Некоторые проблемы правового воспитания студентов

(Обыденова Т. В.) («Административное и муниципальное право», 2008, N 11)

НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ

Т. В. ОБЫДЕНОВА

Обыденова Татьяна Викторовна, кандидат юридических наук, доцент кафедры педагогики Московского университета МВД России.

Ключевые слова: воспитание, образование, подготовка юридических кадров, юридическая практика, юридическое образование, правовое воспитание, правовая подготовка будущих юристов.

***

В статье рассматриваются вопросы, связанные с правовым воспитанием студентов в российских образовательных учреждениях. Говоря о формах правового воспитания, автор выделяет наиболее действенные, где одной из значимых является правовое образование. В статье подчеркивается, что в настоящее время в этом направлении предпринимается недостаточно возможностей со стороны субъектов воспитания. Кроме того, в статье поднимается один из важных вопросов российского образования — проблемы правового образования.

***

Возможность достижения успехов во всех сферах жизни общества и, как следствие, рост благосостояния и социального благополучия населения сегодня тесно связываются с необходимостью повышения образовательного уровня граждан, важной составляющей которого является знание права. В настоящее время необходимо уделять самое пристальное внимание вопросам правового образования и воспитания всего населения и в первую очередь подрастающего поколения, учащейся и студенческой молодежи. Одним из основных средств формирования высокого уровня правового сознания населения является правовое просвещение. Среди форм правового просвещения следует выделить прежде всего правовое обучение (преподавание и усвоение правовых знаний в средних, в средних специальных, высших, иных учебных заведениях как юридического, так и иного профиля) и правовую пропаганду (распространение юридических знаний в средствах массовой информации). Именно сейчас резко возросла необходимость повышения уровня правового воспитания в современных условиях — это вызвано возросшим значением роли права и требований законности в совершенствовании правовой основы государственной и общественной жизни общества. В качестве негативного обстоятельства следует отметить, что в настоящее время понятие «правовоспитание населения» постепенно уходит из лексикона сотрудников правоохранительных органов. Необходимо, на наш взгляд, преодолеть мнение некоторых авторов о том, что на фоне развернувшегося на российских просторах «криминологического кошмара» говорить о каком-то воспитании… стало как-то, мягко говоря, неловко. Укрепление дисциплины и организованности, развитие демократических институтов в стране во многом зависят от уровня правового сознания населения, от правильного понимания каждым гражданином своих прав и свобод, умения их использовать, от готовности исполнять свои обязанности, поступать всегда в соответствии с законом. Поэтому дальнейшее укрепление правовой основы государственной и общественной жизни обусловлено необходимостью улучшения правового воспитания населения и в особенности молодежи. Среди различных форм правового воспитания молодежи важное место занимает правовое образование. Оно предполагает постоянство аудитории, наличие обучающей программы, широкое использование педагогических приемов обучения и воспитания. Наиболее эффективно такую правовоспитательную работу среди молодого поколения можно проводить в учебных заведениях, со студентами. Важность правового воспитания молодежи обусловлена еще и тем, что в жизнь вступают все новые и новые поколения людей. И каждое новое поколение молодежи, усваивая опыт прошлого, испытывает тягу к познанию новых явлений, теории и практики строительства общества. Это накладывает определенный отпечаток и на методы, формы и средства правового воспитания молодежи, которые требуют тщательной разработки. Сегодня фрагменты правовой культуры включаются в обязательные минимумы образования, в образовательные стандарты высшего профессионального образования, разрабатываются и внедряются правовые учебные дисциплины. И все же, на наш взгляд, этого недостаточно. Ощущается очевидный разрыв между новым демократическим законодательством и должным уровнем правовой культуры молодежи и граждан. Право так и не утвердилось в качестве самостоятельного школьного предмета в базисном учебном плане, нет системы подготовки и переподготовки учителей по правовым дисциплинам, преподавание права недостаточно связывается с правовоспитанием <1>. ——————————— <1> См.: Николаева Л. Н. Некоторые проблемы формирования правовой культуры российского общества // Криминологические и психолого-педагогические проблемы правового воспитания. М., 2001. С. 16.

Уровень правосознания студентов и молодых специалистов с высшим образованием также еще не отвечает предъявляемым требованиям. Из-за отсутствия в первую очередь правовой культуры среди студентов не редкость случаи нерадивого отношения к учебе, нарушения общественного порядка, увлечения наркотиками, совершения преступлений, в том числе и тяжких. Откуда же эти люди с ограниченным кругом интересов и потребностей, зачастую криминальной направленности? Это наши студенты и выпускники, у которых, оказалось, недостаточно развито чувство гражданской ответственности, уважения к закону, потребности в соблюдении законов, слабо выработаны привычки, убеждения и навыки активной социальной действительности. Правовое воспитание в высшем учебном заведении, как, впрочем, и иные его виды, — это строго упорядоченный процесс, складывающийся из ряда взаимосвязанных и, более того, взаимопроникающих стадий. Представляется, что правовое воспитание студентов предполагает обеспечение следующих основных результатов: знание права; понимание права; уважение к праву; активная защита прав; необходимость соблюдения законов, которая должна перерасти в потребность исполнения правовых предписаний. Воспитание сознательного исполнения закона в силу внутреннего убеждения, глубокого и уважительного отношения к нему является качественно более высокой ступенью правового воспитания. Задача правового воспитания не может быть сведена к вооружению суммой правовых знаний. Следует добиваться, чтобы уважение к праву, к закону стало личным убеждением каждого студента. Известно, что система правового воспитания, наряду с другими видами воспитания, достигает своей цели лишь в том случае, если она несет гражданам не только знания о законах, не только фактическую информацию, но главным образом знания оценочного характера, формирует в сознании и психологии каждого человека внутреннюю устойчивую основу, с которой он мог бы безошибочно ориентироваться в сфере правовых отношений. Очень важно при этом, через какой мотивационный фильтр проходят правовые знания, как они преломляются в системе мировоззренческих установок индивида, его интеллектуальных и эмоциональных настроений, ценностных представлений и соответствующих ориентаций. Вот почему наряду с информацией о законах на передний план в правовоспитательной работе со студентами все больше и больше выдвигаются такие вопросы, как тенденция развития политической системы государства, расширения и укрепления демократии в управлении государством, неукоснительное исполнение законов законодательными, исполнительными и другими ветвями власти, понятие законности и правопорядка и условия его укрепления, совершенствование законодательства в борьбе с правонарушениями, преступлениями и общественными последствиями нарушений законности. Привить студентам сознание неотвратимости наказания и укрепить его — одна из важнейших задач правового воспитания. На это следует обратить внимание также потому, что, как показывает статистика, более чем две трети рецидивистов совершили преступление в несовершеннолетнем возрасте. Американский исследователь И. Анденес отмечал, что «неверие в честность руководства и правоприменительных органов, уроки того, что правительство продажно, беззаконие — путь к богатству, а нравственность — капкан для простаков, — вот основа отсутствия уважения к праву и склонности к общественно опасным действиям» <2>. ——————————— <2> См.: Анденес И. Наказание и предупреждение преступлений. М., 1979. С. 19.

На выработку у студентов перечисленных качеств должна быть направлена вся воспитательная работа в вузе. Здесь нет ничего второстепенного, здесь одинаково важно как получение правовых знаний, так и обсуждение, оценка товарищами, казалось бы, незначительного поступка студента: непосещение занятий, неряшливость, зазнайство, высокомерие, не говоря уже, например, о пьянстве и употреблении наркотиков. Недооценка как «мелочей», так и более существенных факторов формирования правосознания влияет на эффективность правовоспитательной работы среди студентов. Вообще, правовое воспитание и обучение в вузе имеет свои особенности, определяемые целым рядом специфических черт формирующейся личности. Студенты занимают особое место в социальной структуре общества, имеют определенный социально-правовой статус. В экономическом отношении они находятся нередко на иждивении взрослых. Объем правовых знаний их порой ограничен незначительной сферой общественных взаимоотношений, малым жизненным опытом. С качественной стороны взгляды их еще глубоко не продуманы. Они нередко лишь механически отражают реальную действительность и к тому же далеко не во всем ее многообразии. Правовое сознание находится еще в начале его формирования. Опыт предшествующих поколений только начинает ими осваиваться, идет как бы «генеральная репетиция» перед взрослой жизнью, поэтому взгляды разрозненны, аморфны, не представляют устойчивого комплекса, системы, как у взрослого человека. Студентами зачастую еще глубоко не осознана личная ответственность перед обществом за свое поведение, не сложились прочные навыки осуществления своих прав и выполнения обязанностей. Многие права и обязанности не стали для них личностно значимыми, так как, участвуя в той или иной деятельности, они лишь готовятся выполнять различные общественные роли, пробуют свои силы. Тем самым, в зависимости от возрастных особенностей, правосознание их (студентов) в большей степени, чем взрослого, подвержено как позитивному, так и негативному влиянию. Поэтому, на наш взгляд, совершенно очевидно, что степень влияния того или иного способа воздействия будет различной в зависимости от возрастных и психологических особенностей студента. И применять конкретные методы воспитания нужно лишь после тщательного изучения и учета этих особенностей, а также уровня развития правосознания личности. Важно иметь в виду и нередко имеющееся противоречие между ограниченным жизненным опытом, не сложившимся еще пониманием социальных последствий своих действий и ограниченным в связи с этим правовым статусом, с одной стороны, и типичными для данного возраста, обычно завышенными правовыми притязаниями, с другой стороны. Правовое воспитание здесь может быть эффективным лишь в том случае, если воспитатель будет хорошо знать реальный уровень правосознания воспитуемых, их представления в области права, усвоенные ими правовые понятия, их отношение к закону воспитуемых, к соблюдению тех или иных его норм, правил общежития. Только конкретное знание всех этих компонентов позволяет правильно выбрать соответствующие методы воздействия с учетом уровня индивидуального правосознания индивида, его глубины, устойчивости, имеющихся дефектов и пр. Судебно-следственная практика, да и сама жизнь показывает, что существенный пробел в правовом воспитании студентов и других подростков состоит в том, что последние не думают о неотвратимости наказания. Многие молодые правонарушители убеждены, что коль скоро им и предстоит нести наказание за содеянное, это будет или условное осуждение, или родители за деньги смогут освободить их от уголовной ответственности. Да и родители сами виноваты в таком образе мышления ребенка, когда они за любые деньги пытаются «устроить» сына или дочь в престижные вузы, что зачастую сегодня им удается сделать. При этом родители не задумываются о том, какое влияние, воздействие окажет родительская «любовь» на формирование правосознания подростка. Среди важнейших проблем высшей школы — задача выработки у будущих специалистов комплекса социальных качеств всесторонне и гармонично развитой личности. Несомненно и то, что в социально-педагогическом плане студент как личность формируется под влиянием общей профессиональной направленности подготовки специалистов в наших вузах. Поэтому порой студенты ошибочно полагают, что профессиональная подготовка исчерпывает развитие их личности. Отсюда зачастую появляется нигилистический элемент в отношении к гуманитарным, общественным и правовым дисциплинам. А это, в свою очередь, ведет к обеднению духовных потребностей и интересов личности. Поэтому особенно важно, чтобы в ходе усвоения студентами специальных учебных дисциплин учитывалось не только отношение личности к творческому характеру усваиваемых знаний, но и непосредственное отношение личности к общественной среде, выражающееся во всех проявлениях социальной действительности. Именно эти отношения выступают основой (критерием) оценки уровня общественного и правового сознания личности. Следует также отметить, что на уровне студенческих коллективов наиболее рельефно выступает необходимость дифференциации правового воспитания к особенностям данного коллектива и возможность организовать правовоспитательную работу с учетом этих особенностей. Именно в студенческих группах, на курсах, факультетах достижимы в наибольшей мере системность и комплексность воспитательной деятельности, охватывающей, с одной стороны, все средства и формы правового воспитания, начиная с правового обучения и кончая индивидуальной работой с правонарушителями и вовлечением каждого студента в борьбу за укрепление правопорядка и законности. С другой стороны, комплексный подход предполагает включение правового воспитания в целую систему всех воспитательных, профессиональных, организационных и профилактических мероприятий данного учебного заведения. Формируя правосознание студентов, необходимо добиваться повышения их правовой культуры, которое включает в себя не только знание права, но и отношения к правовым ценностям, установки на проявление социально-правовой активности, на развитие готовности не просто следовать правовым предписаниям, а активно реализовывать не только свои права и обязанности, но и отстаивать права других граждан. Чтобы быть на уровне постоянно усложняющихся задач общественного развития, высшая школа должна непрерывно совершенствовать формы, методы и средства правовоспитательной работы, реагировать на изменения общественных потребностей и оперативно перестраивать свою правовоспитательную деятельность по повышению правовой культуры студенческой молодежи, ибо специалист с высшим образованием должен быть человеком высокой культуры поведения, образцом для других членов трудового коллектива, особенно молодежи. Таким образом, подытоживая вышесказанное, можно с полной уверенностью отметить, что повышение уровня правового воспитания студентов — одна из важнейших задач национальной системы образования России.

Библиографический список

1. Анденес И. Наказание и предупреждение преступлений. М., 1979. 2. Василькова Ю. В., Василькова Т. А. Социальная педагогика: Курс лекций. М., 2003. 3. Давыдов В. П., Сальников В. П., Слепов В. Я. Педагогика высшей школы МВД России. СПб., 2003. 4. Мардахаев Л. В. Социальная педагогика. М., 2005. 5. Смирнов С. Д. Педагогика и психология высшего образования. М., 2001. 6. Столяренко А. М. Юридическая психология. М., 2000. 7. Николаева Л. Н. Некоторые проблемы формирования правовой культуры российского общества // Криминологические и психолого-педагогические проблемы правового воспитания. М., 2001.

——————————————————————