Правовое регулирование инновационной деятельности в РА и РФ (сравнительно-правовой анализ)

(Степанян А. С.) («Предпринимательское право». Приложение «Бизнес и право в России и за рубежом», 2013, N 3)

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РА И РФ (СРАВНИТЕЛЬНО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ)

А. С. СТЕПАНЯН

Степанян А. С., старший преподаватель кафедры гражданского права и гражданского процессуального права Института права и политики Российско-Армянского (Славянского) университета, кандидат юридических наук.

Исторический опыт последних десятилетий позволяет сделать вывод о том, что наступивший век — век экономики знаний. Сила мысли и творчество стали главным фактором экономического роста и основой благополучия человечества. Однако преобразования рынка объективно требуют выработки механизма правового регулирования отношений, возникающих в процессе инновационной деятельности, охватывающей все этапы продвижения научной мысли на рынок <1>. Современное состояние мировой экономики показывает, что уровень развития и динамизм инновационной сферы — науки, новых технологий, наукоемких отраслей и компаний — обеспечивает основу стабильного экономического роста, определяет границу между богатыми и бедными странами. В последние десятилетия растущие темпы научно-технического прогресса, бурное развитие наукоемких производств и услуг стимулировали интенсификацию научных исследований в сфере экономической теории по проблемам инновационного предпринимательства. Научные дискуссии по этому вопросу отражают поиск источников экономического роста, необходимость разработки надежной научной базы для использования интеллектуального потенциала страны. В мировом хозяйстве формируется новая парадигма развития на базе использования знаний и инноваций как важнейших экономических ресурсов. Инновации становятся стратегическим фактором экономического роста, влияют на структуру общественного производства, видоизменяют экономическую организацию общества, стабилизируют социальную ситуацию в стране <2>. Как справедливо замечает М. В. Волынкина, пришло время наполнить правовым содержанием инновационную тематику, а выполнить эту задачу способна юридическая наука <3>. ——————————— <1> Волынкина М. В. Инновационное законодательство России. М.: Аспект Пресс, 2005. С. 5. <2> Инновационный менеджмент: Учебное пособие / Под ред. А. В. Барышевой. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К». 2007. С. 6. <3> Волынкина М. В. Указ. соч. С. 10.

При исследовании этимологии категории «инновация» представляется возможным заметить, что обозначенная категория тесно связана с понятием «новация». Новация (от позднелатинского novatio — «обновление, изменение») в гражданском праве — это соглашение сторон о замене одного заключенного ими обязательства другим. По советскому праву новация применяется в отношениях между гражданами и между социалистическими организациями, наиболее часто в кредитно-расчетных отношениях <4>. В настоящее время в РФ, согласно ст. 2 Модельного закона «Об инновационной деятельности» 2006 г. (далее — Закон РФ) <5>, под новацией (новшеством) понимается результат интеллектуальной деятельности, являющийся объектом гражданско-правовых отношений, обладающий признаками: новизны, т. е. новыми качествами, свойствами и иными отличными от существующих аналогов признаками; практической применимости с точки зрения потребительской полезности и безопасности; экономической эффективности (конкурентоспособности). Понятие новации закреплено также в п. 1 ст. 414 ГК РФ, согласно которому обязательство прекращается соглашением сторон о замене первоначального обязательства, существовавшего между ними, другим обязательством между теми же лицами, предусматривающим иной предмет или способ исполнения (новация). Следует отметить, что тут возникает своего рода противоречие между Законом РФ и ГК РФ при соотношении аналогичного понятия новации. Скорее всего, законодатель в ГК РФ под новацией имел в виду прекращение обязательств обновлением, т. е. заменой одного обязательства другим, в то время как под новацией в Законе РФ выделяются признаки новации как объекта творческой (интеллектуальной) деятельности. На наш взгляд, следует заменить понятие новации другим понятием в ст. 414 ГК РФ, поскольку, как известно, при подобной коллизии преимущественное значение будет придано ГК как нормативно-правовому акту с более высокой юридической силой. А это в будущем может стать камнем преткновения для осуществления инновационной деятельности, поскольку, будучи связано непосредственно с интеллектуальной сферой деятельности, может повлечь ее прекращение. ——————————— <4> Большая советская энциклопедия: В 30 т. Т. 18. Никко — Отолиты. 3-е изд. / Гл. ред. А. М. Прохоров. М.: Изд. «Советская энциклопедия», 1974. С. 42 — 43. <5> Модельный закон «Об инновационной деятельности» (принят в г. Санкт-Петербурге на 27-м пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств — участников СНГ) (Постановление N 27-16 от 16.11.2006) // URL: http://www. base. consultant. ru.

В отличие от РФ, в законодательстве РА в настоящее время не дано понятия новации, однако дано понятие инновации в Законе РА «О государственном содействии инновационной деятельности» 2006 г. <6>, согласно ст. 2 которого инновация — это используемый в экономическом обороте конечный результат, нашедший реализацию в виде нового или усовершенствованного технологического процесса, новой или усовершенствованной продукции или услуги. ——————————— <6> Закон Республики Армения «О государственном содействии инновационной деятельности» от 23.05.2006 ОВРА 2006.06.28/33(488) N 63-Н // URL: http://www. parliament. am.

Обратившись к доктринальным определениям понятий «новация» и «инновация», следует отметить, что до сих пор нет единого окончательного определения этих двух понятий. Некоторые авторы соотносят их как отличающиеся друг от друга понятия, а другие — как тождественные понятия, однако, на наш взгляд, более целесообразным является законодательное закрепление понятия инновации как окончательного результата интеллектуальной деятельности, наделенного признаками новизны, практической применимости, конкурентоспособности и непосредственно используемого в предпринимательской деятельности. Понятие инновационной деятельности в Республике Армения дано в Законе РА «О научной и научно-технической деятельности» 2000 г. (далее — Закон о науке РА) <7>, согласно п. «б» ст. 1 которого инновационная деятельность — это деятельность, направленная на использование научных результатов, получение новых результатов, повышение качества выпускаемой продукции и снижение расходов. Правовые основы инновационной деятельности заложены также в Законе РА «О государственном содействии инновационной деятельности», где устанавливаются также виды инновационной деятельности, субъекты и т. д., однако самого понятия инновационной деятельности не дано, что, на наш взгляд, вызывает удивление. ——————————— <7> Закон РА «О научной и научно-технической деятельности» от 05.12.2000 ОВРА 2000.12.30/33(131) N 119 // URL: http://www. parliament. am.

В РФ понятие инновационной деятельности дано в Федеральном законе «О науке и государственной научно-технической политике» 2011 г. (далее — Закон о науке РФ) <8>, согласно ст. 2 которого инновационная деятельность — деятельность (включая научную, технологическую, организационную, финансовую и коммерческую деятельность), направленная на реализацию инновационных проектов, а также на создание инновационной инфраструктуры и обеспечение ее деятельности. Понятие инновационной деятельности дано также в Законе РФ, согласно ст. 2 которого инновационная деятельность — деятельность, обеспечивающая создание и реализацию (введение в гражданский оборот) новаций (новшеств) и получение на их основе практического результата (нововведения) в виде новой продукции (товара, услуги), нового способа производства (технологии), а также реализованных на практике решений (мер) организационного, производственно-технического, социально-экономического и другого характера, оказывающих позитивное влияние на сферу производства, общественные отношения и сферу управления обществом. ——————————— <8> ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» от 21.07.2011 N 254-ФЗ // URL: http://www. base. consultant. ru.

Как можно заметить, в Законе РФ дано более развернутое и широкое понятие инновационной деятельности, нежели в Законе о науке РФ. Однако перед тем, как указать на особенности правового регулирования инновационной деятельности в РА и РФ, обратимся к доктринальным определениям указанного понятия. Итак, инновационная деятельность — это деятельность, направленная на использование и коммерциализацию результатов научных исследований и разработок для расширения и обновления номенклатуры и улучшения качества выпускаемой продукции (товаров, услуг, работ), совершенствования технологии их изготовления с последующим внедрением и эффективной реализацией на внутреннем и зарубежном рынках <9>. По мнению А. М. Блюмина, инновационная деятельность — процесс формирования качественно нового состояния системы, а также связи между ее элементами, направленный на повышение эффективности ее функционирования и развития <10>. Определений инновационной деятельности много, однако, на наш взгляд, существует ключевой признак, характеризующий инновационную деятельность как комплексный вид деятельности: это то, что инновационная деятельность является разновидностью предпринимательской деятельности, тесно связанной с использованием результатов интеллектуальной деятельности. Инновационная деятельность тесно соотносится, более того, параллельно развивается со сферой предпринимательской деятельности, которая в конечном итоге направлена на получение определенной прибыли (дохода) как итога осуществления своей деятельности. С этой точки зрения было бы целесообразным соотнести понятие предпринимательской деятельности, установленное в ст. 2 ГК РФ (заметим, аналогичное понятие содержится в ст. 2 Гражданского кодекса Республики Армения (далее — ГК РФ, ГК РА)) <11>, и понятие «инновационная деятельность», установленное в соответствующих законах РА и РФ. Если основной целью и заключительным этапом осуществления предпринимательской деятельности является систематическое получение прибыли, то целью и результатом осуществления инновационной деятельности является получение продукта, который, в свою очередь, используется в предпринимательской деятельности. С этой точки зрения Закон о науке РА указывает на конечный итог — получение результата, в то время как в Законе о науке РФ указываются направления (научная, технологическая, организационная, финансовая и коммерческая деятельность), где можно достигнуть определенного результата. Однако мы склоняемся к понятию, указанному в Законе РФ, где более подробно раскрывается сущность инновационной деятельности. ——————————— <9> Барышева А. В. Указ. соч. С. 17. <10> Блюмин А. М., Печеная Л. Т., Феоктистов Н. А. Проектирование систем информационного, консультационного и инновационного обслуживания: Учебное пособие. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К». 2006. С. 122 — 126. <11> Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (в ред. от 11.02.2013) // URL: http://www. base. consultant. ru; Гражданский кодекс Республики Армения от 05.05.1998 ОВРА 1998.08.10/17-50 (в ред. от 12.11.2012) // URL: http://www. parliament. am.

В соответствии со ст. 7 Закона РФ специализированными формами организации и обеспечения инновационной деятельности являются: инновационные корпорации, инновационные технологические центры, центры трансфера технологий; консорциумы, инновационные промышленные комплексы (группы), технологические кластеры; инновационные территориальные образования; специализированные организации, обеспечивающие обслуживание инновационного предпринимательства (технопарки, бизнес-инкубаторы); профессиональные саморегулируемые организации; венчурные фонды и иные специализированные организации. А в РА формы осуществления инновационной деятельности указаны в ст. 2 Закона РА «О государственном содействии инновационной деятельности», где указаны основные понятия, используемые в Законе. В частности, таковыми являются инновационные подструктуры, под которыми понимаются инновационные научные центры, технопарки, бизнес-инкубаторы, фонды и иные специализированные организации, а также венчурные фонды. Следует отметить, что, в отличие от РФ (где формам организации инновационной деятельности посвящена целая глава с постатейным регулированием особенностей каждой из форм), в РА подобного регулирования нет, что, на наш взгляд, неправильно. Для грамотной организации и успешного осуществления инновационной деятельности необходимо законодательно закрепить виды и формы инновационных организаций, порядок их создания и прекращения, а также множество иных вопросов, тесно связанных с осуществлением инновационной деятельности. С этой точки зрения считаем целесообразным на примере Закона РФ установить не только особенности их регулирования, но и новые виды (формы) осуществления инновационной деятельности. Бесспорно, что в деле обеспечения увеличения количества субъектов и развития направлений инновационной деятельности свою решающую роль играет государство по части создания благоприятных условий осуществления инновационной деятельности, на пути которого стоит разработка соответствующей концепции. Сегодня объектом деятельности становится научно-технический потенциал, который можно причислить к национальному достоянию, поскольку во все времена была и есть проблема утечки за рубеж подобного достояния. Распоряжением Правительства РФ от 08.12.2011 была утверждена Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 г. <12> в соответствии с ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике», где установлены приоритеты государственной инновационной политики, а также решение задач социально-экономической политики в рамках таких направлений, как бюджетная, налоговая, техническая, региональная, внешняя и внешнеэкономическая, конкурентная политика и политика в сфере борьбы с коррупцией, политика в сфере государственных закупок. На наш взгляд, это можно считать серьезным шагом на пути развития инновационной деятельности в РФ. ——————————— <12> Стратегия инновационного развития в Российской Федерации на период до 2020 г., утвержденная распоряжением Правительства от 08.12.2011 N 2227-р // URL: http://www. youngscience. ru (в РА 17.02.2011 Правительством была одобрена Концепция об отправной стратегии формирования инновационной экономики).

В современных условиях деятельность государства должна быть направлена на всемерное поощрение внедрения и распространения инноваций. Как свидетельствует мировой опыт, чем больше страна отстает в своем развитии, тем значительнее должна быть роль государственных органов управления в создании инфраструктуры, мобилизации ресурсов, выявлении приоритетов хозяйственного развития, достижении пропорций и взаимосвязей в национальной экономике <13>. ——————————— <13> Барышева А. В. Указ. соч. С. 108.

Правовое регулирование инновационной деятельности должно стать исключительной прерогативой государства. Принятие соответствующей законодательной базы, а также контроль за практикой его применения, а также реализация различных инновационных проектов позволит улучшить и совершенствовать уровень осуществления государственной инновационной политики, роль и место инновационной деятельности в обществе, экономике и государстве, закрепить виды инновационных организаций (предприятий), источники финансирования инновационной деятельности и т. д. В условиях развивающейся рыночной экономики инновационное предпринимательство призвано не только закрепить успех рыночных реформ, но и обеспечить стране достойное место в мировой экономике, а ее народу — достойную жизнь. Для этого просто необходимо направить экономику государства на инновационный путь развития. Для реализации инновационной модели экономического развития необходимо глубокое понимание сущности инновационного предпринимательства. На пути формирования инновационного предпринимательства в РА и РФ стоит немало проблем, тормозящих его развитие. Это вопросы социально-экономического и правового порядка.

——————————————————————