Церковь, воссозданная ФСБ России

(Горбунов Ю. С.) («Юридический мир», 2008, N 5)

ЦЕРКОВЬ, ВОССОЗДАННАЯ ФСБ РОССИИ

Ю. С. ГОРБУНОВ

Горбунов Ю. С., доктор юридических наук.

Есть в центре Москвы удивительное место — Лубянская площадь (с 1926 г. по 1991 г. площадь Дзержинского). Обдуваемая со всех сторон ветрами перемен, она смогла пронести свою величавую красоту через века, с легкостью расставаясь со старым и впитывая из промчавшихся по ней эпох какую-то только ей понятную особенность, неповторимый стиль. Образовавшаяся эклектичность в каждом из своих представителей вроде бы и не представляет особой ценности, а посмотришь на все вместе — одна из лучших площадей города, правда, с некоторых пор нуждающаяся в новой центральной доминанте. Что касается второго, временного, названия площади, то с ним все ясно. А в отношении объяснения происхождения исконного у историков нет единства. В русском языке XIV — XVI вв. слово «луб, лубок» (луп, лупить) означало «подкорье, исподняя кора, покрывающая блонь; особ. Липовое, идущее на кровли (под тес), на мочала, а с молодых лип на лыко» <1>. Существуют две гипотезы происхождения названия этого места: от лубяных шалашей торга, находившегося здесь, у стен Китай-города, и от топонима, привнесенного размещенными в этой местности переселенцами из «Республики Святой Софии» — Великого Новгорода после его присоединения Иваном III к Московскому княжеству в 1478 г. Тогда Новгород был лишен вечевого колокола — символа республиканской свободы, который увезли в Москву, туда же было переселено около 200 знатных семей новгородцев как гарантия повиновения бывшей Республики новой централизованной московской власти. Переселенцы взяли с собой самое дорогое из того, что могли, — название родной улицы и любимого храма, наверное, как символ несломленного свободного духа. ——————————— <1> Толковый словарь живаго великорусскаго языка Владимира Даля. Т. 2. М.: Издание М. О. Вольфа, 1881. С. 270.

Впрочем, возможно и наложение московского и новгородского топонимов. За годы бесчисленных перестроек и перемен Лубянская площадь потеряла все окружавшие ее православные храмы: Гребневской Богоматери (построена в 1520 г., снесена в 1935 г., стояла на правом углу Мясницкой, д. 2), находившуюся рядом церковь Феодосия, снесенную еще при постройке петровских бастионов, Владимирской Богоматери у самых Владимирских (Никольских) ворот Китай-города (1692 — 1934 гг., на левом углу Никольской улицы), огромную часовню Великомученика и Целителя Пантелеимона (1883 — 1934 гг., на правом углу Никольской, магазин «Наутилус»), а также несколько стоявших здесь часовен. Существовало и второе «ожерелье» церквей, несколько поодаль обрамлявших Лубянскую площадь: Троицы в Полях (1493 — 1934 гг., рядом с памятником первопечатнику Ивану Федорову, частично сохранился фундамент), Введения в храм Пресвятой Богородицы на Большой Лубянке (1518 — 1926 гг., площадь Воровского), Усекновения главы святого Иоанна Предтечи (1643 — 1931 гг., угол Малой Лубянки и Фуркасовского переулка). Из всех православных церквей уцелела только одна — храм Софии Премудрости Божией на Софийке, что у Пушечного двора на Лубянке, Сретенского сорока (Пушечная ул., д. 15) <2>. Около 1595 г. в городе появится храм Святой Софии в Средних Садовниках (Софийская набережная). Обретение городом двух Софийских храмов позволило некоторым исследователям рассматривать это как свидетельство осознания Москвой собственной преемственности по отношению к предыдущим этапам становления восточно-христианской державности — константинопольскому и киево-новгородскому <3>. ——————————— <2> Кроме того, на Малой Лубянке продолжает благополучно функционировать французская католическая церковь Святого Людовика 1836 года постройки. <3> Подробнее см.: Антоненко С., Гавриляченко С. Домостроительство божие и воинское служение // Родина. 2007. N 6. С. 119 — 123.

Обычно первое упоминание о деревянном храме Софии Премудрости Божией на Лубянке датируют 1480 г. С 1628 г. при церкви существовал придел Никиты Новгородского, в 1652 г. по челобитию софийского настоятеля церкви была дана благословенная грамота на освящение нового престола в честь Николая Чудотворца <4>. В изданной Забелиным «Строительной книге церковных земель 1657 года» храм указан деревянным, с расположенными неподалеку кладбищем и несколькими относящимися к его приходу дворами <5>. В Географическом словаре Щекотова начала XIX столетия (ч. 1, с. 671) приведена следующая запись: «Софии Премудрости Божией, что у Пушечного двора, возле Кузнецкого моста, освящена при Никоне патриархе 7167 (1650) года июня 19 день, в ней придел Николая Чудотворца построен 7199 (1691) года августа 30 день стольником Моисеем Григорьевичем Овциным» <6>. Данная запись послужила основанием для многих исследователей в датировке каменного храма 1650 г. Однако при правильном переводе из старого летоисчисления в новое (7167 минус 5508) получается дата 1659 г., кроме того, согласно сведениям П. Хавского в 1686 г. церковь числилась еще деревянной <7>. Таким образом, каменный храм на этом месте следует датировать 1692 г. Именно тогда «июля 1 выдан антиминс к освящению церкви Софии Премудрости Божия, это на Лубянке, взял поп Павел» <8>. Но как уже указывалось, за год до этого, в 1691 г., был построен придел Николы Чудотворца, который, возможно, и являлся первой каменной постройкой, пришедшей на смену утраченной деревянной. ——————————— <4> Там же. <5> Забелин И. Материалы для истории археологии и статистики города Москвы. М., 1891. С. 108. <6> Хавский П. Семисотлетие Москвы 1147 — 1847 гг., или указатель источников по топографии… М., 1847. С. 68. <7> Там же. <8> Забелин И. Материалы для истории, археологии и статистики города Москвы. М., 1884. С. 463.

В настоящее время церковь представляет собой сложный исторически сложившийся ансамбль, включающий в себя существенно перестроенный объем храма XVII столетия, два придела, колокольню и трапезную XIX столетия. Храм являет типичный для одноглавых посадских церквей облик — средних размеров несколько тяжеловатый четверик, трехчастный алтарь, позднее замененный на прямоугольную со скругленными углами апсиду. Небольшая трапезная с двумя приделами (в честь св. Николая и Казанской иконы Богоматери) соединяет в единый комплекс основной объем храма и статную колокольню — логическую доминанту всего ансамбля. На основании архивных графических источников и внешнего вида современного памятника специалисты, проводившие исследование храма в 1983 г., пришли к выводу, что можно в общих чертах представить себе первоначальный облик построенной в 1691 — 1692 гг. церкви: небольшой купеческий в плане двусветный храм, с северной стороны которого примыкал небольшой Никольский придел. Как и многие храмы этого времени, он, видимо, завершался пятью главами, а придел — одной. С восточной стороны храм имел трехчастные полукруглые апсиды, а по фасадам основного объема членился лопатками, выше которых, видимо, располагались декоративные кокошники. Известий о существовании при церкви трапезной и колокольни не обнаружено <9>. ——————————— <9> Предварительные работы по памятнику архитектуры XVII — XIX вв. Б. ц-ви Софии, находящейся на Пушечной улице в г. Москве. М.: Министерство культуры СССР. Всесоюзное специализированное реставрационное производственное объединение «Союзреставрация». Научно-исследовательские проектные мастерские. Архитектурно-планировочная мастерская N 1, 1983. В 2 т. Т. 2. С. 3 — 4. Хранится в церкви Софии Премудрости Божией.

В течение XVIII — XIX вв. церковь неоднократно ремонтировалась, перестраивалась и достраивалась. В 1729 г. в теплом приделе Николая обветшал «от теплоты» иконостас и погнил деревянный пол, которые должны были чинить <10>. Но в целом в течение XVIII в. храм не претерпел серьезных изменений в своем облике. Наиболее значительные изменения произошли в XIX столетии. Во время нашествия французских войск в 1812 г. церковь была разорена, ее восстановление началось в 1816 г. Очевидно, здание было так сильно повреждено, что решили не сохранять его прежний облик. Здание было капитально перестроено с использованием старых стен основного четверика и северного придела. Основной четверик здания, возвышающийся над обступившими его новыми пристройками, был перекрыт сферическим куполом, завершенным фонарем и крестом, при этом окна на четверике и северном приделе были растесаны. ——————————— <10> РГАДА. Ф. 235. Оп. 1. Ед. хр. 1390.

Восстановление храма было произведено в новых архитектурных формах распространявшегося в то время стиля «ампир». С западной стороны церкви была добавлена четырехгранная колокольня с колонными портиками с трех сторон и крытый переход от нее на паперть церкви. Проект строительства новой колокольни и ограды при церкви был утвержден в октябре 1816 г. московским военным генерал-губернатором графом Александром Петровичем Тормасовым. Чертеж колокольни подписан знаменитым московским архитектором Осипом Ивановичем Бове, который в тот период состоял архитектором «по фасадной части» Комиссии для строений в Москве <11>. В плане, сочиненном чертежной комиссии, указано, что «церковь Софийская, в коей требуется дозволения вновь пристроить каменную колокольню длиною на четырех, шириною на двух саженях и двух аршинах, переход длиною на трех, шириною на шести аршинах, вышиною по фасаде, в каменных столбах с деревянною решеткою ограду» <12>. Комиссия для строений в Москве план одобрила, и колокольня была возведена в характерных для этого времени ампирных формах. Сохранилась копия с проекта этого здания, где в широком крестообразном основании с трех сторон устроены четырехколонные портики, а над прямоугольным рустованным постаментом покоится круглый и более узкий ярус звона, завершающийся куполом со шпилем. С папертью храма колокольню связывали узкие каменные переходы <13>. С изящными тремя тосканскими портиками первого яруса удачно сочетаются колонные обрамления проемов второго яруса и купольная цилиндрическая надстройка с удлиненным тонким шпилем с яблоком и крестом, что создает впечатление легкости, оживляя обыденность самого храма. Этому способствует и то обстоятельство, что боковые фасады храма удачно закрываются полукруглыми апсидами. ——————————— <11> Главное архивное управление города Москвы. Дело 2473 (ф. 16. Оп. 6). <12> ГНИМА. Отдел фондов. Ед. хр. Р-1 3352. <13> ГНИМА. Отдел фондов. Колл. 1. Ед. хр. 2105.

В 1840 г. с южной стороны церкви был пристроен придел Казанской иконы Божией матери, примкнувший как к основному четверику, так и к колокольне. С западной стороны на месте перехода и старой паперти была сооружена обширная трапезная, а апсиды объединены в одну прямоугольную пристройку. В 1875 г. с северо-западного угла церкви пристраивается прямоугольная двухэтажная ризница, примкнувшая к северному фасаду 1-го яруса колокольни. В 1913 г. прямоугольный угол трапезной делается закругленным, т. к. прямой угол мешал проезду экипажей во двор церкви. Таким образом, к началу XX в. здание представляло собой сложный конгломерат различных по абрису и форме помещений. В Центральном историческом архиве Москвы сохранилось дело Императорского Московского археологического общества (начато 8 мая 1908 г., окончено 12 августа 1913 г.), в котором имеется составленная Академией художеств метрика на «Софийскую близ Лубянки» церковь <14>. ——————————— <14> ЦИАМ. Ф. 454. Оп. 3. Д. 61. Л. л. 190, 190 об., 191, 191 об.

Из метрики можно составить представление о внутреннем облике церкви Святой Софии на Лубянке того времени: «В главном алтаре два окна прямые, обыкновенные, в храме таковые же, по два на каждой стороне, в предельных алтарях в каждом по два окна дугообразных, без всяких украшений, решетки железные, прямыми полосами с поперечинами в краях и середине… Двери одни, с западной стороны, железные, без украшений и резьбы, петли обыкновенные… Приделов два. Трапеза распространена в боковые стороны храма и отделяется от храма открытою аркою… Престол деревянный, без ступеней, 1% аршина в длину и столько же в ширину и в вышину… Иконостас деревянный, золоченый, в 4 яруса, устроен в XIX столетии». Бросается в глаза скромность внешнего убранства церкви, отсутствие каких-либо украшений. Сохранилась клировая ведомость о церкви за 1905 г. Московской духовной консистории <15>. В конце ведомости приводятся интересные сведения о количестве ее прихожан в 1905 г.: «военных: мужеска — 3, женска — 3; статских: мужеска — 23, женска — 16; купцов, мещан, прочих городских обывателей: мужеска — 20, женска — 38; крестьян: мужеска — 262, женска — 117; итого: дворов — 16, мужеска — 308, женска — 171». ——————————— <15> ЦИАМ. Ф. 203. Оп. 773. Д. 315. Л. л. 139 — 152.

Неброское обаяние храма особенно проявилось после сноса окружающих строений перед постройкой в 1979 — 1982 гг. рядом с ней нового здания для КГБ СССР — как награда за пережитые волнения двух строительных нашествий, которые удалось пережить с минимальными потерями: возведение Детского мира и дома 1/3 по Большой Лубянке. В народе этот храм называли воинским в связи с присутствием в его росписи так называемого воинского цикла: иконографические композиции образов Георгия Победоносца, Александра Невского, Дмитрия Донского, что было восстановлено при его реставрации. Храм закрыли в конце 1920-х годов. В первые годы советской власти церковь была упразднена и отписана в фонд нежилых помещений Мосгорисполкома. В последующем здание стало эксплуатироваться различными организациями. Несмотря на тотальное уничтожение православных храмов, церковь Святой Софии на Лубянке устояла. Историю ее сохранения, реставрации и возвращения Русской православной церкви раскрывают документы, сохранившиеся в Центральном государственном архиве Московской области (ЦГАМО) и ФСБ России. Приведем отдельные из них. Декретом от 23 января 1918 г. «О свободе совести» церкви и религиозные общества были лишены права обладания собственностью. В то же время согласно Декрету «здания и предметы, предназначенные специально для религиозных целей», отдавались «в бесплатное пользование соответственных религиозных обществ». Прихожане должны были соблюсти установленный порядок и принять на себя ответственность за сохранность национализированного церковного имущества. Первым необходимым документом была опись имущества церкви, затем составлялся «список лиц, желающих взять церковное имущество на свое попечение во исполнение Декрета об отделении церкви от государства от 23 января 1918 года и Инструкции к этому Декрету от 30 августа 1918 года» <16>, после этого заполнялась формализованного вида доверенность, а в завершение процедуры заключалось соответствующее соглашение между местным советом и гражданами, берущими на себя ответственность за сохранность и использование церковного имущества. ——————————— <16> ЦГАМО. Ф. 66. Оп. 18. Д. 126. Л. л. 16, 16 об., 17.

20 марта 1919 г. Церковный отдел Комиссии по охране памятников искусства и старины Московского совета рабочих и крестьянских депутатов произвел «осмотр храма Софии на Софийке на предмет учета его художественных и исторических ценностей согласно предписанию Юридического отдела от 27 декабря 1918 г.», о чем составил акт. В описи к акту перечислялись «здания, принадлежащие сей церкви: каменный трехэтажный дом, построенный бывшим церковным старостой почетным гражданином Константином Абрамовичем Поповым на его собственные средства. Дом этот находится в районе 1 уч. Мясницкаго Комиссариата под N 11 по улице Софийке, в нем 4 квартиры, 3 торговых помещения, 17 комнат, квадр. площадь в 3-х этажах = 42 саженям». Далее указывалось: «каменный 5-этажный дом, находящийся в том же уч., под N 13, построен в 1914 г. …В доме 14 квартир, комнат 69, площадь квадр. = 84 кв. саженям. Каменный 3-этажный дом, находящийся в 1-м участке Мясницкаго Комиссариата под N 5 по Лубянскому проезду… — торговых помещений 4, одно занимаемое конторой, одно портновской мастерской, подвальных помещений 3, 2-й и 3-й этажи заняты меблированными комнатами, кв. площадь = 480 кв. сажень» <17>. ——————————— <17> ЦГАМО. Ф. 66. Оп. 18. Д. 126. Л. 1.

Церковным отделом Комиссии по охране памятников искусства и старины Московского совета рабочих и красноармейских депутатов была составлена опись имущества церкви, подлежащего охране.

Наименование предметов и их Век Вес или размер краткая опись

I. ИКОНЫ: В главном алтаре: 1 1. Воскресение Христово, XIX 5 ар. 2 в. x 3 ар. x 3_ в. на полотне, работа Сорокина 2 3 ар. x 1 ар. 8 верш. 2. Распятие работы Сорокина -«- 3. Сошествие св. Духа, работа академика …усова 4. Рождество Христово, -«- -«- раб. Сорокина 5. Всех Скорбящих Радости, -«- -«- раб. Фартусова В главном иконостасе: 6. …овая икона Софии, -«- Премудрости Божией в серебр. вызолоченной ризе В других местах: (всего 22 позиции. — Ю. Г.)

Опись подписали: Н. П. Виноградов, М. М. Маркичев, В. Клейн, протоирей Садковский, дьякон Сергий Виноградов, церковный староста Н. Ширяев, П. С. Емельянов <18>. ——————————— <18> ЦГАМО. Ф. 66. Оп. 18. Д. 126. Л. л. 4, 4 об.

«Ведомость о приходе и расходе денежных сумм по Московской Софийской, на Лубянке церкви за время с 1 января 1917 по 1 января 1918 года» <19> позволяет составить представление о хозяйственной деятельности прихода в период активных революционных событий в России. Приход (кружечный и кошельковый сборы, от продажи свечей и восковых огарков, от оброчных статей) в 1917 г. составил 27 593 рубля (и 2575 билетами), из них от пожертвований на церковь — 1 рубль 25 копеек. ——————————— <19> ЦГАМО. Ф. 66. Оп. 18. Д. 126. Л. л. 5 об., 6.

На основании результатов работы Комиссии церковь Святой Софии была включена в список памятников церковной архитектуры города Москвы. В ЦГАМО сохранилась доверенность от 8 ноября 1920 г., выданная прихожанам церкви Святой Софии. Судя по тому, что в машинописном тексте оставлены пропуски для указания конкретной церкви и фамилий ее прихожан, такая форма доверенности была универсальной и использовалась во всех аналогичных случаях. Приведенный ниже в орфографии и пунктуации текст подлинника лучше всяких комментариев позволяет судить о юридической технике того времени (выделены слова, вставленные в текст рукописно): «Мы, нижеподписавшиеся, граждане, уполномочиваем ходатайствовать перед Отделом Юстиции Московского Совдепа и, вообще, где будет следовать о передаче в наше бессрочное и бесплатное пользование богослужебного здания церкви СВ. СОФИИ, ЧТО НА СОФИЙКЕ В МОСКВЕ, с богослужебными и иными необходимыми для богослужения предметами в нем находящимися, произвести вместе с уполномоченными от Совдепа приемку, проверку и оценку таковых, подписать от нашего имени требуемые описи и договоры, последние на всех условиях, установленных Советскою Властью, беря на нас личную и имущественную ответственность за целость имущества. Для выполнения изложенных поручений Вы обязаны точно и неуклонно соблюдать требования Декрета «Об отделении церкви от Государства», инструкции по проведению его и другие распоряжения Советской Власти, подавать всякого рода бумаги и получать оные и где надобность окажется за нас подписываться. Всему учиненному мы верим и спорить не будем. Полномочие настоящей доверенности прекращается с принятием Вами по описи церковного имущества и с подписанием упомянутого договора. Доверенность эта дана гражданам:..» <20> (далее следовало перечисление граждан, а в конце документа — заверительная подпись нотариуса). ——————————— <20> ЦГАМО. Ф. 66. Оп. 18. Д. 126. Л. л. 22, 22 об., 23, 23 об.

На основе такого рода доверенностей с прихожанами составлялось соглашение, которое также имело установленную форму и было отпечатано типографским способом на бланке Московского совета рабочих и крестьянских депутатов (слова, приведенные в квадратных скобках, вставлены в соглашение рукописно): «………..Р. С.Ф. С.Р.

МОСКОВСКИЙ СОВЕТ РАБОЧИХ и КРАСНОАРМЕЙСКИХ ДЕПУТАТОВ

Мы, нижеподписавшиеся граждане гор. Москвы, имеющие в нем свое местожительство, заключили настоящее соглашение с Московским Советом Рабочих и Красноармейских Депутатов, в лице его полномочного представителя [сотрудника орган.-учетн. отделения отдела юстиции Игнатия Андреевича Мороз] в том, что сего [21] числа [ноября] месяца 19[20] г. приняли от Московского Совдепа в безсрочное, безплатное пользование находящееся в Москве, по [Софийке] ул., д. N __ богослужебное здание, состоящее из [одного храма во имя св. Софии] с богослужебными предметами по особой, нами заверенной своими подписями описи, на следующих условиях: 1. Мы, нижеподписавшиеся граждане, обязуемся беречь переданное нам народное достояние и пользоваться им исключительно соответственно его назначению, принимая на себя всю ответственность за целость и сохранность врученного нам имущества, а также за соблюдение лежащих на нас по этому договору и иных обязанностей. 2. Храмами и находящимися в них богослужебными предметами мы обязуемся пользоваться и предоставлять их в пользование всем нашим единоверцам исключительно для удовлетворения религиозных потребностей. 3. Мы обязуемся принять все меры к тому, чтобы врученное нам имущество не было использовано для целей, не соответствующих ст. 1 и 2 настоящего договора. В частности, в принятых нами в заведывание богослужебных помещениях мы обязуемся не допускать: а) политических собраний враждебного Советской власти направления, б) раздачи или продажи книг, брошюр, листков и посланий, направленных против Советской власти или ее представителей, в) произнесения проповедей и речей, враждебных Советской власти, или ее отдельным представителям, г) совершения набатных тревог для созыва населения в целях возбуждения его против Советской власти, в виду чего мы обязуемся подчиняться всем распоряжениям Местного Совдепа относительно распорядка пользования колокольнями. 4. Мы обязуемся из своих средств производить оплату всех текущих расходов по содержанию вышеупомянутого богослужебного здания и находящихся в нем предметов, как-то: по ремонту, отоплению, охранению, по оплате долгов, налогов, местных обложений и т. п. 5. Мы обязуемся иметь у себя инвентарную опись всего богослужебного имущества, в которую должны вносить все, вновь поступающие (путем пожертвований, передачи из других храмов и т. п.) предметы религиозного культа, не представляющие частной собственности отдельных граждан. 6. Мы обязуемся допускать беспрепятственно во внебогослужебное время уполномоченных Совдепом лиц к периодической проверке и осмотру имущества. 7. За пропажу или порчу переданных нам предметов мы несем материальную ответственность солидарно, в пределах ущерба, нанесеннаго имуществу. 8. Мы обязуемся, в случае сдачи принятого нами имущества, возвратить его в том самом виде, в каком оно было принято нами в пользование и на хранение. 9. В кладбищенских храмах и на кладбищах мы обязуемся сопровождать погребение своих единоверцев, в случае желания заинтересованных лиц, религиозными обрядами, в смысле торжественности, одинаковыми для всех и за одинаковую для всех, без исключения, граждан плату, размер которой должен быть нами ежегодно объявляем во всеобщее сведение. 10. За непринятие всех зависящих от нас мер к выполнению обязанностей, вытекающих из сего договора, или же прямое его нарушение, мы подвергаемся уголовной ответственности по всей строгости революционных законов, причем договор Совдепом может быть расторгнут. 11. В случае желания нашего прекратить действие договора мы обязаны довести о том письменно до сведения Совдепа, причем в течение недельного срока со дня подачи Совдепу такого заявления мы продолжаем оставаться обязанными этим договором и несем всю ответственность по его выполнению, а также обязуемся сдать в этот период времени принятое нами имущество. 12. Каждый из нас, подписавший договор, может выбыть из числа участников договора, подав о том письменное заявление, что, однако, не избавляет выбывшее лицо от ответственности за весь ущерб, нанесенный народному достоянию в период участия выбывшего в пользовании и управлении имуществом до передачи Совдепу соответствующего заявления. 13. Никто из нас, и мы все месте, не имеем права отказать кому бы то ни было из граждан, принадлежащих к нашему вероисповеданию и не опороченных по суду, подписать позднее сего числа настоящий договор и принимать участие в управлении упомянутым в сем договоре имуществом, на общих со всеми подписавшими этот договор, основаниях. Подлинный сей договор хранится в делах Юридического Отдела Московского Совдепа, а засвидетельствованная надлежащим образом копия с него выдается группе граждан, подписавшихся под ним и получившим по описи в пользование богослужебные здания и находящиеся в них предметы, предназначенные для религиозных целей» <21>. ——————————— <21> ЦГАМО. Ф. 66. Оп. 18. Д. 126. Л. л. 19 об., 20, 21.

Документ сохранил подписи людей, выступивших второй стороной в этом соглашении, — тех, кто непосредственно участвовал в сохранении церкви Святой Софии в годы воинствующего атеизма, это: Петр Иванович Магин, Семен Федорович Парашин, Петр Сергеевич Емельянов и настоятель церкви протоирей Сергей Садковский. В 1932 г. новый сосед храма — ОГПУ разобрал верх колокольни и ее колоннаду <22>, храм лишился своей маковки. ——————————— <22> Козлов В. Сумерки златоглавой // Московский журнал. 1991. N 12. С. 9.

С 1947 г. в здании бывшей церкви располагалась инвалидная артель. Однако документальных сведений на этот счет ни в городском, ни в районном отделах нежилых помещений найти не удалось. В 1960 г. здание церкви было передано спортивному обществу «Динамо» под трикотажную фабрику. В это время интерьеры здания значительно искажены и приспособлены под новое назначение. Была произведена масса растесок старых стен, разборка портиков у колокольни, устройство в четверике и трапезной междуэтажного перекрытия, произведена установка многочисленных перегородок внутри помещений, устройство бетонных фундаментов под машины, санузлов, электроосвещения, вентиляции и центрального отопления. Для последнего с северной стороны четверика был использован неглубокий подвал. Все эти перестройки значительно изменили всю внутреннюю планировку здания. В 1976 г. на фабрику было направлено плановое задание на проведение поддерживающих ремонтно-реставрационных работ по фасадам церкви, под присмотром инспекции. Сохранился технорабочий проект на ремонт помещений трикотажной фабрики и сметы. В конце 1970-х годов был произведен ремонт церкви: восстанавливались местами каменная кладка, штукатурка, перегородки, устраивались полы из релина, производилась покраска полов и стен. В 1981 г. по решению Мосгорисполкома и с ведения Государственной инспекции по охране памятников архитектуры г. Москвы здание было снято с баланса спортивного общества «Динамо» и передано на баланс ХОЗУ КГБ СССР. В 1983 г. новый арендатор провел внутреннюю реконструкцию здания, приспособив все помещения под производственные мастерские, здесь размещались токарные станки, как рассказывают реставраторы, один из станков весил более 5 тонн. Позже алтарная часть храма была приспособлена под проходную. Одновременно Государственная инспекция обязала нового арендатора произвести на его фасадах реставрационные работы, которые по возможности вернули бы памятнику его наружный облик конца XIX в., не затрагивая при этом интерьеров здания. Тогда же было произведено визуальное обследование комплекса, которое показало, что существующие стены здания ни трещин, ни просадок не имеют, вычиненная штукатурка на них находится в хорошем состоянии, на основании чего было сделано заключение, что в конструктивном отношении здание находится в удовлетворительном состоянии. Вместе с тем реставрация фасадов в облике XIX в. была признана затруднительной, поскольку окна, пробитые в XX в., выходили на фасады и имели различные конфигурации и размеры. Их изменение было невозможно без внесения диссонанса в архитектуру здания. Обследование конструкций кровли на здании, центральном куполе и колокольне не производилось ввиду отсутствия лесов и недоступности проникновения в чердачное пространство как над приделами, так и в подкупольное пространство основного четверика. При ремонте штукатурки внутри южного придела, на стене апсиды, в месте ее примыкания к стене основного четверика, была обнажена кладка стены, которая показала, что кирпич имеет размеры 7 x 11 x 26 см и клеймо БН. По верху кирпича набита береста, по ней дранка и уже поверх ее нанесена известковая штукатурка. Кирпичная кладка стены выполнена на известково-песчаном растворе. Нельзя не отметить, что активное сотрудничество органов безопасности с представителями всех конфессий, в том числе с Русской православной церковью, началось с принятием в 1991 г. Закона Российской Федерации «О реабилитации жертв политических репрессий». Более 15 лет сотрудники органов безопасности (МБ — ФСК — ФСБ России) разыскивают в архивах сведения о священнослужителях, пострадавших в годы массовых политических репрессий за свои религиозные убеждения, подготавливают и направляют в прокуратуру материалы, необходимые для их реабилитации. На основе архивных материалов, найденных сотрудниками органов федеральной службы безопасности, Синодальная комиссия по канонизации святых подготовила для Архиерейского собора 2000 г., посвященного обретению и прославлению новых святых Русской православной церкви, около 600 жизнеописаний новомучеников. В течение нескольких лет архивные подразделения органов федеральной службы безопасности работают в тесном контакте с представителями Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, Данилова монастыря и Церковно-научного центра «Православная энциклопедия», результатом чего стал выход нескольких фундаментальных исторических изданий, среди которых «Православная энциклопедия», «За Христа пострадавшие», сборник документов, составленный на основе сорокатомного следственного дела на Патриарха Тихона. При активном участии сотрудников органов федеральной службы безопасности Русской православной церкви удалось восстановить масштабы политических репрессий против священников и верующих. Согласно печальной статистике, которую собрала Комиссия по реабилитации Московской Патриархии, к началу 1941 г. было репрессировано 350 тысяч православных верующих, из них 140 тысяч священнослужителей. В конце 2006 г. установлено, что некоторое время в Софийском храме на Лубянке служил псаломщиком ставший затем священником священномученик Парфений, репрессированный в годы советской власти и причисленный к лику святых новомучеников и исповедников Российских. В 2000 г. с учетом давнего желания Русской православной церкви о возрождении храма Софии Премудрости Божией руководством ФСБ России было принято решение о возвращении верующим культового здания и о его реставрации. Многие сотрудники органов безопасности не остались в стороне, личным участием способствовали восстановлению храма. Церковь со своей стороны, наверное, впервые в своей истории активно поддержала чекистов. Как вспоминает Вадим Артемьев, начальник управления Строительного концерна «КРОСТ» <23>, во время восстановительных работ все бралось на учет: кусочки старой половой плитки, вскрытые первоначальные окрасы стен. И как радовалась душа, когда из отдельных фрагментов были подготовлены решения, которые мы реализовали. Большим потрясением для всех был случайно вскрытый фрагмент росписи на своде в центральной части храма. Не было ни одного работающего на площадке, чтоб не забрался на самый верх подготовленных для реставрации строительных лесов и не посмотрел на открывшуюся часть лица и глаз. Только потом мы узнали, что в этом месте изображен лик Николая Угодника. Но даже малая часть открытого лица тогда очень взволновала всех. ——————————— <23> Интернет-версия журнала «Политика». Апрель 2002 г. N 55. Режим доступа: http://www. politika-magazine. ru.

За огромную работу по восстановлению облика храма руководители рабочей группы иконописцев, профессора С. А. Сиренко и С. А. Гавриляченко награждены орденами преподобного Сергия Радонежского (III степени). Многим мастерам-иконописцам вручены также медали Русской православной церкви и Патриаршие грамоты, настоятель храма священник Александр Миронов награжден наперсным крестом. Обращение сотрудников ФСБ России к церкви не случайно — выполнение ими служебных обязанностей нередко связано с риском для жизни, а сущность их повседневной работы состоит по большому счету в борьбе со злом, самым страшным видом которого является сегодня международный терроризм. Среди наших товарищей, отдавших жизни за безопасность российских граждан, за спокойное и счастливое будущее народов России, представители разных религиозных конфессий, в том числе православные христиане. Теперь со стороны здания ФСБ России на стене церкви прикреплена медная табличка: «Храм Софии Премудрости Божией у Пушечного двора, что на Лубянке воссоздан в августе 2001 года по благословению Патриарха Московского и всея Руси усердием Федеральной службы безопасности и Строительного концерна «КРОСТ», выполнившего восстановительные работы». Освящение храма, которое состоялось 6 марта 2002 г., совершил Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, а 18 декабря 2006 г. он же совершил в нем молебен и освящение росписи храма. На освящении присутствовало руководство ФСБ России во главе с директором ФСБ России Н. П. Патрушевым. Сотрудникам органов безопасности первоначально было непривычно видеть обряд крестного хода, совершаемого вокруг храма в режимной зоне комплекса зданий ФСБ России. Сейчас же это воспринимается как естественная составляющая нашего бытия, а храм называется «Наша церковь». Так была открыта новая страница отношений российских органов безопасности с Русской православной церковью. Действительно, не согрешишь — не покаешься.

——————————————————————