Сексуальная ориентация

(Кон И. С.)

(«Юридическая психология», 2007, N 4)

СЕКСУАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ

И. С. КОН

Гомосексуализм, несомненно, не преимущество,

но в нем нет и ничего постыдного, это не порок и не унижение;

нельзя считать его и болезнью…

Преследование гомосексуализма как преступления —

большая несправедливость и к тому же жестокость

Зигмунд Фрейд

Кон И. С., академик Российской академии образования.

Осенью 2007 г. Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, выступая на совещании ПАСЕ, назвал гомосексуализм болезнью, «такой же, как клептомания». Что такое гомосексуальность? Болезнь ли? Как клептомания ли? Каков подход современной психологической науки к этому вопросу? Об этом статья академика Кона И. С., посвященная проблеме сексуальной ориентации.

Один из самых сложных вопросов сексологии — сексуальная ориентация, т. е. сексуально-эротическое влечение к людям противоположного пола (гетеросексуальность), собственного пола (гомосексуальность) или к лицам обоих полов (бисексуальность).

С точки зрения репродуктивной биологии единственной правильной, нормальной ориентацией является гетеросексуальность, характерная для подавляющего большинства людей. Однако во все времена существовали также мужчины и женщины, предпочитавшие людей собственного пола. Отсюда споры о том: а) является ли однополая любовь или предрасположенность к ней врожденной, биологически заданной или возникает в процессе индивидуального развития, под влиянием среды и воспитания и б) считать ли однополую любовь извращением, следствием болезненных нарушений развития организма и личности или одним из вариантов нормальной человеческой сексуальности?

Тезис о биологической природе гомосексуальности был подробно разработан уже М. Хиршфельдом. По его мнению, истинная гомосексуальность возникает спонтанно, независимо от личного опыта и социальных влияний и проявляется задолго до полового созревания. З. Фрейд, напротив, утверждал, что однополая любовь покоится на тех же психофизиологических основаниях, что и разнополая. Человек по природе бисексуален, в его воображении присутствуют как гетеро-, так и гомоэротические компоненты; их баланс определяется только в процессе индивидуального развития. У большинства людей латентная (скрытая) гомосексуальность подавляется, вытесняется в сферу бессознательного, у других же вследствие особенностей их развития и воспитания (З. Фрейд придавал решающее значение взаимоотношениям ребенка с родителями) она выходит на поверхность и определяет их сексуальное поведение. Бессознательный страх кастрации побуждает мальчика избегать женщин, влечение к которым для него запретно (эдипов комплекс). Чрезмерная идентификация с матерью превращается в потребность сексуально подчиняться мужчине, а идентификация с отцом — стремление сексуально овладеть мужчиной. Что касается подавленной, вытесненной, гомосексуальности, то она выполняет функцию психологической защиты: люди, испытывающие наибольший страх и отвращение к гомосексуалам (так называемая гомофобия), проецируют на других собственные неосознаваемые и морально неприемлемые влечения. Излечение гомосексуализма З. Фрейд считал принципиально невозможным, предлагая помогать таким людям приспосабливаться к своей жизненной ситуации путем ее осознания и принятия.

Но насколько жестко разграничиваются гомо — и гетеросексуальность? Для того чтобы ответить на этот вопрос, А. Кинзи сконструировал шестибалльную шкалу, на одном полюсе которой стоят исключительно гетеросексуальные индивиды, никогда не имевшие гомосексуальных контактов, на другом — исключительно гомосексуальные, не вступавшие ни в какие гетеросексуальные связи, а посредине — индивиды, имевшие как те, так и другие контакты. Другая шкала измеряла уже не поведение (сексуальные контакты), а эротические чувства (гомо/гетероэротизм) испытуемых. Выяснилось, что однополые сексуальные контакты и тем более гомоэротические чувства — явление довольно распространенное, причем поведение и эротические переживания часто не совпадают.

Современная сексология представляет сексуальную ориентацию еще более многоплановой. Предложенная американским сексологом Ф. Клайном (Klein F., 1990) «Решетка сексуальной ориентации» включает в себя семь автономных параметров, отвечающих на разные вопросы.

1. Сексуальное влечение: лица какого пола вас возбуждают, привлекают в качестве реальных или возможных сексуальных партнеров?

2. Сексуальное поведение: какого пола ваши сексуальные партнеры?

3. Сексуальные фантазии: кого вы воображаете в эротических мечтах или во время мастурбации?

4. Эмоциональные предпочтения: с кем вы предпочитаете дружить, устанавливать тесные эмоциональные связи, изливать душу?

5. Социальные предпочтения: с лицами какого пола вы предпочитаете общаться, проводить время?

6. Стиль жизни: проводите ли вы время преимущественно с людьми, которые считают себя гетеро-, гомо — или бисексуалами?

7. Самоидентификация: кем вы считаете себя в терминах сексуальной ориентации по шкале Кинзи?

Как бы то ни было, чувства, поведение и идентичность очень часто не совпадают; многие люди, имеющие однополые сексуальные контакты, не считают себя гомосексуалами.

Еще труднее разграничить гомо — и бисексуальность. Хотя бисексуальное поведение встречается часто, оно может иметь разный психологический смысл.

Сексуальные контакты и привязанности между особями одного пола достаточно описаны не только у людей, но и у многих, свыше 450, видов животных (Bagemihl B., 1999). Но в большинстве случаев однополые контакты в животном мире являются эпизодическими и объясняются индивидуальными свойствами или специфическими условиями среды. Исключительно гомосексуальные предпочтения существуют лишь у немногих видов: у некоторых птиц, например гусей и пингвинов, домашних овец (до 10% баранов даже при наличии самки предпочитают спариваться с другими самцами). У японских макак практически все самки являются бисексуальными (Vasey P. L., 1995, 2003).

Некоторые эволюционные биологи и социобиологи усматривают адаптивную функцию гомосексуальности в том, что она уменьшает внутригрупповую социальную напряженность и соперничество. У многих животных молодые самцы, достигнув половой зрелости, еще долго не могут получить доступ к рецептивным самкам. Сексуальные контакты с особями собственного пола уменьшают их сексуальную фрустрацию, а тем самым общую внутригрупповую напряженность. Кроме того, неучастие в процессе размножения заведомо небольшой части популяции, численность которой генетически запрограммирована, уменьшает угрозу перенаселения и соперничества за средства к существованию. Непродуктивное поведение таких особей оказывается социально альтруистическим, способствуя выживанию семьи или популяции как целого. Сами не производя потомства, они участвуют в добывании средств существования для своей стаи, защите ее территории, вынянчивании чужих детенышей (многие стадные животные воспитывают потомство сообща) и т. п. Гипотеза гомосексуального альтруизма распространяется и на людей, у которых выживание конкретной популяции зависит не столько от темпов рождаемости, сколько от производства материальных и духовных ценностей. Близкие идеи независимо друг от друга и без связи с эволюционной биологией высказывали З. Фрейд и русский философ В. В. Розанов.

Более сложные теории (Miller R. Y., 2000) связывают происхождение гомосексуальности с генетическими факторами, считая ее побочным, но закономерным продуктом биологической эволюции. По мнению Э. Миллера, природа объективно заинтересована в разнообразии и вариативности, natura nihil facit frustra («природа ничего не делает напрасно»). Некоторые типичные мужские качества, такие как сила и агрессивность, способствуя репродуктивному успеху в одних отношениях (борьба за выживание), дисфункциональны в других отношениях. Женщины предпочитают более спокойных, нежных и заботливых партнеров, и обладающие этими свойствами мужчины имеют определенные репродуктивные преимущества. Кроме того, некоторые виды деятельности требуют сочетания мужских и женских качеств (например, балетный танцовщик должен сочетать мужскую силу с женским изяществом). Эволюция закрепляет соответствующие гены и особенности строения головного мозга. Однако возможна передозировка: один аллель (структурный вариант некоего гена), повышающий эмоциональную чувствительность и мягкость мужчины, увеличивает его репродуктивные шансы, а два таких аллеля, возможно, делают его гомосексуалом.

Впрочем, все эти теории остаются спорными. Однополые контакты, как и всякий иной нерепродуктивный секс, могут и не иметь адаптивного значения (Vasey P. L., 1995, 2003).

О наличии биологической предрасположенности к гомосексуальности свидетельствует и генетика. В начале 1990-х годов американский биохимик Дин Хеймер даже объявил об открытии гена или генов гомосексуальности, однако последующие исследования этого не подтвердили. Данные о биологических коррелятах гомосексуальности продолжают накапливаться. Тут и левшество, и длина пальцев, и строение слухового аппарата, и соотношение циклов сна и бодрствования, и особенности протекания некоторых иммунных процессов, и атипичное гендерное поведение в детстве, связанное с нарушением гормонального баланса в пренатальном периоде развития (Lippa R. A., 2003). Но все эти данные не могут служить ни диагностическими критериями, позволяющими отличить гомо — и гетеросексуала, ни достаточным объяснением самого феномена гомосексуальности. Впрочем, столь же спорны и теории, объясняющие происхождение гомосексуальной ориентации исключительно социальными факторами, особенностями воспитания и жизненным опытом ребенка.

Нормализация гомосексуальности. Первым шагом на пути нормализации гомосексуальности в современном мире стала ее декриминализация, т. е. отмена уголовного наказания за гомосексуальные отношения. В большинстве западных стран это произошло в 1960 — 1970-х годах, в России — в 1993 г. По действующему уголовному закону однополая любовь не является преступлением.

Сложнее оказался процесс депатологизации, т. е. отмены диагноза, признающего гомосексуальность психическим заболеванием. Представление о гомосексуальности как психической болезни, если не касаться его богословских истоков, покоится прежде всего на отождествлении сексуальности с репродукцией, из которого автоматически вытекает признание гетеросексуальности единственно нормальной ориентацией. В середине XX в. эта точка зрения стала проблематичной. Исследования А. Кинзи показали, что гомосексуальность распространена значительно шире, чем было принято думать, и к тому же является многомерной. Проведенное американским психологом Э. Хукер сравнение социальной адаптированности не выявило между ними существенной разницы и привело к выводу, что «гомосексуальность как клиническое явление не существует, а ее формы разнообразны, как формы гетеросексуальности». Британский правительственный комитет под председательством Джона Волфендена после многолетних обсуждений в 1957 г. рекомендовал не только отменить существовавшее в Англии с 1533 г. уголовное наказание за добровольные гомосексуальные акты, но и, вопреки мнению тогда почти всех опрошенных психиатров и психоаналитиков, пришел к заключению, что гомосексуальность не может считаться болезнью, потому что она часто является единственным симптомом и совместима с полным психическим здоровьем в остальных отношениях.

Опираясь на эти научные данные, Американская психиатрическая ассоциация в 1973 г. исключила гомосексуальность из перечня психических болезней и с тех пор, несмотря на сильное давление со стороны фундаменталистов, трижды подтверждала это решение. В 1993 г. в том же направлении пересмотрела свою классификацию болезней Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ). Международная классификация болезней (10-й пересмотр) (МКБ-10) в примечании к разделу F66 «Психологические и поведенческие расстройства, связанные с половым развитием и ориентацией» подчеркивает, что «сама по себе сексуальная ориентация не рассматривается как расстройство». В 1995 г. эту позицию приняла Япония, в 1999 г. — Россия, в 2001 г. — Китай.

Отмена одиозного диагноза не означает, что все гомосексуалы во всех отношениях здоровы и не имеют никаких психофизиологических особенностей. Вопрос о свойствах людей разной сексуальной ориентации, как и пола, возраста, расы или национальности, для науки остается открытым. Но сама сексуальная ориентация, подобно гендеру или расе, больше не считается патологической и не подлежит лечению.

——————————————————————