Психологическая теория права Л. В. Петражицкого

(Грищенко Н. П.) («Юридическая психология», 2008, N 1)

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ПРАВА Л. В. ПЕТРАЖИЦКОГО

Н. П. ГРИЩЕНКО

Грищенко Н. П., кандидат психологических наук, доцент.

Мысль о том, что юриспруденция есть явление, связанное с человеческой психикой, что в душах людей или психологии различных социальных групп формируется или отражается право, не нова. Начиная со времен Платона представители идеалистического взгляда на мир вынуждены были считаться с состоянием человеческого духа, чтобы рассуждать о праве и сопутствующих ему явлениях. Но только в начале XX в. складывается самостоятельное направление юридической науки — психологическая школа права. В ее недрах психологический момент в юриспруденции из второстепенного становится исходным, основным. Право рассматривается как продукт различного рода психологических установок, инстинктов, эмоций, оно вторично и производно по отношению к душевному складу людей [1, с. 425 — 426]. Союз теории права с психологией лучше всего можно осветить на примере учения российского правоведа Петражицкого. Лев Иосифович Петражицкий родился в 1867 г. в польской дворянской семье, в Витебской губернии. Первоначально Л. И. Петражицкий учился на медицинском факультете Киевского университета, затем перешел на юридический. Приобщение к медицинской науке обусловило методологические предпочтения в дальнейшем в сфере его юридических исследований [2, с. 224]. Став студентом юридического факультета, Л. И. Петражицкий выделялся замечательными способностями. В студенческие годы он перевел «Пандекты» Барона, и этот перевод стал своего рода учебником для ряда поколений студентов-юристов. По окончании университета Л. И. Петражицкий продолжал образование в Германии. Он был учеником Дернбурга, крупнейшего специалиста по римскому праву, обучаясь в так называемой римской семинарии, готовившей профессоров римского права. Магистерская диссертация 1892 г. была посвящена некоторым аспектам учения о доходах с точки зрения догмы римского права. Научным итогом работы в Германии в этой отрасли правоведения стала его монография «Учение о доходах». Труды Л. И. Петражицкого явились существенным вкладом в учение о римском праве и современную цивилистику. Молодой юрист ввел в оборот новые понятия: «доход от собственности» и «права на доходы, добытые трудом». По признанию специалистов римского права, это сразу же сделало устаревшей многовековую интерпретацию ряда текстов римского права. Дернбург согласился с выводами своего ученика и использовал их в новом издании своего курса по римскому праву [2, с. 225]. Труд Л. И. Петражицкого был отмечен в среде немецких юристов, особенно правоведом Ленардом. При повторном чтении проекта Гражданского уложения критические замечания ученого обсуждались в рейхстаге. От догм римского права через современную ему цивилистику Л. И. Петражицкий подошел к вопросам общей теории права. Построением этой теории он занялся по возвращении в Россию. В 1896 г. он преподавал в Киевском университете. В 1897 г. защитил тезисы докторской диссертации по теме «Акционерные общества» и стал ординарным профессором права в Санкт-Петербургском университете, возглавив кафедру энциклопедии права. Молодой правовед пришел на смену Н. М. Коркунову, чей курс лекций по общей теории права считался одним из лучших в Европе [2, с. 226]. В этот период ученый издает два своих основных произведения — «Введение в изучение права и нравственности» (1905) и «Теория права и государства в связи с теорией нравственности» (1907 — 1910). В них он и осуществил синтез теории права с психологией [1, с. 426]. По возвращении в Россию Л. И. Петражицкий включился в активную политическую деятельность. Он стоял у истоков партии кадетов и до 1915 г. входил в ЦК этой партии. Избранный от этой партии депутатом первой Государственной Думы он активно участвовал в законопроектной деятельности. В качестве члена фракции партии кадетов Л. И. Петражицкий активно участвовал в подготовке закона о земельной реформе и был докладчиком по нему в Государственной Думе. Также активно участвовал в работе над законопроектами о правах личности, о национальном равноправии. Все это первая Государственная Дума не успела осуществить [1, с. 227]. Л. И. Петражицкий, как и многие депутаты Государственной Думы после ее разгона, подписал известное Выборгское воззвание. Оно призывало граждан России протестовать против беззакония посредством неуплаты налогов и отказа от воинской повинности. Как и все подписавшие воззвание, он был осужден на три месяца тюремного заключения и лишен политических прав. Научная и политическая деятельность Л. И. Петражицкого тем не менее развивалась очень интенсивно. До 1915 г. он оставался членом ЦК партии кадетов, продолжал преподавать в Санкт-Петербургском университете, будучи первым избранным деканом юридического факультета. После Февральской революции Министерство юстиции Временного правительства назначило с 1 мая 1917 г. Л. И. Петражицкого (наряду с другими юристами Ф. Ф. Кокошкиным, Ю. С. Гамбаровым) сенатором первого департамента Правительствующего Сената с оставлением ординарным профессором Петроградского университета [1, с. 229]. После Октябрьской революции в 1921 г. Петражицкий принял польское гражданство на основе Рижского договора 1921 г. об оптации. Университеты Германии и Чехословакии предлагали ему кафедры, однако он предпочел Варшавский университет, где для него была специально создана кафедра социологии. Л. И. Петражицкий в годы реакционного военного режима в Польше занимался сугубо преподавательской деятельностью. Много уделял внимания студентам, работал над социологическими проблемами, переиздавал свои труды. Тяжелая болезнь и, возможно, общий ход развития исторических событий породили в Л. И. Петражицком настроения глубокого пессимизма. В 1931 г. он покончил с собой. В период Второй мировой войны при разгроме Варшавского восстания погибли рукописи Л. И. Петражицкого. Однако созданного им оказалось достаточно, чтобы на протяжении всех десятилетий XX в. привлекать внимание мировой юриспруденции [2, с. 230]. В формировании теории права Л. И. Петражицкого можно выявить несколько этапов (см. табл. 1). Первый период — с 1897 по 1900 г. — творчески очень интенсивный. Сочинение «Права добросовестного владельца на доходы с точек зрения догмы и политики гражданского права» сопровождалось двумя приложениями. В первом из них («Модные лозунги юриспруденции») Л. И. Петражицкий заявил о необходимости борьбы с юридическим позитивизмом, а также с теорией Р. Иеринга. Во втором, указывая на задачи правоведения в России, он призвал научную мысль к деятельности по созданию в России правового государства. В 1898 г. он выступает с рефератом в Юридическом обществе в Петербурге, где излагает основы своего учения о праве. В 1898 г. журнал «Юридический вестник» открывается его статьей «Что такое право?». В 1900 г. идеи этой статьи находят свое выражение в книге «Очерки философии права». В указанных статье и книге в концентрированном виде уже даны основные положения его теории и идея естественного права использована наиболее очевидно. Второй период охватывает 1900 — 1905 гг., когда Л. И. Петражицкий более детально разрабатывает собственно методологические посылки своей теории, оформившиеся в работе «Введение в изучение права и нравственности. Эмоциональная психология». В 1904 г. он публикует серию статей в журнале «Научное обозрение». Третий период охватывает 1905 — 1909 гг. и характеризуется построением целостной системы юридических понятий на основе методологии, разработанной в предшествующие годы, что выразилось в двухтомном труде «Теория права и государства в связи с теорией нравственности» [3, с. 43 — 44].

Таблица 1. Основные этапы научного творчества Л. И. Петражицкого

Этап Период Научные труды

Первый 1897 — 1900 «Права добросовестного владельца на доходы с точек зрения догмы и политики гражданского права», «Очерки философии права»

Второй 1900 — 1905 «Введение в изучение права и нравственности. Эмоциональная психология»

Третий 1905 — 1909 «Теория права и государства в связи с теорией нравственности»

Поставив вопрос о создании нового учения о праве, Петражицкий выдвинул идею союза трех наук — логики, психологии и юриспруденции. Традиционную, многовековую связь философии и юриспруденции этот юрист считал для своего времени малоплодотворной. К самой философии он относился исключительно как к отраслевой науке. Задача новой теории права, считал он, — преодолеть традиционно-ремесленнический уклон в юриспруденции при помощи психологии. Это кардинально ломало все прежние традиции юриспруденции. Что касается резервов этой теории, то Петражицкий видит их в веками разрабатываемой теории естественного права, согласно которой имеется два вида права (естественное и позитивное), причем право не сводится только к законодательству [1, с. 426]. Главной заслугой естественно-правового направления Петражицкий считал постоянные требования улучшения действующего законодательства, критическое отношение к правотворческой деятельности при создании позитивного права. Логика призвана лишь помочь контролировать процесс правильного образования научных понятий [1, с. 427]. Современным же научным фундаментом правоведения Петражицкий решил сделать психологию. К самой психологии он отнесся творчески, как самобытный исследователь, и уверенно занял определенную позицию. Ученый проницательно указал на огромный пробел в психологии — отсутствие специального теоретического раздела об эмоциях, а затем создал «эмоциональную психологию». Именно в таком виде, считал он, психология необходима юриспруденции. Петражицкий исходил из мысли о праве как психическом феномене. В основу своей правовой концепции Л. И. Петражицкий положил понятие эмоции. Он определил эмоцию как специфический, нерасторжимый процесс возбуждения-торможения в человеческом организме, возникающий при взаимодействии людей по поводу духовных и материальных благ. Эта исходная идея была затем развернута в целостную, подробно проработанную теорию, в которой такие юридические понятия, как «норма права», «структура права», «субъекты права», «правоотношения», «юридические факты», получили нетрадиционное освещение благодаря новым категориям [2, с. 230 — 231]. Сложный, двусторонний состав эмоций ученый показал сначала на тех из них, которые обеспечивают жизнедеятельность, поддержание существования человеческого организма. Это, например, эмоции голода, жажды, потребность во сне. Испытывая такие эмоции, человеческий организм, с одной стороны, претерпевает определенную потребность (пассивная сторона состояния), с другой — моторное возбуждение (активная сторона состояния) [1, с. 427]. Указав на первичные, жизнеобеспечительные эмоции, Л. И. Петражицкий выделил вид эмоций, более сложных по содержанию и, следовательно, по компонентам. Более сложный вид эмоций существенно отличается по содержанию тем, что это не потребности физического организма, а особые состояния в социальной среде, направленные на другого человека или социальный организм, т. е. этические эмоции (см. рис. 1). Активная сторона таких эмоций заключается в том, что человек находится в состоянии моторного возбуждения, переживает побуждение к действию в пользу другого человека или общественного учреждения [2, с. 232].

ВИДЫ ЭМОЦИЙ

V V

Первичные Этические (жизнеобеспечивающие)

V V активный характер пассивный характер (самостоятельный)

Рис. 1. Виды эмоций (по Л. И. Петражицкому)

Если функционирование первичных (специальных) эмоций носит самостоятельный характер (они — своеобразные пружины поведения), то этические эмоции пассивны, бледны. Люди, руководствуясь этими эмоциями, начинают действовать только в том случае, если к ним обращаются с просьбой, приказом, запретом и т. п. Как раз этические эмоции, не имеющие своих предопределенных, специфических акций, Петражицкий связывает с нормативным регулированием, называя их бланкетными эмоциями, вызывающими нравственное и правовое поведение. Они обладают своеобразным, мистически-авторитетным характером, переживаются как внутренняя помеха свободе, как принуждение в сторону того поведения, которое соответствует содержанию соответствующей эмоции [1, с. 428]. Бланкетные эмоции порождают два вида переживаний, которые ведут к выполнению нравственных и правовых обязанностей. Те обязанности, в связи с которыми человек свободен по отношению к другим, в связи с которыми другим лицам ничего не принадлежит, не причитается со стороны обязанных, являются нравственными. Те же обязанности, в связи с которыми человек сознает себя несвободным по отношению к другим, в связи с которыми то, к чему обязана одна сторона, причитается другой стороне как нечто должное, являются правовыми (см. рис. 2). Поэтому право и правоотношения не представляют что-то отдельное и отличное от обязанностей. То, что, с точки зрения одной стороны, называется ее правовой обязанностью, с точки зрения другой стороны, называется ее правом, а с точки зрения третьей стороны, является правоотношением между двумя первыми сторонами (см. рис. 3).

БЛАНКЕТНЫЕ ЭМОЦИИ — результат переживаний о несвободе передвижений

V V

Нравственные Правовые переживания переживания (обязанности) (обязанности)

ЭМОЦИЯ > ОБЯЗАННОСТЬ

Рис. 2. Виды переживаний бланкетных эмоций

ПРАВО S < S 1 \ (несвобода) / 2 \ / \ > / \ Правовая обязанность / \ / \ / \ ПРАВООТНОШЕНИЕ /

Рис. 3. Система правоотношений между сторонами

Сильной стороной предложенного русским юристом подхода стало выделение эмоционального регулятора как самостоятельного и имеющего детальное психологическое обоснование. Это явно расширило горизонты юриспруденции, ведь право как таковое в определенной степени учитывает эмоциональный момент в человеческом поведении с помощью преамбулы в тексте закона. Законодатель стремится воздействовать не только на сознание, но и на психологию тех, кому адресован текст закона. Указание в законодательстве на низменные мотивы, например, при совершении преступления, введение понятия «аффект» — все это факты, показывающие, что душевный мир личности в определенной степени учитывается в управлении человеческим поведением извне с помощью норм. Поэтому сам психофизический мир личности необходимо изучать, чтобы правильно на него воздействовать. Теоретическое вычленение эмоционального компонента поведения наряду с сознательно-волевыми регуляторами, разработка терминов для описания и объяснения эмоционального регулятора внесли новые идеи в юриспруденцию начала XX в. [1, с. 429]. Эмоции были почвой, на которой выросло такое социальное понятие, как «обязанность», писал Л. И. Петражицкий. Слово «обязанность» родилось из термина «обвязанность», на древнейших этапах развития человеческой психики отражавшего особое психическое состояние личности. Эмоция, насыщенная переживанием притязания другой стороны, вызывает моторные процессы в человеке, что выливается затем в определенные действия [2, с. 234]. Как писал Л. И. Петражицкий, системой подобных психических переживаний «создается своеобразная структура человеческих сообществ, состоящая в закреплении за отдельными индивидами известной суммы благ… известной сферы господства и свободы». Объективным свойством интуитивного права Л. И. Петражицкий считал его неопределенность и растяжимость, влекущие групповые или индивидуальные конфликты в человеческом сообществе. Поэтому уже на начальных этапах истории формируется общественная закономерность: возникновение общеобязательных норм, по образцу которых формируется массовое эмоциональное состояние общества, его групп, отдельных индивидов, так возникает историческое позитивное право. Л. И. Петражицкий предлагал признать, что видов позитивного права гораздо больше, чем полагает современная юриспруденция, поскольку авторитеты, формирующие специфическое эмоциональное состояние личности, чрезвычайно многообразны (см. рис. 4). Наиболее эффективны, как внешнее действие на состояние личности и социальной группы, нормы, исходящие от государства в форме закона, а также правовые обычаи, судебные прецеденты, т. е. «официальное позитивное право» [2, с. 235].

ВИДЫ ПРАВА

V V

естественное интуитивное позитивное

V V

неофициальное нравственные официальное право обычаи право

детское законы

разбойное < > НПА

игровое судебные решения

Рис. 4. Виды права

Соотношение же позитивного и интуитивного права охватывало три области: 1) исключительное существование и действие позитивного права (например, в распорядительной сфере государства); 2) область исключительного существования и действия интуитивного права. Например, человек выполнял вследствие возникшей двусторонней эмоции обязательства по отношению к другому человеку, которые не были зафиксированы ни в одной норме; 3) область параллельного существования и действия обоих видов права, например в сфере семьи. Ставя вопрос о соотношении позитивного и интуитивного права, Л. И. Петражицкий не идеализировал интуитивное право. «Интуитивное право как индивидуальная или массовая эмоциональная реакция по вопросу о благах и лишении благ в отношениях между индивидами может быть и исторически отсталым злокачественным естественным правом», — предупреждал он. Однако определенный уровень интуитивного права, в свою очередь, ограничивал позитивное право. Основное значение в конечном счете приобретало массовое распространение интуитивного права. Если же оно проявлялось редко, его значение снижалось. Культурно-психическая способность масс к правовым переживаниям может ограничивать законодателя. При определенном ее устойчивом уровне бессилен и закон [2, с. 236]. Выдвигая тезис о том, что право в качестве интуитивного явления существовало до нормативных регуляторов и существует наряду с ними и помимо в современном мире, Петражицкий лишь в абстрактной форме ставил вопрос о возможной борьбе между людьми и группами людей за это право. «В атрибутивном характере права, — писал он, — при индивидуальном или массовом различии и несогласии кроется опасное взрывчатое вещество, технический источник разрушения, злобы и мести, и несомненно, что многие миллионы людей на земле потерпели смерть и массы человеческих союзов были разрушены и истреблены вследствие диссонансов атрибутивных норм и несовпадения противостоящих правоотношений» [1, с. 430 — 431]. Отсюда, резюмировал Петражицкий, интуитивное право заключает в себе тенденцию к позитивации. «Этим объясняется отчасти инстинктивное, отчасти сознательное, но повсеместно замечаемое стремление людей к выработке, признанию и уважению так называемого позитивного права, права, определяемого по однообразным для всех внешне распознаваемым признакам». Среди этих совершенно неожиданных, нетрадиционных для юриспруденции видов права Петражицкий выделял особый вид позитивного права — официальное право, т. е. право, возникающее под действием норм, созданных государством. К официальному праву он относил нормативные акты, судебные решения. Официальное право называлось самым эффективным видом права среди других разновидностей позитивного права. Официальное право является таким видом позитивного права, посредством которого государство влияет на эмоциональную сферу в прогрессивную сторону. Однако возможна и другая тенденция: фактические эмоциональные акты населения могут свидетельствовать о более прогрессивном понимании вопроса, что есть право. В таком случае интуитивное право выступает как правотворческий фактор позитивного права. Но есть также, по Петражицкому, и неофициальное право, появляющееся во всех сферах жизни людей, где в их сознании возникают императивно-атрибутивные переживания. Получается, что каждый класс может иметь свое право, что профессиональные союзы тоже формируют свое право наряду с официальным правом. Дело доходит до парадоксов, когда признается существование особого детского права, складывающегося в психике детей, разбойного права, складывающегося в психике разбойников, делящих добычу, и т. п. В выдвинутой идее неофициального, интуитивного права, отличного от официального права, обосновывается существование таких обязанностей в поведении тех или иных лиц, которые не регламентируются непосредственно нормативными актами государства [1, с. 431 — 432]. Официальное право, по Петражицкому, представляет собой «совершенно микроскопическую величину» по сравнению с тем необъятным множеством житейских случаев, которые регулируются интуитивным (автономным) правом. Последнее, имея широкие масштабы и такие принципы, как «действовать по справедливости», «без лицеприятия», «по доброй совести», — явление весьма подвижное, живое, гибко реагирующее на запросы времени. Поэтому его роль в жизни общества все более возрастает. Для того чтобы способствовать развитию и процветанию общества, официальное право должно вобрать в себя прогрессивные положения интуитивного права, прежде всего аксиомы интуитивного порядка, выраженные в понятии «справедливость». Справедливость как интуитивное право, в отличие от официального, характеризуется индивидуальной изменчивостью по своему содержанию, она различна у разных классов и народов, приспособлена к конкретным обстоятельствам, «развивается постепенно и незаметно, без тех осложнений, которые свойственны развитию позитивного права». В ходе неизбежного конфликта между позитивным правом и правом интуитивным «сознание справедливости оказывает давление на разработку, толкование и применение права и является (мирно или революционно действующим) фактором создания, разрушения и изменения позитивного права». Отсюда следовал категорический вывод, что официальное право, нарушающее аксиомы интуитивного права, утрачивает справедливый и действенный характер и подлежит отмене. В этих взглядах отразился критический подход ученого к тогдашнему праву царской России. Для преобразования последнего, считает Петражицкий, необходима особая научная политика — политика права, которая включала бы в себя план постепенных государственно-правовых реформ в сфере педагогики правовых эмоций, борьбу за право, высокую юридическую культуру чиновников и простых граждан. Насущные реформы официального права при помощи политики права помогли бы избежать революционных катаклизмов, очевидцем которых был Петражицкий. Политика права, используя регулирующие свойства права в жизни общества, призвана служить прогрессу и усовершенствованию правопорядка путем научной, методической и систематической разработки существующих проблем (см. рис. 5). Ее миссия заключается «в сознательном ведении человечества в том направлении, в каком оно двигалось путем бессознательно-эмпирического приспособления, и в соответственном ускорении и улучшении движения к свету и великому идеалу будущего» [1, с. 432 — 433].

ПОЛИТИКА ПРАВА — > условия гармоничного < развития общества

/\

Правовое Правовая Государственно-правовые воспитание культура реформы

гуманизация чиновников устранение человеческой «злокачественных» личности видов права граждан государства детское соответствие правовое позитивного права воспитание интуитивному

Рис. 5. Система политики права

Задачей политики права объявлялось прежде всего устранение «злокачественных» видов как интуитивного, так и позитивного права путем формирования прогрессивных по своему содержанию «внешних авторитетов» — нормативных фактов: норм, видов социального поведения. Они должны были воздействовать на психику индивидов, в результате чего в обществе возникала желательная система эмоций (право), вызывающая, в свою очередь, надлежащее поведение. Л. И. Петражицкий предлагал обратить внимание на постепенную гуманизацию человеческой психики в сфере правовых явлений в ходе исторического развития [2, с. 239]. Почвой для выполнения правом своей метаправовой («сверхправовой», по словам Л. И. Петражицкого) миссии было «эмоционально-интеллектуальное» социальное общение индивидов, их взаимное «психическое заражение» состоянием друг друга. В результате вырабатывались «эмоциональные средние равнодействующие» поведения, модели которых передавались из поколения в поколение [2, с. 240]. Действующая в каждый исторический период система права, по Петражицкому, является «преходящей ступенью социального воспитания» и должна быть по выполнении своей воспитательной функции заменена другой системой импульсивного и педагогического воздействия, приспособленной к другому, более высокому уровню развития людей. Идеалом является «достижение совершенного социального характера, совершенное господство действенной любви в человечестве» [1, с. 433]. Чрезвычайно важна одна из проблем, поставленная Петражицким при разработке идеи политики права: вопрос о правовом воспитании, о правовой педагогике. Л. И. Петражицкий выдвинул принцип целостного формирования личности начиная с раннего детского возраста. «Родители и воспитатели должны вообще обращать серьезнейшее внимание на развитие в детях сильной и живой правовой психологии… Притом важно развитие, так сказать, обеих сторон права, внушение прав других и их святости, сильного уважения к ним, но точно так же и собственных воспитываемых прав и уважения к ним». Л. И. Петражицкий разомкнул круг вопросов о государственных видах воздействия на личность и указал на чрезвычайно важную роль семьи: «Если в семье господствует правовой хаос, самодурство, произвол, в частности, никто и ничто не внушает ребенку определенных и твердых правовых принципов, то и нет почвы для развития нормальной интуитивно-правовой психики, а получается состояние более или менее близкое к правовому идиотизму, и эвентуально, в будущем преступная психика и соответственное поведение». Воспитание посредством подавления личности ребенка, при котором ему не выделяется хотя бы малая сфера его неприкосновенных прав, небезразлично по своим правовым результатам в будущем. В исторической ретроспективе оказывается, что идеи Л. И. Петражицкого о положении ребенка в обществе, конкретной сфере его прав и необходимости их защиты совпадают с современными прогрессивными идеями Конвенции о правах ребенка, принятой в 1989 г. 44-й сессией Генеральной Ассамблеи ООН. Указанная Конвенция в ст. 8 предусматривает уважение права ребенка на сохранение своей индивидуальности; в ст. 13 — право свободно выражать свое мнение; в ст. 14 — право на свободу мысли, совести; ст. 19 требует от государств защиты ребенка от всех форм физического и психологического насилия. Идеи политики права и правового воспитания Л. И. Петражицкого заслуживают введения их в научный оборот нашего современного правоведения [2, с. 249]. Таким образом, важность создания политики права как альтернативы идеям возрождения естественного права в работах Петражицкого, без сомнения, носит новаторский характер. Обоснование правовой политики как психологической и юридической науки в тесной связи с правовой педагогикой открыло новые рубежи в развитии этой дисциплины, в познании и использовании социальных функций права и не утратило своего значения и в наше время.

Литература

1. Азаркин Н. М. История юридической мысли России: Курс лекций. М.: Юрид. лит., 1999. 2. История русской православной мысли. Биографии, документы, публикации. М.: Изд-во «Остожье», 1998. 3. Пяткина С. А. Л. И. Петражицкий и его эмоционалистская школа в системе правовых идей отечественной юриспруденции. М., 2000.

——————————————————————