Юридическое образование в СССР в послевоенный период. Обучение. Часть 2

(Кодинцев А. Я.) («Юридическое образование и наука», 2008, N 3)

ЮРИДИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СССР В ПОСЛЕВОЕННЫЙ ПЕРИОД. ОБУЧЕНИЕ. ЧАСТЬ 2

А. Я. КОДИНЦЕВ

(Окончание. Начало в N 2/2008)

Кодинцев А. Я., заведующий кафедрой теории и истории государства и права Сургутского государственного университета, доцент, кандидат исторических наук.

В первый послевоенный год развитие системы высшего юридического образования принципиально не отличалось от военного периода. Постепенно увеличивалось количество студентов, директора вузов бились за возврат зданий, отобранных в годы войны. За 1945 г. не были освобождены помещения и общежития многих институтов. Здания Харьковского юридического института (далее — ХЮИ) и Минского юридического института имели лишь стены и перекрытия. Московский юридический институт (далее — МЮИ), имея 1890 студентов, располагал всего одним общежитием на 120 человек. В Саратовском институте в 1946 г. на 750 студентов — 16 аудиторий, лекции слушали стоя. В Свердловском юридическом институте (далее — СЮИ) на 615 студентов приходилось 11 аудиторий и 3 общежития. В 1945 г. в институты системы МЮ СССР был принят 2251 студент, в 1946 г. — 3756. По данным А. С. Смыкалина, в 1945 г. все ЮИ СССР выпустили 440 человек, в 1946 г. — 749. Юрфаки выпустили в 1946 г. 338 студентов. В 1945 — 1946 гг. в 9 институтах училось 6543 студента, на 9 факультетах — 2691. При таких мизерных выпусках потребность юристов в органах юстиции составляла 25000 юристов. Во всех аспирантурах СССР училось всего 57 человек. Максимальное число студентов училось в МЮИ (1259), минимальное — в Минском институте (364). По-прежнему допускались грубые нарушения. В Ташкентском юридическом институте (далее — ТЮИ) многие студенты принимались без аттестатов и вступительных испытаний. Нерегулярно собирались кафедры, низкой оставалась дисциплина преподавателей. Учебные группы состояли из 60 человек! <1>. ——————————— <1> См.: Из доклада министра юстиции СССР Н. М. Рычкова на совещании актива работников юстиции 20 декабря 1946 г. // Социалистическая законность. 1947. N 2. С. 1 — 6; Смыкалин А. С. Советская судебная система в послевоенные годы // Российская юстиция. 2002. N 12. С. 42; Шебанов А. Ф. Юридические высшие учебные заведения. М., 1963. С. 69; ГАРФ, ф. А-259, оп. 6, д. 4909, л. 153 — 159; ф. Р-9492, оп. 1, д. 125, л. 16, 45, 150; д. 127, л. 79; РГАСПИ, ф. 17, оп. 125, д. 419, л. 52 — 57.

В 1946 г. в СССР действовало 9 институтов, 9 юридических факультетов (ЛГУ, МГУ, ЕреванГУ, КиевГУ, ЛьвовГУ, АзербГУ, ЛатвГУ, ТартусГУ, ВильнюсГУ). Кроме того, существовал юридический факультет института торговли. Он готовил специалистов для внешней торговли. Также действовала Военно-Юридическая Академия (далее — ВЮА) при Политуправлении Советской Армии. Большинство вузов было сосредоточено в системе МВО СССР. Министерство унифицировало систему преподавания в юридических вузах. В соответствии с Постановлением ЦК ВКП(б) от 5 октября 1946 г. МВО СССР увеличивало количество юридических вузов и ежегодно увеличивало наборы студентов. В 1947 — 1950 гг. были созданы юрфаки в Ростовском, Одесском, Томском, Пермском, Среднеазиатском, Иркутском, Таджикском, Туркменском, Молотовском университетах. В 1953 г. открыт юридический факультет Киргизского университета. В юридических институтах был введен диамат, марксизм-ленинизм, увеличены часы на политэкономию. Увеличены часы на общетеоретические дисциплины. Вводилось шесть государственных экзаменов (основы марксизма-ленинизма, ТГП, гражданское право, гражданский процесс, уголовное право, уголовный процесс). 15 июля 1948 г. были утверждены новые учебные планы. Вводилась специализация по теории и истории государства и права. В 1948 — 1949 гг. сотрудники МЮИ и юрфака МГУ разработали новые программы. С 1949 г. все программы для вузов были составлены по единым образцам. МВО организовало подготовку ряда учебников. Было проведено всесоюзное совещание по обсуждению макета учебника по ТГП, составленного ИП АН СССР. В дискуссии участвовали 55 ученых, в том числе Вышинский, Трайнин, Строгович, Юшков, Генкин, Пионтковский. Критике подверглись авторы учебника Гурвич, Стальгевич. Они обвинялись в том, что мало упоминали Сталина, партию. Допустили включение в учебник буржуазных теорий. Как отмечал П. Соломон, многие учебники носили описательный характер, содержали догматический материал. МВО приняло институты в запущенном состоянии и занялось строительством учебных корпусов и общежитий. Министру Кафтанову не удалось добиться возвращения захваченных зданий, а строительство шло медленно <2>. ——————————— <2> См.: Ганин В. В. Государственная политика в области подготовки юридических кадров России (конец XIX — XX в.): Дис. … докт. юрид. наук. М., 2003. С. 193; История советского государства и права Узбекистана. Т. 3. (1937 — 1958 гг.). Т., 1968. С. 363; Соломон П. Советская юстиция при Сталине. М., 1998. С. 333; Шебанов А. Ф. Юридические высшие учебные заведения. М., 1963. С. 71 — 73; РГАСПИ, ф. 17, оп. 125, д. 419, л. 52 — 57; оп. 132, д. 65, л. 79 — 91; д. 73, л. 1 — 4.

В институтах продолжалась борьба за влияние. Директора пытались развивать свои учебные заведения. Так, директор ТЮИ Ш. А. Шамагдиев жаловался в ЦК ВКП(б) на бесконечные проверки ТЮИ. Заместитель директора Познанский (заведующий кафедрой уголовного права) подсиживал директоров, дискредитировал их, собирал компромат. Защищал своих выдвиженцев. Пытался устроить в институт свою жену — бывшую судью Ташкентского облсуда, осужденную за взятки. При Познанском было заменено 8 директоров института. В институте не хватало мебели. Так, из 1000 студентов 400 не имели стульев. Студенты прогуливали до 25% занятий. В 1946 г. институт окончили 49 человек, в 1948 г. — уже 216. Возросла аспирантура, увеличилось число кандидатов наук. По доносам Познанского в феврале 1949 г. в ТЮИ была направлена бригада во главе с заместителем МВО СССР Лазуновым. Результат ревизии обсудили на коллегии. В итоге по решению МВО СССР и ЦК КП(б) Узбекистана были сняты и Шамадиев, и Познанский. В 1946 г. в СЮИ обучалось 730 студентов, в 1951 г. — 1022 (по другим данным — 1600) (общежитие было рассчитано на 145 человек), заочно училось примерно 1100 студентов. За это время число студентов, обучающихся на неудовлетворительно, снизилось с 13,7 до 2,5%. За пять лет институт выпустил 1000 юристов. После войны в институте было всего девять человек с научными степенями, через пять лет уже 19. Всего было произведено 13 защит диссертаций. Тем не менее кафедры ежегодно не выполняли план НИР. Институт не выпускал ученые записки, большинство аспирантов не защищалось. Те, кто защищался, уезжали в Москву или Ленинград. Штат института предполагал 52 единицы, из них было замещено 44, в том числе 2 профессора и 9 доцентов. СЮИ не имело своего здания. Занятия проходили в три смены в здании УМЮ. Через год ситуация изменилась несущественно. НИР и учебно-методическая работа выполнялись слабо. В аспирантуре училось 14 аспирантов. 3 августа 1952 г. институт заключил договор творческого содружества со Свердловским УМЮ, облсудом и облпрокуратурой. Институт проводил с ними совместные совещания, привлекал к преподаванию практических работников, участвовал в обобщении практики, организовывал лекции для практических работников. К лету 1953 г. в институте работало 26 кандидатов наук и один доктор. В 1950 г. было выпущено 204 студента, в 1951 г. — 328, в 1952 г. — 219 студентов. Заработная плата преподавателей института составляла 190 — 790 рублей, а профессоров университета — 285 — 1800 рублей. А. С. Смыкалин приводит имена будущих крупных ученых, приехавших в СЮИ или закончивших в нем аспирантуру в тот период (М. И. Ковалев, С. С. Алексеев, О. А. Красавчиков, В. С. Якушев и другие) <3>. ——————————— <3> См.: Свердловский юридический институт. 1931 — 1981. М., 1981. С. 14 — 16; Смыкалин А. С. Советская судебная система в послевоенные годы // Российская юстиция. 2002. N 12. С. 42; РГАСПИ, ф. 17, оп. 132, д. 223, л. 1 — 47; ЦДООСО, ф. 4, оп. 49, д. 212, л. 55, 56, 74, 135; оп. 52, д. 213, л. 3 — 106.

Ежегодно увеличивались наборы студентов. В 1947 г. на юрфаки СССР было принято 1629 студентов, в институты — 3756. Летом 1948 г. в стационарных юридических вузах обучалось 16890 студентов. В 1948 г. в институтах числилось 10500 студентов, на юрфаках — 5000. Выпуски юрвузов (без ВЮЗИ) в 1946 г. составили 1079 человек, в 1947 г. — 1687, в 1948 г. — 2537 человек. Актив юстиции, прошедший 23 — 26 апреля 1948 г., в том числе обсуждал вопрос с подготовкой кадров. Большинство региональных работников подчеркивали непрофессионализм выпускников вузов. Все надежды возлагались на школы. Вновь был поставлен вопрос о возврате институтов в МЮ СССР. Такое же обсуждение состоялось на совещании в октябре 1948 г. <4>. ——————————— <4> См.: Совещание актива работников юстиции // Социалистическая законность. 1948. N 7. С. 30 — 31; Шебанов А. Ф. Юридические высшие учебные заведения. М., 1963. С. 71 — 73; ГАРФ, ф. Р-5446, оп. 50а, д. 4180, л. 48 — 50; РГАСПИ, ф. 17, оп. 132, д. 223, л. 1 — 47.

На пике кампании в 1949 — 1950 гг. (по данным П. Соломона) юридическое образование получали 48193 студента и слушателя. В том числе 32000 учились в вузах: 11772 — на дневном отделении, 21000 — на заочном, остальные в школах. Это в 3 раза превышало уровень 1940 г. В 1949 г. дипломы юристов получили 2153 студента-очника и 1828 заочников. Дипломы о среднем юридическом образовании получили 3000 слушателей. Их тут же принуждали поступать в высшие учебные заведения. В 1951 г. в юрвузах обучалось 18826 студентов. В 1948 г. 40% из них составляли демобилизованные. В 1947 — 1951 гг. юрвузы выпустили 12936 человек, ВЮЗИ — 5000, школы — 6816. При этом выпускники институтов, как правило, направлялись в суд и прокуратуру. В 1953 г. юрвузы окончили 4263 студента, в 1947 г. — 1209. Всего с 1947 по 1953 г., по данным А. Ф. Шебанова, диплом получили 20878 человек. В 1947 — 1952 гг. в МЮ СССР пришло 4864 выпускника вузов, в прокуратуру — 4560. В начале 50-х годов начался спад в подготовке юристов. Их число уже превышало потребности. В 1950 г. прекратился набор в ТЮИ. В 1952 г. Казанский институт вошел в состав Казанского университета <5>. ——————————— <5> См.: Очерки по истории юридических научных учреждений в СССР. М., 1976. С. 96, 98; Соломон П. Советская юстиция при Сталине. М., 1998. С. 331 — 332; Шебанов А. Ф. Юридические высшие учебные заведения. М., 1963. С. 71 — 73; РГАСПИ, ф. 17, оп. 133, д. 9, л. 129 — 131.

В связи с расширением набора студентов увеличивалось число преподавателей. Началась массовая подготовка кандидатов наук. В 1948 г. из 730 штатных преподавателей институтов только 83 имели степень докторов наук и 187 — кандидатов. 4 директора института не имели ученых степеней. Были сняты ряд преподавателей: Нудель (КЮИ) за спекуляцию, Любавский (СЮИ) за взятки, Анфингер (ЛЮИ) за контрреволюционную вылазку, Борисов (МЮИ) за антисоветскую деятельность. В 1947 г. институты приняли 115 аспирантов, в 1948 г. — 82. Общее число аспирантов в институтах и факультетах в 1947 г. составило 275 человек, в 1946 г. — 110. Общее число всех аспирантов на 25 октября 1948 г. достигло 327 человек. Из 40 аспирантов 1948 г. выпуска только 9 защитили диссертации. Аспирантов в юридических институтах в 1946 г. обучалось 97, а в 1953 г. — уже 268. В 1953 г. в аспирантурах юрфаков обучалось 132 человека. Преподавателей со степенью в 1948 г. было 38%, в 1953 г. — 60,7%. В 1947 — 1951 гг. аспирантуру окончили 350 человек, защитили диссертации 96. Данные А. Ф. Шебанова расходятся с архивными материалами. Так, по его мнению, в юрвузах в 1946 — 1950 гг. защитилось 43 доктора наук и 243 кандидата. В 1953 г. в юрвузах было 125 кафедр, 25% преподавателей работали по совмещению (в ВЮЗИ — 40%). В 1947 — 1950 гг. преподаватели юрвузов опубликовали только 45 крупных работ и 32 учебника. Приказ МВО СССР от 9 мая 1949 г. N 547 отмечал, что преподаватели юридических вузов допускали серьезные политические ошибки. В вузах и НИИ прошли заседания ученых советов по вопросам борьбы с проявлениями космополитизма. На них осуждалось принижение роли советского государства и права, русского народа, восхваление англо-американской демократии. Объявлялась борьба с космополитизмом. После этого МВО СССР и МЮ СССР заново пересмотрели программы по всем юридическим дисциплинам <6>. ——————————— <6> См.: Очерки по истории юридических научных учреждений в СССР. М., 1976. С. 96, 100; Передовая // Социалистическая законность. 1949. N 9. С. 2 — 3; Шебанов А. Ф. Юридические высшие учебные заведения. М., 1963. С. 75; ГАРФ, ф. Р-5446, оп. 50а, д. 4180, л. 48 — 50; РГАСПИ, ф. 17, оп. 132, д. 223, л. 1 — 47; оп. 133, д. 9, л. 132.

Обособленное положение занимала ВЮА. В 1947 г. по штатам мирного времени в состав ВЮА входил сухопутный факультет — 500 человек (позже 600), военно-морской — 100 (позже 150), курсы усовершенствования высшего юридического состава (далее — КУВЮС) — 150 (действовали с мая 1947 г.), высшие армейские курсы (далее — ВАК) — 50, заочный факультет — 1000 человек. В послевоенные годы в ВЮА работало 15 докторов и 44 кандидата наук. Всего 168 преподавателей и 16 кафедр. Было издано 120 работ. Срок обучения составлял 4 года и 6 месяцев. На ВАК и КУВЮС — 10 месяцев. В послевоенный период на сухопутном факультете было подготовлено 1200 человек, на военно-морском — 300, заочном — 1800, на КУВЮСе — 1600, ВАКе — 550 человек. Сотрудники академии по-прежнему, хотя и не так активно, как в годы войны, отстаивали теорию о создании отдельного военного права. В Академии, как и в годы войны, работали крупные ученые-юристы: С. А. Голунский, М. С. Строгович, В. М. Чхиквадзе, С. С. Студеникин и другие <7>. ——————————— <7> См.: Зорин А. М., Орлов Г. В. История военно-юридического образования в СССР. М., 1999; Хмара Н. И. Краткий очерк истории военно-юридического образования в России. М., 1999. С. 40 — 41.

Падение влияния Вышинского в системе юридического образования, передача институтов в систему МВО СССР, антисемитская кампания, развязанная Сталиным, — все это стимулировало конфликты в юридических учебных учреждениях СССР. В данном обзоре автор остановился лишь на нескольких аспектах длительной кампании травли, происходившей в 1948 — 1953 гг. 12 августа 1949 г. заседание бюро Краснопресненского РК ВКП (б) Московского горкома приняло Постановление «О подборе и расстановке кадров в МЮИ». По мнению райкома, подбор кадров был явно неудовлетворительный. 70 человек не имели званий, 80 — степеней, 65% преподавателей работали совместителями. За 10 лет из числа обучавшегося 101 аспиранта выбыли 37 человек, окончили без защиты диссертации 34 и защитили только 30. План НИР не выполнялся. Начальник Управления юридических вузов МВО СССР Г. Федькин механически утверждал кадры. Всего в 1949 г. в МЮИ обучалось 1854 студента, 44 аспиранта, действовало 13 кафедр и 142 научных работника. Средний стаж преподавателей составлял девять лет. Среди преподавателей русские составляли 74 человека, евреи — 56. Партийные органы были завалены анонимками на преподавателей института. По мнению доносчиков и коммунистов, в годы войны в институте образовалась «группа Б. А. Арсеньева» (директор в 1941 — 1943 гг.), которая целенаправленно принимала в институт евреев. В годы войны больше половины студентов были евреи. Из 42 защищенных в 1938 — 1949 гг. диссертаций 31 защитили евреи. При проверке работы института Арсеньев и его «группа» «оказали сопротивление» комиссии. В институте «группа» подверглась травле и обсуждению на собраниях по борьбе с космополитизмом. Видные ученые-евреи Арсеньев, Гурвич, Стальгевич, Зицер, Покровский, Рейхель, Пенкер были уволены из МЮИ. Впрочем, на этом история не закончилась. «Группа преподавателей, аспирантов и студентов» написала письмо Жданову, в котором утверждалось, что директор Бутов развернул антисемитскую травлю. В первую очередь травили старейшего ученого А. А. Пионтковского. Его регулярно обсуждал партком. Профессор Тройнюков написал разгромную рецензию на труд Пионтковского. Пионтковский одновременно являлся членом Верховного Суда (далее — ВС СССР), заведующим сектором ВИЮН и заведующим кафедрой уголовного права в МЮИ. Пионтковский, которого не раз травили и до этого (он работал в институте уже 27 лет), опубликовал в «Литературной газете» статью с критикой недостатков в работе советской юридической науки «За принципиальность в юридической науке». В ответ профессор Александров и директор Бутов развязали кампанию. Публикации статьи предшествовал конфликт, произошедший на Ученом совете института. Пионтковский жестко критиковал Н. Г. Александрова за грубые политические ошибки. Бутов смягчил это выступление. Тогда Пионтковский и опубликовал статью. Против Пионтковского объединились Федькин, Бутов, Ованесов (парторг). Пионтковского отстранили от заведования кафедрой. Часть преподавателей выступила на партсобрании в защиту ученого, и тогда их тоже стали травить. Доцент М. И. Якубович написал заявление в Министерство государственного контроля (МГК) СССР. Госконтролеры провели проверку института и подтвердили факт травли. Специальная комиссия МЮ СССР обследовала ВИЮН и признала правильность публикации Пионтковского. В специальном приказе министра Горшенина от 8 мая 1950 г. все обвинения в отношении Пионтковского снимались. Тем не менее травля в МЮИ продолжалась. Отдел агитации и пропаганды ЦК не поддержал Пионтковского. Конфликт принял тяжелый и затяжной характер. Бутова поддержал ИП АН СССР (Трайнин) и сектор уголовного права ВИЮН (И. Т. Голяков). Пионтковский критиковался в течение нескольких лет. За антимарксизм, за отсутствие критики буржуазных теорий. В 1952 г. некто И. Б. Гринберг написал донос в ЦК о создании в МЮИ антипартийной группы. Эта группа «оседлала» МЮИ и ВИЮН. У них есть «покровители в ЦК». Во главе «группы» стоял Бутов — директор МЮИ, Александров — глава «новой школы» в ТГП. А также Утевский, Зарубинский, Дурманов, Абрамов, Черниловский. На донос Гринберга наложились доносы А. М. Давидовича, которого Александров «выжил» из ВИЮНа, донос Юшкова и Б. С. Маньковского. Различные комиссии проверяли работу Бутова и его коллег <8>. ——————————— <8> РГАСПИ, ф. 17, оп. 132, д. 388, л. 9-206; оп. 133, д. 287, л. 4 — 83.

Зимой 1946 г. МЮ СССР проверило работу ВЮЗИ. В 1945 — 1946 гг. в ВЮЗИ было принято на 500 человек больше, чем запланировано. Около 1000 человек было принято с нарушением правил приема, т. е. без документов об образовании. Причем сколько принимали студентов, столько же и отчисляли. Директор ВЮЗИ рекомендовал директорам филиалов принимать безнадежных студентов повторно на 1-й курс, чтобы они не фигурировали как второгодники. Допускались финансовые нарушения. В 1945/46 гг. из ВЮЗИ было исключено 608 студентов. Директор ВЮЗИ С. С. Ващилин был снят со своего поста и новым директором назначен М. А. Шнейдер. После передачи ВЮЗИ в МВО СССР количество студентов стало быстро увеличиваться. Студентов-заочников в 1946 г. обучалось 12703, а в 1952 г. — 26000. В связи с резким увеличением числа студентов шли на различные нарушения. Чтобы нарастить число студентов, МВО СССР разрешило прием в ВЮЗИ лиц, не имеющих среднего образования, по представлению МЮ СССР! Однако поначалу наборы не выполнялись. План приема в ВЮЗИ выполнен в 1947 г. на 65,8%. Вместо 1800 принято 1189 человек. Особенно плохо набор проходил в БССР, УзбССР, УССР, КазССР, РСФСР. В 1948 г. в РСФСР план приема в ВЮЗИ составил 2019, заявлений было подано 2172, а вступительные экзамены сдали 645 человек. В 1946 г. в ВЮЗИ было принято 490 прокурорских работников, в 1947 г. — 1171. По-прежнему числилось много «вечных студентов». Член ВС АзербССР Яковлев являлся студентом с 1938 г., начальник УМЮ Бухарской области Игамбердыев — с 1939 г., председатель Калужского областного суда Кац — с 1940 г. В 1948 г. в РСФСР ВЮЗИ выпустил 120 студентов вместо 230 по плану. Всего в ВЮЗИ в 1948 г. числилось уже 16000 студентов <9>. ——————————— <9> См.: Горшенин К. Состояние работы судов, органов юстиции и о мерах ее улучшения // Социалистическая законность. 1948. N 7. С. 19 — 20; Звягинцев А. Г., Орлов Ю. Г. Приговоренные временем. Российские и советские прокуроры. XX век. 1937 — 1953 гг. М., 2001. С. 312; Из доклада министра юстиции СССР Н. М. Рычкова на совещании актива работников юстиции 20 декабря 1946 г. // Социалистическая законность. 1947. N 2. С. 2; Шебанов А. Ф. Юридические высшие учебные заведения. М., 1963. С. 73; ГАРФ, ф. А-259, оп. 6, д. 6350, л. 59, л. 104; ф. Р-5446, оп. 50а, д. 4180, л. 48 — 50; ф. Р-9492, оп. 1, д. 127, л. 58 — 59; оп. 1а, д. 544, л. 212; РГАСПИ, ф. 17, оп. 133, д. 9, л. 193.

Экстенсивный рост числа студентов сопровождался старыми проблемами. Многим казалось, что повторяется конец 30-х годов. Не хватало помещений, учебников, преподавателей. Занятия часто срывались, проводились беспорядочно. Тем не менее многие студенты выбрали ВЮЗИ. Как правило, в ВЮЗИ обучались работники юстиции, завершившие юридическое образование в правовых школах. В противном случае они находились под угрозой увольнения. Именно это и заставило их изменить свое отношение к образованию и стремиться приобрести его как можно скорее. Проблема заключалась в том, как обучиться, не учась. Поскольку многие преподаватели работали в органах юстиции, то организовать такое «образование» было сравнительно несложно. Конечно, это было довольно-таки ограниченное образование. Студенты заучивали материал самостоятельно. Изредка видели преподавателя, как правило, неквалифицированного. Не хватало помещений. Филиал в Киеве размещался в одной комнате, в Одессе занимал комнату в квартире директора. В библиотеке одесского филиала было 60 книг. Заочники, обучающиеся в районе, могли получать знания только во время сессии. Городские студенты оказывались в выгодных условиях. С 1951 г. студенты также сдавали шесть государственных экзаменов, а в заочном образовании вводится 5-летний срок учебы <10>. ——————————— <10> См.: Соломон П. Советская юстиция при Сталине. М., 1998. С. 334; Шахов Д. Приблизить Всесоюзный юридический заочный институт к слушателям // Социалистическая законность. 1948. N 10. С. 26 — 28.

В 1948 г. в ВЮЗИ было 28 филиалов, в 1950 г. — 29. Кроме того, существовали заочные отделения на юридических факультетах. Предлагалось создать консультационные пункты ВЮЗИ в областных центрах. Вместо этого филиалы выезжали в небольшие города. Поступали предложения упразднить часть филиалов и создать территориальные отделы ВЮЗИ. Они могли выполнять административные функции и руководить пунктами. Предлагалось прикреплять студентов к определенным преподавателям. Составить гибкий график сессий. С сентября 1950 г. филиалы ВЮЗИ входят как заочные отделения в юридические институты в тех городах, где были юридические институты. Сеть филиалов сокращалась. С 1949 г. директором ВЮЗИ был Я. А. Карасев (директор в 1938 — 1939 гг.). В апреле 1951 г. «сотрудники ВЮЗИ» (34 человека) написали заявление в отдел пропаганды и агитации ЦК. Карасев обвинялся в многочисленных грехах. Изгонял студентов, разваливал, растрачивал средства, писал фиктивные доклады, приставал к женщинам и т. д. Парторганизация института решила, что ему не место в ВЮЗИ. 22 мая 1952 г. вышел Приказ МВО СССР N 832 «О недостатках в работе ВЮЗИ». В приказе отмечалось, что, несмотря на ряд достижений (число студентов в 1950 г. достигло 22000), Карасев не обеспечил должного руководства. Отсев студентов в 1950 г. составил 2300 человек, в 1951 г. — 2914. Тем не менее министр вынес директору только строгий выговор. Число студентов росло. На 1 июля 1949 г. в ВЮЗИ обучалось 2740 студентов (в РСФСР), на 1 января 1950 г. — 3434, на 1 марта 1953 г. — 3242 студента. Летом 1953 г. в ВЮЗИ обучалось 2614 народных судей СССР. Всего в 1952 г. на заочных отделениях и филиалах обучалось 26000 студентов. Выпуск заочников в СССР в 1952 г. составил 2750 человек, в 1953 г. — 3600 <11>. ——————————— <11> См.: Очерки по истории юридических научных учреждений в СССР. М., 1976. С. 96; Шахов Д. Приблизить Всесоюзный юридический заочный институт к слушателям // Социалистическая законность. 1948. N 10. С. 26 — 28; Шебанов А. Ф. Юридические высшие учебные заведения. М., 1963. С. 74; ГАРФ, ф. А-259, оп. 6, д. 6350, л. 2; ф. А-353, оп. 13, д. 173, л. 47; РГАСПИ, ф. 17, оп. 133, д. 9, л. 158 — 177.

П. Соломон отмечал явное нежелание малообразованных судей повышать свою квалификацию. Неоднократные понуждения НКЮ СССР и Прокуратуры СССР с 1944 г. должного эффекта не приносили. Но пока руководство юстиции отделывалось угрозами, их никто серьезно не воспринимал. По мнению П. Соломона, работники органов юстиции прямо-таки презирали юридическое образование. В 1946 г. в РСФСР действовало 12 школ. Московская школа не имела своего помещения и размещалась в обычной школе. Ростовская школа находилась в Таганроге и не имела преподавателей. Саратовская школа не имела помещения и общежития и проводила занятия в юридическом институте. Учащиеся слушали лекции стоя. Горьковская школа не имела своего помещения. Занятия проводились в лагере для военнопленных. Свердловская школа не имела своего помещения и проводила занятия в здании СЮИ только вечером. Новосибирская школа получила обратно свое здание, но в полуразрушенном состоянии. Общежития не имела. Хабаровская школа ютилась в подвале краевого суда. Общежития не имела. Иркутская школа не имела своего помещения (здание захвачено госпиталем). Казанская школа не имела общежития. Только Куйбышевская и Якутская школы имели свои помещения. В последующие годы материальное положение школ существенно не улучшилось <12>. ——————————— <12> См.: Соломон П. Советская юстиция при Сталине. М., 1998. С. 328; ГАРФ, ф. А-259, оп. 6, д. 4909, л. 153 — 159.

Согласно постановлению СНК СССР 1944 г. слушатели от 23 до 35 лет учились по направлениям. Работники органов юстиции предпочитали принимать на работу выпускников школ, взрослых людей. Зачастую работники органов юстиции учились в школах. Прежде всего в них попадали лица с незаконченным средним образованием. Диплом с аттестатом о среднем правовом образовании становится минимумом, необходимым при занятии должности судьи или прокурора. Правила зачисления нарушались. Так, в 1946 г. директора школ зачислили 200 учащихся, не достигших 23 лет. С законченным средним образованием было принято только 65%. И из них многие не представили документы об образовании. В 1945 г. из школ было отчислено 744 человека. Большинство преподавателей работали как совместители. Теоретический уровень преподавателей был очень низким. 176 человек не сдали ГЭК. По словам П. Соломона, большинство выпускников были демобилизованными участниками войны и членами партии с очень ограниченными знаниями. В 1946 г. в школах СССР училось 5690 учащихся, отсев за 1946 — 1947 гг. составил 570 человек. В 1947 г. план выпуска составил 2658, было выпущено 2370. Государственные экзамены, проведенные в школах в РСФСР, показали слабые знания. Половина учащихся сдавали марксизм-ленинизм на «посредственно». Особенно плохо обучение обстояло в среднеазиатских республиках. В школах в СССР из 663 преподавателей только 190 состояли в штате. Допускалось упрощенчество в занятиях. Производственная практика проходила неудовлетворительно. Во многих школах она вообще не проводилась. Плохо была организована политико-воспитательная работа. Программы рассылались с опозданием на полгода. Многие программы не соответствовали учебному плану. В 1944 г. в школы РСФСР было принято 1900 слушателей, окончили — 1654. В 1946 г. принято 1848. В 1947 г. в 12 школах обучалось 3529 человек. Таллинская юридическая школа открылась 1 марта 1945 г. На 1-м курсе слушатели проходили курс 644 часа, на втором — 686. Изучали эстонский язык, русский язык, марксизм-ленинизм, политэкономию, основы бухучета. Изучались только основные юридические дисциплины. На заочном отделении школы срок обучения составлял три года. Вскоре на нем учились 105 человек. Штатные кадры составлял только директор школы и его заместитель. Остальные были работники МЮ ЭССР, Прокуратуры ЭССР. Несмотря на все старания директора, успеваемость и посещаемость заочников была очень низкой. Выпускники школы сдавали пять государственных экзаменов: по марксизму-ленинизму, уголовному праву, уголовному процессу, гражданскому праву и гражданскому процессу. За 10 лет школа выпустила 500 юристов. Вильнюсская юридическая школа за 1945 — 1953 гг. выпустила 428 юристов (263 очника, 165 заочников) <13>. ——————————— <13> См.: Власов В. За дальнейший подъем юридического образования и советской науки права // Социалистическая законность. 1947. N 11. С. 25; Из доклада министра юстиции СССР Н. М. Рычкова на совещании актива работников юстиции 20 декабря 1946 г. // Социалистическая законность. 1947. N 2. С. 2; Лякас А. Основные черты истории советского суда в Литве (1918 — 1958 гг.): Автореф. дис. … канд. юрид. наук. Вильнюс, 1962. С. 18 — 19; Раудсалу В. Создание советской системы юстиции в Эстонии // Советское право. Таллин, 1985. С. 359 — 361; Соломон П. Советская юстиция при Сталине. М., 1998. С. 335; Шебанов А. Ф. Юридические высшие учебные заведения. М., 1963. С. 78 — 79; ГАРФ, ф. А-259, оп. 6, д. 4909, л. 139 — 142; ф. Р-5446, оп. 50а, д. 4180, л. 87 — 89.

После постановления ЦК ВКП(б) от 5 октября 1946 г. наборы слушателей резко возросли. В РСФСР в конце 40-х годов каждый год набор в школы в среднем составлял 1800 человек на очные отделения. В сентябре 1947 г. в школы в СССР было зачислено 2929 учащихся. В 1947 г. были организованы школы в Минске и Львове. В школах на 1 января 1948 г. училось 5725 человек. План набора выполнялся на 102%. С отступлением от правил было принято 117 человек. Такой прием допускался только в западных районах СССР, где принимались лица с 7-летним образованием. В школах возросло число лиц коренной национальности. За 1,5 года было издано 15 учебников. Начался перевод учебников на национальные языки. В 1949 г. преподавание в юридических школах постепенно улучшалось. Количество заявлений превышало планы приема. 25% преподавателей имели ученые степени и звания. Проходили конференции по марксизму-ленинизму. Но, по мнению начальника УУЗ МЮ СССР, многие преподаватели недостаточно раскрывали сущность буржуазного права. Большинство школ были обеспечены учебными помещениями. Но при этом не были организованы учебные кабинеты. План приема по СССР на 1949 г. составил 2930 человек, поступило 4813 заявлений. В 1949 г. в РСФСР школы закончило 1711 человек, ГЭК сдали 1686. Монополия МЮ на среднее юридическое образование пос тепенно размывалась. В 1949 г. в Ленинграде была открыта первая следственная школа Прокуратуры СССР. Учебный план был рассчитан на два года. Основной упор был сделан на изучение криминалистики <14>. ——————————— <14> См.: Бордонов С. Юридические школы перед новым учебным годом // Социалистическая законность. 1949. N 9. С. 7 — 11; Звягинцев А. Г., Орлов Ю. Г. Приговоренные временем. Российские и советские прокуроры. XX век. 1937 — 1953 гг. М., 2001. С. 337; ГАРФ, ф. Р-9492, оп. 1, д. 152, л. 36; оп. 1а, д. 544, л. 210 — 212; ГАСО, ф. Р-1574, оп. 1, д. 149, л. 97, 105.

В 1950 г. в РСФСР обучалось 2944 слушателей, в том числе 1763 очника, 297 экстернов, 884 заочника. В 1950 г. в РСФСР было принято 1800 очников согласно плану, на заочные отделения — 730 человек. К лету 1952 г. в СССР оставалось 25 школ. В 1950 г. было выпущено 2820 человек, в 1951 г. — 2721, в 1952 г. — 2712 человек. Штат сотрудников школ в СССР на 1 июля 1953 г. составлял 215 (работало 205), из них 148 с высшим юридическим образованием. В 1951-1952 учебных годах в РСФСР по неуважительным причинам было пропущено 9433 часа. Отсев учащихся составил 138 человек (50 за аморальные проступки). Сохранился «условный» перевод студентов с курса на курс. В 1952 г. лучшими были признаны школы в Свердловске, Ленинграде, Харькове, Горьком. Активно проводились конференции. Приводился положительной пример Свердловской школы. Большинство преподавателей являлись штатными сотрудниками. Многие работали в СЮИ. Также преподавали председатель областного суда, члены суда и т. д. На занятиях напрямую использовались судебные дела. Учащиеся посещали судебные заседания. В школе проводились теоретические конференции, совещания с практическими работниками, семинары. В школе работали предметные кружки по отраслям права. Плохо обстояло дело в Новосибирской, Хабаровской, Минской школах. Учебные планы нарушались. В Новосибирской школе контроль над качеством преподавания велся формально. Особенно плохо преподавался марксизм-ленинизм. Учащиеся слабо участвовали в семинарских занятиях по этому предмету. Также обстояло дело с политической экономией. В ряде школ слабо работали педсоветы и предкомиссии. Роль педсоветов в целом была принижена. Педсоветы некритически относились к качеству преподавательской работы. Тексты лекций не обсуждались. Предметные комиссии рассматривали вопросы формально. В марте 1953 г. состоялось совещание директоров российских правовых школ по вопросам улучшения преподавания. Совещание констатировало, что УУЗ МЮ СССР и ОЮШК МЮ РСФСР отдавали дублирующие указания. Не хватало НПА, регулирующих деятельность школ. По-прежнему МЮ РСФСР с опозданием присылало материалы, учебники. Совещание рекомендовало изменить Устав юридических школ, уточнить права директоров в сторону расширения. Добивались принятия выпускников школ в юридические институты без экзаменов <15>. ——————————— <15> См.: Бордонов С. Новый учебный год в средних юридических учебных заведениях // Социалистическая законность. 1952. N 10. С. 35 — 39; Иванова В. Задачи юридических школ и курсов в новом учебном году // Социалистическая законность. 1953. N 8. С. 22 — 25; Петрищева Г. Как Свердловская юридическая школа осуществляет связь теории с практикой // Социалистическая законность. 1952. N 11. С. 51 — 54; ГАРФ, ф. А-353, оп. 13, д. 152, л. 11; д. 589, л. 1 — 10; ф. Р-9492, оп. 1а, д. 749, л. 77; ГАСО, ф. Р-1574, оп. 1, д. 172, л. 23, 221; РГАСПИ, ф. 17, оп. 133, д. 287, л. 131 — 132.

По-прежнему самой отсталой частью образования было заочное правовое обучение в правовых школах. После ликвидации заочных школ отделения подчинялись очным школам. Складывалось впечатление, что директора школ как бы не замечали существование заочных отделений. Они старались переложить руководство этими отделениями на методистов УМЮ. Школы имели консультационные пункты. Например, Свердловская юридическая школа (далее — СЮШ) имела пункты в Молотове, Кургане, Челябинске, Тюмени. В РСФСР в 1945 г. на заочных отделениях план выполнили только 10% обучающихся народных судей. Итоги заочных сессий школ в РСФСР в 1946 г. были признаны неудовлетворительными. Явилось 65,8% заочников. В отдельных областях явилось менее половины, а в ряде мест сессии вообще не были проведены. Качество преподавания никто не контролировал. Большинство народных судей при сдаче экзамена по русскому языку получали двойки. Произвольно менялся учебный план. 26 декабря 1946 г. в «Известиях» вышла статья «Недоучки в юридической школе». Из статьи читатели узнавали, что Ленинградская школа плохо обеспечена учебниками, инвентарем. Сессии часто срывались, преподаватели получали незаконные оклады. П. Соломон приводит пример, когда в Мордовской АССР гражданский процесс преподавал работник юстиции, который сам в то время учился на 2-м курсе ВЮЗИ и еще не сдал экзамен по этому предмету <16>. ——————————— <16> Из доклада министра юстиции СССР Н. М. Рычкова на совещании актива работников юстиции 20 декабря 1946 г. // Социалистическая законность. 1947. N 2. С. 3; Соломон П. Советская юстиция при Сталине. М., 1998. С. 335; ГАРФ, ф. А-353, оп. 13, д. 87, л. 37 — 38, 57 — 59; ГАСО, ф. Р-1574, оп. 1, д. 173, л. 125.

После принятия постановления ЦК ВКП(б) от 5 октября 1946 г. произошел экстенсивный рост числа учащихся. Ежегодный прием на заочные отделения в РСФСР возрос со 250 до 750 слушателей. Зачастую грубо нарушались правила приема. В 1947 г. план приема в российские заочные отделения средних школ выполнен на 132%, план выпуска — на 90,5%, отсев составил 33,4%. Второгодничество составляло 30%! На сессию явилось 65,8% учащихся. Такой большой процент второгодников сохранился и в следующем году. Только половина заочников вносила плату. Учет заочников был неудовлетворительным. В Алма-Атинской школе в личных делах не было листков по учету кадров, фотокарточек, документов об образовании. Во всех школах СССР к 1946/47 гг. обучалось 13625 заочников. Отсев за год составил 27,7%. К концу года осталось 11087 заочников. Из них 5288 (47,7%) осталось на второй год. Аппарат заочных отделений состоял из заведующего, методиста-консультанта и секретаря. Они не справлялись с работой. УМЮ также стали заниматься с заочниками. В 1947 г. в РСФСР на сессии явилось 73,3% учащихся, в 1948 г. — 76,3%. Ни один ученик не сдал экзамены на отлично или хорошо. Второгодников было 20%. В отдельных областях их доля достигала 70%. Отдельные заочники числились с 1940 г.! В 1948 г. число второгодников на заочных отделениях правовых школ России достигало 130 человек, в 1949 г. — 122. Отсев в 1947 — 1948 учебном году составил 141 человек (35,3%). Явка учащихся равнялась 50 — 70%. В СССР в 1947 г. выпуск заочных отделений составил 1126 человек, в 1948 г. — 1856 (160% к плану), в 1949 г. — 2118. План приема в 1948 г. был выполнен. В 1948 — 1949 учебном году более половины экзаменов было сдано на отлично и хорошо. Но число второгодников составило 20,8%. В отдельных школах (Новосибирской, Алма-Атинской) — свыше 50%. Явка заочников на учебные сессии составила 83% (меньше половины в Харьковской, Алма-Атинской, Новосибирской школах). План предоставления письменных работ был выполнен на 57,6% (в РСФСР — на 52%). Сроки учебных сессий срывались. УМЮ не контролировали заочников. Сотни задолжников были допущены к ГЭК с академическими долгами. Педсоветы и предкомиссии работали плохо. Стенографирование проводилось редко. Учебников не хватало. В 1948/1949 гг. в СССР число преподавателей на заочных отделениях с учеными степенями выросло с 4,5 до 11,1%. Снизилось до 3% число лиц без высшего образования. В 1949 г. в СССР число преподавателей с ученой степенью за год возросло с 16,9 до 23,2%. Качество рецензий оставалось низким. Улучшилась работа педсоветов и предкомиссий. Количество второгодников снизилось с 26,1 до 16,1% в 1948 — 1949 гг. <17>. ——————————— <17> См.: Бордонов С. Юридические школы перед новым учебным годом // Социалистическая законность. 1949. N 9. С. 7 — 11; ГАРФ, ф. А-353, оп. 13, д. 88, л. 62 — 64; д. 96, л. 143; д. 105, л. 92 — 93; д. 123, л. 53 — 54; ф. Р-5446, оп. 50а, д. 4180, л. 87 — 89; ГАСО, ф. Р-1574, оп. 1, д. 150, л. 1 — 2, 72, 88 — 90; д. 172, л. 48.

26 ноября 1947 г. вышел Приказ МЮ СССР «О мероприятиях по улучшению среднего заочного юридического образования». Он ужесточал порядок обучения в школах. Лица, которые не выполняли учебный план, подвергались опросу с выяснением причин невыполнения. Лица, недобросовестно относящиеся к учебе, могли быть исключены из школы. Директора школ должны были регулярно сообщать руководителям органов юстиции о выполнении их работниками учебных планов. Проводилась проверка преподавательского состава на предмет квалифицированности. Очные группы могли быть организованы только в месте нахождения школы. МЮ и УМЮ должны были оказывать помощь юридическим школам в организации занятий с заочниками, обеспечить школы помещениями, беспрепятственно отпускать заочников на учебные сессии и занятия очных групп, предоставлять заочникам не менее трех вечеров для занятий в неделю, обеспечить контроль над выполнением учебного плана. Запрещалось использовать консультантов по переподготовке кадров на других работах. Отдел школ и курсов МЮ РСФСР должен был осуществлять общее руководство консультантами. Директора школ должны были усилить руководство заочными отделениями, чаще рассматривать вопросы по заочному образованию на педсоветах и предкомиссиях. Мелочная организация учебного процесса приводила к параличу. Так, в 1948 — 1949 гг. МЮ РСФСР, регулируя учебную деятельность заочных отделений правовых школ, принимало массу приказов и директив, которые противоречили друг другу. Так, министерство то запрещало преподавать логику и русский язык, то разрешало. Ввело контрольные задания по марксизму-ленинизму, но в течение двух лет не могло направить по ним задания. Присылали учебники по предметам, но не присылали программы, и наоборот. Не хватало многих учебников. Составлялись неудачные графики. Министерство определяло, какие предметы включать в график <18>. ——————————— <18> См.: Мордвинов С. Улучшить руководство заочным образованием // Социалистическая законность. 1949. N 7. С. 9 — 11; Сборник приказов и инструкций МЮ СССР. 1936 — 1948 гг. М., 1949. С. 114 — 116.

С 1948 г. установился активный контроль над средним заочным юридическим образованием. МЮ УССР проверяло работу УМЮ по организации заочного обучения. Учебно-экзаменационные сессии проходили более организованно. Явка учащихся повысилась. Наибольшие успехи отмечались в Московской, Саратовской, Горьковской, Кишиневской, Одесской школах. Их директора были премированы. Однако в целом ситуация была неудовлетворительной. Заочники в период между сессиями мало занимались предметами. Школы не обеспечивали заочников учебниками. Явка на сессии была низкой. В отдельных случаях работников задерживали. Например, начальник УМЮ по Амурской области Невзоров сам не являлся на сессии и не отпускал на них подчиненных ему работников. Качество лекций было невысоким. Один преподаватель читал лекции по 4 — 5 предметам. В Барнауле занятия по истории государства и права СССР и по русскому языку вел преподаватель, окончивший факультет иностранных языков. Качество преподавания на коллегиях министерств не обсуждали. Педсоветы и предметные комиссии вопросами качества преподавания и методической работы на заочных отделениях не занимались. Заочники из-за отсутствия учебников готовились к экзаменам только во время сессий. Допускали заочников к ГЭК с академической задолженностью. Грубо нарушались сроки проведения учебных сессий. Под влиянием МЮ работа школ в 1949 — 1951 гг. была активизирована. Пытались соблюдать методические указания и положения. Показатели улучшались. Преподаватели ездили по консультационным пунктам, где проводили консультации. Проводились дополнительные сессии. Велось стенографирование. Заработали предметные комиссии. Проводились открытые уроки. В 1949 — 1950 гг. повышалась явка на сессии. Проводились дополнительные сессии. Были введены заместители директора школы по заочному образованию. Юридическими школами фактически не управляли. Не рассылали планы работ, методические указания, не контролировали выполнение письменных работ. В начале 1950 г. прошла серия проверок школ со стороны МЮ РСФСР. Школы не извещали УМЮ о сроках сессий. Ряд школ «условно» переводил учащихся с академической задолженностью с курса на курс. Нарушался учебный план. Так, учащиеся разных курсов сдавали предметы с разных курсов. Летом 1949 г. прошла ревизия МЮ СССР школ в УССР. На Украине второгодничество школьных заочников достигало 23%. Явка была низкой, план работ не выполнялся. В большинстве школ не было штатных преподавателей. Особенно плохо обстояло дело в Новосибирской школе. Руководство не знало контингента учащихся (нет личных дел), перевод с курса на курс производился вне зависимости от учебного плана, принимались лица, не имеющие среднего образования. Заочным образованием никто не занимался. Качество рецензий не проверялось. Из 715 учащихся заочников (по РСФСР) план выполнили только 72. Многие слушатели имели большие долги по оплате. В СЮШ летом 1949 г. состояло 370 учащихся. На сессию явилось 231, отчислено 107, 130 учащихся являлись второгодниками (из 223). В 1950 г. несколько директоров были сняты со своих постов (Свердловская, Новосибирская школы) <19>. ——————————— <19> См.: Тодорский Ю. За улучшение среднего заочного юридического образования // Социалистическая законность. 1949. N 9. С. 12 — 15; ГАСО, ф. Р-1574, оп. 1, д. 149, л. 88; д. 150, л. 7, 46 — 48; д. 173, л. 112 — 119.

На рубеже десятилетий местные работники прилагали активные усилия по улучшению положения в заочном образовании. В 1949 — 1951 гг. после Приказа МЮ СССР от 29 июля 1949 г. СЮШ проделал ряд мероприятий. Преподаватели обсуждались на педсоветах, слушатели были обеспечены учебниками, программами, методиками, предметные комиссии проверяли рецензии. Однако эффект был небольшим. Неуспеваемость в СЮШ в 1951/1952 учебном году составила 50%. Вместо 830 письменных работ было сдано 518. В 1951/1952 учебном году работа заочных отделений оставалась неудовлетворительной. В отдельных школах (Петрозаводская, Вильнюсская) на сессию явилось менее 50% учащихся. Число задолжников в школах составляло 31,7%. Наконец, в 1952 г. работа заочных отделений немного улучшилась. Исключение составили школы, находящиеся на Востоке СССР. Там сохранялся огромный отсев. В среднеазиатских республиках отсеялось 45% заочников. В 1952 — 1953 гг. около 30% работников юстиции училось в ВЮЗИ и заочных отделениях школ <20>. ——————————— <20> ГАСО, ф. Р-1574, оп. 1, д. 150, л. 9 — 11; д. 173, л. 23 — 34, л. 73, 95 — 99, 123.

В первый послевоенный год министерства юстиции проводили небольшие курсы по подготовке и переподготовке юристов. В 1946 г. МЮ СССР запланировал проведение 3-месячных курсов на 700 человек. В 1946 г. МЮ СССР организовало 3-месячные курсы для народных судей и нотариусов и 6-месячные — для народных судей. Курсантам выплачивалась стипендия 400 руб. в месяц. МЮ республик, как правило, организовывали 3-месячные курсы. Постановление ЦК ВКП(б) от 5 октября 1946 г. обязало МЮ организовать различные курсы по времени и тематике. МЮ СССР организовало во многих городах 9-месячные курсы (на 850 человек), а в Москве годичные курсы усовершенствования юристов. Однако из-за медлительности Рычкова часть курсов в 1947 г. не была открыта. Высшие курсы не были открыты более года. Чтобы удержать юристов на таких длительных курсах, за ними сохранялась оплата. Высшие курсы усовершенствования заработали в начале 1948 г. До 1953 г. они ежегодно принимали по 200 человек. В 1950 г. было переподготовлено 182 слушателя, в 1951 г. — 156, в 1952 г. — 177. На 9-месячные курсы ежегодно набирали по 850 человек. В 1948 г. был переподготовлен 631 курсант, в 1949 г. — 546, в 1950 г. — 791, в 1951 г. — 740, в 1952 г. — 506 курсантов. В том числе в 1952 г. 9-месячные курсы окончили 255 народных судей, в 1953 г. — 284. В начале 50-х годов при курсах существовали свои предметные комиссии и педсоветы. Но они фактически не работали. С 1948 г. МЮ СССР проводило семинары среди работников юстиции и суда по повышению теоретических знаний. В том числе по классикам марксизма-ленинизма. Семинары проводились два часа в неделю <21>. ——————————— <21> См.: В МЮ СССР // Социалистическая законность. 1946. N 9. С. 27; В МЮ СССР // Социалистическая законность. 1948. N 12. С. 44 — 45; Иванова В. Задачи юридических школ и курсов в новом учебном году // СЗ. 1953. N 8. С. 22 — 25; ГАРФ, ф. Р-5446, оп. 50а, д. 4180, л. 87, 89; ф. Р-9492, оп. 1а, д. 749, л. 95; РГАСПИ, ф. 17, оп. 133, д. 287, л. 133.

МЮ республик организовывали курсы по разнарядке, спускаемой из МЮ СССР. В 1945 — 1949 гг. МЮ ЭССР организовывало 3-месячные курсы для судей, нотариусов, адвокатов. 10 сентября 1946 г. в Эстонии были созданы постоянно действующие семинары для работников органов юстиции. С 1948 г. МЮ жестко контролировали образовательный уровень народных судей. Так, с народными судьями, не имеющими юридической подготовки, проводились месячные семинары, судьи принудительно оканчивали школы, лица, направленные на избирательную кампанию, возвращались на курсы, все народные судьи, имеющие среднее юридическое образование, в обязательном порядке направлялись в ВЮЗИ. Народных судей без юридического образования рассматривали как временных работников. Подобные же курсы проводила и Прокуратура СССР. В начале апреля 1949 г. в Ленинграде начали работу курсы Прокуратуры СССР по переподготовке старших следователей. Учебный план составлялся на один год. С 1950 г. стали организовываться курсы при республиканских прокуратурах. Как правило, они составляли шесть месяцев. Модно было проводить учебно-методические конференции и семинары по отдельным правовым вопросам <22>. ——————————— <22> В МЮ СССР // Социалистическая законность. 1949. N 6. С. 45; Звягинцев А. Г., Орлов Ю. Г. Приговоренные временем. Российские и советские прокуроры. XX век. 1937 — 1953 гг. М., 2001. С. 337; Раудсалу В. Создание советской системы юстиции в Эстонии // Советское право. Таллин, 1985. N 3. С. 215 — 216; N 5. С. 359.

Экстенсивный и взрывообразный рост всех видов юридического образования в послевоенный период был спровоцирован постановлением ЦК ВКП(б) от 5 октября 1946 г. Для обеспечения правоохранительных органов квалифицированными кадрами была развязана настоящая образовательная кампания. Поскольку рост был слишком резким, подготовка была плохо организована, кадры получали формальное образование. Были подготовлены десятки тысяч юристов. Получившие высшее юридическое образование стремились уйти в доходные юридические сферы, в промышленность, в адвокатуру. Органы юстиции в основном пополнялись лицами со средним юридическим образованием.

——————————————————————