Психические эмоциональные состояния человека как фактор его взаимодействия со средой

(Петин И. А.)

(«Юридическая психология», 2008, N 3)

ПСИХИЧЕСКИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ СОСТОЯНИЯ

ЧЕЛОВЕКА КАК ФАКТОР ЕГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СО СРЕДОЙ

И. А. ПЕТИН

Петин И. А., член РАЮН, доцент кафедры уголовного права ФГОУ ВПО ОГАУ, кандидат юридических наук.

Эмоциональные состояния субъекта нередко рассматривались при исследовании личности преступника, вопросов вменения уголовной ответственности или освобождения от нее. В теории не отрицается, что эмоции являются обязательным компонентом любой человеческой деятельности, в том числе и преступной, представляя собой чувства и переживания, которые индивид испытывает в процессе своего поведения (Ю. М. Антонян, П. С. Дагель, М. И. Еникеев, Н. Г. Иванов, Д. П. Котов, В. В. Лунеев, О. Д. Ситковская, В. Е. Эминов и другие). Ранее существующие периферические, или моторные, теории механизма эмоциональной регуляции, начиная от Г. Спенсера и Ч. Дарвина, через учение И. М. Сеченова — И. П. Павлова привели к современным представлениям действия этого механизма. Их историческая миссия, как заметил А. Н. Леонтьев, была выполнена, на их место пришли центральные теории, хотя раскрытия своеобразия эмоциональных процессов в результате не произошло.

Одной из важных закономерностей психологии, без которой уголовное право просто не может обойтись, является то, что психика индивида представляет собой неразрывное единство познания, чувств и воли. Учитывая это единство, Б. С. Утевский ставил вопрос об эмоциях как одном из признаков вины, установление которого необходимо не только для выявления степени вины подсудимого, но и для разрешения вопроса о наличии или отсутствии вины в действиях последнего. Б. С. Волков подчеркивал, что в психической деятельности, составляющей содержание субъективной стороны преступления, все процессы, а именно интеллектуальные, волевые и эмоциональные, протекают в полном единстве и взаимообусловленности.

Тем не менее для исследования эмоциональных состояний и их роли в поведении субъекта не находилось должного внимания, а в теоретических курсах уголовного права данный вопрос нередко обходился стороной, в особенности ранее. Соответственно, и отражения в уголовном законодательстве эмоции до настоящего времени не получили. Уголовно-правовое значение признается только в случае сильного эмоционального возбуждения, именуемого аффектом (физиологическим или патологическим), исследования которого в теории проводились (Н. Г. Иванов). Это частный случай общей проблемы учения об уголовной ответственности, которое, как отмечает В. С. Прохоров, имеет больше экстенсивный характер, когда мнения криминалистов чаще расходятся, чем сближаются. В свою очередь, такой характер является следствием отсутствия до сих пор общей (вернее, системной. — Прим. авт.) теории юридической ответственности.

Эмоциональные состояния человека являются определенным индикатором, указателем на установки, модели поведения, формируемые предшествующим жизненным опытом. Однако в правоприменительной деятельности им явно уделяется недостаточное внимание. На это неоднократно указывал В. В. Лунеев, который в ходе дискуссии с противниками такой точки зрения обращал внимание на то, что последние исходят из ошибочной идеи примата уголовного права над психологическими реалиями, а затем из еще не отжившего совсем порочного примата социалистической идеологии над реалиями криминологическими. Последовательно отстаивая отраженный в законодательстве принцип субъективного вменения, В. В. Лунеев резонно замечает и настаивает на том, что если под виной понимается психическое отношение субъекта к своим действиям и их последствиям, то оно «не может быть внеэмоциональным». Иначе правоведение, государственные науки, политическая экономия и другие общественные науки оказываются лишенными принципиального и верного ориентира своего развития. Важным представляется обнаруженная Л. И. Петражицким взаимосвязь эмоций с познавательной функцией человека, с его чувствами, волей, поведением. В процессе исследований было установлено, что суждения не только являются, по сути, эмоциональными актами, но и под воздействием новых фактов участвуют в образовании новых суждений и умозаключений. Без суждений же невозможно никакое осознание, предвидение и тем более желание, что уже свидетельствует о прямой причастности эмоций к вине.

К общему недостатку существующих в настоящее время теорий эмоций можно отнести то, что большинство теорий раздельно подходит к рассмотрению вопросов воли, поведения и эмоциональных состояний. Хотя все указанные явления имеют место быть одновременно в поведении человека. Исходя из целостности и взаимосвязанности явлений внутреннего мира человека и окружающей действительности, названной В. И. Вернадским ноосферой, к адекватно отражающей реальность теории эмоций можно относить лишь те, которые учитывают единство внутреннего и внешнего мира и предлагают структуру и механизм эмоций, позволяющий объяснить и соединить вместе самые различные данные, полученные экспериментальным путем.

Раскрытие сущности эмоций и их роли для человека, а равно для квалификации деяния возможно в том случае, если учитывать, что индивид представляет собой биоэнергетическое информационное существо, которое может благополучно развиваться при наличии достаточных ресурсов жизненной энергии и ее беспрепятственного оборота через органы и системы человека. Именно энергетический потенциал личности является для нее наивысшей и реальной ценностью, а остальные, полученные или навязанные в процессе социализации, не имеют реальной практической ценности. Эмоции, в свою очередь, являются опосредованным критерием влияния жизненных ситуаций на энергетический статус личности, а степень эмоционального состояния свидетельствует о степени значимости или проблемности жизненной ситуации для субъекта. Проблема заключается в том, что сознательное поведение тесно взаимодействует с неосознанной сферой индивида.

Указанные явления также имеют в своей основе энергетическую составляющую, изменение которой подчинено определенной закономерности. Еще во второй половине XIX в. Л. Больцманом было установлено, что эволюция замкнутой системы осуществляется в направлении наиболее вероятного распределения энергии. В 30-х годах прошлого века энтропия стала основой теории информации (Л. Сциллард, К. Шеннон). К середине XX в. работами Э. Шредингера понятие энтропии расширилось до понимания ее как меры дезорганизации систем любой природы. Эта мера простирается до максимальной энтропии (H = 1), означающей неопределенность (отсутствие информации), хаос до исчезновения энтропии (H = 0), соответствующей упорядоченности отношений (наличие достаточной для этого информации). Связь хаоса либо упорядоченности с информацией довольно примечательна и очевидна, она выражается формулой H + J = 1 (const), где J обозначает информацию.

Именно в отсутствие информации возникает беспорядок, причем на любом уровне, начиная от одноклеточных организмов вплоть до человека, общества, государства и т. д. В живых системах благодаря врожденному инстинкту самосохранения развитие осуществляется в направлении от энтропии (хаоса) к негэнтропии (упорядоченности). Для социальных систем, заинтересованных в своем сохранении, иное развитие не представляется возможным. Подчинение индивида данному правилу выражается, как уже было сказано, через проявление эмоций. В целом развитие индивида в обществе и объяснение его поведения можно осуществлять с учетом уровня энтропии — информации либо организации или дезорганизации системы. В связи с наличием третьего фактора (временного) модель является трехмерной и характеризует процесс самоорганизации изучаемого объекта. Из приведенной выше формулы, означающей постоянство энтропии и информации, вытекает, что на развитие человека и общества распространяются законы термодинамики неравновесных систем (законы сохранения массы, импульса и энергии).

Из всех существующих законов сохранения наиболее важный — закон сохранения энергии — характеризуется в реальности признаком неочевидности, нематериальности, что позволяет длительное время явно недооценивать его роль в человеческих отношениях. Тем не менее взаимосвязь энергетического состояния индивида и его поведения очевидна, на что обратил внимание А. Лоуэн. Поэтому к законам сохранения массы, импульса и энергии можно дополнить закон сохранения или постоянства энтропии и информации, т. е. H + J = 1. Тогда содержание всеобщей формулы будет составлять суммы массы тел (M), их импульса (дельтаF) и энергии (E), а также неизменности в совокупности величин энтропии и информации. В результате получаем формулу, которая связывает различные уровни мироздания и способна объяснить причины и направление развития микро — и макрообъектов: H + J = M + дельтаF + E = 1. С определением массы и импульса в материальном мире нет особых трудностей, а величина энергии известна по формуле E = mc. Поскольку эмоции человека характеризуют его реакцию на все внутренние и внешние раздражения, то, по существу, являются интегральным индикатором состояния внутреннего и внешнего мира в каждый настоящий момент.

При этом глубина эмоционального состояния определяет величину расхождения сформированных у индивида представлений о мире и настоящей реальности, что не может не затрагивать вопросы безопасности жизненного существования на самом глубоком, подсознательном уровне. Поэтому угроза безопасности вызывает появление различных эмоций, которые, по своей сути, направляют поведение на устранение обстоятельств, вызывающих расхождение внутреннего и внешнего мира. Применительно к агрессивности А. Менегетти отмечал, что она представляет собой потребность воссоединения частей в единое целое. Однако можно считать, что такой же смысл содержится и в любой негативной эмоции человека. Что касается положительной эмоции, то ее наличие свидетельствует о равновесии внутреннего и внешнего мира, о гармонии и резонансном состоянии обеих систем, в котором человек в результате взаимообмена (информацией, массой, импульсом) получает значительную энергетическую поддержку извне.

Сказанное означает, что эмоциональное состояние человека характеризует разницу расхождений между субъективными представлениями и реально существующими уровнями энтропии, информации или сочетания массы, импульса и энергии. В результате получается следующая формула: SUM Эм = 1 — d, где SUM Эм — суммарное эмоциональное состояние человека, а d — степень соответствия между субъективным представлением о мире в указанных категориях и реальным. Из данной формулы следует, что чем меньше представления человека соответствуют окружающей реальности, тем выше уровень эмоционального состояния и наоборот. Возникшие эмоции через различные контуры (анализаторы поступающей информации) оказывают воздействие на поведение человека через его сознание и подсознание по типу отрицательной обратной связи. Таким образом, к всеобщим законам сохранения массы, импульса и энергии можно добавить и соответствующий им закон сохранения эмоций, позволяющий с научной точки зрения, без применения терминов «аффект», «невменяемость» и т. д. (противоречащих законам сохранения материи и энергии), объяснить различные эмоциональные состояния человека. В свою очередь, это означает, что никакие эмоции или их степень не формируют поведение субъекта и не могут увеличивать характер и степень опасности совершенного деяния либо личности. Они носят информационный характер, отражающий характер взаимодействия внутреннего мира индивида и окружающей действительности во всем его разнообразии и на всех сознательных и подсознательных уровнях. Другими словами, никакие отрицательные эмоции не могут иметь значения квалифицирующих признаков, так же как, например, указатель поворота автомобиля не может отвечать за то, куда или когда повернет на самом деле водитель транспортного средства.

Эмоции выполняют роль элемента компенсаторного механизма человеческого организма, осуществляющего функции поддержания и повышения его энергетического уровня, необходимого для выполнения как осознанных, так и неосознанных человеком жизненных целей. На эмоциональный регулятор оказывают многоуровневое воздействие сознание и подсознание человека, в которых отражаются, с одной стороны, заложенные генетически и сформированные в обществе субъективные представления прошлого о закономерностях бытия, мироустройства и места человека в нем. С другой стороны, через подсознание в психику индивида проникают реальные закономерности бытия, мироустройства, вносящие корректировку в жизненное предназначение субъекта. Энергетическая составляющая является первостепенной линией любого его поведения. Источниками жизненной энергии служат не только физические (продукты питания, вода, воздух), осознаваемые предметы материального мира, но и нематериальные каналы, имеющие волновую природу взаимодействия на различных уровнях бытия.

Предлагаемая модель энергоинформационного взаимодействия человека с окружающим его миром позволяет внести следующую гипотезу. Несоответствие у человека сознательной (приобретенной в обществе, социальной) информации вызывает внутреннее несоответствие с мироустройством (неосознанный уровень взаимодействия). Данное несоответствие вызывает определенное эмоциональное состояние, которое запускает компенсаторный механизм индивида, направленный на достижение определенного равновесия между внутренним миром человека и внешней средой. Последнее возможно в двух ситуациях: либо изменение внутреннего мира, т. е. изменение степени сознания и отношения к существующему мироустройству; либо изменение внешнего мира, что ведет к формированию соответствующих целей и мотивов поведения, в том числе преступного. В результате в реальности первоначальная жизненная ситуация изменяется на вторичную, оказывающую определенное энергоинформационное воздействие на окружающую человека ноосферу. Последняя, в свою очередь, оказывает обратное влияние на индивида через его сознание и подсознание. Итак, несоответствие сознательной и подсознательной информации у человека указывает на неосознание им истинного мироустройства и места индивида в нем.

Предлагаемый подход, который можно назвать энергоинформационным, не только отвечает всеобщим законам сохранения массы, импульса, энергии, но и способен разрешить, в частности, проблему виктимологического поведения потерпевших (собственно виктимного и провокативного их поведения), неосторожных преступлений и иных событий, в настоящее время именуемых казусами, случайностями и т. д. Следствием такого подхода будет и предупреждение преступлений, и восстановление справедливости, и исправление осужденного, под которым в первую очередь следует понимать изменение его материального, разделенного мировоззрения на нематериальное, целостное. Разрешение двух других целей наказания создает необходимые предпосылки для достижения третьей цели наказания, т. е. исправления. В целом средства уголовно-правового реагирования должны быть направлены на достижение осознания субъектом взаимосвязи и единства его внутреннего мира с внешним, что ведет к достижению целостности, гармонии, здоровья и радости непреступной формы общения. Одновременно достигаются как задачи уголовного законодательства, так и цели наказания.

——————————————————————