Особенности установления места выстрела при пробивании снарядом некоторых прозрачных материалов

(Переверзев М. М., Федоренко В. А.)

(«Эксперт-криминалист», 2007, N 3)

ОСОБЕННОСТИ УСТАНОВЛЕНИЯ МЕСТА ВЫСТРЕЛА

ПРИ ПРОБИВАНИИ СНАРЯДОМ НЕКОТОРЫХ ПРОЗРАЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ

М. М. ПЕРЕВЕРЗЕВ, В. А. ФЕДОРЕНКО

Переверзев М. М., преподаватель СЮИ МВД России, кандидат юридических наук.

Федоренко В. А., начальник кафедры, СЮИ МВД России, кандидат физико-математических наук.

Данные современных научных исследований в области динамики удара, полученные при экспериментах с высокопрочными преградами, показали, что при прохождении снарядом преграды при определенных условиях он может существенно отклониться от первоначальной траектории в сторону нормали к тыльной поверхности преграды. Такое явление получило название нормализации движения снаряда и наблюдается в тех случаях, когда угол встречи его с преградой (т. е. наименьший из углов, образованных линией стрельбы и плоскостью преграды) существенно отличается от 90 градусов, а скорость снаряда близка к баллистическому пределу (т. е. минимальной скорости, необходимой для сквозного пробития преграды) [3, 2].

С целью адаптации полученных физиками данных к потребностям криминалистики и проверки их на преградах, пробоины в которых часто используются для восстановления траектории полета пули методом визирования, нами была проведена серия экспериментов [5]. В ходе этих экспериментов производились выстрелы в листовое силикатное стекло толщиной от 3 до 5 мм и триплекс толщиной 7 мм (применяющийся для изготовления автомобильных стекол), для чего использовались наиболее часто применяющиеся в криминальных целях патроны: 5,6-миллиметровые спортивно-охотничьи патроны кольцевого воспламенения с безоболочечной оживальной пулей; 9-миллиметровые патроны к пистолету Макарова с оболочечной полусферической пулей со стальным сердечником; 7,62-миллиметровые патроны к пистолету ТТ с оболочечной оживальной пулей со стальным сердечником; патроны 7,62 x 39 к АК-47 с оболочечной остроконечной пулей со стальным сердечником и патроны 5,45 x 39 к АК-74. Выстрелы производились из моделей оружия, для которых эти патроны являются штатными, а именно: пистолета Марголина, пистолета Макарова, пистолета Токарева (ТТ), автомата Калашникова (АКМ и АК-74). Масса порохового заряда всех патронов была уменьшена для того, чтобы скорость полета пули была близка к предельной баллистической для каждого типа экспериментальных преград.

В результате проведенных опытов было установлено, что, несмотря на то что листовое стекло и триплекс являются очень хрупкими материалами, они оказывают значительное влияние на дальнейший полет пробившей их пули. Так, пробивая стекло под углом менее 60 градусов со скоростью, не намного превышающей баллистический предел, пуля может отклониться от первоначальной траектории на угол, превышающий 25 градусов (что составляет около 45 метров на каждые 100 метров дистанции). При таких же условиях, пробивая триплекс, пуля может изменить свою траекторию еще сильнее, отклонившись от первоначального направления на угол, превышающий 50 градусов (что составляет более 100 метров на каждые 100 метров дистанции). При пробивании двух стекол, расположенных на некотором расстоянии друг от друга (например, двойная оконная рама), величина отклонения может увеличиться еще на несколько градусов. Но отклонение снарядов при пробивании экспериментальных преград далеко не всегда было направлено в сторону нормали. Так, если при пробивании триплекса пули отклонялись преимущественно в сторону нормали к тыльной поверхности стекла, то при пробивании цельного листового стекла большинство видов пуль стабильно отклонялись в противоположную нормали сторону, т. е. в сторону тыльной поверхности преграды (см. рис. 1 — не приводится).

Рис. 1. Отклонение пули от первоначальной траектории:

вверху — в сторону тыльной стороны преграды,

внизу — в сторону нормали, где: 1 — преграда;

2 — линия стрельбы; 3 — траектория полета пули;

4 — крупные осколки стекла; 5 — мелкие осколки стекла;

6 — нормаль к лицевой поверхности стекла;

7 — нормаль к тыльной поверхности стекла;

A — угол встречи пули с преградой;

B — угол отклонения пули при пробивании преграды

Рисунок не приводится.

Используемые нами снаряды при пробивании экспериментальных преград под углом менее 60 градусов со скоростями, не намного превышающими баллистический предел, вели себя следующим образом.

1. Безоболочечная 5,6-миллиметровая пуля при пробивании силикатного стекла под углом от 60 до 45 градусов со скоростью, близкой к баллистическому пределу, стабильно отклонялась в сторону тыльной поверхности преграды на угол до 15 градусов. При меньших углах встречи пуля в большинстве случаев фрагментировалась, и отдельные ее части в разных случаях отклонялись от первоначальной траектории либо в сторону нормали, либо в сторону рикошета, а максимальный угол отклонения самых крупных фрагментов пули достигал 25 градусов. Несмотря на то что при пробивании триплекса под углом менее 45 градусов свинцовая пуля также фрагментировалась, ее отклонение (или наиболее крупных фрагментов) во всем диапазоне углов встречи от 30 до 60 градусов происходило устойчиво в сторону нормали, достигая 50 градусов.

2. Пуля патрона ПМ при пробивании стекла практически не изменяла своей траектории (отклонения были несущественными и не превышали 3 градусов). При преодолении триплекса эта пуля стабильно отклонялась в сторону нормали на угол до 30 градусов.

3. Пуля патрона ТТ при пробивании стекла отклонялась в сторону тыльной поверхности преграды, при этом при угле встречи менее 45 градусов отклонение присутствовало почти во всех случаях, достигая 10 градусов, тогда как при угле встречи более 45 градусов иногда пуля, преодолевая преграду, сохраняла прямолинейное направление полета. При пробивании триплекса эта пуля стабильно изменяла свою траекторию в сторону нормали к тыльной поверхности преграды на угол до 30 градусов.

4. Пуля патрона 7,62 x 39 при пробивании стекла стабильно отклонялась в сторону тыльной поверхности на угол до 15 градусов. При пробивании триплекса отклонение этой пули порою превышало 35 градусов, однако его направление было очень нестабильно: в половине случаев она отклонялась в сторону нормали, а в другой половине — в противоположную сторону. Вероятно, это можно объяснить более сложным взаимодействием ее остроконечной головной части с многослойной структурой триплекса.

Анализируя результаты экспериментов, можно выявить некоторые наиболее существенные факторы, влияющие на траекторию полета пули после пробивания преграды.

1. Огромное влияние на дальнейшую траекторию полета снаряда оказывает угол встречи его с поверхностью преграды. Так, при углах встречи, равных или близких к 90 градусам, снаряды практически не изменяли своего направления движения. Более или менее значительное отклонение начинало проявляться при величине угла встречи менее 60 градусов и возрастало с его уменьшением. Величины отклонений при одинаковых углах встречи и близких значениях скорости пули могут несколько отличаться друг от друга. Вероятно, наличие разброса определяется такими факторами, учесть которые полностью в принципе невозможно.

2. Говоря о значении такого фактора, как скорость снаряда, следует отметить, что оно очень велико, так как сколько-нибудь существенные отклонения снарядов проявляются при скоростях, близких к баллистическому пределу, и при прочих равных условиях среднее отклонение снаряда тем больше, чем ближе скорость к предельной баллистической. С увеличением скорости отклонение снаряда уменьшается и в определенный момент практически исчезает. Вероятно, именно тем, что ранее криминалисты при проведении научных исследований не придавали значения этому фактору, и объясняется незначительная величина отклонений снаряда от первоначальной траектории (редко более 5 градусов), полученных ими экспериментальным путем при пробивании различных преград [5, 4, 1].

3. Как показали проведенные нами опыты, от свойств преграды зависит не только величина, но и направление отклонения. Материал, из которого изготовлена преграда, в первую очередь влияет на то, в какую сторону отклонится пуля при ее пробитии. Внешне влияние этого фактора выражается в том, что одни и те же снаряды при попадании в преграды из различных материалов ведут себя по-разному: так, большинство из использованных нами снарядов при пробивании триплекса отклонялись в сторону нормали, а при пробивании стекла — в сторону рикошета.

Прочность преграды (т. е. ее способность сопротивляться разрушению) влияет на изменение траектории пробившего ее снаряда в том отношении, что с повышением прочности соответственно увеличивается предельная баллистическая скорость, необходимая для ее пробития, а следовательно, диапазон скоростей, при которых проявляется отклонение, смещается в сторону увеличения. Например, при толщине стекла 3 мм отклонение пули патрона 7,62 x 39 наиболее ярко проявляется при скорости соударения пули с цельным листовым стеклом до 200 м/с, при больших скоростях отклонение уменьшается и может вообще исчезнуть. С увеличением толщины стекла увеличивается значение предельной баллистической скорости, поэтому при пробивании стекла толщиной 5 мм сколько-нибудь существенное изменение траектории этой пули наблюдается при скоростях до 250 м/с, а при пробивании триплекса — до 350 м/с.

4. Влияние конструктивных свойств снаряда на его отклонение при пробитии преграды проявляется в том, что при попадании в одну и ту же преграду различные снаряды ведут себя по-разному. Так, например, величина отклонения пули патрона 7,62 x 39 после пробивания ею стекла при одинаковых условиях в среднем на 30 — 40 процентов больше, чем пули патрона ТТ. Пуля же патрона ПМ при пробивании цельного листового стекла указанной толщины от первоначальной траектории практически не отклонялась.

Все описанные выше результаты были получены при скорости снаряда, несколько превышающей баллистический предел. При скорости же снаряда ниже предельной баллистической и малых углах встречи снаряда с поверхностью стекла возможен другой интересный эффект: пуля рикошетит от стекла, проделывая в нем сквозную пробоину (см. рис. 2 — не приводится). При этом пробоина практически не отличается от тех случаев, когда пуля пробивает стекло насквозь со скоростью, близкой к предельной баллистической.

Рис. 2. Рикошет пули от стекла с образованием пробоины:

1 — преграда; 2 — линия стрельбы; 3 — траектория

полета пули; 4 — крупные осколки стекла; 5 — мелкие

осколки стекла; 6 — нормаль к лицевой поверхности

стекла; A — угол встречи пули с преградой; B — угол

отклонения пули при пробивании преграды

Рисунок не приводится.

На основании вышеизложенного можно сделать вывод о том, что применение метода визирования без учета указанных факторов может привести к неправильному определению направления и места выстрела, что может явиться негативным обстоятельством ошибочного характера. Причем ошибка может оказаться настолько существенной, что в лучшем случае может привести к потере драгоценного времени и утрате следов преступления, а в худшем — к неправильному направлению расследования.

Представляется, что на основании полученных экспериментальных данных можно дать следующие рекомендации.

1. Принимая во внимание возможность изменения траектории пули при прохождении ею преграды, для уменьшения погрешности визирования избирать для визирования только пробоины в первой и второй из пробитых пулей преград (а не во второй и третьей или первой и третьей и т. п.).

2. При определении места и направления выстрела методом визирования необходимо учитывать возможное отклонение пули после пробития ею преграды. Это актуально для тех случаев, когда пробитая пулей преграда расположена к линии визирования под углом, существенно отличающимся от 90 градусов, а скорость пули близка к предельной баллистической. Скорость пули при подлете к преграде можно оценить, измерив глубину ее внедрения во вторую преграду (или степень разрушения ею второй преграды).

3. Угол встречи пули с поверхностью стекла можно оценить по характерным плоским вмятинам на головной части пули (если она не будет деформирована при ударе во вторую преграду), образовавшимся при ударе пули о стекло. На столкновение пули со стеклом под острым углом также может указывать разлет мелких осколков с лицевой стороны стекла (см. рис. 1).

4. При наличии сквозной пробоины в оконном стекле и отсутствии второго повреждения и самой пули внутри помещения следует учитывать возможность рикошета пули от стекла.

Исследование указанных выше эффектов позволит в некоторых случаях определить не только направление и место выстрела, но и установить возможность изменения траектории полета пули в конкретных условиях и его вероятность и величину.

Литература

1. Аханов В. С. Криминалистическая экспертиза огнестрельного оружия и следов его применения. Волгоград: ВСШ МВД СССР, 1979.

2. Велданов В. А., Исаев А. Л. Использование технологий, основанных на ударно-проникающем взаимодействии // Двойные технологии. 1998. N 2.

3. Джонас А. Зукас (USA Ballistic Research Laboratory). Проникание и пробивание твердых тел // Динамика удара. М.: Мир, 1988.

4. Кустанович С. Д. Судебная баллистика. М., 1956.

5. Федоренко В. А., Переверзев М. М. Границы применимости метода визирования в судебной баллистике // Труды XXVIII научно-технической конференции «Проектирование систем», 30 января — 1 февраля 2001 г., МГТУ им. Н. Э. Баумана. М., 2001.

6. Чулков И. А. Предварительные судебно-баллистические исследования на месте происшествия. Волгоград, 1997.

——————————————————————