добром и злом. Ценности играют серьезную роль в поведении людей, а их содержание во многом определяет качественную характеристику той или иной социальной системы. Система ценностей влияет на выбор средств удовлетворения потребностей и интересов, стиль действий, эталоны поведения, установленные в рамках отдельной культуры, дает возможность взаимопонимания между членами социума, позволяет им эффективно взаимодействовать.

Культурные образцы лежат в основе осознанной человеческой деятельности, в основе моделей осмысления социальной действительности, соответственно, и моделей поведения. Культура выступает и как способ освоения предметного мира, и как средство социализации новых поколений. Развиваясь вместе с обществом, культура обеспечивает сохранение материального и духовного наследия общества, преемственность культурных образцов социального поведения поколений.

Российская культура уникальна по своей природе, отличается самобытностью и мощной духовно-нравственной силой. У нас накоплен уникальный опыт сосуществования и взаимодействия культур, отличных по этническим, социальным, конфессиональным, цивилизационным и другим признакам. Это в полной мере относится и к нашему региону. Ведущей идеей должна стать идея национально-культурного возрождения, и прежде всего русского народа, которая способна вывести народное самосознание из глубокого духовного кризиса, вернуть народу его подлинные духовные ценности, культурно-исторические традиции, сформировать новые системы ценностей, оказывать облагораживающее влияние на духовный мир и социальное поведение людей.

Вот почему важно обеспечить последовательность и системность в получении учащимися различных уровней и ступеней не только сугубо профессиональных знаний, но и в изучении дисциплин гуманитарного блока.

В современной российской аксиосфере в условиях хаотизации ценностей, расшатанности их прежней иерархии, девальвации в значительной степени института моральных авторитетов, нарастания тенденции коммерческо-рациональной психологии проблема формирования гуманистических ценностей требует более глубокого изучения как на методологическом, так и на методическом уровне, в том числе и в процессе изучения гуманитарных учебных дисциплин. Проблема состоит в том, чтобы в педагогической практике найти способы эффективного влияния на становление профессиональных и гражданских качеств современной молодежи на основе гуманистических ценностей, учитывающих инновационную рациональную мораль и традиционные российские духовные ценности.

В процессе гуманитарного и профессионального обучения учащиеся и студенты знакомятся с лучшими произведениями культуры и искусства различных жанров, в том числе и получивших мировое признание.

Вместе с тем практика показывает, что эти знания нередко носят поверхностный, отрывочный, разрозненный характер, не раскрывающий социальной значимости их духовного содержания для сегодняшнего времени. Недостаточное знание своей истории, включая и культурное наследие, делает человека менее защищенным перед дезинформацией, преднамеренной ложью. Такой человек становится нередко жертвой предрассудков, попадает под влияние различного рода колдунов, магии, оккультных центров, приводящее к духовному опустошению и печальному исходу.

С целью придания системности научному осмыслению духовного наследия отечественной культуры, актуализации ее значения в формировании гуманистических качеств обучающихся, в том числе и в учебных заведениях, входящих в Западно-Сибирский университетский округ художественного образования во главе с Алтайской государственной академией культуры и искусств, образована многоступенчатая программа художественного образования и воспитания.

Данные обстоятельства определяют задачи 60 учебных заведений округа всех уровней образования по укреплению исторической памяти молодежи и обращения к истокам российской культуры.

В своей практической деятельности в рамках вузовского округа мы исходим из нескольких методологических принципов. Во-первых, понятие университетского округа включает в себя организационную форму ассоциации равноправных партнеров, объединенных одинаковыми идеями на добровольной основе. Следовательно, должна сложиться целостная саморазвивающаяся система, эффективно действующая ради достижения поставленных перед ней задач. Одной из главных, на мой взгляд, выступает задача обеспечения согласованности действий всех субъектов региона, входящих в округ, в достижении двуединой цели — удовлетворения потребностей субъектов Сибирского региона в высокопрофессиональных специалистах культуры новой генерации, способных решать сложные задачи научного осмысления духовного наследия, просветительской работы, художественно-эстетического воспитания, развития культуры и искусства в современных условиях и удовлетворения потребностей личности в получении качественных знаний по избранной специальности в процессе непрерывного образования, включая переподготовку и получение дополнительной квалификации в динамичной социокультурной ситуации.

Во-вторых, весь комплекс научных исследований, учебного процесса, воспитательной работы определяется социальной значимостью культуры в целом и соответствующей ролью специалистов художественной культуры в частности. От их профессионализма, гражданской позиции во многом зависит духовно-нравственное здоровье нации.

Знание мировой и отечественной культуры, этнически-региональных субкультур, понимание социальной роли художественной культуры в обществе — необходимые условия профессионального и гражданского становления специалистов социокультурной сферы.

Для достижения синхронности в решении этой задачи образованы соответствующие структуры в нашем образовательном округе. Это постоянно действующие секции по направлениям научной, учебной и творческой работы. Они, в свою очередь, объединяют и координируют учебный, научный и творческий процесс всех субъектов, входящих в округ, их структурных подразделений по специальностям и специализациям от начального профессионального образования до поствузовского.

Активно начала функционировать секция довузовской подготовки, куда входят образовательные учреждения начального профессионального образования, детские студии, детские центры творчества, допрофильные и профильные классы гуманитарно-эстетического развития учреждений образования. Главной задачей данной секции является координация усилий всех членов ассоциации по вовлечению как можно большего числа детей с раннего возраста в профессионально организованный процесс художественно-эстетического воспитания и начального профессионального образования. Опыт показывает: абитуриенты, приходящие в вуз из профильных классов, резко отличаются от остальных. Они заметно успешнее осваивают вузовские программы. Мы понимаем, что не все дети из этих учреждений пойдут осваивать специальности художественного профиля. Да и не все могут поступить в вуз в условиях конкурсного отбора. В этом отношении нам представляется необходимым отрабатывать систему профильных классов совместно со средними специальными учебными заведениями с тем, чтобы часть учащихся с соответствующей подготовкой могла поступать на разные уровни образования.

Вторая важная составляющая необходимости более активно развивать данное направление нашей деятельности — это активное участие в первичной социализации молодежи на ценностях российской культуры, лучших образцах мировой культуры, развития у нее творческих способностей.

Секция среднего специального образования объединяет колледжи культуры и искусств, педагогические, музыкальные училища региона, соответствующие факультеты и кафедры академии. Они сосредоточивают свое внимание на согласовании преемственности учебных планов в рамках государственных образовательных стандартов различных уровней, по соответствующим специальностям и специализациям, научно-методическом обеспечении их реализации.

Это направление в деятельности округа имеет принципиально важное значение. В последние годы происходит не только постоянное обновление специальностей, специализаций и квалификаций, образовательных стандартов, но и их несогласованность во времени между различными ступенями образования. Кроме того, ситуацию осложняет по ряду художественных специализаций разрыв во времени между начальным и средним специальным образованием. Все это требует постоянных последовательных, согласованных действий всех ступеней образовательной системы в профессиональном становлении специалистов. Практически все учебные заведения на сегодняшний день эту работу проводят достаточно успешно, это дает возможность не только приращения опыта учебным заведениям, но и ряд преимуществ для студентов, в том числе и сокращение сроков обучения.

Одной из проблем для учебных заведений профессионального образования в силу финансовых трудностей является организация практики студентов. Поиск путей создания и внедрения эффективных программ производственных практик студентов, развитие связей с производством, осуществление мониторинга и оказание помощи в трудоустройстве выпускников — круг вопросов, входящих в компетенцию учебно-производственной секции образовательного округа. Поэтому наряду с учебными заведениями в состав этой секции вошли учреждения культуры и искусств как социальные заказчики специалистов и полноправные ответственные участники образовательного процесса. Совместные усилия дают возможность шире использовать в учебном процессе опыт мастеров культуры и искусств, материальную базу учреждений культуры.

Необходимость постоянного повышения квалификации, обновления знаний, переподготовки специалистов социокультурной сферы, получения дополнительной квалификации или второй специальности, продолжения обучения в аспирантуре или докторантуре определила образование в округе секции поствузовского образования. Достаточно сказать, что только на факультете непрерывного образования академии ежегодно обучаются по различным программам от пятидесяти до тысячи часов несколько сотен слушателей.

Работу секций направляет региональный координационный совет во главе с ведущим научно-методическим центром ассоциации — Алтайской академией культуры и искусств. В числе приоритетных задач совета — обеспечение деятельности ассоциации по формированию единого культурного, информационного и образовательного пространства региона, оказание научной, художественно-творческой, методической помощи учреждениям и организациям социально-культурной сферы Западной Сибири. Деятельность ассоциации, несомненно, способствует объединению усилий деятелей культуры и искусств, научно-педагогических работников в дальнейшем освоении культурного наследия Сибири, формированию и выполнению образовательных, научных, просветительных, концертно-творческих программ и проектов в социокультурной сфере региона, обеспечению качества непрерывного художественного образования и в конечном итоге развитию культуры в регионе.

——————————————————————