Некоторые проблемы исследования психологических факторов эффективности норм права

(Жинкин С. А.) («История государства и права», 2007, N 22)

НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ ЭФФЕКТИВНОСТИ НОРМ ПРАВА

С. А. ЖИНКИН

Жинкин С. А., заместитель декана юридического факультета Кубанского государственного университета, кандидат юридических наук.

Проблема эффективности права, его предписаний является не только дискуссионной, но и гораздо более многоаспектной, чем это может показаться на первый взгляд. Многоаспектность в исследовании эффективности права предполагает необходимость рассмотрения права не только и не столько как системы предписаний, установленных государством, сколько как формы духовного существования общества. Это тем более актуально в современных условиях, условиях кризиса духовности, кризиса внутреннего мира личности, недаром XX в. был назван в литературе веком «социально-антропологической напряженности» <1>. Нельзя не согласиться с В. С. Барулиным в том, что «с точки зрения развития человека, его общественного бытия XX век обнаружил целый ряд глубочайших противоречий и парадоксов. Основной осью этих противоречий явилось отношение «человек-общество». Именно здесь, в этом пространстве в XX веке резко возросло число своеобразных «оборачиваний» общества, его институтов против человека» <2>. ——————————— <1> Барулин В. С. Российский человек в XX веке. Потери и обретение себя. СПб., 2000. С. 5. <2> Барулин В. С. Российский человек в XX веке. Потери и обретение себя. СПб., 2000. С. 9.

Психологические аспекты проблемы эффективности норм права не менее важны, чем традиционно рассматриваемые экономические, политические, социологические. Правовое регулирование, его действенность, динамика и другие характеристики имеют свою психологическую составляющую, неразрывно связаны с личностью, со структурами внутреннего мира человека. Взаимосвязь психических явлений и эффективности норм права имеет ряд аспектов. Во-первых, можно утверждать, что психологические эффекты, изменения и реакции правосознания являются важной составляющей результативности правового воздействия. Во-вторых, психологические факторы влияют на установление и реализацию правовых норм, на эффективность самих этих процессов. В-третьих, сама оценка эффективности правовых норм носит психологический, субъективный характер. Практика правового регулирования показывает, что способность правовых норм к воздействию на личность не может быть шире способности ее к восприятию такого воздействия на психологическом уровне. Несоответствие же этих способностей является одним из источников противоречий между правовым регулированием и социальной действительностью <3>. Это необходимо учитывать при прогнозировании и оценке эффективности правовых предписаний. ——————————— <3> Новик Ю. И. Психологические проблемы правового регулирования. М., 1989. С. 44.

Психологические механизмы действия права и обеспечения его эффективности нельзя отрывать от его юридического механизма, но не следует и отождествлять с ним. В действительности существует и функционирует единый сложный механизм действия права. В самом общем виде его можно определить как «совокупность взаимосвязанных элементов и процессов влияния правовой реальности на общественные отношения, на поведение людей и деятельность их организаций» <4>. Можно сказать, что правовая система является порождением психического, духовного творчества человека, преломленным через условия его конкретного социального, экономического и иного существования. Поэтому не только человек находится в мире права, но и право существует в мире (духовном и рукотворном) человека. Право есть продукт, феномен духовного творчества. ——————————— <4> Явич Л. С. Об исследованиях механизма действия права // Советское государство и право. 1973. N 8. С. 30.

Юридический механизм правового регулирования, все его составляющие (элементы) взаимодействуют с проявлениями человеческой психики в их многообразных индивидуальных и коллективных (групповых) формах. Результаты правового регулирования, его эффективность во многом зависят от того, насколько учитываются и используются психологические факторы, влияющие на познание и понимание людьми правовых норм, усвоение содержащихся в них предписаний, формирование позитивного отношения к ним, готовность соотносить и сообразовывать с ними свое правовое поведение и взаимоотношения в системе социально-правовых связей <5>. ——————————— <5> Новик Ю. И. Психологические проблемы правового регулирования. М., 1989. С. 3 — 4.

Правильное понимание взаимосвязи нормативных и психологических моментов в действии права должно исходить из того, что правовая форма создает специальные предпосылки для регулирования человеческого поведения, которые реализуются через внутренние личностные (психологические) условия. В связи с этим необходим более широкий взгляд на характер действия права в рамках правового регулирования. Традиционно право рассматривалось как внешняя по отношению к личности сила, реализующая одностороннее воздействие на ее сознание и волю. Способы воздействия и соответствующего ему реагирования со стороны личности определялись при этом как производные от содержания и формы выражения правовых предписаний, а также от характера санкций за их неисполнение. В действительности все обстоит гораздо сложнее, поскольку в процессе правового регулирования определяющую роль играет личность с присущей ей способностью к самоорганизации и управлению своим социальным поведением. Реализация ее внутреннего потенциала через осознанное использование своих прав и выполнение обязанностей требует наряду с применением юридических средств, предписывающих и ограничивающих образ действия личности, все шире использовать средства, стимулирующие ее социальную активность, диспозитивные формы регулирования, предусматривающие нормативное определение юридических возможностей в пределах социально оправданной свободы выбора. Поиск резервов повышения действенности правового регулирования требует усиления внимания к психологической стороне действия права, вызывает необходимость ее изучения, выявления присущих ей закономерностей и особенностей для их практического использования <6>. ——————————— <6> Новик Ю. И. Психологические проблемы правового регулирования. М., 1989. С. 5 — 6.

Следует учитывать, что конечный результат правового регулирования — сохранение (воспроизводство) или изменение (способствование развитию) существующих общественных отношений — не может достигаться непосредственно при помощи правового воздействия. Между ним и этим воздействием имеется ряд промежуточных переменных, посредством которых последнее переводится в упорядоченность общественных отношений <7>. В качестве таких переменных в юридической литературе рассматривают: волевое поведение людей <8>, сознательно-волевую сторону их психологической деятельности <9>, личность <10>, правовое поведение <11>. ——————————— <7> Новик Ю. И. Психологические проблемы правового регулирования. М., 1989. С. 68. <8> Пиголкин А. С. Формы реализации норм общенародного права // Советское государство и право. 1963. N 6. С. 26. <9> Явич Л. С. Право и общественные отношения. М., 1971. С. 72. <10> Орзих М. Ф. Личность и право. М., 1975. С. 10. <11> Кудрявцев В. Н. Правовое поведение: норма и патология. М., 1982. С. 3.

При исследовании эффективности права не следует смешивать эффективность права как духовного феномена и эффективность указаний государства общего характера, составляющих в своей совокупности законодательство. В этом плане представляется, что законодательство как выражение воли государства является лишь формой выражения права, причем формой не всегда правильно выражающей правовые принципы и идеалы. Идеальным в этом плане будет положение, когда нормативные акты являются не только выражением государственной воли, но и формой выражения права, его основополагающих идей и принципов, существующих в сознании каждого человека. В таком контексте интерес представляет мнение П. М. Рабиновича о том, что «правовым нормам как компонентам общественного сознания свойственно то, что их проявление опосредствуется особыми материальными средствами (преимущественно — естественным языком), доступными восприятию других субъектов. Такие средства объективации рассчитаны на коммуникативный эффект: они призваны связать правотворчество и правовосприятие, приобретая при определенных условиях функцию знаков тех духовных образований законодателя, каковые образуют право. Причем как раз применительно к праву, велениям которого должны быть присущи обнаруживаемость, общезначимость и общеобязательность, такая «материализация» выступает как непреложная закономерность. Объективированность — имманентное свойство права» <12>. ——————————— <12> Рабинович П. М. Право как явление общественного сознания (К дискуссии об объективном и субъективном в праве) // Правоведение. 1972. N 2. С. 108.

Исследование психологических основ и факторов эффективности права и его предписаний особенно важно в современную эпоху, когда, по справедливому замечанию Э. Фромма, цивилизация не в состоянии удовлетворить глубинные потребности человека. Целью всего социально-экономического развития западного мира, по его мнению, являются материально обеспеченная жизнь, относительно равное распределение богатства, стабильная демократия и мир; и как раз в тех странах, которые ближе других подошли к этой цели, наблюдаются наиболее серьезные симптомы психического дисбаланса <13>. ——————————— <13> Фромм Э. Здоровое общество. Догмат о Христе. М., 2005. С. 17.

Учет психологических аспектов особенно важен при исследовании факторов эффективности норм права. К сожалению, во многих работах формирование и развитие права отрывается от самого его творца — человека, его мировоззрения, его высших основополагающих духовных, психологических принципов. По определению К. Маркса (знаменитый шестой тезис о Фейербахе), человек представляет собой совокупность всех общественных отношений. Таким образом, как справедливо отмечает Л. В. Кондратюк, некоторое «единство» личности растворяется в названной «совокупности» и главное — без остатка <14>. Другими словами, по выражению П. А. Флоренского, человеческая личность была сведена до такого состояния бездуховности, когда в качестве формулы, объясняющей преступление, применимо выражение: «не я делаю, а со мной делается», «не я живу, а со мной происходит» <15>. Представляется, что психологические факторы различного характера (мировоззрение, потребности, правовые ожидания, система ценностных установок, государственная идеология, деформации правосознания и т. д.) играют не меньшую роль в плане своего воздействия на эффективность права и его отдельных норм, нежели социальные, экономические и другие. ——————————— <14> Кондратюк Л. В. Антропология преступления (микрокриминология). М., 2001. С. 2. <15> Флоренский П. А. Столп и утверждение истины. М., 1990. Т. 1. С. 174.

Итак, психологические аспекты являются важнейшей составляющей функционирования правовой системы и играют важную роль в обеспечении эффективности правовых предписаний, а потому требуют самого пристального научного внимания.

——————————————————————