Возрождение традиций русского колокольного звона

(Широкова В. И.)

(«Культура: управление, экономика, право», 2007, N 4)

ВОЗРОЖДЕНИЕ ТРАДИЦИЙ РУССКОГО КОЛОКОЛЬНОГО ЗВОНА

В. И. ШИРОКОВА

Широкова В. И., кандидат педагогических наук, доцент (Рязанский заочный институт (филиал МГУКИ)).

Национальные региональные программы могут стать важным фактором развития и сохранения традиционной народной культуры, вне которой немыслимы национальное самосознание, самоидентификация, духовно-нравственное и патриотическое воспитание личности. В связи с этим важным стало событие, произошедшее 26 декабря 2006 г. в Кремле, а именно заседание Государственного совета России, посвященное государственной поддержке традиционной народной культуры в Российской Федерации. Президент РФ В. Путин в своем заключительном слове подчеркнул, что «идеологический вакуум, образовавшийся после крушения коммунистической идеологии», должен быть заполнен общечеловеческими, духовными ценностями. «Для нас с вами важно, — сказал он, — чтобы эта работа строилась на нашей традиционной национальной культуре, если мы не хотим утратить своего своеобразия…»

Именно поэтому большое значение имеют позиция региональных властей и финансовая поддержка программ, направленных на защиту и развитие национально-культурных традиций региона, этнокультурное образование в учреждениях дошкольного, общего, дополнительного и профессионального образования.

В марте 2003 г. Рязанский заочный институт (филиал) Московского государственного университета культуры и искусств представил в Министерство культуры Российской Федерации заявку на участие в Федеральной целевой программе «Культура России (2001 — 2005 гг.)» с проектом «Возрождение традиций русского колокольного звона». Этот проект был поддержан Рязанской епархией и видными деятелями культуры.

Целями проекта являются возрождение и развитие традиций русского колокольного звона в Рязанской области и соседних регионах. Надеемся, что реализация проекта будет способствовать более активному возрождению духовной традиционной культуры русского народа, повышению его национального самосознания, патриотизма и любви к Родине. Региональное значение проекта заключается в том, что на основе изучения исторического наследия Рязанской губернии, ее материальной и звоновой культуры будут закрепляться среди молодежи традиции русского колокольного звона — этого уникального явления в русской истории. Забытые традиции станут достоянием современной молодежи, повысится интерес к колокололитейному делу, искусству колокольного звона. Обращение к проблеме обучения звонарскому искусству в Рязанской губернии опирается на прочные исторические корни и культурные традиции этого региона.

Рязанская земля издревле славилась кустарным и ремесленным производством, здесь развивались также традиционные виды народного художественного творчества: вышивка, соломоплетение, ткачество, кружево, керамика и др. В Рязанской губернии занимались кустарным промыслом, связанным с музыкальными инструментами и колокольным делом. Так, по статистическим данным 1912 г., т. е. в начале XX в., изготовлением гармоник занимались 27 дворов (34 кустаря), балалаек — 4 двора (8 кустарей). Кроме этого, писали иконы, изготавливали гитары, колокольчики медные и т. д. В послереволюционное время картина изменилась, значительно уменьшилось количество мастеров-самородков. В 1925 г. насчитывалось лишь 11 дворов и 14 кустарей, изготавливающих гармоники, и 3 двора (3 кустаря), изготавливающих балалайки. А затем эти промыслы, включая колокололитейный, без государственной и законодательной поддержки и вовсе пришли в упадок.

Однако колокол на протяжении тысячелетия являлся одним из главных предметов духовной и материальной культуры русского народа. Колокольный звон пронизывал всю атмосферу села и города, сопровождал жизнь русского человека от рождения до его смерти через все церковные праздники, гражданские торжества и обряды.

Литье колоколов и колокольчиков на рязанской земле — это одна из интереснейших страниц ее истории, уходящей в конец XVIII — начало XIX в. Самые ранние церковные колокола отливал на своих заводах Андрей Баташов. Но особенно прославились отливкой поддужных колокольчиков мастера г. Касимова и Касимовского уезда (деревни Поповка, Уланова Гора) Рязанской губернии. Самые ранние касимовские колокольчики, дошедшие до наших дней, датируются 1804 и 1805 гг. Отливка поддужных колокольчиков была наследственно-семейным промыслом, известны свыше 40 фамилий мастеров-литейщиков (династии Кисловых, Барковых, Лабзенковых, Муратовых; Влас Скорняков, Иван Мамонтов, братья Степан и Иван Ленины и другие).

На касимовских колокольчиках указывалось место отливки, имя мастера и иногда торговца или заказчика, клеммы, тексты (пословицы, поговорки, скоморошины, загадки, частушки) и другие декоративно-художественные элементы. Если учесть красивую форму колокольчика и высокое качество звона, то становится ясным, почему касимовские колокольчики привлекли внимание историков, этнографов, музейных работников, а также коллекционеров и антикваров. В настоящее время подготовлен и издан «Каталог-справочник дужных и подшейных колокольчиков касимовского колокололитейного центра XIX — начала XX в.» (редактор и составитель проф. А. Глушецкий).

Рязанцы большое значение придавали церковным колоколам, охотно жертвовали на их отливку, относились к ним как к святыням. Освященные колокола не разбивали, не уничтожали, а переливали. Милостыня и дарение, которые обозначали словом «пожертвования», были традиционными формами выражения духовно-нравственной культуры человека.

XIX в. можно назвать веком благотворительности. Изучение публикаций этого периода показывает, что повсеместно создаются дома милосердия, всевозможные попечительства и другие благотворительные организации. Два раза в месяц Рязанские епархиальные ведомости публиковали сведения о пожертвованиях. Виды пожертвований были самые разные: богослужебные книги, иконы и иконостасы, священнические облачения, 5-процентные облигации, ризы к образам, паникадила, воздухи, покрывала, хоругви, напрестольный крест, государственные билеты Сергия Живаго банка, церковные сосуды. Жертвовали деньги на ремонт храма, колокольни, устройство кладбищ, ограды, постройку приходских школ или в пользу бедных прихожан. Жертвовали земельные участки, строительные материалы (стекло, дерево, кирпич), открывали бесплатные столовые для голодающих.

Общенародная любовь к колоколам и колокольным звонам на Руси проявилась в укоренившейся многовековой традиции отливать или приобретать колокола исключительно на пожертвования прихожан церкви. Так, за 1879 г. упоминания о пожертвованиях на колокола и колокольни встречались 11 раз, причем в некоторых случаях они даны списком, включающим 5 — 7 фамилий.

По преданию, один из колоколов, висящих на колокольне Пятницкой церкви (была приписана к Касимовскому Казанскому женскому монастырю), пожертвован государем Петром Великим.

По неполным данным, в 1892 г. для храмов Рязанской губернии на жертвуемые прихожанами деньги было перелито более полутора десятков разбитых или пострадавших от пожара колоколов, общий вес которых составил 716 пудов 91 фунт. Кроме этого, на приобретение новых колоколов было пожертвовано в этом же году 5599 рублей 25 копеек.

В ноябре 1893 г. в селе Новопокровском Егорьевского уезда на колокольне был завешен колокол весом в 300 пудов 15 фунтов, приобретенный прихожанами в «память чудесного спасения Государя Императора с Его Августейшей Семьей 17 октября 1888 года».

По данным 1893 г., в Рязанской губернии было разбито 19 колоколов, которые пошли в переливку. Общий вес перелитых колоколов (с добавлением колокольной бронзы) составил 2115 пудов 58 фунтов.

В апреле 1893 г. «разрешено причту и церковному старосте села Польнаго Рязанского уезда обменить медь от расплавившихся во время пожара колоколов на новый колокол». Мы показали свидетельства того, что колокола гибли в огне пожаров, но еще чаще от неумелого пользования ими. Все это говорит о том, что звонить на колоколах должен человек, обученный к обращению с ними, знающий свойства колокольной бронзы, правила завески, ухода за колоколами в разное время года, знакомый с акустикой колоколов, видами колокольного звона и т. д.

Именно поэтому в учебном плане курсов подготовки звонарей предусмотрены занятия по теории и истории колоколов и колокололитейного дела, акустике колоколов, вопросам оборудования колоколен, практике колокольного звона и другим важным проблемам специальности.

По нашему мнению, одной из составляющих профессионального образования музыкантов и людей других профессий могут стать знания о звоновой культуре России и родного края. Этнохудожественная культура русского народа, представленная устным народным творчеством, народными музыкой и танцами, декоративно-прикладным творчеством, фольклорным театром, будет неполна без знания особенностей русского колокольного звона. Русской традиционной звоновой культуре еще предстоит сделать большой шаг на пути к возрождению былой ее славы в мировом образовательном пространстве.

——————————————————————