Основные направления совершенствования правовой подготовки специалистов

(Канаков Л. А.)

(«Юридическое образование и наука», 2008, N 2)

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ

ПРАВОВОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ

Л. А. КАНАКОВ

Канаков Л. А., старший преподаватель кафедры общественных наук ГОУ ВПО «Российский заочный институт текстильной и легкой промышленности», филиал в г. Омске.

Подготовка специалистов с высшим профессиональным образованием предусматривает получение конкретных правовых (юридических) знаний в объеме государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования. Требования государственного образовательного стандарта — это гарантия качества полученных знаний.

Современный специалист с высшим профессиональным образованием — это специалист прежде всего в своей отрасли знаний. Однако совершенствование системы подготовки такого узкого специалиста заключается в обязательном получении им гуманитарных знаний, в том числе юридических (основ права).

Правовая (юридическая) подготовка специалистов — это осознанное и необходимое условие успешного решения специалистом своих профессиональных задач. Именно осознанная необходимость должна быть положена в основу совершенствования юридической подготовки специалистов высшего профессионального образования.

Доказательством такой осознанной необходимости получения правовых знаний может служить и недавнее прошлое, и действительное настоящее.

Например, можно вспомнить определения классиков о способах производства, определяющих все другие общественные отношения (политические, правовые, экономические, этические и т. д.). Слой общества, обладающий материальной силой, стремится обладать и государством. Он активно участвует в создании законодательства, и его интересы находят свое отражение в законодательстве.

Знание закона, выработка умения применять закон есть неотъемлемая часть знаний современного специалиста высшего профессионального образования. Можно представить себе человека, изучившего, например, экономическую теорию в большом объеме, в том числе историю и всевозможные рекомендации по применению. Однако отсутствие знаний основ права, отсутствие знания действующего законодательства неизбежно приведет к несостоятельности такого узкого специалиста.

Доказательством осознанной необходимости правовых знаний может служить действующее законодательство современной России. Например, Программа развития образования, утвержденная Федеральным законом РФ, является организационной основой государственной политики Российской Федерации в области образования. Программа предусматривает направление на гуманизацию образования, разработку современной структуры учебных дисциплин общественного, правового и социально характера. Программа предусматривает подготовку соответствующей научной, учебной и методической литературы, в том числе юридической. Программа предусматривает разработку мер по широкому привлечению студентов к научно-исследовательской работе, в том числе юридической.

Однако пока выгодно просто увеличивать контингент обучаемых (особенно на коммерческой основе) и использовать все предоставленное учебное время для «зарабатывания» денег, оставляя на юридическое образование настолько мало, что его практически нет. Примером может служить сложившаяся практика проведения установочных занятий в неприлично малом объеме, что не способствует самостоятельной работе студента в межсессионный период. Или изучение права в течение одного семестра с получением итоговой оценки по результатам только устного экзамена (или зачета), после чего студент о праве прочно забывает, так как правоведения в его студенческой жизни больше не будет и т. д. В результате такого одностороннего, чисто экономического подхода к изучению права общество может столкнуться с проблемой недостаточности высшего профессионального образования, когда учебные заведения готовят просто специалистов, ориентированных на решение узкопрофессиональных задач и только.

Необходимо исходить из того, что производство должно приобрести и приобретает новый гуманитарный (humanitarian — «человечный») характер. Современный специалист с высшим профессиональным образованием — это и специалист, и сформировавшийся гуманитарий. В ряду гуманитарных учебных дисциплин правоведение должно занимать достаточное и необходимое место для формирования позитивного отношения к установленному правопорядку, создания привычки к правовому поведению. Правоведение должно способствовать устранению устойчиво-пренебрежительного и негативного отношения к праву, способствовать устранению правового нигилизма и (или) правового фетишизма, конструктивную критику от критиканства.

Изучение основ права, изучение основ законодательства, практическое применение права на основе конкретных жизненных примеров, выполнение письменных работ (курсовые, контрольные, тесты, рефераты и т. д.), применение новейших компьютерных информационно-справочных систем — это направления совершенствования правовой подготовки специалистов с высшим профессиональным образованием.

Дальнейшее уменьшение объема преподавания гуманитарных дисциплин, в том числе правоведения, устраняет какие-либо возможности дальнейшего совершенствования специалистов.

——————————————————————